Статья 129 гк рф. оборотоспособность объектов гражданских прав

Ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав

Ограниченные в обороте объекты являются самой спорной группой объектов гражданских прав. Процедура ограничения прав производится судом. Это значит, что по истинным нормам законодательства такие объекты не могут быть строго отнесены к оборотоспособным или необоротоспособным средствам.

Суд при рассмотрении конкретного дела выдает специальное разрешение. Если имущество оказалось в собственности лица, а суд решил, что оно необоротоспособно, то такая собственность должна быть отчуждена собственником самостоятельно в течение 12 месяцев. В противном случае имущество будет продано принудительно, а стоимость возмещена собственнику в сумме, определенной судом.

Таким образом, оборотоспособность объектов гражданских прав регулируется нормами гражданского законодательства. Решение о том, законны ли права на ту или иную собственность граждан, принимает суд. Именно поэтому при приобретении спорного имущества необходимо тщательно изучить нормы законодательства.

Комментарий к статье 129 ГК РФ

1. Комментируемая статья подразделяет все объекты гражданских прав на три категории в зависимости от их оборотоспособности. По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. признаются полностью оборотоспособными, если они прямо не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Кроме того, оборот некоторых объектов гражданских прав, например нематериальных благ, исключен в силу самой природы этих объектов.

2. Под объектами, изъятыми из оборота, понимаются объекты, нахождение которых в обороте прямо запрещено законом. К ним относятся прежде всего объекты государственной собственности, находящиеся в общественном пользовании, в частности большинство дорог, реки, общественные здания и сооружения, национальные библиотеки и т.п. Не участвуют в гражданском обороте и вещи, которые в принципе могут передаваться другим лицам, но не по гражданско-правовым основаниям, а в ином порядке, в частности архивные материалы. Наконец, не могут быть предметом гражданско-правовых сделок объекты, запрещенные действующим законодательством, например порнографические издания, поддельные денежные знаки и платежные документы, самодельные наркотические средства и т.п.

3. Ограничение оборота тех или иных объектов означает, что эти объекты могут принадлежать лишь определенным лицам либо для совершения сделок с ними требуется специальное разрешение. Подобные ограничения могут вводиться по соображениям государственной и общественной безопасности, охраны экономических интересов государства, обеспечения здоровья населения и т.п. Так, горные отводы для разведки и разработки месторождений минеральных полезных ископаемых являются государственной собственностью и могут предоставляться лишь во владение и пользование юридическим лицам и гражданам.

Другие объекты, ограниченные в своем обороте, могут приобретаться и в собственность, но лишь по особым разрешениям. К ним, в частности, относятся оружие, сильнодействующие яды, наркотические средства и т.п. На территории РФ ограничен оборот валютных ценностей — иностранной валюты и внешних ценных бумаг.

Наконец, для приобретения ряда вещей не требуется специального разрешения, но необходимо выполнение предусмотренных законом условий. Например, отчуждение и приобретение памятников истории и культуры производятся с соблюдением действующих правил о преимущественном праве их покупки государством.

4. Пункт 3 ст. 129, посвященный обороту земли и других природных ресурсов, носит отсылочный характер. Пределы участия этих объектов в гражданском обороте определяются не гражданским, а земельным и природоресурсным законодательством.

Так, земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в гражданском обороте, перечислены в п. п. 4, 5 ст. 27 ЗК. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется специальным Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Особенности оборота участков недр, водных объектов и участков лесного фонда определяются Законом о недрах, Водным и Лесным кодексами.

5. Пункт 4, которым комментируемая статья была дополнена 1 января 2008 г., является отражением своеобразных взглядов составителей проекта части четвертой ГК на понятие интеллектуальной собственности. В соответствии с этими взглядами отчуждаться или иным образом переходить от одного лица могут лишь права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также права на их материальные носители, но не сами эти результаты и средства индивидуализации. При этом такому подходу в четвертой части ГК придается первостепенное значение.

Однако в чем состоит ценность данной сугубо умозрительной конструкции остается неясным. С таким же успехом можно было бы вывести из гражданского оборота вещи и считать, что отчуждаться или иным образом переходить от одного лица могут лишь права на вещи. Хотя результаты интеллектуальной деятельности по своей сути нематериальны, они, в отличие от нематериальных благ в их традиционном понимании (п. 2 ст. 2, 150 ГК), отделимы от личности своих создателей и поэтому могут быть объектами гражданского оборота. Во всяком случае, признание объектами гражданского оборота именно их гораздо больше приближено к обыденным взглядам на оборот в рассматриваемой сфере.

Эмиссия, признаки и свойства

Выпуск ценных бумаг называется эмиссией. Он осуществляется эмитентами, в качестве которых может выступать государство, частный сектор и иностранные субъекты. К частным эмитентам относятся банковские учреждения, страховые, инвесткомпании, нефинансовые организации. Государственные эмитенты – это центральное правительство или местная власть. 

Ценные бумаги обладают набором совокупных признаков, отличающих их от других гражданско-правовых явлений:

  • документальность – это официально составленные документы или записи, имеющие правовое значение;
  • необходимость предъявления – обязательный легитимирующий фактор, являющийся фундаментом для остальных признаков;
  • удостоверение гражданских прав: как имущественных, так и неимущественных в совокупности или по отдельности;
  • оборотоспособность – могут выступать объектами правовых сделок между гражданами;
  • публичная достоверность.

Для каждого вида ценных бумаг значимыми являются не только общие признаки, а и характерные конкретно для него.

Ресурсы, права на которые предусмотрены ценными бумагами, должны быть обращаемыми на рынке и при этом доступными для гражданского оборота

Кроме этого важно, чтобы они обладали такими свойствами, как стандартность, рыночность, а также регулировались государством

Ценные бумаги рассматриваются с точки зрения ликвидности, доходности и риска, связанного с возможными потерями после их приобретения. 

Комментарий к статье 129 ГК РФ

1. Комментируемая статья подразделяет все объекты гражданских прав на три категории в зависимости от их оборотоспособности. По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. признаются полностью оборотоспособными, если они прямо не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Кроме того, оборот некоторых объектов гражданских прав, например нематериальных благ, исключен в силу самой природы этих объектов.

2. Под объектами, изъятыми из оборота, понимаются объекты, нахождение которых в обороте прямо запрещено законом. К ним относятся прежде всего объекты государственной собственности, находящиеся в общественном пользовании, в частности большинство дорог, реки, общественные здания и сооружения, национальные библиотеки и т.п. Не участвуют в гражданском обороте и вещи, которые в принципе могут передаваться другим лицам, но не по гражданско-правовым основаниям, а в ином порядке, в частности архивные материалы. Наконец, не могут быть предметом гражданско-правовых сделок объекты, запрещенные действующим законодательством, например порнографические издания, поддельные денежные знаки и платежные документы, самодельные наркотические средства и т.п.

3. Ограничение оборота тех или иных объектов означает, что эти объекты могут принадлежать лишь определенным лицам либо для совершения сделок с ними требуется специальное разрешение. Подобные ограничения могут вводиться по соображениям государственной и общественной безопасности, охраны экономических интересов государства, обеспечения здоровья населения и т.п. Так, горные отводы для разведки и разработки месторождений минеральных полезных ископаемых являются государственной собственностью и могут предоставляться лишь во владение и пользование юридическим лицам и гражданам.

Другие объекты, ограниченные в своем обороте, могут приобретаться и в собственность, но лишь по особым разрешениям. К ним, в частности, относятся оружие, сильнодействующие яды, наркотические средства и т.п. На территории РФ ограничен оборот валютных ценностей — иностранной валюты и внешних ценных бумаг.

Наконец, для приобретения ряда вещей не требуется специального разрешения, но необходимо выполнение предусмотренных законом условий. Например, отчуждение и приобретение памятников истории и культуры производятся с соблюдением действующих правил о преимущественном праве их покупки государством.

4. Пункт 3 ст. 129, посвященный обороту земли и других природных ресурсов, носит отсылочный характер. Пределы участия этих объектов в гражданском обороте определяются не гражданским, а земельным и природоресурсным законодательством.

Так, земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в гражданском обороте, перечислены в п. п. 4, 5 ст. 27 ЗК. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется специальным Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Особенности оборота участков недр, водных объектов и участков лесного фонда определяются Законом о недрах, Водным и Лесным кодексами.

5. Пункт 4, которым комментируемая статья была дополнена 1 января 2008 г., является отражением своеобразных взглядов составителей проекта части четвертой ГК на понятие интеллектуальной собственности. В соответствии с этими взглядами отчуждаться или иным образом переходить от одного лица могут лишь права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также права на их материальные носители, но не сами эти результаты и средства индивидуализации. При этом такому подходу в четвертой части ГК придается первостепенное значение.

Однако в чем состоит ценность данной сугубо умозрительной конструкции остается неясным. С таким же успехом можно было бы вывести из гражданского оборота вещи и считать, что отчуждаться или иным образом переходить от одного лица могут лишь права на вещи. Хотя результаты интеллектуальной деятельности по своей сути нематериальны, они, в отличие от нематериальных благ в их традиционном понимании (п. 2 ст. 2, 150 ГК), отделимы от личности своих создателей и поэтому могут быть объектами гражданского оборота. Во всяком случае, признание объектами гражданского оборота именно их гораздо больше приближено к обыденным взглядам на оборот в рассматриваемой сфере.

Оглавление

Ч.1 статьи 61 ГК РФ

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Ч.2 статьи 61 ГК РФ

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Ч.3 статьи 61 ГК РФ

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

П.1) статьи 61 ГК РФ

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

П.2 статьи 61 ГК РФ

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

П.3 статьи 61 ГК РФ

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

П.4) статьи 61 ГК РФ

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

П.5 статьи 61 ГК РФ

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

П.6 статьи 61 ГК РФ

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

Ч.4 статьи 61 ГК РФ

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Ч.5 статьи 61 ГК РФ

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Разрешение на наследование ограниченно оборотоспособных предметов

На все категории предметов, которые так или иначе могут достаться человеку по наследству, должно быть получено соответствующее разрешение. Статьей 238 Гражданского кодекса установлено, что при отсутствии такого разрешения или отказа в его выдаче, наследник обязан принять меры по отчуждению психотропных и наркотических средств, которые были включены в наследственную массу.

При отказе наследника выполнить такие действия, представители государственных органов осуществляют либо принудительную реализацию таких предметов, либо передают ее в муниципальную или государственную собственность. Наследник при этом имеет право на возмещение стоимости ограниченных в обороте предметов за минусом расходов, которые потребовались на проведение мероприятий по продаже.

Другой комментарий к Ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Объекты гражданских прав делятся на изъятые из оборота (например, отдельные виды вооружений), ограниченные в обороте (т.е. те, которые могут приобретаться и продаваться по особому разрешению, например некоторые виды лекарств) и свободно обращающиеся.

2. Указание на то, что объект гражданского права изъят из оборота или ограничен в обороте, должно содержаться в соответствующей норме закона. Так, недра являются объектом исключительной собственности государства. Согласно ст. 1.2 Закона о недрах недра в границах территории РФ являются государственной собственностью.

В качестве примера правового акта, ограничивающего оборот вещей, можно привести Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 (Ведомости РФ. 1992. N 10. Ст. 492), которым был утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена.

3. Земля с ее почвенным покровом, являясь уникальным природным ресурсом, не может не рассматриваться в качестве общественного достояния, независимо от того, кому она принадлежит. В связи с этим регулирование земельных отношений предполагает специфику, включающую определенные ограничения в ее оборотоспособности в интересах всего общества в целом. В то же время это не означает введение чрезмерных и необоснованных ограничений на участие земли в гражданском обороте.

Основополагающим правовым актом в области земельных отношений является Земельный кодекс РФ, однако он не регулирует вопросы, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения (последние регулируются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Следует также учитывать положения Закона о недрах.

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения ограничивает предельные размеры земельных участков, которые могут находиться в частной собственности. Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 этого Закона не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям, установленным указанной статьей. В частности, в ней предусмотрено, что минимальные размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения устанавливаются законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями законодательства РФ о землеустройстве.

В частности, продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

ЗК установлены определенные ограничения частной собственности иностранных физических и юридических лиц. Так, согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса России иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Другой комментарий к статье 129 ГПК РФ

Судья обязан отменить вынесенный им судебный приказ независимо от доводов и аргументов, которые приводит должник в своих возражениях против вынесенного приказа. В принципе, должник вообще может никак не мотивировать своих возражений. Но и немотивированных возражений должника достаточно для того, чтобы считать, что между взыскателем и должником существует спор о праве. А такие споры, как известно, должны разрешаться судом только в порядке искового производства.

В случае возражений должника судья обязан вынести определение об отмене вынесенного им судебного приказа и разъяснить взыскателю его право предъявить иск на общих основаниях.

Копии определения судьи об отмене судебного приказа должны быть высланы сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения.

Комментарий к статье 129 ГК РФ

1. Комментируемая статья подразделяет все объекты гражданских прав на три категории в зависимости от их оборотоспособности. По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. признаются полностью оборотоспособными, если они прямо не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Кроме того, оборот некоторых объектов гражданских прав, например нематериальных благ, исключен в силу самой природы этих объектов.

2. Под объектами, изъятыми из оборота, понимаются объекты, нахождение которых в обороте прямо запрещено законом. К ним относятся прежде всего объекты государственной собственности, находящиеся в общественном пользовании, в частности большинство дорог, реки, общественные здания и сооружения, национальные библиотеки и т.п. Не участвуют в гражданском обороте и вещи, которые в принципе могут передаваться другим лицам, но не по гражданско-правовым основаниям, а в ином порядке, в частности архивные материалы. Наконец, не могут быть предметом гражданско-правовых сделок объекты, запрещенные действующим законодательством, например порнографические издания, поддельные денежные знаки и платежные документы, самодельные наркотические средства и т.п.

3. Ограничение оборота тех или иных объектов означает, что эти объекты могут принадлежать лишь определенным лицам либо для совершения сделок с ними требуется специальное разрешение. Подобные ограничения могут вводиться по соображениям государственной и общественной безопасности, охраны экономических интересов государства, обеспечения здоровья населения и т.п. Так, горные отводы для разведки и разработки месторождений минеральных полезных ископаемых являются государственной собственностью и могут предоставляться лишь во владение и пользование юридическим лицам и гражданам.

Другие объекты, ограниченные в своем обороте, могут приобретаться и в собственность, но лишь по особым разрешениям. К ним, в частности, относятся оружие, сильнодействующие яды, наркотические средства и т.п. На территории РФ ограничен оборот валютных ценностей — иностранной валюты и внешних ценных бумаг.

Наконец, для приобретения ряда вещей не требуется специального разрешения, но необходимо выполнение предусмотренных законом условий. Например, отчуждение и приобретение памятников истории и культуры производятся с соблюдением действующих правил о преимущественном праве их покупки государством.

4. Пункт 3 ст. 129, посвященный обороту земли и других природных ресурсов, носит отсылочный характер. Пределы участия этих объектов в гражданском обороте определяются не гражданским, а земельным и природоресурсным законодательством.

Так, земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в гражданском обороте, перечислены в п. п. 4, 5 ст. 27 ЗК. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется специальным Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Особенности оборота участков недр, водных объектов и участков лесного фонда определяются Законом о недрах, Водным и Лесным кодексами.

5. Пункт 4, которым комментируемая статья была дополнена 1 января 2008 г., является отражением своеобразных взглядов составителей проекта части четвертой ГК на понятие интеллектуальной собственности. В соответствии с этими взглядами отчуждаться или иным образом переходить от одного лица могут лишь права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также права на их материальные носители, но не сами эти результаты и средства индивидуализации. При этом такому подходу в четвертой части ГК придается первостепенное значение.

Однако в чем состоит ценность данной сугубо умозрительной конструкции остается неясным. С таким же успехом можно было бы вывести из гражданского оборота вещи и считать, что отчуждаться или иным образом переходить от одного лица могут лишь права на вещи. Хотя результаты интеллектуальной деятельности по своей сути нематериальны, они, в отличие от нематериальных благ в их традиционном понимании (п. 2 ст. 2, 150 ГК), отделимы от личности своих создателей и поэтому могут быть объектами гражданского оборота. Во всяком случае, признание объектами гражданского оборота именно их гораздо больше приближено к обыденным взглядам на оборот в рассматриваемой сфере.

Комментарий к статье 129 ГК РФ

1. С точки зрения оборотоспособности все объекты гражданских прав делятся на три группы: объекты полностью оборотоспособные, объекты, изъятые из оборота, и объекты ограниченной оборотоспособности. В особую группу выделены земля и другие природные ресурсы. Под оборотом в данном случае понимается гражданский оборот (см. коммент. к ст. 2 ГК). Оборотоспособность объектов гражданских прав не оказывает влияния на юридическую природу соответствующих гражданских прав, в том числе права собственности. Объектами права собственности может быть имущество, оборотоспособность которого ограничена или вообще запрещена законом.

2. Первую группу составляют объекты гражданских прав полностью оборотоспособные. Такие объекты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом. При универсальном правопреемстве имущество как единое целое, в том числе имущественные права и обязанности, переходит от одного лица к другому лицу (другим лицам), например при наследовании, реорганизации юридического лица. Иные способы перехода объектов гражданских прав связаны с сингулярным (частичным) правопреемством (переходом не имущества в целом, а отдельных вещей, прав и обязанностей) и другими случаями, предусмотренными законом.

В комментируемой статье установлена презумпция полной оборотоспособности объектов гражданских прав. Ограничения и запрет оборотоспособности допускаются лишь в случаях, прямо указанных в законе.

3. Изъятые из оборота объекты должны быть прямо указаны в законе. Какого-либо общего закона об объектах, изъятых из оборота, не существует. В настоящее время применяется Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» (в ред. от 30.12.2000) <1>. Утвержденный данным Указом перечень содержит ограниченное число видов продукции (работ, услуг), имеющих в основном оборонное значение и связанных с обеспечением здоровья и жизни граждан.

———————————
<1> Ведомости РФ. 1992. N 10. Ст. 492; САПП РФ. 1992. N 23. Ст. 1998; СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3538; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 71.

4. К группе объектов ограниченной оборотоспособности относятся объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота (см., например, Закон об оружии) либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (см., например, Закон о валютном регулировании). Данные объекты устанавливаются законом. Характер и объем таких ограничений определяются в подзаконных нормативных актах.

5. В п. 3 комментируемой статьи содержится специальная норма об оборотоспособности земли и других природных ресурсов. Данная норма имеет отсылочный характер. В соответствии с ней вопросы, связанные с объемом оборотоспособности указанных объектов, должны решаться в законах о земле и других природных ресурсах. Что же касается правового механизма, используемого при отчуждении и переходе земли и других природных ресурсов от одного лица к другому, то таковой полностью сохраняет свою гражданско-правовую природу. В настоящее время вопросы об объеме оборотоспособности земли и ряда других природных ресурсов в значительной мере решаются земельным законодательством и законодательством о природных ресурсах (см. коммент. к гл. 17).

Комментарий к статье 129 ГПК РФ

1. После направления копии судебного приказа должнику у суда в порядке приказного производства остается только два варианта действий: отмена судебного приказа или выдача судебного приказа взыскателю.

Судебный приказ подлежит отмене вынесшим его судьей, если от должника в установленный ст. 128 ГПК срок поступили возражения относительно его исполнения. По смыслу комментируемой нормы возражения должника могут быть любыми: как с указанием их причин и оснований, так и без указания таковых. Таким образом, для отмены судебного приказа достаточно фразы: «возражаю против исполнения судебного приказа от такого-то числа, по такому-то делу».

При вынесении судебного приказа в отношении солидарных должников, если хотя бы один из них возразит против исполнения такого судебного приказа, судебный приказ подлежит отмене полностью в отношении всех указанных в нем должников. Закон не допускает в таких случаях вынесения нескольких судебных приказов в отношении каждого из должников.

При применении комментируемой нормы могут возникнуть определенные трудности: как поступать суду, если возражения должника были отправлены по почте в пределах срока, установленного ст. 128 ГПК, но поступили в суд после истечения данного срока, и если возражения от должника поступили в суд после истечения названного срока, но с ходатайством о его восстановлении в связи с уважительными причинами его пропуска? Представляется, что в первом случае суд обязан принять возражения должника и отменить выданный взыскателю судебный приказ. Во втором случае суд также обязан на основании ч. 2 ст. 109 ГПК принять к рассмотрению ходатайство должника о восстановлении срока и рассмотреть его в судебном заседании с участием сторон. Если суд признает причины пропуска срока уважительными, то он обязан его восстановить, принять возражения взыскателя и отменить выданный взыскателю судебный приказ.

В случае отмены судебного приказа, предъявленного к исполнению, суд, отменивший судебный приказ, прекращает по нему исполнительное производство. В случае, когда был отменен уже приведенный в исполнение судебный приказ, по нему должен быть произведен поворот исполнения в соответствии со ст. ст. 443 — 445 ГПК.

2. Об отмене судебного приказа судья выносит определение. Отмена судебного приказа не лишает взыскателя права на судебную защиту в общем порядке искового производства путем предъявления иска к должнику, поэтому в определении об отмене судебного приказа суд обязан это указать. Копии названного определения направляются как взыскателю, так и должнику в трехдневный срок после дня его вынесения. Определение об отмене судебного приказа обжалованию не подлежит.

Другой комментарий к Ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации

Под вещами понимаются созданные как человеком, так и природой объекты материального мира, удовлетворяющие определенные человеческие потребности. Особой разновидностью вещей являются деньги (см. комментарий к ст. 140) и ценные бумаги (см. комментарии к гл. 7).

Под имущественными правами, о которых говорится в комментируемой статье, понимаются права требования (вытекающие из членства в хозяйственных обществах и товариществах, производственных кооперативах, биржевых сделок, ценных бумаг и т.д.).

Различие между работами и услугами как объектами гражданских прав заключается в том, что в первом случае результатом совершаемых действий является создание какого-либо овеществленного результата (например, постройка дома по договору подряда), тогда как при оказании услуги такого результата может и не быть (например, оказание консультационной услуги). Услуги могут разделяться на фактические (перевозка), юридические (совершение сделок по договору комиссии), комплексные, т.е. включающие юридические и фактические действия (договор транспортной экспедиции). Работы и услуги являются объектами обязательственных отношений, опосредующих имущественные отношения в динамике.

Выделение информации как самостоятельного объекта гражданского права обусловлено не только ее государственной значимостью, коммерческой ценностью и оборотом, но и необходимостью ее защиты как нематериального, свободно распространяемого и легкодоступного блага, необходимого человеку в его жизни и деятельности. В связи с этим под информацией как объектом гражданско-правового регулирования следует понимать любые знания, сведения или данные о чем-либо или о ком-либо, которые объективно существуют, хранятся и передаются (см. комментарий к ст. 139).

О результатах интеллектуальной деятельности см. комментарий к ст. 138. Регулирование нематериальных благ содержит гл. 8 (см. комментарии к ней).