Военная доктрина рф

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Военная доктрина 2010 г. [ править ]

Военная доктрина России 2010 г. определяет себя как строго оборонительную .

Доктрина баллов из 11 действий , рассматриваются как составляющие «внешние опасности» ( Опасности , opasnosti , опасностей ) в Российской Федерации , которые включают в себя:

  • стремление наделить силы НАТО глобальными функциями, приближая инфраструктуру НАТО к границам России
  • попытка дестабилизировать ситуацию в различных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность
  • размещение иностранных воинских контингентов в странах и водах, прилегающих к России и ее союзникам
  • развертывание стратегических систем противоракетной обороны, подрывающее глобальную стабильность и нарушение установленного ядерного баланса сил, милитаризация космоса и развертывание высокоточного неядерного оружия;
  • территориальные претензии к России и ее союзникам и вмешательство во внутренние дела
  • распространение оружия массового уничтожения, ракет и ракетных технологий, увеличение числа ядерных государств
  • нарушение некоторыми государствами международных соглашений и несоблюдение ранее заключенных договоров об ограничении и сокращении вооружений
  • применение военной силы в соседних государствах в нарушение Устава ООН и других международно-правовых норм
  • наличие очагов и эскалация военного конфликта на территориях, прилегающих к России и ее союзникам
  • распространение международного терроризма
  • возникновение источников межэтнической (межконфессиональной) напряженности, активность международных вооруженных радикальных группировок на территориях, прилегающих к России и ее союзникам, рост сепаратизма и насильственного экстремизма в различных регионах мира

В нем также перечислены пять действий, рассматриваемых как представляющие военную угрозу:

  • обострение военно-политической обстановки и создание условий для применения военной силы
  • воспрепятствование работе государственной и военной системы управления, вмешательство в функционирование ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, систем космического мониторинга, хранилищ ядерных боеголовок, ядерной энергетики и других потенциально опасных объектов
  • создание и обучение незаконных вооруженных формирований и их деятельность на территории России или ее союзников
  • демонстрация силы при проведении учений в государствах, прилегающих к России или ее союзникам, с провокационным умыслом
  • активизация вооруженных сил в различных государствах с проведением частичной или полной мобилизации и переходом на военное положение

Согласно новой доктрине Россия продолжает развивать и модернизировать свой ядерный потенциал. «Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение ядерного и других видов оружия массового уничтожения против нее или ее союзников, а также в случае агрессии против России с применением обычных вооружений, когда само существование государство находится под угрозой «. Большинство военных аналитиков полагают, что в этом случае Россия будет придерживаться стратегии «эскалации для деэскалации», инициируя ограниченный обмен ядерными ударами, чтобы посадить противников за стол переговоров. Россия также будет угрожать ядерным конфликтом, чтобы препятствовать первоначальной эскалации любого крупного обычного конфликта.

НЕОБХОДИМОСТЬ В РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ РФ

Необ­ходимость создания единого до­кумента под названием «Военная доктрина РФ» появилась в кон­це прошлого века. Практически во всех развитых государствах к этому времени уже были соз­даны комплексы нормативных документов военно-политиче­ского характера, и их существо­вание полностью оправдывалось. Например, в США  комплекс основополагающих концепту­альных документов США по во­просам обеспечения националь­ной и военной безопасности представлен Стратегией национальной безо­пасности, Стратегией нацио­нальной обороны (аналог нашей Военной доктрины) и весьма актуальной Национальной во­енной стратегией. На основе по­следнего документа осуществля­ется оперативное планирование применения Вооруженных Сил, вырабатываются перспектив­ные стратегические и оператив­ные концепции их применения, которые, будучи доведенными военной наукой до уровня те­ории, кладутся в основу уста­вов Вооруженных Сил и планов по их реформированию.

Кроме того, в США суще­ствует механизм коррекции положений документов посредством ежегодных докладов министра обороны конгрессу и «Белой книги» председателя Комитета начальников штабов видов вооруженных сил.

В России также в ноябре 1993 г. Президентом РФ был утвержден документ под названием «Основные положе­ния Военной доктрины РФ». Появлению документа предшествовали широкая дискус­сия в СМИ, а также результативная военно-научная конференция в ВАГШ, на которой были об­суждены и впоследствии опубликованы в научном сборнике академии основы теории во­енной доктрины.

Содержащееся в тексте дей­ствующей доктрины ее опре­деление в целом соответствует требованиям теории: «Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на под­готовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Россий­ской Федерации».

По сути, это официально принятые и провозглашенные в государстве взгляды военно-политического руководства на применение вооруженного насилия в интересах достиже­ния политических целей. Именно поэтому в соответствии с требованиями теории Воен­ная доктрина России отвечает на следующие пять основных вопросов:

  • с какими противниками и как предотвратить военные конфликты;
  • каков может быть характер вооруженной борьбы в кон­фликтах, цели и задачи, стоя­щие перед государством и его вооруженными силами в ходе их ведения;
  • какую военную организа­цию необходимо создать для этого и в каких направлениях ее развивать;
  • в каких формах и какими способами вести вооружен­ную борьбу;
  • как осуществлять подготов­ку страны и ее военной орга­низации к войне или приме­нению силы в вооруженных конфликтах.

В связи с этим содержание военной доктрины РФ в первую очередь определяется долговре­менными экономическими ин­тересами государства, которые необходимо защитить, а также уровнем возможностей страны по ведению вооруженной борь­бы, зависящих от ее экономичес­кого развития, состояния соци­ального и научно-технического прогресса общества.

Военная доктрина несет нормативную, организационную и информа­ционную функции, которые и определяют ее исключитель­ное значение в деле подготовки страны и ее военной органи­зации к защите национальных интересов с применением военной силы.

Военная доктрина 1993 г. [ править ]

Верховный Совет РСФСР (как это было тогда) отказался одобрить проект 1992 года. Новая военная доктрина вступила в силу только в ноябре 1993 г. и не была обнародована полностью; выпущенное резюме охватывает 21 из 23 страниц документа. Причин для частичного обнародования текста не было указано, и это вызвало опасения, что российское правительство и / или его военные хотели скрыть спорные или дискредитирующие намерения. ( стр. 1-2 )

Опубликованное резюме показало основные отличия от взглядов на внешние угрозы в проекте 1992 года. В списке показаны две основные темы. Во-первых, сохраняющаяся угроза со стороны Запада, примером которой являются опасения по поводу расширения военных блоков и нарушения соглашений о вооружениях, а также вмешательства в дела русских за рубежом. Обязательство о неприменении ядерного оружия первым было снято. Во-вторых, были признаны новые опасности; близлежащие внутренние войны, распространение оружия массового уничтожения и терроризм.

В соответствии с акцентом на угрозе региональных конфликтов доктрина призывала к тому, чтобы российские вооруженные силы были меньше, легче и мобильнее, с более высокой степенью профессионализма и большей способностью к быстрому развертыванию. Достичь таких изменений оказалось чрезвычайно сложно.

Движение в НАТО

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Нынешняя численность армии может остаться на «достигнутом уровне» Среди приоритетов Украины — реформирование армии для достижения оперативной и технической совместимости с вооруженными силами НАТО.

Одним из условий для восстановления территориальной целостности называют реформу системы безопасности до уровня, приемлемого для членства в ЕС и НАТО.

А уже к 2020 году, согласно доктрине, сотрудничество с НАТО должно достичь уровня полной совместимости ВСУ с силами НАТО.

Доктрина предполагает отказ от внеблоковой политики, которая заменяется стремлением к членству в ЕС и НАТО, но не указаны сроки возможного вступления в альянс.

Более того, в среднесрочной перспективе Украина намерена «использовать собственные возможности» для обеспечения суверенитета.

Военная доктрина 2014 г. [ править ]

Последний пересмотр военной доктрины был обнародован 26 декабря 2014 года. В доктрине перечислены различные военные действия, включая «реализацию концепции глобального удара» и «намерение разместить оружие. в космосе ». В нем также говорится, что одна из основных задач российских вооруженных сил состоит в том, чтобы «противостоять попыткам некоторых государств или групп государств достичь военного превосходства путем развертывания систем стратегической противоракетной обороны, размещения оружия в космическом пространстве или размещения оружия. стратегических неядерных систем высокоточного оружия ». Факты свидетельствуют о том, что Россия активно разрабатывает и испытывает целый комплекс космического оружия.

2.4. Основы военной политики Российской Федерации

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации осуществляется посредством проведения грамотной военной политики государства.

Военная политика — деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов её союзников.

Основные задачи военной политики Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Военной доктриной.

Военная политика Российской Федерации направлена на:

  • недопущение гонки вооружений;
  • сдерживание и предотвращение военных конфликтов;
  • совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.

Основным инструментом обеспечения военной безопасности Российской Федерации является военная организация государства, основу которой составляют Вооружённые Силы Российской Федерации.

Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск для:

  • отражения агрессии против неё и (или) её союзников;
  • поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности;
  • обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Применение Вооруженных Сил и других войск в мирное время осуществляется по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.

Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство – участника Союзного государства или любые действия с применением военной силы против него как акт агрессии против Союзного государства и осуществит ответные меры.

Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство – члена ОДКБ как агрессию против всех государств – членов ОДКБ и осуществит в этом случае меры в соответствии с Договором о коллективной безопасности.

В рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания силового характера Российской Федерацией предусматривается применение высокоточного оружия.

Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации.

Российская Федерация, подтверждая свою принципиальную приверженность целям сдерживания агрессии, предотвращения войн и вооружённых конфликтов, поддержания международной безопасности и всеобщего мира, гарантирует последовательное и твёрдое выполнение положений Военной доктрины.

В мире

  • Военная доктрина США (см. также Внешняя политика США, Вбомбить в каменный век)
  • Военная доктрина Великобритании (см. Внешняя политика Великобритании)
  • Военная доктрина Украины

Военная доктрина Российской Федерации

Военная доктрина Российской Федерации является концептуальным документом военного планирования, разрабатываемым на длительный срок с возможностью уточнения при изменении обстановки. Военная доктрина разрабатывается аппаратом Совета Безопасности РФ совместно с другими органами государственной власти и организациями. В этом документе сформулированы на долгосрочную перспективу внешние и внутренние военные опасности и возможные военные угрозы Российской Федерации, а также раскрыт характер военных конфликтов, в которые может быть вовлечена страна.

Согласно Конституции Российской Федерации, утверждение Военной доктрины Российской Федерации находится в компетенции Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации — президента России.

В течение 2000—2001 гг. был выработан целостный и логически последовательный набор документов в области политики безопасности и внешней политики России: вначале была принята Концепция национальной безопасности, а затем, опираясь на её основные положения, были приняты Военная доктрина (2000), Концепция внешней политики, Доктрина информационной безопасности, планы военного строительства.

В Военной доктрине, принятой 5 февраля 2010 года, указаны следующие цели применения Вооружённых сил Российской Федерации и других войск:

  • в крупномасштабной (региональной) войне в случае её развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) — защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и её союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и её союзников;
  • в локальных войнах и международных вооружённых конфликтах — локализация очага напряжённости, создание предпосылок для прекращения войны, вооружённого конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и её союзников;
  • во внутренних вооружённых конфликтах — разгром и ликвидация незаконных вооружённых формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;
  • в операциях по поддержанию и восстановлению мира — разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.

Предусмотрено, что Россия оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против неё и (или) её союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование российского государства.

с 2014 года
  • вопросы расширения взаимодействия со странами-членами БРИКС, развития отношений с Абхазией и Южной Осетией;
  • новые угрозы для России в связи с ситуацией на Украине и вокруг неё, а также в связи с событиями на севере Африки, в Сирии, Ираке и Афганистане.

В качестве внешних военных опасностей в Военной доктрине определены:

  • наращивание силового потенциала НАТО и приближение военной инфраструктуры стран — членов НАТО к российским границам;
  • развёртывание систем стратегической противоракетной обороны США;
  • «нарушение отдельными государствами международных договорённостей, а также несоблюдение ранее заключённых международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений».

В число внутренних угроз, в частности, включена «деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь, на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества».

С этим читают

Какова цель новой военной доктрины?

Нашей общей целью стало обеспечение военной безопасности и создание благоприятных мирных условий для устойчивого и всестороннего развития наших государств путем минимизации, локализации и нейтрализации источников военных угроз. Руководствуясь этой целью, Республика Беларусь и Российская Федерация исходили и исходят из незыблемости системы общепризнанных принципов и норм международного права и неуклонно следовали положениям Устава ООН, Хельсинкских соглашений, Парижской хартии, Стамбульской хартии европейской безопасности и других международных договоров и соглашений.

Реализуя положения Договора о создании Союзного государства, мы сформировали военную организацию Союзного государства, включающую в себя органы государственной власти и военного управления войсками (силами), выделенные государствами-участниками в Региональную группировку войск (сил), а также часть промышленного и научного комплексов, предназначенная для обеспечения функционирования военной организации Союзного государства и находящаяся в их совместном управлении.

Кроме этого, за прошедшие 16 лет изменились и основные направления строительства военной организации, в том числе:

а) совершенствование и унификация нормативной правовой базы строительства и применения национальных вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов;

б) унификация системы управления вооруженными силами Республики Беларусь и Российской Федерации; создание постоянного органа военного управления Объединенной (региональной) группировкой войск (сил);

в) техническое переоснащение национальных вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов на основе совместных программ вооружений и оборонного заказа.

Проходила оптимизация систем военной науки и подготовки научных кадров государств-участников, координация планов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и проведение совместных фундаментальных поисковых и прикладных исследований по созданию новейших военных технологий. Успешно прошли мероприятия по развитию и углублению производственной и научно-технической кооперации предприятий в области разработки и производства вооружения и военной техники.

Основную опасность для Союзного государства представляют спровоцированные внешними силами вооруженные конфликты и локальные войны, способные при определенных условиях перерасти в крупномасштабную (региональную) войну.

Соответственно, цель применения создаваемых группировок войск (сил) заключается в отражении агрессии, защите населения, суверенитета и территориальной целостности наших государств и нанесении такого поражения противнику, которое вынудит его прекратить военные действия и создаст предпосылки для урегулирования конфликта путем переговоров.

Члены Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь уже приняли во втором чтении законопроект об утверждении новой редакции Военной доктрины Союзного государства. Это своевременный и актуальный документ, потому что учитывает все особенности изменения военно-политической обстановки как в нашем регионе, так и на международном уровне.

В частности, новая Военная доктрина досконально учитывает такие новые угрозы и вызовы, как «гибридные войны», подготовка и осуществление «цветных революций». В то же время, она все также носит оборонительный характер.

Проект 1992 г. [ править ]

Проект доктрины 1992 года показал, что первые российские мысли о внешних угрозах были не более чем копией советского мышления. В документе говорилось, что, хотя угроза мировой войны значительно снизилась, «источники военной опасности» в международных отношениях остались теми же, что и при СССР.

Первым из этих «источников военной опасности» было названо «стремление отдельных государств или коалиций государств к доминированию в мировом сообществе или в отдельных регионах и их склонность к разрешению спорных вопросов военными средствами».

Вряд ли можно сомневаться в том, что Генеральный штаб , подготовивший эту статью, имел в виду Соединенные Штаты и НАТО, когда писал ее. Немного ниже было заявлено, что Россия не рассматривает какое-либо государство или коалицию как врага, произошло сокращение между старой и новой, развивающейся средой безопасности. ( стр. 13 )Были также упомянуты «мощные группировки вооруженных сил» у границ России, наращивание военной мощи «определенных государств», международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения

Россия также осторожно отменила свое обязательство о неприменении ядерного оружия первым, указав, что обычные атаки на ядерное оружие, электростанции и «другие потенциально опасные объекты» (предположительно химические или биологические объекты) будут рассматриваться как первое применение оружия массового уничтожения.

Политика Российской Федерации в сфере обороны

Она изложена в третьем, основном разделе Доктрины. Под оборонной политикой страны следует понимать деятельность власти по организации и обеспечению защиты территории государства и интересов союзников. В третьем разделе четко определяется направленность этой работы:

  1. Сдерживание и предупреждение вооруженных конфликтов.
  2. Совершенствование армии страны.
  3. Развитие способов и форм использования вооруженных сил, военных органов.
  4. Усиление мобилизационной готовности для обеспечения обороны и защиты территории государства и интересов его союзников.

Военная доктрина подтверждает, что ядерные средства, которые имеются в распоряжении государства, рассматриваются главным образом в качестве сдерживающего фактора при проявлениях агрессии. Россия оставляет за собой возможность применения такого оружия в ответ на использование такового против нее либо ее союзников. Ядерная мощь будет задействована также в том случае, если обычные виды вооружения противника ставят под угрозу непосредственно само существование страны.

Ссылки [ править ]

  1. ^
  2. Доннелли, Кристофер Н. (1988). . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн. п. 106. ISBN
  3. Родионов, Игорь (май 1992 г.). «Основы Военной доктрины России (проект)». Военная Мысль . Москва (опубликовано 16.06.1992). 1992 (Специальное издание): 2. ISSN . JPRS-UMT-92-008-L.
  4. ^ Дик, Чарльз Дж. (ноябрь 1993 г.). Военная доктрина Российской Федерации . Случайное краткое изложение. 25 . Кемберли, Великобритания: Исследовательский центр изучения конфликтов. OCLC .
  5. . Российские вести . Переведено Информационной службой зарубежного вещания. 1993-11-19 . п. 5. FBIS-SOV-93-222-S — через Центр России в Азии Гавайского университета в Маноа.мертвая ссылка
  6. Текст Военной доктрины Российской Федерации, утвержденный указом президента от 21 апреля 2000 г., через Службу мониторинга BBC , Кавершем Парк, Рединг.
  7. Main, S (апрель 2000 г.). Военная доктрина России . Случайное краткое изложение. 77 . Кемберли, Великобритания: Исследовательский центр изучения конфликтов. п. 1. OCLC .
  8. «Проект военной доктрины Российской Федерации». Красная Звезда . Переведено Информационной службой зарубежного вещания . 1999-10-09. §1.1, стр.3–4.
  9. . en.rian.ru . Москва: РИА Новости . 2010-02-05. Архивировано из на 2010-02-08 . Проверено 6 февраля 2010 . новая военная доктрина, позволяющая наносить превентивные ядерные удары по потенциальным агрессорам.
  10. ^ Примечание: один и тот же URL используется для разных редакций с разными датами указа президента.
  11. Бланк, Стивен (25 февраля 2018 г.). . Холм . США . Проверено 26 октября 2018 года .
  12. Синовец, Полина; Ренц, Беттина (июль 2015 г.). . Исследовательская статья . Рим, ИТ: Оборонный колледж НАТО , Исследовательский отдел. 117 . ISSN . 28 июня 2019 года . Проверено 6 февраля 2016 .

Военная доктрина 2000 г. [ править ]

Как в проекте 1992 г., так и в официальном документе 1993 г. проводилось различие между источниками внешней военной опасности и непосредственными военными угрозами. Это различие исчезло в последнем доктринальном заявлении, которое было впервые обнародовано в виде проекта в октябре 1999 г., а затем окончательно утверждено указом президента в конце апреля 2000 г.

Хотя в документ были внесены многочисленные изменения между его стадией разработки и окончательной формой, раздел о внешних военных угрозах остался практически прежним. Первая угроза рассматривается как территориальные претензии к Российской Федерации и вмешательство во внутренние дела России, формулировки взяты непосредственно из раздела о внешних опасностях 1993 года. Во-вторых, было упомянуто игнорирование интересов России в разрешении международных конфликтов и противодействие укреплению России как одного из центров многополярного мира. Ссылка на многополярность перекликается с удаленными разделами из проекта 1999 года, в которых были обозначены две противоречивые тенденции: с одной стороны, тенденция к однополярному миру, основанному на господстве одной сверхдержавы — явно США — и военное решение ключевых проблем. а с другой — тенденция к формированию многополярного мира, основанного на верховенстве международного права и равноправии людей и наций.