Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи и стадии, виды субъектов

Возбуждение дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении

Момент начала производства по делам об административных правонарушениях всегда связывается с моментом вынесения уполномоченным субъектом процессуального акта.

В подавляющем большинстве случаев это протокол об административном правонарушении. Он составляется непосредственно после выявления нарушения. При необходимости выяснения дополнительных данных должностное лицо имеет на это двухдневный срок с момента выявления.

Чтобы при составлении протокола были соблюдены права субъекта, в отношении которого он составляется:

Лицу разъясняются права и обязанности (см. ст

25.1 КоАП), о чем делается отметка в протоколе.
Лицо должно иметь возможность ознакомиться с содержанием протокола, указать свои замечания, объяснения, прилагаемые к протоколу. Обратите внимание! Несогласие с процедурой оформления следует выразить именно в графе «Объяснения». 
Если между выявлением нарушения и составлением протокола есть временной промежуток и привлекаемое лицо извещено о том, где и когда он будет составляться, но не является, протокол может быть составлен в отсутствие субъекта. Однако в течение 3 дней после этого должностное лицо должно направить указанному лицу копию протокола.
Действует правило об обязательном подписании протокола как лицом, его составлявшим, так и субъектом, в отношении которого он составляется

Если последний отказывается ставить подпись, отказ фиксируется в тексте протокола.
Копия протокола в обязательном порядке должна быть вручена лицу под расписку. 

Пересмотр постановлений и решений

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Установлено, что жалоба подается: на постановление, вынесенное судьей — в вышестоящий суд; на вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения такого органа; на вынесенное должностным лицом — вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд.

Получивший жалобу орган (должностное лицо) обязан в течение трех суток со дня ее получения направить материалы дела в вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление судьи о назначении наказания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Жалоба может быть подана непосредственно в вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, органа (должностного лица), к которым она поступила, последние в течение трех суток направляют ее по подведомственности.

Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора. Срок рассмотрения жалоб — десятидневный со дня их поступления; сутки — с момента подачи жалобы на постановление об административном аресте, если лицо отбывает этот арест.

Жалобы рассматриваются судьями, должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

  1. жалоба остается без удовлетворения и постановление остается без изменений;
  2. постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение;
  3. постановление отменяется и дело прекращается;
  4. изменяется мера административного наказания при условии, что оно не будет усилено.

При установлении некомпетентности органа (должностного лица), вынесшего постановление по делу, постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение правомочного органа (должностного лица).

Решение по жалобе оглашается немедленно после его принятия.

Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается лицам, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему, законному представителю юридического лица.

Решение по жалобе может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. Протест прокурора рассматривается в том же порядке, что и рассмотрение жалоб.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано; немедленно после вынесения решения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановление.

Вступившее в законную силу постановление по делу, а также решение по жалобе, могут быть опротестованы прокурором. Право принесения протестов принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям. Они могут быть также пересмотрены председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместителями, Председателем Верховного Суда и его заместителями. В порядке надзора по подведомственности они могут быть пересмотрены Высшим Арбитражным Судом РФ.

Виды производства об административных правонарушениях

Исходя из объёма и сложности дел, производство по ним бывает обычным, упрощённым и особым.

Особое производство включает дополнительную стадию – административное расследование. Оно необходимо в случаях, когда:

  • Решение уже было обжаловано.
  • Дело возбуждал прокурор.
  • Обвиняемым по делу является прокурор, судья, депутат и иные специальные субъекты.

Упрощённый порядок производства обходится без выделения стадий. Штраф выписывают на месте правонарушения. Также при упрощённом порядке разбирательства административного правонарушения могут наказать предупреждением. Штраф и предупреждение выносят на основании постановления, которое уполномоченное лицо выносит прямо на месте фиксации нарушения.

9.2. Общие положения производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об
административных правонарушениях
— особый вид процессуальной
деятельности, урегулированная законом процедура рассмотрения определенной
группы дел по наложению административных наказаний. Таким образом, производство
по делам об административных правонарушениях является составной частью
административного процесса.

Задачи производства по делам
об административных правонарушениях
, согласно ст. 24.1 КоАП РФ:

— 
всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех
обстоятельств каждого дела;

— 
разрешение его в соответствии с законом;

— 
обеспечение исполнения вынесенного постановления;

— 
выявление причин и условий, способствовавших совершению административных
правонарушений.

Система принципов производства по
делам об административных правонарушениях основывается на принципах — основных
положениях, руководящих идеях, закрепленных в Конституции РФ, административном
и ином законодательстве.

Система принципов:

— 
принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками
административных правоотношений);

— 
обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо,
привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях
производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения
обстоятельств, смягчающих ответственность);

— 
гласность производства по делам об административных правонарушениях
(производство по делам об административных правонарушениях осуществляется
гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к
разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы
обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных
правонарушениях);

— 
принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все
обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность
лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие
ответственность обстоятельства и др.);

— 
принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения
административных наказаний и др.);

— 
принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело
(независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и
национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);

— 
принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях
рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной
ответственности);

— 
принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях
осуществляется в интересах государства и от его имени);

— 
принцип состязательности (участники производства по делам об
административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);

— 
принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной
ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства,
приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и
пользоваться услугами переводчика).

Обстоятельства, исключающие
производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу об
административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство
подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (ст.
24.5 КоАП РФ):

— 
отсутствие события административного правонарушения;

— 
отсутствие состава административного правонарушения, в том числе
недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий или
бездействия
возраста, предусмотренного законом для привлечения к
административной ответственности;

— 
невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия
(бездействие);

— 
действия лица в состоянии крайней необходимости;

— 
издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение
административного наказания;

— 
отмена закона, установившего административную ответственность;

— 
истечение сроков давности привлечения к административной
ответственности;

— 
наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий
(бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, постановления о назначении административного
наказания либо о прекращении производства по делу об административном
правонарушении или постановления о возбуждении уголовного дела;

— 
смерть физического лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении.

Предыдущая

Территориальная подведомственность по административным правонарушениям (место рассмотрения) и срок рассмотрения

Основные моменты, касающиеся подведомственности административных правонарушений, следующие:

  • Общим критерием определения места рассмотрения выступает место его совершения.
  • Нарушитель может ходатайствовать о переносе процедуры по месту его жительства.
  • По месту выявления рассматриваются такие категории дел, как неповиновение законным распоряжениям представителей властных субъектов, несоблюдение порядка осуществления митинга, иных общественных мероприятий.
  • Если же по делу проводилось расследование, определяющим станет место нахождения осуществлявшего его органа. 

Общее правило о сроке гласит, что на рассмотрение дается 15 дней после получения управомоченным субъектом протокола или остальных материалов дела. Судья же имеет в распоряжении 2 месяца.

Актуальной проблемой на такой стадии производства по делам об административных правонарушениях, как рассмотрение дела, является истечение срока давности (общий — 2 месяца, для судей — 3) до момента окончательного разрешения дела. Это часто приводит к прекращению производства по нему и фактически освобождает лицо от ответственности. В настоящее время рассматривается законопроект об увеличении этого срока до 6 месяцев. 

Производство по делам об административных правонарушениях, осуществленное в точном соответствии с предписаниями закона, выступает гарантией соблюдения прав лиц, привлекаемых к ответственности, а также потерпевших. В этом случае оно становится эффективным инструментом обеспечения правопорядка в государстве.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Причины прекращения

Фото содержит иллюстрацию из ГПК РФ

Для того, чтобы суд принял решение прекратить производство, необходимы определенные причины.

Детально они раскрываются в ст.220 ГПК РФ, и условно их можно поделить на две большие группы:

  1. Отсутствие у истца права на обращение в суд.
  2. Ликвидация спора после того, как производство было начато.

Первая группа причин характеризуется тем, что, когда истец ещё на начальном этапе обращался в суд, он ещё тогда не мог рассчитывать на разбирательство в суде, так как:

  • была не соблюдена подведомственность. Т.е. иск изначально не мог быть рассмотрен в гражданском суде, так как его рассмотрение должно было производиться в ином судебном порядке;
  • у истца не было соответствующих полномочий – актуально в случае, если обращение в суд состоялось лицом, не подтвердившим свои полномочия (к примеру, представитель организации не имеет доверенности на подачу иска);
  • повод к обращению не касается лица – обращение в суд предполагает, что у лица нарушены его права и законные интересы, но если такового нет, т.е. произошло нарушение прав иного лица, то и в суд должно подавать то лицо, чьи интересы были нарушены либо его представители;
  • аналогичное дело уже рассматривалось и по нему производство было прекращено;
  • дело было рассмотрено в третейском суде (исключением является случай, если исполнительный лист выдан не был, вернее, суд в его выдаче выдал отказ).

Фото намекает, что исковое заявление подаётся в суд

К сожалению, на начальном этапе, когда судья принимает иск и назначает разбирательство по нему, нет возможности вникнуть в многослойные гражданские отношения между контрагентами.

Однако в таком случае в ходе судебного заседания в любом случае станет известно, что изначально имелись обстоятельства, при которых иск не должен был изначально приниматься.

В таком случае производство и будет прекращено.

Вторая группа причин характеризуется тем, что исчезает спор между сторонами.

Возможно это в двух случаях:

  • стороны решили уладить конфликт мирным путём, подписав соответствующее соглашение;
  • истец отказался от дальнейшего участия в споре.

Отдельно стоит отметить такое обстоятельство, влекущее прекращения дела, как смерть гражданина, который является участником по делу (ликвидация предприятия, выступающего одной из спорящих сторон).

Панель быстрого запуска

  • ГлавнаяВыбранный в данный момент
  • О районе
    • Общая информация
    • Официальные символы
  • Администрация
    • Структура администрации
    • Телефонный справочник
    • Подведомственные организации
  • Информация о деятельности
    • Визиты и рабочие поездки
    • Тексты официальных выступлений
    • Международное и межрегиональное сотрудничество
  • Собрание депутатов
    • Общая информация
    • Информация о деятельности
    • Проекты решений
    • Решения
    • Постановления главы муниципального образования
    • Общественные организации
  • Поселения
    • Мари-Турекская городская администрация
    • Мари-Биляморская сельская администрация
    • Косолаповская сельская администрация
    • Хлебниковская сельская администрация
    • Карлыганская сельская администрация
    • Марийская сельская администрация
  • Нормативные правовые акты
    • Проекты нормативных правовых актов
    • Правовые акты
    • Обжалование НПА
    • Административные регламенты
    • Целевые программы
  • Кадровая политика
    • Порядок поступления на службу
    • Вакантные должности
    • Результаты конкурсов
    • Урегулирование конфликта интересов
    • Резерв управленческих кадров
  • Занятость населения
    • Информация для работодателей
    • Неформальная занятость
  • Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
  • Управление Росреестра по Республике Марий Эл
  • Пенсионное обеспечение
  • МО МВД России «Мари-Турекский»
  • Информация прокуратуры
  • Финансовое управление
    • Структура
    • Телефонный справочник
    • Задачи, функции, деятельность
    • Исполнение бюджета
    • Кадровое обеспечение
    • Бюджет для граждан
  • Экономика района
    • Торговля и потребительский рынок
    • Стратегическое планирование
    • Конкуренция
    • Национальные проекты
    • Антимонопольный комплаенс
  • Показатели социально-экономического развития
    • Тарифы и ставки
    • Земельно-имущественные отношения
    • Сведения, подлежащие представлению с использованием координат
    • Инвестиционная деятельность
  • Малое и среднее предпринимательство
  • Муниципальный контроль
    • «Планы проведения проверок»
    • Нормативная база
    • Доклады
  • Сельское хозяйство
  • Транспорт
  • Связь
  • ЖКХ
  • Градостроительство
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах и расходах
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров
  • Работа с обращениями граждан
    • Порядок и время приема граждан
    • Обзоры обращений
    • Вопросы и ответы
    • Прием обращений граждан
  • Образование
    • Задачи и функции
    • Деятельность
    • Учреждения образования
  • Молодежная политика
  • Культура
    • Задачи и функции
    • Учреждения культуры
    • Деятельность
    • Культурное наследие
    • Физкультура и спорт
    • МБУ ДО «Детская школа искусств п. Мари-Турек»
    • МБУК Мари-Турекская МЦКС
    • МБУ Мари-Турекская МПЦБ
    • МБУК «Краеведческий музей им. В.П.Мосолова»
  • Здравоохранение
    • Задачи и функции
    • Деятельность
    • Учреждения здравоохранения
  • Социальная защита
    • Учреждения социального обслуживания
    • Меры социальной поддержки
  • ЗАГС
  • Опека и попечительство
  • Архивный отдел
    • К 100-летию Архивной службы
    • Архивы, время, события, лица
    • Основные документы
  • Средства массовой информации
  • Комиссии
    • Административная комиссия
    • Антинаркотическая комиссия
    • Антитеррористическая комиссия
    • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
    • Центр профилактики правонарушений
  • Защита персональных данных
  • 76-летие Победы в Великой Отечественной войне
  • 100-летие Республики Марий Эл
  • Книга памяти
  • ГО и ЧС
  • Всероссийская перепись населения 2020
  • Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
    • Нормативные правовые акты
    • Имущество для бизнеса
    • Материалы Корпорации МСП
    • Коллегиальный орган
    • Вопрос – ответ

Сущность и виды административного процесса

Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

  • разновидность юридического процесса;
  • представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
  • обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
  • целью процесса является достижение определенных юридических результатов и разрешения управленческих дел;
  • результаты административного процесса (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
  • регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
  • обладает определенным строением.

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность:

  • принцип законности;
  • принцип процессуального равенства означает равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения;
  • принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения;
  • принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом;
  • принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса;
  • принцип национального языка. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика;
  • принцип быстроты (оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом;
  • принцип экономичности – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению;
  • принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее исполнение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушение административно-процессуальных норм, проявленный при этом бюрократизм и волокиту.

Стадии административного процесса:

  • анализ ситуации (фиксация информации в виде протоколов, справок, схем, отчетов);
  • принятие решения (приказ, постановление, инструкции);
  • исполнение решения.

Конкретизированные процессуальные сроки

Сроки в Кодексе конкретизированы, они могут исчисляться часами, сутками и т.д. Срок начинает идти на следующий день после определения нарушения.

Если срок исчисляется сутками, то он заканчивается в 24 часа последних суток. Если срок исчисляется месяцами, то он заканчивается последнее число месяца. Если срок исчисляется годами, то он заканчивается в последний год, месяц и число срока. Если жалоба, платеж переданы в соответствующий орган до 24 часов последнего дня срока, нарушения сроков не будет.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Последствия прекращения производства

Фото намекает, что судья прекращает производство по делу

Если в суд принято решение прекратить производство по рассматриваемому делу, то для сторон в целом и заявителя в частности этот факт является весьма важным.

Поскольку подобные решение судебного органа исключает возможность заявителя повторно обратиться в суд для рассмотрения этого же дела.

Другими словами, если принимается данное решение, то оно будет являться для заявителя окончательным, исключающим возможность повторного обращения в судебную инстанцию.

Некоторые юристы указывают, что повторное обращение всё же возможно, но для этого необходимо устранить признаки «аналогичности» искового заявления, т.е. изменить основание и предмет иска.

Другими словами, если иск будет существенно переработан, то в таком случае обращение в суд будет возможным.

На практике это трудно реализуемо, поскольку переработка иска должна быть достаточно значительной.

Чтобы по сути, суд рассматривал не тот спор, который был уже ранее рассмотрен, а абсолютно новый.

Что касается заключения мирового соглашения, то в таком случае те условия, которые указаны в данном соглашении, имеют преюдициальное значение.

Проще говоря, их не требуется доказывать.

Момент прекращения

Что касается вопроса: «Когда именно производится прекращение производства?», то закон указывает, что такое возможно:

  • в предварительном заседании, когда идёт подготовка к основному заседанию;
  • в основном судебном заседании.

При этом важным нюансом является тот факт, что судом так или иначе должны исследоваться доказательства, из которых вытекает, что существуют бесспорные причины прекратить дело.

Это значит, что могут быть заслушанным пояснения сторон, показания иных участников дела, изучены документы, рассмотрены доказательства, представленные из других предусмотренных законом источников.

Постановление прокурора и определение о возбуждении как старт производства по делам об административных правонарушениях. Возможность обжалования актов

Другой акт, которым возбуждается дело, — постановление прокурора. Оно может быть вынесено при осуществлении им надзорной функции, на основе результатов проведенной проверки либо обращений субъектов, в качестве реакции на любое нарушение. 

Важно! На практике были попытки обжаловать протокол и постановление прокурора. Однако суды сходятся во мнении, что действующие нормы такого права лицу не предоставляют, а непосредственно возбуждением дела права лица не нарушаются (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 по делу № А56-5526/2010)

Конституционный суд РФ также указал (определение от 25.01.2012 № 72-O-O), что обжаловать можно только постановление по делу. При этом в жалобе могут быть приведены возражения относительно протокола. 

Когда наказание (штраф или предупреждение) назначается непосредственно на месте нарушения, протокол может не составляться. В этом случае сразу же выносится постановление о правонарушении.

Специфическая ситуация — когда решение о возбуждении принимается в форме определения. Такой акт выносится при необходимости совершения после выявления правонарушения процессуальных действий, предполагающих затраты времени, то есть проведения административного расследования. Данный порядок характерен для нарушений страхового, антимонопольного, налогового и других отраслей законодательства (ст. 28.7 КоАП).