Оглавление
Как действует инспектор ГИБДД?
Все вышеперечисленное, с его сложностями и неоднозначностью требовалось для одного – показать относительность существующих норм. Если для детального определения параметров необходима проработка сотен страниц нормативной документации, то возникает закономерный вопрос: как все это проверит инспектор ДПС на дороге?
Далее вспомним, что штраф полагается только за нарушение ПДД (нет наказаний за несоблюдение водителем Техрегламента или Правил ООН 44-04 в рассматриваемой ситуации), а п.22.9 говорит о том, что удерживающее устройство:
- должно быть, если не предполагается иного;
- обязано соответствовать росту и весу;
- использование устройства должно соответствовать инструкции по эксплуатации.
Именно эти параметры и будут проверяться инспектором на дороге, и осталось выяснить примерную схему такой проверки.
Как подтвердить, что устройство является детским удерживающим?
Самый простой вариант – предъявить техническую документацию на детское кресло. Но, согласитесь, оно может отсутствовать, потеряться, истрепаться и т.п. В таком случае снова вернемся к 44-04 и вспомним, что рассматриваемые нами устройства – это совокупность различных инструментов для удержания и безопасности ребенка во время движения или при нештатной ситуации.
Как сотрудник ГИБДД определит является ли некая «совокупность» креслом, если нет документов? Исключительно визуально. Здесь придется вернуться к нашим «относительностям». Кресло, которое при осмотре создает видимость произведенного промышленным образом, скорее всего будет признано необходимым по ПДД элементом. И, наоборот, нагромождение явно нештатных элементов, которые по мнению водителя должны имитировать кресло (например, домашние подушки, к которым шарфиком «прикручен» ребенок), необходимым устройством признаны скорее всего не будет.
Имеет ли право сотрудник ДПС спрашивать сертификат на детское кресло?
Повторимся, иметь при себе сертификат – это удобно, и поможет снять ненужные вопросы о детском кресле. Однако нет никаких законодательных требований возить этот документ с собой. Перечень необходимого установлен п.2.1.1 ПДД РФ, и там про сертификат нет ни слова. Соответственно, отсутствуют и законные основания требовать от водителя этот документ.
Как тогда инспектор сможет проверить соответствие использования кресла руководству по эксплуатации? Следует признать, что в условиях проверки на дороге, выяснить подобное крайне затруднительно, и в большинстве случаев, если нет оснований при визуальном осмотре подозревать использования несертифицированного оборудования, сверка соответствия кресла параметрам инструкции осуществлена не будет.
Как проходит проверка кресла на дороге?
Подведем предварительные итоги – рассмотрим расхожие случаи, как будет осуществляться проверка. Очевидно, что это не инструкция для детального воспроизводства, но в большинстве случаев, ситуация выглядит так:
- Визуальный осмотр на наличие в машине ребенка.
- Исключение случаев, когда автокресло не нужно: ребенок старше 12 лет или от 7 до 11 (включительно) на заднем сидении, пристегнутый ремнями безопасности.
- Если выявлена необходимость кресла, проверяется его наличие.
- Субъективно оценивается, подходит ли кресло по параметрам возраста, веса, роста.
- Проверяется правильность его установки, верность использования систем безопасности.
Штраф за ребенка без кресла в 2019
Как мы уже упомянули выше, самым важным кодексом, который регулирует соблюдение правил дорожного движения является КоаП – Кодекс об административных правонарушениях РФ. За закон о перевозке детей в транспортном средстве в нем отвечает статья 12.19, в которой прописаны основные правила, как должна производиться транспортировка детей до 12 лет.
Штрафы за кресло в 2019 году будут также различны для разных категорий лиц, которые будут осуществлять транспортировку детей. Далее мы перечислим эти категории и соответственно штрафы за кресло 2019 для них предусмотренные.
-
Если вы обычный водитель, то штраф за отсутствие детского кресла будет составлять для вас 3000 рублей;
-
В случае если правило было нарушено должностным лицом, то штраф возрастет до 25000 рублей;
-
Юридическому лицу придется погасить административное взыскание в размере 100000 рублей.
Какие бывают детские кресла
Правильная перевозка детей
Детские кресла приспособлены для всех пассажиров до 150 сантиметров ростом и до 36 килограмм по весу. Однако многие торговые точки предлагают разделение этого атрибута для безопасности по категориям:
- Нулевая категория подходит для грудничков и тех детишек, которым не больше 2-3 лет. Они рассчитаны на вес до 10 килограмм.
- Первая категория предназначается для веса от 9 до 18 килограмм.
- Вторая категория – 15-25 килограмм.
- Третья категория – 22-36 килограмм.
Но все чаще прибегают к универсальному варианту. Кресла-трансформеры, например, могут эффективно использоваться с того момента, как дитя сможет сидеть. А по мере роста задняя спинка легко отстегивается и может использоваться до 12 лет практически без проблем.
Правила перевозки детей в машине
Пункт 22.9 ПДД говорит о том, что транспортировку малышей следует осуществлять в автомобиле или кабине грузового автомобиля, оснащенных ремнями безопасности или ремнями и детской удерживающей системой ISOFIX.
Ребенком считается человек, не достигший 12 лет, имеющий рост ниже 150 см и вес меньше 36 кг.
Младенцев (грудничков)
Грудных детей перевозят в специальной детской люльке, которая устанавливается на заднем кресле. Крепится она перпендикулярно ходу движения обычными ремнями безопасности. Внутри люльки также располагается несколько ремней безопасности, которые в горизонтальном положении фиксируют ребенка.
Также зафиксировать кресло можно специальными скобами, которые входят в комплект.
Автомобильную люльку обычно покупают для детей младше 6 месяцев. В некоторых случаях родители могут приобрести ребенку детское автомобильное кресло.
Помните, что автолюльку устанавливают только по ходу движения.
В ПДД категорически запрещено транспортировать малышей на руках у родителей.
Если автолюлька устанавливается на переднем сиденье, то подушка безопасности отключается, так как она может причинить вред малышу во время аварии.
Детей до 12 лет
Дошкольников транспортируют на переднем или и на заднем сиденье машины в детском автокресле. Оно крепится к сидению автомобиля штатным ремнем или с помощью крепления Isofix.
Младших школьников, имеющих высокий рост или большой вес, транспортируют в машине с фиксацией стандартным ремнем или усаживают в детское кресло, допускается использование бустеров.
При перевозке их спереди используется только автокресло.
Ребенка старше 12 лет
По ПДД дети старше 12 лет имеют право сидеть на переднем или заднем сиденье автомобиля, фиксируясь стандартными ремнями безопасности.
В такси и общественном транспорте
Транспортировка детей в такси и общественном транспорте производится с учетом следующих правил:
Такси:
- При его заказе предупредить диспетчера о том, что один из пассажиров – ребенок. Диспетчер должен направить автомобиль, который оснащен специальным детским креслом.
- Если диспетчер не предупредил водителя о наличии ребенка и автомобиль не имеет детское кресло, то родитель имеет право отказаться от поездки.
- Родители могут взять свое фиксирующее устройство, особенно, если они путешествуют с малышом.
- Диспетчер также может прислать автомобиль, оснащенный специальным бустером или креплением под ремень. Перед фиксацией ребенка следует проверить все ремни на прочность.
- Родитель обязательно должен сидеть сзади вместе с ребенком.
В общественном транспорте:
- Ребенок должен сидеть на кресле.
- Стоять – запрещается.
- Для фиксации ребенка в помощь родителю необходимо взять кого-то из близких людей.
При выписке из роддома
Когда ребенка выписывают домой из роддома, то родители должны установить в машине автолюльку, оснащенную ремнем безопасности.
Важность ее в том, чтобы малыш располагался горизонтально. Благодаря этому лишнего давления на органы дыхания нет
Благодаря этому лишнего давления на органы дыхания нет.
Что входит в моральный ущерб при ДТП? Смотрите тут.
Нововведения с 1 июля 2018 года
12 июля 2018 года некоторые пункты ПДД о транспортировке маленьких пассажиров были изменены.
По ним водителям, совершившим стоянку, запрещено оставлять ребенка дошкольного возраста без присмотра совершеннолетнего гражданина.
Оставить малыша без присмотра можно тогда, когда время стоянки составляет 5 минут.
Дошкольников транспортируют на переднем и заднем сиденье автомобиля в автокресле.
При перевозке детей от 7 до 11 лет на переднем и заднем сидение машины их фиксируют стандартными ремнями безопасности или усаживают в детское кресло, соответствующее их весу и возрасту.
На заднем сиденье мотоцикла детям до 12 лет ездить запрещено.
Более подробно с вынесенными Правительством изменениями можно ознакомиться здесь:
Штраф для такси, если ребенок без кресла
Водители такси могут быть привлечены не только к административной, но и к уголовной ответственности по статье 238 УК «…оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Однако эта мера принимается редко. Чаще всего, как водителю, так и владельцу таксомоторной компании – юридическому лицу, назначается штраф.
По административному законодательству, водитель, нарушивший правила перевозки, обязуется выплатить штраф 25 000 рублей, поскольку он является ответственным должностным лицом. Директор компании выплачивает 100 000 рублей.
Если езда без детского кресла стала причиной нанесения ребенку травм в случае, когда машина попала в аварию, начинают уголовное разбирательство. Размер штрафа по статье 238 УК РФ может составить от 100 000 до 500 000 рублей.
Служба такси должна иметь собственные автокресла для детей разных возрастов
Однако важно учесть, что если родители вызвали такси, не предупредив о том, что в машине будет ребенок, водитель имеет право отказаться от предоставления услуг
Штраф за непристегнутого ребенка
В 2007 году уже начали применять штраф за отсутствие детского кресла, а предупреждения стали выдавать гораздо раньше. Точнее, наказывали за отсутствие детского удерживающего устройства в машине при перевозке ребенка.
Важно! Позднее правила лишь ужесточались, и с 2017 года допускается использовать исключительно детские кресла или бустеры (если ребенку больше 7 лет, но меньше 12). Очень полюбившиеся до этого пристежки на ремень (переходники на стандартные ремни безопасности) теперь все равно повлекут штраф, так как они не прошли обязательную сертификацию в ГИБДД
Очень полюбившиеся до этого пристежки на ремень (переходники на стандартные ремни безопасности) теперь все равно повлекут штраф, так как они не прошли обязательную сертификацию в ГИБДД.
Универсальное кресло-трансформер
Если говорить о наказании для водителей, которое может выноситься за отсутствие детского кресла в машине при перевозке детей, то оно регламентируется кодексом об административных правонарушениях. Мера, которая может выноситься инспектором ГИБДД – штраф. Какой же штраф за непристегнутого ребенка?
Штраф за ребенка без кресла в 2018 году составляет:
- для физических лиц 3000* рублей;
- должностные лица, которые контролируют перевозку одного или группы детей, штрафуются уже серьезнее – до 25 000 рублей*;
- на юрлицо может быть наложен штраф за детское кресло до 100 000 рублей*.
Соответственно, становится понятно, что суммы штрафов достаточно крупные, что дает полную уверенность говорить о том, что они могут составлять до 50% от стоимости самого кресла (в среднем по рынку). Поэтому даже самые бюджетные модели (а они подвергаются не меньшему количеству проверок на безопасность) всего за две остановки гаишником уже окупят расходы на себя.
Обратите внимание! На данный вид наказаний действует правило двадцати дней. Если провинившийся водитель успеет заплатить за 20 дней с момента получения постановления, то ему предоставляется скидка в 50% от государства
Но если штраф за непристегнутого ребенка повторный, то уплачивается полная сумма.
Кстати, еще одна мера, применимая в отношении водителей, – это когда любимое чадо оставляют в машине одного, без присмотра. В нашей стране приняты меры по наказанию нерадивых автомобилистов, а причиной служат частые случаи гибели детей по всему миру от подобной безалаберности.
Статья 12.19 кодекса административных правонарушений прямо говорит о том, что за оставление ребенка, не достигшего 7 лет, одного в машине, грозит наказание в 500 рублей*.
Важно! Это правило еще жестче в отношении москвичей и питерцев, где данное правонарушение карается более серьезно: 2500 рублей*
Почему стоит использовать автокресла для перевозки детей
Многие водители считают необходимость приобретения автокресел надуманной. Они твердо уверены в бесполезности такой меры. Тем не менее, в мировой практике давно прибегают к помощи автокресел для обеспечения безопасности при транспортировке детей.
Надежная фиксация позволит надежно удерживать малыша при резкой остановке транспортного средства. При совершении опасных маневров или возникновении аварийной ситуации, у ребенка будет больше шансов выжить и нее получить повреждений конечностей. Не всегда детям удобно находиться пристегнутыми, но обеспечение их безопасности полностью ложится на плечи их родителей.
ВНИМАНИЕ !!! Иногда сотрудники ДПС стремятся наложить штрафные санкции при отсутствии автокресла, но наличии других удерживающих приспособлений. Это неправомерное и незаконное действие водитель сможет обжаловать в суде
Для доказательства своей невиновности необходимо предоставить неоспоримые доказательства. Среди них можно выделить видеосъемку или свидетельские показания очевидцев.
Из-за большого количества несчастных случаев во время перевозки детей в машине, законодательство приняло решение обязать всех водителей обеспечить безопасную транспортировку своих пассажиров. Это не было прихотью чиновников. Применение бюджетных устройств при транспортировке детей поможет водителю избежать штрафа, но обеспечение безопасности будет под большим вопросом.
В этом случае выполнение ПДД позволит сохранить жизнь и здоровье своему ребенку, а также избежать штрафного взыскания. Стоимость автокресла вполне доступна каждому водителю. Удерживающие устройства, кроме детских кресел, тоже допустимо использовать при транспортировке детей, но это не даст возможности гарантировать безопасность маленьким пассажирам.
Виды детских кресел и альтернативы
Сегодня на выбор родителям предлагается достаточно большой ассортимент детских автомобильных кресел.
Исходя из соображений безопасности и комфорта, кресло подбирается в соответствии с ростом и весом ребенка – малыш не должен чувствовать себя скованным или, наоборот, «болтаться» на своем сидении.
Существует 5 групп автокресел, которые рассчитаны на детей от рождения до 12 лет.
Группа 0. Эти кресла подойдут для грудничков возрастом до 1 года и весом до 10 кг. Модели этой группы имеют возможность регулировки уровня наклона спинки, что позволит малышу не только комфортно сидеть, но и лежать. Такие кресла представляют собой люльки, которые можно устанавливать не только в машину в качестве автокресла, но и использовать как ручную переноску или надставку для коляски.
Группа 0+ и группа 1. Модели этих категорий будут комфортны для детей от 1 до 4 лет. Кресла выдерживают до 18 кг веса и снабжены ремнями безопасности, которые имеют специальные мягкие накладки для более плотного прилегания к телу малыша. Многие модели снабжаются регулируемой спинкой и подголовником, поэтому подойдут даже для поездок на длительные расстояния.
Группа 2 и группа 3. Модели этих групп рассчитаны на детей до 12 лет
Они комплектуются удобными ортопедическими подушками, которые помогут поддерживать позвоночник в правильном положении, а во время формирования костной ткани и будущей осанки это особенно важно. При своем небольшом весе кресла практичны и легко устанавливаются в любой автомобиль при помощи ремней
Существуют и универсальные модели автокресел, которые подойдут для детей от года до 12 лет. Такие кресла-трансформеры найдутся практически у каждого производителя.
Детские кресла для автомобилей выпускаются в широкой цветовой гамме, поэтому каждый покупатель сможет подобрать для ребенка модель по вкусу.
Единственным недостатком автокресел является их высокая стоимость, хотя, если речь идет о безопасности ребенка, этот вопрос не должен стоять на первом месте
Выбирая автокресло, следует обращать внимание на качество материала, фиксаторов и замков для ремней безопасности
Если нет возможности приобрести детское автокресло, его можно заменить другим удерживающим устройством.
Отлично справляются с этой задачей следующие приспособления:
- универсальный адаптер – пристегивается на стандартный ремень безопасности при помощи пуговки и прочно удерживает малыша, который сидит на сидении автомобиля;
- фиксирующая накладка на сидение – крепится при помощи ремней и удерживает малыша в сидячем положении (для поездок на дальние расстояния не подойдет), применима для детей от полугода до 4 лет;
- автобустеры-сидения – представляют собой дополнительное сидение, которое приподнимает ребенка, чтобы его можно было зафиксировать ремнем безопасности, однако ввиду отсутствия креплений не являются достаточно надежной конструкцией.
Конечно, наилучшим вариантом будет приобретение автокресла, однако даже при наличии в автомобиле одного из альтернативных устройств ребенок будет находиться в большей безопасности. К тому же, это обезопасит водителя от притязаний дорожных инспекторов.
Дополнительная информация об удерживающих устройствах
Каждый автолюбитель, который хоть раз интересовался этим вопросом, знает о том, что на рынке существует довольно много разнообразных удерживающих устройств, которые предназначены для перевозки детей. Между ними существуют определённые различия, заключающиеся в том, что они могут быть использованы для перевозки разных детей. Ниже будет представлена более подробная информация.
Детские автокресла, использующиеся для перевозки детей в транспортных средствах, можно разделить на пять групп. Самые маленькие автокресла могут быть использованы для перевозки детей, возраст которых составляет менее 9 месяцев, а вес — до 10 килограмм. Самые большие предназначаются для детей, достигших двенадцатилетнего возраста, вес которых достигает 36 кг. Но также есть и другие группы.
Информация о детских креслах
Итак, какие виды детских кресел могут быть приобретены автолюбителем:
- Устройства группы «0» предназначены для перевозки детей до 9 месяцев и до 10 кг веса. Внешне они представляют из себя специальные автомобильные люльки. Данное устройство может быть установлено в двух разных положениях: при горизонтальном положении ребёнок фиксируется специальным ремнём через живот, а в сложенном может быть зафиксирован при помощи трёхточечного внутреннего ремня;
- Автокресла группы «0+» используются для перевозки детей возрастом до полутора года и массой до 13 кг. В данном кресле ребёнок размещается полулёжа и может быть обращён лицом как по направлению движения транспортного средства, так и против;
- Следующий типа детских автокресел предназначается для перевозки детей, возраст которых не превышает четыре года. Автокресла группы «1» могут выдержать детей весом от 9 до 18 кг. Установка их осуществляется по ходу движения, а конструкция таких кресел предусматривает наличие внутренних пятиточечных ремней;
- Группа «2» — предназначается для детей от 3 до 7 лет, вес которых составляет от 15 до 25 килограмм. Кресла оснащены регулируемой спинкой, положение которой может быть выбрано владельцем для более удобной перевозки ребёнка;
- Детские автокресла группы «3» подойдут при осуществлении перевозки детей с весом от 22 до 36 кг, возраст которых будет составлять от 7 до 12 лет. В принципе, конструкция таких детских автокресел является аналогичной конструкции автокресел группы «2», но при этом отсутствует спинка. Дополнительно предусмотрено специальное ограничение верхней лямки стандартного ремня безопасности, имеющегося в транспортном средстве.
В принципе, нельзя утверждать, что заявленные параметры соответствуют действительности. Любой может выбрать другое детское автокресло, которые бы лучше подходило для перевозки его ребёнка в автомобиле. Поэтому следует отталкиваться прежде всего от данных ребёнка, а не слепо следовать заявленным данным.
В случае отсутствия возможности приобретения детского автокресла можно обратиться к помощи специальных удерживающих средств, которые соответствуют ГОСТу. Их преимущество заключается в их стоимости. Она является меньше, чем стоимость детских автокресел. Именно поэтому иногда автолюбители приобретают именно эти приспособления для перевозки детей.
Данные укрепляющие средства представляют из себя совокупность гибких элементов или лямок. В их конструкции также присутствуют различные пряжки устройств регулирования, а также детали крепления. Существуют такие виды укрепляющих средств, которые могут быть оснащены и другими средствами защиты. К таким относятся детские люльки и специальные противоударные экраны.
Как обжаловать постановление ГИБДД за детское кресло?
На оспаривание административного штрафа дается 10 дней. Сделать это можно, подав соответствующее заявление в руководство ГИБДД или в судебном порядке.
Мы недавно рассматривали возможно обжалования штрафов через портал Госуслуги, и в рамках того материала упоминали и подробную технологиях оспаривания. Посмотреть ее можно по этой ссылке.
В целом необходимо помнить, что сложные случаи, особенно если обращаться придется в суд, лучше решать с привлечением профессиональных автоюристов. Связаться с нашими специалистами вы всегда можете по контактам, указанным на сайте.
В завершении статьи несколько вопросов, наиболее часто появляющихся у читателей в контексте проблем с детскими креслами, и, разумеется, ответов на них.
Часто задаваемые вопросы
️ До скольких лет обязательно возить ребенка в автокресле?
️ Со скольких лет можно ездить без кресла?
️ Можно ли перевозить ребенка на руках без кресла?
️ Можно ли перевозить ребенка до 7 лет в газели в детском кресле?
️ Правомерен ли штраф, если детское кресло не пристегнуто?
️ На кого выписывается штраф за отсутствие детского кресла: на владельца или на автомобиль?
Итак, мы разобрали случаи, когда детские автокресла необходимы. Рассмотрели варианты, при которых за их отсутствие будет выписан штраф за езду без детского кресла. Увидели и довольно сложную процедуру определения, что является «удерживающим устройством», а что не может быть причислено к таковым.
Очевидно, что условностей в процессе огромное количество, а все, что неопределенно до детальности, может провоцировать конфликтные ситуации. Лучше подстраховаться и иметь при себе документацию на кресло, но, если ситуация уже успела развиться по негативному сценарию, наши специалисты помогут разобрать в ней.
Законодательство
Конкретные, ужесточенные требования по перевозку детей на автотранспорте появились в России в 2007 году. На западе они существуют уже 30 лет – европейцам и американцам не приходит в голову везти дитя на машине без детского автокресла. Мотивирует их не угроза штрафа, а безопасность чада.
В 2007-ом в России впервые заговорили о детских удерживающих устройствах для автомобилей, а от водителей стали требовать их использования. Правда началось всё вяло – угроза штрафа 500 рублей не мотивировала автолюбителей приобретать дорогостоящее устройство. Сотрудники ДПС не придирались к отсутствию детского кресла жестко.
К 2013-му уровень детской смертности в ДТП остался прежним. Правительство поняло – нужно ужесточать меры. В КоАП РФ была дополнена статья 12.23 «Нарушение правил перевозки людей». Появилась 3-я часть, регулирующая вопросы перевоза детей в автомобиле. Размер штрафа вырос в шесть раз – до 3000 рублей.
В 2017 году правила снова частично изменили.
В дальнейшем планируются поправки в законодательстве. Правила, возможно, ужесточатся. На российских дорогах остаётся немало халатных родителей, полагающихся на авось.
Как сотрудник автоинспекции может убедиться в правильности перевозки детей
Единственная возможность, которой располагают инспекторы, это визуальный осмотр. При остановке транспорта, в котором находятся маленькие дети, сотрудник ГИБДД имеет полное право узнать возраст маленького пассажира и убедиться в том, что правила перевозки детей не нарушены.
Важная деталь! Современные автомобили часто в заводских условиях тонируются. Поэтому гаишник может попросить опустить стекло.
Совет. Лучше не вступать в конфликт с человеком на службе. На вежливую просьбу стоит отвечать вежливостью. Формально сотрудник ГИБДД не имеет никакого права открывать двери или самостоятельно опускать стекло автомобиля. Но провести полный осмотр он может, даже если машина не вызывает никаких подозрений, по мнению водителя. Данная процедура повлечет привлечение двух понятых и составление акта. Все это займет очень много времени. Поэтому лучше не пререкаться с инспектором, а выполнять все его требования.
Когда дети перевозятся неправильно, то следует наказание. Интересно, что иногда детское удерживающее устройство по факту есть, но штраф все равно выписывается. Это происходит в том случае, если ребенок находится не на месте. Гаишник может наказать за:
- дети находятся на коленях у других пассажиров;
- даже если дитя не помещается в кресло, по закону инспектор может выписать постановление;
- когда ребенок сидит в кресле, но отстегнут от ремней изофкис или само кресло не зафиксировано в автомобиле;
- если не соблюдается правило: одно кресло – один ребенок;
- машина не укомплектована ремнями безопасности (когда устройства имеются только спереди, то дети строго сажаются туда).
Что касается количества постановлений, то они накладываются на каждого водителя (даже когда должностное лицо перевозит сразу группу юных пассажиров не по правилам) в единичном размере. Однако особенность ситуации такова, что нарушение необходимо устранить сразу же. То есть по факту гаишник может наложить повторный штраф, если начать движение, не устранив предписание.
Сотрудник ГИБДД