Глава 20 уголовно-процессуального кодекса рф. порядок возбуждения уголовного дела. адвокат по уголовным делам

Оглавление

Ст. 148 УПК РФ

Если по итогам проверки сведений, содержащихся в заявлении/сообщении о преступлении, не выявлено причин для открытия производства, в его возбуждении должно быть отказано. При наличии основания для отказа в возбуждении уголовного дела следователем, начальником следственного отдела, дознавателем или органом дознания выносится постановление. При этом сведения о принятых решениях по итогам проверок сообщений о преступлениях, размещенных в СМИ, должны быть опубликованы в соответствующем издании (или на интернет-ресурсе).

В качестве основания для отказа в возбуждении уголовного дела может выступать мотивированное постановление прокурора о передаче материалов производства в подразделение, уполномоченное решать вопросы о преследовании по фактам нарушений УК, вынесенное в соответствии с п. 2 ч. 2 37 статьи Уголовно-процессуального кодекса. Решение об отказе в открытии производства в этом случае принимается исключительно с согласия начальника следственного отдела. Отказ в возбуждении уголовного дела по статье 24 (ч. 1 п. 2) допускается только в отношении конкретного субъекта.

По каким основаниям можно обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела

Исследование каждого правонарушения предполагает проведение определенных следственно-оперативных мероприятий. Исследуя постановление об отказе можно понять, что к рассмотрению заявления подошли формально и не проработали некоторые детали, которые могли бы иметь значение.

Кража

Наиболее распространенный случай. Отказы следуют, как правило, по малозначительности ущерба. К примеру, телефон похищен из сумочки несколькими лицами, но аппарат был старой модификации. Исходя из смысла ч. 2 ст. 158 УК кража совершена группой лиц в рамках пп. А и из ручной клади по пп. Г. При подобных обстоятельствах цена телефона уже не важна, к учету принимаются обстоятельства совершения преступления, учитывая, что умысел налицо.

Телесные повреждения

Мелкие драки среди населения не редкость и расследовать их очень сложно, потому что в пылу злости мало кто помнит, как ударил, кого и сколько раз. Поэтому при минимальных повреждениях, сотрудники ОВД предпочитают переводить вопрос в поле административной ответственности. О мотивах ссоры, приведшей к избиению, предпочитают умалчивать. Ведь, если выявлены:

  • Умысел;
  • Нарушение общественного порядка;
  • Хулиганские действия;
  • Расовый либо религиозный мотив.

Следуя Постановлению Пленума ВС №45 от 2007 года, налицо твердая квалификация по ст. 116 УК РФ и уголовное преследование.

Понуждение к сексуальным действиям

Обосновать привлечение к ответственности по ст. 133 УК РФ очень сложно. Ведь нужно выяснить каким образом лицо было вынуждено против своей воли покориться требованиям подозреваемого. Документов никто не составляет, видео и аудио-записи не ведет, все общение в устной форме, без свидетелей. Но можно провести экспертизу на предмет наличия акта, опросить родственников потерпевшей и изучить обстоятельства ее жизни, на которые она ссылается. Если сие действия проведены не были, постановление об отказе можно оспорить.

Нарушение неприкосновенности частной жизни

В Интернете курсирует масса роликов, в том числе и неблагоприятного смысла, где основные герои выставлены в недвусмысленных обстоятельствах. Доказать, что съемка была проведена без согласия гражданина и подлежит уголовному преследованию в рамках ст. 137 УК РФ сложно. Нужны запросы провайдерам, изъятие компьютера и телефона, установление IP-адреса, опрос свидетелей. Проводить столь масштабные и дорогостоящие мероприятия никто не хочет.

Мошенничество

Одно из самых спорных и труднодоказуемых направлений. В большинстве случаев, сотрудники ОВД ссылаются на наличие гражданско-правовых отношений, и ст. 1102 ГК РФ – неосновательное обогащение. Ведь факт обмана или злоупотребления доверием, а также прежде всего умысел завладения чужими средства нужно еще доказать, а значит опросить свидетелей и провести несколько экспертиз, организовать обыски и очные ставки.

Знакомство с материалами проверки

Порядок обжалования включает в себя знакомство с материалами проверки. Потребуется провести анализ вопросов и действий, которые предпринимались уполномоченными органами. Для этого нужно будет составить заявление для ознакомления. Форма документа свободная, но потребуется указать конкретные моменты.

Нужно написать, кто подает заявление, и какое отношение он имеет к делу. Выделяется дата направления документа и суть вопроса. Указываются сведения о постановлении, а также выражается требование ознакомить с материалами проверки. Следует сослаться на 24 статью Конституции России, где говорится о праве на просмотр материалов. Когда заявка будет подана, человеку определят место и час для проверки. Потребуется снять копии с документов либо сделать выписки.

https://youtube.com/watch?v=VyWhGEPHXo0%3Ffeature%3Doembed

Особенности классификации

Некоторые основания, закрепленные ст. 27 УПК РФ, можно считать как реабилитирующими, так и нереабилитирующими. Отнесение их к той или иной категории зависит от обстоятельств конкретного производства.

Такими основаниями, к примеру, можно считать наличие постановления суда, дознавателя/следователя о закрытии дела/отказе в его открытии по этому же обвинению. Если эти акты вынесены в связи с обстоятельствами, исключающими преступность поведения или виновность гражданина, основания для последующего отказа от преследования, предусмотренные пунктами 4 и 5 1 части ст. 27 УПК РФ, считаются реабилитирующими.

Если в основе постановлений лежат обстоятельства, не исключающие вину субъекта в преступлении, соответственно, основания признаются нереабилитирующими.

Отнесение факторов к той или другой категории зависит и от статуса участника производства. Имеются в виду, в частности, положения 3 и 4 пунктов 2 части 133 статьи УПК. Если на досудебном этапе производства лицо признано подозреваемым/обвиняемым, а сроки давности, отведенные для преследования, истекли, то основание для его прекращения не считается реабилитирующим.

Если же гражданин имеет статус осужденного, приговор, вынесенный по результатам разбирательства в суде и вступивший в силу, отменен частично или полностью, а дело прекращено, например, ввиду истечения давностного срока, согласно положениям 4 пункта 2 части 133 статьи Кодекса, основание для прекращения преследования признается реабилитирующим.

Для чего нужно проверить факт регистрации преступления

На основании обращений, внесенных в Книгу, формируется не только суточная сводка и статистика преступлений по району в целом, но и осуществляются определенные процессуальные действия. В частности:

  • На место преступления выезжает оперативная группа;
  • Составляется протокол осмотра места преступления;
  • Ведется опрос очевидцев и потерпевшего;
  • Направляются запросы в разные учреждения, допустим, о нахождении на балансе похищенного кабеля и размере причиненного ущерба;
  • Проводятся судебно-медицинские обследования, к примеру, снятие побоев, с оценкой характера и степени тяжести телесных повреждений.

Все перечисленные документы выступают доказательством при принятии решения о возбуждении или отказе в заведении уголовного дела

Поэтому важно проверить факт внесения сведений о поступившем заявлении в любой форме в КУСП. Если обращение гражданина не зарегистрировано, никаких предварительно-следственных действий осуществляться не будет и оснований для возбуждения дела не возникнет

Статья 148. Отказ в возбуждении уголовного дела

1. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица.

1.1. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части второй статьи 37 настоящего Кодекса, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

2. При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

3. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

4. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

4.1. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется в налоговый орган или территориальный орган страховщика, направившие в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

5. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

7. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

Необоснованное/незаконное постановление

Отказ в возбуждении производства, не имеющий оснований, — достаточно распространенное явление. Для потерпевшего оно является достаточно болезненным. Если рассматривать неправомерный/необоснованный отказ в процессуальном аспекте, то такое явление недопустимо. Оно создает препятствия для доступа жертвы преступления к правосудию. В этой связи для обеспечения защиты прав заинтересованных в достижении целей судопроизводства закон предусматривает возможность обжалования незаконного/немотивированного отказа в возбуждении производства. Заявление может быть подано:

  1. Прокурору, в суд, начальнику следственного подразделения, если постановление вынес следователь.
  2. Прокурору или в суд, если решение было принято дознавателем.

В судебном порядке допускается оспаривание решений начальника следственного органа, прокурора, вынесенные по жалобе потерпевшего, принесенной на отказ в открытии производства. В этом случае действуют правила, закрепленные 125-й статьей УПК.

Другой комментарий к статье 140 УПК РФ

1. Возбуждение уголовного дела является первой стадией уголовного процесса, цель которой — установить, имеются ли правовые основания для того, чтобы начать уголовное судопроизводство и осуществление процессуальных действий в полном объеме, включая применение мер принуждения.

2. Содержание стадии возбуждения уголовного дела составляют: получение и фиксация первичной информации о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении (далее — информация о преступлении); осуществление проверочных действий на предмет, имел ли в действительности место факт общественно опасного деяния, на который указано в информации; вынесение решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

3. Акт возбуждения уголовного дела является формальной предпосылкой для осуществления расследования и разрешения дела по существу. Пока не вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, запрещается осуществлять какие-либо следственные действия (за исключением осмотра места преступления) и применять меры принуждения.

4. В возбуждении уголовного дела находит воплощение принцип публичности уголовного процесса, суть которого заключается в том, что в случае обнаружения признаков преступления прокурор, а также дознаватель и следователь с согласия прокурора обязаны возбудить уголовное дело (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 20 УПК).

5. Лица, участвующие в стадии возбуждения уголовного дела, не имеют статуса участника уголовного процесса и называются соответственно заявитель, очевидец, опрашиваемый и т.п.

6. Источник информации о преступлении, надлежаще оформленный и переданный лицу или органу, уполномоченному принимать решение о возбуждении уголовного дела, называется поводом к возбуждению уголовного дела. В отличие от УПК РСФСР, в котором давался исчерпывающий перечень поводов к возбуждению уголовного дела, УПК признает поводом фактически любой источник информации о преступлении, идентифицирующийся с его автором (физическим или юридическим лицом).

7. По делам частного и частно-публичного обвинения поводом к возбуждению уголовного дела может служить только заявление самого потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК (см. коммент. к этой статье).

8. Поводы, названные в п. 1 и 3 комментируемой статьи, охватывают устные и письменные обращения физических и юридических лиц в органы прокуратуры, следствия и дознания (см. коммент. к ст. 141).

9. О форме и содержании явки с повинной как повода к возбуждению уголовного дела см. коммент. к ст. 142.

К предусмотренным п. 3 ч. 1 комментируемой статьи сообщениям о преступлении могут быть отнесены: письма и материалы руководителей и должностных лиц организаций, публикации, теле- и радиопередачи и тому подобные сообщения в СМИ, рапорт должностного лица.

10. При применении п. 3 ч. 1 комментируемой статьи следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 11 Закона об ОРД результаты ОРД могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Они представляются органу дознания, следователю или в суд на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной Приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13.05.1998 N 175/226/336/201/286/410/56 (БНА. 1998. N 23).

11. Поводы к возбуждению уголовного дела должны содержать информацию о наличии данных, указывающих на признаки преступления. Только в этом случае они могут служить основанием к проверке и принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

12. Заявления и сообщения подлежат регистрации и учету. Укрытие преступлений от регистрации рассматривается как грубое нарушение законности. По каждому факту нарушения порядка регистрации и учета преступлений руководители ОВД и прокуратуры обязаны определять роль и ответственность не только сотрудников, которым это вменено в служебные обязанности, но и руководителей, своевременно не выявивших и не устранивших способствующие этому условия (Приказ МВД России и Генпрокуратуры России от 28.11.2001 N 1058/72 «О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений»).

Рубрики

  • Верховный суд Республики Башкортостан
  • Верховный суд Республики Татарстан
  • Иркутский областной суд
  • Кемеровский областной суд
  • Краснодарский краевой суд
  • Красноярский краевой суд
  • Ленинградский областной суд
  • Липецкий областной суд
  • Московский городской суд
  • Московский областной суд
  • Нижегородский областной суд
  • Омский областной суд
  • Оренбургский областной суд
  • Пермский краевой суд
  • Ростовский областной суд
  • Самарский областной суд
  • Санкт-Петербургский городской суд
  • Саратовский областной суд
  • Свердловский областной суд
  • Хабаровский краевой суд
  • Челябинский областной суд
  • Ярославский областной суд

Статья 148. Отказ в возбуждении уголовного дела

1. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица.

1.1. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части второй статьи 37 настоящего Кодекса, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

2. При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

3. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

4. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

4.1. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется в налоговый орган или территориальный орган страховщика, направившие в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

5. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

7. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

Комментарий к Ст. 141 УПК РФ

1. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и, как правило, соответствующей просьбой принять необходимые меры, поскольку в принятии таких мер заявитель заинтересован лично. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, без чего оно (заявление) не имеет юридического повода к возбуждению уголовного процесса.

2. Комментируемая статья предусматривает несколько различных конкретных ситуаций, связанных с заявлением о преступлении. Когда такое заявление сделано в письменном виде, то независимо от способа доставки в правоохранительный орган заявление подлежит регистрации, а затем рассмотрению компетентными лицами. Когда заявление сделано устно лицом, прибывшим в правоохранительный орган, оно заносится в специальный протокол. Когда заявление о преступлении сделано при производстве следственного действия, например на допросе, оно заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Если заявление сделано устно, причем заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (например, в больнице и т.д.), по этому поводу должен быть составлен рапорт (см. текст статьи 143 УПК и комментарий к ней).

3. В органах внутренних дел с их круглосуточно функционирующими дежурными частями, принимающими подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях, действует детальнейшая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденная Приказом МВД РФ от 4 мая 2010 г. N 333, с изменениями, внесенными Приказом МВД РФ от 17 мая 2011 г. N 386 (Российская газета. 2011. 27 июня). Аналогичные инструкции действуют и в других правоохранительных органах.

4. Если же гражданин намерен заявить о преступлении, совершенном сотрудником полиции, он должен адресоваться в прокуратуру или следственный орган Следственного комитета при прокуратуре РФ, или же, руководствуясь Инструкцией по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД РФ от 22 сентября 2006 г. N 750 (Российская газета. 2006. 23 нояб.), опустить свое письменное заявление в специальный ящик для приема письменных обращений граждан, который должен быть установлен в доступных местах в МВД России, главных управлениях МВД России по федеральным округам, МВД республик, главных управлениях и управлениях внутренних дел других субъектов Российской Федерации и управлениях внутренних дел на транспорте, или обратиться к руководству соответствующего органа внутренних дел либо в подразделение службы собственной безопасности, которые с функциями «внутренней контрразведки» образованы в органах внутренних дел каждого федерального округа и каждого субъекта РФ. Тогда до передачи материалов по подследственности можно рассчитывать на служебную проверку заявления, в том числе с использованием оперативно-розыскных возможностей службы собственной безопасности.

5. В силу прямого указания закона (часть седьмая комментируемой статьи) анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела

Однако данное положение не означает, что анонимные заявления вообще не принимаются во внимание правоохранительными органами государства. Всякое такое заявление, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, может и должно быть проверено органом дознания, к компетенции которого относится раскрытие данного преступления, прежде всего — путем проведения соответствующих гласных или негласных оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых вопрос о возбуждении уголовного дела решается по правилам статьи 143 УПК (см

текст этой статьи и комментарий к ней).

Статья 148. Отказ в возбуждении уголовного дела

1. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица.

1.1. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части второй статьи 37 настоящего Кодекса, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

2. При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

3. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

4. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

5. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

7. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.