Статья 286. уголовного кодекса рф. превышение должностных полномочий

Когда полномочия превышены

Процесс превышения статья уголовного закона определяет, как преступные действия или бездействия, направленные на выход за рамки, установленные для того или иного сотрудника. При этом носит такое деяние материальный характер, предусматривая по ст. 286 ч. 1 УК РФ необходимость наступления негативных последствий.

Объект преступления, это обязательно деятельность аппарата государственного управления и местных органов власти.

Говоря о том, как проявляется рассматриваемое деяние, следует обозначить ряд признаков, которые демонстрируют именно превышение полномочий, а не иные нарушения, связанные с должностной деятельностью:

  • превышать пределы компетенции, значит, выходить за рамки, то есть осуществлять действия, нарушающие интересы лиц, не предусмотренные по должностной инструкции;
  • потерпевшим может быть только лицо, в отношении которого субъект был вправе применять свои полномочия;
  • нарушение должны быть существенными.

Степень и характер самого деяния, последствия такового будут определяться обстоятельствами дела, количеством пострадавших и действиями, совершаемыми в целях реализации преступного умысла.

Кроме того новая редакция кодекса будет предусматривать дополнительные квалифицирующие признаки, а именно применения насилия или опасных предметов, наступление тяжких последствий (смерть, вред здоровью, материальный убыток и так далее). Убийство при использовании положения по службе будет при этом иметь другую квалификацию.

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции по статье

Как можно квалифицировать действия работника полиции в следующей ситуации: Работник полиции выезжает на место происшествия по вызову своих родственников находясь не при исполнении. Производит осмотр места происшествия, фотографирование, сбор улик в пользу родственника и передает их прибывшему позже участковому. Другой стороне конфликта угрожает обязательным лишением свободы, озвучивая номер статьи 119, грубит, делает движения головой имитируя, что нанесет удар, демонстрирует свою безнаказанность и утверждает что он при исполнении. Каким образом можно добиться наказания для данного сотрудника и в чем его можно обвинить? Можно ли обвинить по статье за превышение должностных полномочий? Как подать жалобу в следственный комитет?

Ответ юриста: Здравствуйте, Яна! На теоретическом уровне полицейский сделал грех Статья 286. Превышение должностных возможностей 1. Совершение должностным лицом действий, очевидно выходящих за границы его возможностей и повлекших существенное нарушение прав и легитимных интересов людей либо организаций или охраняемых законом интересов общества либо страны, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тыщ рублей либо в размере зарплаты либо другого дохода осужденного за период до 6 месяцев, или лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, или принудительными работами на срок до 4 лет, или арестом на срок от 4 до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до 4 лет. Но обосновать это будет достаточно тяжело. Я бы Вам рекомендовал обратиться с заявлением в СК РФ по Вашему субъекту с просьбой провести проверку. Не факт, но если есть подтверждения может выстрелить. ________________________________________

Отграничения от смежных составов преступления

Для того, чтобы определить преступление как превышение должностных полномочий, все из перечисленных выше особенностей должны быть применимы к ситуации. Если хотя бы один из них отсутствует, тогда нужно искать другой, смежный или схожий по фабуле состав.

Есть несколько ситуаций, в которых можно перепутать превышение служебных полномочий и иные составы преступлений

Особенное внимание во время квалификации нужно обратить на:

  1. Случаи, когда субъект не имеет прямого умысла Иногда случается, что должностное лицо не знало и не могло знать про определённые ограничения своих прав и обязанностей. Если это незнание было честным, и негативные последствия совершённого правонарушения были минимизированы или нивелированы самим преступником, то говорить о квалификации по статье 364 Уголовного кодекса нерационально. Тем не менее, закон не освобождает такого субъекта от ответственности. Его действия просто будут квалифицироваться по статье «халатность» и лицо получит меньшее наказание за своё деятельное покаяние.
  2. Ситуации, в которых субъект изначально использовал незаконные методы воздействия, не связанные с его полномочиями Когда сотрудник правоохранительных органов использует силу, депутат – обманывает, или судья – угрожает, это нельзя называть превышением служебных полномочий. В данном случае происходит грубое нарушение служебной этики и правил поведения должностного лица, которое привело к нарушению прав и законных интересов других лиц. Такие действия квалифицируются как более общественно опасные и попадают под действие других статей Уголовного кодекса.
  3. Преступления связанные с превышением полномочий, которые переросли в более тяжёлые правонарушения В определённых ситуациях преступление может начинаться, как превышение служебных полномочий, но в ходе событий должностное лицо начнёт применять методы, которые не могут квалифицироваться по статье 364.В таком случае у суда есть несколько путей решения вопроса: или разделить эпизоды и квалифицировать их по разным статьям, или объединить их в один. Если судья выбрал второй путь, тогда из всех статей выбирается самая общественно опасная, которая влечёт за собой наибольшее наказание. В таком случае превышение служебных полномочий будет выступать как отягчающее обстоятельство, которое может повлиять на увеличение степени санкций.

Превышение служебных полномочий сложно поддаётся правовой квалификации. Даже опытные специалисты стараются подготовить объёмную доказательную базу и прояснить правовую позицию множеством нормативно-правовых актов и Решений Верховного Суда, чтобы быть уверенным в выигрыше дела.

Границы компетенции

Говоря о компетенции должностных лиц, установить точный перечень возможностей нельзя, поскольку всё будет определяться конкретно занимаемым постом. Однако законодатель предусматривает разделение возможностей лиц по группам, которые подлежат градации согласно основным функциям госслужащих.

Итак, говоря о конкретных возможностях и границах применения таковых, следует рассмотреть три основные группы:

Представительство. Здесь речь идёт о представление трёх ветвей власти, интересов таковой. Действия в такой ситуации носят распорядительный характер и распространяются на лиц, стоящих ниже по службе

При этом важно отсутствие факта служебной зависимости таких субъектов. Примером реализации данного варианта выступает работа в правоохранительных органах, будь то следствие или суд.
Административные и хозяйственные мероприятия

Здесь рассматривается вариант работы, связанной с управлением имуществом государства. Осуществляться такая деятельность может в самих органах власти, учреждениях, принадлежащих таковым, магазинах, складах и так далее.
Организация и распоряжение. Данный вариант предполагает организацию и обеспечение деятельности иных сотрудников органов власти. То есть сюда входит работа с кадрами, проверка исполнительной составляющей деятельности, организация труда, определение условий заработной платы, осуществление увольнения и так далее.

Одновременно органы власти предполагают функционирование всех трёх групп, что требуется распределения прав и обязанностей между несколькими субъектами. Должность и определяет границы возможностей, точно прописанных в законах и инструкциях.

Методика расследования

Для следствия при расследовании в первую очередь необходимо сформировать состав преступления. Это первая стадия, которая приводит к возбуждению дела. Однако дальнейшие действия также будут иметь значение, чтобы производство сохранило силу и не развалилось.

Следственные действия будут определяться не только общими принципами осуществления расследования, но и способами совершения преступного посягательства.

Говоря о методике расследования, следует обозначить ряд следственных мероприятий, который позволят получить необходимую для раскрытия преступления информацию:

  • Осмотр и описание места происшествия, а также исследование средств и предметов, связанных с преступлением.
  • Допросы. Такие действия следует проводить сразу со всеми, кто имеет отношение к произошедшему, если такие лица установлены (пострадавший, виновный, свидетели).
  • Обыск и выемка. Здесь допускается принудительное истребование документации и предметов.
  • Арест имущества, но только при необходимости проведения такового.

Завершаются первоначальные действия задержанием подозреваемого и допросом такового. Далее принимаются меры, предполагающие либо дополнительное расследование, либо передачу дело в суд с предъявлением обвинения.

Таким образом, рассматриваемое деяние предполагает широкий перечень способов реализации посягательства, специальный объект и субъект, а также несколько видов санкций, варьирующих со штрафа до тюремного срока.

Текст

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

(в редакции Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Криминалистическая характеристика

Криминалистическая характеристика – это глубокий анализ всех положений дела, который позволяет признать факт правонарушения свершившимся определённым способом и в определённых обстоятельствах. Такой вид анализа строго системен, и требует комплексного подхода. Криминалистическая характеристика превышения служебных полномочий состоит из нескольких этапов:

  1. Личность преступника Только должностное лицо, которое постоянно или временно исполняет эти обязанности.
  2. Способы подготовки к преступлению Это могут быть переговоры с заинтересованными третьими лицами, в пользу которых будет совершаться нарушение (за вознаграждение). Также подготовкой к преступлению такого рода считается выжидание, сбор сведений и изъятие необходимых документов.
  3. Личность пострадавшего Это может быть физическое или юридическое лицо, или же общество в целом, если нанесённый вред нельзя конкретизировать и он нарушает права сразу группы лиц. Нужно указать, была ли у преступника цель навредить именно этому пострадавшему, или между субъектами связи нет.
  4. Предмет преступного посягательства Права и законные интересы людей, которые были нарушены для обогащения, власти или других личностных факторов.
  5. Обстановка совершения преступления Осуществлялось ли давление на субъектов, использовались ли обман, мошенничество, угрозы. Тут же нужно учесть, был ли преступник в здравом уме, когда совершал преступление, или имел место аффект, алкогольное или наркотическое опьянение. Учитывается также психоэмоциональное состояние сторон и мотив преступника.
  6. Последствия преступления Был ли нанесён реальный вред реальным субъектам. Даже если негативные последствия исключительно гипотетические, субъект всё равно понесёт наказание, потому что для этого вида преступлений действий, направленных на нарушение прав и интересов уже достаточно.

Превышение служебных полномочий – это одна из категорий коррупционных преступлений. С 2015 года в Украине законодатель начал относиться намного строже к этому виду правонарушений. Повышаются санкции, расширяется субъектная составляющая.

Другой комментарий к Ст. 285.3 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, наряду с деяниями, предусмотренными ст. 292 и ч. 1 ст. 292.1 УК, является частным случаем злоупотребления должностными полномочиями.

2. Предметом преступления являются, во-первых, единые государственные реестры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, во-вторых, подлежащие в соответствии с этим законодательством обязательному хранению документы, на основании которых в соответствующие реестры вносятся записи и (или) изменения.

3. В настоящее время в Российской Федерации законодательно предусмотрено существование двенадцати единых государственных реестров. Любой из них представляет собой систематизированный свод сведений, представленных в электронном виде и на бумажных носителях формирование и ведение которого осуществляются соответствующим федеральным органом исполнительной власти в публичных и частно-публичных целях (контрольных, фискальных, правоустанавливающих). Предметом преступления выступают все эти реестры, за исключением Государственного кадастра недвижимости (см. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и комментарий к ст. 170 УК РФ). Это: а) единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), б) единый государственный реестр юридических лиц, в) единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, г) единый государственный реестр автомобильных дорог, д) единый государственный реестр прав на воздушные суда, е) единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, ж) единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, з) единый государственный реестр субъектов страхового дела, и) единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к) единый государственный реестр лотерей, л) единый государственный реестр сертификатов ключей подписей.

4. Круг и содержание подлежащих обязательному хранению документов, на основании которых в единые государственные реестры вносятся записи и изменения, определяется законами, предусматривающими создание и ведение соответствующего реестра, а также принятыми во их исполнение подзаконными нормативными правовыми актами. Документы могут исходить от органа, отвечающего за ведение единого реестра (например, свидетельство), и от третьих лиц (участники подлежащей регистрации сделки представляют текст соответствующего договора и ряд иных документов в регистрирующий орган).

5. Объективная сторона преступления выражается альтернативно в следующих действиях: а) внесение в реестр заведомо недостоверных сведений; б) уничтожение документов, на основании которых в реестр были внесены запись или изменение; в) подлог таких документов.

6. Преступление окончено в момент фактического искажения данных единого реестра либо уничтожения соответствующего документа.

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В отличие от общих норм о должностном злоупотреблении и служебном подлоге мотивы на квалификацию не влияют.

8. Субъект преступления специальный — должностное лицо (см. комментарий к ст. 285 УК РФ). Государственные служащие, не являющиеся должностными лицами, из корыстной или иной личной заинтересованности совершившие подлог официальных документов, являющихся составной частью соответствующего единого реестра, несут ответственность по ст. 292 УК РФ.

Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями

Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:

Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности

В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.

Злоупотребление должностными полномочиями: состав преступления

По статье за злоупотребление наказывают должностных лиц. Это сотрудники госорганов, органов местного самоуправления, госучреждений, государственных корпораций и компаний, МУПов и ГУПов, акционерных обществ, контрольный пакет акций в которых принадлежит РФ, а также служащие Вооруженных сил России. Функции представителя власти они могут выполнять временно, постоянно или по специальному полномочию. Кроме того, к должностным лицам относят тех, кто выполняет в указанных учреждениях организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Под исполняющими функции представителя власти подразумеваются лица, которые наделены правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также те, кто наделен полномочиями в отношении граждан, не находящихся от них в служебной зависимости.

Что относится к организационно-распорядительным функциям:

  • руководство сотрудниками;
  • формирование кадрового состава;
  • определение перечня функций для работников;
  • применение поощрительных или дисциплинарных мер.

Решения должностных лиц имеют юридическое значение.

Под административно-хозяйственными функциями понимают:

  • распоряжение бюджетом учреждения;
  • принятие решений о начислении зарплаты, вознаграждений;
  • учет и контроль за расходованием средств.

Если говорить о ВС РФ, начальники делятся на две категории: по служебному положению и по званию. В первом случае это руководители, которым военнослужащие подчинены по службе. Начальники по званию прописаны в статье 36 Устава внутренней службы ВС РФ.

Под государственными должностями понимают те, которые определены в Конституции РФ и других федеральных законах и подразумевают непосредственное исполнение полномочий федеральных государственных органов.

При этом стоит различать преступные деяния должностных лиц от злоупотреблений начальников коммерческих и иных организаций, для которых меры ответственности прописаны в ст. 201 ГК РФ.

Рассмотрим объективную сторону состава преступления злоупотребления должностными полномочиями. Он имеет 3 важных признака:

  • действие или бездействие человека с использованием служебных полномочий, но вопреки интересам службы;
  • как последствие — нарушение прав и интересов граждан;
  • связь между действиями и последствиями.

Под использованием полномочий понимают действия, которые связаны с обязанностями по службе, однако вызваны не служебной необходимостью, а желанием наживы, и противоречат целям и задачам госслужбы. В качестве примера можно привести ситуацию, когда представитель власти из личной заинтересованности выполняет свои привычные обязанности, однако при отсутствии обязательных условий или оснований — сотрудник ГАИ выдает права человеку, не сдавшему экзамен по вождению.

Ответственность также наступает за намеренное неисполнение обязанностей, если бездействие непосредственно связано с получением незаконного вознаграждения. Еще один вид нарушений — это использование полномочий для неправомерного продвижения по карьерной лестнице, выдачи поощрений, покровительства.

Второй комментарий к Ст. 286 УК РФ

1. В качестве дополнительного объекта выступают права и законные интересы граждан и организаций, а при обстоятельствах, предусмотренных в ч. 3 ст. 286 УК, и здоровье граждан.

2. Объективная сторона характеризуется совершением действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица, и наступлением общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Если при должностном злоупотреблении виновный незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему полномочия, то при превышении должностных полномочий он совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Поэтому при квалификации деяния по ст. 286 УК необходимо точно установить объем полномочий должностного лица, определенный законом, уставом, инструкцией, приказом или иным нормативным актом, и выяснить, какие конкретно нормативные положения были нарушены и в чем выразились нарушения.

4. Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении действий:

1) относящихся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по рангу; данного или другого ведомства);

2) которые могли бы быть совершены данным должностным лицом, но лишь при наличии особых условий, отсутствовавших в реальной ситуации (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц; задержание лица при отсутствии оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ);

3) составляющих исключительную компетенцию коллегиального органа, но совершенных должностным лицом единолично (например, единоличное составление вердикта о виновности подсудимого старшиной присяжных заседателей);

4) которые никем и ни при каких условиях не могут быть совершены, поскольку не входят в компетенцию никого из должностных лиц (например, производство начальником охраны государственного учреждения личного обыска его сотрудников) (п. 19 постановления от 16.10.2009).

5. Преступление следует считать оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

7. Субъект преступления — должностное лицо, не занимающее государственных должностей либо должности главы органа местного самоуправления.

8. Квалифицированный состав данного преступления (ч. 2) характеризуется его совершением лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или должность главы органа местного самоуправления (см. комментарий к ч. 2 ст. 285 УК).

9. Особо квалифицированный состав (ч. 3) предполагает совершение данного преступления:

а) с применением насилия или угрозы его применения; б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий.

Применение насилия означает физическое воздействие на потерпевшего путем причинения ему побоев, физической боли, легкого или средней тяжести вреда здоровью, лишения свободы и т.п.

Угроза применением насилия — это психическое воздействие, при котором должностное лицо запугивает потерпевшего реальным применением любого физического насилия, вплоть до угрозы убийством.

Применение оружия или специальных средств означает их фактическое использование для физического или психического воздействия на потерпевшего: для устрашения (например, выстрелы поверх голов), для причинения физической боли или вреда здоровью, для ограничения личной свободы потерпевшего и т.д.

Под оружием понимаются предметы и устройства, отнесенные к оружию в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» (подробнее характеристику оружия см. при анализе ст. 222 УК).

Под специальными средствами понимаются водометы, слезоточивые газы, наручники, резиновые палки, специальные транспортные и иные технические средства поддержания общественной безопасности, правопорядка и личной безопасности граждан, состоящие на вооружении полиции, внутренних войск, иных государственных и муниципальных органов (п. 20 постановления).

10. О причинении тяжких последствий см. комментарий к ч. 3 ст. 285 УК.