Оглавление
Какая категория водительских прав предусматривается для мопедов и легких квадрациклов
В 1995 году в нашей стране вышел, а в 2013 году обновился ФЗ «О безопасности дорожного движения». Именно тогда и появились категории водительских прав, которые и актуальны на настоящий момент. Их довольно много, можно процитировать (Глава IV, статья 25, п. 1):
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее – право на управление транспортными средствами):категория “A” – мотоциклы;категория “B” – автомобили (за исключением транспортных средств категории “A”), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории “B”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории “B”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;категория “C” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории “C”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;категория “D” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;категория “BE” – автомобили категории “B”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории “B”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;категория “CE” – автомобили категории “C”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;категория “DE” – автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;категория “Tm” – трамваи;категория “Tb” – троллейбусы;категория “M” – мопеды и легкие квадрициклы;подкатегория “A1” – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;подкатегория “B1” – трициклы и квадрициклы;подкатегория “C1” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории “C1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;подкатегория “D1” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;подкатегория “C1E” – автомобили подкатегории “C1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;подкатегория “D1E” – автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Собственно отсюда уже и можно узнать, что к мопеду и даже к легким квадроциклам, относится категория «М». Уже кое-что! О легких квадроциклах мы обязательно поговорим в другой нашей статье. Можете воспользоваться поиском по сайту. А вот что касательно темы нашей статьи, то теперь неплохо было бы знать о том, кому можно управлять этой самой категорией «М». Здесь мы как раз и раскроем тему о том, можно ли управлять мопедом, имея другую «открытую» категорию водительских прав.
Можно ли ездить на скутере с категорией B или другой категорией?
Как упоминалось ранее, для маломощной мототехники существует категория М, разрешающая вождение данного ТС (п.1 ст. 25 ФЗ О БДД). В пункте 7 написано, что при открытии любой категории автоматически разрешается управлять скутером (п. 7 ст. 25 ФЗ о БДД).
До 50 кубов
В ПДД прописано, что если у водителя есть одна из категорий (любая), то управление скутером разрешено. Главное, чтобы объем двигателя был менее 50 кубов.
Если рабочий объём двигателя больше 50 куб. см
При оборудовании ТС двигателем объемом более 50 кубов скутер приравнивается к мотоциклу, поэтому категории М будет мало. В зависимости от мощности придется отдельно открывать следующую подкатегорию:
- От 50 до 125 см3 – подкатегория А1
- Свыше 125 см3 – категория А
Подробное описание всех категорий и подкатегорий ТС можно прочитать тут.
Права на скутер
Законодательная база в отношении езды на скутерах и мопедах очень изменчива. Федеральный закон о необходимости оформления прав категории М ввели с ноября 2013 года. Для получения прав нужно пройти обучение в автошколе и сдать соответствующий экзамен в ГИБДД.
В связи с этим законом, в ПДД были внесены соответствующие изменения. Однако, когда ввели новое правило, не учли, что автошколам нужны новые ПДД и новые специалисты для того чтобы обучать на новую категорию. Поэтому почти год теоретически закон существовал, но не действовал. В связи с этим, людям, которые хотели управлять скутерами, нужно было получать более высокую категорию управления.
По закону мопедом принято считать механическое средство, обладающее такими характеристиками, как:
- Максимальная скорость движения не должна превышать 50 км/ч.
- Объем двигателя внутреннего сгорания не должен быть больше 50 куб. см или электродвигатель от 0,25 кВт до 4 кВт.
Мопед может иметь два или три колеса, а также к мопедам приравнивают квадроциклы. К мопедам могут причислить даже велосипед, у которого имеется двигатель, подходящий под характеристики скутера. С апреля 2014 года каждый тот, кто управляет скутером, обязан обладать соответствующими документами. По просьбе сотрудников ГИБДД водитель обязан предъявить права.
Также необходимо наличие шлема у водителя скутера. Если водитель мопеда не достиг возраста 16 лет, управление скутером запрещено.
Есть еще один момент, если вас лишили прав другой категории, и вы решили получить взамен права категории М, то такой вариант предусмотрели законом, и вы не вправе получить права, пока срок лишения других прав не закончится. А когда он закончится, вам и права категории М будут не нужны.
1. Скутеры мощностью до 50 кубов
Ранее управлять скутером до 50 кубов мог любой подросток, не имеющий никаких специальных удостоверений. Однако, сейчас законодательство ужесточило требования к управлению таких мопедов. И для управления ими необходимо иметь удостоверение с категорией М, либо с любой другой категорией. А также управлять скутером могут только те лица, которые достигли 16 лет.
Регистрировать скутер мощностью до 50 кубов пока не нужно, соответственно оформлять полис ОСАГО тоже необязательно, однако по желанию можно, ведь статистика показывает, что аварийность данного средства передвижения очень высока. В случаи попадания в ДТП на скутере без ОСАГО, возмещение ущербов по вашей вине придется оплачивать из своего кармана.
Кататься без прав можно управляя мопедом для мотокросса. Последние достаточно мощные транспортные средства. Однако ездить на них можно только на специальных спортивных площадках или в поле, где нет дороги, т. к. они относятся к спортивным снарядам. На общем дорожном полотне на подобных мопедах движение запрещено.
2. Скутеры мощностью 50 кубов
Существуют скутеры с более мощным двигателем, таким как 50 кубов и более. В данном случае водителю нужно получать другую категорию А1, если мощность не превышает 150 кубов. Возрастное ограничение также устанавливается от 16 лет. Наличие шлема при вождении является обязательным условием.
3. Скутеры 150 кубов
Вождение скутеров, которые имеют двигатель объемом 150 кубов, требует более сложной категории. Здесь нужно будет получить водительские права категории А. Такие скутеры приравниваются к мотоциклам. Вождение подобных механических транспортных средств возможно только тем, кто достиг 18 лет.
Категория А позволяет управлять всеми возможными видами двух-,трех-,или четырехколесными транспортными средствами с массой, не превышающей 400 кг. Однако, исключает право на вождение автомобиля.
Помимо получения категории А для вождения мопеда или скутера с мощностью 150 кубов, водитель обязательно должен:
- Пройти технический осмотр.
- Оформить страховой полис ОСАГО.
Также обязательным условием является наличие шлема при вождении подобного транспортного средства.
Советы для тех, кто собирается впервые сесть за руль мопеда.
Если в вашей папке с документами лежит розовый прямоугольник под названием «Водительское удостоверение» с любой из категорий А, А1, В, В1 или С, то нет ничего проще проставить заветную М. Для этого вам нужно прийти в ГИБДД, оплатить госпошлину и проставить нужную отметку в новых правах.
А вот если водительского удостоверения нет, то без автошколы не обойтись. Но все не так плохо. Достигнув 16-тия, вы можете спокойно пройти обучение, сдать экзамен и получить права нужной категории. Кроме того, с 16-ти лет реально получить категорию А1 и управлять не только мопедом, но и лёгким мотоциклом мощностью до 125 кубов. А достигнув совершеннолетия и вовсе выучиться на любую категорию, и тогда категория М будет получена автоматически.
Но обучаться только на категорию М не выгодно. Как минимум потому, что вам придется потратить время на поиски автошколы, которая специализируется только на обучении категории М. Этих школ практически нет. Большинство автошкол советуют пройти обучение на категории А или В (или А1, если вам нет 18 лет), и автоматически открыть категорию М.
Если фортуна будет на вашей стороне, и вы найдете авто-школу, где обучат езде на мопеде, вам придется:
- оплатить обучение;
- получить теоретические и практические знания;
- сдать проходной экзамен в автошколе;
- сдать экзамен в ГИБДД (желательно с первого раза) — теоретические вопросы и езда на автодроме.
Итак, вы получили права только с категорией М, разрешающая право управления мопедом, скутером и легким квадрициклом. В случае желания пересесть за руль автомобиля или мотоцикла, вам придется вновь пройти вышеперечисленную процедуру. Поэтому намного выгоднее открывать любые другие категории прав, чтобы сократить время, и сэкономить деньги.
Часто задаваемые вопросы по правам на мопед:
мопед с мощностью до 50 кубов не требует постановки на учет в ГИБДД;
если вы владелец иностранных прав любой категории, то присвоить автоматически категорию М не получится;
прежде чем начать обучение в автошколе необходимо предъявить медицинскую справку. Если в ней будут прописаны какие-либо противопоказания категорию М вам не получить;
в случае остановки сотрудником ГИБДД у вас не окажется с собой прав, то придется выплатить штраф в размере 500р. Если же вы сели за руль мопеда без права управления транспортным средством, то сумма штрафа составит от 5 до 15 тысяч рублей;
управлять квадрициклом весом до 350 кг и максимальной скоростью до 50 км/ч с правами категории М разрешается
Но если вы решите пересесть на более мощный и тяжелый квадрицикл без прав категории В1 и выше не обойтись.
важно не путать права категории А1 с правами с подкатегорией А1. Водителям квадроцикла нужны документы на управление как на трактор, так и на мотоцикл
С водительским удостоверением с подкатегорией А1 можно управлять легкими мотоциклами или мопедами.
квадрицикл и квадроцикл – два разных вида техники, имеющие разные права. Последний имеет большую весовую категорию, мощный двигатель, не имеет кабину и по управлению похож на мотоцикл.
Санкции за отсутствие прав на мототехнику
Во вступлении уже было сказано, что причины отсутствия прав бывают разные, поэтому и законодательных статей об этом нарушении несколько. Можно выделить несколько наиболее распространенных причин «бесправного» вождения:
- права остались дома – 500 рублей
- нет документов на ТС – 500 рублей;
- отсутствует категория – от 5 до 15 тыс. рублей;
- права никогда не оформлялись – от 5 до 15 тыс. рублей;
- нет номеров – 5 тыс. рублей;
- был лишен удостоверения – до 30 тыс. рублей;
- несовершеннолетний привлекается к ответственности только при отсутствии удостоверения – 30 тыс. рублей, который обязаны выплатить родители.
Документы забыты или оставлены
Первый и несущий наименьшие последствия случай – забытые документы. Если при проверке документов у мотоциклиста не окажется удостоверения, то автоинспектор должен будет проверить наличие прав по базам данных. Для этого потребуется паспорт или установление личности водителя. Проверка может занять от нескольких минут до 3 часов. Ждать придется долго, если паспорта не окажется и мотоциклиста задержат для установления личности.
По окончанию проверки автоинспектор выпишет штраф в 500 рублей или вынесет устное предупреждение. Шансы избежать штрафных санкций увеличатся, если во время проверки кто-нибудь из знакомых водителя привезет ему документы.
Права вовсе отсутствуют
Более проблемная ситуация, когда мотоциклист просто не имеет прав или его права не соответствуют необходимой категории. Второй вариант происходит довольно часто, так как водители категории «B» нередко считают, что могут законно управлять мотоциклами. К сожалению, это распространенное мнение абсолютно ложно. Водители категории «B» могут управлять легковыми авто, квадроциклами, мопедами и скутерами, но не мотоциклами.
За управление мотоциклом без соответствующих прав водитель будет обязан выплатить штраф от 5 до 15 т.р. Точная сумма зависит в основном от настроения инспектора, фиксирующего нарушение, так как конкретных указаний по вынесению решения нет. Как минимум, поэтому при общении с полицейским стоит вести себя вежливо и адекватно.
Права отобрали из-за нарушений
Теперь рассмотрим еще более печальную ситуацию. Наибольший штраф (30 000 рублей) назначается мотоциклистам, которые сели за руль после лишения прав. Наказание настолько суровое, потому что водители уже доказали свою неспособность следовать правилам. Права могут конфисковать за движение по встречке, неоднократный проезд на красный свет, вождение в нетрезвом виде и другие серьезные нарушения.
Но самое страшное, что вместо штрафа могут назначить другое наказание. Альтернативными вариантами являются обязательные работы или арест. Тем, кто не сможет выплатить 30т.р., придется сидеть до 15 суток в спецприемнике или отрабатывать от 100 до 200 бесплатных часов на общественно полезных работах.
Другие нарушения
Говоря о вождении без прав, можно вспомнить и о других схожих нарушениях, например, отсутствие документов на мотоцикл или государственных регистрационных номеров. В первом случае штраф будет таким же, как за отсутствие при себе водительского удостоверения – 500 рублей (вместо штрафных санкций тут также можно получить лишь предупреждение). А вот за отсутствие номеров наказание намного строже – 5т.р. штрафа или 1-3 месяца лишения прав.
Несовершеннолетние
Если мотоциклом будет управлять несовершеннолетний гражданин, то вопрос о наличии прав отпадает. Зато возникает другой: какую ответственность будет нести ребенок за свое правонарушение? В этом случае снисхождения для несовершеннолетних нет: штраф так и остается на уровне 5-15 тысяч. Однако платить его придется, конечно, родителям.
Оплата
Оплачивать денежную санкцию нужно лишь тогда, когда машинисту мототранспорта был выписан протокол, а не в отсутствие такого документа.
В протоколе должны содержаться обязательно следующие положения и пункты:
- название, отражающее тип нарушения – «административное»;
- тип транспорта, его полные характеристики;
- персональные сведения о шофере;
- точное время и место задержания;
- подписи очевидцев, понятых;
- дата составления, подпись служащего ДПС.
Порядок оплаты счета, выставленного федеральными (региональными) властями, за вождение без соответствующего на это права:
- Сначала следует получить необходимые документы от сотрудников автодорожной службы, непосредственно зафиксировавших задержание и нарушение.
- Получение квитанции на оплату может быть как в бумажном виде (присылается письмо по почте), так и через личный кабинет на сайте Госуслуг: gosuslugi.ru (требует предварительной регистрации, чтобы получить доступ).
- Для оплаты можно пользоваться этим официальным порталом «Госуслуги», либо же лично явившись в любой банк или иное учреждение, принимающее подобные платежи.
Способы оплаты штрафа:
Наказание может быть отменено в том случае, если последствия нарушения водитель может устранить в течение 30 минут. В отношении отсутствующего удостоверения это решается легко в том случае, если забыл дома и отъехал еще не далеко.
Тогда административный протокол сотрудник ГИБДД либо вовсе не будет составлять, либо аннулирует его. Но это произойдет только тогда, когда водитель, действительно, вернется за документами, либо ему их подвезут.
Виды штрафов за вождение без водительского удостоверения
Управлять транспортным средством без предварительного обучения и сдачи экзамена по вождению в Госавтоинспекции запрещено правилами дорожного движения. Наказание за такое вождение регламентируется ст. 12.7 п.1 КоАП РФ с изменениями от 2018 года и представляет собой наложение административного штрафа. Сумма штрафных санкций зависит от вида нарушения и колеблется от 5 до 15 тысяч рублей.
Обратите внимание! Окончательный размер определяется в соответствии с условиями региона, для крупных городов, таких как Москва или Санкт-Петербург, он может быть максимальным. Кроме того, сотрудники ГИБДД при оформлении протокола учитывают и отягчающие обстоятельства: езда без шлема, наличие большого количества нарушений, неоплаченные штрафы
Исключение составляет управление учебным транспортным средством под контролем инструктора. Во всех остальных случаях у владельца ТС должны быть при себе водительские права с открытыми категориями М или А.
Категория М позволяет управлять мопедом, который имеет следующие характеристики:
- максимальная скорость 50 км/ч;
- мощность электродвигателя до 4 киловатт;
- объем двигателя до 50 кубов.
Важно! Такие права может получить несовершеннолетний по достижении возраста 16 лет. Если же несовершеннолетний мопедист будет пойман сотрудниками ГИБДД, то штраф за вождение без прав, езду без шлема и другие нарушения придется оплачивать родителям
Для вождения мотоцикла с объемом двигателя от 50 до 150 кубов необходимы права с открытой категорией А и А+.
Если нужная категоря открыта, а прав при себе нет, сумма штрафа за езду на скутере составит от 500 до 800 рублей* (ст. 12.3 КоАП РФ). Наличие данных об удостоверении сотрудник службы ГИБДД проверит на месте или в отделении.
Если водитель был лишен прав за какое-либо нарушение, но управляет ТС, он будет оштрафован в соответствии со ст. 12.7 п. 2 КоАП РФ на сумму 30 тысяч рублей*. Аналогом наказания служит административный арест на 15 суток или общественные работы сроком от 100 до 200 часов.
Штраф до 30 тысяч рублей* влечет за собой передача управления скутером или мопедом лицу, не имеющему водительского удостоверения или лишенному права ездить на ТС. В этом случае сотрудник ГИБДД руководствуется ст. 12.7 п.3 КоАП РФ.
В протоколе обязательно будет указано, что нарушил водитель (например, под ст. 12.7, п. 1 попадает и понятие «езда на скутере до 50 кубов без прав»), какой штраф он должен заплатить (на первый раз могут выписать минимальный — 5 тысяч рублей).
Можно ли управлять скутером с категорией прав В и В1?
С категорией прав B и B1 от 2014 года можно ли ездить на скутере 50 кубовом? А на 150 кубовом? А на скутере 50 кубов но спидометром до 140 км/час? А нужно ли номера на него вешать? Обязателен ли шлем для водителя и пассажира?
Здравствуйте Дмитрий! Если скутер попадает под категорию М, а не категорию А, то Вы смело можете управлять указанным транспортным средством, имея категорию В и В1. Об этом, нам говорит п.7 ст.25 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Регистрация мопеда не требуется, достаточно просто возить с собой договор купли-продажи ( п.2.1.1 ПДД РФ: Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:-регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам).
В качестве безопасности, при эксплуатации Вы обязаны быть пристегнуты шлемом, п. 2.1 ПДД РФ. За управление мопедом без защитного шлема предусмотрена ответственность по ст. 12.6 КоАП РФ.
Спасибо большое за ответ! И если можете, то поделитесь знаниями по этим вопросам…
С категорией прав B/B1 можно ли ездить на скутере: — 50-кубовом? — 125(150)-кубовом? — 50-кубовом, но с макс.значением на спидометре 110(140)км/час?
А так же подскажите по описанным байкам следующее: — что грозит владельцу тс (имеющему права кат.B) за передачу управления 15-летнему, разумеется не имеющему прав? — какие наказания ожидают самого «юного водителя» за езду на них? Да и может ли он сам формально и быть владельцем таких тс?
Скутеры приравниваются к мопедам, по правилам дорожного движения которые являются транспортными средствами, двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
Все зависит от того, какая категория стоит на указанном транспортном средстве. Бывают случаи, что и скутеры с объемом и более 150 куб. см., но в паспорте транспортного средства стоит категория М. А бывает и так, что это относят к категории А1. Вот если на транспортное средство стоит категория А1, то водительское удостоверение Вам нужно иметь с категорией хотя бы А.
Если категория М, то можете управлять указанным транспортным средством с в/у на любой открытой категории.
— что грозит владельцу тс (имеющему права кат.B) за передачу управления 15-летнему, разумеется не имеющему прав?
За передачу управления т/с Вы будете подлежать административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.12.7 КоАП РФ. (штраф 30 т.р.)
15-ти летний водитель будет освобожден от административной ответственности на основании с.2.3 КоАП РФ.
Но транспортное средство будет передано на специализированную стоянку.
Да и может ли он сам формально и быть владельцем таких тс?
Он может быть и собственником данного транспортного средства, но управлять им не сможет. Гражданский кодекс РФ, нам позволяет это.
Правовые основы
Вообще в законодательных основах нет исключений, когда бы для управления байком на автотрассе не требовались права.
Зато есть допущения для других типов проезжей части, где разрешено кататься без документов:
- лесная просека;
- частная территория (очерченная ограждением);
- грунтовая дорога в селе, проложенная его жителями, а не государством;
- езда по площадке обучающего заведения или мотодрому;
- технологические дорожки в границах площади предприятия.
В каждом отдельном случае своя статья и пункт законодательного акта. Например, для разрешения управлять мотобайком без удостоверения существует п.21 ПДД.
В этом пункте рассказывается про порядок использования ТС в целях обучения водителя. Любое происшествие, которое может случиться на таких участках, всецело под ответственностью лица, управляющего мотосредством.
Во всех остальных случаях законом передвижение на автотранспорте в отсутствие водительского удостоверения рассматривается как грубейшее нарушение.
Поэтому все меры наказаний отражаются в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ). В Правилах дорожного движения (ПДД) лишь определено, в каких случаях те или иные действия участников автодорожного потока, считаются преступлением норм.
Источник закона – КоАП России | Обстоятельства | Мера ответственности | Размер наказани, руб. |
Ч.2 ст.12.3 | Отсутствие документов при себе, хотя они оформлены. | На первый случай – выговор.
Повторно – штраф. |
500 |
Ч.1 ст.12.7 | Вождение мотоцикла при отсутствии право на это (водитель не получал удостоверения и не открывал категорию). | Штраф.
Задержание ТС (ст.27.13 Кодекса). Отбуксировка на штрафстоянку. |
5000-15000 |
Ч.2 ст.12.7 | Управление ТС тогда, когда лишено такого права. | Штраф.
Задержание ТС. Отбуксировка на штрафную площадку. Арест мотоциклиста на период до полумесяца. Обязательный труд в течение 100-200 ч. (вместо ареста). |
30000 |
Ч.3 ст.12.7 | Разрешение и передача мотоцикла для управления лицом, у которого нет на это никаких прав (исключение учеба в специализированном учреждении), в том числе и после лишение, отстранения. | Штраф | 30000 |
До какого объема нужны права на мотоциклы и другой мототранспорт
Необходимость прав, в первую очередь, обусловливается мощностью и максимальной скоростью мотоциклетного транспорта. Водителю потребуются права двух категорий: «М» и «А»:
- В первом случае мощность мотора составляет 250 Вт-1,5 кВт, а максимальная скорость не может превышать 50 км/час.
- Подкатегория «А1» относится к легким мотоциклам, мощность двигателя которых не превышает 3 кВт. При этом они не должны разгоняться быстрее 90 км/час.
- Для управления мотоциклами мощностью более 3 кВт понадобится категория «А».
Людям, имеющим водительские права категории «В», достаточно пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение.
Наряду с традиционными мотоциклами, мопедами, на российских дорогах все чаще можно встретить транспортные средства, которые работают на электричестве. Такие скутеры имеют ряд преимуществ. Среди них можно выделить экономичность, бесшумность, отличную динамику. Кроме того, такой транспорт является экологически чистым.
Мотоциклы
Управлять мотоциклом могут исключительно лица, которым уже исполнилось 18 лет. При этом не стоит забывать о номерном регистрационном знаке, исправности световых приборов, защитном шлеме.
Мопеды
Это средство передвижения визуально напоминает велосипед с мотором. Повсеместно еще в советские времена на них гоняли несовершеннолетние дети без всяких прав. К сожалению, статистика аварийности с участием таких транспортных средств неуклонно росла.
На этом транспорте простой конструкции в России можно ездить уже с 16 лет. Для этого требуется пройти обучение и сдать экзамен в ГИБДД. Обязательно нужно зарегистрировать данное транспортное средство, получить номерные знаки. Теперь водители несут полную ответственность за нарушение правил дорожного движения, ущерб от ДТП.
Еще во времена Советского Союза мопеды получили широкое распространение.
Скутеры
Для управления ими нужно пройти обучение в автошколе, сдать экзамены при участии инспектора ГИБДД. С другой стороны, при наличии водительских прав «В» на легковой автомобиль дополнительные экзамены не требуются. В этом случае понадобится медицинская справка с положительным заключением, которую требуется возить с собой.
Кроме того, обязательно нужно зарегистрировать данное транспортное средство, также иметь технический паспорт на него. Страхование ОСАГО для скутеров является добровольным.
Питбайки
Главным образом, такое маленькое средство передвижения предназначается для спортивной езды на различных треках. На российском рынке можно найти экземпляры с объемом двигателя 50, 110, 125, 150 кубических сантиметров. Поэтому права нужны для любого из них.
Со стороны представителей дорожной полиции к таким средствам передвижения повышенное внимание, поскольку их водители больше всего склонны к нарушению ПДД. Зарегистрировать питбайк в ГИБДД довольно сложно, поскольку для этого требуется установить спидометр, отражатели, указатели поворота
В противном случае ездить на них можно только по спортивным трассам.
Это средство передвижения представляет собой что-то среднее между мотоциклом и мопедом.
Электроскутеры
Это транспортное средство является наиболее экономичным, экологически чистым.
Более мощные экземпляры нужно регистрировать, оформлять страховку ОСАГО. Если этого не делать, то электрический скутер может попасть на штрафную стоянку, а водитель лишится 15000 рублей, которые придется заплатить в виде штрафа.
Полезно знать
Помимо штрафов и других санкций, указанных выше, не стоит забывать и про такой момент, как обеспечение наказания. То есть, после того как выяснится, что водитель мотоцикла не имеет при себе соответствующего удостоверения, у гражданина уже не получится, приняв штрафную квитанцию, как ни в чем не бывало уехать дальше. В зависимости от обстоятельств события могут развиваться по двум путям:
- Представитель уполномоченных органов вызывает эвакуатор, и транспортное средство отправляют на штрафстоянку. Все сопутствующие расходы ложатся на плечи собственника ТС.
- Владелец двухколесного транспорта уверяет сотрудника ДПС, что права ему сейчас подвезут (если они физически существуют) либо прибудет человек (как правило, друг или родственник нарушителя), у которого согласно законам имеется доступ к управлению данным ТС (у него есть удостоверение и он вписан в страховку). Один из перечисленных пунктов выполняется, и необходимость в вызове эвакуатора отпадает.