Свобода передвижения и выбора места жительства

Оглавление

Статья 8. Основания ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

в пограничной зоне;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 446-ФЗ)

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Статья 6. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства

Гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 399-ФЗ, от 28.12.2013 N 387-ФЗ)

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

(часть вторая введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

А как у нас?

Главы различных регионов принимают указы, постановления о введении режима повышенной готовности, о введении мер для защиты от угрозы возникновения ЧС.

25 марта подписан Указ президента «Об объявлении в России нерабочих дней» (режим ЧС/ЧП/карантин не вводятся). В действительности это просто указ о «каникулах».

31 марта губернатор Новосибирской области Андрей Травников подписал постановление № 48 «Об ограничении доступа людей и транспортных средств».

Как это понимать и что это значит?

Губернатор указал не покидать место проживания (пребывания), кроме случаев:

  • обращения за экстренной помощью, в случае прямой угрозы жизни и здоровью;
  • следования к месту (от места) работы, передвижение по области, для работников непрерывно работающих организаций и организаций, деятельность которых не приостановлена (доставка, перевозка);
  • следования к ближайшему месту приобретения товаров первой необходимости, работ, услуг;
  • выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
  • выноса отходов до ближайшего места накопления мусора.

Статья 6. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства

Гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

История

После Шестидневной войны 1967 года израильские военные объявили Западный берег и сектор Газа закрытыми военными районами своим военным приказом № 1 . В 1972 году были изданы общие приказы о выезде, позволяющие жителям Западного берега и сектора Газа беспрепятственно выезжать и перемещаться между сектором Газа и Западным берегом. Палестинцам также разрешили поехать в Израиль, который включал Восточный Иерусалим после его аннексии Израилем. Палестинцам не разрешили находиться в Израиле с 1:00 до 5:00 утра. Эти приказы о выезде были впервые ограничены в июне 1989 года, вскоре после начала Первой интифады . В Израиле была создана система магнитных карт , и только те, у кого была такая карта, могли въезжать в Израиль из сектора Газа. Магнитные карты не выдавались освобожденным заключенным, бывшим административным задержанным или людям, которые были задержаны и освобождены без предъявления им обвинений.

В 1991 году, во время войны в Персидском заливе , были отменены общие приказы о выезде и была введена новая политика, требующая от каждого жителя получения личного разрешения на выезд для въезда в Израиль. Поначалу большинство палестинцев могли продолжать въезжать в Израиль в обычном порядке, поскольку Израиль выдавал много разрешений на относительно длительные периоды. Однако постепенно разрешительная политика Израиля становилась все более строгой. В соответствии с политикой постоянного закрытия жителей Газы требовалось личное разрешение на выезд для поездки в пределах Израиля или Западного берега.

В марте 1993 года Израиль полностью закрыл сектор Газа, построив новые контрольно-пропускные пункты. Общая политика закрытия была введена после убийства девяти израильских гражданских лиц и шести сотрудников сил безопасности палестинскими жителями палестинских территорий. Израиль заявил, что закрытие территорий обеспечивает безопасность израильтян и ограничивает политическое насилие со стороны палестинцев. Амаль Джамал, профессор политологии в Тель-Авивском университете, говорит, что эта политика использовалась как «политическое оружие, чтобы заставить палестинцев согласиться с краткосрочными экономическими улучшениями над долгосрочными территориальными и политическими решениями».

В сентябре 2000 года начало Второй интифады привело к закрытию территорий Израиля и введению ограничений на передвижение палестинцев. С октября 2000 года Израиль полностью закрыл сектор Газа. В 2005 году израильтяне из израильских поселений Гуш-Катиф были эвакуированы в рамках израильского плана одностороннего разъединения , и все ограничения Израиля на передвижение внутри страны были сняты. В 2007 году ХАМАС захватил сектор Газа, после чего Израиль и Египет ввели блокаду сектора Газа и в значительной степени закрыли его границы. Израиль еще больше усилил блокаду после того, как ХАМАС начал ракетные обстрелы Израиля. Блокада ограничивает передвижение людей в Израиль и другие части палестинских территорий. По словам Бецелем, нынешние ограничения Израиля на передвижение палестинцев, введенные с начала Второй интифады, являются самыми строгими на сегодняшний день, введенными Израилем.

Республика Коми

В Республике Коми с 30 марта ужесточили режим повышенной готовности, введённый ранее главой региона. В ответ президент палаты РК обратился с просьбой внести в указ дополнения, предусматривающие беспрепятственность деятельности адвокатов в период самоизоляции.

На обращение отреагировал минюст РК. 2 апреля палата получила разъяснение, в котором говорится, что адвокат, следующий к месту производства следственных и других процессуальных действий, не подпадает под действие «антивирусных» указов главы Коми. Тем не менее адвокату стоит быть начеку и иметь документы на случай проверки. «В случае истребования пропусков сотрудниками полиции или Росгвардии адвокату необходимо иметь при себе удостоверение, ордер, электронное сообщение о вызове для участия в процессуальном действии/ судебном заседании», – приводит палата ответ минюста.

Порядок регистрации граждан РФ по месту жительства

Процедура осуществления прописки по месту проживания для российских граждан состоит из следующих шагов:

  • Составление заявления о снятии с регистрационного учёта с текущего места прописки.
  • Далее необходимо пройти процедуру снятия с учёта. Для этого требуется явиться с необходимыми документами в федеральную миграционную службу или другой компетентный орган, осуществляющий данные процедуры по месту жительства. На базе предоставленных бумаг составляется лист выбытия, после чего гражданин заполняет форму для прописки, которая подтверждает факт снятия с регистрационного учёта.
  • Следующим шагом является подача документов в соответствующие органы для регистрации по новому месту долгосрочного пребывания. Помимо пакета документов, в регистрационное учреждение ФМС должны прийти все члены семьи от 14 лет, которые участвуют в перерегистрации. После проверки бумаг, если они правильно заполнены, их передают главе отделения, который осуществляет прописку и указывает в какой срок можно забрать документы;
  • Оформленные бумаги выдаются любому члену семьи, проходящему процедуру регистрации, под роспись.

Правила регистрации по месту жительства устанавливаются следующими законодательными актами:

  • Законом № 5242-1 “О праве граждан на свободу передвижения”;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Жилищный кодекс РФ;
  • Постановление правительства РФ № 713 от 17.07.1995 “Об утверждении правил регистрирования”.

В субъектах Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные особенности процедуры регистрации, однако перечисленные шаги являются основными и действуют на территории всей страны и её субъектов.

Сроки

Согласно законодательству № 5242-1, регистрационные органы службы миграции обязаны в течение трёх дней произвести регистрацию гражданина на новом месте и выдать в течение этого срока его паспорт с соответствующей пометкой о месте прописки.

Для регистрации можно обратиться в следующие учреждения:

  • Отделение Федеральной миграционной службы;
  • Отделение МВД, которое осуществляет функции ФМС, если она отсутствует в населённом пункте;
  • Паспортный стол;
  • Многофункциональный центр;

В соответствии с законом о прописке, граждане вправе выбирать на своё усмотрение организацию для осуществления прописки.

В соответствии со статьёй 19.15.1 КоАП РФ, проживание без временной или постоянной регистрации — недопустимо. Прописка является обязательной для всех.

При выявлении отсутствия регистрации, административным кодексом предусматриваются следующие штрафные санкции:

  • 3 тысячи рублей для проживающего;
  • 5 тысяч рублей для хозяина жилой площади;
  • в Москве и Санкт-Петербурге штраф составляет 5 и 7 тысяч рублей соответственно.

В соответствии со статьёй 322.2 УК РФ, в случае фиктивной прописки гражданина РФ или иностранца, для владельца квартиры или другого лица, совершившего правонарушение, устанавливаются следующие меры наказания:

  • штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или трёхгодичной заработной платы;
  • исправительные работы на протяжении до трёх лет с ограничениями на отдельные виды деятельности;
  • заключение на срок до 3 лет.

Если правонарушитель самолично сообщает о фиктивной регистрации, он может быть освобождён от штрафных санкций.

Проживание без прописки допускается только в случае, если жилец является близким родственником хозяина квартиры или зарегистрирован в том же городе.

Список документов

Перечень документов, необходимых для регистрации по новому месту жительства, устанавливается статьёй 6 настоящего законодательства.

Список требуемых бумаг:

  • Удостоверение личности;
  • Заявление;
  • Листки о выбытии и прибытии;
  • Документы, которые подтверждают право прописки (договор аренды или собственности).
  • Разрешение на регистрацию, если гражданин не является собственником жилья.

В заявлении на регистрацию необходимо указать следующую информацию:

  • Полное название организации, в которую оно подаётся;
  • Контактные данные заявителя и собственника жилья (фамилия, имя, отчество, номер телефона);
  • Адрес квартиры или дома;
  • Основания для прописки;
  • Сведения о выселении с предыдущего жилья;
  • Подпись владельца жилого помещения.

Палаты выразили обеспокоенность

Во многих других регионах статус адвоката в условиях карантина до сих пор не разъяснён. Адвокатские палаты разослали обращения к местным властям с просьбой разъяснить, могут ли защитники передвигаться к месту работы. «Улица» сообщает лишь о некоторых из них. 

31 марта вице-президент палаты Башкортостана Денис Юмадилов обратился к главе республики с просьбой вывести адвокатов из-под действия указа об ограничении передвижений. Он объяснил это опасением, что «при осуществлении адвокатом профессиональных обязанностей при перемещении в орган следствия или суд на адвоката может быть наложен административный штраф за нарушение введённого режима самоизоляции».

В тот же день к врио губернатора обратилась адвокатская палата Севастополя. Там посетовали на отсутствие прямого указания на адвокатскую деятельность в постановлении о введении режима повышенной готовности. Палата попросила не ограничивать передвижение адвокатов при предъявлении ими удостоверения.

1 апреля президент палаты Оренбургской области написал письмо губернатору с просьбой «явным образом» вывести адвокатов из-под ограничений передвижения, введённых властями накануне.

VI.2.3. Право на свободу передвижения и выбор места жительства для переселенцев, которые в рамках программ возвращения этнических немцев прибывали на территорию Германии, — BVerfGE 110, 141 ff.

Переселенцы и поздние переселенцы из бывшего СССР — это по смыслу ст. 116 Основного Закона немцы, и потому им гарантируется получение немецкого гражданства и свобода передвижения. Законом ФРГ о месте жительства (Wohnortzuweisungsgesetz <19>) были установлены определенные ограничения свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания для переселенцев из бывшего СССР и для переселенцев из бывшей ГДР. В 1996 г. в данный Закон были внесены изменения и дополнения, согласно которым вновь приезжающие могут обращаться за социальными выплатами только по месту пребывания, которое им было предписано при переселении. Свобода передвижения вышеупомянутых групп населения ограничивалась, так как по предписанному месту жительства они должны были находиться 3 года, причем действие подобного предписания, вне зависимости от причин, для отдельного переселенца не могло быть изменено ранее чем через 2 года. Кроме того, был установлен срок действия Закона, дабы оптимизировать имевшие место конституционные сомнения <20>.

<19> Gesetz uber die Festlegung eines vorlaufigen Wohnortes fur Spataussiedler vom 15.07.1989, BGBI 2005, 2472. (seit 31.12.2009 ausser Kraft).<20> BT-Drs. 13/8850. S. 3.

Статья 11, абз. 2, Основного Закона позволила законодателю установить ограничения права на свободу передвижения в контексте защиты целого ряда лиц, проживающих в землях, коммунах, на территории ФРГ, ведь прибытие достаточно большого количества переселенцев требует дополнительных средств, изысканий и ресурсов. В то же самое время было подтверждено по смыслу ст. 11, абз. 1, Основного Закона, что переселенцы, выбравшие иное место пребывания, чем то, которое им было предписано, теряют право на получение выплат за переезд в ФРГ <21>. Подобное ограничение было широко оспорено <22>, однако было подтверждено рядом решений Конституционного суда ФРГ <23>.

<21> BVerfG (Anm. 23). 17.03.2004. 1 BvR 1266/00. BVerfGE 110. 177(191); BVerfG. 09.04.2009. 6B 80/08; vgL BVerfG, Urt. v. 17.02.2010..1 BvR 529/09 // NVwZ. 2010. S. 1022; OVG Bremen. Beschl. V 24.11.2008. Az.: S 2 B 558/08.2 S. 559/08.<22> Silagi M. Art. 11 und § 3 WoZuG — zur Festschreibung der Einschrankung der Freiztigigkeit im Wohnortzuweisungsgesetz durch das Bundesverfassungsgericht // ZAR. 2004. S. 225 (228).<23> BVerfG (Anm. 22) E 2. 266 (278 f); BVerfG (Anm. 23). E 110. 177 (190 f); BVerfG, Beschl. v. 31.08.2005.1 BvR 700/05 (Treuhandervergutung) // NJW. 2005. S. 3132.

V.2. Ограничение права на свободу передвижения по законодательству ФРГ

Согласно ст. 11, ч. 2 Основного Закона ФРГ, право на свободу передвижения может быть ограничено только законом или в специально оговоренных случаях. К таковым относятся:

недостаточность средств к существованию/жизни. Данное основание применимо, когда возраст, профессия, здоровье человека дают основание разумно сомневаться в возможности зарабатывания средств к существованию и самостоятельному финансовому обеспечению <2>. Так, слепой работник, который является на 100% неспособным к трудовой деятельности, не может ссылаться на право свободного перемещения, пребывания и поиска работы на территории ФРГ. Подобное положение находит свое отражение в § 5 Закона ЕС о свободе передвижения, при условии, что указанное лицо не подходит под категорию лиц, указанных в § 2, абз. 1 Закона о свободе передвижения (граждане ЕС и члены их семей. — Прим. пер.) <3>;

состояние чрезвычайного положения. Когда имеется угроза свободному и демократическому развитию, правопорядку, целостности и безопасности Федеративной Республики Германия по причине внутренних беспорядков, бунтов, нелегальных политических забастовок, угроз терроризма и т.д. Подобные угрозы могут быть в рамках одной федеральной земли <4>;

эпидемии, стихийные бедствия, тяжелые несчастные случаи. Опасность эпидемии связана с необходимостью предотвращения сложно переносимых болезней для людей и животных. Как прочие тяжелые несчастные случаи рассматриваются катастрофы технического происхождения, например заминированные территории, последствия более ранних повреждений окружающей среды, аварии описываются тяжелым нарушением экологического баланса <5>;

защита молодежи и юношества. Охватывает право родителей и государства принимать окончательные решения о местопребывании и местожительстве детей в рамках их права на воспитание <6>.

профилактика правонарушений;

ограничения для защиты гражданского населения по существу ст. 17 Основного Закона ФРГ.

<2> BVerwG, Urt. v. 05.02.1958. V C 324.56. E 6, 173 (175).<3> VG Osnabruck. Urt. v. 19.04.2010.5 A 63/09. Juris. Rn. 34,38.<4> Schade P. Grundgesetz mit Kommentierung. 5. Aufl. 2000. Art. 91, S. 146.<5> Gusy C., Art. 11 Rn. 59.<6> Randelzhofer A. (Anm. 4). Art. 11. Rn. 164; Gusy C. Op. cit. Rn. 61.

V.1. Ограничение права на свободу передвижения по законодательству РФ

Российский законодатель не установил каких-либо ограничений права на свободу передвижения в ст. 27 Конституции <1>. Ограничение прав человека регулируется ст. 55, ч. 3, Конституции, а в случаях установления режима чрезвычайной ситуации на территории РФ ст. 56, ч. 1, Конституции РФ.

<1> Статья 27 Конституции РФ гласит: 1. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. 2. Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Помимо этого, в Российской Федерации имеется целый ряд иных законов, которые регулируют возможные ограничения права свободы перемещения. Так, Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Федеральной службе безопасности предоставляются определенные полномочия в области проведения антитеррористических мероприятий, включая возможность ограничения основных прав. Изменения Закона о правовом статусе иностранцев от 15.01.2007 позволяют Правительству РФ для соблюдения национальных интересов и поддержания рынка труда, укорачивать или удлинять срок пребывания иностранцев на территории РФ.

Статья 55, ч. 3, Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 56, ч. 1, Конституции РФ гласит, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Статья 55, ч. 3, Конституции РФ предусматривает ограничение права на свободу передвижения, выбора местопребывания и места жительства в пределах России для граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства:

  • в пограничных зонах;
  • в закрытых военных городах;
  • на закрытых административно-территориальных территориях/образованиях;
  • в зонах экологического бедствия;
  • на территориях и в местах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
  • на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

VI.1.2. Лица, требующие психиатрической помощи по смыслу Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», и реализация их конституционных прав

Заявители — граждане РФ, которые в рамках судебного процесса были признаны недееспособными. Никто из заявителей не был уведомлен о дате, месте судебного заседания, равно как и о существе вынесенного в судебном процессе решения об их недееспособности. При этом на основании данного решения суда один из заявителей был помещен в психиатрическую лечебницу. Заявители требует признания нарушения их конституционных прав, в том числе права на личную свободу и неприкосновенность, право на выбор места жительства и проч. <9>.

<9> Постановление Конституционного Суда РФ от 27.02.2009 N 4-П (город Санкт-Петербург) «По делу о проверке конституционности ряда положений ст. 37, 52, 135, 222, 284, 286 и 379.1 Гражданского процессуального кодекса РФ и части четвертой ст. 28 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в связи с жалобами граждан Ю.К. Гудковой, П.В. Штукатурова и М.А. Яшиной» // Российская газета. N 4869. 2009.

По Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» <10> имеется возможность госпитализации недееспособного лица в недобровольном порядке при наличии согласия его опекуна без судебного решения. При этом возможность покинуть психиатрическую клинику привязано к личному заявлению лица и заключению врачебной комиссии, подтверждающему, что указанное лицо по состоянию здоровья может проживать самостоятельно. При отсутствии указанного заключения врачей лицо принуждено жить в таком учреждении, что является несомненным нарушением права на свободу передвижения и права на выбор места жительства/пребывания. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.02.2009 <11> было определено, что принудительная госпитализация лиц в психиатрическую клинику является беспрецедентным ограничением свободы и допустима лишь на основании решения суда. Для предотвращения конфликта интересов между пострадавшим лицом и его опекуном и/или законным представителем необходимо, чтобы гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, был вызван в судебное заседание, если это возможно по состоянию его здоровья, а в случаях, когда его присутствие в судебном заседании создает опасность для его жизни либо здоровья или для жизни либо здоровья окружающих, данному лицу должна быть предоставлена возможность изложить суду свою позицию лично либо через выбранных им самим представителей.

<10> Собрание законодательства РФ. 1995. N. 18. Ст. 1665.<11> 27.03.2008 Европейский суд по правам человека в решении «Штукатуров против России» указал на нарушение субъективных прав, в том числе ст. 5, абз. 1, ч. 5, абз. 4 Европейской конвенции, см.: Российская газета. N 4122. 2006.

Как следствие, были признаны не соответствующими Конституции РФ положения ст. 28, ч. 4 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», согласно которым лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его законного представителя, в той мере, в какой данное положение предполагает помещение недееспособного лица в психиатрический стационар без судебного решения, принимаемого по результатам проверки обоснованности госпитализации в недобровольном порядке.