Оглавление
Комментарий к ст. 200 УК РФ
В статье определена мера ответственности, за действия, которые можно соотнести к обману покупателя:
- Обсчет или же обвешивание (указание неверной суммы стоимости с учетом веса, указание неправильного веса, или же предварительное использование дополнительных элементов утяжеления товара, накрутка весов);
- Введение в заблуждение по вопросу качества или же эксплуатационных характеристик, присущих товарам.
Данные действия предусматривают наказание в виде штрафа, максимальная мера — лишение свободы. Каждое дело рассматривается в суде в индивидуальном порядке, с учетом всех последствий, которые были сформированы посредством такого обмана потребителя. Законодатель предусматривает, что если такие действия осуществлялись группой лиц, или же посредством таких деяний были сформированы существенные аспекты финансового урона, то наказание будет более существенным.
Обсчет — действия, которые осуществляются продавцом, с целью предоставления неточных данных покупателю, для получения финансовой выгоды. Например, если совершается существенная покупка, а продавец к общей сумме добавляет 10-20 рублей.
Обвешивание — действия, направленные на увеличение массы веса товара, с учетом получения выгоды финансового плана. Нередко они основаны на использовании мошеннических методик подкручивания весов. Например, человек приобретает 100 грамм определенного товара, а весы показывают 110 грамм. Такие деяния считаются правонарушением, и законодатель предусматривает ряд наказаний по данному вопросу.
Потребитель — покупатель или же пользователь услуг. В нашей стране существует целое законодательство, которое направлено на защиту прав потребителей. В данной ситуации, в рамках рассматриваемой статьи, к потребителям можно соотнести всех граждан, которые совершали приобретение или же использовали четко определенные услуги, в результаты чего, столкнулись с некачественными вариантами обслуживания, с обманом, направленным на повышение стоимости или же веса.
Потребительские свойства — определенные свойства товара, которые характеризуют все его особенности. Например, указание на то, что приобретение является свежим. Если же данное свойство не является оправданным, то потребитель имеет право потребовать предоставление компенсации и возврат покупки.
Эксплуатационные качества — это те качества, которые присуще определенному изделию или же товару
Если после приобретения клиент обращает внимание на то, что описанные качества не соответствуют действительности, то создается ситуация, когда можно произвести обмен или же возврат. В случае отказа от замены или же возврата денежных средств, потребитель имеет возможность обратиться в судебную инстанцию для разрешения вопроса
В случае судебного рассмотрения дела потерпевшая сторона не оплачивает издержки, а также может требовать предоставление материальной и моральной компенсации.
Судебная практика определяет, что рассмотрение таких дел имеет массу нюансов и сложностей, нередко возникают трудности именно в доказательной базе по вопросу обмана, обвешивания или же обсчета. Данная статья на текущий момент времени утратила законную силу.
Контрабанда денежных средств
Кроме алкоголя и сигарет тщательно проверяются на границе денежные средства. Закон стал следить за незаконными их перемещениями достаточно давно, но в более мягкой форме. Сейчас же ситуация достаточно напряженная, и законодательство в полной мере отреагировало на ее состояние.
Понятие и правовые нормы
Различают перемещение не декларированных денежных средств в крупных и некрупных размерах. Наказание за более легкий вид назначает КоАП (ст. 16.4), который тоже менялся с годами: если ранее за не декларирование или некорректное декларирование средств штраф составлял не более 2,5 тысяч, то сейчас суммы достаточно серьезные.
Также был изменен УК РФ введением статьи 200.1, осуждающей нарушителей за контрабанду денег и инструментов в крупном (плюс особо крупном) размере:
- Сумма незаконно перемещенных средств в два раза превышает разрешенную Кодексом планку;
- Превышение уровня в пять раз – особо крупный размер.
К денежным инструментам относятся дорожные чеки, ценные бумаги в виде документов, векселя и т.п.
В следующем видео юрист расскажет о нюансах преступлений, связанных с контрабандой денег:
Правовая характеристика
Внутреннее составляющее статей 200.1 и 200.2 идентично, различие только в предмете преступления – в первой статье это деньги и денежные инструменты. Способы перемещения предмета через границу тоже стоит рассмотреть отдельно, так как денежные средства могут иметь нематериальное преставление, что значительно усложняет работу службе таможни.
- Все чаще правоохранительные органы сталкиваются с выводом средств за границу под видом внешнеэкономических сделок.
- Киберпреступники тоже часто пользуются не освоенностью территории виртуальной валюты, поэтому все способы описать практически невозможно.
Состав преступления и квалифицирующие признаки
В остальном различий у обозреваемых статей нет. Все они характеризуются предметом, квалифицируются по одним и тем же признакам. Но обе они требуют отдельного рассмотрения, так как говорят о совершенно разных преступлениях.
О том, есть ли уголовная ответственность за контрабанду наличных денежных средств и денежных инструментов, расскажем далее.
Наказание
КоАП предусматривает штраф в удвоенном размере суммы правонарушения. УК РФ по статье 200.1 за контрабанду в крупных размерах определяет наказание в виде:
- Штраф в трех-десятикратном размере;
- До двух лет ограничения свободы или работ по принуждению.
В особо крупных размерах совершенное деяние или тоже самое для группы лиц:
- От десяти до пятнадцатикратного множителя штрафа;
- Четыре года ограничения свободы;
- Три года принудительных работ.
Второй комментарий к Ст. 200.3 УК РФ
1. Нормативный материал к составу — ФЗ от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ 2004 г.).
2. Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ 2004 г., привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на помещения в многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) жилищно-строительными кооперативами, которые осуществляют строительство на земельных участках, предоставленных им в безвозмездное срочное пользование из муниципальной собственности или государственной собственности, в том числе в соответствии с ФЗ от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», или созданы в соответствии с ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение перечисленных требований запрещено.
3. Предметом выступают денежные средства граждан, которые признаются потерпевшими.
4. Объективная сторона заключается в привлечении денежных средств граждан для строительства в нарушение требований законодательства РФ об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в крупном размере.
Деяние может выражаться, например, в привлечении денежных средств граждан для долевого строительства до заключения с ними соответствующего договора или без выпуска в указанных выше случаях жилищных сертификатов, и т.д.
5. Преступление окончено с момента совершения деяния в крупном размере, то есть тогда, когда гражданин перечислил на лицевые счета застройщика или иного лица или передал ему иным способом денежные средства на долевое строительство, а сумма привлеченных денежных средств (сделки с денежными средствами) превышает три миллиона рублей (примечание 1 к статье).
6. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом.
7. Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет, как правило, представитель застройщика (юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных ФЗ от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», пп. 15 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса РФ случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с ФЗ 2004 г. для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство — п. 1 ст. 2 ФЗ 2004 г.).
8. В ч. 2 статьи содержатся квалифицирующие признаки.
9. В примечании 2 к статье установлены условия освобождения от уголовной ответственности.
Законодательная база Российской Федерации
действует Редакция от 03.02.2014
Подробная информация
Наименование документ | «УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.96 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014 с изменениями, вступившими в силу с 15.02.2014) |
Вид документа | кодекс, уголовный кодекс |
Принявший орган | президент рф, сф рф, гд рф |
Номер документа | 63-ФЗ |
Дата принятия | 01.01.1997 |
Дата редакции | 03.02.2014 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.96 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014 с изменениями, вступившими в силу с 15.02.2014)
Статья 200.1. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
(в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от трехкратной до десятикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:
а) в особо крупном размере;
б) группой лиц, —
наказывается штрафом в размере от десятикратной до пятнадцатикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет.
Примечания. 1. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.
2. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в особо крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает пятикратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.
3. При расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов из всей суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов подлежит исключению та часть, которая таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована.
4. Лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, указанных в настоящей статье, их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
5. Под денежными инструментами в целях настоящей статьи понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.
Комментарий к статье 201 УК РФ
1. Объективная сторона преступления характеризуется:
1) использованием лицом своих полномочий вопреки законным интересам организации (общественно опасное деяние);
2) последствиями в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства;
3) причинной связью между поведением служащего и этими последствиями.
2. Общественно опасное деяние реализуется как путем действия (совершаемого в пределах или с превышением своих полномочий), так и путем бездействия служащего соответствующей организации, выражающихся в использовании управленческих полномочий вопреки законным интересам этой организации.
Полномочия того или иного лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут быть определены законом или иным нормативным актом, не противоречащими им уставом организации, договором (контрактом), приказом, распоряжением.
3. Использование лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации следует понимать широко: как совершение деяния против определенных в законе и в учредительных документах задач деятельности организации.
4. Преступление считается оконченным с момента наступления существенного вреда в результате злоупотребления полномочиями, который устанавливается судом по каждому конкретному делу исходя из обстоятельств совершения преступления. Будучи по своему содержанию как имущественным (материальным), так и любым другим (моральным, физическим, организационным), он может быть причинен своей организации, в связи с чем уголовное преследование по такому факту осуществляется по заявлению или с согласия организации. Если же существенный вред наносится интересам других организаций, а также гражданам, обществу и государству, то уголовное преследование производится на общих основаниях.
5. Субъект специальный — лицо, достигшее возраста 16 лет:
— выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллективного органа;
— постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, возложенные на него в установленном порядке, в коммерческой независимо от форм собственности либо некоммерческой организации, не являющейся государственным, муниципальным органом или учреждением.
6. К организационно-распорядительным рекомендуется относить функции по управлению трудовым коллективом (руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины и т.д.), а к административно-хозяйственным — полномочия по управлению и распоряжению имуществом (принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей и т.п.) (п. п. 3 и 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» <1>).
———————————
<1> БВС РФ. 2000. N 4.
7. Принципиальное отличие преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, от перечисленных в гл. 30 УК состоит в особенностях их объекта и субъекта.
8. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью — извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц (родственников, близких, деловых партнеров и т.п.) либо нанесение вреда другим лицам.
9. Тяжкие последствия (ч. 2 комментируемой статьи) не раскрываются в законе. К ним можно отнести крупную аварию, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах или значительное число потерпевших, потерю значительного количества рабочих мест и др. В соответствии со ст
27 УК преступление, повлекшее эти последствия, может быть совершено по неосторожности
10. В примечании 2 статьи закреплен особый порядок возбуждения уголовного преследования.
Контрабанда сигарет из Белоруссии
Белоруссия является самым крупным поставщиком контрабандных табачных изделий. Пачки сигарет, незаконно пересекающих границу с РФ, не имеют акцизных марок или же имеют все признаки их подделок.
Почему нелегальная табачная продукция пользуется спросом среди россиян? Потому что людей привлекает невысокая стоимость контрабандного товара.
Сигареты перевозят различными путями: частными автомобилями, длинномерами и даже поездами. Злоумышленники умело прячут пачки с сигаретами, поэтому пограничники не всегда могут отыскать контрабандную продукцию.
Например, они кладут пачки в специальные тайники в машинах, в конструктивные полости. А когда планируется осуществить перевозку сигарет железнодорожным транспортом, то злоумышленники просто забрасывают упаковки с сигаретами в движущийся грузовой состав.
Исходя из судебной практики, бороться с контрабандой сигарет из Белоруссии тяжело, но можно. Для этого российская власть должна ужесточить наказание на продажу незаконной продукции, ввести специальную маркировку на сигареты по примеру алкогольных изделий, а также провести адекватную акцизную политику, чтобы россияне могли покупать собственные сигареты по нормальным ценам.
Статья 200.1. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 01.08.2019 N 56-УД19-17 ЦОЙ ХЕН А (CHOE HYON A), … ранее несудимой, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 200.1 УК РФ, прекращено на основании ст. 28 УПК РФ в связи с деятельным раскаянием, Цой Хен А освобождена от уголовной ответственности.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2020 N 1104-О
К СТАТЬЕ 200.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
Постановление Верховного Суда РФ от 17.12.2019 N 41-АД19-22
Делая такой вывод, судья областного суда исходил из того, что административная ответственность по вышеназванной норме наступает в случае, если лицо при перемещении через границу Российской Федерации не задекларировало сумму наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков, превышающую разрешенную таможенным законодательством к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме (10 000 долларов США), но не более двукратного размера суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме. В случае недекларирования либо недостоверного декларирования суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, превышающей двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме, физическое лицо подлежит уголовной ответственности по статье 200.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2018 N 17
2. Деньги, ценности и иное имущество, а также доходы от него подлежат конфискации на основании пунктов «а» и «б» части 1 статьи 104.1 УК РФ, если они получены в результате совершения только тех преступлений, которые указаны в данных нормах, или явились предметом незаконного перемещения через таможенную границу либо через Государственную границу Российской Федерации, ответственность за которое установлена статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ. Кроме того, согласно пункту «в» части 1 статьи 104.1 УК РФ подлежат конфискации деньги, ценности и иное имущество, используемые для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) либо предназначенные для этих целей.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 N 43
Вместе с тем не требуют самостоятельной правовой оценки по части 3 или части 5 статьи 327 УК РФ действия лица в случаях, когда оно использует для совершения преступления заведомо поддельные документы, штампы, печати или бланки, изготовленные другим лицом, и их использование охватывается способом совершаемого преступления (при хищении денежных средств путем представления заемщиком поддельного документа банку или иному кредитору — статья 159.1 УК РФ; хищении денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных выплат путем представления поддельного документа в соответствующие органы, принимающие решение об этих выплатах, — статья 159.2 УК РФ; незаконном перемещении через таможенную границу денежных средств, денежных инструментов, алкогольной продукции, табачных изделий, совершенном с использованием поддельных документа, печати, — статьи 200.1, 200.2 УК РФ; незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации с предъявлением поддельного документа — статья 322 УК РФ; и др.). При этом приобретение, хранение, перевозка в целях использования для совершения преступления заведомо поддельных документов, штампов, печатей или бланков, изготовленных другим лицом, должны дополнительно квалифицироваться по части 3 статьи 327 УК РФ.
Комментарий к Ст. 200.4 Уголовного кодекса РФ
1. Нормативный материал к составу — ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ 2013 г.). На законодательство о контрактной системе в сфере закупок есть прямая ссылка в диспозиции ст. 200.4 УК РФ.
2. При этом контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено ФЗ 2013 г.), в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд (ст. 3 ФЗ 2013 г.).
3. Сама же закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд представляет собой совокупность действий, осуществляемых в установленном ФЗ 2013 г. порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (ст. 3 ФЗ 2013 г.).
4. Объективная сторона заключается в злоупотреблениях в сфере закупок, т.е. в нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это деяние причинило крупный ущерб.
Преступление может выражаться, например, в любых действиях, которые противоречат ФЗ 2013 г., в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.
5. Преступление окончено с момента причинения крупного ущерба (свыше двух миллионов двухсот пятидесяти тысяч рублей).
6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязателен специальный мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.
7. Субъект определен в законе: работник контрактной службы, контрактный управляющий, член комиссии по осуществлению закупок, лицо, осуществляющее приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иное уполномоченное лицо, представляющее интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Органы и организации, в которых работают указанные лица, названы выше, в понятии контрактной системы.
Обязательное требование к субъекту: перечисленные лица не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. В противном случае, уголовная ответственность наступает по ст. 201 или 285 УК.
8. В ч. 2 статьи установлены квалифицирующие признаки, повышающие уголовную ответственность в случаях совершения деяний группой лиц по предварительному сговору или с причинением особо крупного ущерба (с превышением девяти миллионов рублей).