Статья 11. охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве

Другой комментарий к статье 12 УПК РФ

1. Положения комментируемой статьи основываются на норме ст. 25 Конституции, согласно которой жилище неприкосновенно, и никто не вправе проникать в него против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. В соответствии со ст. 10 Закона о введении в действие УПК данные положения введены в действие с 1 января 2004 г.

2. Предусматривая, что осмотр жилища может производиться только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, ч. 1 комментируемой статьи вместе с тем допускает, что в исключительных случаях, когда производство этого действия не терпит отлагательства, оно может быть произведено без получения судебного решения по постановлению следователя.

3. В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, без получения судебного разрешения, а на основании одного лишь постановления следователя могут также производиться обыск и выемка в жилище.

4. В соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК (см. коммент. к этой статье) в случае производства осмотра, обыска или выемки в жилище без судебного решения следователь обязан в течение 24 часов направить прокурору и в суд уведомление об этом, приобщив к нему вынесенное им постановление и протокол соответствующего следственного действия для проверки его законности.

5. Производство осмотра, обыска или выемки в жилище без получения судебного разрешения в ситуации, когда это не обусловлено требованием безотлагательности, влечет признание этого действия незаконным, а полученных в результате его доказательств — не имеющими юридической силы.

6. Правило, закрепленное в комментируемой статье, подлежит применению также в случаях, когда проникновение в жилище необходимо для производства в нем допроса, очной ставки, проверки показаний на месте, других следственных и иных процессуальных действий.

Субъекты уголовного процесса. Уголовно-процессуальные функции: понятие и виды

В качестве субъектов уголовно-процессуальных отношений выступают те лица и органы, которых закон наделяет процессуальными правами или обязанностями.

Устанавливая эти права и обязанности, закон тем самым определяет и характер их деятельности. Круг субъектов уголовно-процессуальных отношений, т. е. лиц и органов, наделяемых в процессе теми или иными правами и обязанностями, закреплен в законе. Тем самым определяется круг лиц, обладающих процессуальной правоспособностью как установленной нормами процессуального права способности участников процесса иметь определенные процессуальные права и обязанности.

Для государственных органов и общественных организаций, а также для должностных лиц, участвующих в процессе, способность иметь права и обязанности сливается со способностью осуществлять эти права и обязанности своими действиями, объединяясь в единое понятие правосубъектности.

Для физических лиц правосубъектность, т.е. способность быть субъектом процессуальных отношений, не исключает необходимости определения их право- и дееспособности. В случае пороков дееспособности отдельных лиц она восполняется деятельностью их законных представителей.

Правосубъектность является предпосылкой правового статуса участника процесса, характеризующегося сочетанием определенных прав и обязанностей.

Классификация субъектов уголовно-процессуальных отношений может быть произведена по различным критериям, один из которых – характер защищаемого ими интереса В зависимости от этого критерия участники делятся на следующие группы:

  1. государственные органы и должностные лица, ведущие процесс (суд, прокурор, следователь, дознаватель и др.);
  2. лица, имеющие в уголовном деле личный интерес (обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик);
  3. участники, представляющие интересы других субъектов процесса (защитник, представитель, законный представитель);
  4. лица, содействующие правосудию (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятые и др.).

Несколько иной будет классификация участников процесса в зависимости от выполняемой ими процессуальной функции. При этом под процессуальной функцией понимаются роль и назначение данного участника процесса, выраженные в направлении его деятельности. По этому критерию закон позволяет выделить четыре группы участников процесса:

  1. участники, выполняющие функцию разрешения уголовного дела по существу. Данную функцию выполняют исключительно судья (суд);
  2. участники процесса со стороны обвинения, на которых возложена функция обвинения (уголовного преследования). К этой группе закон относит прокурора, а также руководителя следственного органа, следователя, орган дознания, дознавателя, частного обвинителя, потерпевшего, его законного представителя и представителя, гражданского истца и его представителя;
  3. участники процесса со стороны защиты, осуществляющие функцию защиты от обвинения. В эту группу включены подозреваемый, обвиняемый, его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель;
  4. участники, которые осуществляют вспомогательные или технические функции: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые и т.д.

Функция уголовного преследования (обвинения) – это процессуальная деятельность, осуществляемая в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ).

В зависимости от интереса, который преследуется обвинителем, и правового статуса субъекта обвинительной функции существуют три вида обвинения – частное, публичное и частно-публичное.

Функция защиты – процессуальная деятельность, осуществляемая в целях защиты обвиняемого и подозреваемого от обвинения.

Функция разрешения дела (юстиции) – процессуальная деятельность, заключающаяся в судебном рассмотрении дела и решении вопроса о виновности и назначении наказания либо обратное.

На какой срок гражданин может быть задержан

Статья 27.5 КоАП РФ гласит, что гражданин может быть задержан, в зависимости от причины этого задержания, на следующие сроки:

  1. 3 часа. Если задержанный был в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ, он может быть задержан не более чем на 3 часа с момента его доставки в отделение полиции или вытрезвитель.
  2. 48 часов. Если задержанный нарушил пограничный режим, условия нахождения на территории Российской Федерации, любые территориальные или морские границы, а также в случае потребности в выяснении обстоятельств происшествия или установления личности, если задержанный является фигурантом дела об административном правонарушении, срок задержания ограничивается двумя сутками.

При подозрении в совершении преступления гражданин, согласно УПК РФ, может быть задержан на следующее время:

  1. 48 часов со времени непосредственного ограничения возможности передвижения (до вынесения решения суда).
  2. 72 часа после вынесения решения суда о продлении срока с датой и временем, до которого ограничение свободы продляется.

Спустя 5 суток с момента задержания и определения задержанного в места ограничения свободы гражданина должны отпустить в том случае, когда подозрение не нашло доказательного подтверждения, либо заключить под стражу в связи с избранием судом этой меры пресечения или другого способа ограничения выбора и свободы.

Возможно ли сократить сроки задержания? Да, если вы уже вызвали адвоката и ведете себя достойно — не пререкаясь, не оскорбляя полицейских и, будучи абсолютно уверенным в своей невиновности, спокойно рассказываете о своем алиби.

В случае, когда лицо застигнуто на месте преступления, либо очевидцы укажут на него, как на лицо, совершившее преступление, либо на нем или его одежде, в жилище обнаружат явные следы преступления, это лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления на срок 48 часов.

Срок задержания исчисляется с момента фактического задержания лица, под которым понимается момент лишения гражданина свободы передвижения. Если перед этим гражданина задерживали в административном порядке, например, для установления личности, то время задержания в административном порядке входит в срок задержания в качестве подозреваемого и общий срок задержания (то есть в те же 48 часов). Тогда время задержания будет исчисляться с момента задержания лица в административном порядке.

  1. Не более 48 часов с момента фактического ограничения свободы передвижения до вынесения судебного решения.
  2. До 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания с указанием в постановлении даты и времени, до которых продлевается срок.
  3. Общий срок задержания не может составлять более 120 часов (5 суток). По истечению 120 часов гражданина должны либо отпустить в связи с неподтверждением подозрения в совершении преступления, либо избрать по решению суда в отношении вас меру пресечения в виде заключения под стражу, либо избрать иную меру пресечения, не связанную с ограничением или лишением свободы.

Если в течение 48 часов с момента задержания в отношении подозреваемого не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо суд не отложил окончательное принятие решения — он подлежит освобождению. Об этом говорится в части 2 статьи 94 УПК РФ.

Отметим, что заключить под стражу могут только по судебному решению, если подозреваемый совершил преступление, за которое грозит ему наказание в виде лишения свободы на срок выше 3 лет. А также, если нельзя применить другую меру пресечения, более мягкую (ст.108 УПК РФ).

Кроме того, освободить гражданина могут, если не было оснований для задержания или не подтвердилось подозрение в совершении преступления (ч.1,3 ст.94 УПК РФ).

Кстати, уголовное задержание не стоит путать с административным. Срок административного задержания не может превышать 3 часа, а в некоторых случаях 48 часов.

Другой комментарий к Ст. 19 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод, в частности право на обжалование в суд действий и решений прокурора, следователя и лица, производящего дознание (см. комментарий к ст. ст. 123 — 127).

2. Конституция РФ (ч. 3 ст. 46) предусматривает право граждан в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. На основании Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. <1> Россия признала компетенцию Комитета ООН по правам человека и открыла возможность обращаться в указанный Комитет с жалобами и сообщениями по факту нарушенных со стороны государственных органов прав и свобод граждан.
———————————
<1> БВС. 1994. N 12. С. 5 — 11.

3. На основании Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» <1> Россия ратифицировала эту Конвенцию. Она предусматривает право любого лица обратиться в Европейский суд по правам человека с жалобой на нарушения его прав и свобод представителями публичной власти.
———————————
<1> СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514.

4. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» <1> уполномоченный рассматривает жалобы российских граждан и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, даже если заявитель ранее обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном порядке (ст. ст. 15, 16).
———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.

5. Участники уголовного процесса обладают также правом обращения с жалобами в Конституционный Суд РФ (Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» <1>) на нарушение их конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле (ст. 3).
———————————
<1> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

6. На правоохранительные органы возлагается процессуальная обязанность принимать, правильно и своевременно рассматривать жалобы по находящимся в их производстве уголовным делам, а также разъяснять это право участникам процесса (см. приложения 23, 26, 27, 57).

7. Участники процесса могут обжаловать любое процессуальное действие или решение органов расследования, прокурора и суда в установленном законом порядке.

О процессуальном порядке обжалования в суд действий и решений органа дознания, следователя и прокурора см. комментарий к ст. ст. 123 — 127 УПК РФ.

Статья 6.1 УПК РФ. Разумный срок уголовного судопроизводства

Уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок.

Уголовное судопроизводство осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом

Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, но уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок.

При определении разумного срока уголовного судопроизводства, который включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства.

Обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства.

В случае если после поступления уголовного дела в суд дело длительное время не рассматривается и судебный процесс затягивается, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела.

Заявление об ускорении рассмотрения уголовного дела рассматривается председателем суда в срок не позднее 5 суток со дня поступления этого заявления в суд. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное постановление, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть приняты иные процессуальные действия для ускорения рассмотрения дела.

Другой комментарий к статье 19 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Содержание комментируемой статьи представляет собой максимально общее установление, согласно которому действия любого органа государства и должностного лица, осуществляющего производство по уголовному делу, могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном УПК, и это установление возведено в ранг уголовно-процессуального принципа. Его реализация осуществляется посредством применения многочисленных правил, рассредоточенных по всему Кодексу. Особое место среди них занимает глава 16 УПК, специально посвященная данной теме, которая называется «Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство».

2. В демократическом правовом государстве главную роль в разрешении коллизий, в том числе коллизий, возникающих между гражданами и органами государства, а также должностными лицами, призвана играть судебная власть. Согласно статье 46 Конституции РФ (части первая и вторая) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В свете этих положений особое значение приобретает право участников досудебного производства по уголовным делам обжаловать решения, действия и бездействие органов дознания, предварительного расследования и прокуратуры в судебном порядке.

3. Согласно части пятой статьи 14 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. Часть вторая комментируемой статьи, воспроизводя эту правовую идею, отсылает к статьям УПК, в которых она реализуется, и только. Представляется, что новых норм комментируемая статья не содержит, и в свете данного обстоятельства ее практическая востребованность спорна.

Комментарий к ст. 12 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. Положения комментируемой статьи основываются на норме ст. 25 Конституции, согласно которой жилище неприкосновенно, и никто не вправе проникать в него против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. В соответствии со ст. 10 Закона о введении в действие УПК данные положения введены в действие с 1 января 2004 г.

2. Предусматривая, что осмотр жилища может производиться только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, ч. 1 комментируемой статьи вместе с тем допускает, что в исключительных случаях, когда производство этого действия не терпит отлагательства, оно может быть произведено без получения судебного решения по постановлению следователя.

3. В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, без получения судебного разрешения, а на основании одного лишь постановления следователя могут также производиться обыск и выемка в жилище.

4. В соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК (см. коммент. к этой статье) в случае производства осмотра, обыска или выемки в жилище без судебного решения следователь обязан в течение 24 часов направить прокурору и в суд уведомление об этом, приобщив к нему вынесенное им постановление и протокол соответствующего следственного действия для проверки его законности.

5. Производство осмотра, обыска или выемки в жилище без получения судебного разрешения в ситуации, когда это не обусловлено требованием безотлагательности, влечет признание этого действия незаконным, а полученных в результате его доказательств — не имеющими юридической силы.

6. Правило, закрепленное в комментируемой статье, подлежит применению также в случаях, когда проникновение в жилище необходимо для производства в нем допроса, очной ставки, проверки показаний на месте, других следственных и иных процессуальных действий.

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

  1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
    1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.
    1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.
  2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
  3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
  4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
  5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
  6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.