Право на получение жилья вне очереди

Оглавление

Что такое социальный найм жилья?

Под социальным наймом жилья понимают письменный договор, наделяющий граждан правом пользования жилой площадью из государственного фонда (муниципального или регионального).

К основным признакам соцнайма относят:

  • Право на бессрочное проживание, использование жилого объекта из госфонда, с взиманием минимальной платы по найму.
  • Стороны договора заключают соглашение на основании законодательных актов и с учетом принятых нормативов вне зависимости от волеизъявления подписантов.

Социальный найм предполагает эффективный способ решения проблем с обеспечением граждан жильем, при условии отнесения их к социально незащищенной категории.

Подписываемый договор регулируется определенным режимом правоотношений, возникающих согласно положений российского законодательства. Правила, как получить жилье в социальный найм, регламентируются Жилищным Кодексом и множеством региональных актов.

В отличие от коммерческого найма, сторона наймодателя представлена государством или местной администрацией, с передачей жилья в пользование обычных граждан. Договор заключается на бессрочной основе, а плата за услугу определяется по принятым тарифам. Если плата за найм социального жилья устанавливается по соглашению сторон, а размер площади зависит только от возникшей договоренности, то в случае проживания на жилплощади из госфонда ставка фиксирована, а размер определяется нормами предоставления жилья.

Параметры жилья

Требования к социальному жилью определяются статьей 62 жилищного законодательства:

  • передаваемый объект должен быть изолирован (дом, квартира, часть дома, комната);
  • относиться к жилому фонду;
  • исключается использование общедомовой собственности под соцжилье;
  • адрес выделяемой недвижимости совпадает с местом проживания граждан.

Помимо определенных условий предоставления жилья должны соблюдаться законодательные нормативы с учетом региональных поправок:

  • 33 кв.м, если жилье передают одинокому нанимателю;
  • 42 метра предусмотрено на семью из 2 человек;
  • по 18 кв.м полагается каждому из семьи нанимателя более трех человек.

При отсутствии жилья, соответствующего нормативам, возможно уменьшение выделяемой площади, но не более, чем на 1/10.

Кто получает?

Категории граждан, имеющих право претендовать на выделение жилья из госфонда, представлены в ст. 49 и 51 жилищного законодательства.

Кто имеет право на муниципальное жилье, определяют следующие пункты:

  • Граждане, получившие статус малоимущих и нуждающихся в жилье.
  • Лица, несовершеннолетнего возраста, оставшиеся без родителей.
  • Жильцы помещений, зданий в аварийном состоянии, без возможности восстановительного ремонта.
  • Граждане с тяжелой формой болезни, совместное проживанием с которыми опасно для остальных членов семьи (заболевания перечислены в ст.51 ЖК РФ).

Следует учитывать, что жилье от государства предоставляется не сразу, а по мере его появления в фонде конкретного муниципалитета. Тем не менее, для отдельных категорий лиц установлено приоритетное право очередности.

Рекомендуем к прочтению: Как встать на очередь на улучшение жилищных условий.

Получить недвижимость во владение от государства могут малоимущие граждане, ранее не заключавшие договор о найме, либо полученная площадь не дотягивает до нормативов, действующих в регионе. Зачастую это становится возможным, когда в семье нанимателя происходит пополнение, и выделенный до этого метраж более не соответствует нормам.

Следующие социальные категории вправе претендовать на жилье от органов власти:

  • лица, имеющие удостоверение ветерана войны;
  • граждане, потерявшие собственность по причине стихийного бедствия, природных катаклизмов;
  • получившие ранения, травмы военнослужащие, находящиеся при исполнении;
  • ликвидаторы последствий аварии в Чернобыле, с присвоенной инвалидностью;
  • граждане с ограниченными возможностями с инвалидностью 1-й или 2-й группы.

Оформить жилье от государства могут только граждане России, а члены семей основного получателя становятся сонанимателями. Основанием для причисления иных, кроме детей, супругов и родителей, родственников станет установление факта совместного ведения хозяйства.

Какие права имеются у жильцов

У всех арендаторов имеются одинаковые обязательства и права. Граждане должны пользоваться жилым помещением исключительно по его назначению, а также своевременно вносить арендную плату. Но при этом у них имеются следующие права:

  • возможность требовать от государства исполнения обязательств, которые приводятся в договоре соцнайма;
  • вселять в квартиру или дом других граждан;
  • сдавать имущество в аренду;
  • обменивать жилой объект, если он по разным характеристикам не соответствует требованиям закона.

За счет государственных средств осуществляется проведение капремонта. Любая сторона имеет право досрочно расторгнуть соглашение. У нанимателей имеется право на приватизацию социального жилья. В результате данного процесса объект переходит в собственность граждан, поэтому они могут его продавать, дарить, обменивать или выполнять другие действия, связанные со сменой владельца.

Важно! Для приватизации социального жилья нужно обращаться в жилищный департамент с паспортом, заявлением, договором соцнайма и документами, полученными от представителей БТИ, но обычно приватизация разрешается только для граждан, которые пользовались социальным жильем больше 5 лет.

Порядок получения соцжилья

Если граждане нуждаются в жилом помещении по разным основаниям, то для заключения договора соцнайма с представителем муниципалитета необходимо выполнить последующие действия:

  • получение информации от представителя жилищного отдела местной администрации о правилах постановки в очередь на получение социального жилья;
  • подготовка документов, к которым относятся паспорта или свидетельства о рождении граждан, выписка из домовой книги, справка из ЕГРН, подтверждающая отсутствие жилой недвижимости, а также справка о доходах;
  • если претендует на жилье инвалид или человек с хроническими заболеваниями, то подготавливаются документы, доказывающие данные факторы;
  • собранный пакет документов с правильно составленным заявлением передается представителю администрации;
  • документация изучается в течение месяца, после чего выдается письменный ответ;
  • если принимается положительное решение, то семья ставится на учет и в очередь на получение жилья от государства;
  • люди, принадлежащие к стандартным категориям населения, должны ожидать своей очереди, причем нередко приходится ждать несколько лет, но стандартно выдаются объекты через 2 года после подачи документов;
  • как только подходит очередь конкретной семьи, она получает решение о выдачи жилого объекта, причем в документе указывается дата предоставления квартиры или дома, а также период, за который нужно получить документацию;
  • составляется и подписывается договор соцнайма, в котором указываются все члены семьи нанимателя.

Только после выполнения всех этих действий граждане вселяются в новую квартиру, а также необходимо обратиться в Росреестр, чтобы зарегистрировать договор соцнайма.

Отказ в предоставлении социального жилья обычно обусловлен отсутствием нужной документации, наличием у граждан собственной недвижимости или выявлением доказательств того, что лица намеренно ухудшили свои условия проживания, чтобы получить недвижимость от государства.

Возможно ли принудительное выселение

Арендаторы могут самостоятельно съехать из социального жилья, если оно не отвечает требованиям законодательства или при появлении нового члена семьи. Добровольное расторжение договора приводит к тому, что граждане теряют право на получение нового объекта недвижимости на основании соцнайма.

Даже государство, представленное арендодателем, может в одностороннем порядке расторгнуть соглашение. Это возможно только при условии, если арендаторы нарушают условия документа. Обычно к причинам такого решения со стороны муниципалитета относится:

  • граждане отказываются оплачивать коммунальные услуги больше полугода или большего периода времени;
  • не поддерживается оптимальное состояние недвижимости, например, люди не желают проводить косметический ремонт;
  • нарушаются правила общественного порядка.

При принудительном расторжении договора граждане теряют право пользоваться жилым помещением, а также не смогут получить еще один объект для проживания. Хотя фактически люди могут вновь подать документы на постановку в очереди, но обычно они сталкиваются с отказом.

Кто имеет право на получения жилья?

Законодатель зафиксировал следующие категории граждан, которые могут претендовать на жилые помещения предоставляемые государства:

малоимущие — нуждающиеся в предоставлении жилья

семьи многодетные, в которых трое и более детей, к данной категории законодатель также относит и многодетных матерей-одиночек

При этом, важно, чтобы указанные семьи являлись малообеспеченными, малоимущими, претендующими на улучшение жилищных условий.

сотрудники определенных ведомственных структур, военнослужащих, сотрудников медицинских организаций, работников МЧС (спасателей), работников сферы ЖКХ, судей всех уровней, чиновников. Обязательно должен иметь место ведомственный фонд и действовать программы по обеспечению сотрудников служебным жильем

Более того, указанные категории граждан вправе приватизировать жилье, в случае если не реализовывали такое право раньше.

лица, имеющие тяжелые хронические заболевания. Перечень лиц относящихся к указанной категории установлен Министерством здравоохранения РФ, к ним относят лиц с тяжелыми психическими заболеваниями, заболеваниями ЦНС и другим лицам).

собственники аварийных жилых домов, жилых помещений в многоквартирных домах, дома которых признаны аварийным жильем и в будущем будут снесены.

сироты — выпускающиеся из детских домов, при обязательном факте отсутствия жилья принадлежащего по наследству, а также законных представителей, не лишенных в усыновленном законом порядке родительских прав. Также обязательным фактором, возврат не должен достигать 23 лет.

Указанный перечень граждан достаточно узок, но превалируют категории граждан, наиболее уязвимые. Важным обстоятельством является также, что жилье предоставляется в основном из числа квартир, стоящих на балансе регионального или муниципального фондов, соответственно указанное жилье предоставляется по договорам социального найма, с сохранением права граждан впоследствии провести приватизацию своего жилья.

ВНИМАНИЕ: не пропустите возможность консультации юриста бесплатно без телефона через комментирование — подписавшись на наш канал YouTube

Законодательное регулирование

Представление жилья с одновременным подписанием договора соцнайма возможно только с учетом требований законодательства. Основные сведения содержатся в разных статьях ЖК:

  • на основании ст. 49 ЖК по соцнайму выдаются жилые муниципальные объекты, а также они выдаются исключительно малоимущим и нуждающимся гражданам;
  • ст. 51 ЖК содержит список оснований, на основании которых лица признаются малоимущими, поэтому им предлагается жилье от государства;
  • в ст. 52 ЖК приводятся правила, на основании которых граждане ставятся на учет для получения социального жилья, а также указываются документы, которые придется подготовить;
  • ст. 54 ЖК включает причины, по которым гражданам не предоставляют социальное жилье;
  • по ст. 56 ЖК определяется порядок и причины для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье;
  • на основании ст. 57 ЖК применяются правила подписания договора соцнайма и получения жилого помещения во временное пользование;
  • ст. 58 ЖК устанавливает оптимальные нормы по площади на каждого члена семьи.

Если выдается комната в коммунальной квартире, то учитываются положения ст. 59 ЖК.

Основания для получения

Рассчитывать на социальную квартиру, выдаваемую муниципалитетом, могут исключительно граждане, которые действительно нуждаются в жилой недвижимости. К ним относятся следующие лица:

  • Малоимущие. В таких семьях доход на одного члена не превышает прожиточного минимума, а также у всех членов семьи отсутствует какая-либо недвижимость, предназначенная для постоянного проживания и прописки. Первоначально нужно официально оформить статус, а после подать заявление на получение социального жилья. Получить жилье можно даже при наличии собственной квартиры, но если ее квадратура меньше установленных норм или она находится в аварийном доме.
  • Внеочередные. Сюда включаются лица, которые могут рассчитывать на социальное жилье вне установленной очереди. К ним относятся люди с тяжелыми формами хронических заболеваний, которые не могут жить на одной жилплощади с другими лицами. К таким болезням относится эпилепсия, кишечные свищи или злокачественные новообразования с выделениями. Дополнительно к внеочередным лицам относятся граждане, проживающие в аварийном жилье, инвалиды первых двух групп, военные получившие травмы во время несения службы, ветераны ВОВ и лица, которые пострадали или потеряли жилье из-за катастроф или стихийных бедствий.

Власти каждого региона имеют право увеличивать количество граждан, которые могут получить социальное жилье.

Отказ в предоставлении жилья по договору о социальном найме

Предусмотрена возможность осуществить отказ со стороны государственных органов гражданам в постановке их на учет в качестве нуждающихся. Подобная возможность регламентирована ст. 54 ЖК РФ. В данной правовой норме указан исчерпывающий перечень оснований для осуществления подобного правомочия, в частности:

  • Если в уполномоченный орган нанимателем не предоставлены документы, которые являются обязательным условием для постановки на учет.
  • Если субъект правоотношений предоставил документы, но они не подтверждают статус, который позволил бы принять лицо на учет в качестве нуждающегося.
  • Если не истек срок, зафиксированный в ст. 53 ЖК РФ. В частности, речь идет о 5-летнем сроке, который ведется с момента совершения нанимателем правонарушения, что является детерминантой наложения определенных санкций на субъект отношений.

Решение об отказе гражданину в постановке на учет принимается только компетентным на то лицом. Постановление должно в обязательном порядке содержать в себе аргументированные основания, которые и послужили причиной подобного решения. Документ отправляется заявителю в течение трех рабочих дней после его принятия в письменной форме, заверенной подписями уполномоченного представителя государственной власти РФ. Наниматель, если не согласен с вердиктом, имеет законодательную возможность оспорить принятие подобного решения в судебной инстанции.

Кто имеет право на получение жилья по социальному найму?

На социальное жилье могут претендовать россияне, у которых есть официальное подтверждение их статуса. Это военнослужащие, малообеспеченные, некоторые специфичные категории граждан.

Малоимущие

Те, кто мало зарабатывает, входят в группу малоимущих граждан, купить жилье не смогут. Фактически, это люди, приблизившееся к черте бедности, спасти которых призвана специальная правительственная программа.

Внеочередные

В соответствии с определением категории, к ней принадлежат те, кто претендует на изменение условий проживания на основании своего особого положения. Это:

  • хронические больные с тяжелыми формами недуга;
  • проживающие в «густозаселенных» помещениях.

Вне очереди могут получить социальную квартиру россияне с 1, 2 группами инвалидности, ветераны ВОВ, беженцы или пострадавшие после стихийных бедствий.

Военные

Служащие по контракту военные, в силу обстоятельств оказавшиеся без жилья или прибывшие по долгу службы, также обеспечиваются квартирами по социальной программе. Это нормальная практика, поддерживаемая во всех регионах РФ.

Другие категории граждан

Перечень оснований для заключения договора по социальному найму корректируется на усмотрение местных органов власти. Часто туда включаются сироты, молодые специалисты, семьи с неполным составом и другие граждане.

Учетная норма площади жилого помещения в Ленинградской области

Учетная норма в Ленинградской области установлена в размере от 9 до 12 кв. м. (и 15 кв. м. для коммунальной квартиры) в зависимости от территории.

Размеры учетной нормы площади жилого помещения, установленные решениями законодательных органов местного самоуправления Ленинградской области на примере некоторых муниципальных образований:

  • город Сосновый Бор Ленинградской области — 12 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Собрания представителей муниципального образования «Город Сосновый Бор» Ленинградской области от 28.03.2005 N 35 (ред. от 28.10.2008);
  • Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области — 9 кв. м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 22.02.2006 N 34);
  • Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области — 9 кв. м. (Решение Совета депутатов муниципального образования Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области от 16.02.2006 N 33);
  • город Волхов Ленинградской области — 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Муниципалитета города Волхова Ленинградской области от 04.10.2005 N 38);
  • город Всеволожск — 10 и менее кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 26.05.2020 N 27);
  • Выборгское городское поселение Выборгского района Ленинградской области — 9 кв. м. (Решение Совета депутатов муниципального образования Выборгское городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 28.02.2006 N 43);
  • город Гатчина — 12,0 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования «Город Гатчина» Ленинградской области от 29.06.2005 N 22/1);
  • Кингисеппское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области — 9 и менее кв. м. общей площади на одного человека в отдельной квартире, жилых домах и 15 кв. м. и менее общей площади в коммунальной квартире (Решение Совета депутатов муниципального образования Кингисеппское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области от 10.02.2016 N 158).

Плюсы и минусы приватизации квартиры: нужно ли это делать?

Приватизация — процесс, при котором имущество, принадлежащее государству (например, жилое помещение), передается во владение индивиду, то есть частному лицу. В России с 1991 года такая возможность приобретения гражданами госжилья является бесплатной.

Начиная с 2002 года правительство РФ неоднократно заявляло о прекращении приватизационного процесса «на выгодных условиях», а также о переходе к платной приватизации.

Однако дата окончания разгосударствления на протяжении почти 15 лет все время отодвигалась: в итоге правительство обозначило последний день — 1 марта 2016 года.

До этого момента еще многие люди должны определить для себя: стоит или нет приватизировать жилье? Для этого следует рассмотреть данный процесс с разных сторон.

Что такое приватизация квартиры и для чего она нужна

Приватизация касается только нанимателей государственного или муниципального жилья. То есть люди, снимающие жилплощадь у физического лица (любого другого гражданина РФ), не попадают под рассматриваемую процедуру.

Также необходимо иметь регистрацию по местонахождению съемного помещения, иначе говоря — быть в нем прописанным — и договор социального найма.

  • граждане, которые участвовали ранее в приватизации (не касается лиц младше 18);
  • военнообязанные;
  • съёмщики аварийного (ветхого) жилья.

Если условия для процесса разгосударствления сохраняются, то в пору задуматься: нужно ли Вам недвижимое имущество в собственности? А отвечать надо, учитывая новый статус участника сделки — от нанимателя к собственнику — и, как следствие, новые права и обязанности, ведь, по сути, приватизация — не что иное, как переход права собственности на имущество.

Преимущества приватизации

1. Право собственности

Приватизировав квартиру или комнату, Вы получаете право распоряжаться ей так, как сочтете нужным:

Все эти действия с жильем может совершать лишь СОБСТВЕННИК, иными словами владелец квартиры.

Осуществить вышеуказанные процедуры с государственной недвижимостью съемщику не представляется возможным.

Внимание!

Некоторые разногласия возникают при разговоре о передаче жилья родственникам. Противники приватизации считают, что при наличии постоянной прописки в снимаемом жилье, можно и в дальнейшем передавать право пользования помещением родственникам. Отчасти это справедливо, особенно если потенциальные наследники также прописаны в квартире.

Тогда и после смерти одного из жильцов зарегистрированные лица продолжат проживать в квартире.

В противном случае могут появиться трудности: необходимо будет доказать свое фактическое проживание, чтобы получить право первоочередности на пользование помещением.

И все же, пользоваться — не значит распоряжаться: продать жилье такой «наследник» не сможет без приватизации. А ведь к тому моменту она может стать уже платной.

2. Невозможность выселения.

Право собственности свидетельствует не только о Ваших полномочиях распоряжаться имуществом по своему усмотрению, но и о том, что это самое имущество охраняется законом о частной собственности. Т. е. насильно выселить владельца из собственной квартиры гораздо сложнее, нежели нанимателя.

А за что могут выселить съемщика:

  • халатное обращение с помещением;
  • проживание незарегистрированных граждан;
  • фактическое отсутствие съемщика;
  • нарушение правил, и, как следствие, доставление значительных неудобств соседям;
  • задолженность по счетам ЖКХ (от 6 месяцев неуплаты).

Из всех перечисленных моментов, реальную опасность для владельца могут представлять последние два: допустим, что собственник задолжал некую сумму ЖКХ и платить не собирается. В подобной ситуации возможен вариант взыскания денежных средств, равных долгу, с собственника через продажу имущества.

Ну, а если в подобной истории окажется съемщик — его может ожидать выселение в помещение с худшими условиями. Впрочем, такой же итог возможен и в остальных обозначенных ситуациях.

Справедливости ради стоит сказать, что и в первом и во втором случае решение вопроса о выселении допустимо только в порядке судебного разбирательства.

3. Гарантия компенсации.

Важно!

Если дом признан аварийным — собственнику полагается денежная компенсация, равная рыночной стоимости недвижимости, или предоставление аналогичного помещения.

Сложнее дело обстоит с квартиросъемщиками: для того, чтобы получить другое жилье необходимо собрать пакет документов (о признании малоимущим в том числе) и встать на учет.

4. Кредитование под залог имущества.

Банки с большей охотой предоставят N-ную сумму в кредит, если залогом выступит недвижимость. Но если вдруг выплаты по кредиту производиться не будут, то этой самой недвижимостью и придется расплачиваться с кредитором.

Какие предлагаются квартиры

Основные правила предоставления жилой недвижимости приводятся в ст. 62 УК. Здесь указывается, что могут выдаваться дома или квартиры, а также части недвижимости.

Но при этом учитываются следующие нормы:

  • на одного гражданина выдается не меньше 33 кв. м.;
  • если семья состоит из двух людей, то предоставляется жилье от 42 кв. м.;
  • на каждого последующего члена семьи площадь увеличивается на 18 кв. м.

Муниципалитет может выделять объекты меньшей площади, если отсутствуют в фонде квартиры и дома нужной квадратуры, но такое уменьшение не может превышать 10% от нормы.

Справка! Нанимателем выступает один гражданин, но в квартире могут проживать все члены его семьи.

К особенностям социального найма относится то, что арендодателем выступает государство, срок аренды либо бессрочный, либо пролонгируемый ежегодно, а также плата строго фиксируется и тарифицируется.

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Понятие соцнайма

Он представлен специальным документом, на основании которого имущество, принадлежащее муниципалитету, передается во временное пользование гражданам. Предоставление жилья по договору социального найма положено исключительно лицам, остро нуждающимся в нем. Обычно выдается объект в бессрочное владение, но иногда представители местной администрации выдают квартиры на определенный срок.

Жилье, выдаваемое гражданам на основании договора соцнайма, должно отвечать некоторым требованиям жилищного кодекса

  • наличие статуса жилого объекта, а не нежилого помещения;
  • квартира должна быть изолированным объектом с одним входом, поэтому не допускается наличие проходных помещений;
  • невозможно предоставить на основании соцнайма общедомовое имущество.

Внимание! Основные требования к выдаваемой недвижимости приводятся в ст. 62 ЖК

Выдаются не только квартиры, но и частные дома, причем для этого учитываются нормы на всех членов семьи.

Иные нормы предоставления жилых помещений для отдельных категорий граждан

По общему правилу жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Социальное жилье предоставляется, как правило, в виде отдельной квартиры исходя из нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

Иные по размеру нормы предоставления могут устанавливаться для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых в соответствии с законодательством жилыми помещениями из государственного жилищного фонда (ч. 3 ст. 49, ч. 3 ст. 50 ЖК РФ).

Следует отметить, что существует целый ряд федеральных законов, которыми установлены иные нормы предоставления жилых помещений с учетом выполняемых отдельными категориями граждан профессиональных обязанностей и иных обстоятельств. Как правило, нормами таких законов устанавливается право отдельных категорий лиц на дополнительную общую площадь жилого помещения. В качестве примеров, приведем следующие:

  • Военнослужащий, имеющий воинское звание полковника, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями; командир воинской части; военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации; военнослужащий — преподаватель военной образовательной организации или военного учебного центра при государственной образовательной организации; военнослужащий — научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров (ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О статусе военнослужащих»);
  • Герои России имеют право на первоочередное улучшение жилищных условий при предоставлении жилья в домах государственного и муниципального, в том числе ведомственного, жилищного фонда с предоставлением при этом дополнительной жилой площади до 20 кв. м. (ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 (ред. от 30.12.2020) «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»);
  • Судьи имеют право на дополнительную площадь жилого помещения в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения при предоставлении жилого помещения в собственность (ст. 19.1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 08.12.2020, с изм. от 30.12.2020) «О статусе судей в Российской Федерации»);
  • Прокуроры имеют право на дополнительную площадь жилого помещения при предоставлении жилого помещения в собственность — в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения (ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020) «О прокуратуре Российской Федерации»);
  • Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);
  • Сотрудники Следственного комитета имеют право на дополнительную площадь жилого помещения при предоставлении жилого помещения в собственность — в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения (ст. 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 27.10.2020) «О Следственном комитете Российской Федерации»);
  • Сотрудники, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы) и выше, и граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (т.е. принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г.), имеющие такие специальные звания на день увольнения со службы в органах внутренних дел; сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания, и граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, имеющие на день увольнения со службы в органах внутренних дел ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров (ст. 7 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

  • 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
  • 2) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ;
  • 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.