Статья 28.5 коап рф. сроки составления протокола об административном правонарушении

Оглавление

Комментарий к статье 28.5. КоАП РФ:

1. Согласно ст.

4.5 Кодекса постановление по делу по общему правилу может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. В этой же статье предусмотрена возможность более длительного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении за нарушение отдельных отраслей законодательства и при рассмотрении дел судьями.

Однако законодатель, учитывая принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях, установил общее правило о том, что протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления факта совершения правонарушения.

2. Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

Для получения необходимой информации могут потребоваться дополнительные меры по формированию доказательственной базы (см. комментарий к ст.

26.2). Следует также иметь в виду, что в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применять предусмотренные Кодексом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см.

комментарий к ст. 27.1).

В случаях, когда немедленное составление протокола невозможно, он должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. Имеется еще одно исключение из общего правила, предусмотренного в ч.

1 комментируемой статьи. В соответствии со ст.

28.7 Кодекса по некоторым категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами. Для таких ситуаций предусмотрено проведение административного расследования, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела.

Однако в исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом (см. комментарий к ст.

28.7). После окончания административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу (см.

комментарий к ст. 28.7).

4. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.

N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005.

19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

Какие сроки предусмотрены по административным постановлениям

Практически каждому автомобилисту доводилось нарушать правила ПДД и оплачивать штрафы. Поэтому информация о том, какой срок давности по административным правонарушениям ГИБДД установлен кодексом, будет интересна многим. Можно ли не платить штраф законно, и чем грозит просрочка? Разберемся в этом вопросе более подробно.

  1. Сроки взыскания по административным правонарушениям
  2. Нарушения, зафиксированные видео и фотосъемкой
  3. Когда вступает в силу постановление ГИБДД
  4. Ответственность за несоблюдение сроков

Чем отличается постановление от протокола в Беларуси

Законодательство страны обладает разницей в сравнении с законодательством России.

Первое отличие — разделение нормативной базы на два закона. Один КоАП – в нем прописаны принципы, основания привлечения к ответственности, освобождения от нее и дается перечень статей, по которым собственно и привлекают людей.

В Процессуально-исполнительном кодексе об административных нарушениях описываются порядок расследования, составления документов.

Текст закона сформулирован более четко, участники процесса, в том числе свидетели и эксперты, обладают большим объемом прав.

Схема составления документов та же, что и в российском законодательстве.

Однако есть еще то, чем отличается постановление от протокола ГИБДД в РБ.

Шире перечень ситуаций, когда протокол не составляется, и штраф выплачивается на месте совершения нарушения:

  • если размер штрафа не более двух базовых величин;
  • нарушение совершено в ходе судебного разбирательства, о чем делается отметка в протоколе заседания суда;
  • если виновное лицо соглашается с претензиями и обязанностью возместить вред, а также наказанием, которое ему назначат;
  • если нарушение водителя фиксируется средствами видео- и фотосъемки.

Дело начинается и заканчивается постановлением.

Если человек выражает несогласие, им подается заявление, и постановление аннулируется. Затем должностное лицо обязано составить протокол и начать заново все процедуры привлечения к ответственности в общем порядке. Уклонение от оплаты наложенного штрафа приравнивается к несогласию.

Водителю надо подать заявление в ГИБДД в течение месяца со дня получения постановления на руки.

Таким образом, законодательство страны обеспечивает права и обязанности своих граждан.

Кто имеет право составить протокол об административном правонарушении?

Не каждый человек или должностное лицо может вынести протокол о правонарушении. Это вправе делать сотрудники:

  • полиции;
  • ИФНС (инспекции налоговой федеральной службы);
  • МЧС (министерства по чрезвычайным ситуациям);
  • Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии);
  • таможни и органов экспортного контроля;
  • пограничной службы;
  • трудовой инспекции;
  • органов социальной защиты;
  • Росздравнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения)
  • других государственных структур.

Полный список должностных лиц, имеющих право оформить документ об административном правонарушении, вы можете посмотреть в конце статьи.

Дело считается открытым

Кодекс об административных правонарушениях РФ относит к числу причин следующие факты:

  1. Обнаружение лицами, имеющие полномочия составлять акты о такого рода нарушениях, необходимых данных, указывающих на наличие нарушения.
  2. Поступление от правоохранительных органов, госорганов, общественных организаций материалов, которые доказывают факт нарушения.
  3. Сообщение или заявление лиц, сообщение в СМИ, которые содержат данные, указывающие на факт нарушения.
  4. Регистрация нарушения в месте дорожного движения или в области устройства территорий, которые предусматривает законодательство, совершенная некоторым лицом при помощи транспортного средства или строения, оснащенных средствами, которые могут фотографировать и вести видеосъемку.
  5. Подтверждение данных, указанных в заявлении лица, владеющего транспортным средством или объектом недвижимости, о которых говорилось выше, о том, что транспорт или объект собственности находились в момент фиксации у другого лица.

Кодекс об административных правонарушениях РФ считает дело открытым, если произошли следующие события:

  • Написан документ осмотра места, где произошедшло нарушение.
  • Составлен первый акт об использовании мер по делу о правонарушении.
  • Составлен акт о нарушении или прокуратурой вынесено постановление об открытии дела по данному факту.
  • Вынесено определение об открытии дела о нарушении при необходимости проведения расследования, согласно условий законодательства.
  • Вынесено постановление по факту рассматриваемого дела о назначении наказания без написания протокола.

Если в открытии дела о правонарушении при предоставлении всех необходимых материалов было отказано, то должностное лицо, которое рассматривает все предоставленные факты и материалы, должно вынести мотивированное определение об отказе в открытии дела.

В течение 3 дней протокол о правонарушении должен быть передан судье на рассмотрение. Документ передается в суд незамедлительно после написания, если:

  • Административное наказание предполагает арест лица или его выдворение.
  • Применена мера административного наказания в виде временного запрета на деятельность.

Административные органы, которые имеют право составлять акт об административном правонарушении, указаны в статье 28.3 кодекса, органы, которые могут рассматривать дела о правонарушениях, указаны в главе 23.

Порядок обжалования протокола об административном правонарушении

Пишем жалобу на постановление ГИБДД (ст. 30.2, ч.3 КоАП РФ) в вышестоящий орган:

  • начальнику территориального подразделения ГИБДД, сотрудник которого вынес постановление;
  • в вышестоящее подразделение ГИБДД, которому подчиняется территориальное подразделение;
  • в районный (городской) суд по месту рассмотрения дела (ст. 30.1, ч.1, п.3 КоАП РФ).

Государственной пошлиной жалоба не облагается.

Собственно жалоба на постановление ГИБДД составляется в свободной форме по образцу и состоит из:

  1. Введения. Сведения об органе, в который подается жалоба, заявителе и его защитнике (представителе); краткое обстоятельства дела.
  2. Описательной части. Указываются номера, даты, кем, когда и в отношении кого составлены протокол и постановление по делу. И юридическая квалификация деяния.
  3. Мотивировочной части. Разъяснение и аргументация позиции заявителя по существу дела. Перечисляются просьбы и ходатайства.
    • В ходатайстве о вызове и допросе свидетелей указываются их ФИО и адреса проживания.
    • В ходатайстве о назначении экспертизы формулируем вопросы, которые выносятся на экспертизу, указываем экспертное учреждение, в котором просим назначить проведение исследования.
    • Экспертизы, назначенные судом, оплачиваются за счет средств федерального бюджета.
  4. Заключения. Требования заявителя, адресованные рассматривающему жалобу. Указания на нормы закона, на основании которых заявитель просит о вынесении соответствующего решения; перечисление приложенных к жалобе документов.

Жалоба датируется днем подачи и заверяется личной подписью заявителя.

Жалобу можно:

  • подать лично;
  • отправить по почте заказным отправлением (срок пересылки не учитывается, штемпель на конверте и квитанция об отправке доказывают срок отправки);
  • отправить в электронном виде по электронной почте.

Сразу — в суд

В судебной канцелярии по административным делам есть образец жалобы в суд на постановление ГИБДД, При составлении жалобы потребуются копии постановления, протокола и паспорт.

Заявление в суд должно быть рукописным с подписью заявителя и датироваться днем подачи.

В нем кратко, ясно и логически последовательно должно быть изложено:

  • кто обращается,
  • в чем его обвиняют,
  • с чем и на основании чего он не согласен,
  • о чем просит (отменить решение/смягчить),
  • какие материалы готов предоставить в доказательство своей правоты.

Заявление должно быть аргументировано ссылками на соответствующие законодательные документы, выдержки из КоАП РФ и т.д…

Порядок обжалования постановления ГИБДД в судебном порядке определяется тем, что именно оспариваем:

  • законность действий инспектора; Тогда пишем в суд по месту совершения административного правонарушения (в какой именно узнаем на портале ГАС РФ «Правосудие»). Ждем повестку и в назначенный день идем на судебное заседание, где представляем все имеющиеся аргументы. Помощь адвоката не помешает.
  • предшествующее решение суда. Тогда подаем жалобу на уже имеющееся у нас на руках постановление судьи в вышестоящий суд (на мирового судью жалуемся в районный суд; на районный суд — в областной).

Срок обжалования административного протокола

  1. Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 календарных дней (считая праздники и выходные) с даты получения нарушителем копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ). Если по уважительной причине этот срок был пропущен (болезнь, командировка и т. д.), то к жалобе прилагаем документально подтвержденное ходатайство на восстановление или продление срока обжалования.
  2. Обжалование постановления (считается со дня подачи до момента рассмотрения жалобы) приостанавливает его вступление в законную силу.

Каждый день на дорогах нашей страны совершается большое количество нарушений, в результате которых сотрудники автоинспекции оформляют протоколы, как то предписывает порядок фиксации подобных ситуаций. Иногда  собственники транспортных средств или те лица, которые имеют доверенность на управление машиной, не согласны с теми фактами, которые инспектор отразил в протоколе. Как в таких случаях поступать водителю? Возможно ли обжалование протокола об административном правонарушении, есть ли ограничение по времени обжалования, которое пройдет с момента его оформления, каким образом это можно выполнить, куда обращаться и какие документы потребуется предоставить?

Скачать Образец жалобы на постановления об административном правонарушении ГИБДД

У кого есть право оформить протокол

Составление административного протокола возможно только определенными лицами

Протоколы об административных преступлениях имеют право оформлять лишь только должностные лица, работающие в органах государственной власти, их структурныхотделах и территориальных органах, лица, которые занимают соответствующие должности в иных муниципальных органах согласно задачам и функциям, которые возлагаются на них федеральным законодательством, лица, которые занимают соответствующие должности в органах исполнительной власти субъектов РФ при наделении их полномочиями на реализацию правительственного контроля и наблюдения:

  • лица, которые занимают соответствующие должности в ОВД;
  • лица, которые занимают соответствующие должности в органах, которые обладают правом реализовать функции в области государственного регистрирования учреждений некоммерческого типа, а также филиалов международных учреждений и зарубежных некоммерческих частных предприятий, организаций общественного характера, политических партий и религиозных заведений, и контролировать их деятельности;
  • лица, которые занимают соответствующие должности в органах, намеренно уполномоченных на разрешение вопросов в сфере гражданской безопасности, охраны населения и территорий от ситуаций чрезвычайного характера естественного и техногенного типа, лица, которые занимают соответствующие должности в органах, исполняющих государственное регистрирование юр. лиц и частных предпринимателей.

В итоге получается, что на составление протокола может уйти как несколько минут, так и несколько месяцев — все зависит от обстоятельств и однозначного ответа нет.

Мнение юриста-эксперта:

В статье рассматривается вопрос о сроках составления протокола об административном правонарушении. Этот срок законом определен – 2 дня. А если требуется проведение дополнительных мероприятий, которые позволили бы установить событие и состав административного правонарушения, то назначается административное расследование сроком 1 месяц. Он может быть продлен, но не более, чем до 6 месяцев.

Следует обратить внимание наших читателей на одно очень существенное обстоятельство. Пока длится административное расследование, срок давности привлечения к административной ответственности идет

А по некоторым правонарушениям он может составлять всего 2 месяца. Отсчитывается этот срок со дня выявления административного правонарушения, а не дня составления протокола. По истечении срока давности привлечения к административной ответственности, дело подлежит прекращению. Наши читатели могут при необходимости воспользоваться возможностью растянуть срок расследования.

Для этого нужно просто убедить должностное лицо, которое его проводит, в необходимости проведении экспертизы. Эта затея занимает много времени, а это вам будет на руку. И еще, есть неточность в статье. Применяется термин административное преступление. Такой терминологии наше законодательство не предусматривает. КоАП РФ устанавливает административную ответственность за совершение административных правонарушения.

Правильное применение терминологии позволяет более квалифицированно выстроить свою линию поведения.

Что такое протокол об административном правонарушении, смотрите в видео:

Комментарий к Ст. 28.5 КоАП РФ

1. Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, на основании которого принимается решение по делу об административном правонарушении. В этом документе фиксируются основные сведения, отражающие сущность совершенного правонарушения и характеризующие лицо, привлекаемое к ответственности. Требования к содержанию протокола установлены ст. 28.2 Кодекса.

В случае неправильного составления протокола об административном правонарушении, составления его неправомочным лицом протокол возвращается в орган, должностному лицу, которые его составили (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

2. Согласно ч. 2 ст. 28.2 Кодекса в протоколе указываются не только достаточные данные, указывающие на наличие события правонарушения (место, время, способ совершения и т.п.), но и другие сведения, необходимые для разрешения дела.

В зависимости от того, какой объем сведений, необходимых для разрешения дела, известен должностному лицу на момент выявления правонарушения, законом установлены следующие сроки составления протокола:

а) известны все сведения, необходимые для разрешения дела, — протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 Кодекса);

б) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, привлекаемых к ответственности, которые возможно получить до истечения двух суток с момента выявления совершения правонарушения, — протокол составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 Кодекса);

в) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела, либо данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо сведения о свидетелях, которые возможно получить путем осуществления процессуальных действий, требующих значительных (более двух суток) временных затрат, — протокол составляется по окончании административного расследования в сроки, предусмотренные ч. 5 ст. 28.7 Кодекса (ч. 3 ст. 28.5 Кодекса).

3. К сведениям, которые могут быть выяснены в срок до двух суток с момента выявления административного правонарушения, можно отнести следующие:

1) сведения об отдельных обстоятельствах дела, отягчающих или смягчающих ответственность либо указывающих на малозначительность правонарушения (например, получение подтверждения о выдаче лицу, привлекаемому к ответственности, документа, имеющего значение для таможенных целей (лицензии, справки банка, сертификата и т.п.));

2) данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и должность, место жительства, семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении, размер его зарплаты или иного заработка, пенсии или стипендии, привлечение ранее к административной ответственности и др.);

3) сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело (ИНН, ОКПО, полное наименование, юридический и фактический адрес, наличие на учете в соответствующем налоговом органе, наличие счетов в банках (расчетных, текущих и иных)).

Получение указанных сведений может осуществляться по оперативным средствам связи из налоговых органов, органов внутренних дел, других государственных органов, организаций по месту работы лица, привлекаемого к ответственности, и других учреждений. При этом в случае необходимости должностное лицо вправе для установления личности или выяснения обстоятельств административного правонарушения применить меры обеспечения производства по делу вплоть до административного задержания физического лица.

4. В случае, когда выносится определение о назначении административного расследования (например, необходимо произвести экспертизу), протокол составляется только по окончании этого расследования. Срок административного расследования составляет один месяц, но может быть продлен по ходатайству лица, проводящего административное расследование. Общий срок продления административного расследования составляет один месяц, но если дело касается нарушения ПДД, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, может увеличиваться до шести месяцев.

Комментарий к статье 28.1. КоАП РФ:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей решающее значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определении подведомственности (подсудности) рассмотрения дела.

2. Комментируемой статьей (ч. ч. 1, 1.1, 1.2) установлен исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии с которым производство по делу может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, а также материалов, содержащих такие данные, обоснованных сообщений и заявлений физических и юридических лиц, средств массовой информации. По делам об административных правонарушениях, предусматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию, в п. 3 ч. 1 данной статьи определены специальные субъекты, от которых могут быть приняты имеющие значение для возбуждения дела сообщения.

По делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в п. п. 4, 5 ч. 1 настоящей статьи в качестве повода для возбуждения дела об административном правонарушении указаны положения о фиксации административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Это обусловлено нормами ч. 3 ст. 1.5 настоящего Кодекса, в соответствии с которыми общее правило презумпции невиновности не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими вышеуказанные функции.

3. Положения ч. ч. 2 и 3 данной статьи, напрямую связанные с содержанием ст. 28.3 Кодекса, устанавливают, что дело об определенном административном правонарушении, предусмотренном Кодексом, могут возбуждать только уполномоченные на это должностные лица. В связи с этим, а также с учетом специфики производства по делам об административных правонарушениях по сравнению с уголовным процессом решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается уполномоченным должностным лицом самостоятельно без согласования с прокурором (о полномочиях прокурора см. комментарий к ст. 28.4).

При принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении весьма важна его правильная первоначальная квалификация. Ряд статей Кодекса содержат составы административных правонарушений, пограничные с преступлениями. Следует учитывать, что отграничение указанных противоправных действий от уголовно наказуемых деяний осуществляется по соответствующим статьям УК РФ, содержащим квалифицирующие признаки преступлений (например, размер причиненного ущерба). При оценке отличий административных правонарушений от дисциплинарных проступков необходимо учитывать положения ст. 2.5 Кодекса.

4. Частью 4 комментируемой статьи определены процессуальные действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. К ним относятся действия, связанные с оформлением указанных в данной статье Кодекса протоколов, определений, постановлений, относящихся к производству по делу об административном правонарушении.

5. Положения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренные ч. 5 комментируемой статьи, напрямую связаны с п. п. 2 и 3 ч. 1 данной статьи, относящими поступившие к уполномоченному должностному лицу материалы, сообщения и заявления к поводам для возбуждения дела об административном правонарушении.

В ч. 4 ст. 30.1 Кодекса предусмотрено, что определение об отказе в возбуждении дела обжалуется в соответствии с правилами, установленными в главе 30 Кодекса.

Ответственность за несоблюдение сроков

Связанные с административными правонарушениями штрафы, оплачиваются не позднее двух месяцев, о чем уже было сказано ранее. Но что произойдет, если нужная сумма не будет внесена своевременно? Взысканием долгов занимается ФССП (служба приставов).

Они передают документы в суд, после чего возбуждается исполнительное производство. О начале процесса должника оповещают уведомлением.

После этого гражданину отводится 5 дней на то, чтобы внести оплату добровольно.

Если долг не будет погашен, приставы имеют право арестовать банковские счета и даже кредитные карты автолюбителя, чтобы взыскать задолженность. В результате судебного разбирательства к должнику могут применить следующие санкции:

  • взыскание долга в двукратном размере;
  • арест продолжительностью 15 суток;
  • общественно-полезные работы (до 50 часов).

С 2017 года возбужденное против нарушителя административное дело может стать еще и поводом для ограничения действия водительских прав, если сумма долга по штрафам достигает 10 тыс. рублей.

Помимо этого гражданина ждет запрет на выезд с территории РФ. Какие именно меры будут применены в том или ином случае, решает судья.

Однако определенные ограничения имеются и здесь. Например, арест не допускается, если нарушение было установлено по данным, полученным с помощью видео- или фотокамер.

Если резюмировать кратко, то штрафы за нарушение ПДД тоже имеют срок давности, но надеяться на то, что административного наказания удастся избежать, не приходится. Поэтому намного выгоднее не затягивать с оплатой, если постановление вынесено правомерно.

С недавнего времени для добросовестных автолюбителей действует скидка 50%, если штраф будет погашен за 20 дней после получения.

Отличие протокола от постановления ГИБДД

Если водитель нарушил правила ПДД, он будет привлечен к ответственности на основании положений административного кодекса РФ. Факт пренебрежения установленными нормами должен быть зафиксирован.

Для этого составляется протокол или постановление. Не все граждане знают разницу между бумагами.

Однако от правильности их составления зависит правомерность наказания. Потому эксперты советуют заранее разобраться в основных отличиях между документами.

Что учесть при заполнении протокола?

При составлении документа не теряйтесь и постарайтесь сделать следующее:

  • Прочитайте внимательно каждую фразу. Если инспектор неверно интерпретировал ваши действия, схема ДТП изображена неправильно и так далее – пишите свои протесты в специально отведенную графу («Объяснения»).
  • Сделайте собственную фото или видеосъемку всего, что может свидетельствовать в вашу пользу и будет вашей доказательной базой в случае судебных разбирательств.
  • Проверьте, чтобы ваши свидетели (например, попутчики) были внесены в протокол. Если инспектор не сделал этого, внесите их сами в той же графе объяснений.
  • Проставьте прочерки в каждой строчке протокола, чтобы позже в них не появились «дополнительные сведения».
  • Если вы не ставили свою подпись, проверьте, чтобы фраза об этом была в тексте и там же расписались двое понятых. В ином случае в протоколе может внезапно появиться якобы «ваша» подпись.

Самое главное, не забудьте получить свою копию протокола, подписанную уполномоченным лицом, например, инспектором ГИБДД, иначе позже у него может оказаться некая «альтернативная» версия документа.