Статья 286.1. неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа

Оглавление

Криминалистическая характеристика

Криминалистическая характеристика – это совокупность типовых признаков и свойств определенного преступления. Так как в случае с превышением полномочий основой преступления есть материальный состав, будет осуществляться криминалистическая экспертиза, направленная на поиск доказательств факта нанесения материального ущерба.

Очень важна криминалистическая характеристика при нанесении чиновником вреда здоровью или при факте удержания против воли граждан. В данном случае поиск доказательств будет базироваться на наличии у жертвы следов физического воздействия и, конечно же, на сведениях потерпевшего.

Представленные экспертами-криминалистами улики позволят следователю сформировать четкую картину происшествия и связать последствия с действиями должностного лица.

Превышение должностных полномочий ст 285 УК РФ судебная практика

На сегодня судебная практика указывает, что превышение полномочий будет произведенным явно, когда лицо совершит деяние, которое может выполнять только другое должностное лицо, если человек совершил действие, которое имел право выполнять только при определенных условиях, а их не было.

Скачать текст статьи можно здесь:

Также суд укажет, что был перейден предел дозволенного, если выявится, что виновный совершил действие, которое не имел право делать ни при каких обстоятельствах. То есть все указанные случаи подпадают под действие ст. 286, которая удобна для ознакомления с комментариями.

Применение спецсредств

Оно предполагает фактическое использование различных предметов, способных причинить вред здоровью. Например, это может быть удар дубинкой, выстрел и пр. Применение спецсредств — это не только физическое, но также психическое влияние на потерпевшего. Оно может выражаться в ударе дубинкой рядом с рукой субъекта, выстреле мимо, но в непосредственной близости от потерпевшего, если угроза попадания воспринимается пострадавшим как реальная. Если виновный только демонстрирует спецсредство или оружие, что не представляет серьезной угрозы для другого гражданина, поведение виновного при наличии оснований квалифицируется по п. «а» части 3 рассматриваемой нормы. Для вменения наказания необходимо, кроме прочего, установить, что применение оружия либо других спецсредств осуществлялось вопреки установленным пределам, условиям их использования.

Примеры из судебной практики

Следователь отдела по борьбе с экономическими преступлениями задержал подозреваемого в мошенничестве, который нанёс одной из компаний, крупный материальный ущерб.

На основании следственного материала, он заключил его в следственный изолятор, после чего передал материалы в суд.

В течение судебного разбирательства, до момента вынесения судебного приговора, виновный находился в заключении в следственном изоляторе незаконно, в общей сложности в течение трёх месяцев.

Капитан торгового судна РФ уличил одного из членов экипажа в краже. Он заключил его под арест и стал проводить дознание и следственные эксперименты.

Он имел такие полномочия в условиях, которые исключали доступ к органам правосудия. Но судно неоднократно заходило в порты российских городов, где он обязан был передать виновного в соответствующие органы.

В связи с длительным заключением в ненадлежащих условиях, здоровью матроса был нанесён значительный вред и он получил инвалидность.

В заключение необходимо отметить, что должностные преступления против государственной власти отличаются несанкционированной деятельностью, с использованием служебного положения.

Должностное лицо проявляет преступную недальновидность, действуя вопреки организованной системе, которая движется в своём развитии благодаря слаженной деятельности.

Другой комментарий к статье 286.1 Уголовного Кодекса РФ

1. Комментируемая норма содержит две части, в которых отражены основной (ч. 1) и квалифицированный (ч. 2) составы.

Объектом преступного деяния является установленный порядок исполнения приказа руководителя подразделения органа внутренних дел. Единоначалие является одним из основных принципов деятельности органов внутренних дел, на основе которого осуществляется руководство и регулируются служебные отношения между сотрудниками. Данный принцип предусматривает наличие у руководителя (начальника) необходимых полномочий распорядительного характера по отношению к подчиненным.

2. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1, характеризуется неисполнением подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке (устно или письменно), которое повлекло причинение существенного вреда охраняемым интересам.

Часть 2 содержит квалифицирующие признаки: совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК), наступление тяжких последствий (см. комментарий к ст. 286 УК). При этом группа должна состоять только из аттестованных сотрудников, заявивших о своем отказе от исполнения отданного им приказа.

Приказ – распоряжение руководителя (начальника), адресованное к подчиненным по службе, требует обязательного выполнения конкретных действий, относится к основному распорядительному документу.

Выполнение приказа не исключает права работника, при его несогласии с приказом, обжаловать его в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С объективной стороны неисполнение приказа должно быть выражено в отказе сотрудника от совершения указанных в приказе действий либо его частичное исполнение. По общим правилам согласно ст. 42 УК не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовная ответственность за причинение такого вреда наступает в отношении лица, отдавшего незаконный приказ или распоряжение.

Заведомое неисполнение незаконного приказа или распоряжения не влечет уголовную ответственность. Состав материальный, преступление является оконченным с момента причинения вреда, который должен быть существенным либо тяжким (ч. 2).

3. Субъективная сторона предусматривает наличие только умышленной формы вины (прямой либо косвенный умысел), когда отказавшееся от исполнения законного приказа лицо осознает общественную опасность совершаемого деяния, предвидит наступление существенного вреда либо тяжких последствий и желает их наступления. Небрежность и недобросовестность, проявленные при неисполнении приказа, не влекут уголовной ответственности.

4. Субъект преступления – специальный, в качестве которого может быть только сотрудник органов внутренних дел, который по штатной должности и служебному положению является подчиненным по отношению к своему начальнику (руководителю).

Комментарий к статье 286.1 УК РФ:

1. Объективная сторона преступления состоит в неисполнении сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону.

Под неисполнением приказа следует понимать несовершение действий, предписываемых приказом, или, наоборот, непрекращение начатых действий, которые в соответствии с приказом должны быть прекращены.

2. Приказом является категорическое требование уполномоченного должностного лица о совершении того или иного действия (или прекращении его), адресованное подчиненному по службе сотруднику. Он должен быть отдан в установленном порядке и не должен противоречить закону, т.е. должен быть принят надлежащим лицом в пределах своей компетенции, в установленной форме и быть законным. Форма и порядок принятия приказов устанавливаются внутренними нормативными актами Министерства внутренних дел РФ.

3. Приказ может исходить только от начальника, назначенного на соответствующую должность в установленном порядке и не уволенного с нее (не отстраненного от должности, не находящегося в отпуске, не переведенного на другую должность). Начальником является лицо, которому по службе непосредственно или прямо подчинены другие сотрудники.

4. Приказ адресуется подчиненному сотруднику органа внутренних дел, который также назначен на соответствующую должность в установленном порядке. Не имеет значения, не исполняется приказ непосредственного начальника или вышестоящего, не исполняет приказ рядовой работник органов внутренних дел или руководитель того или иного звена органов внутренних дел.

5. Закон не оговаривает содержания действий, которые должен был совершить подчиненный сотрудник. Они могут быть самыми разнообразными. Приказ может содержать, например, требование освободить заложников, произвести задержание преступников. Соответственно, преступление будет заключаться в неисполнении этих требований.

6. Ответственности по комментируемой статье подлежит только сотрудник, не исполнивший законного приказа. Незаконный приказ не подлежит исполнению; более того, отдавший незаконный приказ и исполнивший его подлежат ответственности, в том числе и уголовной.

7. О содержании существенного вреда правам и интересам граждан либо охраняемым законом интересам общества и государства см. комментарий к ст. 285 УК.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

9. Субъект преступления специальный — сотрудник органа внутренних дел.

10. О содержании квалифицирующих признаков см. комментарий к ст. ст. 35 и 286 УК.

Явность нарушения пределов

Очевидный выход за рамки компетенции относится к оценочным понятиям. Явность нарушения устанавливается относительно конкретных обстоятельств события. При этом о ней необходимо говорить, когда превышение полномочий носит бесспорный, очевидный характер. Некоторые разъяснения даются по этому вопросу в Постановлении Пленума ВС №19 от 16 окт. 2009 г. В п. 22 этого акта отмечается, в частности, что при разбирательстве дела следует выяснить, какие нормативные акты устанавливают обязанности и права субъекта. При этом они приводятся в приговоре, где указывается, какие именно пределы были нарушены, со ссылкой на юридические акты.

Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 286. Превышение должностных
полномочий

1. Совершение должностным лицом
действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное
нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых
законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести
месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами
на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо
лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом,
занимающим государственную должность Российской
Федерации или государственную должность субъекта
Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления,

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч
рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от
одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на
срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет.

ст.285.3 УК РФ

Похожие материалы:Пребывание граждан в лесахПрактическое применение различных подходов к оценке недвижимости — Асаул А.Н. и др., 2001Практические организационные структуры сферы НИОКР в РоссииПревышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб.Превышение полномочий частным детективом или
работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного
охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей — ст.203 УК РФПревышение предельного объема долга субъекта
Российской Федерации или муниципального долга и предельных объемов расходов на
обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или
муниципального долга

Другой комментарий к Ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется тремя признаками: а) общественно опасное деяние в форме действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица; б) общественно опасные последствия, текстуально указанные в законе аналогично последствиям должностного злоупотребления; в) причинная связь между действием и последствиями.

В судебной практике выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий: а) совершение действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица; б) совершение действий, которые могли быть совершены только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации; в) совершение действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершить; г) совершение единолично действий, которые могли быть совершены только коллегиально или по согласованию с другим должностным лицом или органом (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г.

N 19). Во всех этих случаях действия явно, очевидно для виновного выходят за пределы его полномочий, но при этом с ними связаны.

В основе превышения всегда лежит осуществление должностным лицом своих прав и обязанностей по службе, но это осуществление выходит за рамки, установленные существующими правилами.

2. Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий в законе описаны аналогично ст. 285 УК РФ.

3. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. При этом весьма характерны, но не обязательны, ложно понимаемые служебные интересы.

4. Применение насилия (п.

«а» ч. 3) означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы (например, связывание), истязание.

Причинение смерти или тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует квалификации по совокупности с соответствующими статьями УК РФ о преступлениях против личности. Угроза убийством охватывается комментируемой нормой.

5. Судебная практика обоснованно исходит из того, что сам по себе факт незаконного применения оружия (п.

«б» ч. 3) связан с существенным нарушением прав граждан, вне зависимости от наступления каких-либо иных последствий.

Специальные средства — это средства, предназначенные для применения на определенных законом основаниях в целях пресечения правонарушений и нейтрализации правонарушителей (например, резиновые палки, водометы и т.п.). Под применением оружия и специальных средств следует понимать как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность.

6. О понятии тяжких последствий см. комментарий к ст. 285 УК РФ. Для превышения полномочий характерны и такие тяжкие последствия, как причинение тяжкого вреда здоровью или смерти хотя бы одному человеку

Психическое отношение к смерти и причинению тяжкого вреда здоровью может быть выражено только в форме неосторожности

Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий

  • а) с применением насилия или с угрозой его применения;
  • б) с применением оружия или специальных средств;
  • в) с причинением тяжких последствий, —
  • наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Следующая
Другое285 УК РФ злоупотребление должностыми полномочиями в редакции 2021 года

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Объект преступления — отношения по обеспечению нормальной деятельности органов власти, государственной службы и органов местного самоуправления.

Объективная сторона преступления состоит в использовании должностным лицом своих служебных полномочий во вред интересам службы. Данные действия являются уголовно-наказуемыми при условии, если они повлекли существенные нарушения прав и законных интересов общества и государства.

Состав является материальным.

Объективная сторона характеризуется 3 признаками:

  1. совершение действий, указанных в диспозиции статьи;
  2. наступление вредных последствий;
  3. причинная связь между использованием служебных полномочий и наступлением указанных вредных последствий.

Исходя из смысла ч. 1 ст. 285, виновный действует в пределах предоставленных ему полномочий и пользуется предоставленными ему правами, однако действует он вопреки интересам службы.

Преступление может совершаться как путем действий, так и бездействия. Обязательным элементом объективной стороны состава является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо государственных или общественных интересов, охраняемых законом. Суд устанавливает, насколько серьезно нарушены права или законные интересы, исходя из обстоятельств дела. Существенные нарушения могут выражаться в причинении материального ущерба, а также нарушении, например, конституционных права и свобод, подрыве авторитета органов власти, государственных и других организаций и т. д.

Субъективная сторона выражается только умышленной формой вины в виде прямого и косвенного умысла. Виновный сознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что это приведет к существенному нарушению охраняемых законом прав и интересов, желает или сознательно допускает наступление общественно опасных последствий.

Обязательным элементом субъективной стороны является мотив: корысть или иная личная заинтересованность. Действуя по корыстным мотивам, лицо стремится получить имущественную выгоду без незаконного изъятия чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу. Иная личная заинтересованность понимается как стремление извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное различными побуждениями: карьеризмом, семейственностью, получением взаимной услуги и др.

Субъект преступления — должностное лицо. Часть 2 ст. 285 предусматривает квалифицированный состав — то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Таким образом, преступление представляет повышенную опасность, если субъектами его являются:

  1. лица, занимающие государственные должности РФ, то есть лица, должности которых установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 2 к ст. 285), например, председатели палат Федерального Собрания, депутаты Государственной Думы;
  2. лица, занимающие государственные должности, установленные конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы, депутаты представительных органов субъектов Федерации);
  3. главы органов местного самоуправления — должностные лица, возглавляющие деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Особо квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями будет причинение в результате их тяжких последствий. Такими последствиями могут быть дезорганизация аппарата управления, нанесение ущерба в особо крупном размере.

Второй комментарий к Ст. 286 УК РФ

1. В качестве дополнительного объекта выступают права и законные интересы граждан и организаций, а при обстоятельствах, предусмотренных в ч. 3 ст. 286 УК, и здоровье граждан.

2. Объективная сторона характеризуется совершением действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица, и наступлением общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Если при должностном злоупотреблении виновный незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему полномочия, то при превышении должностных полномочий он совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Поэтому при квалификации деяния по ст. 286 УК необходимо точно установить объем полномочий должностного лица, определенный законом, уставом, инструкцией, приказом или иным нормативным актом, и выяснить, какие конкретно нормативные положения были нарушены и в чем выразились нарушения.

4. Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении действий:

1) относящихся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по рангу; данного или другого ведомства);

2) которые могли бы быть совершены данным должностным лицом, но лишь при наличии особых условий, отсутствовавших в реальной ситуации (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц; задержание лица при отсутствии оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ);

3) составляющих исключительную компетенцию коллегиального органа, но совершенных должностным лицом единолично (например, единоличное составление вердикта о виновности подсудимого старшиной присяжных заседателей);

4) которые никем и ни при каких условиях не могут быть совершены, поскольку не входят в компетенцию никого из должностных лиц (например, производство начальником охраны государственного учреждения личного обыска его сотрудников) (п. 19 постановления от 16.10.2009).

5. Преступление следует считать оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

7. Субъект преступления — должностное лицо, не занимающее государственных должностей либо должности главы органа местного самоуправления.

8. Квалифицированный состав данного преступления (ч. 2) характеризуется его совершением лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или должность главы органа местного самоуправления (см. комментарий к ч. 2 ст. 285 УК).

9. Особо квалифицированный состав (ч. 3) предполагает совершение данного преступления:

а) с применением насилия или угрозы его применения; б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий.

Применение насилия означает физическое воздействие на потерпевшего путем причинения ему побоев, физической боли, легкого или средней тяжести вреда здоровью, лишения свободы и т.п.

Угроза применением насилия — это психическое воздействие, при котором должностное лицо запугивает потерпевшего реальным применением любого физического насилия, вплоть до угрозы убийством.

Применение оружия или специальных средств означает их фактическое использование для физического или психического воздействия на потерпевшего: для устрашения (например, выстрелы поверх голов), для причинения физической боли или вреда здоровью, для ограничения личной свободы потерпевшего и т.д.

Под оружием понимаются предметы и устройства, отнесенные к оружию в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» (подробнее характеристику оружия см. при анализе ст. 222 УК).

Под специальными средствами понимаются водометы, слезоточивые газы, наручники, резиновые палки, специальные транспортные и иные технические средства поддержания общественной безопасности, правопорядка и личной безопасности граждан, состоящие на вооружении полиции, внутренних войск, иных государственных и муниципальных органов (п. 20 постановления).

10. О причинении тяжких последствий см. комментарий к ч. 3 ст. 285 УК.

Превышение должностных полномочий – состав преступления

Состав преступления по деяниям, связанным с превышением обязанностей по работе, определен в Уголовном Кодексе РФ в статье 286. В частности, в пункте первом говориться о таких действиях ответственных субъектов, которые выходят за рамки их полномочий и влекут за собой существенное нарушение прав и свобод других граждан.

В пункте втором ст. 286 УК РФ разъясняется состав деяния, совершенного должностным лицом, находящимся на федеральной государственной службе либо во главе местного муниципалитета.

Третий пункт предусматривает уголовное наказание лиц, которые будучи ответственными служащими, совершили умышленные деяния по превышению своих обязанностей с применением оружия, насилия, угрозы вреда здоровью, а также с причинением тяжких последствий.

Превышение должностных полномочий статья 286 УК РФ с комментариями

Комментарий к статье 286 УК РФ дает четкие и подробные разъяснения всех пунктов по отдельности с приведением примеров. Так, согласно первому пункту данного законодательного акта, объект преступления – это ответственное лицо, чьи полномочия явно превысили допустимые рамки.

Второй пункт комментариев определяет объективную строну, как нарушение прав и свобод граждан (как физических, так и юридических лиц) в результате превышения должностных полномочий ответственным субъектом.

В третьем пункте, на основании судебных решений и научных исследований, говориться о четырех видах данного уголовно наказуемого преступления, а именно:

1- Когда обвиняемый является представителем власти и его действия явно выходят за рамки допустимых прав;2- Совершение деяний, которые в соответствии с законодательством могут быть совершены исключительно коллегиально;3- Совершение преступления с использованием оружия, когда нет оснований для этого;4- Запрещенные законом и недопустимые деяния уполномоченных субъектов (нанесение побоев подозреваемому в полицейском участке и т.д.).

Возникла проблема? Позвоните юристу:

+7 (499) 703-46-28 — Москва, Московская область +7 (812) 309-76-23 — Санкт-Петербург, Ленинградская область Звонок бесплатный!

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции

Наиболее опасным видом преступления, квалифицированного по ст. 286 УК РФ, является нарушение своих полномочий работниками полиции. Такие деяния наказываются по всей строгости закона. Так, в соответствии со ст. 286 УК, максимальный срок наказания составляет четыре года. А в случае, если полицейский использовал насильственные действия либо применил оружие, то тюремный срок может составить 10 лет заключения под стражу.

Наказание за превышение должностных полномочий

Пунктом первым ст. 286 УК наказание определяется в пределах от штрафных санкций в размере 80 000 рублей до заключения под стражу на 4 года с лишением права занимать определенные должностные посты в течении 5 лет.

Преступление, квалифицируемое по пункту 2 того же акта, влечет штраф от 100 000 до 300 000 рублей либо максимальный срок тюрьмы до семи лет также с лишением возможности занимать ответственные посты на установленный судом период.
Деяния, приговор по которым был вынесен в соответствии с пунктом три с. 286, определяет уголовное наказании в виде десяти лет тюремного срока.

Судебная практика

Судебная практика по статье за превышение должностных полномочий, к сожалению, изобилует примерами данного вида преступлений. Так, полицейские нередко применяют к арестованным насильственные действия, подвергают их избиениям, угрозам и моральному унижению. Показания у подозреваемых, порой, выбиваются под угрозой использования оружия. Нередки подобные правонарушения и среди сотрудников дорожно-постовых служб. Конечно, все перечисленные деяния не должны оставаться безнаказанными и лица, превысившие свои должностные обязанности и права, обязаны понести наказания по всей суровости действующего закона.

Куда жаловаться?

Чтобы добиться справедливости каждый гражданин должен знать о своих правах. Так, если вы стали свидетелем ситуации, когда должностное лицо явно превысило полномочия, следует незамедлительно писать заявление со ссылкой на статью 286 УК РФ и нести его в прокуратуру.

Явность нарушения пределов

Очевидный выход за рамки компетенции относится к оценочным понятиям. Явность нарушения устанавливается относительно конкретных обстоятельств события. При этом о ней необходимо говорить, когда превышение полномочий носит бесспорный, очевидный характер. Некоторые разъяснения даются по этому вопросу в Постановлении Пленума ВС №19 от 16 окт. 2009 г. В п. 22 этого акта отмечается, в частности, что при разбирательстве дела следует выяснить, какие нормативные акты устанавливают обязанности и права субъекта. При этом они приводятся в приговоре, где указывается, какие именно пределы были нарушены, со ссылкой на юридические акты.