Налогоплательщики массово получают требования об уплате налога, даже если налог оплачен. что делать и как не допустить негативных последствий

Оглавление

Введение.

За последние годы налоговые органы РФ отлично автоматизировались и продолжают работать в этом направлении. По нашей статистике (и тут тоже мы ведем учет))))
заметно увеличилось количество различных запросов, которые получают налогоплательщики, от требований на уплату налогов и взносов, до пояснений расхождений в
декларации даже в 1 рубль.

Не все и не всегда такие запросы являются правомерными, часть из них налогоплательщики могут игнорировать без каких-либо последствий для
себя, а есть запросы, отсутствие реакции на которые может привести к негативным последствиям, например, в виде штрафа или доначисления налога по акту проверки.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Сами налогоплательщики вносят свою «посильную лепту» в увеличение документооборота налогового контроля — не уплачивают налоги вовремя,
допускают различные ошибки в учете и/или отчетности, работают с «проблемными» контрагентами и так далее.

Несмотря на то, что формы запросов не столь многочисленны, основания, по которым налоговый орган имеет право направить такой запрос, расширяются из года в год.
В связи с этим мы решили выпустить цикл статей, в которых рассмотрим виды запросов, возможные причины их получения, а также дадим практические рекомендации, что со всем этим делать?

А начнем мы, пожалуй, с самого распространенного типа запроса, который, наверняка, получал хотя бы один раз в жизни любой предприниматель (или бухгалтер) – с требования об уплате налога или сбора.

Какая ответственность за неисполнение требований об уплате налога?

Как известно, все субъекты предпринимательской деятельности в стране имеют одно общее обязательство перед государством – вовремя и в полном объеме платить требуемые налоги и сборы. Конечно, их размер отличается в зависимости от системы налогообложения, размеров компании и ее оборота, доходов и расходов за отчетный период и т.д., но в целом требования остаются идентичными для всех. Если какой-либо налог не будет уплачен в установленные сроки, налогоплательщик получит специальное уведомление – то самое требование об уплате налогов от своего отделения ФНС, с указанием суммы и сроков, в которые необходимо погасить задолженность перед бюджетом или фондом.

Что же будет, если налогоплательщик получит требование уплатить налоги, но не исполнит его? По закону это то же самое, что и уклонение от уплаты налогов, а значит, к виновному могут быть применены следующие санкции:

штраф за неисполнение требования об уплате налога – наиболее распространенный вид санкций для тех предпринимателей, которые не платят налоги вовремя. Размер штрафа устанавливается в зависимости от величины задолженности по налогам, срока просрочки и других факторов

При этом важно помнить, что штраф не освобождает от необходимости уплатить основную часть налоговой задолженности, а только добавляется к ней, увеличивая размер налогового долга перед бюджетом;
пени за нарушение сроков внесения налоговых платежей – если налоги, в том числе и те, что пришли из ФНС в виде требований, не будут уплачены в срок, за каждый день просрочки будут назначаться пени, в размере 1/150 от ставки рефинансирования на день начисления. Если не погашать задолженность по налогам достаточно долго, размер пени может очень сильно вырасти, усложнив и без того непростую ситуацию для налогоплательщика

За неуплату пени предусмотрены те же санкции, что и за другие налоговые платежи;
блокировка расчетных счетов компании до погашения налогового долга – если другими способами добиться уплаты налогов не удается, налоговая имеет право заблокировать все расчетные счета налогоплательщика, что приводит к фактической остановке деятельности предприятия – становится невозможно осуществлять никакие операции. Блокировка в таких случаях может быть снята только после погашения задолженности по налогам или по решению суда, если компания решила обратиться с иском по защите своих интересов и добилась положительного решения по нему;
возбуждение уголовного дела против должностных лиц предприятия, виновных в неуплате налогов – если сумма долга по налогам превышает установленные законодательством пороговые значения, и нарушены все сроки погашения налогового долга, может быть возбуждено уголовное дело по статье об уклонении от уплаты налогов. Эта статья Уголовного кодекса достаточно строгая и предусматривает наказание для виновных вплоть до длительных сроков тюремного заключения, а также крупные штрафы, конфискацию имущества, запрет занимать те или иные должности, временное ограничение свободы передвижения и т.д.

Как заполнить платежное поручение на уплату по требованию.

В настоящее время в общем случае для налога (сбора, взноса) это будет 1000, для пени — 2100, для штрафа — 3000. Например, КБК для перечисления пени по НДС
будет таким: 18210301000012100110. Все основные коды бюджетной классификации опубликованы на официальном сайте ФНС РФ в разделе «Налогообложение в Российской Федерации –{amp}gt;
Коды классификации доходов бюджетов, администрируемые налоговой службой»

Так вот этот ОКТМО нужно указывать точно такой, как указан в требовании, и никакой другой. В противном случае налоговый орган этот конкретный платеж не
зачислит правильно и придется заниматься уточнением платежа. Проверить ОКТМО своей организации можно с использованием
сервиса ФНС РФ на официальном сайте.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Ошибки при формировании платежного поручения на уплату по требованию могут привести к неправильному зачислению сумм в бюджет. При этом требование останется
неоплаченным, и налоговая продолжит свои шаги по взысканию.

«Внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам

Истребование информации через «внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам в последнее время становится не просто трендом налогового контроля, а каким-то хайпом для проверяющих и рассматривать их необходимо вместе потому, что для данных требований в НК РФ имеется общая статья 93.1.

Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:

  • в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
  • вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

Практика классических перекрестных (встречных) проверок не стоит на месте и подвержена влиянию соответствующие экономической конъюнктуры.

На сегодняшний день в практике налогового контроля происходит отраслевая и функциональная специализации направлений налогового контроля, что позволяет выделить несколько причин возможного интереса налоговых органов к вашей компании, которые важно знать и понимать. Вот примеры некоторых из них:

Вот примеры некоторых из них:

  1. При нахождении разрыва в цепочке контрагентов одного из ваших партнеров и подозрениях в использовании так называемых «бумажных» схем пытаются понудить к добровольной уплате налогов (через «устрашающие» требования по аналогии с вызовом для дачи пояснений по проблемным контрагентам);
  2. Поиск потенциальных источников для закрытия разрывов (например, через поиск платежеспособных компаний, которые используют налоговые оговорки в отношениях со своими подрядчиками и поставщиками).

В указанных выше случаях важно понимать главное — насколько само требование проверяющего налогового инспектора о представлении документов или информации соответствует требованиям налогового законодательства. Разъяснения судов могут в этом помочь

Важно знать, что основная цель у налоговых органов — это не получение информации и документов, как таковых, а в перспективе вменение вам претензий по не уплаченным кем-то из ваших контрагентов налогов. Здесь имеют место намеренные нарушения со стороны налоговых органов при истребовании документов в рамках статьи 93.1 НК РФ

Вот несколько возможных примеров, где налоговые органы, либо нарушают порядок получения нужной информации, либо находятся на грани разумных пределов своих полномочий:

1. Налоговый орган запрашивает у компании документы по деятельности его проверяемого контрагента и указывает в требовании, что документы нужны в связи с иными мероприятиями налогового контроля, а запрашивает, при этом, документы и информацию, которые касаются деятельности компании в целом, не конкретной сделки, как того требует пункт 2 статьи 93.1 НК РФ.

В первом случае требование является незаконным. В случает отказа от представления документов и информации по нему будет шанс признать его незаконным. В практике такие случае имеются (Арбитражное дело № А76-15894/2019);

2. Налоговый орган запрашивает у компании документы и информацию о конкретном вашем контрагенте, но за период до начала отношений с ним.

Второй случай — это случай, который, как сказано выше, находятся на грани разумных пределов полномочий налоговых органов. Грань состоит в том, что если в соответствующий период у компании не было отношений с конкретным контрагентом, то достаточно сообщить об этом налоговому органу, и это будет означать надлежащее исполнение такого требования.

Здесь мы также можем обратиться к соответствующей практике применения налогового законодательства (Арбитражное дело № А12-43960/2019).

Ответ на требование налоговой о предоставлении документов по контрагенту

Требование такого характера урегулировано ст. 93.1 НК РФ. Оно также является обязательным для исполнения. Запрос может быть, как по конкретной сделке, так и в общем по документам, затрагивающим проверяемого налогоплательщика.

При получении требования существует несколько вариантов ответа:

  1. извещение сотрудника налоговой об отсутствии запрашиваемых документов
  2. предоставление имеющихся документов в установленный срок

Как правило, ИФНС требует предоставить по сделкам акты, дополнительные соглашения, счета-фактуры за определенные периоды времени. И конечно физически в установленный срок предоставить их не возможно. В таком случае на следующий день после получения запроса следует направить письмо в налоговую о невозможности представить документы в срок и указать в течение какого времени сможете это сделать. Обязательно укажите причину: большой объем документов, поэтому не успеваем подготовить все в срок.

Все документы надо заверить подписью и печатью компании. Пишите сопроводительное письмо, в котором перечисляете все прилагаемые документы. Укажите сведения о каждом документе (название, дата, номер, период).

Вопрос/тема: «Сумма льготных операций составляет более 70% совокупного оборота в декларации по налогу на прибыль – в случае льгот по налогу на прибыль; оборота по НДС – в случае льготы по НДС».

Зачастую программное обеспечение налоговых органов в качестве льготы определяет расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС. Но это не льготы. Поэтому пояснения могут быть следующими.

Пояснения: Согласно НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения (п.п. 1, 2 ст. 17 НК РФ). Поэтому налог считается законно установленным, даже если льготы по нему ни для кого из плательщиков не определены. При установлении льготы должны быть определены основания её использования (п. 2 ст. 17 НК РФ).

С учетом законодательного определения льгот общество не осуществляло операций по налогу на прибыль и НДС, с которыми связаны налоговые льготы.

Вопрос/тема: «Таможенная стоимость при ввозе или вывозе отличается от фактурной стоимости».

Пояснения: Термин «таможенная стоимость» не является налоговым, а используется с области таможенного администрирования. Понятие таможенной стоимости, порядок её определения регламентировался в проверяемый период нормами Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).

Термин «фактурная стоимость» не имеет определения в рамках налогового или таможенного законодательства. Под фактурной стоимостью мы будем понимать стоимость, указанную в инвойсе, иных товаросопроводительных документах.

Согласно статье 323 ТК РФ, главе 5 ТК ЕАЭС для определения таможенной стоимости как импортируемых, так и экспортируемых товаров определены 6 методов:

«Фактурная стоимость» по сделке декларанта и иностранного покупателя/продавца не принимается во внимание;

«Фактурная стоимость» по сделке декларанта и иностранного продавца значения не имеет;

  1. метод сложения. Определение таможенной стоимости по пятому методу происходит путем сложения всех затрат, понесенных на производство, доставку продукции до границы.

«Фактурная стоимость» значения не имеет;

  1. резервный метод. Расчет таможенной стоимости по шестому методу выполняется путем использования процедуры вычислений одного из предшествующих методов (1-5) с учетом возможности применения ряда упрощений. Например, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары.

На основании вышеизложенного методы определения таможенной стоимости, установленные таможенным законодательством в проверяемый период, предопределяли её отличие от «фактурной стоимости».

Оценка правомерности запроса.

Кроме установленной формы, требование об уплате должно быть направлено с соблюдением сроков, а именно не позднее 3-х месяцев с даты выявления недоимки.
Надо отметить, что с 2019 года требования на уплату получаются с завидной скоростью, уже через пару недель после отправки отчетности.
Дает знать о себе все та же автоматизация. Ранее требования могли не присылаться ну очень длительное время.

Основание для направления требования.

В отличие от всех остальных запросов, вариантов немного – либо у вас есть долг перед бюджетом, либо нет. А вот причин, по которым вам прислали требование – может быть достаточно,
самые распространенные из них:

  • вы не заплатили налоги/взносы;
  • вы заплатили не всю сумму налогов/взносов;
  • вы заплатили налоги/взносы по неправильным реквизитам;
  • налоговый орган по каким-то причинам не получил ваши платежи;
  • другое.

По ответственность за отсутствие реакции на требование, а также практические советы и порядок действий по каждому пункту – в нашей следующей публикации.

Ответ на требование ИФНС в рамках налоговой проверки

Налоговая инспекция может потребовать документы для уточнения результатов очередной ревизии или при «встречной» ревизии субъекта в разрезе взаимоотношений с фирмой, которой направляются уточняющие вопросы.

Проверки могут быть двух типов:

  1. камеральные – на территории налоговой на основании предоставленных документов;
  2. выездные – на территории объекта.

В обоих случаях налоговому органу могут потребоваться уточнения по выплате сборов, поэтому он вправе попросить уточняющие документы.

Своевременный и полный ответ на требование налоговой с приложением необходимой документации проводится с установленные законом сроки. Срок ответа на требование налоговой при разного вида ревизиях составляет 10 дней с момента вручения контрагенту требования по камеральному типу, и 5 дней по «встречному».

Как составить ответ налоговой о предоставлении пояснений или документов?

  • Отсутствие истребуемых документов. Если документы отсутствуют, об этом факте следует в обязательном порядке поставить в известность налоговую. В ответе следует указать причины отсутствия документации (пожар, истребование документов иным органоим и т.п.).
  • Невозможность своевременного предоставления документов. Нужно написать в ответе дату, не позднее которой документация будет предъявлена. Просьба считать причины уважительными.
  • В случае отсутствия документов по независящим от налогоплательщика факторам, то в ответе на требование налоговой о предоставлении документов указываются данные причины и прикладываются акты или другие удостоверяющие факторы, вызвавшие невозможность предоставления документации. При невозможности предъявления документации по другим причинам, к субъекту могут быть применены штрафные санкции, начаться налоговые споры.
  • Запрашиваются ранее предоставленные документы. Если оригиналы бланков бухгалтерского учета были уже отправлены в налоговую и их вторичное предоставление невозможно, можно в ответе указать об этом и прикрепить копии этих документов с отметкой налоговой об изъятии. Копии должны заверяться руководством фирмы.

ПОЛЕЗНО: мы составим для Вас ответ налоговой срочно в срок не более 24 часов

Так какая же статья при встречке — 126 или 129.1?

Проведем небольшой эксперимент. Представим, что вам поступило требование о представлении документации по контрагенту, у которого проходит выездная проверка.

О том, какие бумаги могут быть запрошены в рамках «встречек», читайте в статье «У контрагента налоговики могут запросить любые документы».

Всего было запрошено 500 документов — 250 счетов-фактур и накладные к ним. Вы направили их инспекторам не вовремя. На какую сумму вас оштрафуют? На 5000, 10 000, а может, и на все 100 000 руб.?

Согласитесь, есть над чем подумать. Ведь разница в размерах колоссальная. Причем последняя сумма (штраф 100 000 руб. и даже больше) совершенно реальна: как мы смогли удостовериться, 100 000 руб. — это всего лишь 500 «опоздавших» документов по 200 руб. А если документы проверяют в рамках выездной проверки за несколько лет, большое количество запрашиваемых бумаг — обычная практика. Так что давайте разбираться.

Согласно п. 4 ст. 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки» проверяемое лицо, отказавшееся направить в ФНС запрашиваемую документацию в ходе налоговой ревизии или направившее ее налоговикам позже установленного НК РФ срока, считается нарушителем, которому придется отвечать по ст. 126 НК РФ.

Если же мы обратимся к п. 6 ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках», то увидим следующую формулировку: отказ лица от направления в ФНС истребуемых в ходе налоговой ревизии бумаг или направление их с нарушением сроков квалифицируется в качестве нарушения, влекущего наложение санкций по ст. 126 НК РФ. Незаконное несообщение (или сообщение с нарушением срока) требуемой информации также считается нарушением, отвечать за которое придется по ст. 129.1 НК РФ.

Анализируя формулировки данных статей, можно сделать однозначный вывод, что истребование документации в рамках ст. 93 НК РФ относится только к случаям, когда ее запрашивают у налогоплательщика, которого непосредственно проверяют. Формулировка же ст. 93.1 НК РФ указывает на ситуации, когда бумаги запрашивают не у проверяемого лица, а у того, кто имеет какую-либо информацию о проверяемом или конкретной сделке. А это как раз и есть встречные проверки.

Отсюда следует, что за непредставленную для встречки информацию штрафуют по ст. 129.1 НК РФ на сумму от 5000 до 20 000 руб., а за документы — по ст. 126 НК РФ, но вот по какому пункту? Читаем статью и становится понятно, что ответственность при «встречках» может наступить только по п. 2 (это 10 000 руб. штрафа), но никак не по п. 1, поскольку именно в п. 2 этой статьи говорится о запросах данных о плательщике. Что касается п. 1 ст. 126 НК РФ, он применим в том случае, если документы запрашивались непосредственно у самого проверяемого лица. Так что штрафа, рассчитанного исходя из 200 руб. за документ, при «встречках», конечно же, быть не может.

О мнении главного налогового ведомства смотрите в нашем материале «ФНС рассказала, как штрафуют за непредставление документов по «встречкам»».

Если налогоплательщик по каким-либо причинам вовремя не исполнил (или не смог исполнить) требование о представлении документов в рамках «встречки», ему не следует спешить с уплатой предъявленного в этой связи штрафа. Нужно внимательно изучить сложившуюся ситуацию и постараться правильно ее квалифицировать. Возможно, размер штрафа удастся уменьшить в разы.

Также лучше не забывать следующее: если запрос налоговиков очень объемен и подготовить документы для встречной налоговой проверки в отведенные законом 5 дней нереально, всегда есть возможность письменно попросить инспекторов увеличить срок сдачи документации (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Однако нужно помнить, что продление срока — это право налоговиков, но не обязанность.

Ответственность за задолженность ограничена сроком

В силу НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения нарушения применяется по всем налоговым правонарушениям, кроме предусмотренных в ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ. В отношении налоговых правонарушений из названных статей кодекса срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

В частности, на основании ст. 122 НК РФ ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ.

Таким образом, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов), вызванная указанными действиями, является налоговым правонарушением. Согласно ст. 113 НК РФ к ответственности за это нарушение можно привлечь в течение срока давности, который исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

При этом, казалось бы, правонарушение надо относить непосредственно к тому периоду, за который образовалась задолженность. Но на практике под правонарушением в данном случае понимается собственно неуплата налога. Поэтому оно считается произошедшим в следующем налоговом периоде, и отсчет срока давности начинается по окончании того налогового периода, когда произошла неуплата (см., например, постановления АС ВВО от 05.12.2018 № Ф01-4933/2018 по делу № А11-9880/2016, от 27.12.2017 № Ф01-5862/2017 по делу № А43-19323/2016, АС МО от 21.01.2015 № Ф05-15736/2014 по делу № А40-32621/14, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 10.02.2015 № 2-КГ14-3, ВС РФ от 20.03.2020 № 306-ЭС20-1522 по делу № А57-3949/2019).

Течение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ ( НК РФ).

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня оформления акта, предусмотренного НК РФ. В этом случае течение срока давности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.

Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком

В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).

Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.

Ситуация.

Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:

1)      пояснительную записку о причинах образования убытка;

2)      перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;

3)      расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;

4)      подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;

5)      копия учетной политики организации.

В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания. Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению. До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению. Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.

Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ)

Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений

Вопросы/темы: «Расходы максимально приближены к доходам».

Пояснения: Существенная сумма расходов обусловлена тем, что организация в указанный период находилась в стадии активного развития, что требовало существенных финансовых вложений, а также спецификой деятельности организации.

Далее тему можно развивать с учетом особенностей налогоплательщика.

Например, если это производитель натуральных продуктов питания, то возможен такой вариант:

ООО «N» является производителем продукции из натуральных полезных ингредиентов. Общество не использует ингредиенты, широко применяемые в пищевой промышленности с целью удешевления продукции. Например, рафинированный сахар, соевый лецитин, пальмовое масло, искусственные ароматизаторы. Вместо дешёвого рафинированного сахара используетcя дорогостоящий кокосовый нектар; вместо ароматизатора «Ваниль» — натуральная бурбонская ваниль и т.д. Цель повышения качества и пользы предлагаемой потребителям продукции у общества превалирует над целью повышения прибыли.

Как оценить правомерность требований налоговой?

Как только вам прислали требование об уплате налога, нужно определиться, насколько оно правомерно, и только после этого принимать какие-то дальнейшие шаги: обжаловать, пытаться уменьшить сумму налога, платить в полном размере и т. д. Для того чтобы это сделать, оцените следующие моменты:

  • действительно ли есть основания для дополнительного взыскания налогов – если вы уверены, что платили налоги в полном объеме, но всё равно получили требование о необходимости доплатить, внимательно ознакомьтесь с аргументами налоговой. Вполне вероятно, что сотрудники ФНС допустили ошибки при проведении камеральной проверки, не учли налоговые льготы или вычеты, неправильно применили ставку налогообложения и т. д. Сделать это нетрудно, поскольку в требованиях об уплате налогов обязательно указываются основания, согласно которым были насчитаны дополнительные платежи. Если будут найдены расхождения в методике подсчётов, механические ошибки в цифрах иди другие неточности, всё это позволяет успешно обжаловать претензии налоговой и добиться их отмены;
  • не превышен ли срок давности по неуплате налогов – как известно, налоговые проверки и доначисления по их результатам могут касаться только определённого периода, в большинстве случаев этот срок составляет 3 года. Если же с вашей компании требуют налоги за более ранние периоды, эти претензии являются незаконными – взыскать неуплаченные налоговые платежи в таких случаях можно только через суд. При обнаружении соответствующих обстоятельств требования налоговиков можно обжаловать;
  • не допущены ли ошибки в оформлении требований – даже если компания действительно имеет недоимки по налоговым платежам, можно добиться отмены претензий со стороны налоговой, если допущены ошибки в оформлении документов. Например, часто неправильно указывается юридическое лицо, его адрес, ФИО руководителя, требования заполняются не по установленной форме и т. д. При выявлении подобных нарушений можно смело обжаловать требования со стороны ФНС – шансы на успешное решение вопроса достаточно высоки;
  • указаны ли основания, по которым были выдвинуты требования – согласно закону, требования об уплате налогов обязательно должны сопровождаться ссылками на конкретные нормы законодательства. Если отсылки к положениям законов в документе не обнаружено, это уже основание для начала процедуры его обжалования, ведь, по сути, требования внести налоговый платеж выглядят безосновательными;
  • правильно ли вручены требования – по законодательству налоговая должна отправить документ заказным письмом с подтверждением вручения, в качестве адресата указывается руководитель юридического лица. Но на практике часто подобные требования отправляются простыми письмами, а значит, у ФНС нет доказательств того, что послание доставлено по адресу, и ответственные лица компании имели возможность с ним ознакомиться. Конечно, форма отправки требований не влияет на возможность обжалования, но может помочь потянуть время, пока не будет найдено более надежное решение проблемы.

Как не допустить блокировки счета и повторного снятия денежных средств

В случае получения требования первое, что необходимо сделать, – это заказать выписку операций по расчетам с бюджетом. Лучше это сделать по электронным каналам связи. По выписке будет видно, когда возникла нестыковка. На данный момент выписка операций по расчетам с бюджетом предоставляется по конкретным годам, и в выписке за 2019 год, можно увидеть все, что было только в 2019 году.

В случае правильного указания всех реквизитов в платежном поручении, необходимо направить письмо в налоговую инспекцию с просьбой о правильном разнесении платежей, а также приложить копии платежных поручений об уплате налога. В налоговую инспекцию дозвониться очень сложно, поэтому надо действовать как можно быстрее, чтобы не допустить приостановление операций и списание денежных средств по счетам.

Обратите внимание! По Индивидуальным предпринимателям выписки операций по счетам из Личного кабинета можно получить только за 2019 год, при этом в связи с настройкой нового программного обеспечения информация некорректна. В результате внедрения нового программного обеспечения все нестыковки платежей легли на налогоплательщиков и теперь наша задача самостоятельно отслеживать платежи и начисления и своевременно принимать меры для устранения этих проблем.

В результате внедрения нового программного обеспечения все нестыковки платежей легли на налогоплательщиков и теперь наша задача самостоятельно отслеживать платежи и начисления и своевременно принимать меры для устранения этих проблем.

Получили требование об уплате налога? Делегируйте нам эту проблему. Многолетний опыт взаимодействия с налоговой позволяет нам решать такие проблемы с наименьшими последствиями. Узнайте стоимость бухгалтерских услуг по тел.: (495) 661-35-70, или оставьте на сайте.

Что делать, если нет требуемых документов

Нередки случаи, когда запрашиваемые товарные накладные или договоры у компании отсутствуют. Со счетами-фактурами такое случается реже, поскольку порядок документооборота по НДС строго регламентирован. Если какие-либо бумаги у вас отсутствуют, есть три варианта действий:

  1. Если это встречная проверка, рекомендуется связаться с контрагентом и запросить недостающую документацию в электронном виде. Ваш контрагент максимально заинтересован в благоприятном исходе контрольного мероприятия.
  2. Если с этим контрагентом отношений не было (иногда налоговые органы допускают ошибки), в качестве ответа напишите письмо в произвольной форме о том, что контрагент отсутствует в вашей базе данных, сделок с ним не заключалось, оплаты не поступали и не производились.