Статья 33 конституции рф

Оглавление

Комментарий к Ст. 133 Конституции Российской Федерации

Конституция РФ установила гарантии местного самоуправления, а также закрепила, что права и свободы человека и гражданина, в том числе, в области осуществления местного самоуправления должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти и обеспечиваться правосудием.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления, оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление, обеспечивать гарантии реализации предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации обязанностей государства в области местного самоуправления, контролировать соблюдение действующего законодательства в области местного самоуправления.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»*(710) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления относит, наряду с иными, установление порядка судебной защиты и судебную защиту прав местного самоуправления (ст. 46).

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Юридическая конструкция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» далека от совершенства. Судебная защита местного самоуправления не исчерпывается признанием недействительными правовых актов; субъекты, перечисленные в ст. 32 этого Закона, подают не иски, а заявления и жалобы; подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам требует законодательного разграничения и т.д. Однако при всем ее несовершенстве данная статья несет в себе значительный демократический потенциал, наполняющий реальным содержанием конституционную гарантию судебной защиты местного самоуправления. Граждане, органы и должностные лица местного самоуправления получают возможность обратиться в суд в случае нарушения прав местного самоуправления.

Ответственность перед государством и гражданами несут не только муниципальные органы и их должностные лица, но и государственные органы и государственные служащие за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих полномочий в области развития и осуществления местного самоуправления

На многие государственные органы и обеспечивающих их функции в сфере местного самоуправления государственных служащих возложены значительные полномочия, от степени исполнения которых непосредственно зависит эффективность государственной политики в этой важной области

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплена ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, а ответственность государственных органов и государственных служащих не установлена. Однако это не значит, что действующее законодательство не содержит мер юридической ответственности для государственных органов и их служащих.

К гарантиям местного самоуправления Конституция относит запрет на ограничение прав местного самоуправления. Такой запрет обусловлен организационной самостоятельностью и обособленностью местного самоуправления.

Оглавление КРФ

  • Раздел первый

    • Глава 1. Основы конституционного строя

      • Статья 1 Конституции РФ
      • Статья 2 Конституции РФ
      • Статья 3 Конституции РФ
      • Статья 4 Конституции РФ
      • Статья 5 Конституции РФ
      • Статья 6 Конституции РФ
      • Статья 7 Конституции РФ
      • Статья 8 Конституции РФ
      • Статья 9 Конституции РФ
      • Статья 10 Конституции РФ
      • Статья 11 Конституции РФ
      • Статья 12 Конституции РФ
      • Статья 13 Конституции РФ
      • Статья 14 Конституции РФ
      • Статья 15 Конституции РФ
      • Статья 16 Конституции РФ
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

      • Статья 17 Конституции РФ
      • Статья 18 Конституции РФ
      • Статья 19 Конституции РФ
      • Статья 20 Конституции РФ
      • Статья 21 Конституции РФ
      • Статья 22 Конституции РФ
      • Статья 23 Конституции РФ
      • Статья 24 Конституции РФ
      • Статья 25 Конституции РФ
      • Статья 26 Конституции РФ
      • Статья 27 Конституции РФ
      • Статья 28 Конституции РФ
      • Статья 29 Конституции РФ
      • Статья 30 Конституции РФ
      • Статья 31 Конституции РФ
      • Статья 32 Конституции РФ
      • Статья 33 Конституции РФ
      • Статья 34 Конституции РФ
      • Статья 35 Конституции РФ
      • Статья 36 Конституции РФ
      • Статья 37 Конституции РФ
      • Статья 38 Конституции РФ
      • Статья 39 Конституции РФ
      • Статья 40 Конституции РФ
      • Статья 41 Конституции РФ
      • Статья 42 Конституции РФ
      • Статья 43 Конституции РФ
      • Статья 44 Конституции РФ
      • Статья 45 Конституции РФ
      • Статья 46 Конституции РФ
      • Статья 47 Конституции РФ
      • Статья 48 Конституции РФ
      • Статья 49 Конституции РФ
      • Статья 50 Конституции РФ
      • Статья 51 Конституции РФ
      • Статья 52 Конституции РФ
      • Статья 53 Конституции РФ
      • Статья 54 Конституции РФ
      • Статья 55 Конституции РФ
      • Статья 56 Конституции РФ
      • Статья 57 Конституции РФ
      • Статья 58 Конституции РФ
      • Статья 59 Конституции РФ
      • Статья 60 Конституции РФ
      • Статья 61 Конституции РФ
      • Статья 62 Конституции РФ
      • Статья 63 Конституции РФ
      • Статья 64 Конституции РФ
    • Глава 3. Федеративное устройство

      • Статья 65 Конституции РФ
      • Статья 66 Конституции РФ
      • Статья 67 Конституции РФ
      • Статья 67.1 Конституции РФ
      • Статья 68 Конституции РФ
      • Статья 69 Конституции РФ
      • Статья 70 Конституции РФ
      • Статья 71 Конституции РФ
      • Статья 72 Конституции РФ
      • Статья 73 Конституции РФ
      • Статья 74 Конституции РФ
      • Статья 75 Конституции РФ
      • Статья 75.1 Конституции РФ
      • Статья 76 Конституции РФ
      • Статья 77 Конституции РФ
      • Статья 78 Конституции РФ
      • Статья 79 Конституции РФ
      • Статья 79.1 Конституции РФ
    • Глава 4. Президент Российской Федерации

      • Статья 80 Конституции РФ
      • Статья 81 Конституции РФ
      • Статья 82 Конституции РФ
      • Статья 83 Конституции РФ
      • Статья 84 Конституции РФ
      • Статья 85 Конституции РФ
      • Статья 86 Конституции РФ
      • Статья 87 Конституции РФ
      • Статья 88 Конституции РФ
      • Статья 89 Конституции РФ
      • Статья 90 Конституции РФ
      • Статья 91 Конституции РФ
      • Статья 92 Конституции РФ
      • Статья 92.1 Конституции РФ
      • Статья 93 Конституции РФ
    • Глава 5. Федеральное Собрание

      • Статья 94 Конституции РФ
      • Статья 95 Конституции РФ
      • Статья 96 Конституции РФ
      • Статья 97 Конституции РФ
      • Статья 98 Конституции РФ
      • Статья 99 Конституции РФ
      • Статья 100 Конституции РФ
      • Статья 101 Конституции РФ
      • Статья 102 Конституции РФ
      • Статья 103 Конституции РФ
      • Статья 103.1 Конституции РФ
      • Статья 104 Конституции РФ
      • Статья 105 Конституции РФ
      • Статья 106 Конституции РФ
      • Статья 107 Конституции РФ
      • Статья 108 Конституции РФ
      • Статья 109 Конституции РФ
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации

      • Статья 110 Конституции РФ
      • Статья 111 Конституции РФ
      • Статья 112 Конституции РФ
      • Статья 113 Конституции РФ
      • Статья 114 Конституции РФ
      • Статья 115 Конституции РФ
      • Статья 116 Конституции РФ
      • Статья 117 Конституции РФ
    • Глава 7. Судебная власть и прокуратура

      • Статья 118 Конституции РФ
      • Статья 119 Конституции РФ
      • Статья 120 Конституции РФ
      • Статья 121 Конституции РФ
      • Статья 122 Конституции РФ
      • Статья 123 Конституции РФ
      • Статья 124 Конституции РФ
      • Статья 125 Конституции РФ
      • Статья 126 Конституции РФ
      • Статья 127 Конституции РФ (исключена)
      • Статья 128 Конституции РФ
      • Статья 129 Конституции РФ
    • Глава 8. Местное самоуправление

      • Статья 130 Конституции РФ
      • Статья 131 Конституции РФ
      • Статья 132 Конституции РФ
      • Статья 133 Конституции РФ
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

      • Статья 134 Конституции РФ
      • Статья 135 Конституции РФ
      • Статья 136 Конституции РФ
      • Статья 137 Конституции РФ

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Комментарий к статье 33 Конституции Российской Федерации

Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Комментарий к статье 33 Статья конкретизирует связь гражданина и государства. Она обеспечивает возможность активного влияния гражданина на деятельность государства и органов местного самоуправления. В истории формирования демократии такая свобода определялась как «право петиций». В демократическом государстве граждане не просто пассивно исполняют веления государства. Они выступают как активная, инициативная сила, вызывающая реформаторские действия государства и предупреждающая ошибки и злоупотребления властей. Другой аспект права граждан на обращения включает способы защиты личностью своих прав посредством жалоб, заявлений, ходатайств. Реализация права на обращение исключает возможность преследования со стороны государства за массовые, групповые или индивидуальные обращения, поскольку согласно ст. 45 Конституции государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется. Обращаться могут трудовые коллективы, организации граждан по партийному признаку, по месту жительства и т.д. Возраст граждан не может влиять на реализацию этого права. Несовершеннолетние также имеют право обращения. Реализация данного права требует индивидуальной подписи. Статья наиболее общим образом формулирует право на обращение. Особый вид обращений граждан в судебные органы в форме обжалования — обращение за судебной защитой (см. комментарий к ст. 46). Конституцией предусмотрено право конституционной жалобы граждан (см. комментарий к ст. 125). Реализация этого права отдельными гражданами, их обращения в Конституционный Суд Российской Федерации способствовали утверждению свободы передвижения и запрету института прописки (см. комментарий к ст. 27), защите избирательных прав (см. комментарий к ст. 32), права частной собственности. Несмотря на форсированное принятие ряда кодексов, принципиально меняющих личные, экономические, социальные права человека, все еще действуют законы, которые были изданы в иных социально — экономических условиях (60-х — начале 80-х гг.). Поэтому обращения отдельных граждан в Конституционный Суд привели к отмене ст. 220.1 и 220.2 и ч. 2 ст. 60 ЖК, затруднявших доступ к правосудию. Устранено также лишение осужденных права на пенсию, на жилище . Статья указывает, что право обращений принадлежит гражданам. Вместе с тем в статье нет запрета для иностранных граждан и лиц без гражданства использовать это право. В настоящее время в системе законодательной исполнительной власти, а также местного самоуправления реорганизуются и укрепляются отделы по работе с обращениями граждан. Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. утверждено Положение о Главном управлении Президента Российской Федерации по вопросам конституционных гарантий прав граждан. Среди задач этого Главного управления — рассмотрение поступающих на имя Президента Российской Федерации предложений, заявлений, жалоб, ходатайств граждан, оказание содействия в решении содержащихся в них вопросов, а также информирование Руководителя Администрации Президента о количестве и содержании обращений граждан и принятых по ним мерах. Процедура сроков рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан до настоящего времени не урегулирована новым законодательством. Поэтому продолжают действовать п. 4, 5, 9, 10, 18 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г. (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г., утвержденного Законом от 25 июня 1980 г.) . В этих актах определено, что поступившие документы рассматриваются в течение одного месяца. В случаях, когда не требуется специальная проверка, срок установлен в 15 дней. Продление сроков рассмотрения возможно, если необходимо дополнительное изучение вопроса. Запрещено направлять жалобы граждан тем органам и должностным лицам, действия которых обжалуются. Во всех случаях государственные органы и органы самоуправления обязаны дать мотивированный ответ. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О внесении предложений, заявлений и жалоб граждан» от 2 февраля 1988 г. также действует. Он запрещает анонимные обращения, заявления и жалобы. В условиях демократии право на обращение имеет огромный потенциал в сфере отстаивания личностью своих законных интересов.

Комментарий к статье 33 Конституции РФ:

Право петиций – одно из конституционных политических прав граждан, представляющее собой право обращения к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на что власти обязаны в установленном порядке реагировать. Ряд конституций (например, Венгрии) признает право петиций не только за гражданами, но и за любым человеком. В ряде стран (например, в Испании) конституции устанавливают, что отдельные категории граждан (как правило, военные, служащие органов безопасности и охраны порядка) могут использовать право петиций только в индивидуальном порядке. Конституция РФ не употребляет самого термина “петиция”, но закрепляет за гражданами право направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Данному праву корреспондирует обязанность государства рассматривать обращения граждан и, как минимум, на них отвечать.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006

№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Также названным законом устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Данный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Установленный названным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Согласно п. 3 ст. 2 названного закона рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 12 названного закона определяет сроки рассмотрения письменного обращения. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30

дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Согласно ст.ст. 13 – 16 названного закона личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Судебная практика по статье

Дело № 26-АПГ14-16 от 19 ноября 2014 г. Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Дело № 29-КГПР14-2 от 24 сентября 2014 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 60-КГ14-4 от 22 июля 2014 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № ВКГПИ14-21 от 23 апреля 2014 г. Судебная коллегия по делам военнослужащих, первая инстанция
Дело № 18-КГ14-16 от 15 апреля 2014 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 18-КГ14-13 от 15 апреля 2014 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 10-КГ13-2 от 10 декабря 2013 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 49-КГ13-9 от 3 декабря 2013 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № АКПИ13-705 от 20 августа 2013 г. Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Дело № 81-АД13-2 от 9 августа 2013 г. Административная коллегия, надзор
Дело № АКПИ12-1073 от 8 октября 2012 г. Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Дело № 5-КГ12-44 от 18 сентября 2012 г. Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело № ГКПИ10-1128 от 19 октября 2010 г. Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Дело № ГКПИ10-622 от 13 августа 2010 г. Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Дело № 21-Г10-2 от 27 июля 2010 г. Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело № ГКПИ09-1505 от 25 января 2010 г. Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Дело № ГКПИ09-1186 от 21 октября 2009 г. Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Дело № ГКПИ08-1881 от 29 октября 2008 г. Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Дело № ГКПИ08-1508 от 2 сентября 2008 г. Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Дело № 1-Г08-57 от 27 августа 2008 г. Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело № 58-Г08-7 от 2 июля 2008 г. Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело № 21-Г08-2 от 18 марта 2008 г. Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело № 67-Г07-10 от 4 июля 2007 г. Судебная коллегия по административным делам, кассация

Полный список судебных решений со статьёй «Статья 33. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные»

Текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками опубликован на официальном портале правовой информации.

Текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками, принятыми в результате общероссийского голосования, опубликован сегодня на официальном интернет-портале правовой информации. В документе говорится, что Конституция Российской Федерации «принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года».

В пятницу Владимир Путин подписал указ об официальном опубликовании Конституции со внесенными в нее поправками, которые вступят в силу 4 июля. Президент России также заявил, что поправки, которые не вошли в Конституцию, должны быть реализованы на уровне законов или подзаконных актов.

Напомним, 15 января в своем послании Федеральному собранию президент России предложил внести в Конституцию изменения, которые касаются политических перемен в государственном устройстве страны, а также дополнительных социальных гарантий: МРОТ не ниже прожиточного минимума, индексации пенсий и соцвыплат, поддержки семей с детьми. Отдельно оговариваются такие понятия, как Бог, семья, историческая память. Законность внесения таких изменений подтвердил Конституционный суд РФ. Одним из условий вступления в силу поправок стало их одобрение россиянами на общероссийском голосовании. Оно было запланировано на 22 апреля, но из-за пандемии коронавируса было перенесено и проводилось с 25 июня по 1 июля.

За принятие поправок проголосовали 77,92%, или почти 58 млн россиян. Против изменений выступили 21,27%, или около 16 млн человек. Явка избирателей составила 67,97%.

По материалам: Официальный интернет-портал правовой информации.

Что изменится в Конституции России

Госдума 11 марта приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект о поправках в Конституцию. В тот же день документ был одобрен Советом Федерации. О главных изменениях, которые предлагается внести в основной закон, — в нашем материале.

ПОДРОБНО

Похожие новости

  • 4 июля 2020В Госдуме оценили предложение перенести День Конституции
  • 1 июля 2021Год назад завершилось голосование по поправкам к Конституции

Новости по теме

Изменения в Конституции

  • Год назад завершилось голосование по поправкам к Конституции

  • СФ подготовил пакет законов против вмешательства во внутренние дела России

  • Принятие поправок в Конституцию приведет к изменению более 150 законов

  • Путин проведет первую после принятия поправок в Конституцию встречу с сенаторами

Все новости по теме

Структура

Конституция состоит из следующих смысловых блоков:

  • основных принципов существования общества;
  • прав и свобод людей, населяющих страну;
  • принципов организации государственной власти;
  • порядка пересмотра и внесения поправок.

Каждая статья в структурном блоке декларируют некие правила и принципы. Эти декларации являются основой для формирования юридических документов, призванных обеспечить реальное действие КРФ.

Правом вносить предложения по любым изменениям в Конституции обладает ограниченное число лиц. К ним относятся:

  • президент;
  • Госдума;
  • Совет Федерации;
  • Правительство РФ;
  • группа лиц определённой численности;
  • законодательные органы регионов.

Однако для статей — и 65-й определена иная процедура. Относительно статей 1-9 существует ещё одно правило, которое говорит о том, что внесение изменений в эти статьи автоматически означает начало процедуры принятия новой Конституции.

Когда была принята действующая Конституция РФ

Дата принятия актуальной в настоящее время Конституции Российской Федерации является день 12 декабря 1993 года. После распада СССР было необходимо создать новый документ, действующий на территории нового государства.

Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94

С этой целью в 1990 году образовалась Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР во главе с Б. Н. Ельциным, которая должна была ввести в действие абсолютно новый нормативно-правовой акт, описывающий устройство социального и политического порядка, прав человека и фиксирующий права и обязанности органов государственной власти.

Сложная обстановка в стране, большое количество накопившихся и новые проблемы привели к длительной задержке в создании Конституции. В основном написание актуального закона представляло собой изменение действующей ранее Конституции РСФСР.

Сложность заключалась в том, что она содержала большое количество глав и статей, которые, в свою очередь, зачастую могли противоречить друг другу. Необходимо было объективно фильтровать информацию и решать, что оставить, а что заменить.

В сентябре 1993 теперь уже президент РФ подписал указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в котором говорилось о распаде Конституционной комиссии и обязательному завершению разработки документа к 12 декабря 1993 года.

Через пару часов после издания указа Конституционный суд дает Заключение Конституционного Суда РФ от 21.09.1993 № З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с его Указом от даты 21 сентября 1993 года „О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации “, в котором отстраняет Б. Н. Ельцина от власти. Данный документ не вступает в силу.

В октябре происходит столкновение на фоне роспуска Верховного совета и Съезда народных депутатов, и конфликт достигает своего апогея. Необходимо было в кратчайшие сроки издать новую Конституцию, с целью решения Конституционного кризиса.

Существовало большое количество доработок и изменений, предложенных различными органами, но лидирующими были два основных проекта нормативно-правового акта:

  • проект Конституционного совещания (поддерживающийся Президентом РФ)
  • проект Конституционной комиссии.

Справка: Первый вариант был более развернутый, поэтому за основу доработки был взят именно он. В результате кропотливой работы, документ пришел к идеальному на тот момент виду и был готов к вступлению. 15 октября Б. Н. Ельцин подписал положение о народном голосовании за готовую Конституцию.

В нем указывалось, что документ будет принят только в том случае, если за него проголосует более пятидесяти процентов избирателей. Тогда выборы не проводились в Чечне, Челябинской области и Татарстане. Вместе с тем проводилось голосование за новую Государственную думу. 58,43 процента населения проголосовали за, 41,57 – против.

В отличие от предыдущих версий, созданная Конституция РФ являлась документом целого государства, а не отдельных субъектов. Все же республики, оставшиеся в составе России, создали собственную Декларации о суверенитете.

Что гарантировано гражданам России

Теме гарантий посвящена Глава вторая, состоящая из 47 статей. В каждой из них содержится перечень прав, которые принадлежат всем гражданам от их рождения при условии, что их реализация не нарушает конституционных прав других людей. На словосочетании «при условии» и построена юридическая система страны. Например, человек, лишивший жизни другого человека, теряет своё право на свободу или даже на жизнь.

Это «условное» наделение граждан правами отражается и в некоторых статьях Конституции. Например, статья 20 каждому человеку (гражданство не уточняется) гарантирует право на жизнь. Это означает, что все государственные структуры обязаны защищать каждого человека, находящегося в зоне юрисдикции России, от посягательств на его жизнь.

Однако это не касается тех, кто за лишение жизни другого человека приговорён к смертной казни. Выходит, что при определённых условиях государство намеренно не выполняет взятых на себя обязанностей. И хоть в России давно действует мораторий на смертную казнь, это не является основанием для отмены второй части статьи 20.

Аналогичное противоречие содержится и в ст. 22, дающей людям право на личную свободу. Однако, если кто-то по отношению к другим людям нарушил это право, то он может быть лишён свободы на 48 часов (без суда) или, если по решению суда, то на длительный срок.

Кроме того Конституция гарантирует людям права на:

  • личную тайну;
  • свободу слова как выражение мысли;
  • неприкосновенность своего жилища;
  • свободу передвижения;
  • произвольный выбор места проживания;
  • произвольный выбор вероисповедания и родного языка;
  • передачу информации, за исключением сведений, составляющих гостайну;
  • защиту от цензуры;
  • свободу экономической деятельности, не нарушающую антимонопольное законодательство;
  • частную собственность;
  • наследование имущества;
  • владение земельными участками;
  • труд в безопасных условиях;
  • отдых;
  • пенсии и соцобеспечение;
  • защиту материнства и детства;
  • собрания и шествия мирного характера;
  • жилище через предоставление квартир по договорам соцнайма;
  • охрану здоровья;
  • бесплатную медпомощь;
  • благоприятную среду;
  • участие в управлении обществом и государством;
  • возмещение вреда, нанесённого экологической среде;
  • информацию о состоянии экологической среды;
  • бесплатное образование на дошкольном, основном общем и среднем профессиональном уровне;
  • творческую самореализацию;
  • охрану интеллектуальной собственности;
  • защиту в суде.

Самостоятельно свои права люди могут осуществлять с 18 лет. До этого заботу об обеспечении конституционных гарантий берут на себя родители, опекуны и другие законные представители несовершеннолетних граждан.

Статья 51 Конституции России

Текст Ст. 51 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Комментарий к Ст. 51 Конституции Российской Федерации

1. Закрепление в Основном законе страны этого принципа и изъятие из Уголовного кодекса РФ нормы об ответственности за недонесение о совершении преступления близкими родственниками и за уклонение от дачи свидетельских показаний, если они касаются близких родственников, свидетельствует, на взгляд авторов комментария, о гуманизации российского законодательства, его соответствии общечеловеческим ценностям. Отметим, что данная гарантия впервые закреплена в России на конституционном уровне.

К близким родственникам относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (ст. 5 УПК РФ). При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что данные им показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от них.

Согласно статье 51 Конституции РФ лицо вправе не давать показаний против самого себя, в каком бы правовом положении оно ни находилось (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый и т.д.), что особенно важно в уголовном судопроизводстве. Недобровольная дача показания против самого себя недопустима, поскольку лицо, по существу, становится в положение подозреваемого, начиная свидетельствовать против самого себя

Отсутствие обязанности свидетельствовать против себя означает, что признание своей вины должно осуществляться только добровольно, а не под принуждением. Закон не предусматривает ответственности подозреваемого и обвиняемого за дачу ложных показаний. Они могут строить свою защиту при привлечении их к ответственности по своему усмотрению. Если показания получены под угрозой применения любых взысканий за непризнание своей вины, они являются незаконными и на них не может быть основан обвинительный приговор.

Право не свидетельствовать против себя и своих близких находится в одном ряду с такими конституционными правами и свободами человека и гражданина, как право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Тем самым каждый должен иметь право хранить в тайне любые сведения, относящиеся к нему и его близким, посредством умолчания о них (неразглашения)*(243).

2. Права и свободы человека, его интересы обладают большими приоритетами по сравнению с другими ценностями. Такое положение заключает в себе глубокий нравственный смысл и в целом направлено на защиту морально-нравственных норм.

Федеральным законом могут быть установлены иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Имеются в виду случаи, когда определенные лица могут иметь право не давать показаний, исходя из иных обстоятельств: нахождения лица в какой-либо должности, выполнения лицом определенных видов деятельности, связанных с получением сведений, составляющих тайну (например, адвокат, врач, священник).

Согласно положениям уголовно-процессуального законодательства, этим правом обладает защитник обвиняемого, который не может быть допрошен об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника; адвокат, представитель профессионального союза или другой общественной организации, которые не обязаны свидетельствовать об обстоятельствах, ставших известными им в связи с исполнением ими обязанностей представителя*(244).

Жизнь многообразна, каждый день возникают новые общественные отношения, дальнейшее развитие которых требует их законодательного урегулирования. Именно с учетом этого комментируемая норма оставляет открытым перечень случаев, когда лицо может быть освобождено от обязанности давать свидетельские показания.

Устройство общества и власти

Данной теме посвящены семь глав, в которых описываются:

  • основные принципы устройства общества;
  • структура и устройство страны;
  • основные нормы реализации президентской власти;
  • устройство властных структур;
  • принципы деятельности судебной власти;
  • основы местного самоуправления.

Россия декларируется как федеративное демократическое государство с республиканской формой правления. Страна состоит из 85 субъектов федерации. Среди ни 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города. Главой государства считается президент.

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием. Её исполнительная часть сконцентрирована в Правительстве, состоящем из Председателя, его заместителей и министров. Правосудие может быть реализовано только с помощью судов разных инстанций. На местном уровне управление обществом осуществляется органами самоуправления.

Конституцию можно сравнить с портретом страны, описанным в общих чертах, но с максимальной достоверностью. Существует ещё сравнение со скелетом организма. От формы и функций его структурных частей зависит и формирование всех остальных органов. Можно представить ещё немало образных определений, которые способны проиллюстрировать роль конституции в жизни страны. Однако достаточно только назвать этот документ основой все правовой системы страны.