Кодекс российской федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 n 195-фз глава 23 (ред. от 01.07.2021)

Оглавление

Комментарий к Статье 23.3 КоАП РФ

Комментируемая статья определяет компетенцию органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Структура органов внутренних дел определена Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 5 ноября 2004 г., 29 декабря 2005 г., 9 июня, 20 сентября 2006 г.). В соответствии с п. 5 Указа МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Что касается милиции, то в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» (с послед. изм.) милиция в Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Комментируемая статья также указывает, какие именно должностные лица органов внутренних дел и милиции уполномочены рассматривать дела об отдельных административных правонарушениях. При этом следует помнить, что в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи полномочия некоторых из указанных должностных по наложению административных наказаний являются ограниченными.

Другой комментарий к статье 22.3 КоАП РФ

1. Целью комментируемой статьи является обеспечение возможности рассмотрения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ дел об административных правонарушениях вне зависимости от изменений системы, структуры, организационно-правовой формы, подчиненности и наименования соответствующих органов.

2. Упразднение органа заключается в его ликвидации с передачей, как правило, его функций другому органу. Вопросы о порядке осуществления функций упраздняемого органа решаются путем дополнительного правового регулирования.

В целях исключения возможности применения мер административного принуждения органами, которыми такое право не предоставлено (см. комментарий к ст. 22.1), законодатель счел необходимым установить требование о внесении необходимых изменений соответственно в Кодекс (см. гл. 23) или закон субъекта РФ. До внесения таких изменений дела, которые были подведомственны упраздненному органу, рассматривают судьи.

Вопрос о том, к подсудности какого именно суда относится дело, переданное в связи с упразднением органа или должности лица, уполномоченного рассматривать дело в соответствии с нормами главы 23 Кодекса или законом субъекта РФ, должен решаться с учетом положений законодательства о судебной системе Российской Федерации, устанавливающего полномочия судов, а также с учетом разграничения подсудности, закрепленной в ст. 23.1 Кодекса.

3. Преобразование органа предполагает изменение его организационно-правовой формы. При этом функции и полномочия преобразовываемого органа, а также весь комплекс связанных с ними прав и обязанностей переходят к органу, возникшему в результате преобразования. Иная реорганизация может заключаться в слиянии (объединении), присоединении, разделении, выделении (организационном обособлении) органов.

Переподчинение органа заключается в изменении его организационной подчиненности. При этом структура, функции и объем полномочий такого органа чаще всего не изменяются. Нередко переподчинение специализированных структурных подразделений и учреждений федеральных органов исполнительной власти осуществляется в случае упразднения или преобразования федерального органа, которому они подчинены.

Частью 2 комментируемой статьи установлено, что до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные преобразованным или иным образом реорганизованным органам дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

4. Изменение наименования органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, в отличие от его преобразования, не связано с изменением организационно-правовой формы, характера и объема полномочий или организационной подчиненности такого органа. По сути, переименованный орган продолжает осуществлять ранее установленные для него полномочия. Это положение закреплено в ч. 3 комментируемой статьи.

Аналогичным образом решается вопрос о полномочиях должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях в случае изменения наименований их должностей.

Комментарий к статье 23.1 КоАП РФ

1. Комментируемая часть закрепляет в целом компетенцию судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Комментируемая статья содержит перечень более 100 статей, содержащих указания на административные правонарушения, дела о которых рассматривают только судьи.

2. В комментируемой части содержатся составы административных правонарушений, дела о которых могут быть переданы судьям уполномоченными органами или должностными лицами. Такая передача осуществляется, если уполномоченный орган или должностное лицо, рассматривающее дело, считают, что в данном случае необходимо применить административное наказание, наложение которого относится к компетенции судей. В таком случае им составляется определение в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отметил, что, учитывая, что передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц), судья в указанном случае обязан принять дело к рассмотрению по существу.

3. Комментируемая часть разграничивает подсудность дел об административных правонарушениях между различными судами. При применении ее необходимо иметь в виду следующее:

— по общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (пп. «г» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5);

— дела об административных правонарушениях, указанные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, а также переданные на рассмотрение судье в соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ, подлежат рассмотрению судьями районных судов в том случае, если производство по этим делам осуществляется в форме административного расследования, а также если в качестве санкции за их совершение предусмотрено административное выдворение за пределы Российской Федерации (письмо Верховного Суда РФ от 22 апреля 2003 г. N 717-5/общ);

— судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, поскольку эти дела подсудны судьям арбитражных судов. Указанный в этой норме перечень видов правонарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Дела, указанные в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, не подсудны судьям судов общей юрисдикции и в том случае, когда по ним в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ проводилось административное расследование, а также когда индивидуальный предприниматель, совершивший административное правонарушение из числа названных в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, утратил статус индивидуального предпринимателя (пп. «д» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5);

— подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена абзацем третьим части 3 статьи 23.1 Кодекса

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в силу этой нормы дела по правонарушениям, предусмотренным перечисленными в ней статьями КоАП, подведомственны арбитражным судам только в том случае, когда соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. При этом необходимо учитывать, что дело, указанное в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 Кодекса, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании статьи 28.7 КоАП по нему проводится административное расследование (п

9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Другой комментарий к Ст. 23.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Многие дела об административных правонарушениях отнесены КоАП РФ к компетенции органов внутренних дел (милиции), которым Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» отводится существенная роль как правоохранительным органам, обеспечивающим общественный порядок и общественную безопасность.

2. КоАП РФ относит к рассмотрению органов внутренних дел (милиции) дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими нормами его Особенной части: ст.6.8, 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, ч.1, 3, 4 и 5 ст.11.1, ст.11.9, 11.14, 11.15, ч.1, 2 и 3 ст.11.17, ст.11.23, 12.1, 12.2, 12.3, 12.4-12.34, 13.24, 18.8, 18.9, 19.2, 19.15-19.18, 19.22, 19.24, 20.1, 20.8, 20.10-20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, ч.1 ст.20.23, ст.20.24.

Некоторые из названных составов рассматриваются с определенными ограничениями. Так, ч.2 ст.12.3 предусматривает случаи управления транспортным средством водителем, не имеющем при себе лицензионной карточки; ст.19.22 — нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок; ст.20.24 в качестве субъекта правонарушения рассматривает частных детективов (охранников) и руководителей частных детективных или охранных организаций (объединений, ассоциаций, служб безопасности в организациях).

3. От имени органов внутренних дел полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и назначению административных наказаний КоАП РФ наделена большая группа должностных лиц. При этом указываются составы правонарушений, отнесенные к компетенции конкретных должностных лиц. Так, начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел, их заместители, а также начальники территориальных отделов (отделений) милиции и их заместители рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями: 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, 11.9, 11.14, 11.15, 13.24, 18.8, 18.9, 19.2, 19.15-19.18, 19.22, 19.24, 20.1, 20.8, 20.10-20.14, 20.16, 20.17, 20.20, ч.1 ст.20.23, ст.20.24.

4. Начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители рассматривают дела, предусмотренные ч.1, 3, 4 и 5 ст.11.1, ст.11.9, 11.14, 11.15, ч.1, 2 и 3 ст.11.17, ст.13.24, 18.8, 18.9, 19.15, 20.1, 20.8, 20.12, 20.13, 20.17, 20.20, 20.21, ч.1 ст.20.23.

5. Начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции рассматривают дела, предусмотренные ч.1, 3, 4 и 5 ст.11.1 ст.11.9, 11.14, 11.15, ч.1, 2 и 3 ст.11.17, ст.13.24, 20.1, 20.20. Они же и другие сотрудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте, предусмотренных ч.1, 3, 4 и 5 ст.11.11, ст.11.14, 11.15, ч.1, 2 и 3 ст.11.17

6. Особо оговорены полномочия должностных лиц Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), которые руководствуются в своей деятельности Положением, утвержденным указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. Начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель рассматривают дела, предусмотренные ст.8.22, 8.23, 11.23, 12.1, 12.2, 12.3, 12.4-12.34, 19.22.

Сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания, рассматривают дела, предусмотренные ст.12.1, ч.1 и 2 ст.12.2, ст.12.3, ч.1 ст.12.5, ст.12.6, ч.1, 2 и 3 ст.12.9, ч.2 ст.12.10, ч.1 и 2 ст.12.11, ст.12.12-12.14, ч.1 и 2 ст.12.15, ст.12.16, ч.1 ст.12.17, ст.12.18-12.20, ч.1 ст.12.21, ст.12.22, 12.23, 12.28, ч.1 и 2 ст.12.29, ч.1 ст.12.30.

Определенными полномочиями в этой области наделены также: государственные инспектора безопасности дорожного движения (ст.8.22, 8.23, ч.1 ст.12.4, ст.12.31, 12.32, 19.22); государственные инспектора дорожного надзора (ст.12.33, 12.34.); старшие участковые инспектора (ст.12.1, ч.1 и 2 ст.12.2, ст.12.3, 12.22, 12.23, 12.28, ч.1 и 2 ст.12.29, ч.1 ст.12.30, ст.19.2, 19.15, 19.24, 20.1).

Комментарий к статье 22.3 КоАП РФ

1. Федеральные органы исполнительной власти, их учреждения и территориальные органы, наделенные административно-юрисдикционными полномочиями согласно п. 3 ч. 1 ст. 22.1 КоАП, являются юридическими лицами. Статус юридического лица распространяется также на государственные органы, осуществляющие контрольные, надзорные функции, указанные в гл. 23 КоАП.

2. Согласно п. 1 ст. 61 ГК ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Гражданско-правовой институт ликвидации юридического лица следует отличать от упразднения органа исполнительной власти, регулируемого административным законодательством: при внесении коррективов в структуру федеральных органов исполнительной власти упразднение федеральных министерств, ведомств влечет за собой передачу части функций упраздняемого юридического лица образованному министерству, ведомству, также наделяемому правомочиями юридического лица, либо действующему федеральному органу исполнительной власти (см. п. 2, 3 Указа Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 311). Таким образом, упразднение федерального министерства, ведомства, наделенного административно-юрисдикционными полномочиями, при изменении структуры федеральных органов исполнительной власти влечет передачу указанных полномочий другому министерству, ведомству.

По смыслу ч. 1 комментируемой статьи до внесения соответствующих коррективов в КоАП дела об административных правонарушениях, подведомственные государственным контрольным, надзорным органам, указанным в гл. 23 КоАП, рассматривают судьи.

3. Под преобразованием юридического лица понимается изменение его организационно-правовой формы. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (см. п. 5 ст. 58, ст. 59 ГК).

Преобразование юридического лица представляет собой частный случай реорганизации юридического лица.

В процессе реорганизации юридических лиц происходит передача прав и обязанностей реорганизованного юридического лица, в том числе и административно-юрисдикционных полномочий, другому юридическому лицу (юридическим лицам) в порядке правопреемства.

В случаях, специально предусмотренных федеральным законом, преобразование возможно только с согласия уполномоченных государственных органов (п. 2, 3 ст. 57 ГК).

Передача прав и обязанностей юридического лица (правопреемство) возможна только при его реорганизации в любой из пяти форм, предусмотренных ГК.

О правовых последствиях упразднения ФСНП, ФПС и ФАПСИ см. Предисловие к данной книге.

Комментарий к Ст. 23.23 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает компетенцию органов, осуществляющих государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 36 ВК РФ государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном соответственно Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов, согласно которому федеральный государственный надзор осуществляется Росприроднадзором на водных объектах, перечень которых утверждается Минприроды России в соответствии с критериями отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, устанавливаемыми Правительством РФ, при осуществлении федерального государственного экологического надзора (см. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370»).

Росприроднадзор возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра природных ресурсов и экологии РФ.

Руководитель Росприроднадзора имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром природных ресурсов и экологии РФ по представлению руководителя. Количество заместителей руководителя Росприроднадзора устанавливается Правительством РФ.

Росприроднадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Росприроднадзор и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют при осуществлении своей деятельности по государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет категории должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся: главный государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды, его заместители; старшие государственные инспекторы РФ в области охраны окружающей среды; главные государственные инспекторы РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности, их заместители; старшие государственные инспекторы РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности; главные государственные инспекторы в области охраны окружающей среды в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители; главные государственные инспекторы субъектов РФ в области охраны окружающей среды, их заместители; старшие государственные инспекторы субъектов РФ в области охраны окружающей среды.

Федеральный государственный надзор осуществляется должностными лицами Росприроднадзора, являющимися государственными инспекторами по надзору в области использования и охраны водных объектов (государственными инспекторами в области охраны окружающей среды).

Должностные лица Росприроднадзора имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (п. 7 ч. 5 ст. 36 ВК РФ).

Комментарий к статье 22.3 КоАП РФ

1. Федеральные органы исполнительной власти, их учреждения и территориальные органы, наделенные административно-юрисдикционными полномочиями согласно п. 3 ч. 1 ст. 22.1 КоАП, являются юридическими лицами. Статус юридического лица распространяется также на государственные органы, осуществляющие контрольные, надзорные функции, указанные в гл. 23 КоАП.

2. Согласно п. 1 ст. 61 ГК ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Гражданско-правовой институт ликвидации юридического лица следует отличать от упразднения органа исполнительной власти, регулируемого административным законодательством: при внесении коррективов в структуру федеральных органов исполнительной власти упразднение федеральных министерств, ведомств влечет за собой передачу части функций упраздняемого юридического лица образованному министерству, ведомству, также наделяемому правомочиями юридического лица, либо действующему федеральному органу исполнительной власти (см. п. 2, 3 Указа Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 311). Таким образом, упразднение федерального министерства, ведомства, наделенного административно-юрисдикционными полномочиями, при изменении структуры федеральных органов исполнительной власти влечет передачу указанных полномочий другому министерству, ведомству.

По смыслу ч. 1 комментируемой статьи до внесения соответствующих коррективов в КоАП дела об административных правонарушениях, подведомственные государственным контрольным, надзорным органам, указанным в гл. 23 КоАП, рассматривают судьи.

3. Под преобразованием юридического лица понимается изменение его организационно-правовой формы. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (см. п. 5 ст. 58, ст. 59 ГК).

Преобразование юридического лица представляет собой частный случай реорганизации юридического лица.

В процессе реорганизации юридических лиц происходит передача прав и обязанностей реорганизованного юридического лица, в том числе и административно-юрисдикционных полномочий, другому юридическому лицу (юридическим лицам) в порядке правопреемства.

В случаях, специально предусмотренных федеральным законом, преобразование возможно только с согласия уполномоченных государственных органов (п. 2, 3 ст. 57 ГК).

Передача прав и обязанностей юридического лица (правопреемство) возможна только при его реорганизации в любой из пяти форм, предусмотренных ГК.

О правовых последствиях упразднения ФСНП, ФПС и ФАПСИ см. Предисловие к данной книге.