Составление протокола об административном правонарушении: порядок, место. сроки составления протокола об административном правонарушении

Оглавление

Правила написания и содержание жалобы

Любое обращение составляется в соответствии со ст. 7 Закона № 59-ФЗ. Чтобы она была принята к рассмотрению, она должна быть:

  • письменной;
  • достоверной;
  • подписанной заявителем. Анонимные жалобы не подлежат рассмотрению;
  • не содержащей в себе ненормативной лексики, оскорблений третьих лиц и прочей негативной информации;
  • составленной по правилам деловой переписки.

При составлении указывается следующая информация:

  • о заявителе;
  • о том уполномоченном органе, который вынес постановление;
  • реквизиты протокола;
  • обстоятельства случившегося;
  • обстоятельства и доказательства, побудившие человека обратиться для оспаривания;
  • приложение – список документов, подтверждающих изложенные заявителем факты;
  • требования к уполномоченному органу – отменить наказание;
  • дата составления, личная подпись заявителя и её расшифровка.

Жалоба может выглядеть так:

Образец жалобы на постановление об административном правонарушении

Порядок составления и подписания протокола

Основная причина оспаривания постановления – неправильно составленный протокол о привлечении к ответственности. Поэтому он должен быть составлен верно. Согласно ст. 28.2 КоАП РФ, в документе должны быть прописаны следующие сведения:

  • календарная дата, когда составлялся документ, и место;
  • об инспекторе ДПС или иного уполномоченного лица – ФИО, должность;
  • о человеке или организации, против кого он составлялся. Если оппонентом является физическое лицо, то его ФИО полностью, паспортные данные, адрес, по которому он проживает, и по которому прописан (если они совпадают, то указать нужно только один). Если протокол составляется против предприятия, то его название, ФИО и должность руководителя;
  • обо всех лицах, имеющих отношение к делу (свидетелях, пострадавших);
  • о совершённом нарушении – место, дата, точное время, обстоятельства, суть;
  • ссылка на нарушенный нормативный акт;
  • письменные пояснения человек, против которого составлялся документ;
  • прочие, имеющие отношение к делу, и дающие возможность установить истину.

Пока протокол составляется, ответственное лицо должно дать разъяснения человеку. Они могут быть устные, но нужно сделать пометку, что они получены. Документ составляется в 2-ух экземплярах – один нарушителю, второй уполномоченному лицу. Если имеется потерпевший, то ему также вручается одна копия.

Образцы протоколов об административном правонарушении

  • Протокол об административном правонарушении. Образец ФССП. (Приложение N 134 к Приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318)
  • Образец протокола об административном правонарушении в области дорожного движения в г. Москве (Приложение 5 к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 12 мая 2011 г. N 61-02-63/1)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец ФАС (Приложение N 6 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)
  • Протокол об административном правонарушении (нарушение избирательных прав) (Приложение 2 к Рекомендациям по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями)
  • Протокол об административном правонарушении в области дорожного движения (Приложение N 6 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец Ростехнадзора (Приложение N 1 к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 сентября 2014 г. N 442)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец ГУВД Москвы (Приложение N 1 к Приказу ГУВД г. Москвы от 28 апреля 2006 г. N 261)

В каких случаях протокол не составляется?

При установлении административного правонарушения не всегда требуется оформление протокола. В некоторых случаях достаточно постановления о назначении санкции.

Если совершено налоговое правонарушение и оно выявлено во время проверки автоматизированной системы ИФНС, то протокол составлен не будет. Естественно, нарушитель должен согласиться с фактом совершения проступка и признать свою вину. Это касается таких нарушений как ведение деятельности без кассовой техники, использование не соответствующей требованиям кассы, невыдача клиенту чека.

Кроме того, в сферах дорожного движения и благоустройства территории, если нарушение зафиксировано автоматическим техническим средством, протоколы также не составляются. Постановления выносятся без участия нарушителя и направляются по почте в течение 3 дней.

Например, водитель проехал на красный свет светофора и его зафиксировала камера. Через несколько дней ему стоит ожидать из ГИБДД постановление с фотофиксацией его нарушения и квитанцию на оплату штрафа. Протокола о правонарушении в данном случае не будет.

Кто составляет протокол?

Такие полномочия имеют представители:

  • органов внутренних дел (полиции), в том числе сотрудники ГИБДД (наиболее частый вариант, особенно для водителей);
  • фискальных (налоговых) служб;
  • органов, специализирующихся на решении задач в сфере гражданской обороны;
  • федеральных органов исполнительной власти, если им были переданы соответствующие полномочия.

Итак, документ может составлять только лицо, имеющее соответствующие полномочия и компетенцию именно на данной территории. Иными словами, сотрудник ГИБДД не имеет подобных полномочий, если вы нарушили некую статью Лесного кодекса и находитесь посреди леса, а не на дороге.

Порядок обжалования протокола об административном правонарушении

Пишем жалобу на постановление ГИБДД (ст. 30.2, ч.3 КоАП РФ) в вышестоящий орган:

  • начальнику территориального подразделения ГИБДД, сотрудник которого вынес постановление;
  • в вышестоящее подразделение ГИБДД, которому подчиняется территориальное подразделение;
  • в районный (городской) суд по месту рассмотрения дела (ст. 30.1, ч.1, п.3 КоАП РФ).

Государственной пошлиной жалоба не облагается.

Собственно жалоба на постановление ГИБДД составляется в свободной форме по образцу и состоит из:

  1. Введения. Сведения об органе, в который подается жалоба, заявителе и его защитнике (представителе); краткое обстоятельства дела.
  2. Описательной части. Указываются номера, даты, кем, когда и в отношении кого составлены протокол и постановление по делу. И юридическая квалификация деяния.
  3. Мотивировочной части. Разъяснение и аргументация позиции заявителя по существу дела. Перечисляются просьбы и ходатайства.
    • В ходатайстве о вызове и допросе свидетелей указываются их ФИО и адреса проживания.
    • В ходатайстве о назначении экспертизы формулируем вопросы, которые выносятся на экспертизу, указываем экспертное учреждение, в котором просим назначить проведение исследования.
    • Экспертизы, назначенные судом, оплачиваются за счет средств федерального бюджета.
  4. Заключения. Требования заявителя, адресованные рассматривающему жалобу. Указания на нормы закона, на основании которых заявитель просит о вынесении соответствующего решения; перечисление приложенных к жалобе документов.

Жалоба датируется днем подачи и заверяется личной подписью заявителя.

Жалобу можно:

  • подать лично;
  • отправить по почте заказным отправлением (срок пересылки не учитывается, штемпель на конверте и квитанция об отправке доказывают срок отправки);
  • отправить в электронном виде по электронной почте.

Сразу — в суд

В судебной канцелярии по административным делам есть образец жалобы в суд на постановление ГИБДД, При составлении жалобы потребуются копии постановления, протокола и паспорт.

Заявление в суд должно быть рукописным с подписью заявителя и датироваться днем подачи.

В нем кратко, ясно и логически последовательно должно быть изложено:

  • кто обращается,
  • в чем его обвиняют,
  • с чем и на основании чего он не согласен,
  • о чем просит (отменить решение/смягчить),
  • какие материалы готов предоставить в доказательство своей правоты.

Заявление должно быть аргументировано ссылками на соответствующие законодательные документы, выдержки из КоАП РФ и т.д…

Порядок обжалования постановления ГИБДД в судебном порядке определяется тем, что именно оспариваем:

  • законность действий инспектора; Тогда пишем в суд по месту совершения административного правонарушения (в какой именно узнаем на портале ГАС РФ «Правосудие»). Ждем повестку и в назначенный день идем на судебное заседание, где представляем все имеющиеся аргументы. Помощь адвоката не помешает.
  • предшествующее решение суда. Тогда подаем жалобу на уже имеющееся у нас на руках постановление судьи в вышестоящий суд (на мирового судью жалуемся в районный суд; на районный суд — в областной).

Срок обжалования административного протокола

  1. Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 календарных дней (считая праздники и выходные) с даты получения нарушителем копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ). Если по уважительной причине этот срок был пропущен (болезнь, командировка и т. д.), то к жалобе прилагаем документально подтвержденное ходатайство на восстановление или продление срока обжалования.
  2. Обжалование постановления (считается со дня подачи до момента рассмотрения жалобы) приостанавливает его вступление в законную силу.

Каждый день на дорогах нашей страны совершается большое количество нарушений, в результате которых сотрудники автоинспекции оформляют протоколы, как то предписывает порядок фиксации подобных ситуаций. Иногда  собственники транспортных средств или те лица, которые имеют доверенность на управление машиной, не согласны с теми фактами, которые инспектор отразил в протоколе. Как в таких случаях поступать водителю? Возможно ли обжалование протокола об административном правонарушении, есть ли ограничение по времени обжалования, которое пройдет с момента его оформления, каким образом это можно выполнить, куда обращаться и какие документы потребуется предоставить?

Скачать Образец жалобы на постановления об административном правонарушении ГИБДД

Порядок и правила оформления в 2020 году

Каждый год привносит новые корректировки в процессуальные нормы, поэтому важно знать актуальные в 2020 году требования к порядку и правилам оформления

Основания

В качестве причин, принятых законом достаточными, выделяют:

  • выявление уполномоченными лицами фактов несоблюдения норм закона;
  • поступление от правоохранительных структур, государственных служб и общественных учреждений сведений, подтверждающих совершение правонарушения;
  • регистрация ситуации с игнорированием положений законодательной системы на участках дорожного движения с применением средств фото- и видеофиксации.

Могут быть использованы в качестве основания соответствующие сообщения от обычных граждан, в которых содержится указание на нарушение.

Место

Не редкость, когда владельцы транспортных средств получают уведомление об оформлении протокола по совершенному правонарушению в регионе, отличающимся от региона проживания.

Не имея возможности задерживаться на долгий период в субъекте РФ, где был составлен документ, нарушитель может ходатайствовать о переносе рассмотрения дела по месту жительства – отказать ему в этом уполномоченные лица не имеют права.

Понятые

Присутствие понятых при составлении протокола не является обязательным. Но нарушитель может настоять на этом.

В таком случае количество свидетелей должно быть не менее двух. В документе указываются их персональные сведения и замечания (при наличии).

В качестве понятого может выступать любое совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в результате дела.

Уведомление (извещение)

Порядок извещения уточнен в ст. 25.15. КоАП РФ.

Согласно данной статье, уведомление должно быть направлено лицам, принимающим участие в деле об административном правонарушении, в установленные сроки с использованием:

  • повестки с уведомлением о вручении;
  • заказного письма с уведомлением о вручении;
  • телеграммы;
  • телефонограммы;
  • иных вариантов, обеспечивающих возможность фиксации факта получения нарушителем извещения.

Если участником процесса будет доказан факт об отсутствии уведомления, все претензии со стороны ответственных структур в отношении гражданина могут быть сняты.

Что учесть при заполнении протокола?

При составлении документа не теряйтесь и постарайтесь сделать следующее:

  • Прочитайте внимательно каждую фразу. Если инспектор неверно интерпретировал ваши действия, схема ДТП изображена неправильно и так далее – пишите свои протесты в специально отведенную графу («Объяснения»).
  • Сделайте собственную фото или видеосъемку всего, что может свидетельствовать в вашу пользу и будет вашей доказательной базой в случае судебных разбирательств.
  • Проверьте, чтобы ваши свидетели (например, попутчики) были внесены в протокол. Если инспектор не сделал этого, внесите их сами в той же графе объяснений.
  • Проставьте прочерки в каждой строчке протокола, чтобы позже в них не появились «дополнительные сведения».
  • Если вы не ставили свою подпись, проверьте, чтобы фраза об этом была в тексте и там же расписались двое понятых. В ином случае в протоколе может внезапно появиться якобы «ваша» подпись.

Самое главное, не забудьте получить свою копию протокола, подписанную уполномоченным лицом, например, инспектором ГИБДД, иначе позже у него может оказаться некая «альтернативная» версия документа.

Регламент привлечения к ответственности

Строгое следование регламенту – основная задача уполномоченных структур.

Не все лица обеспечивают соблюдение установленных норм, поэтому гражданину важно знать их – лишь это поможет в полной мере защитить собственные права и интересы

В отсутствии лица

В случае отсутствия лица, по которому был выявлен факт совершения административного правонарушения, законом допускается оформление протокола.

Сейчас это особенно актуально, учитывая все большее распространение средств автоматической фото- и видеофиксации.

Что дальше после выявления проступка

При установлении факта правонарушения может быть несколько вариантов дальнейших событий:

  • у нарушителя нет претензий к содержанию, он несет положенную ответственность;
  • у нарушителя имеются претензии, проводятся дополнительные мероприятия, вопрос решается либо специальной комиссией, либо в суде;
  • суд принял решение о назначении наказания, но нарушитель не согласен с постановлением, происходит обжалование в вышестоящих инстанциях с проведением дополнительных мероприятий.

Во многом развитие ситуации зависит от индивидуальных обстоятельств – наличие отягчающих или облегчающих позиций может стать элементом, существенно влияющим на итоговый результат рассмотрения дела.

403 — доступ запрещён

Свидетели Прежде чем начать разговор о роли свидетелей в административном процессе, не лишним будет определиться с самим понятием «свидетель».

В Кодексе РФ об административных нарушениях1 указано следующее: В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.» Это означает, что свидетелем может быть любой совершеннолетний пассажир вашего автомобиля, муж, жена, брат, сестра, друг, теща и т.

д., если они могут дать показания по делу об административном правонарушении.

Свободное от записей место юристы советуют зачеркивать буквой Z, чтобы недобросовестные должностные лица не вписали свой текст. Обращение с жалобой В обязанности прокуратуры входит обеспечивать надзор за деятельностью органов власти, в частности полиции и других контрольных органов. Жалобу в прокуратуру на нарушения КоАП при составлении протокола об административном правонарушени надо подавать как можно скорее, до того как протокол с материалами передадут в комиссию или суд.

Данное учреждение вынуждено будет отреагировать. Если же ответа от него не будет, то после получения повестки в суд или на заседание комиссии направить все свои возражения надо еще и им, сообщив одновременно о жалобе в прокуратуру, на которую не было ответа. Подача жалобы начальнику полиции или другому чиновнику, который может повлиять на дело, делается исключительно в письменной форме.

Каждый госорган своими внутренними документами утверждает форму протокола, используемую в работе. Однако по содержанию и внешнему виду эти бланки мало чем отличаются.

Далее записываются сведения о сотруднике, составляющем протокол (должность, фамилия и инициалы), а также информация о фигуранте. Причем если записываются сведения о гражданине, то указывают не только фамилию, инициалы и паспортные данные, но и адрес — как регистрации, так и фактического проживания, телефон, данные о работе.

О полученных разъяснениях делается запись в составляемом документе. Лица, в отношении которых составляется протокол (гражданин или доверенное лицо организации), должны быть с ним ознакомлены. При желании эти люди могут оставить запись о своем несогласии с протоколом или разъяснения по сути текста, которые приобщаются к протоколу.

Если нарушители отказываются протокол подписывать, об этом отдельно записывается в документе. 2-й экземпляр протокола об административном правонарушении выдается лицу, о котором составлен протокол. Фигурант расписывается в получении копии. Также экземпляр получает потерпевший по делу, если таковой имеется.

Протокол об административном правонарушении

Протоколом называется процессуальный документ, который составляется должностным лицом, отображающий факт нарушения закона.

Данный документ не единственный в деле, но занимает в нем основное место. Он составляется на стадии возбуждения производства и имеет силу доказательства, именно на него ориентируется суд или орган, рассматривающий дело при принятии решения по делу.

Важно: в обязанности лица, составляющего документ, входит обязанность подробно разъяснить права нарушителю. Содержание и суть протокола регулирует КоАП РФ в ст.28.2

Он должен содержать следующие сведения:

Содержание и суть протокола регулирует КоАП РФ в ст.28.2. Он должен содержать следующие сведения:

  1. Дата и место где был составлен документ.
  2. Инициалы уполномоченного лица.
  3. Данные о нарушителе.
  4. Если есть потерпевшие и свидетели, информация о них.
  5. Информация о нарушенном законе.
  6. Пояснения нарушителя.
  7. Иные сведения для всестороннего рассмотрения дела.
  8. Подписи сторон.

Если в деле нет потерпевших, то должно быть составлено два экземпляра, один из которых получает на руки нарушитель. Если же нарушитель на месте отсутствует, то закон отводит три дня на то, чтобы ему был выслан документ по почте.

Скачать для просмотра и печати:

Ошибки в протоколе об административном правонарушении

Ошибки, допущенные впротоколе об административном правонарушениипри оформлении, по своей значимости можно разделить на существенные и несущественные. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недочетом документа является отсутствие в протоколе информации, упомянутой в ст. 28.2 ч. 2 КоАП (п. 4 Постановления). Это значит, что впротоколе об административном правонарушениидолжны быть заполнены все графы и записана вся информация, о которой упоминалось выше.

Если протокол оформлялся при нарушителе, то должны присутствовать подписи, подтверждающие озвучивание прав и обязанностей, ознакомление с протоколом после оформления. Если же документ был составлен без нарушителя и нет достаточных фактов о сообщении ему о дате и месте оформления протокола, то это будет значительным нарушением процессуальных прав и может привести к отмене протокола и прекращению производства по делу. Вообще, любая ошибка в протоколе, являющаяся, по мнению Пленума Верховного суда РФ, существенной, может повлечь за собой отмену протокола и прекращение производства по делу.

ВАЖНО! Любые исправления в протоколе, особенно в сведениях, перечисленных в ст. 28.2 ч. 2 КоАП, должны быть заверены подписью должностного лица, составляющего протокол, и подписью нарушителя, удостоверяющей, что он с этими исправлениями ознакомлен и согласен

К несущественным ошибкам в протоколе пленум относит все те недостатки информации, которые могут быть компенсированы в процессе рассмотрения дела по существу. К несущественным недостаткам, и об этом специально упомянуто в постановлении, относится также заполнение протокола в отсутствии нарушителя, если ему должным образом было сообщено о дате и месте составления протокола, но он без повода или по неуважительной причине не появился в назначенном месте в указанное время. Не являются существенными и не несут последствий орфографические ошибки в тексте протокола, если, конечно, это не ошибки в фамилиях. 

Нарушения

При оформлении важное значение имеют сроки составления. Если уполномоченными лицами они не были соблюдены, гражданин может избежать назначения наказания, так как произошло нарушение установленного законом процессуального порядка

Если уполномоченными лицами они не были соблюдены, гражданин может избежать назначения наказания, так как произошло нарушение установленного законом процессуального порядка.

Обращение с жалобой

Ключевая обязанность прокуратуры – обеспечение надзора за деятельностью правоохранительных структур, в том числе ГИБДД, суда и полиции.

Обращение с жалобой о неправильном составлении протокола об административном нарушении необходимо направить в данный орган в максимально краткие сроки – до того, как материалы дела будут переданы в суд. 

Если ответа не последовало, а повестка уже была получена, то на заседании потребуется повторно выразить свою претензию, уточнив момент с отсутствием реакции со стороны прокуратуры.

В расчет принимаются исключительно письменные заявления – устные просьбы никакого результата не принесут.

Кто имеет право составить протокол об административном правонарушении?

Не каждый человек или должностное лицо может вынести протокол о правонарушении. Это вправе делать сотрудники:

  • полиции;
  • ИФНС (инспекции налоговой федеральной службы);
  • МЧС (министерства по чрезвычайным ситуациям);
  • Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии);
  • таможни и органов экспортного контроля;
  • пограничной службы;
  • трудовой инспекции;
  • органов социальной защиты;
  • Росздравнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения)
  • других государственных структур.

Полный список должностных лиц, имеющих право оформить документ об административном правонарушении, вы можете посмотреть в конце статьи.

Что учесть при заполнении протокола?

При составлении документа не теряйтесь и постарайтесь сделать следующее:

  • Прочитайте внимательно каждую фразу. Если инспектор неверно интерпретировал ваши действия, схема ДТП изображена неправильно и так далее – пишите свои протесты в специально отведенную графу («Объяснения»).
  • Сделайте собственную фото или видеосъемку всего, что может свидетельствовать в вашу пользу и будет вашей доказательной базой в случае судебных разбирательств.
  • Проверьте, чтобы ваши свидетели (например, попутчики) были внесены в протокол. Если инспектор не сделал этого, внесите их сами в той же графе объяснений.
  • Проставьте прочерки в каждой строчке протокола, чтобы позже в них не появились «дополнительные сведения».
  • Если вы не ставили свою подпись, проверьте, чтобы фраза об этом была в тексте и там же расписались двое понятых. В ином случае в протоколе может внезапно появиться якобы «ваша» подпись.

Самое главное, не забудьте получить свою копию протокола, подписанную уполномоченным лицом, например, инспектором ГИБДД, иначе позже у него может оказаться некая «альтернативная» версия документа.

Порядок обжалования протокола об административном правонарушении

Подать жалобу можно несколькими способами:

Необходимо подтвердить получение жалобы. Если она доставляется в приёмные часы при личном посещении, то нужно составить 2 идентичных экземпляра. Один передаётся секретарю, второй остаётся у заявителя. На нём ставится номер входящего документа и дата регистрации.

Регламентный срок рассмотрения – 30 дней.

На стадии протокола

Этот документ является основным доказательством совершения правонарушения. Если он составлен неверно, то обжаловать наказание будет довольно просто. Поэтому некоторые нарушители предпринимают попытки «запутать» или ввести в заблуждение уполномоченное лицо.

Но это удаётся редко, так как протокол составляют опытные люди, их не так просто сбить с толку. Пока уполномоченное лицо заполняет бланк, нужно сохранять спокойствие.

На стадии внесудебного постановления

Если по данному правонарушению постановление должен вынести руководящий орган, то начинать обжалование следует с вышестоящей организации. Подавать жалобу в прокуратуру не имеет смысла, так как она будет перенаправлена в вышестоящий орган.

Жалоба оформляется по правилам, прописанным в ст. 7 Закона № 59-ФЗ. Она может выглядеть так:

На стадии судебного постановления

У обвиняемого есть право подать жалобу сразу же в начале процесса, на котором будет рассматриваться его дело. Наиболее «популярный» способ – вызвать свидетелей. Как правило, судьи сильно заняты, за день через них проходит поток аналогичных дел. Поэтому судья может допустить ошибку, отказав в вызове свидетелей. На это можно опираться при обжаловании.

Апелляционная жалоба

Подавать в суд высшей инстанции апелляционную жалобу нужно тогда, когда решение суда о применении наказания вступает в свою законную силу. У виновного есть 10 дней на это. Жалоба может выглядеть так:

Если 10-дневный срок пропущен, и принятое постановление вступило в силу, то обжаловать его можно через надзорную инстанцию.

Комментарий к статье 28.1. КоАП РФ:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей решающее значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определении подведомственности (подсудности) рассмотрения дела.

2. Комментируемой статьей (ч. ч. 1, 1.1, 1.2) установлен исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии с которым производство по делу может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, а также материалов, содержащих такие данные, обоснованных сообщений и заявлений физических и юридических лиц, средств массовой информации. По делам об административных правонарушениях, предусматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию, в п. 3 ч. 1 данной статьи определены специальные субъекты, от которых могут быть приняты имеющие значение для возбуждения дела сообщения.

По делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в п. п. 4, 5 ч. 1 настоящей статьи в качестве повода для возбуждения дела об административном правонарушении указаны положения о фиксации административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Это обусловлено нормами ч. 3 ст. 1.5 настоящего Кодекса, в соответствии с которыми общее правило презумпции невиновности не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими вышеуказанные функции.

3. Положения ч. ч. 2 и 3 данной статьи, напрямую связанные с содержанием ст. 28.3 Кодекса, устанавливают, что дело об определенном административном правонарушении, предусмотренном Кодексом, могут возбуждать только уполномоченные на это должностные лица. В связи с этим, а также с учетом специфики производства по делам об административных правонарушениях по сравнению с уголовным процессом решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается уполномоченным должностным лицом самостоятельно без согласования с прокурором (о полномочиях прокурора см. комментарий к ст. 28.4).

При принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении весьма важна его правильная первоначальная квалификация. Ряд статей Кодекса содержат составы административных правонарушений, пограничные с преступлениями. Следует учитывать, что отграничение указанных противоправных действий от уголовно наказуемых деяний осуществляется по соответствующим статьям УК РФ, содержащим квалифицирующие признаки преступлений (например, размер причиненного ущерба). При оценке отличий административных правонарушений от дисциплинарных проступков необходимо учитывать положения ст. 2.5 Кодекса.

4. Частью 4 комментируемой статьи определены процессуальные действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. К ним относятся действия, связанные с оформлением указанных в данной статье Кодекса протоколов, определений, постановлений, относящихся к производству по делу об административном правонарушении.

5. Положения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренные ч. 5 комментируемой статьи, напрямую связаны с п. п. 2 и 3 ч. 1 данной статьи, относящими поступившие к уполномоченному должностному лицу материалы, сообщения и заявления к поводам для возбуждения дела об административном правонарушении.

В ч. 4 ст. 30.1 Кодекса предусмотрено, что определение об отказе в возбуждении дела обжалуется в соответствии с правилами, установленными в главе 30 Кодекса.