Военное положение в россии

Оглавление

Почему вводят военное положение?

Украинские корабли развернулись и направились обратно в Одессу. Однако инцидент не был исчерпан — по крайней мере, не со стороны российского флота. Несколько судов Российской Федерации начали преследовать украинские корабли. Также были зафиксированы два российских военных вертолета Ка-52.

Погоня длилась около 8 часов, российские суда открыли огонь на поражение. После чего три украинских корабля были захвачены, шестеро моряков ранены, из которых двое — в тяжелом состоянии. Всего в плен к россиянам попали 24 моряка.

Подобное открытое проявление агрессии со стороны России — одно из немногих за всю войну между Россией и Украиной. До этого агрессия проявлялась преимущественно “гибридно”. Скорее всего, именно этот фактор и заставил руководство Украины задуматься о военном положении в Украине.

“Пять лет Россия ведет гибридную войну против Украины, но впервые они неприкрыто атаковали Вооруженные силы Украин. Ранее это делалось скрыто, раньше они использовали своих военных без опознавательных знаков», — заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александр Турчинов на заседании.

Заседание СНБО 26 ноября 2018 года

Статья 11. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения

Президент Российской Федерации:

1) осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного положения;

2) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в целях обеспечения режима военного положения;

3) контролирует применение мер по обеспечению военного положения;

4) определяет в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом меры по обеспечению режима военного положения, применяемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами военного управления на территории, на которой введено военное положение, а также полномочия указанных органов по применению этих мер;

5) определяет задачи и устанавливает порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения;

6) приостанавливает деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

7) устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

8) устанавливает запреты на проведение забастовок и на приостановление или прекращение деятельности организаций иным способом;

9) определяет порядок прохождения военной службы в период действия военного положения;

10) принимает необходимые меры по прекращению или приостановлению действия международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и (или) государствами, союзными с ним (ними);

11) прекращает в условиях военного положения деятельность в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации;

12) устанавливает на территории, на которой введено военное положение, особый режим работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

13) утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство которыми он осуществляет.

Порядок управления

При введении военного положения не проводятся выборы и референдумы, полномочия выборных органов власти (включая президента Российской Федерации), органов местного самоуправления и должностных лиц автоматически продлеваются на тот же срок. При этом вопрос, связанный с необходимостью продления президентских полномочий в случае невозможности проведения выборов при сохраняющемся военном положении, остаётся в компетенции Совета Федерации.

Основные полномочия по обеспечению военного положения сосредоточены в руках президента. Правительство осуществляет в основном технические функции, кроме того на время действия военного положения президент может изменить его структуру. Парламент принимает необходимые для обеспечения военного положения законы и растрогает договоры с государствами-агрессорами.

Судебная система и прокуратура в условиях военного положения действуют в прежнем виде, создание чрезвычайных судов в России запрещено.

Если военное положение установлено на части территории России, там может быть введено военное управление, ответственное за применение наложенных ограничений.

Процесс установления режима военного положения

Вышеуказанный статус на территории России или в ее отдельных местах вводится посредством издания указа Президента Российской Федерации.

После того как обозначенное действие выше было выполнено Президенту РФ следует незамедлительно сообщить о представленном факте Совету Федерального Собрания России, а также Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

В указе об установлении военного положения должны быть прописаны следующие сведения:

  • Обстоятельства, которые послужили причиной для введения вышеуказанного статуса;
  • Дата и время начала и конца военного положения в России;
  • Границы территории Российской Федерации, на которой вводится вышеуказанный статус.

После того как указ Президента страны был правильно оформлен, а также представлен Совету Федерального Собрания России, а также Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, то после следует незамедлительно обнародовать представленную информацию по телевизионным каналам федерального значения, а также по радио. Помимо этого данный документ в обязательном порядке публикуется  на сайте Правительства. Данное действие осуществляется с целью распространения информации среди граждан страны.

После того как представленный выше указ был передан Совету Федерального Собрания России, то вопрос об его утверждении должен быть рассмотрен его представителями в течение двух суток с момента получения документа. Если по причине непредотвратимых и чрезвычайных обстоятельств вышеуказанный Совет Федерального Собрания России не может быть проведен в установленное заранее время, то обозначенный вопрос может быть рассмотрен соответствующими лицами позднее указанного срока. Данный период прописывается в первом абзаце настоящего пункта.

Решение, согласно которому указ о введении режима военного положения от Президента РФ, принимается при помощи голосования членами Совета Федерации Федерального Собрания России. Если набирается необходимое количество голосов, то оформляется определенное постановление, свидетельствующее об этом. Если указ не подтверждается вышеуказанными лицами, то они также должны составить соответствующее постановление, в содержании которого прописывается обозначенный факт.

Если указ о введении режима военного положения от Президента РФ не утверждается членами Совета Федерального Собрания России, то он прекращает свое действие начиная со следующего дня с момента принятия представленного решения. Об этом население Российской Федерации должно быть оповещено. Осуществляется данное действие таким же образом и в таком же порядке, как и оповещении о введении военного положения.

Управление заказами

С введением военного положения выборы и референдум не проводятся, а полномочия выборных органов власти, органов местного самоуправления и должностных лиц автоматически расширяются.

Основные полномочия по обеспечению военного положения сосредоточены в руках президента России. В Правительство России выполняет в основном технические функции, кроме того, в период военного положения президент может менять свой состав. Российский парламент принимает законы, необходимые для обеспечения военного положения, и продвигает договоры с государствами-агрессорами. В судебная система и прокуратура в условиях военного положения действуют в той же форме, создание чрезвычайных судов в России запрещено. В случае введения военного положения на части территории России может быть введено военное ведомство, ответственное за применение ограничений.

Какие права имеют граждане страны в представленный момент?

В момент действия вышеуказанного статуса граждане Российской Федерации вправе пользоваться всеми прописанными в Конституции РФ правами, за исключением тех, в отношении которых действует ограничение.

Граждане России обязаны выполнять требования вышеуказанного Федерального конституционного нормативно-правового акта, а также иных законодательных документов Российской Федерации, касающихся военного положения.

Перечень действий, которые граждане, находящиеся на территории с вышеуказанным статусом должны выполнять:

  • Подчиняться требованиям представителей специализированных уполномоченных государственных органов РФ и военного управления, которые обеспечивают военное положение в стране;
  • Являться по вызову работников специализированных уполномоченных государственных органов страны и военного управления, которые уполномочены следить за соблюдением режима военного положения в РФ;
  • Если граждане России получили определенное распоряжение, повестку или предписания от представителей специализированных уполномоченных государственных органов страны и военного управления, которые обеспечивают военное положение в РФ, то они обязаны выполнять требования, прописанные в документе;
  • Физические и юридические лица страны обязаны выполнять работы, при помощи которых произойдет ликвидация последствий применения иностранным государством оружия в сторону Российской Федерации. Помимо этого они обязаны помогать восстанавливать разрушенные объекты страны и экономику, военные объекты, а также объекты жизнеобеспечения. Помимо этого граждане РФ должны выполнять определенные работы для борьбы с эпизоотиями, эпидемиями, пожарами, а также выступать в специализированные формирования, предназначенные для борьбы с вышеуказанными бедствиями. Порядок осуществления представленных выше работ прописан в Правительственных актах России;
  • Согласно федеральным законодательным актам предоставлять военным движимое или недвижимое имущество для обороны. Нормативно-правовые документы гласят, что стоимость за обозначенное имущество будет возвращена гражданину.

Особый режим в РФ

Право введения особого режима закреплено ст.87 Конституции. Механизм введения особого режима и основания для его объявления регламентирует ФКЗ «О военном положении».

Военное положение вводится по факту проявления внешней агрессии иностранного государства или угрозе нападения. В иных случаях оглашается чрезвычайное положение.

Порядок введения/отмены особого режима

Такое право есть у президента страны. Он издает указ о введении военного положения. Документ передается в Совет Федерации. Закон о военном положении отводит 48 часов на принятие соответствующего решения. После чего парламент должен утвердить или отклонить указ главы государства.

Во время действия военного положения ограничиваются права/свободы граждан, должностных лиц предприятий, функционирование производств, вменяются новые обязанности. Ограничения при военном положении накладываются в объеме, требуемом для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Мобилизация при военном положении подразумевает призыв лиц соответствующего возраста и граждан из запаса (резерва). После объявления мобилизации ВС РФ и органы власти страны переходят на особый рабочий режим. Одновременно вводится военное положение в армии.

Оповещение жителей страны о введении особого правового режима осуществляется через СМИ. Дополнительные меры военного положения:

  1. На стратегических объектах объявляется спецрежим, возможно – эвакуация.
  2. Граждан враждебно настроенного государства, которые находятся на территории страны, изолируют (интернируют) по причине обеспечения госбезопасности.
  3. Вводится цензура на открытые виды информации (печать, телевидение), иногда даже частной переписки.
  4. Выезд россиян за границу ограничивается.

Прекращение особого режима происходит в том же порядке. Президент страны издает новый указ.

Прецеденты в России

Статистика военного положения берет начало с 1905 года. Однако тогда использовали другой термин – состояние охраны. Особый режим вводился на землях, где разворачивался фронт или возникали народные восстания. Из-за частых революционных потрясений состояние охраны вводилось довольно часто.

Институт военного положения появился в СССР в 1938 году. Ввести особый режим мог Верховный совет. Фактически он вводился всего раз, когда страна находилась в состоянии войны.

Статистика военного положения показывает, что особый режим был объявлен на оккупированных/прифронтовых территориях и стратегических объектах. Его нарушение строго каралось, вплоть до расстрела на месте.

Больше особый режим не вводился. В период Чеченской войны президент ограничился объявлением чрезвычайного положения и режима контр террористической операции.

https://youtube.com/watch?v=tL6fJSLKEp8

Что значит особый режим для армии

Требования безопасности военной службы предполагают защиту военнослужащих, местных жителей и окружающей среды от воздействия опасных факторов, которые могут возникнуть во время боевых действий.

Положение о порядке прохождения военной службы закреплено Указом Президента от 16.09.1999 №1237.

Особый режим подразумевает приведение всех воинских частей полную боевую готовность. Обязанности военнослужащих закреплены «Положением о военной службе».

Нормативная база в разных странах

Возможность введения особого режима регламентируют следующие акты:

  1. Россия – ФКЗ от 30.01.2002 №1-ФКЗ.
  2. Беларусь – Закон РБ от 13.01.2003 №185-З.
  3. Украина – ЗУ от 12.05.2015 №389-VIII.
  4. Таджикистан – КЗ от 03.11.1995 №94.
  5. Америка – раздел 10 Свода законов США.
  6. Франция – согласно конституции Совет министров принимает Ордонансы на введение осадного положения. Они передаются на утверждение в парламент.

Особый режим может иметь разные названия – военное, чрезвычайное/осадное положение, состояние войны, обороны, угрозы или тревоги.

Основания для введения военного положения – агрессия со стороны другой страны, внутригосударственные вооруженные столкновения. В случае введения особого режима существенно ограничиваются права/свободы граждан. Порядок введения режима военного положения практически един во всем мире. Единственное отличие – возможность его применения или запрет при внутригосударственном конфликте.

История

В российском праве проводится различие между военным положением и состоянием защиты, усиленным и чрезвычайным. В юридической литературе Российская империя (также в СССР в 1920-х годах) военное положение часто определялось полицейским понятием «защита», которое рассматривалось в контексте государственного управления как защита общественный порядок.

В Российской империи военное положение было объявлено в военное время в приграничных районах государства, прилегающих к театру военных действий. В мирное время провинции или города, которые были возмущены постановлением правительства или в которых считались необходимыми особые строгие меры для поддержания порядка, могли быть объявлены в таком же положении. Пример: Королевство Польское в 1905 году., Сумский уезд (Харьковская область).

в Советский Союз, военное положение могло быть объявлено в соответствии с пунктом «т» статьи 49 Конституции только Президиумом Верховного Совета СССР, как указано в статье «в интересах защиты СССР или сохранения общественный порядок и государственная безопасность ». В соответствии с этим при объявлении военного положения все функции государственных органов по обороне, обеспечению общественного порядка и безопасности государства переходили к органам военного управления — военным советам и командованию Вооруженных Сил СССР.

Военное положение в годы Великая Отечественная война в 1941-1945 гг. последовательно декларировалось на основании статьи 49 абзаца «р» Конституция СССР, от указы из Президиум из Верховный Совет СССР и не отменялся до конца войны с:

  • 22 июня 1941 г., в Москве, Ленинграде и большинстве областей, краев, республик европейской части СССР;
  • Август 1942 г., в некоторых городах Закавказьена побережье Черного и Каспийского морей;
  • Сентябрь 1942 г. в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР;
  • Апрель 1943 г., на всех железных дорогах СССР;

Май 1943 г., морским и речным транспортом.

Статья 3. Основания для введения военного положения

1. В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.

2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

3. Для целей настоящего Федерального конституционного закона непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации.

Что значит военное положение для СМИ

1. Согласно закону «О военном положении» от 30.01.2002г., на период действия режима вводятся ограничения свобод массовой информации.

2. Для работников СМИ военное положение – это в первую очередь ввод военной цензуры: контролируются телефонные и документальные сообщения.

3. Расширение государственного влияния и увеличение полномочий военных служб по отношению к СМИ.

4. Ограничение прав на распространение и доступ к информации.

5. Затруднение или прекращение деятельности журналистов.

6. Ужесточается контроль над работниками типографий, средств массовой информации.

7. Запрещается работа индивидуализированных радиостанций.

8. Для журналистов военное положение – это запрет посещения муниципальных и государственных органов, судов.

Важно напомнить, что все вышеперечисленные запреты действуют только на той территории страны, где было объявлено положение. Люди, совершившие правонарушения из указанных пунктов о военном положении, будут нести ответственность, соответствующую законодательству

Люди, совершившие правонарушения из указанных пунктов о военном положении, будут нести ответственность, соответствующую законодательству.

Военное положение отменятся только указом Президента после того, как обстоятельства, которые послужили основанием для его объявления, будут устранены. Оповещение в первом и во втором случаях происходит одинаково. Средства массовой информации сообщают населению об окончании режима, что означает — военное положение в стране с этого момента отменено.

Все нормативные акты, принятые за это время, отменяются, как только военное положение будет отменено.

Обеспечение военного положения

Закон о чрезвычайном военном положении в РФ наделяет полномочиями государственные органы власти и военного управления, позволяющими предпринимать меры для обеспечения особого правового режима. В статье 7 изложен перечень подобных мероприятий:

  • эвакуация населения, а также важных социально-экономических и культурных объектов;
  • временное ограничение деятельности ряда политических партий и общественных организаций, которые ведут деятельность, угрожающую безопасности страны;
  • организация специального режима въезда и выезда с территории, где введено военное положение;
  • установление особого режима функционирования объектов жизнеобеспечения;
  • привлечение населения к деятельности, связанной с оборонными нуждами и ликвидацией последствий атаки противника;
  • ужесточение мер поддержания общественного порядка, охраны важнейших государственных и социальных объектов, а также систем коммуникаций;
  • ограничение публичных мероприятий политического характера (митинги, шествия), забастовок, передвижения транспортных средств, выбора места пребывания, поездок за пределы РФ;
  • установление военной цензуры и другие меры.

Одной из ключевых задач военного положения является создание условий для обеспечения особого правового режима. С этой целью привлекаются ВС РФ и другие воинские формирования, которые поддерживают въездной и выездной режим с территории, принимают участие в эвакуационных и спасательных мероприятиях, охране общественного порядка и жизненно важных объектов, занимаются пресечением деятельности террористических и бандитских группировок.

Управление заказами

С введением военного положения выборы и референдум не проводятся, а полномочия выборных органов власти, органов местного самоуправления и должностных лиц автоматически расширяются.

Основные полномочия по обеспечению военного положения сосредоточены в руках президента России. В Правительство России выполняет в основном технические функции, кроме того, в период военного положения президент может менять свой состав. Российский парламент принимает законы, необходимые для обеспечения военного положения, и продвигает договоры с государствами-агрессорами. В судебная система и прокуратура в условиях военного положения действуют в той же форме, создание чрезвычайных судов в России запрещено. В случае введения военного положения на части территории России может быть введено военное ведомство, ответственное за применение ограничений.

Повлияет ли военное положение на отношения с другими странами?

Руководитель украинского центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко считает, что введение военного положения, при котором Россия будет значится как страна-агрессор, даст возможность Москве повод для спекуляций. Кремль воспринимает это как официальное объявление войны России. С другой стороны, Мусиенко считает, что после объявления военного положения из-за соседа-агрессора Российской Федерации, должны следовать и другие меры, применительные к этой стране: прекращение дипломатических отношений, транспортные и экономические связи.

“Но мне кажется, что власть для этих серьезных вещей не готова. И военное положение вводится не для того, чтобы “воевать” со страной-агрессором, а для того, чтобы повлиять на внутренние политические процессы”, — считает Мусиенко.

Украинский политолог, аналитик Института мировой политики Мыкола Белесков, напротив, считает, что объявление войны не будет, а Украина официально признала Россию агрессором еще в начале 2018 года, когда приняли закон “О реинтеграции Донбасса”. Поэтому повторная констатация факта, что Россия — агрессор, мало что изменит. На позицию Евросоюза и США и международных кредиторов, по мнению Белескова, это никак не повлияет. Основное — как будут использованы время военного положения, и что будет после этих 30 дней..

“Если власти Украины продемонстрируют, что основная цель — это не усиление обороноспособности страны, а просто отсрочка выборов, то это не понравится нашим западным партнерам. Они этого не поддержат и не поймут”, — считает Белесков.

Также это решение не повлияет и на решение о транше МВФ, который Украина планирует получить в этом году.

“В 2014 году МВФ заявил, что он работал и будет работать с воюющими государствами. В первую очередь их интересовало принятие бюджета. Для них (МВФ) гораздо важнее, чтобы тарифы на газ были соответствующими. И тогда, скорее всего, транш до конца года будет в Украине”, — говорит Белесков.

Порядок управления

Целью введения законодательства о чрезвычайном положении выступает изменение системы управления в соответствии с требованиями военной ситуации. В этот период не допускается организация выборов и референдумов, а срок полномочий выборных государственных и муниципальных органов продлевается.

Правительство реализует в основном технические функции, при этом его структура может быть скорректирована президентом. Представительный орган на основании положений Федерального конституционного закона принимает нормативные акты и денонсирует соглашения со странами-агрессорами.

Допустимые ограничения

Закон предполагает две группы ограничений, которые могут быть введены в условиях военного положения (а при необходимости и до него).

1. Ограничения в зоне военного положения:

  • особый режим работы критической инфраструктуры и опасных объектов;
  • эвакуация важных объектов и людей;
  • усиление охраны общественного порядка, критической инфраструктуры и других важных объектов;
  • ограничение въезда, выезда и свободы передвижения, досмотр, ограничение выбора места жительства;
  • комендантский час;
  • военная цензура в сфере коммуникаций;
  • усиление секретности в государственных и местных органах;
  • ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотиков, лекарств и алкоголя, их временное изъятие у граждан;
  • запрет митингов и забастовок;
  • запрет общественных, международных или иностранных организаций, подрывающих безопасность страны;
  • принудительные работы для нужд обороны, по восстановлению разрушенных объектов и борьбе с пожарами и эпидемиями;
  • изъятие частного имущества с последующей компенсацией;
  • интернирование неблагонадёжных граждан и граждан стран-агрессоров (применяется только непосредственно в случае агрессии и с целью недопущения возможного разжигания ими беспорядков и мятежей на национальной почве).

2. Общие ограничения, которые могут быть установлены даже там, где военное положение не введено:

  • ограничение экономической деятельности, в том числе оборота имущества;
  • ограничение поиска и распространения информации;
  • изменение форм собственности организаций;
  • изменение режима трудовой деятельности, в том числе установление трудовой обязанности в отношении граждан (обязательна для всех граждан в возрасте от 14 до 60-65 лет), не призванных на службу по мобилизации.

Независимо от контекста обстоятельств в рамках ограничений на поиск и распространение информации, любые передаваемые сведения с использованием средств коммуникаций могут быть определены как информация двойного назначения (степень подробности определяется органами военной цензуры). Распространение такой информации (а также подобных ей фейк ньюс) может стать поводом для обвинения в государственной измене (либо в покушении на неё, если это не спровоцировало тяжких последствий).

В период военного положения не проводятся:

  • Выборы президента Российской Федерации;
  • Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Выборы в местных органах самоуправления;
  • Референдумы.

Допустимые ограничения[править | править код]

Закон предполагает две группы ограничений, которые могут быть введены в условиях военного положения (а при необходимости и до него).

1. Ограничения в зоне военного положения:

  • особый режим работы критической инфраструктуры и опасных объектов;
  • эвакуация важных объектов и людей;
  • усиление охраны общественного порядка, критической инфраструктуры и других важных объектов;
  • ограничение въезда, выезда и свободы передвижения, досмотр, ограничение выбора места жительства;
  • комендантский час;
  • военная цензура в сфере коммуникаций;
  • усиление секретности в государственных и местных органах;
  • ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотиков, лекарств и алкоголя, их временное изъятие у граждан;
  • запрет митингов и забастовок;
  • запрет общественных, международных или иностранных организаций, подрывающих безопасность страны;
  • принудительные работы для нужд обороны, по восстановлению разрушенных объектов и борьбе с пожарами и эпидемиями;
  • изъятие частного имущества с последующей компенсацией;
  • интернирование неблагонадёжных граждан и граждан стран-агрессоров (применяется только непосредственно в случае агрессии и с целью недопущения возможного разжигания ими беспорядков и мятежей на национальной почве).

2. Общие ограничения, которые могут быть установлены даже там, где военное положение не введено:

  • ограничение экономической деятельности, в том числе оборота имущества;
  • ограничение поиска и распространения информации;
  • изменение форм собственности организаций;
  • изменение режима трудовой деятельности, в том числе установление трудовой обязанности в отношении граждан (обязательна для всех граждан в возрасте от 14 до 60-65 лет), не призванных на службу по мобилизации.

Независимо от контекста обстоятельств в рамках ограничений на поиск и распространение информации, любые передаваемые сведения с использованием средств коммуникаций могут быть определены как информация двойного назначения (степень подробности определяется органами военной цензуры). Распространение такой информации (а также подобных ей фейк ньюс) может стать поводом для обвинения в государственной измене (либо в покушении на неё, если это не спровоцировало тяжких последствий).

В период военного положения не проводятся:

  • Выборы президента Российской Федерации;
  • Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Выборы в местных органах самоуправления;
  • Референдумы.

Порядок управления[править | править код]

При введении военного положения не проводятся выборы и референдумы, полномочия выборных органов власти (включая президента Российской Федерации), органов местного самоуправления и должностных лиц автоматически продлеваются на тот же срок. При этом вопрос, связанный с необходимостью продления президентских полномочий в случае невозможности проведения выборов при сохраняющемся военном положении, остаётся в компетенции Совета Федерации.

Основные полномочия по обеспечению военного положения сосредоточены в руках президента. Правительство осуществляет в основном технические функции, кроме того на время действия военного положения президент может изменить его структуру. Парламент принимает необходимые для обеспечения военного положения законы и растрогает договоры с государствами-агрессорами.

Судебная система и прокуратура в условиях военного положения действуют в прежнем виде, создание чрезвычайных судов в России запрещено.

Если военное положение установлено на части территории России, там может быть введено военное управление, ответственное за применение наложенных ограничений.