Оглавление
РФ – социальное государство.
Задание: найти положения, которые характеризуют РФ как…
(пример задания № 16 на ЕГЭ).
Именно так может звучать вопрос, в ответе которого необходимо показать знания о том, какой страной является РФ.
Предлагаю ряд статей, в которых объясню, как выполняется задание № 16 (по Конституции РФ), если вопросы связаны с основами конституционного строя (глава № 1 Конституции).
РФ – социальное государство.
РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья № 7 Конституции).
Направления политики по созданию достойных условий:
- охрана труда и здоровья людей,
- установление гарантированного минимального размера оплаты труда,
- государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,
- поддержка инвалидов и пожилых граждан,
- развитие системы социальных служб,
- установление государственных пенсий, пособий,
- иные гарантии социальной защиты.
К признакам социального государства можно добавить следующие:
- высокий уровень экономического развития страны, в результате чего происходит перераспределение доходов, поддерживаются малообеспеченные слои населения, но не ущемляются и права крупных собственников;
- разработка государством социальных программ, улучшающих качество жизни (например, программа «Доступная среда» и др.);
- создание доступных систем образования, здравоохранения и социального обеспечения.
- социальная ответственность государства перед обществом;
- развитое законодательство, в котором в полной мере отражена социальная политика;
- формирование гражданского общества, когда граждане принимают активное участие в поддержке малообеспеченных граждан (например, сбор денег на лечение больных детей);
- создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями, предоставление условий для их наиболее полной самореализации;
- ослабление социального неравенства;
- предупреждение социальной напряженности и конфликтности.
Рассмотрим примеры задания № 16.
Пример № 1.
16.Согласно Конституции РФ‚ наша страна является социальным государством. Выберите в приведённом списке черты, характеризующие социальное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан РФ
2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства
3) установление гарантированного минимального размера оплаты труда
4) обеспечение государственной поддержки семьи
5) укрепление обороноспособности страны
Ответ: 134.
Пояснение.
1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан РФ — да, именно на это направлена социальная политика государства.
2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства — нет, неверно, это особенности государства как демократического.
3) установление гарантированного минимального размера оплаты труда — да, это отмечено в статье № 7 Конституции РФ.
4) обеспечение государственной поддержки семьи — да, верно, поддержка материнства, отцовства, детства – одна из задач социального государства.
5) укрепление обороноспособности страны — нет, неверно, это не социальная политика, а направление внешней политики.
Пример № 2.
16.Согласно Конституции РФ, наша страна является социальным государством. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие социальное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установление гарантированного минимального размера оплаты труда
2) государственная поддержка материнства и детства
3) отсутствие государственной обязательной религии
4) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь гражданам РФ
5) курс на постепенное укрепление национальной валюты
Ответ: 124.
Пояснение.
1) установление гарантированного минимального размера оплаты труда
2) государственная поддержка материнства и детства
3) отсутствие государственной обязательной религии – нет, это особенности светского государства.
4) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь гражданам РФ
5) курс на постепенное укрепление национальной валюты – нет, это экономическая политика страны.
Взаимоотношение между церковью и государством в РФ
Согласно статье 14 второй части Конституции РФ религиозные объединения имеют равенство перед законом. Данное положение необходимо рассматривать шире, чем его буквальное значение. Здесь предполагается равенство как отдельных объединений, так и религий в целом. Анализируя принцип равноправия невозможно избежать вопроса присутствия исторических и социальных условий развития религий в нашей стране. Православие является ведущей конфессией, что в России сложилось в ходе истории. Сегодня большая часть верующих людей в РФ – православные. Подобную особенность отмечает преамбула ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Преамбула отражает положение, что ФЗ был принят при условии действия РФ в качестве светского государства, где признается особое значение православия в истории страны, в ее становлении и развитии. Одновременно с этим необходимо уважение к другим христианским религиям, включая буддизм, ислам, иудаизм, поскольку они составляют неотъемлемый элемент исторического наследия народностей России.
Замечание 4
В основе официальной позиции православной церкви, включая ее отдельных представителей, лежит то, что базовой составляющей отношений государства и церкви в светском государстве должна являться не концепция их противопоставления, а гармония и согласие.
С провозглашением отделения государства от церкви нельзя проводить политику конфессионального безразличия, где власть страны будет находиться в позиции атеизма. Концепция гармонии и согласия с государственной властью должна быть распространена на любую религию и конфессию, которые сотрудничают с ней ради интересов людей и соблюдают Конституцию и законы РФ.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Комментарий к ст. 7.7 КоАП
1. Объект правонарушения — отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности населения и территорий.
Обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом от 27 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». При этом следует учитывать положения Приказа Минтранса РФ от 24 июля 2002 г. N 101 «О реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Указанные акты содержат основные понятия, необходимые для правильного применения комментируемой статьи.
Водохозяйственный объект — сооружение, связанное с использованием, восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов.
Водохозяйственная деятельность — деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием, восстановлением и охраной водных объектов.
Безопасность гидротехнических сооружений — это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях (бездействии), приведших к повреждению гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки, а также централизованной или нецентрализованной системы питьевого водоснабжения или системы водоотведения городов и сельских поселений.
Критериями безопасности гидротехнического сооружения являются предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.
Для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора.
Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон и округов санитарной охраны в порядке, предусмотренном Правительством РФ (см. Санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 26 февраля 2002 г.).
Использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ВК РФ.
На территории, где отсутствуют поверхностные водные объекты, которые могут быть использованы для хозяйственных и других целей, и имеются достаточные запасы подземных вод, пригодных для питьевого водоснабжения, органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда и с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр могут в исключительных случаях разрешать использование этих вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.
Порядок использования водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения регулируется водным законодательством РФ.
Кроме того, при централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.
При нецентрализованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения граждане и юридические лица вправе осуществлять забор воды непосредственно из поверхностных и подземных водных объектов в соответствии с ВК РФ.
3. Субъекты рассматриваемого состава правонарушения — граждане и юридические лица — собственники гидротехнического сооружения или эксплуатирующие его, а также должностные лица, на которых возложена обязанность по обеспечению исполнения правил безопасной эксплуатации объектов, перечисленных в ст. 7.7.
Особенности 7 статьи ТК РФ
Чтобы хорошо понять суть 7 статьи Трудового кодекса, разберём её основные особенности:
- Текст статьи имеет запрещающий характер. Однако он не только выражает, что именно орган самоуправления делать не может или что не входит в его полномочия. В тексте статьи присутствует фраза примерно такого вида: «вправе принимать те акты, на которые у органа имеются полномочия». То есть статья также и определяет возможности органа (разрешает ему принимать соответствующие акты без вмешательства федеральных органов).
- Одна из важнейших особенностей 7 статьи Трудового кодекса РФ – реформы в сфере образования. Органы местного самоуправления имеют право на создание образовательных учреждений или организаций. Помимо этого они также могут осуществлять финансовое обеспечение учреждений, изменять программу обучения. Однако местное самоуправление в любом случае обязано снабжать школы и университеты всем, без чего не обойтись в учебном процессе.
- Орган местного самоуправления может наделяться государственными, федеральными полномочиями только при помощи законов, определённых для субъектов страны. Этот процесс не может осуществляться за счёт других нормативных актов или законов – в таком случае полномочия органа будут считаться противозаконными.
- Органы местного самоуправления могут нести полномочия государственных органов, только если на это им выделено достаточно денежных средств с бюджета. В случае если каких-либо ресурсов будет недостаточно, органы самоуправления не несут никаких обязательств.
- В некоторых случаях полномочия могут передаваться между органами самоуправления за счёт бюджета органов. Органы заключают между собой соглашения и договоры, а потом распределяют обязанности.
Нарушения полномочий
В случае если местное самоуправление не смогло выполнить свои обязательства или вышло за рамки своих полномочий, то необходимо обратиться в суд. Он постановит, является ли правильной деятельность органа. Если орган нарушил свои полномочия, суд признает его виновным и наложит на него определённые санкции.
Пример задания ЕГЭ по вопросу о социальном государстве
Российская Федерация – это социальное государство. Из предложенного списка выберите те особенности, которые определяют социальное государство:
- формирование условий для наиболее качественных условий жизни граждан;
- учреждение институтов, которые способны обеспечить демократические улучшения в государстве;
- принятие минимального гарантированного уровня оплаты труда;
- предоставление поддержки семей со стороны государства;
- усиление государственной обороноспособности.
Ответ: 134.
Объяснение ответа:
- формирование условий для наиболее качественных условий жизни граждан (да, так как это главный приоритет социальной политики);
- учреждение институтов, которые способны обеспечить демократические улучшения в государстве (нет, так как это характеристика демократического государства, а не социального);
- принятие минимального гарантированного уровня оплаты труда (да, так как эта характеристика социального государства указывается в Ст. 7 Конституции);
- предоставление поддержки семей со стороны государства (да, так как это считается одной из первенствующих задач при построении социального государства);
- усиление государственной обороноспособности (нет, так как это характеристика внешней политики государства, а не социальной).
Человек и общество
- 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
- Основные понятия по теме «Человек»
- Базовые термины по блоку «Общество»
- Основные термины по разделу «Познание»
- Список понятий по блоку «Культура»
Эссе по обществознанию
- Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
- Структура, план, шаблон для эссе
- Аргументы для эссе по всем темам
- Клише для эссе по любому высказыванию
- Критерии оценивания эссе
- Как писать эссе по обществознанию с нуля?
ЕГЭ по обществознанию
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
- 50 примеров сложных планов по блокам
- Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
- Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
- Помесячный план подготовки к экзамену
- Как правильно решать задание с определением
ОГЭ по обществознанию
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
Выбери ответ
РФ – социальное государство
Опубликовано: 01.09.2008 |
Рубрика: Юриспруденция » Конституционное право »
Статья 7 Конституции РФ:
1. РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный МРОТ, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Цели социального государства:
- сглаживание социального неравенства;
- помощь слабым (неимущим);
- влияние на распределение социальных благ по принципу справедливости (рост благосостояния);
- обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Направления социальной политики:
- охрана труда и здоровья — цель — полная занятость населения независимо от пола, национальности; оплата обучения, переквалификации; пособия по безработице — ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» от 17.07.1999 — приоритет жизни и здоровья работников, государственное управление охраной труда;
- поддержка семьи, материнства, детства, отцовства, инвалидов и пожилых граждан, детей-сирот;
- установление социальных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты — ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001; решение проблемы бедности, которая все больше перерастает в проблему нищеты.
- развитие системы социального обслуживания:
ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 — социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6) социальные приюты для детей и подростков;
7) центры психолого-педагогической помощи населению;
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 — всеобщий обязательный характер социального страхования, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц — обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Особенности социального государства
К основополагающим признакам социального государства относятся:
- формирование правительством общественных программ, которые способствуют улучшению качества жизни граждан;
- уменьшение общественного неравенства;
- высокая степень развития экономики, которая способствует правильному государственному перераспределению средств, поддержке малообеспеченных слоёв при сохранении прав крупного бизнеса;
- формирование легкодоступной среды для инвалидов, обеспечение условий для их максимально глубокой самореализации;
- строительство общедоступных учреждений образования, общественного обеспечения, учреждений здравоохранения;
- профилактика общественной напряжённости;
- ответственность правительства перед народом;
- воспитание гражданского общества, при котором граждане могут активно участвовать в защите своих прав и поддерживать малообеспеченных сограждан.
- сформированное законодательство с качественно продуманной общественной политикой.
Россия как светское государство
Ст. 14 Конституции РФ признает нашу страну светским государством, поэтому данное положение можно считать определяющим в отношении государства к религии.
Если взять во внимание светскую природу нашей страны, то здесь религиозные объединения отделяются от государства. Это характеризуется тем, что, в первую очередь, никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной (государственной)
Во-вторых, государство не имеет права возложить ни на одну религиозную организацию функции государства, вмешиваясь в их деятельность.
Замечание 2
Таким образом, в основе отношений религии и государства в РФ лежит взаимное невмешательство.
Концепция светского государства получила развитие в прочих конституционных нормах, включая федеральные законы. Конституция РФ провозглашает равноправие и свободу разных вероисповеданий, религиозных направлений и конфессий (статьи 19 и 28). Федеральными законами дается гарантия свободы совести, невмешательства церквей, религиозных объединений в работу государства, местного самоуправления (и наоборот).
То, что РФ светское государство на практике не исключает возможности для предоставления льгот и оказания требуемой материальной помощи церквям и религиозным объединениям, включая цели обеспечения прав религиозных меньшинств. Тем не менее, законодательно должны быть даны гарантии равных прав для любых религиозных объединений в случае получения определенных льгот и материальной помощи.
Порядок и характер взаимоотношения религиозных объединений и государства с обществом определяет № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Статья 4 данного Закона конкретизирует конституционный принцип, который касается отделения религиозных организаций от государства. В нем определены отношения между государством и религиозными объединениями. Если придерживаться этого принципа, то РФ в качестве государства не должна:
- вмешиваться в определение гражданами собственного отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание родителями ребенка (лицами, которые их заменяют) в зависимости от своих убеждений и учитывая детские права на свободу совести и вероисповедания;
- возлагать на религиозные объединения функции государственных органов власти, других органов и учреждений страны, включая органы местного самоуправления;
- вмешиваться в работу ни одного из религиозных объединений, если эта работа не вступает в противоречие с федеральным законодательством;
- отказываться от обеспечения светского характера образования в государственных и муниципальных организациях образования.
Замечание 3
Отделение любой религиозной организации от государства не должно повлечь за собой ограничения никаких прав участников этих организаций. Они могут в качестве граждан принимать участие вместе с другими в управлении делами страны, выборах, работе политических партий или движений и др.
При наличии просьб религиозных организаций определенные органы государственной власти в РФ имеют право на объявление религиозных праздников нерабочими (праздничными) днями на некоторых территориях. Так, в нашей стране такой нерабочий праздничный день признан 7 января (Рождество Христово).
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Комментарий к Ст. 7 УК РФ
1. Комментируемый принцип, будучи выражением этической категории, исходит из признания ценности человека как личности, уважения его достоинства, стремления к благу человека как цели общественного прогресса. Его специфическое уголовно-правовое содержание проявляется в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектах. Во-первых, проявление гуманизма в отношении к человеку как важнейшему объекту уголовно-правовой охраны (ч. 1 комментируемой статьи) и, во-вторых, проявление гуманизма по отношению к виновному лицу (ч. 2 этой статьи).
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)
Положение об обеспечении уголовным законодательством безопасности человека означает указание на приоритетную задачу УК — охрану человека, его жизни, здоровья, достоинства, прав и свобод, собственности от преступных посягательств (см. коммент. к ст. 2).
2. В ч. 2 комментируемой статьи закрепляется гуманность наказания субъекта преступления и применения к нему иных мер уголовно-правового характера, это следует из конституционных положений о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции) и что ограничение прав человека должно носить основанный на законе ограниченный характер (ст. 55 Конституции). Поэтому строгие меры наказания, применяемые за тяжкие преступления (например, длительные сроки лишения свободы), сочетаются как с применением наказаний, не связанных с изоляцией от общества, так и с расширением институтов условного осуждения, освобождения от ответственности и наказания, применяемых к лицам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести. Принцип гуманизма предполагает также установление в уголовном законе и применение принудительных мер, минимально необходимых для защиты личности, общества и государства от преступных посягательств и предупреждения преступлений (см. также ст. 8 УИК о принципах уголовно-исполнительного законодательства: дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием).