Статья 20.4. нарушение требований пожарной безопасности

Дисциплинарная

Наиболее мягкий вид ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, применяется в сфере деловых и производственных правоотношений. Поэтому он регулируется нормами трудового законодательства.

Обычно к данному виду требований привлекают лиц, которые замещают соответствующие должности и ознакомлены с приказом о назначении ответственным за пожарную безопасность.

Среди документов, нормы которых нарушаются, могут быть:

  • приказы;
  • регламенты;
  • инструкции;
  • правила;
  • распоряжения и др.

Поскольку конкретных санкций за нарушения в данной сфере ТК РФ не содержит, то меры взыскания напрямую зависят от работодателя, а также от тяжести наступивших последствий, если таковые уже возникли.

Можно выделить следующие разновидности:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение;
  • прочие, предусмотренные законом или положением о дисциплине.

Подводя итог вышесказанному, следует обратить внимание, что огонь – это природная стихия, которая при попустительском, легкомысленном отношении может нанести непоправимый ущерб, унести жизни неповинных людей. Ведь даже самое строгое наказание не сможет вернуть все на круги своя

Именно поэтому таким мерам предосторожности нужно уделять особое внимание, тщательно выявляя возможные отхождения от постановлений, а также путем контроля назначенных лиц. Для этого законом и предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Если же вам все же пришлось ощутить на себе ее бремя, не ленитесь обращаться к специалистам.

Нормативная база

Нормативная база, регламентирующая ПБ в 2020 году, представлена следующими законодательными актами:

  • Правительственным решением РФ № 390 от 25.04.2012 г. «О противопожарном режиме».
  • Законом № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности».
  • Законом от № 123-ФЗ 22.07.2008 г. «Технический регламент …».
  • Законом № 100-ФЗ от 06.05.2011 г. «О добровольной пожарной охране».
  • Правительственным решением № 272 РФ от 31.03.2009 г. «О порядке проведения расчетов …».
  • Правительственным решением № 290 РФ от 12.04.2012 г. «О … пожарном надзоре».
  • Правительственным решением № 385 от 20.06.2005 г. «О … противопожарной службе …»
  • Правительственным решением № 304 от 7.04.2009 г. «Об утверждении Правил оценки …»
  • Правительственным решением № 1225 от 30.12.2011 г. «О лицензировании деятельности по монтажу …»
  • Правительственным решением № 69 от 31.01.2012 г. «О лицензировании деятельности по тушению …»
  • Сводом правил СП 4.13130.2013 об ограничении распространения огня на объектах (с изменениями на 18.07.2013 года).

В 2020 году нормативная база увеличилась еще на 4 документа:

  • Приказ МЧС РФ № 478 от 30.10.2017 «Об утверждении минимального перечня оборудования, …»
  • Правительственное решение № 762 от 28.06.2017 г. «О внесении изменений в некоторые акты …»
  • Правительственное решение № 774 от 29.06.2017 г. «О внесении изменений в Положение …»
  • Закон № 244-ФЗ от 29.07.2017 г. «О внесении изменений …»

Ответственность за несоблюдение положений ПБ регламентируются ст. 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ.

Как избежать наказания?

Для уклонения от финансового взыскания при проверке, рекомендуется осуществить следующие меры:

  1. Провести дополнительный инструктаж с работающим персоналом по правилам ПБ.
  2. Рассчитать возможный риск загорания на предприятии.
  3. Загодя подготовить материалы, касающиеся ПБ.
  4. Каждый месяц проводить техническое обслуживание системы пожаротушения.
  5. Самостоятельно выявлять недостатки в ПБ на предприятии и устранять их до прибытия работника ГПН.

Если же постановление о взыскании инспектором выписано, провинившийся вправе обжаловать решение путем отсылки искового заявления в суд либо отправить жалобу вышестоящему органу.

В отправленной жалобе требуется отобразить:

  • Наименование государственного учреждения, куда отсылается жалоба, с отображением Ф.И.О. руководителя.
  • Ф.И.О. подателя жалобы.
  • В содержательном разделе изложить кратко и грамотно суть жалобы.
  • В приложении перечислить список документов, прикрепленных к запросу в качестве аргументов, доказывающих правоту подателя запроса.
  • Дату составления жалобы.
  • Подпись подателя жалобы.
  • Контактные данные для связи с истцом (телефон, почтовый адрес или электронная почта).

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

(Кодекс РФ об административных правонарушениях) (Статья 20.4)

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 — 8 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Статья 20.4 КоАП РФ

Формы вины

Основными из них в сфере пожарной безопасности являются умысел и неосторожность. Такие административные правонарушения практически все совершаются с косвенным злоумышлением или из-за халатного отношения к обязанностям

Такие административные правонарушения практически все совершаются с косвенным злоумышлением или из-за халатного отношения к обязанностям.

Например, ответственное за безопасность лицо осознает общественную угрозу своих бездействий касательно подготовки эвакуационных выходов, предвидит вероятность наступления негативных последствий, (при этом не желает возможного возгорания), но относится к ним безразлично. Такой подход является косвенным умыслом. Или же человек видит возможность наступления опасных последствий этих бездействий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

В сфере уголовной ответственности наряду с неосторожностью распространена и такая форма вины как прямой умысел. К примеру, обычный поджог, который может привести к уничтожению всего имущества или даже смерти людей

Комментарий к статье 20.20 КоАП РФ

1. Цель данной статьи — обеспечить средствами административного воздействия соблюдение гражданами общественного порядка и общественной нравственности, защиту прав и свобод человека и гражданина от посягательств на здоровый образ жизни.

2. Статья содержит три состава административных правонарушений, связанных: а) с запретом распития пива, напитков, изготовленных на его основе, а также слабых алкогольных напитков (с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции) в социально-культурных учреждениях и на общественном транспорте; б) с запретом распития алкогольной и спиртосодержащей продукции (с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции) в общественных местах (парках, стадионах и т.п.); в) с запретом потребления наркотических и психотропных средств без назначения врача в общественных местах.

К общественным местам, где запрещено распитие спиртных напитков и потребление одурманивающих веществ, относятся, кроме перечисленных в комментируемой статье, следующие: дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи. В их число входят и территории, которые обычно к общественным местам не относятся, но становятся таковыми во время отдыха граждан.

3. Объективную сторону правонарушения характеризует факт распития пива или спиртосодержащей продукции в соответствующем социально-культурном учреждении, в конкретном объекте, отнесенном к общественным местам или объектам общего пользования, равно как и факт употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

В комментируемой статье сделаны оговорки, касающиеся возможности распития пива и алкогольной продукции в организациях торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена в установленном порядке.

Если распитие пива или алкогольной продукции сопровождается нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам или другими подобными действиями, демонстративно нарушающими общественный порядок и спокойствие граждан, то лицо может быть привлечено к административной ответственности и за мелкое хулиганство по ст. 20.1 Кодекса.

При квалификации противоправного деяния по ч. 3 комментируемой статьи необходимо, как правило, располагать заключением эксперта относительно вида наркотических средств или психотропных веществ, употребляемых без назначения врача.

4. Субъектами правонарушений могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста.

5. С субъективной стороны состав рассматриваемых правонарушений образуют умышленные действия виновного.

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3), а об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, — также должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 23.63).

Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Административная

Это наиболее распространенный вид ответственности в данной сфере.

Основания для ее наступления можно представить двумя группами:

Возникающие из-за нарушений требований правил безопасности.
По причине неисполнения предписаний органов Государственного пожнадзора.

Вам будет интересно:Нужно ли менять загранпаспорт после замужества: законодательная база, приказы ФМС, порядок действий и условия получения

Первая группа подробно регламентируется ст. 20 4 КоАП РФ. Субъектами являются физические, юридические, должностные лица, ИП. Данная статья предусматривает санкции за нарушение требований пожарной безопасности в виде предупреждения, административного штрафа, приостановления деятельности, дисквалификации.

Размеры санкций (в руб.) и иные виды наказаний по данной статье приведены в таблице ниже.

Субъект В обычных условиях При особом противопожарном режиме Повлекшие пожар и вред имуществу или здоровью человека (легкой, средней тяжести) Повлекшие пожар и вред тяжкий здоровью физлица или летальный исход
Граждане 2 000-3 000 2 000-4 000 4 000-5 000 Уголовная ответственность (УО)
Должностные лица 6 000-15 000 15 000-30 000 40 000-50 000 УО
ИП 20 000-30 000 30 000-40 000
Юрлица 150 000-200 000 200 000-400 000 350 000-400 000 600 000-1 млн. руб./адм. приостановление работ до 90 дней

Как погасить штрафное взыскание?

Оплату штрафа необходимо осуществлять своевременно не позже 60-ти суток с момента вступления постановления о штрафе в законную силу, в противном случае штрафнику грозит более суровое наказание.

Сегодня, благодаря развитию технического прогресса, кроме названного способа перечисления штрафа, предлагаются следующие методы погашения штрафных санкций:

  1. Через терминалы и банкоматы, которые сегодня установлены в большинстве городов РФ.
  2. Через Интернет с использованием интернет-сервисов, в том числе:
  • Портала «Госуслуг».
  • Сервиса «Сбербанк Онлайн»
  • Платежных электронных кошельков: Веб Мани, Яндекс-Деньги, КИВИ.

Перевод денежных средств на этих ресурсах невозможен без предварительной регистрации на сайтах. Для перечисления требуется иметь пластиковую карточку банка.

Обязательные указания органов ГПН

К следующей группе нарушений требований пожарной безопасности КоАП РФ относит неисполнение предписания ГПН (ст. 19.5).

Ответственность наступает при соблюдении условий:

  • предписания органа основаны на законе;
  • сотрудник ГПН имеет соответствующие полномочия;
  • есть соответствующие нарушения;
  • пропущен установленный срок для исполнения.

Субъектами выступают те же лица, которые перечислены в ст. 20.4 КоАП РФ. Санкцией статьи предусмотрены виды наказаний:

  • штраф,
  • дисквалификация,
  • адм. приостановление деятельности.

Более подробно раскроем их в следующей таблице. В ней приведена градация наказаний по ч. 12, 13, 14 ст. 19.5 КоАП РФ.

Субъект

1-кратное совершение правонарушения

При выявлении на объектах защиты в области здравоохранения, образования, соцобслуживания

Повторно

Физлица

1 500-2 000

2 000-3 000

4 000-5 000

Должностные лица

3 000-4 000

5 000-6 000/дисквалификация до 3 лет

15 000-20 000/дисквалификация до 3 лет

ИП

40 000-50 000/приостановление работ до 90 дней

ЮЛ

70 000-80 000

90 000-100 000

150 000-200 000/ приостановление деятельности до 3 мес.

Дисквалификация – это лишение лица правомочия замещать должности в органе управления юрлица, в т.ч. исключение права на медицинскую или фармацевтическую деятельности.

Как мера наказания применима не только к руководящему составу, но и к тем, кто исполняет распорядительные, организационные, административные и хозяйственные функции.

Кто контролирует

Контроль над выполнением положений ПБ на объектах территории РФ возложен на:

  1. Государственный пожарный надзор (ГПН) МЧС РФ.
  2. Региональный центр МЧС.
  3. Управление МЧС по субъекту.

Последние разрабатывают план для ежегодной проверки ГПН объектов.

Обычно, инспекторами ГПН проверяется:

  • Наличие требуемых документов по ПБ (приказы, инструкции, журналы и акты).
  • Обязанности, возлагаемые на начальников учреждений и на ответственных лиц за ОТ и ПБ.
  • Наличие допусков и разрешительных документов по ПБ на объекте.

Положение о ПБ в учреждении регламентируется рядом документов, одним из которых является Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 года. Руководству учреждений и ответственным лицам за ПБ требуется знать основные требования документа. Приказ определяет способы обучения в данной области с отображением квалификации работников, обязанных обучаться. Обучение может осуществляться очно, в специализированных центрах, имеющих лицензию, а также на предприятиях.

Обучаться непосредственно в учреждениях могут следующие категории работников:

  • Руководители структурных отделов учреждений, руководители и гл. специалисты структурных отделов производств, относящихся к взрывопожароопасным участкам.
  • Лица, отвечающие за ПБ в структурных отделах.
  • Педагоги дошкольных образовательных заведений.
  • Охранники предприятий.
  • Лица, которые включены в добровольную пожарную дружину (ДПД).
  • Работники, выполняющие работы на взрывопожароопасных участках.

Организация учебного процесса по утвержденному плану возлагается на руководителя компании, либо на лицо, ответственное за ПБ, согласно приказу руководителя.

По завершению учебы организовывается экзамен. Для этого, приказом начальника создается комиссия, которая разрабатывает программу экзамена и проверяет знания обучивших людей.

Ознакомится с организацией ПБ многоэтажек можно, посмотрев видео.

(Видео: “Пожарная безопасность многоэтажек. Утро с Губернией”.)

Комментарий к Ст. 8.32 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом посягательства правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах. Рассматриваемое правонарушение посягает также и на установленный порядок управления, связанный с выполнением служебных обязанностей должностными лицами организаций, ответственными за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований в области пожарной безопасности в лесах России. Таким образом, объект посягательства данного правонарушения имеет комплексный характер.

Правила пожарной безопасности установлены ст. ст. 52 — 53.8 ЛК РФ, Федеральными законами от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417.

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1 комментируемой статьи) заключается в нарушении правил пожарной безопасности в лесах.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2 комментируемой статьи) заключается в выжигании хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м.

4. Объективная сторона правонарушения (ч. 3 комментируемой статьи) заключается в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

5. Объективная сторона правонарушения (ч. 4 комментируемой статьи) заключается в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшем возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.

6. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

7

Субъективная сторона правонарушения — умысел или неосторожность

8. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, рассматривающих дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством — ст. ст. 23.24 и 23.24.1 КоАП РФ), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25 КоАП РФ), органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор (ст. 23.34 КоАП РФ).

Назначение штрафа или применение других мер административного наказания за нарушение правил пожарной безопасности в лесах не освобождает юридических лиц, должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, устанавливаемый уполномоченным государственным органом. Организации и граждане несут имущественную ответственность за ущерб, причиненный лесному фонду, в гражданско-правовом порядке.

10. Уничтожение или повреждение лесных насаждений, лесов влекут уголовную ответственность по ст. 261 УК РФ, а нарушения правил пожарной безопасности, совершенные в заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы и других особо охраняемых государством природных территориях и повлекшие причинение значительного ущерба, влекут уголовную ответственность по ст. 262 УК РФ.

Размеры штрафов за нарушение правил пожарной безопасности

За каждый вид нарушений, работодатель или человек, отвечающий за технику пожарной безопасности, понесет наказание. Так, в законе прописаны такие штрафы за не соблюдения этих норм:

Нарушение ТПБ – это несоблюдение нескольких пунктов пожарной безопасности. За данное нарушение грозит наказание в виде оплаты административного штрафа. В зависимости от того, кто выступает нарушителем. Если это было допущено физическим лицом, то тогда может обойтись или предупреждением, или денежной компенсацией в размере 2-3 тысячи рублей. Если виновник работник, который несет ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности, то тогда ему придется заплатить от пяти до шести тысяч рублей. Когда нарушение происходит по вине предпринимателя, то размер штрафа будет становить двадцать-тридцать тысяч рублей. А когда виновником выступает компания, то тогда денежная компенсация будет становить 150-200 рублей.
Если было доказано нарушения пожарной безопасности, которое было замечено в условиях особого противопожарного режима, установленного властями, то тогда размер штрафов соответственно возрастет. Для физических лиц он будет составлять от 2 до 4 тысяч рублей. Для сотрудников, которые несут ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности, размер штрафа будет становить от 15 и до 30 тысяч рублей. Если нарушение произошло по вине предпринимателя, то тогда размер компенсации будет в пределах 30000-40000 рублей. Если же нарушитель – компания, то тогда руководству придется заплатить от 300000 и до 400000 рублей.
Если при пожаре произошла порча имущества или был нанесен вред здоровью людей, то тогда нарушителям необходимо будет заплатить штраф. Он не предусмотрен для предпринимателей. Если же, пожар произошел по вине граждан, то тогда они должны оплатить от 4 до 5 тысяч рублей денежной компенсации. Когда виновник сотрудник, который несет ответственность за ТБП, то тогда штраф будет в размере от 40000 до 50000 рублей. Для юридического лица эта сумма будет становить от 400000 до 500000 рублей.
Когда при пожаре был нанесен тяжкий вред здоровью человека или была даже гибель граждан, то тогда ответственность предусмотрена только для организаций. Наказание может быть в виде штрафа от 600000 до 1000000 рублей. Также может быть применено другое наказание за несоблюдение ТПБ

Это также может быть приостановление работы компании в период до девяноста дней.
При неведении в документацию данных о продукции, таких как изготовитель, параметры и меры предосторожности, когда наличие данной информации обязательно должно быть прописано. Такое нарушение влечет за собой штраф для сотрудников, отвечающих за пожарную безопасность в размере 15000-20000 рублей

Если виновник – организация, тогда руководство должно заплатить денежную компенсацию в размере 90000-100000 рублей.

Не применяются данные наказание, если пожар произошел на лесной территории или на морском, железнодорожном и другом транспорте.

Размеры штрафов за нарушение пожарной безопасности

Ниже, в таблице приведены размеры финансовых взысканий разных категорий лиц в зависимости от вида нарушений правил ПБ, которые регламентированы ст. 20.4 КоАП РФ.

Статья 11.16 КоАП РФ регламентирует требования ПБ на ж/д, водном – внутри страны, воздушном или морском ТС. За игнорирование утвержденных положений ПБ предполагается наказание в виде финансового взыскания:

  • На физ. лицо – от 1500 до 2000 рублей.
  • На чиновника – от 4000 до 5000 рублей.

Статья 8.32 КоАП РФ регламентирует требования ПБ в лесных массивах.

В следующей таблице представлены размеры финансовых взысканий разных категорий лиц в зависимости от вида правонарушений ПБ, которые регламентированы ст. 8.32 КоАП РФ.