Статья 37. труд свободен. каждый имеет право свободно распоряжаться своими

Содержание статьи 4 ТК

В начале статьи 4 даётся описание труда, имеющего принудительный характер. Он определяется как выполнение трудовой деятельности под угрозой наказания.

Далее приводится перечень примеров. Принудительным признаётся труд, использующийся:

  • для поддержания дисциплины;
  • как ответ на участие в забастовке;
  • в целях мобилизации для потребностей государственного экономического развития;
  • для наказания за имеющиеся у сотрудника политические или идеологические взгляды;
  • как средство применения дискриминации по расовой и иной принадлежности.

Особо отмечено, что к принудительному труду относится рабочая деятельность, которой сотрудник занимается под угрозой наказания, в том числе насильственного характера, хотя он вправе по действующему законодательству отказаться от её выполнения. Приводится два примера таких отказов:

  • из-за нарушений нанимателем условий по выплате зарплаты (сроков выплат или величины денежных сумм);
  • из-за угроз здоровью сотрудника по причине нарушения правил безопасности труда.

В заключительной части приводятся ситуации, когда труд не является принудительным. Сюда относится работа, которая:

  • имеет обязательный характер по законодательству о военной (альтернативной) службе;
  • необходима из-за введения в правомочном порядке чрезвычайного/военного положения;
  • выполняется в чрезвычайных ситуациях: при пожарах и т.п.;
  • обязательна вследствие судебного приговора.

Важно подчеркнуть, что этот список носит закрытый характер, не допускающий свободного толкования и включения иных ситуаций. В целом разобранные положения конкретизируют статью 37 Конституции, подчёркивающую свободный характер труда и запрет на его принудительное использование

В целом разобранные положения конкретизируют статью 37 Конституции, подчёркивающую свободный характер труда и запрет на его принудительное использование.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Статья 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статья 135

1. Положения , и Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений , и Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Статья 136

Поправки к Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Статья 137

1. Изменения в Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в Конституции Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указательА  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Комментарий 2

1. Свобода труда в Российской Федерации реализуется в следующих формах: заключение трудового договора (контракта), вступление в члены корпоративной организации, индивидуальная и частнопредпринимательская деятельность. Каждый может создать предприятие в установленном законом порядке или осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. ТК предусматривает, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

— избрания (выборов) на должность;

— избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

— назначения на должность или утверждения в должности;

— направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;

— судебного решения о заключении трудового договора;

— фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

2. Одной из гарантий свободы труда является запрет принудительного труда. Принудительным трудом в соответствии со ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.) считается любая форма принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания.

Не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, предусмотренных военной службой, в условиях чрезвычайного положения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией МОТ № 29 (1930 г.), а также ТК.

3. Право на труд в условиях безопасности и гигиены не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всем производством. Но государство гарантирует работнику и требует от работодателя соблюдения определенных Конституцией условий: условия труда должны отвечать требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд должно выплачиваться без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Если эти требования не обеспечиваются, работодатель несет за это ответственность вплоть до уголовной.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую занятости населения, и бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве или переобучении.

4. Трудовые споры — это неурегулированные разногласия между работником и работодателем (индивидуальный трудовой спор) или коллективом работников и работодателем (коллективный трудовой спор) по поводу условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, применения трудового законодательства. Коллективный трудовой конфликт разрешается с использованием примирительных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 23.11.1995 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Забастовка признается крайней мерой разрешения трудового спора, применяемой с целью оказания давления на работодателя.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в соответствии с ТК комиссиями по трудовым спорам и судом.

5. Гарантиями права на отдых является установление максимальной продолжительности рабочего времени (не более 40 часов в неделю); видов времени отдыха, к которым в соответствии с ТК относятся:

— перерывы в течение рабочего дня (смены);

— ежедневный (междусменный) отдых;

— выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

— нерабочие праздничные дни;

— отпуска.

Верховенство конституционных принципов при правовом регулировании общественных отношений в сфере труда

Конституция как акт высшей юридической силы в государстве и одновременно как юридическая база для всех отраслей национального законодательства закрепляет основные права и свободы человека и гражданина в самых различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере труда. Особый повышенный статус конституционных прав и свобод определяется положениями Конституции РФ. В части 2 статьи 4 закреплено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Приоритет Конституции подчеркнут в ч. 1 ст. 15, где указано, что она «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

По сравнению с предшествующими Основными Законами Российской Федерации (а также СССР) действующая Конституция РФ содержит более обширный перечень принципов, прав и свобод человека и гражданина в целом и в частности непосредственно в сфере труда. Очевидно, что расширение круга принципов, прав и свобод в любой социальной сфере не только обусловливает новый подход к толкованию конституционных норм, но и может явиться основой для иного подхода к регулированию возникающих отношений.

Попытаемся осветить и проанализировать некоторые конституционные понятия и принципы в сфере правового регулирования труда.

В Конституции РФ закреплены такие важнейшие начала в сфере труда, как принцип свободы труда, принцип недопустимости дискриминации в трудовых отношениях, принцип охраны труда государством, принцип гарантированных минимальных условий труда, принцип свободы объединения и ряд других.

На первое место поставлен принцип свободы труда. Его содержание до настоящего времени вызывает активные дискуссии в среде современных правоведов <2> и представляется нам весьма сложным и интересным. Основная проблематика в исследовании этого понятия состоит в том, чтобы выявить его действительное содержание, предусмотренное конституционной нормой.

<2> См.: Федин В.В. Соотношение принципа свободы труда и права на труд // Lex Russica — научные труды МГЮА. 2004. N 2. С. 411 — 435; Снегирева И.О. Конституционная основа трудового законодательства России // Трудовое право. 2004. N 6. С. 12 — 20; 2004. N 4-5. С. 43 — 48; Ершова Е.А. Конституция как источник трудового права // Трудовое право. 2004. N 3. С. 39 — 42 и др.

Прежде всего, содержание ч. 1 ст. 37 Конституции РФ: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию», можно рассматривать как конституционную гарантию каждого гражданина на труд в любой избранной им форме. В данном случае принцип свободы труда понимается как гарантия реализации возможности трудиться (или не трудиться), т.е. заниматься (или не заниматься) общественно полезным трудом в любых формах.

Формы реализации права на труд весьма разнообразны. Ими могут быть: работа по трудовому договору с работодателем, государственная служба по служебному контракту в качестве государственного служащего, военная служба по контракту в Вооруженных Силах РФ, работа, выполняемая по гражданско-правовым договорам с юридическими и физическими лицами, и многие другие формы, в том числе занятие индивидуально-трудовой деятельностью <3>. Вместе с тем принцип свободы труда предполагает возможность реализации каждым личного волеизъявления, направленного на отказ от выполнения той или иной работы (деятельности). Таким образом, рассматривая принцип свободы труда в таком (широком) аспекте, можно сказать, что в его содержание входит право каждого на распоряжение своими способностями к труду посредством вступления в различные общественные отношения по участию в труде, в том числе и в сфере наемного труда в качестве работника (служащего), равно как и право на отказ от таких действий.

<3> См. подробнее: Попонов Ю.Г. Проблемы правового регулирования общественных отношений по участию в труде: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1983. С. 12 — 13.

Многообразие форм реализации конституционного принципа свободы труда в различных сферах общественных отношений по участию в труде не сужает распространение данного принципа при возникновении любых правоотношений, связанных с трудом.

Однако в настоящей статье авторы считают целесообразным рассмотреть понятие и содержание конституционного принципа свободы труда только в аспекте его реализации непосредственно в сфере трудового права.

Какими документами регулируется право на труд

В целом история развития правового регулирования права на труд в международном сообществе начинается с принятия Всеобщей декларации прав человека в ООН в 1948 году. Именно этот международный документ стал первым, в котором было закреплено наличие права на труд. Однако в дальнейшем также принимались документы международного уровня, регулирующие этот аспект правоотношений. В частности, к ним можно отнести:

  • Европейскую социальную хартию от 1961 года.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 года.

Отдельно следует отметить и региональное международное законодательство. Так, право на труд закреплено в том числе в Африканской хартии прав человека и народов, в Американской конвенции о правах человека, а также ряде иных нормативных документов и актов.

Тем не менее, исторически право на труд рассматривалось на уровне отдельных государств и ранее. В частности, в Конституции СССР от 1936 года уже присутствовало право на труд — в вопросах обеспечения социальных гарантий пролетариата Советский Союз в рамках нормативных документов опережал многие другие государства.

Функции

Любая Конституция является базовым юридическим документом, на основе которого формируется вся правовая система страны. Базовый характер проявляется в декларации основных прав и свобод граждан, принципов устройства государства и отдельных его структур. Описать в одном документе все правовые механизмы реализации декларируемых норм невозможно, поэтому вся правовая система страны строится по принципу детализации системы защиты конституционных прав, свобод и обязанностей.

Конституция РФ делится на три части:

  • описание строя как принципиальной основы формирования общества;
  • устройство системы управления;
  • защищаемые властью права людей.

Российская Федерации и Россия – это равнозначные понятия, которые используются в любых официальных документах. Главным носителем власти в стране является население, которое реализует свои полномочия непосредственно (через выборы и референдум), а так же опосредованно, делегируя властные полномочия государственным и муниципальным органам.

Таким образом, Конституция создаётся для того, чтобы обозначить основные права и обязанности граждан. Обычно именно это считается главным. Однако не менее значимым является построение государственной системы, которая и должна защищать права граждан.

Как обеспечивается право на труд в трудовых правоотношениях в РФ

На текущий момент право на труд в Российской Федерации прямо закреплено в Конституции. Его правовое регулирование обеспечивается положениями статьи 37 Конституции России. При этом гарантируется:

  • Запрещение принудительного труда.
  • Обеспечение оплаты за труд не ниже МРОТ.
  • Труд в условиях, отвечающих требованиям гигиены и безопасности.
  • Наличие права на отдых.
  • Право на ведение индивидуальных и коллективных трудовых споров и на забастовку.
  • Отсутствие дискриминации в трудовых взаимоотношениях.

Следует отметить, что Конституция не относится к законодательным документам прямого действия, а значит — для реального урегулирования трудовых взаимоотношений необходимы иные нормативно-правовые документы и акты. В Российской Федерации базовым документом, который регламентирует трудовые взаимоотношения, является Трудовой кодекс. Однако отдельные аспекты трудовой деятельности также регулируются и иной документацией. Так, Гражданский кодекс рассматривает особенности несения сторонами материальной ответственности и заключение гражданско-правовых договоров, Налоговый — обеспечение уплаты налогов и сборов, КоАП РФ и Уголовный кодекс — несение ответственности за нарушение определенных норм трудового права.

Наконец, есть и большое количество отдельных федеральных законов, правительственных постановлений и документов от Министерства труда, которые рассматривают другие аспекты трудовых прав работников. Определенные нормативы принимаются в том числе и на региональном уровне. Наконец, самой последней ступенью правового регулирования трудовых взаимоотношений являются локальные нормативные акты, принимаемые непосредственно в рамках отдельных субъектов хозяйствования.

Право на коллективные и индивидуальные споры

Право на коллективные и индивидуальные споры является одним из субъективным прав самого работника, данное право имеет конкретную структуру. Право работника на индивидуальные и коллективные трудовые споры состоит из четырех юридических возможностей:

  • возможности обращения в определенные органы юрисдикции с заявлением о рассмотрении спора трудового характера, то есть право на действия собственной направленности;
  • возможность на требование рассмотрения какого-либо трудового спора от юрисдикционного органа, на рассмотрение которого поступает данный спор трудового характера, то есть право на чужие действия;
  • возможность использовать права и гарантии, которые предоставляются законодательством во время разбирательства трудового спора;
  • возможность на обжалование необоснованных, а также незаконных действий (бездействий) органа юрисдикции, который имеет полные полномочия на разрешение и рассмотрение трудового спора.

В Конституции Российской Федерации 45 статья дают гарантию на государственную охрану свобод и прав человека, и гражданина находящегося в России. Каждый имеет полное право защищать свои свободы и права всеми способами, которые не запрещаются законом. Гражданин вправе пользоваться всеми видами обжалования.

Замечание 2

Данная конституционная норма нашла свое развитие и отражение в разделе XIII ТК РФ о охране трудовых прав работника. Особенно это имеет отношение к новому способу защиты законных интересов, а также трудовых прав работников.

Статья 46 Конституции Российской Федерации дает гарантию каждому на судебную защиту его свобод и прав. Действия (бездействия) и решения государственных органов власти, местных органов самоуправления, должностных лиц и общественных объединений могут обжаловаться в судебном процессе.

На данный момент суд является основным независимым органом гос. власти, который занимается разбирательством индивидуальных трудовых споров.

Замечание 3

Что же касается Конституции, то ее род деятельности – это установление дальнейших расширений сфер судебной защиты.

В Конституции Российской Федерации 48 статья дает право каждому на получение помощи от квалифицированного юриста. Каждое лицо, чьи свободы, интересы, а также трудовые права были нарушены, имеет полное право пользоваться профессиональной юридической помощью.

126 статья Конституции говорит о том, что Верховный Суд Российской Федерации представляет собой высший орган судебной власти по уголовным, гражданским и административным, а также другим делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляется в определенных формах процессуального характера судебный надзор за их деятельностью, при этом дает необходимые разъяснения касающиеся вопросов судебной практики.

Спрашиваем и отвечаем по статье 4 ТК

Считается ли работа, за которую работодатель задерживает выплаты, имеющей принудительный характер?

Да, в соответствии со статьёй 4 ТК. Принуждение к ней работодателем не допускается, и сотрудник может вовсе отказаться от этой работы или приостановить её выполнение (статьи 142 и 379 ТК). Однако на практике есть ряд тонкостей по отказу или приостановке работы. Так, по ст. 142 ТК сотрудник имеет право приостановить подобную работу, но лишь после того, как сообщил об этом нанимателю в письменном виде, а также при условии, что зарплата задерживается на срок свыше 15 дней. Также подчёркивается, что госслужащие не вправе приостанавливать свою деятельность в данной ситуации. Налицо коллизия по приостановке работы, если задержка зарплаты менее 15 дней.

На какие правовые положения опирается статья 4 ТК?

Если говорить о международном законодательстве, то базой для этой статьи являются Конвенции МОТ № 29 и № 105, а также Международные пакты ООН о правах граждан от 1966 года. Эти правовые акты были ратифицированы в надлежащем порядке ещё при СССР. Также соответствующие положения содержатся в иных международных актах – Европейской конвенции о правах и свободах от 1950 года и т.д. В России в ст. 37 Конституции специально подчёркивается свободный характер труда и содержится прямой запрет на принуждение к нему.

Какая ответственность положена нанимателю за нарушение им статьи 4 ТК?

В первую очередь речь идёт об административной ответственности по ст. 5.27 КоАП. По этой статье положены штрафы от одной до пяти тысяч рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и от 30 до 50 тысяч для юридических лиц. В более тяжёлых формах речь может идти и о применении ст. 127.2 УК, по которой полагается весьма значительное наказание: сроки по обычным случаям до 5 лет, а с отягчающими обстоятельствами – до 15.

Как положения о принудительном труде применяются при увольнении сотрудника?

Работодатель не может отказать сотруднику в увольнении, если тот надлежащим образом оформил своё решение. Ведь в данной ситуации будет нарушена не только статья 4 ТК, но и статья 37 Конституции РФ. Исключения, указанные в ст. 4 ТК, касаются военнослужащих, периодов чрезвычайных ситуаций и т.д.

Эволюция правового закрепления права на труд в России

Рассматривая генезис конституционных принципов свободы труда и права на труд, представляется целесообразным отметить, что понятие свободы труда появилось и закреплено в Конституции России 1993 года впервые.

Еще в первой Конституции (Основном Законе) РСФСР 1918 г. в разделе первом «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» в целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства была введена всеобщая трудовая повинность (п. «е» ст. 3). В статье 18 Конституции было закреплено: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся да не ест!».

Конституционное закрепление основных прав и свобод граждан союзного государства было осуществлено в Конституции СССР 1936 г., в которой принцип, ранее содержавшийся в первой российской Конституции, был несколько изменен. В частности, в ст. 12 «сталинской» Конституции закреплялось: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «Кто не работает, тот не ест».

В СССР осуществляется принцип социализма «От каждого — по его способности, каждому — по его труду».

В статье 118 Конституции 1936 г. было четко указано: «Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.

Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы».

Принятая 7 октября 1977 г. новая Конституция СССР как Основной Закон советского общенародного государства, закрепляющая устои развитого социалистического общества, послужила основой для принятия 12 апреля 1978 г. Конституции (Основного Закона) РСФСР как одной из республик, входивших в состав Союза ССР.

В статье 38 Конституции РСФСР 1978 г. было провозглашено:

«Граждане РСФСР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства».

Наряду с этим нельзя не отметить, что в ст. 58 Конституции РСФСР провозглашалось: «Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина РСФСР — добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества».

Анализируя вышеприведенные конституционные нормы, можно было сделать однозначный вывод, что именно в них имело место закрепление права на труд, т.е. на получение гарантированной работы в соответствии с деловыми качествами и с учетом общественных потребностей. Несомненно, что в советский период право на труд трактовалось и понималось именно как гарантированное государством право гражданина России на получение работы, выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Вместе с тем право на труд означало обязанность государства предоставить работу в системе социалистической организации труда. Поскольку в силу приоритета государственной формы организации производства работодателем в этой системе в основном выступало непосредственно или опосредованно государство. Следует отметить, что и в тот период в целях сохранения и соблюдения конституционных гарантий при получении работы в негосударственной сфере (например, при заключении трудовых договоров о работе по личному найму, в религиозных организациях и др.) государство делегировало право осуществления контроля за соблюдением законности в трудовых правоотношениях профсоюзам, тем самым реализуя принцип единства в правовом регулировании труда в различных сферах.

Правовое регулирование права на труд нормами международного права

В статье 23 Всеобщей декларации прав человека (принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) закреплено:

  1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
  2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
  3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
  4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

В статье 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), ратифицированного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII <1>, также установлено, что участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, и определены меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами в целях полного осуществления этого права.

<1> Ведомости СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

Следует отметить, что в ст. 23 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1, также закреплено:

«(1) Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.

(2) Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.

(3) Каждый имеет право на защиту от безработицы.

(4) Принудительный труд запрещен».

Из вышеизложенного можно сделать бесспорный вывод, что отрицание права на труд не имеет под собой правовой основы, поскольку право на труд всех граждан, в том числе российских, закреплено как в российском законодательстве, так и в нормах международного права. Можно лишь согласиться с тем, что право на труд на сегодняшний день имеет иное содержание по сравнению с тем, которое оно имело до принятия Конституции РФ 1993 г. Цель настоящей статьи — не детализируя внутреннего содержание понятия права на труд, показать его как основной принцип трудового права, являющийся элементом конституционного принципа свободы труда.