Оглавление
Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
Санкция зависит от степени тяжести совершенного проступка. Если злоупотребление подпадает под ч. 1 ст. 285 УК, нарушителю грозит:
- до 6 месяцев ареста;
- штраф в размере 100-200 МРОТ или в сумме 1-2-месячного заработка осужденного;
- запрет на занятие определенных должностей и осуществление некоторых видов деятельности сроком до 5 лет;
- 4 года тюрьмы.
Если злоумышленнику вменяется ч. 2 ст. 285, наказание будет строже:
- до 7 лет колонии с одновременным запретом на занятие определенных должностей и осуществление некоторых видов деятельности сроком до 3-х лет (или без такового);
- штраф в сумме 500-800 МРОТ или в размере 8-месячного заработка виновного лица.
Если злоупотребление служебным статусом повлекло тяжкие последствия, нарушитель наказывается лишением свободы длительностью до 10 лет с обязательным запретом на занятие определенных должностей и осуществление некоторых видов деятельности сроком на 3 года.
Обратите внимание! Если сотрудник нарушил закон из-за принудительного исполнения распоряжения начальства и действовал в целях предотвращения более глобальных негативных последствий, он избежит уголовной ответственности. Отсутствие корыстного мотива и личной заинтересованности виновника переквалифицирует преступление на дисциплинарный проступок
Обязательное условие – незначительность наступивших негативных последствий
Отсутствие корыстного мотива и личной заинтересованности виновника переквалифицирует преступление на дисциплинарный проступок. Обязательное условие – незначительность наступивших негативных последствий.
Комментарий к Статье 285.2 УК РФ
1. Об общественной опасности посягательства см. п. 1 коммент. к ст. 285.1.
2. Государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (ст. 6 БК). Он предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК).
2.1. Согласно ст. 144 БК в состав государственных внебюджетных фондов РФ входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Следует, однако, отметить, что 1 января 2001 г. Государственный фонд занятости населения был упразднен.
2.2. На основании ст. 147 БК расходование средств государственных внебюджетных фондов должно осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регулирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных Фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
3. Основным объектом преступного посягательства являются общественные отношения, обеспечивающие установленный законом порядок расходования должностными лицами средств государственных внебюджетных фондов. В качестве факультативного объекта могут выступать социальные права граждан.
4. Предмет посягательства — средства государственных внебюджетных фондов. К ним, в частности, относятся денежные средства, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении.
5. Объективная сторона составов преступления состоит в действии, выражающемся в расходовании должностным лицом средств государственных внебюджетных фондов на цели, не предусмотренные законодательством РФ о соответствующих фондах.
5.1. Обязательным признаком объективной стороны основного состава преступления является крупный размер государственных внебюджетных средств, израсходованных не по назначению. В соответствии с примеч. к ст. 285.1 он составляет сумму, превышающую 1 млн. 500 тыс. руб.
6. Субъективная сторона — прямой умысел. Виновный осознает, что незаконно расходует средства государственных внебюджетных фондов не по их целевому назначению, и желает совершить указанное деяние. Мотивы и цели преступления на квалификацию не влияют, однако учитываются при назначении наказания.
7. Субъект преступного посягательства специальный — должностное лицо, обладающий компетенцией по распоряжению соответствующими внебюджетными средствами.
8. Квалифицированный состав преступления содержит признаки, аналогичные указанным в ч. 2 ст. 285.1. Об их содержании см. п. 8 — 8.2 коммент. к ст. 285.1.
9. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к преступлениям небольшой тяжести, а закрепленные в ч. 2 ст. 285.2 — к преступлениям средней тяжести.
Статья 286 УК РФ — превышение должностных полномочий
Таким образом, случаи выхода за рамки служебных полномочий напрямую связано с ведомственной подчиненностью, а совершение противоправных действий при исполнении обязанностей сотрудником коммерческого или некоммерческого юридического лица не порождает ответственность по правилам ст. 286 УК РФ.
Так как обладание должностным статусом имеет непосредственное отношение к государственной или муниципальной службе, за совершение указанного противоправного действия не могут привлекаться следующие категории граждан: Одним из наиболее распространенных составов противоправных действий с участием должностных субъектов является превышение их официально установленных полномочий. Данный перечень преступлений напрямую подрывает престиж государственных и муниципальных органов, поэтому выделен в отдельную норму УК РФ.
Читайте другие статьи на сайте:
- Понятие и виды экономических преступлений в области таможенного дела
- Состав преступления и виды наказаний за уголовное преступление
- Рассмотрение гражданского иска в уголовном процессе по правилам гпк
- Понятие и особенности дознания как формы предварительного расследования
- Понятие и содержание принципов презумпции невиновности и права на защиту
Должностное лицо в КоАП РФ
Административной ответственности согласно ст. 2.4 КоАП РФ подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Так же прочтите: Что такое предмет доказывания в уголовном процессе
Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.
Срок исковой давности. Что это такое?
Срок исковой давности по моральному вреду при дтп если легкий вред здоровью? Рассмотрим норму подробно.
Рассматриваемая норма, в отличие от статьи 285, предусматривающей наказание за бездействия/действия лица в рамках компетенции вопреки служебным интересам, охватывает активные поведенческие акты, выходящие за ее пределы. Ответственность по положениям ст.
286 УК РФ наступает, если они вызвали существенное ущемление интересов и прав организаций, государства, граждан. При этом виновный понимал, что действует за рамками компетенции. Указанные выше деяния могут совершаться лицом, которое находится на госслужбе федерального или регионального уровня, а также главой территориального (муниципального) органа управления. Срок исковой давности по взысканию штрафа по уголовному делу? В этом случае ответственность вменяется по части второй ст.
286 УК РФ. Она может быть в виде.
- Применением насилия или при выражении такой угрозы.
- Использованием оружия, спецсредств.
- Причинением последствий тяжкого типа.
Злоупотребление должностными полномочиями
Злоупотребление должностными полномочиями — это преступление средней тяжести, но в случае некоторых квалифицирующих обстоятельств, оно может стать тяжким преступлением.
В соответствии с действующим законом, злоупотреблением должностными полномочиями считается использование полномочий вопреки интересам организации.
Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества.
Мнение эксперта
Новиков Игорь Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.
Многочисленные признаки состава преступления могут оказывать существенное влияние на меру наказания. Поэтому в каждой ситуации рассматриваются признаки, относящиеся к составу данного преступления.
Объективная сторона нарушения
Объектом злоупотребления должностными полномочиями
чаще всего является нормальная деятельность определенного человека в лице государственных органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления и так далее.
Учитывая то, что злоупотребление должностными полномочиями обычно приводит к нарушению прав и законных интересов организаций, граждан, то вместе с основным объектом также говориться и о дополнительных объектах преступления, которые участвовали в нем.
Объективная сторона такого нарушения закона включает в себя три признака:
- Последствия от действий в виде нарушения прав или интересов граждан, охраняемых законом.
- Использование должностным лицом служебного положения вопреки интересам службы.
- Причинную связь между последствием и деянием.
Отличия между превышением и злоупотреблением должностными полномочиями
Согласно установленному уголовному законодательству злоупотребление и превышение должностных полномочий квалифицируются как преступления непосредственно должностных лиц
Однако такие преступления могут совершать гражданские служащие, а также другие представители власти.
Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения полномочий можно легко объяснить по действующему уголовному кодексу РФ.
По статье 285 злоупотребление описывается использованием своих служебных полномочий должностным лицом, когда это деяние было совершено из корыстной либо личной заинтересованности, а также повлекло серьезное нарушение прав и законных интересов общества.
В случае превышения должностных полномочий, в отличие от злоупотребления, совершаемые действия не находятся в компетенции нарушителя.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 19, превышение своих должностных полномочий выражается, например, в совершении действий, которые:
- могут быть совершены при наличии определенных обстоятельств, которые указаны в законе (например использование служебного оружия по отношению к несовершеннолетнему, когда его действия не предоставляли опасности для окружающих);
- относятся к возможностям другого должностного лица;
- никто не имеет право совершать;
- совершаются одним должностным лицом, а должны быть совершены исключительно коллегиально.
ППВС о злоупотреблении должностными полномочиями
Пленум Верховного Суда раскрывает и уточняет некоторые моменты этого преступления. Он разъясняет, что список полномочий должностного лица определяется на основе:
- федерального и регионального законодательства;
- правовых актов муниципальных органов;
- трудовых соглашений;
- должностных инструкций;
- других аналогичных документов.
Служебные полномочия лица могут выражаться в:
- издании нормативно-правовых актов;
- принятии решений о совершении разрешительных, регистрационных и других подобных действий;
- вынесении вердиктов о привлечении к ответственности, назначении взыскания;
- заключении сделок, выдаче доверенностей, распоряжении имуществом и другими активами (в том числе целевыми);
- реакции на нарушения, недостачи и др.;
- представлении интересов клиента в различных госорганах, защите его прав и интересов, предоставлении заявок, извещений, отчетности;
- оказании услуг или выполнении работ;
- доступе к коммерческой или государственной тайне;
- регулировании трудовых правоотношений в организации;
- рассмотрении жалоб и ходатайств;
- регулировании документооборота и информационных потоков.
Как отмечалось выше, для квалификации злоупотребления причиненный вред должен быть существенным для пострадавших. Согласно п. 9 ППВС СССР от 30.03.90 г. № 4, такой ущерб определяется исходя из степени его влияния на работу госорганов и других организаций, характера и размера, числа потерпевших. К серьезному вреду можно отнести приостановку деятельности всего юридического лица или его подразделений, потерю рабочих мест, сокрытие преступления, порчу репутации фирмы, нарушение конституционных прав физических лиц, намеренное снижение платежеспособности организации.
В ст. 285 УК РФ упоминаются 3 вида субъектов злоупотребления: должностное лицо, государственный служащий, глава местного органа власти. Под должностными лицами понимаются 3 категории служащих:
представители власти. В эту категорию входят сотрудники правоохранительных органов (полиция, Росгвардия и др.) и контролирующих инстанций (налоговики, таможенники и др.), а также лица, осуществляющие законодательную, исполнительную и судебную власть: депутаты, судьи, сотрудники администрации Президента и др.;
- граждане, выполняющие организационно-распорядительные функции: руководители подразделений госучреждений, врачи, сотрудники аттестационных комиссий и др.;
- лица, выполняющие административно-хозяйственные функции. Это материально ответственные сотрудники, уполномоченные управлять и распоряжаться имуществом, деньгами и другими активами работодателя.
Лиц на государственных должностях можно подразделить на 2 подкатегории: граждане, занимающие государственную должность (Президент, Председатель Правительства, сотрудники ЦИК и др.) и служащие субъектов РФ;
К главам органов местного самоуправления относятся руководители муниципальных образований (городов, поселений) и председатели представительных органов местного самоуправления.
Ст. 285 УК РФ не охватывает использование «авторитета» должности. К примеру, не будет считаться злоупотреблением требование денег от подрядчиков, некачественно выполнивших работу по договору, если они не являются подчиненными должностного лица.
Понятие должностного преступления
Под словами «должностное преступление» в УК РФ понимаются неправомерные действия лица, у которого есть специфические права. Кроме того, функции, выполняемые служащим, должны быть обоснованы с точки зрения закона. И третье условие – такой человек должен работать в определенной организации, учреждении, органе.
К числу должностных лиц в России относятся
- сотрудники органов государственной власти;
- лица, занимающие руководящие должности хозяйственного, административного, распорядительного характера в государственных структурах и учреждениях;
- руководители различных подразделений в Вооруженных силах.
Наказание
Статья 285 УК РФ включает 3 части, по которым наказывается совершение «простого», без отягчающих ответственность признаков злоупотребления полномочиями, квалифицированного и особо квалифицированного.
Наказание за «простое» злоупотребление
К должностному лицу, злоупотребившему полномочиями, в отсутствие отягчающих ответственность признаков могут применяться следующие виды наказания:
- Штраф:
- до 80 тыс. руб.;
- в размере всех доходов осужденного, которые он получит за период до полугода.
- Лишение права занимать должности и вести деятельность, определенными судом в приговоре, до 5 лет.
- Принудительные работы до 4 лет.
- Арест от 4 месяцев до полугода.
- Заключение в тюрьме до 4 лет.
Такие пределы очерчены в части 1 ст. 285 УК РФ.
Квалифицированный состав
По ч. 2 анализируемой статьи за злоупотребление предоставленными по службе полномочиями отвечают лица, замещающие исключительно названные в них должности:
- Государственные должности РФ – учрежденные Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами для реализации полномочий госорганов.
- Государственные должности субъектов РФ – устанавливаемые уставами или конституциями этих субъектов для непосредственного исполнения полномочий госорганов.
- Глав органов местного самоуправления (глав муниципальных образований).
Занятие этими лицами указанных постов – квалифицирующий признак, усиливающий степень ответственности по ст. 285.
Такое преступление может повлечь:
- Штраф:
- 100–300 тыс. руб.;
- в размере заработка за 1–2 года.
- Принудительные работы до 5 лет.
- Тюремное заключение до 7 лет.
К последним двум видам на усмотрение суда может также применяться дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности и вести деятельность на период до 3 лет.
Особо квалифицированный состав
Особо квалифицирующий признак злоупотребления должностным лицом своими полномочиями – наступление тяжких последствий.
В качестве примеров таких последствий ППВС № 19 называет крупные аварии, длительную остановку производства, значительный материальный ущерб, гибель кого-либо, самоубийство и пр.
Такие результаты преступления влекут более строгое наказание: полную изоляцию от общества продолжительностью до 10 лет.
Дополнительное наказание, аналогичное применяемому по второй части, назначается обязательно.
Заключение
Опасность злоупотребления должностным положением состоит главным образом в том, что противоправные действия уполномоченных лиц дискредитируют деятельность органов власти в глазах народа. Незаконное поведение подрывает авторитет структур, нарушает нормальное их функционирование. Кроме этого, причиняется существенный ущерб интересам граждан и организаций.
Законодательство устанавливает срок давности по ст. 285 УК РФ. Деяния, ответственность за которые закрепляется в первой части нормы, относятся к посягательствам средней тяжести. Для них срок давности 6 лет. Деяния, наказания за которые устанавливают 2 и 3 части, считаются тяжкими. Привлечь виновных к ответственности за них можно в течение 10 лет. В 2013 г. была объявлена амнистия. Ст. 285 УК РФ была включена в перечень норм, по которым виновные были освобождены.
Стоит сказать, что в настоящее время на всех уровнях власти ужесточился контроль над деятельностью служащих. Однако если в федеральных и региональных органах принимаемые меры дают эффект, то в муниципалитетах ситуация остается крайне сложной. Это обусловлено тем, что законодательство разделяет сферу власти на два направления: государственное и местное. В последнем случае нормативные акты хоть и принимаются во исполнение федеральных законов, но существенно адаптируются под конкретную административно-территориальную единицу. В результате непосредственное решение вопросов, касающихся ужесточения контроля на местах, зависит от муниципальной власти.
Тем не менее на уровне ряда МО ведется активная работа по выявлению лиц, злоупотребляющих своим должностным положением. Безусловно, эта сфера требует особого подхода. Для каждого муниципалитета должны быть разработаны конкретные мероприятия, учитывающие специфику местности, разветвленность административного аппарата, а также иные факторы, заслуживающие внимания.