Местное самоуправление в рф: понятие, основа, система

Основные моменты местного самоуправления

Осуществляется в следующих территориальных единицах:

  • село или район;
  • город либо городской квартал.

Характерной чертой является вектор направленности аппарата власти. Если государство руководит народом сверху, то в подобных единицах он управляет делами автономно.

ФЗ №131 Статья 1. Местное самоуправление

Муниципальные объединения

РФ состоит из следующих субъектов:

  • республики;
  • области, включая автономные;
  • края;
  • города государственного значения.

Самоуправление реализуется как на территории конкретного населенного пункта, так и его части. Принципиальное различие: на уровне субъекта РФ власть является федеральной. В рамках муниципалитета она локальная.

Местное самоуправление — представительная реализация народовластия

Полномочия высшего лица МО

Их можно разделить на несколько групп:

  • Представительские.
  • Контрольные.
  • Нормотворческие.
  • Организационные, координирующие и прочие, связанные с руководством.

Полномочия главы администрации муниципального образования в большей степени обладают властно-управленческим характером. В его задачи входит руководство отраслями хозяйства, существующими на территории, структурными подразделениями исполнительной власти. Если говорить о руководителе МО как о председателе представительного органа, то он осуществляет в основном организационно-контрольную деятельность.

Общими будут являться представительские полномочия во взаимодействиях с иными структурами территориальной и государственной власти, организациями, гражданами. Высшие лица муниципалитетов вправе действовать от имени МО без доверенности.

Общими можно считать и нормотворческие полномочия. Они связаны с изданием разных правовых актов (распоряжений, постановлений), касающихся вопросов организации и работы представительного органа местной власти.

Глава муниципального образования в пределах полномочий осуществляет контроль деятельности подчиненных, соблюдения ими законодательных предписаний. Высшие лица МО, в свою очередь, подотчетны и подконтрольны непосредственно населению и представительной структуре власти.

За что ответственен представительный орган (дума) власти

Самое, пожалуй, важное, что нужно знать об этом органе – его работа контролируется самим населением, перед населением он должен отчитываться о своей деятельности. Этим местная дума отличается от Государственной, которая подотчетна правительству России

Городская дума занимается распределением местного бюджета, а также принимает решение о его размере. При этом дума должна руководствоваться тем соображением, что местный бюджет не может быть ниже минимального, установленного государством, но и при слишком завышенной планке суммы могут возникнуть трудности. Дума решает, какие будут муниципальные предприятия, сколько денег они будут брать за свои услуги. Полный перечень полномочий местного представительного органа в каждом конкретном муниципалитете будет свой.

Представительный орган управляет жизнью поселения, опираясь на местный устав. В каждом муниципальном образовании России есть свой устав, в котором прописаны основные законы и порядок местного самоуправления. В этот главный документ региона могут вноситься изменения, касающиеся даже самой структуры органов. Структура органов может быть изменена, если такое решение примет городская дума. Прописан в уставе и может изменяться и срок полномочий местных органов власти. Вступить в силу такое решение может только начиная с нового созыва муниципальной думы.

Что такое местное самоуправление?

Однако они имеют право по собственному усмотрению вводить законы конкретного региона.

Понятно, что местные депутаты или главы администраций стоят несравнимо ближе к народу, чем Госдума и президент. Благополучие жителей каждого населенного пункта зависит от местной власти

Поэтому так важно разбираться в устройстве системы местного самоуправления, знать, какие в ней существуют органы, чтобы иметь представление, куда обратиться

Местные органы решают вопросы благоустройства городских территорий. Даже за асфальт во дворе дома ответственен муниципалитет, в то время как за состояние дома отвечает управляющая компания. Вопросов, которые граждане хотели бы задать местным управленцам, действительно бывает очень много.

Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Общественная власть построена по 2-уровнему принципу:

  1. Государственный. Инстанции исполнительной и федеральной власти.
  2. Муниципальный. Ячейки местного самоуправления.

Последний повсеместно представлен на территории РФ.

Компетентные инстанции государственной ветки власти контролируют работу муниципальных образований

Таблица 2. Устройство муниципальной ячейки

Структурная единица Описание
Локальная администрация 1. Представляет собой исполнительно-распорядительную инстанцию со Уставом, в котором обозначен круг полномочий по обсуждению вопросов локального значения.
2. Руководит администрацией на единоначальных принципах ее глава либо лицо, назначаемое по контракту.
3. Конкурсный отбор на замещение руководящего поста состоит в ведении представительного органа.
4. Структурно состоит из территориальных и отраслевых ячеек.
Представительный орган 1. Подразделение местного самоуправления, представляющее интересы народа.
2. Члены органа — избираемые населением депутаты по принципу тайного голосования.
3. Полномочия осуществляются при избрании 2/3 от общего числа депутатов.
4. Численный состав определяется Уставом.
5. Вопросы решаются коллегиально.
6. В компетенции находятся:принятие устава;
утверждение бюджета;
ведение сборами и налогами местного значения.
Глава 1. Считается высшим должностным лицом.
2. Избирается местными гражданами и представительной инстанцией.
3. Эта должность подконтрольна населению.
4. Досрочное прекращение полномочий возможно в следующих ситуациях — по собственному желанию, отзыв избирателями, смерть или отрешение от занимаемой позиции.
Контрольный орган 1. Учреждается Уставом.
2. Основная задача — контроль расходования денежных средств и имущества.
3. В структуру организации входит ревизионная комиссия и контрольно-счетная палата.
4. Надзор над этой инстанцией осуществляют Органы прокуратуры РФ.

Административная структура формируется представительным органом

Установленные органами муниципальных образований постановления обязательны к выполнению для всех инстанций и граждан, находящихся в ведении муниципальной единицы.

Реализация местными структурами власти отдельных государственных полномочий

Отдельные функции госвласти передаются муниципалитетам. Это существенно экономит средства налогоплательщиков на создание специализированных подразделений государственных органов и способствует повышению качества взаимодействия с населением.

При распределении функций должен соблюдаться баланс. Необходимо правильно определить перечень полномочий, которые могут реализовывать местные органы. Некоторые функции целесообразно выполнять совместно с госструктурами.

Госорганы вправе передавать часть своих функций местным институтам власти всех муниципалитетов, определенных МО или отдельной административно-территориальной единицы.

Любое полномочие структуры публичной власти формируется из 3 элементов: нормативно-правового регулирования, финансирования и реального предоставления конкретных услуг. Все эти компоненты для вопросов территориального значения закрепляются за местными органами власти. Если говорить о передаче отдельных государственных функций, то делегироваться должны полномочия по оказанию определенных услуг. Проще говоря, в ведение местной власти могут передаваться только такие задачи, выполнение которых региональными или федеральными органами не принесет требуемого результата.

К примеру, вопросы, связанные с выделением муниципальной земли в собственность граждан, должны решаться на уровне администрации конкретного МО, а не региональной властью. При этом общий порядок закрепляется федеральным законом. Местные органы законодательной власти не могут изменить его по своему усмотрению. В муниципалитетах, таким образом, действуют специальные земельные комитеты, занимающиеся вопросами предоставления земельных участков гражданам. Сведения о правообладателях объектов, в свою очередь, включаются в федеральный реестр, который действует по всей стране.

Органы власти, регулирующие ту или иную сферу, устанавливающие стандарты и нормативы, социальные льготы, должны четко понимать, какой объем средств необходим для реализации соответствующих задач. Следовательно, они должны нести ответственность за достаточность финансирования. Невыполнение этого принципа может привести к крайне негативным последствиям. К примеру, по состоянию на 2003 г. задолженность государства перед населением по социальным льготам была выше всего консолидированного бюджета.

ФЗ № 131 четко разделил полномочия между государственными и местными структурами власти, определил вопросы, находящиеся в совместном ведении, закрепил порядок делегирования отдельных полномочий муниципалитетам. В нормативном акте, в частности, говорится, следующее. Все функции территориальных органов власти, не отнесенные к компетенции муниципальных органов, являются отдельными полномочиями, передаваемыми местным структурам. Из этой формулировки вытекает простой критерий разделения задач. Все полномочия, которые отсутствуют в перечне вопросов территориального значения, входят в компетенцию госвласти.

Право гражданина на обращение в МСУ

Граждане Российской Федерации имеют право на обращение в органы самоуправления по любым возникающим у них вопросам. Следует отметить, что оно гарантировано законодательно. Ниже приведем основные нормативно-правовые документы законы, содержащие нормы, устанавливающие рассматриваемую возможность:

  • Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является правовым актом, имеющим высшую силу на территории страны. Статья 33 Основного закона гарантирует право граждан на свободное их обращение в ведомства федеральной власти и локального самоуправления.
  • Федеральный закон от 06. 10. 2003 года № 131-ФЗ. Статьей 32 рассматриваемого нормативного акта установлено, что граждане вправе обращаться в структуры местного самоуправления. Кроме этого, отмечено, что ответственные лица соответствующих органов несут ответственность за несоблюдение положений закона, связанных с вопросами сроков и порядка ответа на сообщения граждан.
  • Федеральный закон от 02. 05. 2006 года № 59-ФЗ. Данный нормативно-правовой документ определяет формы, порядок и сроки рассмотрения запросов. Иными словами, регулирует возникающие в связи с этим отношения, права и обязанности граждан и должностных лиц на практике. Его положения применимы ко всем структурам власти в стране.

Важно! Кроме этого, отдельные нюансы, связанные с обращением граждан, могут регулироваться местными правовыми актами. Следует отметить, что положения последних не могут противоречить нормам федерального законодательства.

Вопросы местного масштаба

Все вопросы местного масштаба разделяются по направлениям деятельности:

1) руководство муниципальной собственностью и местными финансовыми средствами 
создание, утверждение, распределение бюджета поселения и контроль за распределением данного бюджета; 
формирование, корректировка и ликвидация местных налогов и сборов; 
владение, пользование и распоряжение имуществом, которое находится в муниципальной собственности поселения;
2) формирование, содержание и улучшение муниципальных служб: предприятий и учреждений, которые связаны с обеспечением жизнедеятельности населения в различных проявлениях местной жизни, создание условий для того, чтобы удовлетворить потребности населения в разного рода услугах (коммунальные услуги; транспортное обслуживание и дорожное строительство; обеспечение жилищными условиями; бытовые и торговые услуги, услуги связи, общественного питания, культуры; условия для организации досуга, массового отдыха, занятия спортом; организация благоустройства и озеленения, вывоза бытовых отходов и прочие).

Что делает местная администрация

Местный исполнительно-распорядительный орган (администрация) формирует ее глава. Его задачей, в первую очередь, становится контроль за соблюдением в муниципальном образовании законов РФ и законов вышестоящих органов субъекта страны, к которому принадлежит (например, город должен подчиняться общим для области законом, утвержденным областными властями).

Председатель ответственен за качественное выполнение тех полномочий, которые в муниципалитет делегировало государство. Он организует работу администрации, ведет статистику подведомственного региона, встречается в приемные часы с населением и многое другое.

Гарантии и ограничения

Закон устанавливает ряд условий, соблюдение которых обязательно для глав муниципалитетов. Они не вправе являться депутатами Госдумы и представительных региональных органов, членами СФ. Главам МО запрещено одновременно замещать выборную должность и быть муниципальными или госслужащими.

Высшие лица не могут заниматься предпринимательством или иной коммерческой деятельностью, связанной с извлечением прибыли. Исключение составляет работа в сфере педагогики, науки или искусства.

Главы муниципалитетов обладают неприкосновенностью. Закон запрещает привлекать их к уголовной ответственности, арестовывать, задерживать, допрашивать, обыскивать и проводить в отношении них оперативно-розыскные мероприятия.

Ответ

Нормы ч. 3 ст. 91 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ч. 4 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют только уполномоченные органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из норм ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что одним из основных признаков органов местного самоуправления является наличие у них собственных полномочий по решению вопросов местного значения. Положения Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривают возможность включения органов местного самоуправления в структуру иных органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. При этом органы местной администрации не могут иметь статус органов местного самоуправления, поскольку они являются лишь структурными подразделениями местной администрации и не обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В ст. 6 БК РФ казенное учреждение определяется как государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Учитывая, что органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, органы местной администрации как юридические лица также должны приобретать статус казенных учреждений, поскольку они, как и в случае с органами местного самоуправления, осуществляют исполнение муниципальных функций.

Казенному учреждению запрещается выступать учредителем (участником) каких-либо юридических лиц (ч. 4 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Данное требование применяется также в отношении органов местной администрации, как казенных учреждений.

Необходимо также учитывать, что органы местного самоуправления, а также органы местной администрации наделяются статусом юридического лица для осуществления собственной финансово-хозяйственной деятельности, участия в гражданском обороте от своего имени для удовлетворения исключительно собственных материально-технических, организационных и иных потребностей. Во всех остальных случаях органы местного самоуправления действуют как органы публичной власти для реализации публично-властных полномочий, участия в гражданском обороте от имени и в интересах муниципального образования, являющегося самостоятельным участником гражданских отношений (ст. 124 – 125 ГК РФ). В связи с этим, органы местного самоуправления осуществляют функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, как органы публичной власти, а не как юридические лица в качестве казенных учреждений.

Таким образом, органы местной администрации (как структурные подразделения местной администрации, так и как казенные учреждения) не могут быть наделены непосредственно функциями и полномочиями учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ от имени муниципального образования могут приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. В связи с этим руководитель отраслевого органа администрации муниципального района, являющейся должностным лицом местного самоуправления, от имени муниципального образования может приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, в случае, если такая возможность будет предусмотрена уставом соответствующего муниципального образования.

Администрация муниципального образования

Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Это конкретный человек, который избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.

Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Заключение

Важно иметь в виду, что со стороны учреждений государственной власти ведется пристальный контроль:

  • Во-первых, за реализацией управленческими структурами местного значения отдельных полномочий гос. характера.
  • Во-вторых, за применением финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление представленных функций и достижение соответствующих целей.

Необходимо учитывать, что в ведении местного управления могут быть в другие вопросы. Речь идет о тех категориях, которые отвечают ряду требований:

  • Не включаются в перечень вопросов местного уровня, установленных в законодательном порядке, а также не входят в список отдельных полномочий государства.
  • Не относятся к ведению иных муниципальных формирований, к компетенции их структур, а также не включаются в функции органов гос. управления.
  • Не исключены из функционала структур местного управления посредством федеральных законодательных актов или законодательных актов субъектов РФ.

Дополним, что управленческие структуры местного значения имеют полное право на решение указанных выше вопросов лишь в случае наличия собственных финансовых средств и материальных ресурсов (исключение в данном случае составляют дотации и субвенции, которые предоставляются из бюджета федерального уровня или бюджета субъекта РФ). Зачастую рассматриваемые в статье структуры решают вопросы, относящиеся к формированию и организации деятельности отдельных должностных лиц и учреждений местного самоуправления

Данную категорию важно представить как самостоятельную, обособленную

Необходимо знать, что при издании полномочий должностных лиц и структур местного управления глава муниципального формирования (как правило, это глава администрации местного значения) издает постановления по соответствующим вопросам, относящимся к реализации отдельных полномочий государства. Помимо этого, он выпускает распоряжения, связанные с организацией деятельности местной администрации согласно статье 43. Муниципальной структурой также принимаются решения касательно организации собственной работы, а также деятельности представительного органа. Таким образом, вопросы создания и последующей организации управленческих структур местного значения целесообразно также отнести к предметам ведения в качестве самостоятельно функционирующего элемента.