От александра первого до путина обнуленного. краткая история российской конституции

Зачатки Конституции

Некое подобие конституционной монархии в России можно было наблюдать еще в начале XVII века. Так, власть царя Василия Шуйского ограничивала так называемая крестоцеловальная запись – документ о принятии присяги, сопровождавшейся целованием креста. Этот документ в числе прочего гарантировал представителям всех сословий законное судебное разбирательство, защиту от произвола, запрещал преследование родственников виновных и т.д. Принятие царем такой присяги, как ясно из названия, сопровождалось целованием креста.

Были и такие самодержцы, которые сами хотели ввести в России конституцию. К примеру, Александр I в начале своего правления мечтал дать своим подданным конституционное устройство, которое гарантировало бы им личную свободу и гражданские права. Здесь важную роль сыграл известный русский реформатор, законотворец Михаил Сперанский. В 1809 году он разработал «План государственного преобразования». В нем шла речь о введении конституционной монархии, ограниченной властью парламента, публичном ведении всех судебных дел, свободе печати и отмене крепостного права. Однако молодой император довольно быстро охладел к идеям о преобразованиях, а Сперанского и вовсе отправил в ссылку из-за его чрезмерной самоуверенности и излишне смелых проектов. В итоге лишь в 1830 году, уже при Николае I, под руководством Сперанского было разработано «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. В него вошли законы, начиная с «Уложения» царя Алексея Михайловича 1649 года до конца правления Александра І. А в 1832 году был составлен 15-томный «Действующий свод законов Российской империи». В годы царствования царя-реформатора Александра II Россия была как никогда близка к принятию конституции. Ее проект уже был подготовлен министром внутренних дел с Михаилом Лорис-Меликовым, однако в 1881 году накануне подписания манифеста о проведении реформ Александр II был убит народовольцами, и конституционный процесс был прерван.

После Февральской революции Временное правительство начало разрабатывать проект Конституции Российской демократической республики. Однако ему не суждено было воплотиться в жизнь: как мы все прекрасно знаем, в 1917 году к власти пришли большевики и Россия была провозглашена советской республикой.

Свойства Конституции РФ

Определение

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.

Основные свойства Конституции:

  • имеет высшую юридическую силу;
  • закрепляет принципы государственного устройства, порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод человека;
  • определяет порядок пересмотра данной Конституции.

Сущность Конституции заключается в том, что она устанавливает правовое демократическое государство, на основании того, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Принятие

Доработать его на этом этапе, внести предложения и опротестовать какие-либо статьи возможности уже не было. Альтернативных проектов на референдум не выносилось. Само голосование президент организовал с нарушением закона «О референдуме» и действовавшей Конституции, согласно которой принимать новый Основной закон должен был Съезд народных депутатов.

Пропрезидентские СМИ изо всех сил призывали народ голосовать «за»: в противном случае каналы и издания угрожали хаосом, гражданской войной и распадом России. Тем же грозил в своих обращениях к народу Ельцин. По данным исследователей А. Собянина и В. Суховольского, нормального обсуждения проекта и свободной агитации «против» него в СМИ не было.

«За» проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании 12 декабря 1993 года. Однако из общего числа избирателей (106,1 млн человек) на участки пришли только 58,1 млн, то есть менее 55%. Таким образом, «за» ельцинскую Конституцию проголосовало лишь около 30% списочного состава избирателей. В 32 регионах большинство проголосовало «против», в ряде регионов голосование не состоялось (Татарстан) или не проводилось вовсе (Чечня). И все же 25 декабря Конституция вступила в силу.

Бюллетень. (Политикус)

Публикация Конституции, 25 декабря 1993 г. (rg.ru)

К процедуре голосования тоже осталось много вопросов: почти всюду подсчет голосов вели некие рабочие группы, сформированные региональными администрациями, а ЦИК не предоставлял никому сводных таблиц результатов голосования, так что проверить подсчеты и с таблицами в руках опротестовать их никто не мог. Вдобавок ко всему еще 30 ноября ЦИК заблаговременно принял решение в ускоренном порядке уничтожить после референдума избирательные документы, что и было сделано уже в апреле 1994 года. Совпадение?

Внесённые изменения

В нашу Конституцию уже не единожды вносились правки.

Изменялись, например, названия субъектов РФ. Три региона — Ингушетия, Северная Осетия и
Калмыкия изменили свои полные наименования в 1996 году. Тогда же указами Президента были внесены
поправки в 65 главу Конституции. Также наименования меняли Чувашия и Югра в 2001 и 2003 годах
соответственно.

Менялись не только названия, но и составы субъектов. Так, в 2004 году в состав Пермского края
вошел Коми-Пермяцкий автономный округ (АО), в 2005 году в состав Красноярского края вошли
Таймырский и Эвенкийский АО. Затем в 2006 году в Камчатский край Корякский АО, в том же году в
состав Иркутской области вошел Усть-Ордынский Бурятский АО. В 2007 году объединились Читинская
область и Агинский Бурятский АО в состав Забайкальского края. Последние изменения в составе РФ
были в 2014 году: тогда в состав страны вошел Крым.

Больше исправлений в Конституцию РФ не вносилось.

История принятия Конституции РФ

Основной закон Российской Федерации был принят в 1993 году в ходе всенародного голосования.

Россия провозгласила свою независимость, как и другие союзные республики, после распада СССР («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации было закреплено новое название — Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России.

В 1993 году президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. В работе Конституционного совещания принимали участие представители политических партий и движений, ученые, представители субъектов РФ, народные депутаты России и др. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами главного законодательного органа России — Федерального Собрания.

С 1994 года указами президента России («О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря») день 12 декабря был объявлен государственным праздником. 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. С 2005 года 12 декабря более не является в России выходным днем, а День Конституции причислен к памятным датам России.

Основные положения Конституции РФ

В Конституции были прописаны основные принципы, которыми должны руководствоваться все граждане России. Установлены основы конституционного строя в РФ, а также определены права и свободы граждан в соответствии с Декларацией о правах человека. Разрешены вопросы федеративном устройстве государства и расписаны положения о трех ветвях власти, законодательной, исполнительной и судебной, а также о местном самоуправлении.

После вступления в силу Конституции РФ были проведены выборы в Государственную думу и в Совет Федерации, а также местные региональные выборы. Несмотря на ряд препятствий в становлении конституционного строя, Россия все-таки смогла стать современной, правовой, суверенной и независимой державой, соответствующей международным демократическим стандартам.

Это интересно: 1573,Принятие Соборного Уложения: разъясняем детально

Что из вопросов по конституции решает Госдума

Здесь всего несколько пунктов:

  1. Обвинения против Президента, чтобы отрешить его от должности.
  2. Объявление амнистии.
  3. Назначение на должность, либо освобождение от неё Уполномоченного по правам человека.
  4. Председатель счётной палаты и половина её аудиторов могут быть назначены, либо смещены с должностей представителями ГосДумы.
  5. То же касается Председателя Центрального Банка, если он допустил какие-либо нарушения.
  6. Каждый год государственная Дума заслушивает отчёт Правительства обо всей работе, проделанной в разных направлениях.
  7. Решение вопросов, связанных с доверием в адрес Правительства.
  8. Дача согласия на назначение Председателя Правительства.

Порядок изменения и пересмотра документа содержится в заключительных главах. В этих же главах описывают порядок, согласно которому временно изымают из действия отдельные положения Конституции.

Некоторые разделы посвящены самому Правительству РФ и тому, как оно должно действовать для разрешения тех или иных вопросов. Остальные направления регулируются органами власти, которые тоже действуют на основе Конституции.

Принятие Конституции РФ 1993 года

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года http://www.constitution.ru/.

По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов Конституции РФ, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» Конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса, но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции РФ, который в дальнейшем был вынесен Президентом РФ на общенародный референдум, и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования прошедшего 12 декабря 1993 г.

В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых — 32 937 630 (58,43 %) проголосовали за принятие новой Конституции, что составило гораздо менее половины всех избирателей. Замечания об искажениях в отчётах о проценте участия в голосовании поступили через несколько месяцев после референдума, однако они не были ни подтверждены, ни опровергнуты. Отсутствие детального отчёта о результатах голосования затрудняет оценку соответствующих данных Платковский, В. В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социологические исследования. — 1995. — № 10..

Годы конституционного кризиса

Как можно заметить, первые три года в существовании Российской Федерации прошли без наличия Конституции. Противостояние на вершинах власти повлекло за собой то, что проект принятия Основных законодательных актов откладывался на потом. Конфликт заключался в переделе власти между представителями различных политических взглядов, среди которых были, как представители бывшей советской партийной элиты, так и «новые русские», люди, набиравшие власть и влияние уже в новое время. Представители этих фракций находились в разных ветвях власти, как в исполнительной, так и в законодательной, что осложняло политическую ситуацию.

Кульминацией конституционного кризиса стали события, проходившие в Москве, в период сентября – октября 1993 года. Вооруженные стачки на улицах с применением тяжелой техники стали «последней каплей», после чего все участники стачек были разогнаны силовыми структурами, а президент России Борис Ельцин вплотную занялся реализацией конституционного проекта.

Последние поправки

Голосование за поправки в Конституцию прошло 1 июля 2020 года путем референдума. Конституция была обновлена и вступила в действие 4 июля 2020 года. Изменения коснулись 22 статей.

Приведем характеристику поправок.

По отношению к президенту:

  1. Одно лицо может занимать должность президента не больше двух сроков — из пункта 3 статьи 81 было исключено слово «подряд».
  2. Президентом может стать человек, проживающий в России не менее 25 лет (раньше было достаточно 10 лет) и не имеющий счетов и вкладов в иностранных банках.
  3. Если Госдума трижды отклонит кандидатуру премьер-министра, президент может распустить нижнюю палату парламента или назначить премьер-министра самостоятельно.
  4. Президент может назначать на должность и освобождать от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти.
  5. Президент назначает генерального прокурора и его заместителей, а также региональных прокуроров.
  6. Президент в праве стать сенатором Совета федерации пожизненно.

По отношению к Совету Федерации:

  1. В Совет Федерации может войти до 30 человек, назначенных президентом. Семь из них могут стать сенаторами пожизненно.
  2. Совет Федерации не дает согласие на утверждение генерального прокурора, его заместителей и региональных прокуроров, а проводит консультации с президентом по их кандидатурам.

По отношению к Государственной Думе:

  1. Государственная Дума утверждает кандидатуру премьер-министра, а не дает президенту согласие на нее.
  2. Государственная Дума утверждает вице-премьеров и министров.
  3. Государственная Дума может выдвигать обвинение в адрес президента для лишения его неприкосновенности.

По отношению к судебной системе:

  1. Количество судей Конституционного суда сократилось с 19 до 11.
  2. Президент может предложить Совету Федерации прекратить полномочия судей Конституционного, Верховного, кассационных и апелляционных судов. Раньше эту процедуру могли осуществлять сами судьи.
  3. Конституционный суд может проверять конституционность законов по жалобам россиян только в случае, если исчерпаны все другие средства судебной защиты.
  4. Конституционный суд по запросу президента должен проверять конституционность законопроектов до их принятия, а также конституционность законов субъектов РФ.

Другие поправки:

  1. Права иметь иностранные счета и вклады лишились помимо президента депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, судьи Конституционного суда и Верховного суда, а также главы субъектов.
  2. Органы местного самоуправления и органы государственной власти вошли в систему публичной власти и взаимодействуют друг с другом.
  3. Россия стала правопреемником СССР.
  4. Дети стали главным приоритетом политики России. Государство взяло на себя обязанности родителей в отношении сирот.
  5. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов оказалась защита брака как союза мужчины и женщины.
  6. Русский язык стал языком «государствообразующего народа».

Развитие Конституции в России

В настоящий момент действует Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г. До ее принятия конституционный строй российского государства прошел сложный путь развития, начиная с Конституций СССР. Впервые Конституция была принята в 1918 г. Она основывалась на «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая назвала советское государство федерацией советских национальных республик, а Россию — республикой Советов. Именно эти основополагающие принципы легли в основу Конституции 1918г., которая тем самым закрепила завоевания Советской власти в октябре 1917г.

Последующая Конституция СССР принята в 1924 г., она обусловлена заключением Договора об образовании СССР в 1922 г. С образованием нового государства СССР действие Конституции республики Советов 1918 г. стало затруднительным, что и послужило причиной для принятия новой Конституции. В целом Конституция 1924 г. закрепляла создание СССР и действие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а более четкое регулирование государственной власти осуществлялось конституциями отдельных союзных республик.

В 1936 г. была утверждена новая Конституция СССР, которая закрепляла победу социализма, установление новой системы органов власти, всеобщее равноправное избирательное право при тайном голосовании, расширенные права и свободы граждан СССР. Она просуществовала довольно долго, но в 1959г. Советская власть пришла к выводу о полной победе социализма и потому возникла необходимость в принятии новой Конституции СССР, которая появилась только в 1978 г. Данная Конституция СССР стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия, таким образом, Конституция 1978г., хотя и устанавливала демократические принципы, все же в целом оставалась формальной, как и все предыдущие Конституции СССР. С этого момента начинается история развития Конституции РФ. Ее принятие было связано с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту.

Так, в 1990-1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. Начало реформы связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным, которая впервые занялась разработкой новой Конституции.

Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России, поэтому в начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993г.

Основные положения и принципы

Деидеологизация

Отказ от искусственного внедрения основ социализма в политическую и социальную жизнь российского общества. Интересы государства и отдельной партии перестают считаться высшей ценностью. Высшей ценностью становятся права и свободы человека и гражданина.

Внешний и внутренний суверенитет

Внешний суверенитет: независимость РФ от воздействия других государств в её внешнюю и внутреннюю политику.
Внутренний суверенитет: власть государства ставится выше власти любой организации, существующей в Российской Федерации, и её решения должны быть обязательны для выполнения всеми гражданами.

Принцип разделения властей

Образуются три независимые ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Их образование обусловлено необходимостью системы сдержек и противовесов для предотвращения перекоса во власти.

Юридическое равенство субъектов Федерации

Все субъекты объявляются равными по отношению друг к другу и по отношению к федеральными органами государственной власти.

Политический плюрализм

Образовывается свободное политическое пространство, в рамках которого обеспечивается многообразие политических сил и конкуренция между ними за представительство в органах государственной власти.

Свобода экономической деятельности

Закрепляется свобода рынка и предпринимательской деятельности, признается самостоятельность и равноправие экономических субъектов, обеспечивается поддержка конкуренции и защита всех форм собственности на территории РФ.

Сложный порядок изменения и пересмотра конституционных положений

Так как главной целью любой конституции является стабилизация общества, то и сама конституция становится относительно стабильным правовым документом.

Суперпрезидентская республика

Конституция 1993 г. отразила текущий исторический момент, когда президент завоевал и закрепил за собой чрезвычайно серьезные полномочия: право определять внутреннюю и внешнюю политику, подписывать федеральные законы, возглавлять государство и армию, предлагать председателя правительства (практически назначать) и утверждать министров, назначать председателя ЦБ, генерального прокурора и судей, высшее командование, дипломатов, руководителей федеральных ведомств, увольнять их, досрочно и довольно легко распускать парламент в случае конфликта (а вот импичмент депутатам инициировать гораздо труднее), и другие права.

Марка, 1995 г. (Pinterest)

Критики Конституции уже тогда говорили о «перекосе» Конституции в пользу президента как о серьезнейшем недостатке этого Основного закона; говорили о «неограниченном президентском правлении» и предназначении документа «под конкретного человека» (Ельцина). История показывает, что сомнения в этой модели не напрасны, так как она нарушает принцип разделения властей. В конечном итоге от реализации этого принципа зависит соблюдение всех гражданских прав и свобод, а также остальных конституционных принципов (принципа светского государства, правового государства, демократии, социального государства и др.).

Идея разделения властей проста — не допустить концентрации власти в одних руках и злоупотребления властью. Чтобы все это работало, нужна система сдержек и противовесов: обеспеченная правом возможность ветвей власти контролировать друг друга, но оставаться при этом независимыми. Конституция 1993 г. оставила таких сдержек совсем немного. Главное — права Госдумы, не дававшие России ступить на авторитарный путь. В 1990-е гг. нижняя палата парламента еще пользовалась этими правами: депутаты пытались не утверждать предложенных Ельциным премьер-министров, оспаривать законодательные инициативы, а в мае 1998 г. 177 парламентариев даже попробовали инициировать импичмент. В 2000-е годы это прекратилось: наступило время преобладания одной внутренне дисциплинированной политической партии. Последние серьезные нормы-сдержки президентской власти депутаты перестали использовать — пропрезидентское большинство в законодательной власти гарантирует полное согласие Госдумы, правительства и президента.

Похожие термины:

  • КОНСТИТУЦИЯ РФ – ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КАК ЮРИДИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА

    К ним относятся: Основополагающий характер, означающий, что Конституция регулирует главные, определяющие, ключевые для жизни государства общественные отношения (как правило, Конституция не регул

  • в формальном, юридическом смысле – основополагающий нормативный правовой акт, посредством которого устанавливаются и получают юридическую силу отправные (исходные) конституционно-правовые нор

  • поправки в Конституцию РФ могут быть внесены только в главы 3- 8 в порядке, предусмотренном для принятия Федерального конституционного закона, и вступают с силу после их одобрения органами законод

  • постановление польского сейма в г. Радом. Согласно Р.к., называвшейся т.ж. по ее первым словам конституцией «Nihil novi» (ничего нового), король не имел права издавать к.-л. законы без согласия сената и шлях

  • приобрела юридическую силу 26 июля 1788 г. Принятие ее было обусловлено глубоким всеобщим кризисом в конфедеративном «вечном Союзе» североамериканских штатов, угрозой гражданской войны. По решению

  • принята при завершении первого этапа французской революции конца XVIII в. Созданная Учредительным собранием комиссия систематизировала конституционное законодательство и подготовила проект Ф.К.,

  • (Конституция III года) – создана после вооруженного восстания в Париже, падения якобинской республики и переворота 27 июля 1794 г. (9 термидора по республиканскому календарю), прихода к власти термидор

  • (Конституция VIII года) – создана после государственного переворота Наполеона Бонапарта, который 9-10 ноября 1799 г, (18-19 брюмера VIII года Республики) при помощи войск разогнал Законодательный корпус, уп

  • см. Советская Конституция.

  • законодательные акты римских императоров, имевшие высшую юридическую силу.  

  • см. Советская Конституция.

  • принята после объединения Германии и провозглашения ее империей, утверждена рейхстагом 16 апреля 1871 г., вступила в силу в мае того же года. По К. Германская империя имела федеративное государственн

  • (Конституция Мэйдзи) – явилась результатом «Революции (реставрации) Мэйдзи» («Мэйдзи» – название периода правления императора Муцухито). К.Я. связана с отстранением в 1868 г. от власти Сегуната клан

  • Конституция РСФСР 1918г. (это была конституция классовой борьбы, гражданской войны), Конституция СССР 1924 г (закрепившая создание СССР на тех основаниях, которые в начале 90-х гг. привели к его распаду),

  • принята в г. Веймаре в результате Ноябрьской революции 1918 г. в Германии. По В.к. Германия становилась парламентской республикой с федеративным государственным устройством и буржуазно-демократиче

  • первая союзная Конституция. Принята ЦИК СССР 6.07.1923 г.; утверждена II Всесоюзным съездом Советов 31.01.1924 г. Состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Де

  • изменения и дополнения, вносимые в конституцию как основной закон государства. В действующей Конституции РФ статьей 136 предусмотрено: «Поправки к главам 3–8 Конституции Российской Федерации прин

  • фр. constituant) — одно из названий учредительного собрания.

  • принята Конвентом в Филадельфии 17 сентября 1787 г., приобрела юридическую силу 26 июля 1788 г. Принятие ее было обусловлено глубоким всеобщим кризисом в конфедеративном «вечном Союзе» североамериканс

  • утверждена постановлением XII Всероссийского съезда Советов 11.05.1925 г. Принятие новой К. было связано с образованием СССР и национально-территориальным размежеванием в Средней Азии. Сохраняя основн

О последних изменениях

Инициаторами любых корректировок в документе могут выступать только следующие лица:

  • Группа из минимум 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы.
  • Законодательные органы регионов.
  • Правительство.
  • Государственная Дума.
  • Совет Федерации.
  • Президент.

В виде Федеральных Законов оформляют любые изменения, связанные с Конституцией. Госдума и Совет Федерации должны одобрить этот проект, минимум на 2/3 голосов.

Только по решению Конституционного собрания вносятся поправки в главы, которые связаны с основами конституционного строя, правами и свободами гражданина. То же касается самого порядка изменения документа. Конституционное собрание созывается, если предложение поддержали 3/5 от Совета Федерации или Государственной Думы.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 года

Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. За новую Конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, что при явке в 54,81 % составляло 32,03 % от числа зарегистрированных избирателей в России.

Зачем и для чего нужна Конституция в РФ

Закрепление существующего государственного строя – главная задача, с которой разработана Конституция.

В этом документе даются точные определения для следующих понятий:

  1. Государственность.
  2. Нация.
  3. Государственно-сохраняющие ценности политического бытия.

Здесь устанавливаются основы государственного строя, определяется его устройство

Это особенно важно для стран, где проживает большое количество народов. Отдельно устанавливаются области компетенции Государства, которые допускают такое регулирование

Документ распространяется на все юридические акты вне зависимости от того, с какими сферами деятельности они связаны.

Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94

О Конституции Российской Федерации

Конституция Российской Федерации – это Основной Закон России, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации, политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, вступила в силу в день ее опубликования – 25 декабря того же года.

Конституция Российской Федерации включает в себя Преамбулу и два раздела.

В Преамбуле провозглашается, что многонациональный народ Российской Федерации принимает Конституцию, признавая необходимость достижения таких фундаментальных целей, как утверждение прав и свобод человека, незыблемости демократической основы России, возрождение ее суверенной государственности и сохранение исторически сложившегося государственного единства.

Первый раздел Конституции состоит из 9 глав, которые включают в себя 137 статей, регламентирующих систему социальных, экономических и политико-правовых отношений; права, свободы и обязанности человека и гражданина; федеративное устройство; статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также порядок пересмотра Конституции РФ и внесения поправок.

Второй раздел Конституции содержит заключительные и переходные положения.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума ВС РФ от 31.10.1995г. N 8 Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В соответствии с этим положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию в качестве акта прямого действия.

Нормы Конституции Российской Федерации наполняются более глубоким содержанием без изменения текста Основного Закона, конкретизируясь в законодательстве и обогащаясь правоприменительной, прежде всего, судебной практикой. Особая роль при этом принадлежит Конституционному Суду, который осуществляет официальное толкование Конституции и выявляет конституционно-правовой смысл законов, что призвано обеспечить единообразное понимание и отражение положений Конституции в законодательстве и правоприменительной деятельности. Конституция РФ в настоящее время представляет собой собственно текст Конституции в единстве с его интерпретацией в Постановлениях и Определениях Конституционного Суда.

Как следует из пункта 4 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003г. N 23, при принятии решений судам следует учитывать постановления Конституционного Суда РФ о толковании положений Конституции Российской Федерации, подлежащих применению в данном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, перечисленных в пунктах «а», «б», «в» части 2 и в части 4 статьи 125 Конституции РФ, на которых стороны основывают свои требования или возражения.

На сайте представлен текст Конституции Российской Федерации в действующей редакции с комментариями в виде выдержек из Постановлений и Определений Конституционного Суда.

Заключение

Больше всего текста посвящено различным свободам и гарантиям для граждан, которые находятся на территории государства. При этом отдельно говорится, что и сами граждане могут контролировать работу органов власти, до определённой степени.

Запрещается устанавливать какие-либо серьёзные препятствия для свободного передвижения товаров и услуг на территории государства. Это касается и установление всевозможных пошлин, сборов. Президент не может баллотироваться на третий срок.

И ему запрещено создавать идеологию, которая бы стала обязательной к исполнению для всех граждан. Тогда Правительство и сами граждане имеют право возразить и предпринять ответные меры.