Ст 108 воздушный кодекс рф 2021

Юридическая техника

По сути, статья 108 ТК РФ является полной калькой статьи 57 КЗоТ РСФР редакции 1971 года (Кодекса законов о труде) и аналогичных ей статей КЗоТ всех существовавших тогда союзных республик СССР.

Структурная компоновка Трудового кодекса РФ уже давно вызывает нарекания, и главы 17 и 18 ТК РФ практически всегда приводятся в качестве примеров структурного дефекта. Дело в том, что, копируя дословно целые фрагменты нормативного акта времен СССР, разработчикам ТК РФ зачем-то понадобилось разбивать единый структурный элемент, то есть понятие и виды времени отдыха, на две главы, оставив в главе 17 лишь само понятие времени отдыха и отдав всю главу 18 на детализацию главы 17.

Как бы то ни было, обе упомянутые главы — это единый структурный элемент, рассмотрение которого по отдельности просто невозможно. Итак, ст. ст. 106-107 Главы 17 объясняют само понятие времени отдыха и перечисляют его виды, а Глава 18, начиная со ст. 108 и заканчивая ст. 113, регламентируют каждый из видов отдыха, перечисленных в ст. 107.

Комментарий к Статье 108 Воздушного кодекса России

В зависимости от обстоятельств полета различают вынужденное и добровольное расторжение договора воздушной перевозки.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

Пассажир имеет право отказаться от полета в аэропорту отправления или в любом аэропорту по пути следования и получить обратно уплаченную им сумму за перевозку или за ее неиспользованную часть в случаях:

отмены или задержки рейса, указанного в билете;

невыполнения воздушным судном посадки в аэропорту, указанном в билете;

несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставления ему места на рейс и дату, указанные в билете;

возвращения воздушного судна, не выполнившего рейс, в аэропорт отправления;

несостоявшейся отправки пассажира из аэропорта трансфера рейсом, указанным в его билете, вследствие опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым должен прибыть пассажир в аэропорт трансфера, в том числе в случаях перевозки до/от аэропорта трансфера по разным билетам;

невозможности отправки пассажира рейсом, указанным в билете, в связи с уменьшением предельной коммерческой загрузки, нарушением брони;

несостоявшейся отправки пассажира рейсом, указанным в билете, вызванной досмотром, если при досмотре багажа и личном досмотре пассажира не было обнаружено веществ и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах;

замены указанного в расписании типа воздушного судна другим;

перерыва рейса вследствие вынужденной посадки воздушного судна;

невозможности отправки пассажира, имеющего билет с открытой датой вылета (независимо от вида оплаты за билет), из аэропорта трансфера, остановки или аэропорта обратного вылета в течение 24 часов с момента предъявления билета перевозчику, а также из начального аэропорта по билету «на посадку»;

изменения тарифов или правил их применения против действовавших на день отправления пассажира из начального аэропорта, указанного в билете;

болезни пассажира или члена его семьи, следующего с ним на воздушном судне;

неправильного оформления билета перевозчиком;

несостоявшейся отправки пассажира по другим причинам, кроме перечисленных, по вине перевозчика, а также по причинам, не зависящим от перевозчика, но признанным им уважительными, в том числе при перевозках в прямом смешанном сообщении несколькими видами транспорта по единому билету;

опоздания прибытия наземных видов транспорта, доставляющих пассажиров в аэропорт.

Согласно статья 108 ВЗК РФ, пассажир имеет право добровольно отказаться от полета из начального аэропорта, трансфера, остановки или из другого аэропорта посадки воздушного судна по расписанию и получить обратно уплаченные за перевозку деньги в размере, предусмотренном правилами применения тарифов. Пассажир, добровольно отказавшийся от дальнейшего полета в промежуточном аэропорту посадки воздушного судна по расписанию, если посадка или остановка в этом аэропорту не предусмотрена его билетом, обязан заявить об этом в данном аэропорту и предъявить билет для возврата денег или заявить о желании продолжать полет другим рейсом.

Статья 105. Перевозочные документы

1. К перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.

2. Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

3. Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки (далее — выписка), из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.

4. Формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.

5. По требованию суда, органов прокуратуры, органов внутренних дел, судебного пристава-исполнителя, налоговых органов, таможенных органов электронный перевозочный документ передается перевозчиком или действующим на основании договора с перевозчиком лицом по информационно-телекоммуникационной сети или на материальных носителях либо представляется в виде выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.

6. Для учета воздушных перевозок пассажиров перевозчиком или действующим на основании договора с перевозчиком лицом ведется реестр перевозочных документов (в том числе реестр электронных перевозочных документов) на основании информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

7. Реестр перевозочных документов ведется в электронном виде или на бумажном носителе и должен содержать сведения о плате за воздушные перевозки пассажиров, багажа и маршрутах воздушных перевозок пассажиров, багажа с указанием пунктов отправления и пунктов назначения. Требования к реестру электронных перевозочных документов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.

8. Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также меры по защите информации, содержащейся в ней, и порядок ее функционирования утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, по согласованию с органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму.

Обеденные перерывы для 8-ми и 12-ти часовых рабочих дней

Чаще всего в нашей стране работники трудятся по 8 и 12 часов. Статья 108 Трудового кодекса регламентирует данный момент. Согласно нормативам, перерыв должен иметь строго установленные временные рамки — от 30 минут до 120 минут. Законом при этом не предусмотрено, в какое именно время сотрудник может уходить на перерыв, это будет решать работодатель, согласно конкретным условиям труда на своем предприятии.

Важно
Для закона нет разницы, сколько работает человек — 8, 12 или все 24 часа в сутки. Правила установления перерывов в работе одинаковы для всех этих вариантов рабочего режима.. Самое главное, что время обеденного перерыва Трудовой кодекс не считает рабочим

То есть сотрудники могут в течение всего перерыва заниматься своими делами, покинуть территорию компании, свое рабочее место

Самое главное, что время обеденного перерыва Трудовой кодекс не считает рабочим. То есть сотрудники могут в течение всего перерыва заниматься своими делами, покинуть территорию компании, свое рабочее место.

Важно
Работодатель сам установит, когда на предприятии обеденный перерыв. Их может быть несколько в течение трудового дня

Но в любом случае продолжительность одного перерыва не может быть меньше 30 минут и больше двух часов за рабочий день.

В некоторых фирмах есть специальные перерывы, дополнительные. Например, 10 минут на каждый час. При этом такие короткие дополнительные перерывы входят в рабочее время, которое оплачивается работодателем. Время обеденных перерывов может быть единым для всего предприятия, а может быть разным для отдельных подразделений, цехов, отделов. Такие вопросы тоже решает сам наниматель, согласно специфике работы фирмы.

Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира

1. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

  • 1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;
  • 2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;
  • 3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;
  • 4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

3. В целях пункта 2 настоящей статьи под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

ПРЕТЕНЗИЯ

Я, (фамилия, имя пассажира) имею заключенный с Вашей авиакомпанией договор перевозки, подтверждаемый купленным мною билетом (может быть оформлен в электронном виде) (серийный номер), на рейс ________ по маршруту _______________ с датой вылета ____________.

Однако вплоть до настоящего времени авиакомпания свои обязательства по перевозке меня как пассажира в пункт назначения не выполнила, чем нарушила соответствующие положения п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации.

При этом, учитывая фактический период задержки (указывается время в часах), авиакомпания в нарушение соответствующих требований п.92 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 (далее — ФАП), не обеспечила доведение до пассажиров рейса информации о задержке или отмене рейса и о причинах задержки/отмены рейса (данная информация должна доводиться визуальным и/или акустическим способом).

Кроме того, в нарушение требований п. 99 ФАП мне не было обеспечено бесплатное предоставление услуг, оказание которых для перевозчика в названных условиях (ввиду задержки/отмены рейса) является соответствующей обязанностью (далее указывается вид неоказанных услуг в зависимости от фактических обстоятельств:

предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа).

Принимая во внимание названные обстоятельства, я на основании ч. 2 ст

795 ГК РФ отказываюсь из-за задержки рейса от перевозки, в связи с чем, прошу вернуть мне провозную плату, т.е. денежную сумму, уплаченную за билет.

С учетом соответствующих положений ст. 314 ГК РФ деньги прошу вернуть в семидневный срок.

При уклонении авиакомпании от исполнения данной обязанности я оставляю за собой право дополнительно на основании ст. 395 ГК РФ требовать уплаты процентов за пользование моими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания.

Также считаю, что в результате виновного бездействия со стороны авиакомпании и допущенного нарушения моих прав как потребителя мне был причинен моральный вред, право на компенсацию которого, я имею на основании ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

С учетом изложенного, сумма моих претензионных требований составляет _________ рублей.

Подпись, дата

Примечание: претензию при невозможности вручения полномочному представителю перевозчика следует направить по адресу места нахождения авиакомпании (указаны в Реестре лицензий эксплуатантов, размещенном на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации): http://www.favt.ru/favt_new/sites/default/files/reestr_licenzii.rtf.

Объекты и термины

В обыденном понимании воздушным пространством можно назвать любую полость, заполненную газообразным содержимым. Однако к этой категории уже нельзя отнести резиновые шарики, заполненные гелием, поскольку воздухом называют то, из чего состоит атмосфера нашей планеты.

Воздухом заполнены помещения зданий, пещеры, метрополитены, но они не являются воздушным пространством, поскольку в соответствии с нормами ВЗК РФ, к таковому можно отнести только ничем не изолированные участки атмосферы. Их границы являются вертикальным продолжением государственных границ страны.

Данный кодекс регулирует взаимоотношения субъектов права в области использования воздушного пространства России при осуществлении (ст. 5 и ):

  • полётов любых воздушных судов России над территорией страны и за её пределами;
  • нахождения и перемещения иностранных судов на территории России;
  • строительства высоких сооружений;
  • выбросов в атмосферу веществ, снижающих видимость;
  • деятельности, создающей электромагнитные помехи;
  • взрывных работ.

Четыре последних пункта являются второстепенными. Деятельность людей в данной сфере регулируется только с позиции обеспечения безопасности полётов любых средств перемещения в воздухе.

Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира

1. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;

3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;

4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

3. В целях пункта 2 настоящей статьи под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

Полёты

Законодательной регламентации полётов посвящены две главы – десятая и одиннадцатая. Первая содержит нормативы обеспечения полётов российских перевозчиков, вторая – иностранных и отечественных, совершающих международные перемещения.

Глава 10 создаёт базу для регламентации перемещения воздушных судов. По этой причине она состоит 13 статей, в то время глава 11 содержит всего лишь 4 статьи.

Для того, чтобы судно могло осуществить полёт, оно должно:

  • иметь допуск и полный пакет необходимых документов;
  • пройти определённую процедуру подготовки;
  • иметь утверждённый план полёта;
  • осуществлять связь с наземными службами на своей радиочастоте.

При полётах над населёнными пунктами летательный аппарат должен перемещаться на такой высоте, которая обеспечит ему возможность приземления при аварии за пределами строений. Сверхзвуковые самолёты должны летать на такой высоте, которая обеспечивает защиту населения от негативного воздействия ультразвука.

Спасение утопающих

На фоне обострения ситуации с распространением коронавируса с 23 марта российские власти ввели жесткие ограничения на международное авиасообщение. Отменены все перелеты, кроме 146 маршрутов — между Москвой и столицами других государств. Если у пассажира билет в одну из столиц, куда еще открыты полеты, требовать компенсации стоимости невозвратного билета он не сможет.

Для того чтобы россияне могли вернуться из-за границы, авиакомпании продолжат выполнять чартерные рейсы. Наиболее уязвимы в этой ситуации оказались туристический бизнес и авиаперевозчики. Потенциальные потери последних из-за закрытия международных линий замглавы Минтранса, руководитель Росавиации Александр Нерадько 17 марта оценивал в сумму более 100 млрд рублей.

В S7 Airlines сообщили «Известиям», что в сложившейся ситуации авиакомпания, вне зависимости от тарифа, позволяет пассажирам гибкие условия перебронирования. Купленные до 4 марта билеты еще можно успеть обменять на более поздние даты вылета или другие направления из маршрутной сети авиакомпании (эти условия действуют до 4 апреля). Перевозчик также ввел специальные сертификаты: их можно использовать для возврата полной стоимости авиабилета. Деньги останутся на личном депозите пассажира, их можно будет потратить на новое путешествие в течение одного года. В обоих случаях придется заплатить сбор в 1 тыс. рублей (для всех билетов тарифа «Базовый»), добавили в авиакомпании.

ЧС

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Пассажиров Nordwind описанная ситуация с невозвратом денег не коснулась: регулярных рейсов в Европу компания не выполняла, а туристов из КНР возили чартерными рейсами по заказу туроператора, сказал «Известиям» представитель перевозчика. Он добавил, что сегодня на все билеты на регулярные рейсы, купленные с 14 марта по 15 апреля включительно (без ограничения даты вылета), действуют особые правила возврата и обмена. Это можно сделать, заплатив сбор 900 рублей за перелет по РФ или €10 — за границу.

У Utair также действует программа изменения даты вылета за рубеж, но денег компания не удерживает, сказали в пресс-службе перевозчика. Пассажирам предоставляется возможность однократно обменять билет на любую дату без изменения направления — вплоть до 31 декабря 2020 года. При обмене билета отмененного рейса на даты вылета после 1 июня необходимо будет доплатить разницу между тарифами, но сборы и штрафы взиматься не будут.

В других крупных авиакомпаниях на запросы «Известий» не ответили.

— Предложение Объединения пассажиров абсолютно логичное. В перспективе такая мера позволит поднять доверие к перевозчикам и спрос на их услуги, — сказал «Известиям» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

ЧС-2

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

C этой точкой зрения согласна член Общественной палаты Елена Сутормина. Она подчеркнула, что люди, как правило, покупают авиабилеты за несколько месяцев до вылета, поэтому у пассажиров должна быть возможность вернуть деньги в такой ситуации, как введение режима ЧС.

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, однако, отметил: невозвратные тарифы вводились перевозчиками как раз для того, чтобы переложить риски на пассажиров и за счет этого снизить стоимость билетов.

— У авиакомпаний ситуация на рынке перевозок и так катастрофическая, поэтому для некоторых из них такие условия — если их ввести сейчас — могут стать неподъемными, — считает он.

По его мнению, в перспективе предложенная поправка возможна, но дополнительные риски всё равно будут заложены в стоимость перелета.

Петр Шелищ считает, что перекладывать всю ответственность на потребителя неправильно. Невозврат денег, который произошел в такой ситуации, не спасет авиакомпании, а только затянет агонию отдельных игроков рынка. Объемы финансовых потерь перевозчиков таковы, что им нужны масштабные меры поддержки, которые может обеспечить только государство, уверен он.

Трудовой Кодекс и обеденный перерыв: что нужно знать

В России обед является чуть ли не единственным законным перерывом на отдых во время трудовых будней. Во сколько он начинается, сколько длится и можно ли от него отказаться в пользу сокращения рабочего дня? Изучаем трудовое право с WDay.ru.

Сам себе хозяин

Обеденный перерыв – личное время каждого работника, которым он может распоряжаться по собственному усмотрению. Так как обед является одним из видов отдыха, в это время сотрудник освобождается от любых трудовых обязанностей. Также он имеет право покидать офис и заниматься своими делами – посещать врача, фитнес-клуб, назначать встречи, не касающиеся работы, встречаться с друзьями – но только во время обеденного перерыва, не захватывая при этом рабочие часы.

Важно! Если во время перерыва вам запрещено покидать рабочее место, то это время включается в рабочий день и должно быть оплачено отдельно. Начало перерыва. Ранее действующий КЗоТ говорил, что перерыв может предоставляться только через четыре часа после начала дня

Сегодня закон строго не определяет, во сколько работник должен отправляться перекусить. Как правило, границы обеда регулируют правила внутреннего распорядка или трудовой договор, который отдельно заключается при поступлении на работу. Во многих компаниях перерыв происходит с 12.00 до 15.00 – в течение этого времени сотрудник имеет право отлучиться на обед

Ранее действующий КЗоТ говорил, что перерыв может предоставляться только через четыре часа после начала дня. Сегодня закон строго не определяет, во сколько работник должен отправляться перекусить. Как правило, границы обеда регулируют правила внутреннего распорядка или трудовой договор, который отдельно заключается при поступлении на работу. Во многих компаниях перерыв происходит с 12.00 до 15.00 – в течение этого времени сотрудник имеет право отлучиться на обед.

Важно! Женщинам с детьми до полутора лет помимо обеденного времени предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка – не реже чем через три часа и не короче 30 минут каждый. Такие перерывы по договору с работодателем могут присоединяться к обеденному времени, а также суммироваться и переноситься на начало или окончание рабочего дня

Перерывы на кормление включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

Согласно ТК, обеденный перерыв может длиться от 30 минут до двух часов, при этом важно помнить, что эти часы не оплачиваются. Таким образом, если ваш рабочий день составляет восемь часов, то обеденное время плюсуется к вашему графику

Например, если вы приходите в офис к 10.00, то с учетом одного часа обеда ваш рабочий день должен заканчиваться в 19.00. Если во время перерыва вам запрещено покидать рабочее место, то это время включается в рабочий день и должно быть оплачено отдельно. Начало обеда и его продолжительность обычно прописываются в трудовом договоре, поэтому, если вам хотелось бы уходить с работы на полчаса раньше, уменьшив при этом время обеденного перерыва до получаса, обговорите этот момент с работодателем заранее при приеме на работу.

Важно! Полностью отказаться от обеденного перерыва в пользу сокращения рабочего дня нельзя. Подобная практика является нарушением Трудового кодекса, в котором говорится, что каждый сотрудник в течение дня обязан отдыхать

Источник

Чрезвычайная билетная ситуация

В Воздушный кодекс (ВК) России предлагается внести поправки, расширяющие перечень случаев вынужденного отказа пассажира от авиаперелета, в которых он может вернуть деньги за билет. Об этом говорится в письме ООП министру транспорта РФ Евгению Дитриху от 19 марта (документ есть у «Известий»).

Общественники просят в п. 2 ст. 108 ВК указать новую причину для возврата авиакомпанией средств пассажиру — введение чрезвычайной ситуации (ЧС) в пункте прилета.

Сегодня основанием для того, чтобы потребовать от перевозчика возврата стоимости воздушной перевозки, являются отмена или значительная задержка рейса по вине авиакомпании, а также болезнь человека (должна подтверждаться документами). Отказаться от перелета, не потеряв деньги, можно и в случае болезни либо смерти близкого родственника.

ЧС-3

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В письме общественной организации подчеркивается, что из-за отсутствия пункта о ЧС многие пассажиры не могли вернуть полную стоимость билета и отказаться от вылета в страны с большим числом заболевших вирусом COVID-19 — до момента официального закрытия авиасообщения с этими государствами.

Председатель ООП Илья Зотов подтвердил «Известиям» отправку письма в Минтранс. По его словам, аналогичное обращение направлено главе комитета Госдумы по транспорту.

Глава ООП пояснил, что в период распространения коронавируса в организацию поступали многочисленные жалобы авиапассажиров. Так, Италия ввела режим ЧС 31 января, но полеты в эту страну РФ ограничила лишь 13 марта, и россияне не могли вернуть всю сумму, потраченную на билеты. В Китае режим ЧС с наивысшим уровнем опасности был объявлен 25 января, а авиасообщение между КНР и РФ сохранялось до 1 февраля. По словам Ильи Зотова, речь идет о десятках тысяч пассажиров, которые не имели права отказаться от поездки и теряли деньги либо были вынуждены рисковать здоровьем.

ЧС-1

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Внесение изменений в ст. 108 ВК позволит защитить права пассажира на безопасный отдых и расширит возможности для возврата средств для граждан, которые опасаются за свою жизнь, — говорится в обращении в Минтранс.

В ведомстве на момент публикации комментарий не предоставили.