Оглавление
Что такое административное наказание и каковы его виды?
16000
Что такое административное наказание и каковы его виды?
Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности. Факт возбуждения административного дела выполняет предупредительную функцию, в связи с чем охраняемым правоотношениям обеспечивается адекватная защита, что соответствует принципам и целям административного производства. Тем не менее, суды приходят к выводу, что при наличии формальных признаков состава правонарушения подлежит оценке вопрос о целесообразности привлечения нарушителя к административной ответственности.
Административное наказание должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру самого правонарушения, обстоятельствам его совершения, имущественному положению виновного лица. Должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, дается возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, поскольку большинство санкций формулируются либо как альтернативные, либо как относительно-определенные с указанием нижнего и верхнего их пределов. Смысл индивидуализации административного наказания состоит в том, чтобы на основе всесторонней оценки содеянного избрать в пределах нормы, предусматривающей ответственность за правонарушение, именно ту меру государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности;
10) обязательные работы;
11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Вышеуказанные виды административных наказаний установлены в ст. 3.2 КоАП РФ.
Система административных наказаний, закрепленная в ст. 3.2 КоАП РФ, построена законодателем путем их расположения от менее строгого к более строгому виду наказания, т.е. в порядке усиления меры ответственности. Менее строгим наказанием является предупреждение. Административное приостановление деятельности, указанное в КоАП РФ последним в перечне видов наказаний, представляет собой наиболее жесткую санкцию, носящую исключительный характер. Следовательно, из анализа указанной статьи усматривается, что административное приостановление деятельности является более тяжким видном наказания, чем административный штраф и иные виды наказаний, содержащиеся в санкциях соответствующих статей Особенной части КоАП РФ.
КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя — физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1 — 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.
назад
вперёд
Разграничение видов наказаний на основные и дополнительные
В качестве основных в КоАП указаны следующие виды административных взысканий:
- Штраф. Размер выплаты зависит от тяжести совершенного нарушения и составляет от 500 рублей до нескольких сотен тысяч рублей для юридических лиц. Применяется к большинству правонарушений, часто используется вместе с дополнительным наказанием. Так в случае управления автомобилем в состоянии опьянения виновному назначают взыскание в виде штрафа с одновременным лишением водительского удостоверения.
- Лишение физического лица предоставленного ему права, например, на ношение оружия за исключением права на управление различными транспортными средствами. Обычно применяется при регулярных или грубых нарушениях, период лишения может составлять от 1 месяца до 3 лет.
- Арест сроком до 15 суток. Назначают наказание в исключительных случаях по решению суда. Не допускается применение этого вида взыскания к женщинам в период беременности, а так же имеющим несовершеннолетних детей, к инвалидам 1 и 2 групп, к военнослужащим.
- Дисквалификация. При этом наказании физическому лицу запрещается занимать руководящие должности в государственных и муниципальных структурах, а так же управлять коммерческой организацией или быть членом совета директоров. По сути это означает ограничение предпринимательской деятельности. Срок наказания составляет от 6 месяцев до 3 лет.
- Приостановление деятельности на период до 90 суток. Назначают взыскание в ситуациях, когда возникла или возможна угроза жизни или здоровью граждан, например, предоставление некачественных медицинских услуг, нарушении сроков или условий хранения пищевых продуктов, санитарных требований. Наказание допускается применить ко всему предприятию или только для конкретного подразделения. Поскольку этот вид взыскания серьезно влияет на деятельность организации, его назначают только в случае, когда считают менее строгое наказание неэффективным.
- Обязательные работы. Это взыскание предусмотрено по 11 видам административных правонарушений. Выполняют работы в свободное от основной деятельности время, продолжительность может составить от 20 до 200 часов в общей сложности, но не дольше 4 часов в день. Не разрешается назначать это взыскание беременным, инвалидам, военным.
Дополнительными в Кодексе перечислены 4 вида наказаний:
- Изъятие предметов, с помощью которых правонарушение было совершено. Это может быть конфискация товаров, провезенных в страну с нарушением таможенного законодательства, или продававшихся с несоблюдением условий или сроков хранения.
Важно! Не разрешается изъятие охотничьего оружия или рыболовных снастей у граждан, для которых эти виды промыслов являются единственным законным источником дохода.
- Выдворение из страны иностранцев, нарушивших миграционное законодательство или правила регистрации. Для контроля за исполнением этой меры взыскания виновного могут содержать в специальном учреждении до выдворения.
- Ограничение на посещение спортивных соревнований. Применяется взыскание одновременно со штрафом для граждан, которые нарушили правила поведения зрителей во время официальных спортивных состязаний. Назначают его на период от полугода до 7 лет.
- Лишение права управлять транспортным средством. Это касается не только автомобилистов, но и водителей маломерных судов.
Какие именно взыскания применять при конкретном правонарушении определяет соответствующая статья КоАП.
Статья 48. Административный штраф
1. Административный штраф (далее — штраф) есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях особенной части настоящего раздела, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент наложения административного взыскания.
В случаях, предусмотренных в статьях особенной части настоящего раздела, размер штрафа выражается в процентах от:
суммы нанесенного окружающей среде вреда;
суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства;
суммы неуплаченных (неперечисленных), несвоевременно и (или) неполно уплаченных (перечисленных) социальных отчислений;
суммы неперечисленных, несвоевременно и (или) неполно исчисленных, удержанных (начисленных) и (или) уплаченных (перечисленных) обязательных пенсионных взносов;
суммы стоимости подакцизных товаров, полученных в результате незаконного предпринимательства;
суммы, неучтенной в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности либо учтенной ненадлежащим образом;
суммы сделки (операции), совершенной (проведенной) с нарушением финансового законодательства Республики Казахстан;
суммы дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности, запрещенной Законом Республики Казахстан «О конкуренции», или нарушения законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике, о естественных монополиях и регулируемых рынках, законодательства Республики Казахстан, регулирующего деятельность финансового рынка и финансовых организаций;
стоимости энергетических ресурсов, использованных сверх утвержденных нормативов за период, в котором произошло правонарушение, но не более чем за один год;
суммы незачисленной национальной и иностранной валюты.
Если в предусмотренных статьях особенной части настоящего раздела размер штрафа выражается в процентах от суммы операции, проведенной с нарушением норм финансового законодательства Республики Казахстан, и такая операция проведена в иностранной валюте, пересчет суммы штрафа в тенге осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным Банком Республики Казахстан, на день наложения административного взыскания.
2. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, за исключением указанного в абзаце втором настоящей части, не может быть менее одной пятой месячного расчетного показателя.
Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, а также юридическое лицо, за исключением указанного в абзаце третьем настоящей части, не может быть менее пяти месячных расчетных показателей.
Размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, не может быть менее двадцати месячных расчетных показателей.
3. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, за исключением указанного в абзаце втором настоящей части, не может превышать пятьсот месячных расчетных показателей.
Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, а также юридическое лицо, за исключением указанного в абзаце третьем настоящей части, не может превышать тысячу месячных расчетных показателей.
Размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, не может превышать две тысячи месячных расчетных показателей.
4. Штраф, исчисленный в соответствии с абзацем вторым части первой настоящей статьи, может быть установлен в размерах, превышающих или менее установленных размеров штрафов, указанных в настоящей статье.
5. Штраф взыскивается в доход государственного бюджета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, за исключением штрафов, налагаемых акимами городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в соответствии со статьей 576-4 настоящего Кодекса.
6. Отнесение юридических лиц к субъектам малого или среднего предпринимательства, крупного предпринимательства осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Цели административного наказания
Административные наказания — это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены ст. 3.2-3.12 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами данного Кодекса.
Не являются административными наказаниями, например, такие меры административного принуждения, как запрещение эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не отвечает установленным требованиям; отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей; отзыв лицензии и ряд иных принудительных действий, предусмотренных различными федеральными законами и применяемых в административном порядке. Порядок применения этих мер как наказаний не регулируется нормами КоАП РФ.
Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права. Их назначение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права и возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение одного года не совершило нового административного правонарушения. К тому же административное наказание всегда выражает официально и гласно данную государством отрицательную оценку совершенного правонарушения.
Кара не самоцель назначения административного наказания. Последнее необходимо и для того, чтобы воспитать субъекта, которому назначено наказание, в духе уважения к закону и правопорядку, чтобы предупредить совершение новых проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами. Конечной целью практики применения административных наказаний является частная и общая превенция административных и иных правонарушений. В определенной мере административные санкции предупреждают преступления.
Следует отметить, что КоАП РФ — первый нормативный акт, который назвал административно-карательные санкции наказаниями. До этого они во всех официальных документах, в том числе в ранее действовавшем КоАП РСФСР, а также в научной и учебной литературе именовались административными взысканиями. Новое название мер административной ответственности, во-первых, точнее раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает обшие черты этих видов ответственности.
Административное наказание не может иметь целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Где отбывается наказание в виде ареста?
Конкретное место содержания арестованных лиц определяет орган МВД в соответствие с Федеральным законом № 63-ФЗ, Постановлением Правительства РФ № 627 и приказом МВД 83. Для размещения указанных лиц используются спецприемники МВД. Выделим ключевые правила содержания граждан под административным арестом:
- изоляция от общества заключается в помещении правонарушителя в общем помещении или помещении одиночного содержания;
- органы МВД обязаны обеспечить раздельное размещение мужчин и женщин, а при наличии возможности и курящих/некурящих граждан;
- отдельно размещаются лица, страдающие инфекционными заболеваниями, либо нуждающиеся в наблюдении медицинскими специалистами;
- на законодательном уровне утверждены нормы обеспечения арестованных питанием, спальными местами и постельными принадлежностями;
- у арестованного лица изымается паспорт или иной документ. удостоверяющий личность (изъятые вещи и документы помещаются на ответственное хранение у администрации спецприемника МВД);
- арестованные лица обязаны подчиняться режиму дня и отдыха, совершения прогулок;
- на период изоляции устраняется возможность телефонной или компьютерной связи.
Обратите внимание! Закон запрещает размещать в одном помещении лиц, арестованных по нормам КоАП РФ, и находящихся под стражей на период рассмотрения уголовных дел. Также не допускается размещение арестованных по КоАП РФ в местах отбывания уголовных наказаний.. В период нахождения под арестом гражданин имеет право на общение и консультации с защитником (адвокатом)
Такие встречи проводятся на территории спецприемника МВД с соблюдением режима отбывания наказания. Адвокат вправе подавать жалобы на неправомерный отказ от встречи с клиентом, либо по факту нарушения прав гражданина при отбывании наказания
В период нахождения под арестом гражданин имеет право на общение и консультации с защитником (адвокатом). Такие встречи проводятся на территории спецприемника МВД с соблюдением режима отбывания наказания. Адвокат вправе подавать жалобы на неправомерный отказ от встречи с клиентом, либо по факту нарушения прав гражданина при отбывании наказания.
По факту помещения под арест будут направлены сведения по месту работы гражданина. Незамедлительно после истечения срока ареста происходит освобождение из спецприемника. Исключение составляют случаи, когда лицу назначено аналогичное наказание за самовольное оставление места отбывания ареста. Об освобождении из-под ареста выдается справка, которую можно предъявить по месту работы, либо в иные инстанции.
Субъект и субъективная сторона проступка
Теперь следует более подробно разобраться в составе злодеяния. Итак, как уже говорилось, субъект – это и есть то лицо, которое намеренно или случайно совершило действия, приведшие к нежелательным последствиям. Естественно, именно оно и должно отвечать за содеянное. Однако если все манипуляции воспроизводились в состоянии невменяемости, то виновный может избежать наказания. Что касается субъективной стороны проступка, то она тоже имеет свои элементы:
- Вина. Без нее нет нарушения.
- Цель. Это тот результат, к которому стремится человек или предполагает его.
- Мотив. Он является именно той движущей осознаваемой причиной, которая побуждает лицо действовать именно так, а не иначе.
Надо сказать, что бывают также специальные и особые субъекты. К первому типу относятся водители, должностные лица и несовершеннолетние. Второй вид включает военных и других людей, на которых распространяется действие положений дисциплинарного устава. Отдельные виды административных правонарушений требуют строго прописанных наказаний.
Что это такое
Основным видом наказания по КоАП РФ (“Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”) является штраф в виде денежной суммы. Поэтому арест, как вид административного наказания, является исключительной мерой воздействия – он может применяться только по отдельным составам проступков. Выделим ключевые характеристики ареста, зафиксированные в ст. 3.9 КоАП РФ:
- арест заключается в изоляции правонарушителя от общества – исполнение наказания происходит путем помещения виновного лица в спецучреждение под надзор правоохранительных органов;
- указанная санкция может назначаться только в судебном порядке – если наказание по статье КоАП РФ назначается должностными лицами уполномоченных ведомств, санкция в виде ареста не применяется;
- законом определен круг лиц, к которым не может применяться изоляция от общества;
- в стандартных условиях арест применяется на срок до 15 суток, а по отдельным составам проступков он может составить до 30 суток.
Обратите внимание! В КоАП РФ предусмотрен еще один вариант временной изоляции от общества – административное задержание. Такая форма воздействия не является наказанием, а применяется на период рассмотрения дела.. Задержание может применяться на срок до 48 часов, если рассматриваемый состав проступка может повлечь арест
Срок задержания будет включен в продолжительность административного ареста, если суд назначит такую меру наказания. Для задержания не требуется вынесения судебного акта – такое решение может принимать должностное лицо, составляющее протокол о правонарушении
Задержание может применяться на срок до 48 часов, если рассматриваемый состав проступка может повлечь арест. Срок задержания будет включен в продолжительность административного ареста, если суд назначит такую меру наказания. Для задержания не требуется вынесения судебного акта – такое решение может принимать должностное лицо, составляющее протокол о правонарушении.
Скачать образец протокола об административном правонарушении
Скачать образец заполнения протокола об административном правонарушении
Другие особенности при установлении административного наказания
В Российской Федерации предусмотрены категории граждан, к которым то или иное наказание не может быть применено. Так, например, административный штраф не может быть назначен матросам, солдатам, старшинам и сержантам, которые проходят военную службу по призыву, а также его нельзя наложить на курсантов военных учебных заведений до момента заключения с ними контракта.
Не может быть произведена и конфискация оружия, боеприпасов, предметов предназначенных для охоты или рыболовства, в случае, когда данные виды деятельности являются единственным источником дохода лица, совершившего правонарушение. Аналогичное правило распространяется и на наказание в качестве лишения права на охоту, кроме случаев, когда лицо охотилось в неразрешенное время или запрещенными способами, орудиями.
В РФ не выносится постановление о наложении административного взыскания в виде лишения водительского удостоверения лицам, которые пользуются ТС в связи со своей инвалидностью. Исключения составляют вождение транспортом в нетрезвом состоянии, невыполнение требований о прохождении медицинского освидетельствования, повторное нарушение статей 12.10, 12.15 (части 4), 12.16 (части 3), 12.24 и 12.27.
Арест не может быть назначен как административное взыскание для беременных, женщин, которые имеют детей до 14-ти лет, несовершеннолетних лиц, инвалидов 1-2 групп, военнослужащих и лиц, имеющих спец. звание работника следственного комитета РФ, ОВД и учреждений уголовно-исполнительного плана, работников гос. противопожарной службы, органов таможенных структур и контроля за оборотом наркотиков. Тем же категориям лиц не могут вменяться наказания в виде исправительных работ, за исключением женщин, у которых есть маленькие дети (в данном случае детям должно быть менее 3-х лет).
Административное выставление за пределы РФ не применяется как наказание к военнослужащим-иностранцам.
Рассмотрев подробно, что такое административная ответственность и административные взыскания, можно отметить несомненную роль наказаний, применяемых в данной области, обратить внимание на их воспитательный, профилактический или карательный характер
Также можно сделать вывод о важности закрепления порядка их применения на законодательном уровне во избежание ущемления прав и свобод граждан, которыми каждый человек наделен согласно Конституции
Как выбирается наказание
Назначение административных наказаний имеет свои особенности. И выбор осуществляет должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело или суд (глава 23 КоАП РФ). Выбор вида наказания он оформит постановлением. Протокол об административном правонарушении не содержит указания на наказание. Поскольку он только фиксирует каждый элемент состава нарушения.
Нарушение общих правил назначения станет веским поводом для подачи жалобы
И обратим внимание, административное задержание, доставление, досмотр, направление на освидетельствование и т.п. не являются наказанием
Это меры обеспечения. Гражданин вправе обжаловать их применение. На их применение указывают либо специальные протоколы (протокол об административном задержании). Либо специальная пометка включается в текст протокола об административном правонарушении.
Конкретные виды административных наказаний устанавливает статья Особенной части Кодекса. Сначала в ней идет описание правонарушения (какие действия и бездействия), а затем ответственность. Есть наказания дополнительные и основные. Об этом мы разместили информацию в статье «административное наказание«. Как и об остальных общих принципах выбора ответственности.
Статья 4.1 КоАП РФ. Общие правила назначения административного наказания (действующая редакция)
1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
2.1. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, судья может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.
2.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Статья 44. Понятие и цели административного взыскания
1. Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение.
2. Административное взыскание применяется в целях восстановления социальной справедливости и воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
3. Административное взыскание не имеет своей целью причинение физических страданий лицу, совершившему административное правонарушение, или унижение его человеческого достоинства, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
3-1. Административное взыскание не является средством возмещения имущественного ущерба. Причиненный административным правонарушением вред возмещается в порядке, предусмотренном статьей настоящего Кодекса.