Что изменилось в налоге на прибыль организаций в 2021 году

Оглавление

Оплата налога и представление отчетности

^

Налог на игорный бизнес, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом ( см. ст. 371 НК РФ).

Также по месту регистрации объектов налогообложения в налоговый орган налогоплательщиком предоставляется налоговая декларация за истекший налоговый период ().

Порядок и сроки предоставления налоговой декларации

Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за истекший налоговый период (календарный месяц) представляется налогоплательщиком в налоговую инспецию по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом ().

Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

При отсутствии объекта обложения по налогу на игорный бизнес обязанность по представлению налоговой декларации не возникает.

В соответствии со декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Форма налоговой декларации

Форма налоговой декларации (утверждена приказом ФНС России от 28.12.2011 № ММВ-7-3/985@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес в электронном виде»)pdf (565 кб)

Загрузить

Декларация заполняется с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

Код формы отчетности по классификатору налоговой документации (КНД) равен 1152011.

Контрольные соотношения к налоговой декларации

Все декларации на стадии камеральной налоговой проверки анализируются на выполнение утвержденных контрольных соотношений: логических и арифметических алгоритмов. Контрольные соотношения делятся на внутренние и междокументальные.

  • Внутридокументальные контрольные соотношения — это проверка арифметических вычислений налогоплательщика при определении налоговой базы, суммы исчисленного налога, правильности применения налоговых ставок.
  • Междокументальные  сводятся к сопоставлению количества объектов налогообложения, указанных в декларации, и в информационном ресурсе «Журнал регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес», который ведется на основании представленных заявлений о регистрации (регистрации изменений) объектов налогообложения и выданных свидетельств.

Порядок заполнения налоговой декларации

Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на игорный бизнес (утвержден приказом ФНС России от 28.12.2011 № ММВ-7-3/985@)doc (134 кб)

Загрузить

Если Вы обнаружили, что в декларации неправильно отразили сведения или допустили ошибки, то необходимо внести изменения и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ

Уточненная декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. При перерасчете налоговой базы и суммы налога на игорный бизнес не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому производится перерасчет налоговой базы и суммы налога.

Ст. 270 НК РФ с комментариями 2016 скачать

НК РФ подлежит регулярному пересмотру законодателя с целью совершенствования налоговой системы страны. О внесении изменений, которым нужно следовать, налогоплательщики уведомляются заблаговременно. Статья 270 указанного закона в действующей редакции содержит 49 пунктов (описание расходов за которые не уплачиваются налоги, т.е. не учитываемые).

НК РФ ст. 270 п. 2 о чем гласит?

Пункт второй статьи 270 НК РФ содержит полный перечень расходов учитываемых с целью налогообложения. К таковым относятся: штрафные и иные санкции, пени, суммы которые перечисляются в различные фонды (государственные, внебюджетные) или налагаемые иными организациями, которым законодатель предоставил такое право. Также сюда относят проценты, которые уплачиваются в бюджет согласно настоящему закону статья 176.1.

Действующая редакция с изменениями

Данная статья относится к части второй, восьмого раздела, отвечающего за Федеральные налоги, 25 главы, отвечающей за налог на прибыль организаций настоящего Кодекса. Согласно данным освященным в теле документа налоговое законодательство позволяет некоторым субъектам не уплачивать налог за некоторые затраты. Расходы, учитываемые с целью налогообложения могут быть учтены только экономические траты предприятия/организации обоснованные с точки зрения законодательства.

Какие пункты статьи были изменены?

В действующей (последней) редакции НК РФ изменения были незначительными. В большей части изменены формулировки. Особого внимания заслуживают изменения в пункте 29 указанной статьи: после описаний экскурсий, оплаты путевок на лечение и пр., добавлена формулировка «за исключением учитываемых расходов согласно п. 24.2 статьи 255».

Что говорит о том, что с текущего года подобные расходы не будут учтены при налогообложении. С января 2017 планируется обновить некоторые строки закона, о дате с которой начнет действовать обновленная редакция будет сообщаться дополнительно, ориентировочно это январь 2017 года. На данный момент документ прибывает на стадии соглашений.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 800 350-73-59

Верховный суд о нормировании рекламных расходов на транспорте

В Определении от 30.05.2019 № 305-ЭС19-4394 ВС РФ поддержал организацию и отменил постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018, АС МО от 28.12.2018 по делу № А40-125588/2017, оставив в силе Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.06.2018 (суд первой инстанции пришел к правильному по существу выводу об отсутствии у инспекции законных оснований для направления организации требования об уплате недоимки).

Верховный суд отметил: ключевым моментом, с точки зрения АС МО, являлось то, что наружная реклама размещается на конструкциях стабильного территориального размещения. Транспортные средства (троллейбусы), на которых была размещена реклама общества, нельзя отнести к таким конструкциям, следовательно, затраты на нее не подпадают под положения абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ и в силу абз. 5 данной нормы могут учитываться при налогообложении только в пределах установленного норматива.

Между тем судьи не учли следующие положения НК РФ:

  • для российских организаций объектом обложения налогом на прибыль организаций признается полученная ими прибыль, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (п. 1 ст. 247 НК РФ);

  • налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов – обоснованных и документально подтвержденных затрат (п. 1 ст. 252 НК РФ). Под обоснованными расходами при этом понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, при условии, что они осуществлены для ведения деятельности, направленной на получение дохода.

Исходя из приведенных положений налогообложению подлежит полученный налогоплательщиком положительный финансовый результат его деятельности. Это означает, что по общему правилу затраты налогоплательщика учитываются при исчислении налога в том размере, в котором они фактически понесены.

В то же время в отношении расходов на рекламу в п. 4 ст. 264 НК РФ установлен особый порядок их признания в целях налогообложения: в размере фактически понесенных затрат учитываются расходы на виды рекламы, указанные абз. 2 – 4 этого пункта. Затраты на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы нормируются – признаются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. При этом к ненормируемым относятся, в частности, расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов (абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Верховный суд также указал: ссылаясь в обоснование противоположного вывода на положения Закона о рекламе, суды не приняли во внимание, что он не содержит определения понятия «наружная реклама», которое могло бы использоваться при налогообложении на основании п. 1 ст

11 НК РФ.

Дело в том, что в ст. 19 и 20 Закона о рекламе приведены лишь отдельные особенности распространения рекламы. Поскольку этот закон не относится к актам законодательства о налогах и сборах и имеет иные цели правового регулирования, установленные в нем различия в составе ограничений, действующих при распространении рекламы с использованием стационарных рекламных конструкций и транспортных средств, не должны рассматриваться как имеющие значение для налогообложения прибыли при отсутствии на то прямого волеизъявления законодателя.

При этом налоговой инспекцией не оспаривалось, что:

  • спорные расходы представляли собой затраты на оплату изготовления (нанесения) баннеров с рекламой продукции для размещения на наземном общественном транспорте. Изготовленные по заказу общества баннеры были приняты налогоплательщиком к учету в качестве малоценных предметов и могли быть использованы для размещения на любой иной открытой поверхности;

  • затраты на рекламу продукции, понесенные обществом как ее изготовителем, который заинтересован в увеличении объема продаж за счет роста потребительского спроса, были экономически обоснованны.

Таким образом, учет затрат на рекламу не зависит от того, как ее распространяют (на стационарных объектах или на транспортных средствах), расходы в полном объеме уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Примеры расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли

Например, когда налогоплательщик желает осуществить капитальный ремонт принадлежащих ему основных средств и делает это за счет чистой прибыли после осуществления процедуры налогообложения, то такие расходы не будут зачтены для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль.

Когда природопользовательская организация, загрязняя окружающую среду, платит налог, предусмотренный в законном порядке, то отнести его в свои расходы по прибыли она не имеет права. Стоит подчеркнуть, что в случае аренды субъекта хозяйствования арендодатель такой налог оплачивать не обязан и не может. Его уплату осуществляет только арендатор, который напрямую использует природный ресурс.

Затраты на приобретение амортизируемого имущества не могут подлежать учитываемым в расчете прибыли расходам, так как погашаются напрямую от процесса амортизации.

Расходы на предоставление авансовой оплаты не могут признаваться такими, которые имеют отношение к налогу на прибыль, так как ожидаемая покупка будет отгружена в другое время и, возможно, не в этот налоговый период.

Сумма НДС, которую предприятие оплачивает поставщикам, также не учитывается в графе расходов, так как оплата и вычет этих сумм идут в другом, обусловленном законом порядке.

Расходы, которые представлены в вышеуказанном списке, не будут иметь отношения к формированию налоговой базы и расчета налога на прибыль. Стоит это учитывать в ведении бухгалтерского, а также налогового учета.

Чаще всего такие расходы оплачиваются за счет чистой прибыли предпринимателя и не возмещаются ему никоим образом. Именно поэтому при ведении учета и формировании политики в интересах субъекта предпринимательской деятельности максимально уменьшить количество и разновидности расходов.

При этом можно также использовать налоговую политику, которая подразумевает равномерное распределение расходов в налоговом периоде и, соответственно, менее болезненную оплату рассчитанного налога на прибыль.

Итак, расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли, составляют конкретный список, который прошел максимальную корректировку налоговыми инспекциями и отображен в статье 270 Налогового Кодекса Российской Федерации. Указанные разновидности расходов подлежат обычному бухгалтерскому учету, но не подлежат учету налоговому, а потому отображать их в списках налоговых регистров нет необходимости, так как при проведении контролирующей проверки эти суммы никак не смогут оказать влияние на расчет налоговой базы для исчисления налога на прибыль и его размеры соответственно. Но знание списка таких расходов поможет бухгалтеру грамотно вести учет.

7.Прямые и косвенные расходы в налоговом учете.

Помимо деления расходов на расходы, связанные с реализацией, и

внереализационные, в налоговом учете есть деление расходов на прямые

и косвенные.Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по

методу начисления, то расходы на производство и реализацию, осущест-

вленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

  • прямые;

  • косвенные.

Перечень прямых расходов (ст. 318 НК РФ) является закрытым.

К ним относятся:

  • материальные затраты;

  • расходы на оплату труда;

сумма начисленной амортизации основных средств, которые

непосредственно заняты в процессе производства.

Косвенные расходы – это все остальные расходы, осуществляемые

налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода (ст. 318

НК РФ).К ним относятся: прочие расходы, связанные с производством и

реализацией, внереализационные расходы, амортизация нематериальных

активов и основных фондов, не занятых непосредственно в производстве.

В состав косвенных расходов включаются также расходы, осуществленные

налогоплательщиком в течение предыдущих отчетных (налоговых) перио-

дов и сформировавшие определеные группы расходов, часть которых, сог-

ласно требованиям гл. 25 НК РФ, включается в состав расходов текущего

периода (в частности, расходы, связанные с основанием природных ресур-

сов, расходы на осуществление НИОКР).

Косвенные расходы полностью списываются в отчетном периоде.

Прямые расходы могут списываться неполностью.Несписанные

прямые расходы добавляются к прямым расходам следующего периода.

В случае, когда невозможно определить отнесение возникших у

налогоплательщиков прямых расходов к конкретному производственно-

му процессу, направленному на изготовление данного вида продукции,

выполнение работы, оказание услуги, налогоплательщик в своей учет-

ной политике определяет механизм распределения указанных расходов

с применением экономически обоснованных показателей.

НДФЛ

Вычет на фитнес

Федеральным Законом от 05.04.2021 № 88-ФЗ НК РФ, определяющий перечень и порядок предоставления социальных вычетов по НДФЛ, был дополнен пп. 7, посвященным так называемому вычету на фитнес. Этот вычет предоставляется в сумме расходов, уплаченных налогоплательщиком за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные спортивными организациями (ИП), осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности:

  • ему самому;

  • его детям (в том числе усыновленным) или подопечным в возрасте до 18 лет.

При этом и сами физкультурно-оздоровительные услуги, и организации (ИП), оказывающие их, должны отвечать определенным требованиям.

Максимальная сумма годовых затрат на физкультуру и спорт, с которых можно получить налоговый вычет, – 120 000 руб. в год ( НК РФ). Возврату подлежат 13 % от потраченной суммы. В эту сумму не включаются затраты на обучение детей и подопечных (в размере не более 50 000 руб. в год на каждого обучающегося для обоих родителей, опекунов, попечителей) и на дорогостоящее лечение ( НК РФ). Согласно НК РФ размер вычета на дорогостоящее лечение не ограничен.

Согласно Закону № 88-ФЗвычет на фитнес должен был начать действовать с 2022 года. Однако ст. 7 Закона № 305-ФЗ порядок вступления в силу правил об этом вычете скорректирован – они начнут действовать с 01.08.2021, а вот применять его нормы можно будет к доходам, полученным налогоплательщиком начиная с 2022 года.

Личный интерес

Законом № 305-ФЗ скорректирован и НК РФ. Благодаря изменениям налогоплательщики со следующего года в ряде случаев могут не указывать в декларации по форме 3-НДФЛ доходы от продажи недвижимости до истечения 3 и 5 лет владения. В частности, в декларации можно не отражать доходы, если в отношении объекта гражданин пользуется правом на имущественный вычет. При этом стоимость проданной недвижимости или совокупность доходов от продажи нескольких объектов не должна превышать предельный размер вычета:

  • 1 000 000 руб. – для жилья, садовых домов и земельных участков (абз. 2 НК РФ);

  • 250 000 руб. – для иной недвижимости (абз. 3 и 4 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщикам не нужно будет подавать в налоговую инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 000 000 руб., а иного имущества (транспорта, гаражей и т. д.) – до 250 000 руб.

Амортизируемое имущество

Признание НМА амортизируемым имуществом

Определение амортизируемого имущества дано в НК РФ. Таковым в целях применения гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено указанной главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом является имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Как видим, в последнем предложении СПИ более 12 месяцев и стоимостный порог в 100 000 руб. четко обозначены только для имущества. С 01.01.2020 эта норма будет изложена в новой редакции и данные показатели будут применяться к результатам интеллектуальной деятельности и иным объектам интеллектуальной собственности.

Вот как это будет выглядеть. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100000 рублей.

Основные средства, исключаемые из состава амортизируемого имущества

Перечень ОС, исключаемых из состава амортизируемого имущества, дан в НК РФ.

С 01.01.2020 в него будут внесены следующие изменения.

Во-первых, признается утратившим силу абз. 2. С указанной даты из состава амортизируемого имущества не будут исключаться основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование.

Соответствующие изменения внесены и в другие нормы. Так, упоминание об ОС, переданных (полученных) по договорам в безвозмездное пользование, исключено из НК РФ, где устанавливался порядок начисления амортизации при прекращении договора безвозмездного пользования и возврате объектов амортизируемого имущества налогоплательщику.

То есть по основным средствам, переданным (полученным) по договорам в безвозмездное пользование, амортизация начисляется, но в расходах для целей налогообложения не учитывается. Основание – п. 16.1, который с нового года появится в ст. 270 НК РФ.

Исчезнет упоминание об ОС, переданных (полученных) по договорам в безвозмездное пользование, и из НК РФ, который будет изложен в следующей редакции: по ОС, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, а также по ОС, находящимся по решению руководства организации на реконструкции (модернизации) свыше 12 месяцев, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанные ОС были переведены на консервацию или с которого они находятся на реконструкции (модернизации), начисление амортизации не производится.

При расконсервации, завершении реконструкции (модернизации) объекта ОС амортизация по нему начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла расконсервация ОС или завершилась его реконструкция (модернизация).

Во-вторых, внесены изменения в последний абзац, где говорится, что при расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации. С 01.01.2020 из этого абзаца будет исключено положение о том, что срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.

Изменение метода начисления амортизации

Согласно действующей редакции НК РФ налогоплательщик вправе переходить с нелинейного на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Данная формулировка позволяла прочесть ее таким образом, что переход с нелинейного метода на линейный ограничен пятилетним сроком, а обратный переход (с линейного метода на нелинейный) можно проводить хоть через год, например, так:

Начало налогового периода

Переход с одного метода на другой

01.01.2014

С линейного на нелинейный

01.01.2015

С нелинейного на линейный

01.01.2016

С линейного на нелинейный

Не ранее 01.01.2020

С нелинейного на линейный

С 01.01.2020 эта норма будет гласить, что налогоплательщик вправе менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли

Высчитывая налог на прибыль, каждый налогоплательщик занимается определением налоговой базы, которая как раз и является объектом начисления налога. Просчет этой базы требует учета всех доходов компании, а также ее расходов, которые могут существенно повлиять на размер оплачиваемого дохода

Причем стоит с особым вниманием рассмотреть те расходы, которые в вычислении базы не участвуют и, соответственно, не влияют на сумму налога на прибыль

Такие расходы перечислены в статье 270 НК РФ и имеют четкую конкретику. Предпринимателям, которые платят налог, а также лицам, занимающимся его расчетом, обязательно стоит ознакомиться с данным перечнем.

Итак, к таким расходам имеют отношение следующие затраты:

  • Перечисленные налогоплательщиком дивиденды, а также другие суммы по прибыли, пришедшие после осуществления процесса налогообложения.
  • Оплачиваемые в счет государства штрафы и пени, наложенные на законном основании.
  • Взносы предприятия в адрес уставного капитала или товарищеского сообщества.
  • Платежи и насчитанные на них налоги за выброс вредных веществ и загрязнение окружающей среды.
  • Расходы религиозных объектов на организацию религиозных обрядов и их осуществление.
  • Затраты по докупке амортизационного имущества и достройке или усовершенствованию уже имеющихся основных средств.
  • Проценты, которые начисляет кредитор заемщику в случае, если он является налогоплательщиком.
  • Затраты в счет добровольного страхования.
  • Суммы, которые появились в результате потери ценными бумагами своей ценности.
  • Суммы добровольных взносов в членские объединения, организации и т.д.
  • Отчисления в гарантийные фонды, которые требует законодательство.
  • Стоимость переданного на безвозмездной основе имущества.
  • Премии, выплачиваемые сотрудникам.
  • Материальная помощь работникам.
  • Суммы налогов, которые предъявляет налогоплательщик тем, кто приобретает его товар.
  • Надбавки к пенсиям, одиночные выплаты в помощь и в награду сотрудникам.
  • Суммы разницы в цене в случае льготной реализации товара.
  • Имущество или права, переданные как залог.
  • Компенсирование использования личных средств передвижения в рабочих целях.
  • Оплаты услуг нотариуса, который предоставляет их сверх нормы.
  • Оплата дополнительно предоставляемых отпусков сотрудникам.
  • Другие расходы.

Перечень этот, как видите, довольно обширный и изложен не полностью, но все-таки стоит остановиться на некоторых его пунктах отдельно.

Примеры расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли

Например, когда налогоплательщик желает осуществить капитальный ремонт принадлежащих ему основных средств и делает это за счет чистой прибыли после осуществления процедуры налогообложения, то такие расходы не будут зачтены для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль.

Когда природопользовательская организация, загрязняя окружающую среду, платит налог, предусмотренный в законном порядке, то отнести его в свои расходы по прибыли она не имеет права. Стоит подчеркнуть, что в случае аренды субъекта хозяйствования арендодатель такой налог оплачивать не обязан и не может. Его уплату осуществляет только арендатор, который напрямую использует природный ресурс.

Затраты на приобретение амортизируемого имущества не могут подлежать учитываемым в расчете прибыли расходам, так как погашаются напрямую от процесса амортизации.

Расходы на предоставление авансовой оплаты не могут признаваться такими, которые имеют отношение к налогу на прибыль, так как ожидаемая покупка будет отгружена в другое время и, возможно, не в этот налоговый период.

Сумма НДС, которую предприятие оплачивает поставщикам, также не учитывается в графе расходов, так как оплата и вычет этих сумм идут в другом, обусловленном законом порядке.

Расходы, которые представлены в вышеуказанном списке, не будут иметь отношения к формированию налоговой базы и расчета налога на прибыль. Стоит это учитывать в ведении бухгалтерского, а также налогового учета.

Чаще всего такие расходы оплачиваются за счет чистой прибыли предпринимателя и не возмещаются ему никоим образом. Именно поэтому при ведении учета и формировании политики в интересах субъекта предпринимательской деятельности максимально уменьшить количество и разновидности расходов.

При этом можно также использовать налоговую политику, которая подразумевает равномерное распределение расходов в налоговом периоде и, соответственно, менее болезненную оплату рассчитанного налога на прибыль.

Итак, расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли, составляют конкретный список, который прошел максимальную корректировку налоговыми инспекциями и отображен в статье 270 Налогового Кодекса Российской Федерации. Указанные разновидности расходов подлежат обычному бухгалтерскому учету, но не подлежат учету налоговому, а потому отображать их в списках налоговых регистров нет необходимости, так как при проведении контролирующей проверки эти суммы никак не смогут оказать влияние на расчет налоговой базы для исчисления налога на прибыль и его размеры соответственно. Но знание списка таких расходов поможет бухгалтеру грамотно вести учет.