Оглавление
Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком
В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).
Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.
Ситуация.
Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:
1) пояснительную записку о причинах образования убытка;
2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;
3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;
4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;
5) копия учетной политики организации.
В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.
Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания. Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению. До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению. Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.
Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ)
Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений
Права налогового органа и определение им суммы налога в судебной практике
Отказ от передачи налоговому органу запрашиваемой тем информации далеко не всегда идёт на пользу налогоплательщику. В определении по делу № 304-КГ16-3174 от 20 апреля 2016 г. СК по экономическим спорам указала на то, что общество в ходе выездной налоговой проверки отказало в передаче необходимых документов бухгалтерского и налогового учета со ссылкой на их утрату в связи с произошедшим паводком.
Инспекция опиралась на имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике, документацию, которую удалось собрать и получила достаточно полную картину хозяйственной деятельности общества, что позволило определить налоговые обязательства. Это было отмечено судами нижестоящих инстанций и нашло понимание в ВС РФ.
Бремя доказывания того, что размер налоговой базы, полученной инспекцией, не соответствует реальности в таком случае ложится на налогоплательщика. Однако он не смог предоставить своих более верных расчетов, поэтому обществу было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ.
Как на п. 1 ст. 31 НК РФ повлияли новшества в электронном документообороте?
Перечень прав ИФНС при работе с налогоплательщиками содержит ст. 31 НК РФ. Проверка налогоплательщика невозможна без получения от него документов и пояснений. В подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрена возможность электронного представления информации. При этом направление запроса на такую информацию также возможно электронным способом (п. 4 ст. 31 НК РФ).
С целью стимулирования налогоплательщиков, работающих с ТКС, к регулярной проверке почты, направляемой из ИФНС, с 2015 года для них введена обязанность подтверждения факта получения таких отправлений (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Это делается путем ответной отправки электронной квитанции-подтверждения.
Электронным способом из ИФНС могут направляться такие документы, как:
- требования о направлении документов;
- сообщения с запросом пояснений;
- информация о зачете налогов;
- вызов в ИФНС.
Срок отправки квитанции установлен равным 6 рабочим дням. При открытии документа, поступившего из ИФНС, в электронных системах отчетности квитанция формируется и отправляется автоматически.
Явка в налоговый орган — право или обязанность налогоплательщика?
Следует отметить, что к праву налоговых органов, приведенному в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывать налогоплательщика не предусмотрена коррелирующая данному праву обязанность налогоплательщика. Обязанности налогоплательщиков приведены в ст. 23 НК РФ, и обязанность налогоплательщика являться в налоговый орган по вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений в данной статье прямо не поименована. Однако, давая разъяснения по аналогичному вопросу финансисты в Письме от 09.04.2010 N 03-02-08/21 отмечают, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. При этом в п. 5 ст. 23 НК РФ отмечено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ.
П.5 ст.31 НК РФ
В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:
налогоплательщику — российской организации (ее филиалу, представительству) — по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;
налогоплательщику — иностранной организации — по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;
налогоплательщику — иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, — по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков; (Абзац введен — Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ)
налогоплательщику — иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и имеющей на территории Российской Федерации объект недвижимого имущества на праве собственности, — по адресу места нахождения указанного объекта недвижимого имущества или по предоставленному налоговому органу адресу; (Абзац введен — Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ)
налогоплательщику — индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, — по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. При отсутствии у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации и отсутствии в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе для направления этому лицу документов, указанных в настоящем пункте, такие документы направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка). (В редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ)
Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 244-ФЗ)
(Пункт введен — Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ)
Что могут налоговики?
Наиболее значимыми являются право требовать предоставления любых документов, которые имеют отношение к налоговой базе, а так же вызывать всех участников отношений для дачи ими соответствующих объяснений по осуществлению платежей и получению дохода, право осуществления налоговых проверок, которые могут быть связанными с выемкой документации и инвентаризацией.
Обычные люди, не имеющие отношения к предпринимательской деятельности, чаще всего не понимают значимости реализации этих прав. В ходе установления активного контакта налоговых инспекторов и проверяемых ими лиц те могут практически полностью потерять возможность осуществления предпринимательской и всякой другой хозяйственной деятельности.
Это можно понять посредством сравнения с обыском. Он длится всего несколько часов, а уже на следующий день помещения, где он проводился, готовы к практической эксплуатации. Если же на складе идёт инвентаризация, то она может занять куда больший срок, иногда — целый месяц. Всё это время склад является полностью или частичным потерянным для осуществления работы. В результате предприятие не может работать полноценно, простаивает, терпит убытки и закрывается.
Обладают налоговые органы и правом определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему. Простыми арифметическими расчетами это можно сделать только в том случае, если речь идёт про определение суммы в 13% от зарплаты на уровне МРОТ. Предпринимательская деятельность может быть связана с осуществлением тысяч самых разных сложных операций, которые могут породить различных подходы к расчету облагаемой налогом базы
Проведение расчета конечной суммы, которую нужно выплатить, в таком случае это не просто математическое действие, а нечто более важное
Следует отметить, что понятие «право» в данном контексте представляет собой обозначение легитимных границ осуществления должностным лицом его служебных обязанностей. Здесь понимание прав основывается не на базовых основах гражданского правового общества, а на взаимоотношениях, которые возникают у граждан и представителей государственных структур.
Это коренным образом отличается от базовых гражданских прав и свобод демократического общества, к примеру, прав человека, которые базируются на ряде международных соглашений, принципах нравственности, морали и этики.
Должностное лицо, в данном контексте — налоговый инспектор, обладает правом издания распоряжений и обращения к участникам налоговых отношений с требованиями. Если они отказываются ему подчиняться, то у них появляется ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
Однако она находится во взаимосвязи с правами самих граждан и должностных лиц, которые не могут быть нарушены постановлениями налогового органа. Так, административная ответственность возможна лишь за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.
Статья 31. Права налоговых органов
1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ).
Обратите внимание! Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» утверждена форма уведомления о вызове плательщика страховых взносов (форма 7) (Приложение 11). Подпунктом 5 п
1 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ установлено право плательщика страховых взносов представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок. Кроме того, плательщики страховых взносов обязаны выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 5 п. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ)
Подпунктом 5 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ установлено право плательщика страховых взносов представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок. Кроме того, плательщики страховых взносов обязаны выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 5 п. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ).
О.А.Ларин
Эксперт журнала
«Налоговая проверка»
Подписано в печать
Статья 31 НК РФ. Права налоговых органов (действующая редакция)
Как следует из Определения КС РФ от 04.12.2003 N 418-О, подписание требования о представлении документов не руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, а иными принимающими соответствующее решение должностными лицами налогового органа не меняет правовую природу этого акта как ненормативного, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности; — в случае вручения уведомления непосредственно соответствующему лицу в нем проставляются подпись и Ф.И.О. руководителя организации (филиала, представительства) (физического лица) (представителя), наименование организации (филиала, представительства).
Явка в налоговый орган – право или обязанность налогоплательщика?
Следует отметить, что к праву налоговых органов, приведенному в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывать налогоплательщика не предусмотрена коррелирующая данному праву обязанность налогоплательщика. Обязанности налогоплательщиков приведены в ст. 23 НК РФ, и обязанность налогоплательщика являться в налоговый орган по вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений в данной статье прямо не поименована.Однако, давая разъяснения по аналогичному вопросу финансисты в Письме от 09.04.2010 N 03-02-08/21 отмечают, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.При этом в п. 5 ст. 23 НК РФ отмечено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ.
Оправдательный приговор по 228
В статье Вы узнаете о моем участии в уголовном деле, возбужденном по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и закончившимся в суде вынесением оправдательного приговора.
Есть ли способ борьбы с оскорблениями в интернете? Можно ли себя защитить в суде? Рассказываю как мне это удалось на примере дела, в котором я участвовал.
Защита бизнеса. Результат — возврат следствием моему подзащитному, в рамках уголовного дела, продукции на 30 миллионов рублей.Я защищаю предпринимателя, которого обвиняют в незаконном использовании товарного знака Apple, причинившее крупный ущерб, в составе организованной группы.Летом 2020г., на его…
После направления уголовного дела в суд, имелась возможность для прекращения уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим, однако потерпевший не собирался прибыть в суд, в связи с преклонным возрастом. Прекратить уголовное дело получилось в связи с явкой в суд представителя потерпевшего и подачей им заявления о прекращении уголовного дела.
Какие бывают результаты психологического исследования, какие из них стоит указывать в заключении и почему.
Удивительные вещи иногда происходят в арбитраже.
Продолжаю рассказ об одном арбитражном деле, начатый мною в статье “Договорная подсудность как способ вернуть дело в первую инстанцию”.
Сказка о вечерних воскресных поездках, суровых ростовских водителях и маленьких мальчиках.
Больше публикаций…
Как изменен порядок блокировки счетов при несдаче декларации?
Установленное подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ право ИФНС на блокировку счетов в случае непредставления в срок налоговой декларации с 2015 года дополнено введением периода, в течение которого выносится такое решение.
ИФНС вправе запретить проведение операций по счетам, если по истечении 10 рабочих дней со дня, установленного для сдачи декларации, налогоплательщик ее не представил. До 2015 года имелась неопределенность относительно того, в течение какого времени это можно сделать. Теперь такой срок установлен. Он равен 3 годам, отсчитываемым со дня окончания контрольного 10-дневного срока, в течение которого допустима сдача декларации с опозданием (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
О том, какова новая причина запрета на проведение операций по счетам, появившаяся в 2016 году, читайте в статье «Новое основание блокировки счета налоговой в 2016 г.».
Какие новшества внесены в обязанности налогоплательщиков-физлиц?
Для облегчения функций контроля со стороны ИФНС за налогоплательщиками-физлицами, у которых есть основания для уплаты налогов (транспортного, земельного или налога на имущество), но нет уведомлений об их уплате, с 2015 года на плательщиков возложена обязанность сообщать ИФНС о наличии у них таких объектов (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).
Причем это касается не только объектов, возникших в 2015 году, но и тех, которыми физлицо владело на начало 2015 года. Не надо сообщать только о тех объектах, по которым уведомление из ИФНС поступало или в отношении которых у физлица есть льгота. Одновременно в ИФНС направляются копии документов, подтверждающих право на владение имуществом.
Сроки для предоставления такой информации:
- По объектам, имевшим место на начало 2015 года, — 31 декабря 2015 года. При этом начислять налог начнут только с 2015 года (п. 2 ст. 52 НК РФ).
- По объектам, появившимся в 2015 и последующих годах, — до 31 декабря года, следующего за годом появления объекта. Причем до 2017 года налог по ним также начнут начислять только с года отправки информации о них в инспекцию (п. 2 ст. 52 НК РФ).
За невыполнение этой обязанности физлицу грозит штраф, размер которого составит 20% от суммы неуплаченного налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ) или 200 руб. за каждую ненаправленную в ИФНС бумагу (п. 1 ст. 126 НК РФ). Годом начала применения санкций станет 2017-й (ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.04.2014 № 52-ФЗ).
Чем дополнен порядок камеральной проверки по НДС?
С 2015 года существенно расширены права ИФНС в отношении осуществления камеральных налоговых проверок деклараций по НДС.
Теперь она вправе требовать не только пояснения, но и все первичные документы по операциям, вошедшим в декларацию, если выявлены обстоятельства, позволяющие предположить факты занижения НДС или немотивированного завышения возмещаемой суммы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ):
- несовпадение данных представленной отчетности по НДС;
- несоответствие данных налогоплательщика аналогичным данным, полученным от других налогоплательщиков или иных лиц, представляющих подобную информацию.
Кроме того, процедура камеральной проверки дополнена правом ИФНС на осмотр имущества и территории, с использованием которых налогоплательщик осуществляет свою деятельность (п. 1 ст. 92 НК РФ). Осмотр возможен, когда:
- итогом декларации является возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ);
- имеют место противоречия и несоответствия в данных, позволяющие предположить факты занижения НДС или немотивированного завышения возмещаемой суммы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).
Для проведения осмотра имущества проверяющие, помимо служебных удостоверений, должны иметь постановление ИФНС (п. 1 ст. 91 НК РФ).
О том, как ИФНС проводит камеральные проверки, читайте в материале «Порядок проведения камеральной налоговой проверки – 2015».
Что могут налоговики?
Наиболее значимыми являются право требовать предоставления любых документов, которые имеют отношение к налоговой базе, а так же вызывать всех участников отношений для дачи ими соответствующих объяснений по осуществлению платежей и получению дохода, право осуществления налоговых проверок, которые могут быть связанными с выемкой документации и инвентаризацией.
Обычные люди, не имеющие отношения к предпринимательской деятельности, чаще всего не понимают значимости реализации этих прав. В ходе установления активного контакта налоговых инспекторов и проверяемых ими лиц те могут практически полностью потерять возможность осуществления предпринимательской и всякой другой хозяйственной деятельности.
Это можно понять посредством сравнения с обыском. Он длится всего несколько часов, а уже на следующий день помещения, где он проводился, готовы к практической эксплуатации. Если же на складе идёт инвентаризация, то она может занять куда больший срок, иногда — целый месяц. Всё это время склад является полностью или частичным потерянным для осуществления работы. В результате предприятие не может работать полноценно, простаивает, терпит убытки и закрывается.
Обладают налоговые органы и правом определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему. Простыми арифметическими расчетами это можно сделать только в том случае, если речь идёт про определение суммы в 13% от зарплаты на уровне МРОТ. Предпринимательская деятельность может быть связана с осуществлением тысяч самых разных сложных операций, которые могут породить различных подходы к расчету облагаемой налогом базы
Проведение расчета конечной суммы, которую нужно выплатить, в таком случае это не просто математическое действие, а нечто более важное
Следует отметить, что понятие «право» в данном контексте представляет собой обозначение легитимных границ осуществления должностным лицом его служебных обязанностей. Здесь понимание прав основывается не на базовых основах гражданского правового общества, а на взаимоотношениях, которые возникают у граждан и представителей государственных структур.
Это коренным образом отличается от базовых гражданских прав и свобод демократического общества, к примеру, прав человека, которые базируются на ряде международных соглашений, принципах нравственности, морали и этики.
Должностное лицо, в данном контексте — налоговый инспектор, обладает правом издания распоряжений и обращения к участникам налоговых отношений с требованиями. Если они отказываются ему подчиняться, то у них появляется ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
Однако она находится во взаимосвязи с правами самих граждан и должностных лиц, которые не могут быть нарушены постановлениями налогового органа. Так, административная ответственность возможна лишь за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.
Выводы арбитражных судов
Однако арбитражные суды всех трех инстанций при рассмотрении указанного налогового спора признали законным доначисление Обществу НДС по рассматриваемым основаниям, указав, среди прочего, что реальная возможность осуществлять выполнение договорных обязательств спорных субподрядчиков отсутствовала, поскольку в период совершения операций они не имели необходимых трудовых ресурсов, имущества и транспортных средств.
Вместе с тем арбитражные суды встали на сторону Общества и признали незаконным доначисления налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа, обратив внимание на следующие обстоятельства:
налоговым органом ошибочно не учтено, что необходимость привлечения субподрядчиков объясняется значительным объемом работ по заключенному с генподрядчиком контракту, для выполнения которых собственных трудовых ресурсов Общества не хватало; при этом суды приняли во внимание выводы представленного Обществом заключения специалиста торгово-промышленной палаты, из которого следует, что для выполнения всего объема работ для генподрядчика в установленные сроки Обществу был необходим штат сотрудников, в несколько раз превышающий имеющийся.
приведенные налоговым органом доводы относительно выполнения спорных работ силами Общества, носят предположительный характер, документально не подтверждены, основаны лишь на отсутствии в общих журналах работ с генподрядчикоми актах скрытых работ сведений о субподрядчиках;
большинство допрошенных налоговым органом сотрудников Общества дали показания, что не знают о привлечении субподрядчиков, при этом такие свидетели в силу их должностных обязанностей и квалификации объективно могли и не владеть этой информацией;
из положений ст. 247, п. 1 ст. 252 НК РФ, пунктов 3, 7 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 No 53 следует, что при наличии сомнений в обоснованности налоговой выгоды определение размера налоговых обязательств должно производиться с учетом реального характера сделки и ее действительного экономического смысла; при этом из материалов дела следует и не оспаривается налоговым органом работы, отраженные в документах с Обществом в действительности выполнены и в полном объеме переданы генподрядчику;
при осуществлении мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки Инспекцией должен быть определен действительный размер налоговых обязательств Общества за проверяемый период; при рассмотрении спора по эпизоду доначисления налога на прибыль судами установлено, что Общество не имело возможности собственными силами выполнить весь объем работ, сданных генподрядчику; однако налоговым органом полностью исключены расходы Общества по операциям со спорными контрагентами; руководствуясь статьями 31, 247, 252 НК РФ, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для принятия оспариваемого решения в части доначисления налога на прибыль с учетом недоказанности факта самостоятельного выполнения Обществом всего объема спорных работ; при этом в подтверждение выполненных спорными субподрядчиками работ на предмет соответствия этих работ уровню рыночных цен, Обществом было представлено заключение специалиста.
Также арбитражный суд кассационной инстанции указал, что доводы налогового органа о неправильном применении судами положений ст. 54.1 НК РФ не могут быть приняты кассацией, поскольку вопреки мнению налогового органа, в отношении налога на прибыль положения ст. 54.1 НК РФ не позволяют исключить спорные расходы при недоказанности факта их самостоятельного выполнения налогоплательщиком.