Презумпция невиновности

Содержание и значение ст. 49 ТК

Рассматриваемая статья имеет небольшой объём. Она указывает, что соглашения могут меняться в порядке, который установлен:

  • соответствующими нормами Трудового кодекса (имеется в виду его ст. 47);
  • текстом самого соглашения.

При этом данные возможности являются взаимоисключающими, т.е. их нельзя применять одновременно.

Также в статье прописаны две формы изменения соглашения. Они могут:

  • изменяться;
  • дополняться.

Эти формы могут действовать параллельно относительно друг друга, т.е. изменение документа может сопровождаться внесением в него новых дополнительных положений.

Итак, рассмотренная статья, несмотря на свой небольшой объём, подробно освещает правила модернизации трудовых соглашений, заключённых участниками в ходе переговоров коллективного характера.

Значение презумпции невиновности для подозреваемого и обвиняемого

Каждый человек должен знать, что такое презумпция невиновности, что это поможет установить истину, если вдруг произойдёт неблагоприятная ситуация. Незнание элементарных правовых основ грозит тем, что есть вероятность обвинения в любом незаконном действии, даже если человек этого не совершал. Сотрудники полиции при задержании и обвинении в злодеянии не имеют права:

  • арестовывать лицо, подозреваемое в совершении злодеяния, без законных оснований;
  • осуществлять осмотр без свидетелей;
  • применять физическое или психологическое насилие;
  • проводить арест, если у человека присутствуют документы, подтверждающие личность;
  • лишать связи с родственниками или защитником;
  • лишать возможности приводить аргументы, подтверждающие отсутствие вины такого человека;
  • создавать препятствия для правозащитника;
  • умалчивать о наличии существующих оправданий и незаконно создавать обвиняющие обстоятельства.

В случае нарушения хотя бы одного пункта, любое несоответствие будет толковаться в положительную сторону защищающегося лица, и дело направят доработку.

К сотруднику, нарушившему суждение об отсутствии вины, применяются санкции, если для этого будут основания.

История презумпции невиновности

Первооткрыватели этого принципа – жители Франции. В 18-м веке новым правительством этого государства был закреплен новый принцип в ст.9, «Декларация прав человека и гражданина».

Всему миру принцип стал известен после того, как завершилась Вторая мировая война. Сейчас российские ученые полностью одобряют эту концепцию, хотя в далеком 20-м веке многие считали этот принцип отрицательным – заявляли о том, что он мешает бороться с правовыми нарушениями. Этот принцип применяют государства, пропагандирующие демократию – то есть, развитые страны мира (правовая система которых находится на высоком уровне развития).

Комментарий к Ст. 48 Конституции Российской Федерации

1. Под квалифицированной юридической помощью подразумевается главным образом адвокатская юридическая помощь. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П, «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии».

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

Часть 3 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека особо оговаривает гарантии права на юридическое представительство по уголовным делам. Европейский Суд постановил, что «право каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления на защиту адвоката, в необходимых случаях назначенного официально, является одной из фундаментальных черт справедливого судебного разбирательства».

Процессуальными правами адвокат наделяется только с момента вступления в гражданское дело. До этого он может оказывать юридическую помощь любому обратившемуся к нему лицу, давая консультации, разъясняя законодательство, составляя документы правового характера. Человек вправе обратиться в любую коллегию адвокатов.

В России действует Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре)*(240), пришедший на смену Положению об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 г.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, которое, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Таким образом, диспозиция комментируемой статьи получила законодательную конкретизацию.

2. Под задержанным понимается лицо, в отношении которого органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором применена мера процессуального принуждения на срок не более 48 часов с момента его фактического задержания по подозрению в совершении преступления.

Заключенный под стражу — лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемый, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом.

Обвиняемый — лицо, в отношении которого выдвинуто утверждение о совершении им деяния, запрещенного уголовным законом.

Свое продолжение комментируемая конституционная норма получила в ст. 49 УПК РФ, согласно которой защитник допускается к участию в уголовном деле с момента фактического задержания лица в качестве подозреваемого в определенных законом случаях, в частности: при применении к лицу заключения под стражу, с момента возбуждения уголовного дела по делам частного обвинения, по всем остальным делам — с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.

Презумпция невиновности в иных отраслях

Как мы понимаем, ст. 49 Конституции РФ не является единственным источником упомянутой в статье юридической конструкции. Это правовое явление встречается в нескольких отраслях современного права, а именно:

уголовной;

  • административной;
  • налоговой.

Наличие презумпции невиновности в конституции позволяет применять конструкцию во многих правоотношениях. Ведь основной закон является базисом юридической системы державы.

Мы попытались выяснить, что собой представляет презумпция невиновности. Конституция РФ (ст. 49) описывает этот специфический правовой момент. В заключение следует отметить, что его существование изменило практически всю юридическую систему нашего государства в лучшую сторону.

Некоторые вопросы использования ст. 49 ТК

Какими нормами трудового права нужно руководствоваться участникам соглашений при их модернизации?

Сама статья прямо указывает на ст. 47 ТК. Она отмечает, что изменение соглашений должно следовать порядку, прописанному в этой статье для их заключения. Также можно отметить, что ст. 37 прямо указывает на право участников коллективных переговоров изменять и дополнять соглашение. Для понимания общих принципов его модернизации можно ориентироваться на главы 7 и 6 Трудового кодекса, детально разбирающие процедуры и правила коллективных переговоров по трудовым вопросам.

Какие правила изменения соглашений могут быть определены самими участниками?

Статья 49 ТК содержит две возможности внести правки в соглашение: с ориентацией на Трудовой кодекс или по соглашению его участников. Во втором случае изменения могут вноситься в результате взаимоприемлемых договорённостей между сторонами или по решению соответствующей комиссии, занимающейся ведением коллективных переговоров, затрагивающих это соглашение. Но каких-то явных ограничений на правила внесения изменений во втором варианте ст. 49 ТК не содержит.

Изменение соглашений совершается в результате добровольных договорённостей между его участниками?

Не обязательно, если в самом соглашении установлен иной порядок преобразования документа. На практике, если участники соглашения согласовали между собой – конечно, с учётом требований законодательства, – какой-то особый порядок внесения изменений, например, с участием соответствующей комиссии, то их общее согласие на модернизацию документа не требуется.

Какие правки участники могут дополнительно внести в соглашение?

Хотя действующее законодательство не содержит конкретного перечня этих правок и дополнений, но на практике они не сильно отличаются от соответствующих изменений коллективных договоров. Они могут затрагивать следующие параметры:

  • вопросы дополнительного социального обеспечения сотрудников;
  • различные льготы сотрудникам в области их оздоровления, занятий спортом и т.д.;
  • вопросы обеспечения персонала жилыми помещениями;
  • параметры оплаты трудовой деятельности штатного и внештатного персонала;
  • нормы соотношения между временем трудовой деятельности персонала и его отдыха;
  • правила обеспечения возможностей для сотрудников получать дополнительное профильное образование;
  • правила обеспечения безопасности трудовой деятельности на предприятии;
  • параметры дополнительных пенсионных планов для сотрудников;
  • нормативы соотношений между постоянной и переменной частями зарплаты сотрудников;
  • вопросы технического обеспечения контроля за соблюдением параметров соглашения;
  • правила продления действия соглашения;
  • различные параметры обеспечения нанимателем функционирования профсоюзов.

Более полный перечень пунктов, которые участники могут включать и изменять в соглашениях, содержится в ст. 46 ТК. Также нужно отметить, что в соответствии со ст. 9 ТК эти изменения и дополнения не могут включать нормы, уменьшающие уровень прав и гарантий сотрудников, предоставленных им трудовым законодательством.

Действие принципа в различных правовых сферах

В разных отраслях права презумпция невиновности действуют схожим образом, но закрепляется отдельными нормативными документами. Давайте рассмотрим подробнее.

Административное право

В этой же статье, во 2-м пункте также указывается, что «гражданин, обвиняемый в совершении административного правонарушения, невиновен до тех пор, пока его вину не докажут в суде».

Но и здесь есть исключение – примечание к данной статье гласит следующее: «данное положение нельзя применять в том случае, если правонарушение зафиксировано техническим средством (на фото либо видео)». В такой ситуации презумпция невиновности действовать не будет.

Уголовное право

В этой отрасли презумпция невиновности выражается в следующих аспектах:

  • Доказывать, что лицо совершило преступление, обязан только его обвинитель.
  • «Обвиняемый не должен доказывать, что он невиновен» (ст.49 Конституции).
  • Если есть сомнения, что гражданин виноват – решение необходимо принимать в его пользу.

Данным правилом необходимо руководствоваться и в момент предварительного производства по делу. Если есть какие-то сомнения, принимают сторону подозреваемого.

Если суд сомневается, что обвинение доказано, и отправляет дело на еще одно расследование, это несправедливо. Это – отказ в осуществлении правосудия.

Если же выносят обвинительный приговор, происходит серьезное нарушение всего принципа. Если вину не доказали – значит, человек ни в чем не виноват. Присяжные могут вынести обвинительный приговор лишь в случае наличия конкретных доказательств.

Налоговое право

По сути, плательщики налогов, плохо понимают, чем конкретно им может помочь данная презумпция и что с нею делать в жизни. Если плательщик налогов не в состоянии сам грамотно изучить и понять законодательную норму, он не может узнать и о случаях ее использования. Это ведет к определенным сложностям.

Такая возможность в налоговой сфере гарантирует защиту плательщику налогов от беспричинного обвинения. Она основана на ситуациях из жизни. Кто может быть субъектом данного положения?

  • Плательщик налогов.
  • Плательщик сборов.
  • Налоговый агент.
  • Свидетель, экспертное лицо, переводчик.
  • Регистрационный орган.

Другими словами, эта личность должна каким-то способом участвовать в налоговых правовых отношениях. Если такого участия нет – значит, и спрашивать с такого человека ничего права не имеют. Что касается прошлого, то тогда субъектами считали лишь плательщиков налогов.

Чтобы предъявить плательщику налогов обвинение в совершении налогового правового нарушения, необходимо иметь решение судебной инстанции. То есть, нужно полностью доказать, что он совершил это преступление. Если же суд не вынес такое решение – значит, гражданин не совершал никаких противоправных действий.

Доказательственной базой совершения такого нарушения могут служить лишь два документа:

  • Проверочный акт, имеющий соответствующие приложения.
  • Решение о том, что плательщик налогов должен понести определенную законом ответственность.

Обязан ли гражданин доказывать, что он ни в чем не виноват? Если смотреть только на законы нашей страны, ответ однозначен – нет. И здесь стоит прояснить такие моменты:

  • Плательщика налогов нельзя заставлять представлять доказательства собственной вины.
  • Если даже плательщик налогов заявляет о том, что виновен, это учтут лишь в том случае, если будут в наличии другие весомые доказательства.
  • И такой важный момент: если гражданин не желает ничего доказывать, к нему не могут применять никаких санкций – это только его решение. Суд все равно может его, как оправдать, так и осудить.

Важный момент: хотя плательщик налогов не обязан доказывать по открытому в отношении него делу, что он не виноват, он вполне может осуществлять защиту и отстаивание собственных интересов. Иными словами, может пользоваться услугами специалистов – юристов, адвокатов. Это его неотъемлемое право. Другими словами, налогоплательщик имеет право не предъявлять никаких доказательств, но это невыгодно ему самому.

Вменение сомнений

Положения ст. 49 Конституции РФ также повествуют о правилах толкования неустранимых сомнений виновности лица. В части 3 говорится о том, что сомнения в причастности человека к правонарушению должны трактоваться в пользу его невиновности. Однако тут существует определенная специфика. Суть в том, что указанными сомнениями могут быть далеко не все факты. Отдельные элементы виновности лица должны максимально объективно и тщательно проверяться. В данном случае неустранимость сомнений проявляется в том, что их невозможно опровергнуть или же перекрыть иными фактами. Другими словами, подобные обстоятельства являются достоверными и неопровержимыми.

Реализация на практике

Система права использует такие правила:

  • Ни одного гражданина нельзя привлекать по статье УК РФ, если не доказано, что он виноват.
  • Гражданина могут назвать обвиняемым только тогда, когда соблюден определенный законодательными положениями порядок (и если имеются законные основания).
  • Любое дело по УК РФ должно прописывать и учитывать обстоятельства обеих сторон – должны присутствовать и доказательства вины, и доказательства защиты. Возможно представление суду обстоятельств, смягчающих вину гражданина (либо позволяющих вообще признать его невиновным – то есть, снять с него все обвинения).
  • Тот, кого обвиняют, не обязан прикладывать доказательства собственной невиновности. У него есть неотъемлемое право на молчание. Ни у кого нет права давить на него психологически. Это запрещается нормативными актами и законами РФ.
  • В рамках презумпции невиновности запрещается добывать показания у обвиняемого и иных лиц – участников делопроизводства, оказывая на них моральное либо физическое давление. Таким образом «выбивать» признания либо показания с гражданина нельзя.
  • Если обвиняемый признал, что виновен, судебная инстанция имеет право на вынесение обвинительного вердикта только при наличии неопровержимых доказательств. Одно заявление гражданина не может быть таким основанием.

Для чего вообще нужен данный принцип? Фактически, это принцип гарантии обвиняемому права на защиту. Выявление правды – это не забота человека, обвиняемого в совершении того или иного преступления. Таким образом, расследование становится всесторонним, полноценным и объективным.

Данный принцип обладает крайне важным смыслом в следующей ситуации – если обвиняемый – это подчиненный, а обвинитель – это власть. При отсутствии рассматриваемого принципа человек был вынужден доказывать, что не он совершил правонарушение, что вызвало бы серьезные затруднения. Воплощение на практике этого принципа дает возможность любому гражданину снять с себя необоснованные обвинения.

Законодательные основания

Основание законодательства, позволяющее реализовать принцип презумпции невиновности – это Конституция РФ, а конкретно, 49-ая статья, ч.1. Еще презумпцию невиновности прописывает Декларация, отвечающая за контроль прав и обязанностей россиян. Последнюю приняли в 1991-м году.

Если же рассуждать об основаниях законодательства международного типа, здесь данный вопрос регламентирует 11-ая статья Всеобщей декларации человеческих прав. Ее приняла ГА ООН. Кроме того, рассматриваемый в статье принцип отражен и в Международном пакте, регулирующем права гражданского и политического типа (положения 14-й статьи). Это основополагающие законодательные акты, контролирующие воплощение на практике изучаемого принципа.

История принятия конституции 1993 года

В 1992 году появились два проекта, один из которых был разработан Сергеем Михайловичем Шахраем, а другой — Анатолием Александровичем Собчаком и Сергеем Сергеевичем Алексеевым, а в 1993 году — общий проект Шахрая-Собчака-Алексеева. При этом оба государственных деятеля отмечали, что утверждённый вариант конституции сильно расходится с тем текстом, который был ими предложен.

15 октября 1993 года президент России Борис Николаевич Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции РФ и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно положению, конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов России или Верховным Советом РФ.

На голосовании по проекту конституции РФ, которое состоялось 12 декабря 1993 года, при явке 54,81 % избирателей за принятие конституции проголосовало 58,43 % пришедших на всенародное голосование. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

На английском языке:

USAID-funded Rule of Law implementers helped draft the Russian Constitution, Part I of the Russian Civil Code, and the Russian Tax Code.

Перевод:

Финансируемые Агентством США по международному развитию создатели законодательства помогли разработать конституцию РФ, часть I Гражданского кодекса РФ и Налоговый кодекс РФ.

Внесение поправок в Конституцию РФ

Основная часть Конституции защищена от поправок статьёй 135:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

Эта статья ставит серьёзнейшее препятствие для попыток внести изменения в главы 1, 2 и 9 (статьи 1-64 и 134—137). Таким образом, для исправления заложенных в Конституции мин потребуется пробить крепчайшую законодательную броню.

«Оборона» построена в несколько эшелонов:

  1. в соответствии с пунктом 1 такие изменения не может внести Федеральное Собрание самостоятельно;
  2. Федеральное Собрание (состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы) может лишь созвать Конституционное Собрание;
    • причём для этого требуется три пятых голосов и в Совете Федерации и в Государственной Думе;
    • но для того, чтобы хотя бы созвать Конституционное Собрание, необходимо наличие соответствующего федерального конституционного закона, которого пока не существует;
  3. в соответствии с пунктом 3 такие изменения приравнены к принятию новой Конституции;
  4. проект новой Конституции (подготовленный Конституционным Собранием) может быть принят:
    • либо двумя третями голосов Конституционного Собрания;
    • либо всенародным голосованием — более половины проголосововавших при явке более половины избирателей;
  5. сама 135-я статья себя же и «защищает»: она рекурсивно входит в блок тех статей, от внесения изменений в которых она же и предназначена.

По поводу федерального конституционного закона о Конституционном Собрании:

Конституция РФ, Статья 49

Статья 49

      
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
      
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
      
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Комм. Марогулова И.Л.

      
Принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст.49, является одним из основных принципов правосудия. Прежде чем признать человека виновным в преступлении и назначить ему наказание, следует доказать, что именно им совершено это преступление.
      
Добыть доказательства, изобличающие виновного в преступлении, изобличить преступника призваны органы дознания и предварительного следствия. При доказывании вины лицо, производившее дознание, следователь и прокурор должны строго руководствоваться нормами УПК. Нарушение требований УПК может привести к невосполнимой утрате доказательств. Доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств, подлежащих установлению по делу согласно п.2—3 ст.68 УПК. При достаточности доказательств вины органы расследования выносят постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого.
      
Предъявляя лицу обвинение, органы расследования считают его виновным в совершении преступления, однако вину обвиняемого они должны доказать. Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока по делу не будет вынесен обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу. Приговор суда вступает в законную силу по истечении срока его обжалования (опротестования), если он не был обжалован или опротестован.
      
В случае принесения кассационного протеста или кассационной жалобы приговор, если он не отменен, вступает в законную силу по рассмотрении вышестоящим судом. Приговор, не подлежащий кассационному обжалованию, вступает в законную силу с момента его провозглашения.
      
Согласно запрещается возлагать на обвиняемого обязанность доказывать свою невиновность. В тех случаях, когда обвиняемый заявляет об алиби, органы расследования обязаны тщательно проверить его, а не перекладывать бремя доказывания на обвиняемого. Суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого и должны объективно проверить все доводы защиты обвиняемого. Сам обвиняемый имеет право доказывать свою невиновность, однако это только его право, которое он может использовать, но отнюдь не обязанность. Обвиняемый может давать любые показания, полностью отказаться от дачи показаний или от ответов на отдельные вопросы. Однако ни отказ от показаний вообще, ни отказ от отдельных пояснений, ни дача противоречивых и ложных показаний не являются основанием для обвинительного приговора. Непредставление обвиняемым доказательств своей невиновности не может расцениваться как доказательство его виновности.
      
Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения только тогда, когда оно подтверждено совокупностью доказательств. Обязанность доказывания вины обвиняемого возлагается на органы расследования и прокурора. Не обвиняемый обязан доказать, что он невиновен, а органы расследования обязаны доказать его вину. Из презумпции невиновности вытекает и еще одно положение: всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого (). Это означает, что если доказательства по делу спорны или противоречивы и могут получить различное толкование, то решение должно быть вынесено в пользу обвиняемого.
      
Правила о толковании сомнения в пользу обвиняемого относятся только к тем сомнениям, которые не могут быть устранены после исследования и тщательной проверки всех обстоятельств дела. Только неустранимые сомнения истолковываются в пользу обвиняемого.
      
Обвинение должно быть основано на доказанных, а не на предполагаемых фактах. Вывод о виновности лица в совершении преступления может быть сделан на основании объективно и точно установленных доказательств.
      
Неукоснительное выполнение требований закона предоставляет суду возможность принять обоснованное и справедливое решение о наказании виновного либо о реабилитации невиновного, чему и служит принцип презумпции невиновности.

Невозможность возложить обязанность (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Часть 2 ст. 49 Конституции РФ, комментарии к которой представлены в статье, запрещает заставлять лицо самостоятельно доказывать факт своей невиновности. Иными словами, если человек выдвигает какое-либо алиби, то соответствующие органы досудебного следствия обязаны его проверить самостоятельно. Лицо в данном случае не обязано предоставлять объяснения, документы и иные доказательства для снятия с себя подозрений.

Данное положение влияет на многие процессуальные отношения. К примеру, подозреваемый или обвиняемый может отказаться от дачи показаний, ответов на вопросы или же, наоборот, дать показания, которые считает нужными в данной ситуации. Иными словами, человек волен в выборе своих действий, так как заставить его признаваться в чем-то не может никто. Таким образом, собранные доказательства должны максимально полно показать вину конкретного лица в совершении того или иного деяния. В противном случае человек будет и дальше считаться невиновным.

Другой комментарий к статье 49 Конституции Украины

Согласно статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах каждый человек имеет право на медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни. Это неотъемлемое право человека нашло отражение в части первой ст. 49 Конституции, которая провозгласила, что каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование.

Содержание права граждан на охрану здоровья определяется ст. 6 Основ законодательства Украины об охране здоровья. Это право, в частности, предусматривает. жизненный уровень, включая еду, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание и обеспечение. который необходим для поддержания здоровья и человека; безопасная для жизни и здоровья окружающая природная среда; Безопасные и здоровые условия труда, обучения, быта и отдыха; квалифицированную медико-санитарную помощь, включая свободный выбор врача и учреждения здравоохранения; правовая защита от любых незаконных форм дискриминации, связанных с состоянием здоровья; возмещение причиненного здоровью вреда и другие права граждан в области охраны здоровья. Следует заметить, что такими же правами пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на.территории Украины, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Украины (Н Основ законодательства о здравоохранении).

Целевой комплексный подход к решению проблем охраны здоровья в Украине обеспечивают соответствующие социально-экономические, медико-санитарных и оздоровительно-профилактические программы, которые финансируются государством. Такие общегосударственные программы разрабатываются и осуществляются Кабинетом Министров Украины, а местные программы, отражающие специфические погреба охраны здоровья населения, проживающего на соответствующих территориях, формируемых Верховной Радой Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления.

Составной частью механизма финансирования здравоохранения является медицинское страхование – система мероприятий по созданию специального денежного страхового фонда, из средств которого возмещаются расходы на медицинские услуги, содержание больных в лечебно-профилактических учреждениях и иная материальная жалко, связанная с нарушением здоровья, трудоспособности и социальной активности человека. Государство обеспечивает создание и функционирование системы медицинского страхования населения. Страхование граждан осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, средств предприятий, учреждений и организаций и собственных средств граждан. Вопросы организации медицинского страхования и использования страховых средств определяются соответствующим законодательством (ст. 18 Основ законодательства Украины об охране здоровья).

Важным направлением здравоохранения е предоставление гражданам медицинских услуг. их эффективность и доступность обеспечивается государством путем содействия развитию лечебных учреждений всех форм собственности, предоставления бесплатной медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, существующую сеть которых запрещено сокращать, охват населения всеми видами медицинских услуг: профилактическими, лечебно-диагностическими, реабилитационными, протезно-ортопедическими и зубопротезними, а также уходом за больными, нетрудоспособными и инвалидами.

В комплексе мероприятий здравоохранения особое место занимает государственное обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Оно осуществляется путем внедрения и обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, осуществления комплекса специальных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий иа организации государственного санитарного надзора. 1 Порядок обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия населения определяется Законом Украины “Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения” от 24 февраля 1994 г.

С охраной здоровья непосредственно связана И физическая культура, направленная на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей людей. Государственная политика в этой области определяется Законом Украины “О физической культуре и спорте” от 24 декабря 1993 г.