Оглавление
Президент ― верховный главнокомандующий вооружённых сил
Как было сказано выше, на главу государства возлагаются обязанности обеспечения его обороноспособности. В связи с этим полномочия президента РФ дают ему право определять главные особенности оборонной политики страны и руководить всеми её вооружёнными силами, включая самые различные воинские формирования и организации.
На утверждение президента поступают все планы, связанные с вопросами гражданской обороны государства, а также дислокацией войск и размещением военных объектов. В его же ведении находится подписание международных договоров по вопросам совместной обороны и коллективного противодействия агрессии.
Приказы и директивы главы государства, являющегося в то же время и высшим военачальником вооружённых сил, обязательны к исполнению всеми войсковыми формированиями, находящимися в подчинении Министерства обороны и Генерального штаба. Полномочия президента РФ дают ему также право назначать и снимать высших представителей командного состава Российской армии.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций глава государства уполномочен издавать указы о введении военного положения в стране, но для придания этому акту юридической силы своё решение он обязан направить на рассмотрение Совета Федераций.
Нормативно правовые акты, указы, распоряжения, постановления: виды
Период действия законов определяется после момента их вступления в силу. Так документ может начать действовать во время принятия и опубликования, или по истечению установленного срока.
Поэтому из-за срока годности их разделяют на 2 вида:
- Временный, периодичный акт.
- Акт, действующий неопределенно или длительно.
Конкретно правовые акты разделяются на 3 основные группы. Каждая из них имеет свой срок действия, полномочия и распоряжения. Существует: закон, подзаконный акт, международный закон.
- Закон издает высший орган государственной власти, который обладает высшей юридической силой. Акт могут принять только уполномоченные органы власти. В редких случаях закон может быть принят из-за гражданского референдума. Вносить правки, менять закон может только его создатель, то есть высший орган. Как правило, законы регулируют и развивают социальное, экономическое, военное положение общества и государства.
- Подзаконный акт это документ, которые подробно прописывает действия закона. Он выстраивает иерархическую модель с целью прописать нормы так, чтобы они соответствовали прописанным нормам в высших источниках юридической силы. Также являются основой для более низких правовых актов. К подзаконным актам относятся: общефедеральные, муниципальные и акты субъектов федерации.
- Международные законы принимаются вне определенного государства, а с помощью множество стран, которые после будут обязаны соблюдать принятый международный закон. Документ является частью национальной правовой системы.
Ответственность президента за совершённые деяния
Несмотря на то что президент является лицом неприкосновенным, он так же, как и любой гражданин страны, отвечает за свои действия перед законом. В частности, Конституционный суд РФ вправе призвать его в качестве ответчика, если принятый им акт может вступать в противоречия с Основным Законом страны. Президент может отвечать и в случае подачи против него гражданского иска в обычном суде, если изданный им акт ущемляет имущественные интересы отдельных юридических или физических лиц.
О возможности предъявления президенту обвинения в государственной измене и иных тяжких преступлениях уже было сказано выше. В этих случаях мерой наказания может являться его отстранение от власти с последующим применением к нему всех обычных уголовных законов.
Внутренняя политика
Глава страны является «лицом» нации. Поэтому он обязан участвовать в различных торжественных мероприятиях, проходящих как на территории страны, так и за её пределами. Контактируя с мировым сообществом, он выступает от имени своего народа.
Президент имеет право присваивать почетные звания РФ, высшие воинские звания. Он вручает государственные награды Российской Федерации. Именно он гарантирует соблюдение Конституции, а также гражданских прав и свобод на территории РФ.
Президент РФ уполномочен определять правовой статус личности. Он предоставляет политическое убежище и решает вопросы о предоставлении гражданства. Он имеет право помиловать осужденных.
Замечание 3
Президент координирует взаимодействие органов государственной власти, поскольку существует проблема «сотрудничества» между тремя её ветвями.Данная деятельность соответствует ч. 2 ст. 80 Конституции РФ. Президент ни в одну из них не входит, хотя его полномочия больше присущи исполнительной власти.
В частности, он осуществляет контроль за работой федерального центра и каждого субъекта РФ. Он разграничивает полномочия и разрешает противоречия между ними. Если разногласия возникают между субъектами РФ, Президент также разрешает ситуацию при помощи согласительных процедур.
Что такое постановление?
Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2021 года № 875 «О переносе выходных дней в 2021 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.
Постановления правительства не должны противоречить вышестоящим источникам права. Эти документы (за исключением постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера или относящиеся к гостайне) подлежат официальному опубликованию.
Помимо правительства РФ, постановления в пределах своей компетенции выпускают правительства субъектов РФ, а также некоторые органы и должностные лица. Например, в форме постановлений принимают акты министерства, Совет Федерации, Госдума.
Социальные и правовые гарантии бывшего президента
Когда срок полномочий президента РФ заканчивается, то после своей отставки он имеет целый ряд социальных гарантий. Это, прежде всего, регулярная пожизненная пенсия, составляющая 75% от его оклада в период пребывания в должности. В случае кончины президента члены его семьи обеспечиваются ежемесячным содержанием в размере шести минимальных размеров пенсий, установленных на тот период.
Особый акцент в законе делается на неприкосновенности президента после окончания его полномочий. В частности, говорится о том, что его запрещено привлекать к ответственности за действия, имевшие место в годы пребывания его в должности президента, а по делам, имеющим отношение к его государственной деятельности, нельзя задерживать, арестовывать, подвергать обыску или личному досмотру.
Полномочия во взаимоотношениях с Федеральным Собранием
В круг полномочий главы государства входит назначение референдумов и выборов в Государственную Думу, это реализуется посредством взаимодействия с Федеральным собранием. Президент вправе расформировать Государственную Думу, если депутаты не приняли предложенного кандидата на пост Председателя Правительства три раза подряд. То же самое произойдет при выражении недоверия правительству три месяца подряд. В данном случае Президент полномочен не принимать решение ГД, либо заявить об отставке действующего Правительства. Если это повторяется снова в течение установленного срока, то Президент отстраняет Правительство или расформировывает Государственную Думу.
Итоговые доклады по проведению парламентских расследований, имеющих отношение к нарушенными правами граждан в массовом масштабе и с грубостью, сперва рассматриваются Федеральным Собранием, и только после этого адресуются Главе государства.
Значительной властью Президент наделен и в сфере законодательного процесса, что гарантирует с его стороны принятие законов, которые направлены на соблюдение и защиту основных прав и свобод человека, на охрану суверенитета РФ, ее независимости и целостности. Глава РФ может вносить законопроекты в Думу, подписывать и опубликовывать ФЗ, обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, главных направлениях внутренней и внешней политики страны. Он может наложить запрет на принятый закон, а затем вернуть его снова на рассмотрение. Поводом для отклонения закона может стать категорическое несогласие с главными положениями закона или его конкретными главами, разделами, статьями, несоблюдением регламента проведения, обсуждения и принятия закона. С помощью исполнения данных полномочий Президент может предоставить и гарантировать целостное правовое пространство в стране.
Глава РФ может регулярно встречаться, совещаться или консультироваться с руководством палат Федерального Собрания по предмету важных внутригосударственных политических и актуальных законопроектов.
Он определяет представителей в Думе и Совете Федерации, наделив их соответствующими полномочиями. В некоторых случаях такие представители могут быть назначены, чтобы поучаствовать в определенных законопроектах, которые вносятся от имени Президента в Государственную Думу.
Возможности президента в сфере законодательной власти
Этот важный аспект его деятельности регламентируется 84-й статьёй Конституции РФ. Она предусматривает обязанность президента назначать выборы в Государственную думу, на рассмотрение которой ему предоставлено право внесения законопроектов, рассматриваемых внеочередным порядком. Полномочия российского президента дают ему возможность назначать для решения особо важных вопросов всенародный референдум, являющийся прямым выражением народной воли.
Для более полного соответствия Конституции требованиям текущего момента, президент наделён правом инициировать внесение в неё определённых поправок и изменений. На него же возлагается обязанность своей подписью придавать вновь разработанным федеральным законам их обязательную силу.
Полномочия связанные с формированием и работой органов региональной власти
Глава Государства имеет право прекращать функционирование актов органов исполнительной власти субъектов России, если они противоречат Конституции или ФЗ, международным договоренностям РФ или нарушают права и свободы человека до принятия какого-либо решения на этот счет судом.
Пример 2
Указом Президента было приостановлено действие постановления администрации Красноярского края от 22.02.1994. Он назначил референдум связанный с законопроектом «Об основах непосредственного народовластия и организации государственной власти в Красноярском крае», так как осуществление этого постановления привело бы к нарушению некоторых положений Конституции, а именно ч. 2 ст. 66 и ч.1 ст. 77, которая обеспечивает принятие устава края.
Глава РФ реализует процедуры по решению конфликтных ситуаций среди органов власти субъектов РФ.
Более детально принципы взаимодействия Президента с органами исполнительной и законодательной региональной власти РФ изложены в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», которые состоят в оформлении решения законодательными органами власти субъекта РФ, связанного с тем, что обладатель высшей должности на уровне субъекта РФ наделяется всеми положенными ему по должности полномочиями.
Президент имеет право:
- выдать предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ или отстранить его от должности;
- расформировать орган государственной власти субъекта РФ в делах, которые установлены указанным ФЗ.
Из истории президентства в России
Должность президента РСФСР была утверждена четверть века назад путём всеобщего референдума, проведённого в марте 1991 года. Его результаты послужили основанием для принятия закона, регулирующего и регламентирующего деятельность главы государства и очерчивающего круг его полномочий. Отдельным правовым актом была установлена процедура избрания президента. В том же году был разработан и внесён ряд важных изменений и дополнений в Основной Закон страны ― Конституцию РСФСР, а вскоре принят и правовой акт, устанавливающий порядок вступления президента в его должность.
В декабре 1991 года, когда на правительственном уровне было принято решение о переименовании РСФСР в Российскую Федерацию, появилось современное название высшей государственной должности ― президент РФ, и были внесены соответствующие поправки в Конституцию. Однако в тот период полномочия президента значительно отличались от нынешних. Например, установка политического курса государства всецело предоставлялась Съезду народных депутатов, а не президенту, как в настоящее время. И таких примеров можно привести достаточно много.
В период, последовавший за учреждением президентской должности, глава государства всецело зависел от Верховного Совета, его Президиума и Съезда народных депутатов, вместе представлявших законодательную ветвь власти. Действия президента Ельцина, направленные на усиление исполнительной власти, и его политические разногласия с представителями законодательной ветви послужили причиной возникшего в 1992-1993 году острого конституционного кризиса. Его следствием стало упразднение института Съездов народных депутатов и деятельности Верховного Совета, а также установление в стране личной власти президента.
Полномочия в сфере обороны и безопасности
Как главнокомандующий Вооруженными Силами, Президент может:
- ввести военное положение в стране или ее регионе, оповестив об этом Совет Федерации и ГД, в случаях какой-либо агрессии или угрозы, направленной в адрес государства;
- ввести режим ЧП в стране или ее конкретном регионе с немедленным оповещением Совета Федерации и ГД, в случаях и обстоятельствах, которые предусмотрены ФЗ и Конституции;
- утвердить военную доктрину РФ;
- назначить или отстранить высшее командование Вооруженных Сил РФ.
Более развернуто его полномочия в этой сфере перечисляются в ст.4 ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне». Так, он может утвердить:
- разработки, планы строительства и совершенствования Вооруженных Сил РФ, войск и их формирований, а также органов;
- планы ядерных и иных особых испытаний и проведение конкретных из них;
- назначение служащих на воинские должности, которые подразумевают награждение воинскими званиями высших офицеров, временное отстранение от службы или увольнение, как предусмотрено ФЗ.
Помимо этого Президент утверждает:
- структуру, состав Вооруженных Сил РФ, иных войск и их формирований;
- численность штата военных Вооруженных Сил, иных войск и формирований, органов и гражданского персонала;
- принятие решений о размещении или перемещении Вооруженных Сил, иных войск и формирований;
- общевоинские уставы, положения:
- о Боевом знамени воинской части;
- о Военно-морском флаге РФ;
- о военных советах, комиссариатах;
- о военно-транспортном обязательстве;
- положения:
- о Министерстве обороны РФ и федеральных органах исполнительной власти;
- о представителях в сфере управления иными войсками, формированиями и органами;
- об определении вопросов координации работы органов исполнительной власти субъектов РФ и федеральных в сфере обороны.
Президент России издает указы:
- о призыве граждан РФ на военную службу, сборы;
- об увольнении со службы граждан РФ, которые проходили службу по призыву, предусмотренному ФЗ.
Издание указов и распоряжений, кто занимается этим?
По статье № 90, в Российской Федерации издает и принимает указы Президент России. Принятые законы входят в список обязательных для исполнения, и исполняются по всей территории государства. При этом законы и указы, которые хочет принять глава державы, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным утверждениям.
Указы могут носить нормативный и ненормативный характер. Нормативные законы вступают в действие сразу после их подписания. В течение 7 дней распространяются по всей территории страны.
Все нормативные акты строятся на политической иерархии. Все зависит от юридической силы документа. Царит над любым правовым, нормативным актом Конституция России, поэтому указы должны быть подзаконными и не противоречить правилам Конституции.
Отдельная группа президентских полномочий
Кроме всего перечисленного выше, существуют полномочия президента Российской Федерации, выделяемые в особую группу, включающую в себя как нормативные, так и индивидуальные акты. К ним следует отнести его право объявлять чрезвычайное положение в случае попыток свержения законного правительства, возникновения конфликтов на национальной или межрелигиозной почве, а также спровоцированных ими массовых беспорядков. Как введение в стране или отдельных её частях военного положения, так и введение чрезвычайного положения требует от президента согласования с Советом Федерации.
В сферу полномочий президента входит также и такая форма высшего поощрения, как присуждение различных правительственных наград. В его компетенции находится утверждение статуса различных уже существующих наградных знаков и учреждение новых. В отдельных, наиболее торжественных случаях, президент лично производит награждение.
Нельзя обойти стороной и ещё одну важную прерогативу главы государства ― помилование. Этим актом президент вправе частично или полностью освободить осуждённого от наказания, вынесенного ему в соответствии с приговором суда, или заменить его на более мягкое. Одной из форм помилования является снятие судимости с лица, уже отбывшего срок наказания. Следует заметить, что этот акт всегда имеет индивидуальный характер и применим исключительно к какому-либо конкретному лицу или к определённой группе.
Полномочия Президента в области прав и свобод человека
Как уже говорилось выше, Глава нашей страны обеспечивает неприкосновенность прав и свобод граждан, что значится его главными задачами, которые определяют последующие. Он их осуществляет персонально и через органы власти.
У него есть определенный список прав и обязанностей в сфере правового статуса субъекта. Он принимает решения связанные с гражданством, по заявлению субъекта, при условии соблюдения им нужных требований. Чтобы предварительно можно было рассмотреть вопрос гражданства, при Президенте есть специально сформированная Комиссия, но запросы, связанные с политическим убежищем он ведет лично. Для разрешения последнего вопроса предусмотрено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, что утверждено Президентским Указом от 21.07.1997 № 746. Глава страны уполномочен принимать указы о помиловании, которые он принимает, рассматривая личные обращения осужденных.
Помимо прочего он уполномочен:
- присваивать награды государственного значения;
- присуждать воинские звания – почетные, высшие и специальные;
- утверждать новые награды.
Пример 1
Указом Президента РФ от 08.08.2000 № 1463 был назначен Статут ордена Святого Георгия, Положение о знаке отличия – Георгиевском Кресте с соответствующими описаниями.
Для решения этих вопросов при Президенте также существует специальная Комиссия по наградам государства. Положение об этой комиссии было утверждено им лично.
Нормотворческая деятельность
Глава государства имеет право издавать указы как организационного, так и персонального характера. В последнем случае речь идет о назначении на должность или принятие в гражданство.
Замечание 7
Указы Президента РФ принимаются к исполнению на всей территории Российской Федерации. Данные документы не должны расходиться с Конституцией и федеральными законами. Исключением являются случаи, когда в правовом регулировании имеются пробелы, а соответствующий закон еще не принят.
Тогда указ Президента является своеобразным координатором общественных отношений вплоть до принятия закона. Иные подзаконные акты такого регулирования не допускают.
Вопросы российского гражданства
Полномочия президента распространяются и на вопросы, связанные с гражданством РФ. На основании Основного Закона страны он вправе предоставить гражданство (или отказать в его предоставлении) иностранцам, бывшим гражданам СССР, а также лицам, по тем или иным причинам не имеющим гражданства. Сюда же относится рассмотрение дел о восстановлении гражданства и выходе из него.
Президенту принадлежит право принятия окончательного решения в случаях возникновения проблем с двойным гражданством, предоставление которого находится в его прямой компетенции. И, наконец, исключительной его прерогативой можно назвать решение вопросов о предоставлении (или отказе в предоставлении) политического убежища иностранцам. Эти полномочия он имеет на основании международных соглашений, подписанных целым рядом государств.
Кто имеет право писать распоряжение
Приказ может исходить только от лица директора предприятия (или его представителя, действующего на основании доверенности), а распоряжение могут писать руководители структурных подразделений и филиалов, начальники отделов и т.д., то есть все те лица, в должностной инструкции которых указана данная функция в виде права.
Важно, чтобы сотрудник, издающий распоряжения имел представление о том, как правильно составлять и оформлять документ, знал основы трудового и гражданского законодательства, а также внутренние нормативно-правовые акты организации – именно на эти документы следует ссылаться при составлении документа
Что такое приказ?
Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.
Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности.
Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).
Общий порядок вступления в силу нормативно-правовых актов
Статьей 12 ТК РФ определено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Основными документами, регулирующими вопросы вступления в силу правовых актов, являются:
- Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ N 763);
- Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
В соответствии с данными документами некоторые нормативные акты подлежат государственной регистрации. Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов, уточняющие перечень документов, нуждающихся в регистрации. В него входят документы:
а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
- гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;
- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
б) устанавливающие правовой статус организаций (типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти), в том числе организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные государственные функции;
в) имеющие межведомственный характер — содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти или организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
На государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Зарегистрированные правовые акты должны быть обнародованы, доведены до сведения граждан (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Обычно это происходит путем официальной публикации новых законов, постановлений, распоряжений и прочих актов в печатных изданиях. Но что считается официальным опубликованием?
Чтобы нормативный акт считался официально опубликованным, должны быть соблюдены определенные правила:
- нормативный акт размещен в печатном издании, которое распространяется свободно, то есть не подписное;
- издание, в котором публикуется текст документа, законодательно определено в качестве источника опубликования для конкретного вида правовых актов (например, официальным печатным изданием МВД является газета «Щит и меч» <1>);
- правовой акт опубликован полностью, без сокращений.
<1> Приказ МВД РФ от 07.05.2008 N 405 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства внутренних дел Российской федерации, признанных Министерством юстиции Российской федерации не нуждающимися в государственной регистрации».
Пунктом 9 Указа N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете». Причем сделано это должно быть в течение десяти дней после дня их регистрации. Также документ должен публиковаться в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ.
Не прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Акты, имеющие нормативный характер и издаваемые ПФР, ФСС и ФФОМС, также подлежат государственной регистрации в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318.
В некоторых случаях для вступления в силу акта требуется соблюдение особенных условий. И даже если в таком документе установлена дата его вступления в силу, это означает, что без соблюдения специальных условий он вступит в силу позднее.
Что такое нормативные правовые документы
Нормативные правовые документы являются одной из трех частей всей правовой информации. Вообще к правовой информации относятся законы, указы, постановления, нормативно-технические регламенты, разъясняющие письма и другие научные материалы, которые охватывают все сферы правовой деятельности.
К официальной правовой информации относятся все исходящие документы государственных органов, которые имеют юридическую силу и регулируют общественные отношения. Или, как по-другому называют официальную правовую информацию, это нормативные правовые акты. К ним относятся федеральные законы, законы, указы Президента и постановления.
Информацию индивидуально-правового характера составляют различные организации, которые не имеют государственных полномочий. Такие документы направлены на создание или прекращение конкретных правоотношений. К ним относятся договоры, допсоглашения, иски и другие документы, которые регулируют определенные правоотношения
Другие разъясняющие документы – это различная статистическая и другая информация, которая отображает эффективную реализацию правовых норм. К ним относятся образцы разных видов заявлений и деловых бумаг, комментарии законодательства, научные статьи, материалы по подготовке и обсуждении законопроектов и другие.
Какие бывают нормативные правовые акты?
Нормативные правовые акты имеют иерархию в зависимости от юридической силы. Возглавляет всю систему источников права Конституция РФ. Остальные законы и подзаконные акты не могут противоречить ее нормам.
Особую группу составляют международные договоры и соглашения России. В статье 15 Конституции РФ сказано, что в случае возникновении конфликта между нормами международного права и законами РФ действуют нормы международного права. Международные договоры и соглашения могут быть многосторонними (например Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г.) или двусторонними (Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 11 февраля 2003 г.).
Тест: Знаете ли вы Конституцию РФ? Подробнее
Следующее место в иерархии занимают федеральные законы (ФЗ). Наибольшую юридическую силу имеют федеральные конституционные законы (ФКЗ), которые принимаются по особой процедуре, например, ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации». Следующими по значению являются федеральные законы, а также кодексы. Их принимает Госдума простым большинством голосов. К ним относятся Закон о безопасности дорожного движения, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.
Следующую ступеньку в иерархии нормативных актов занимают федеральные подзаконные правовые акты, к которым относятся указы президента и постановления правительства. Меньшую юридическую силу имеют акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб), которые могут издаваться в форме приказа или постановления.
Элементом законодательства, который не укладывается в строгую иерархию, являются различные нормативно-правовые акты субъектов страны. Согласно Конституции РФ, все субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также могут издавать законы, принимаемые региональными парламентами.
Акты Президента РФ
Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения.
Указами оформляются решения Президента РФ нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов.
Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве, о предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении почетных званий, высших воинских и высших специальных званий, о помиловании.
Распоряжения Президента РФ — это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера.
Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90). Данная конституционная норма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельности Президента РФ. Вместе с тем отсутствие в Конституции РФ четкого разграничения предметов нормотворческой компетенции Президента РФ и Федерального Собрания позволяет толковать правотворческую деятельность Президента РФ достаточно широко, оправдывая «вторжение» Президента РФ в сферу законодательства.
Начиная с 1993 года в Российской Федерации, в силу значительного отставания законодательного регулирования в сфере экономики, государственного и общественного устройства, сложилась практика принятия Президентом РФ нормативных указов, выполняющих функции федеральных законов. Однако необходимо отметить, что издаваемые Президентом РФ указы в законодательной сфере носят временный характер и утрачивают юридическую силу по мере принятия законодательным органом федеральных законов. * При этом указы Президента РФ, принятые по конкретным вопросам (сферам), не становятся автоматически предметом рассмотрения парламента с целью их одобрения в дальнейшем в качестве федеральных законов. Влиять на законодательную деятельность Федерального Собрания Президент РФ может лишь путем внесения соответствующего проекта в качестве реализации права законодательной инициативы, предоставленной ему ст. 104 Конституции РФ.
Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. (в редакции от 13 августа 1998 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Акты Президента РФ публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после дня их подписания.
Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском: