Статья 28. невиновное причинение вреда

Что гарантировано гражданам России

Теме гарантий посвящена Глава вторая, состоящая из 47 статей. В каждой из них содержится перечень прав, которые принадлежат всем гражданам от их рождения при условии, что их реализация не нарушает конституционных прав других людей. На словосочетании «при условии» и построена юридическая система страны. Например, человек, лишивший жизни другого человека, теряет своё право на свободу или даже на жизнь.

Это «условное» наделение граждан правами отражается и в некоторых статьях Конституции. Например, статья 20 каждому человеку (гражданство не уточняется) гарантирует право на жизнь. Это означает, что все государственные структуры обязаны защищать каждого человека, находящегося в зоне юрисдикции России, от посягательств на его жизнь.

Однако это не касается тех, кто за лишение жизни другого человека приговорён к смертной казни. Выходит, что при определённых условиях государство намеренно не выполняет взятых на себя обязанностей. И хоть в России давно действует мораторий на смертную казнь, это не является основанием для отмены второй части статьи 20.

Аналогичное противоречие содержится и в ст. 22, дающей людям право на личную свободу. Однако, если кто-то по отношению к другим людям нарушил это право, то он может быть лишён свободы на 48 часов (без суда) или, если по решению суда, то на длительный срок.

Кроме того Конституция гарантирует людям права на:

  • личную тайну;
  • свободу слова как выражение мысли;
  • неприкосновенность своего жилища;
  • свободу передвижения;
  • произвольный выбор места проживания;
  • произвольный выбор вероисповедания и родного языка;
  • передачу информации, за исключением сведений, составляющих гостайну;
  • защиту от цензуры;
  • свободу экономической деятельности, не нарушающую антимонопольное законодательство;
  • частную собственность;
  • наследование имущества;
  • владение земельными участками;
  • труд в безопасных условиях;
  • отдых;
  • пенсии и соцобеспечение;
  • защиту материнства и детства;
  • собрания и шествия мирного характера;
  • жилище через предоставление квартир по договорам соцнайма;
  • охрану здоровья;
  • бесплатную медпомощь;
  • благоприятную среду;
  • участие в управлении обществом и государством;
  • возмещение вреда, нанесённого экологической среде;
  • информацию о состоянии экологической среды;
  • бесплатное образование на дошкольном, основном общем и среднем профессиональном уровне;
  • творческую самореализацию;
  • охрану интеллектуальной собственности;
  • защиту в суде.

Самостоятельно свои права люди могут осуществлять с 18 лет. До этого заботу об обеспечении конституционных гарантий берут на себя родители, опекуны и другие законные представители несовершеннолетних граждан.

Положительная тенденция

Одной из положительных тенденций в развитии в нашей стране религиозной ситуации является защита прав верующих, а также продолжение совершенствования законов. В частности, в доперестроечное время существовало множество нарушений, однако суды и прокуратура не рассматривали дела, связанные с религией. Начиная с 90-х годов 20 века и до сегодняшних дней было рассмотрено уже немало таких дел. Кроме того, возникла возможность через Конституционный суд РФ вносить поправки в закон 1997 года. Суд возвращался к нему уже несколько раз и выносил соответствующие решения.

Таким образом, законодательство находится сегодня в стадии совершенствования. Поступают просьбы правозащитных организаций и отдельных верующих о доработке статей или об их отмене. Правда, существует тенденция, которая идет от некоторых представителей религиозно-общественных организаций и госорганов пересмотреть принцип Конституции о недопустимости в стране официально признанной церкви или религии. Речь идет, конечно же, о православии. Его некоторые представители духовенства определяют «господствующим» в государстве. Они указывают на духовный менталитет, на большое количество верующих, на строительство часовен и храмов в государственных, а не только в независимых учреждениях. Конечно, существуют проблемы, и решение их — важнейшая задача, стоящая перед обществом и государством.

Право на свободу совести и свободу вероисповедания

Версия для печати

Статья 28 Конституции РФ провозглашает:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.».

Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на светском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Под совестью понимается душевное свойство человека, проявление нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходимости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла. Таким образом, содержание свободы совести предполагает свободу на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбора человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.

Содержание свободы вероисповедания включает в себя, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии в Российской Федерации не допускается. Свобода вероисповедания означает право человека на, выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением

Статья 28 Конституции РФ в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и иные убеждения»). С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о праве «не исповедовать никакой» религии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.

Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

— верующий человек имеет право заменить военную службу на альтернативную, если это противоречит его убеждения;.

– никто не обязан сообщать о своей вере никому, и никто не вправе требовать этого от других людей;

– никому не может быть запрещено принимать участие в богослужениях, но и никто не может быть принуждён к этому;

– священнослужитель не может быть привлечен за отказ от дачи показаний по фактам, ставшим ему известным из исповеди;

— верующие могут объединяться в различные группы и организации. Объединение граждан может, как иметь регистрацию, так и не иметь;

– закон позволяет проводить религиозные встречи, как в специальных местах, так и в жилых помещениях;

– религиозные организации вправе проводить богослужения в больницах, детских домах, тюрьмах, домах престарелых;

– религиозные организации вправе производить, распространять, продавать и покупать религиозную литературу, аудио и видео материалы и иные предметы религиозного назначения.

Важным элементом свободы вероисповедания является право гражданина на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Право на свободу совести признано за ребенком, в то время как родители осуществляют воспитание и образование детей. По просьбе родителей или лиц их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений, по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления, предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

В Российской Федерации запрещены религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

Страны, которые упоминают Бога напрямую

В Конституциях многих стран мира можно найти упоминание Бога напрямую nominatio Dei, или косвенные ссылки на Бога.

Германия: Преамбула принятого в 1949 году основного закона ФРГ начинается с упоминания о боге: «Сознавая свою ответственность перед богом и людьми, воодушевленный желанием служить миру во всем мире как равноправное звено объединенной Европе, немецкий народ принял в силу своей конституционной власти настоящий Основной закон», — говорится в первом же предложении главного закона Германии.

Строчка из главного документа Канады звучит так: «С учётом того, что Канада основывается на принципах, признающих верховенство Бога и господство права, устанавливаются…».

Греция упоминает «Святую, Единосущную и Нераздельную Троицу…».

Ирландия — Пресвятую Троицу. В Конституции Швейцарии фраза с упоминанием Бога звучит так: «Во имя Всемогущего Бога!»

Норвегия — «Евангелическо-лютеранская религия является официальной государственной религией. Исповедующие её жители обязаны воспитывать в ней своих детей».

Мальта и Дания также прописывают пункт о государственной религии.

ЮАР: «Пусть Бог защищает наших людей. Благослови, Боже, Южную Африку».

Кроме того, упоминают Бога в своей Конституции Аргентина, Египет, Польша, Австралия, Бразилия, Парагвай, Швеция и другие страны.

В Соединённых Штатах Америки федеральная Конституция не упоминает Бога напрямую, но использует формулу «год нашего Господа» в статье VII.

Конституции штатов Калифорния, Флорида, Джорджия, Иллинойс, Канзас, Кентукки, Мичиган, Нью-Джерси, Нью-Мексико, Пенсильвания, Висконсин, Колорадо, Вашингтон, Невада, Айова, Техас и Массачусетс упоминают Бога. Они обычно используют наименование: «Бог Всемогущий».

В то же время присяга президента США произносится над Библией, а те, кто ее зачитывают, со времен Джорджа Вашингтона добавляют от себя фразу «Да поможет мне Бог!». Хотя в тексте присяги ее нет.

Соединенные Штаты Америки, размещающие свой девиз «In God we trust» (в Боге правда) с 1864 года на монетах и с 1956 г. на банкнотах.

Год подписания конституции обозначен как «год нашего Господа».

«Утверждено на Конвенте по единодушному согласию присутствующих штатов в семнадцатый день сентября в год Господа нашего тысяча семьсот восемьдесят седьмой и независимости Соединенных Штатов Америки двенадцатый, в свидетельство чего мы здесь подписались нашими именами», — говорится в заключении Конституции США.

Обращение к богу предваряет текст Конституции Венгрии, принятой относительно недавно — в апреле 2011 года. Слова «Боже, благослови Венгрию» появляются еще до начала преамбулы. В основном тексте подчеркивается роль христианской религии для государства.

«Мы гордимся тем, что наш король Святой Стефан заложил твердый фундамент венгерского государства, и тысячу лет назад наша страна стала частью христианской Европы. … Мы признаем роль христианства в сохранении государственности. Мы ценим различные религиозные традиции нашей страны», — говорится в главном венгерском законе.

Из постсоветских только Украина.

Особенности светского государства

Замечание 1

Российская федерация — светское государство. Таким государством признается такое, в котором государство и религия отделяются друг от друга.

Государство и органы государства отделены от церковных и религиозных объединений, не вмешиваются в их работу. В свою очередь последние не могут вторгаться в работу как государства, так и его органов.

Россия — светское государство, которое предполагает отсутствующую власть церкви над государственными органами. Для церкви в этом случае не допускается исполнение определенных функций государства, для государственных органов при этом отсутствует требование от государственных служащих обязательного вероисповедания. Страна и ее правление не признает юридическое значение церковных актов и правил религии в качестве правовых источников, которые обязательны для определенного человека. Также светское государство не должно заниматься финансированием расходов любых церковных организаций.

Комментарий к ст. 28 УК РФ

Невиновное причинение вреда независимо от характера и размера наступивших последствий полностью исключает уголовную ответственность. Невиновное причинение вреда в отличие от небрежности (см. комментарий к ст. 26 УК РФ) характеризуется отсутствием одного из критериев небрежности: объективного или субъективного. Невиновное причинение вреда, так называемый «случай» («казус»), характеризуется тем, что лицо не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть, что исключает интеллектуальную и волевую составляющие вины (ч. 1 комментируемой статьи).

Так, первоначально Д. был осужден за причинение смерти М

по неосторожности, совершенное при следующих обстоятельствах

Д., встретив своего зятя М., находившегося в сильной степени алкогольного опьянения, пытался увести его домой. Однако М. стал сопротивляться, вырвался от тестя, затем споткнулся, стал падать и потянул Д. на себя. Оба упали на асфальт тротуара. Д., падая, попал коленом в область груди и живота М. Д., имея вес 123 кг, причинил М. тяжкие телесные повреждения в виде перелома пятого ребра справа и массивного разрыва печени, от которых М. умер.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть М. наступила от острого малокровия, развившегося вследствие разрыва ткани печени. Данное телесное повреждение возникло от воздействия с большой силой твердого тупого предмета и относится к тяжким телесным повреждениям, опасным для жизни и повлекшим смерть М.

Таким образом, Д. не предвидел возможности своего падения на М., попадания при этом коленом в область его живота и груди, наступления смерти потерпевшего в результате этого падения и по обстоятельствам дела не мог и не должен был предвидеть это. Следовательно, Д

не может нести ответственность за неосторожное убийство (по действующему УК РФ — причинение смерти по неосторожности), поскольку имел место несчастный случай

———————————

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 1993 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 10.

Второй вид условий невиновного причинения вреда установлен в ч

2 комментируемой статьи: лицо предвидит и осознает возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния как предполагаемого результата своего деяния, включая развитие причинной связи между ними, и не желает их наступления, однако экстремальные условия не позволили лицу объективно оценить ситуацию и сосредоточить внимание или не предоставили достаточного времени для реагирования на внезапно изменившуюся обстановку либо нервно-психические перегрузки вызвали у лица особое нервно-психологическое состояние, не позволившее адекватно оценить обстоятельства происходящего (крайняя подавленность и заторможенность мыслительной деятельности в результате крайнего переутомления и пр.)

Указанное условие полностью исключает вину лица в силу наличия субъективного и объективного критериев невиновного причинения вреда. При этом субъективный критерий аналогичен субъективному критерию небрежности и характеризует индивидуальные психофизиологические качества конкретного лица, уровень его развития, подготовки и т.д

Объективный критерий невиновного причинения вреда включает в себя два альтернативных обстоятельства: 1) экстремальные условия, которые не позволили лицу объективно оценить ситуацию и сосредоточить внимание или не предоставили достаточного времени для реагирования на внезапно изменившуюся обстановку и т.д.; 2) нервно-психологические перегрузки, вызвавшие у лица особое нервно-психологическое состояние, не позволяющее адекватно оценить обстоятельства происходящего (крайняя подавленность и заторможенность мыслительной деятельности в результате крайнего переутомления и пр.). Данное условие невиновного причинения вреда выполняется при установленном несоответствии его субъективного критерия одному из объективных критериев, когда индивидуальные психофизиологические качества лица не отвечают повышенным требованиям к экстремальной ситуации или нервно-психологическим перегрузкам, под влиянием которых лицо действует

Функции

Любая Конституция является базовым юридическим документом, на основе которого формируется вся правовая система страны. Базовый характер проявляется в декларации основных прав и свобод граждан, принципов устройства государства и отдельных его структур. Описать в одном документе все правовые механизмы реализации декларируемых норм невозможно, поэтому вся правовая система страны строится по принципу детализации системы защиты конституционных прав, свобод и обязанностей.

Конституция РФ делится на три части:

  • описание строя как принципиальной основы формирования общества;
  • устройство системы управления;
  • защищаемые властью права людей.

Российская Федерации и Россия – это равнозначные понятия, которые используются в любых официальных документах. Главным носителем власти в стране является население, которое реализует свои полномочия непосредственно (через выборы и референдум), а так же опосредованно, делегируя властные полномочия государственным и муниципальным органам.

Таким образом, Конституция создаётся для того, чтобы обозначить основные права и обязанности граждан. Обычно именно это считается главным. Однако не менее значимым является построение государственной системы, которая и должна защищать права граждан.

«О свободе вероисповеданий»

Закон РСФСР, принятый в 1990 году, 25 декабря, носит название «О свободе вероисповеданий». Необходимость в нем связана была главным образом с религиозной многообразностью, которая сложилась исторически на территории нашей страны. Православие, протестантство, католичество, буддизм, ислам, иудаизм, а также разнообразные секты этих и других религий, которые имеют своих приверженцев, являются конкретными вероисповеданиями. При этом приобщение к тому или иному из них — это реализация свободы вероисповедания. То есть она означает право граждан на выбор религиозного учения, а также беспрепятственного отправления обрядов и культов, определенных им. Эта свобода, таким образом, уже свободы совести по содержанию. В субъективном смысле, как право человека, является равнозначным ей понятие свободы религии.

Можно выделить следующие составляющие в свободе вероисповедания: равноправие всех религий, а также верующих и равенство их перед законом, отсутствие дискриминации граждан по религиозному признаку, возможность менять религию, исповедовать любую из них, отправлять различные религиозные обряды.

Обеспечение защиты прав на свободу вероисповедания

Отметим, что у каждой отдельной личности есть право на религиозную свободу. Однако, пользуясь ей, нужно придерживаться нравственного принципа социальной и личной ответственности. Дело в том, что гражданское общество вправе защищать себя от возможных злоупотреблений, возникающих под видом религиозной свободы. Обеспечение этой защиты — дело гражданской власти. Именно на нее возлагается также первостепенная обязанность поддерживать и охранять религиозную свободу различными средствами, включая справедливые законы, а также обеспечить благоприятствующие развитию в стране религиозной жизни условия.

Церковь поддерживает идею закрепить в Конституции понятия о браке как о союзе мужчины и женщины

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Р. Легойда поддержал предложение внести в Конституцию пункт о защите традиционных семейных ценностей и закрепить понятие семьи как «союза мужчины и женщины».

«Церковь всегда признавала безусловный характер естественного нравственного закона, согласно которому семья воспринимается как установленный Богом союз мужчины и женщины, о чем прямо и неоднократно говорится в Библии».

«Только союз мужчины и женщины, построенный на любви и верности, может принести подлинное счастье всем членам семьи».

Традиционное представление о браке, которое разделяют люди, проживающие во многих странах.

Представление о браке как о союзе мужчины и женщины можно найти в Конституциях таких стран, как Бразилия, Куба, Польша, Венгрия, Болгария, Латвия, Литва, Молдова, Парагвай, Колумбия, Боливия, Эквадор и др.

«Полагаю, что включение в этот список России наглядно показало бы бережное отношение многонационального российского народа к своим традиционным ценностям в условиях стремительного упадка института брака и семьи. Мы приветствуем намерение сопредседателя Рабочей группы по внесению поправок в Конституцию А.А. Клишаса рассмотреть это предложение», — заключил представитель Церкви.

Православие — традиционное вероисповедание

Обычаи и традиции русского народа тесно связаны со следующими явлениями:

  1. Календарь.
  2. Церковные таинства.
  3. Праздники.
  4. Непростые обряды.

При этом народное православие объединяет в себе христианские и языческие начала. Многие из традиций опираются на сведения, которые присутствуют в Священном писании. Например, это касается Пасхи и Рождества.

Свадьбы, ожидание и крещение младенцев – обычаи, которые тесно связаны с ежедневной жизнью христиан. До сих пор многие мамы верят в приметы, которые появились очень давно.

Выступления православных христиан часто становятся стимулом для общения на предмет нравственности тех или иных поступков. Государство старается откликаться на подобные мероприятия и шаги, не оставляет их без внимания.

Религиозные организации связаны со значительным объёмом и разнообразием видов социально значимой деятельности. Многие из направлений такой работы предполагают активное участие со стороны государства, хотя некоторые проекты связаны исключительно с личной инициативой.

Главное – помнить о том, что такое взаимодействие строится на основании уважительного отношения к представителям той или иной веры, их установкам. Надо помнить, что позиция Церкви не всегда связана с национальными проектами и их дальнейшим развитием.

Органы местного самоуправления часто учитывают и многоконфессиональность, характерную для современной РФ. Поддержка оказывается именно тем направлениям, представителей которых больше всего на территории того или иного субъекта. Отношения складываются или положительные, или терпимые. Хотя главной конфессией признаётся всё же православие.

Не стоит забывать о малых коренных народах, которые тоже не отказываются от своих собственных вероисповеданий.

Государство РФ признано только светским. Значит, ни у одного религиозного направления не может быть главенствующей роли. Считается, что так называемая клерикализация страны – одна из главных тенденций за последние несколько лет. То есть, модель с господствующей религией всё-таки реализуется, хоть и постепенно.

Религия старается проникнуть во все сферы общественной и частной жизни. Это касается даже науки и образования, школы. Например, в Государственной Думе уже договариваются с патриархатом о консультациях по всем вопросам, которые вызывают сомнения. На территории российских школ преподают всё больше предметов, так или иначе связанных с религией.

При этом сообщается, что новые курсы созданы не для того, чтобы насильно приобщать школьников к религиозной жизни. Лишь подчёркивается, что знакомство с основами религии полезно, в том числе – и для тех, кто придерживается другой веры. Но были и противники, которые говорили о необходимости поддержания светского характера для образования.

Дополнительно было запрещено использовать учебники на этих курсах, поскольку недопустимым признано их содержание. Но процесс создания сам по себе планировали изначально передать только конфессиям, учёные от этого отстранились.

В Армении большинство жителей тоже относит себя к православным верующим. Христианство здесь начало развиваться ещё в 1 веке нашей эры. Вера и всё, что с ней связано, стала неотъемлемой частью жителей этой страны.

Справка! Отдельного внимания заслуживает направление под названием неоязычества. Оно ещё называется гетанизмом.

Когда религия может называться государственной?

Государственная религия РФ состоит из совокупности религиозных течений, которые утвердились на территории России. Согласно действующей Конституции РФ является светским государством. В стране нет специального федерального государственного органа, занимающегося контролем соблюдения законов религиозными организациями.

Если какая-то религия является государственной, то государство должно финансировать объединения, относящиеся к этой религии. Соответственно, такая позиция неизбежно будет влиять на кадровые вопросы. К примеру, государство имеет право:

  • Назначать религиозных лидеров и подтверждать статусы тех, кто были выбраны внутри организации.
  • Принимать законодательные акты о регулировании внутренней деятельности организации.
  • Привлекать лидеров религиозных объединений участвовать в государственных структурах.

Однако, если государство поддерживает какое-либо вероучение неофициально, то статус государственного оно получить не может. Хотя многие думают, что государственной религией России является православие, на самом деле это далеко не так. Основная религия, представленная в РФ — христианство (в большинстве своём православное, хотя также есть и католическое, и протестантское). Кроме того, в России широко распространён буддизм и ислам. Стоит также отметить, что значительный процент населения страны является неверующими.

Устройство общества и власти

Данной теме посвящены семь глав, в которых описываются:

  • основные принципы устройства общества;
  • структура и устройство страны;
  • основные нормы реализации президентской власти;
  • устройство властных структур;
  • принципы деятельности судебной власти;
  • основы местного самоуправления.

Россия декларируется как федеративное демократическое государство с республиканской формой правления. Страна состоит из 85 субъектов федерации. Среди ни 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города. Главой государства считается президент.

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием. Её исполнительная часть сконцентрирована в Правительстве, состоящем из Председателя, его заместителей и министров. Правосудие может быть реализовано только с помощью судов разных инстанций. На местном уровне управление обществом осуществляется органами самоуправления.

Конституцию можно сравнить с портретом страны, описанным в общих чертах, но с максимальной достоверностью. Существует ещё сравнение со скелетом организма. От формы и функций его структурных частей зависит и формирование всех остальных органов. Можно представить ещё немало образных определений, которые способны проиллюстрировать роль конституции в жизни страны. Однако достаточно только назвать этот документ основой все правовой системы страны.

Обращение к Православным!

С 25 июyя по 1 июля 2020 г. (в среду будет выходной день) и Православные Христиане, верующие в Бога люди являющиеся гражданами Российской Федерации должны будут по своему не просто гражданскому долгу, а священному призванию сделать выбор для себя и своего будущего поколения на все века и проголосовать за внесение поправок в Конституцию РФ и тогда Бог станет законом для всех и все станет на свои места!

Материал подготовил миссионер Дмитрий Адоньев

Рекомендуем о смысле законов с точки зрения Библии смотреть

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе — Добринский храм

ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт.