Статья 3.6. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

Наказания за повторные нарушения

Повторные нарушения законодательства могут привести к возбуждению уже уголовного дела, но только в части нарушений. Переход в уголовное наказание не отменяет того, которое было наложено ранее. Наказание, понесенное нарушителем в соответствии с КоАП, не может являться длительным арестом, человек не становится судимым. Если же он проходит по уголовной статье, то даже условный срок делает его судимым человеком.

За повторное правонарушение за самогоноварение владельца аппарата могут посадить на срок до трех лет и конфисковать все имущество, которое делает этот бизнес реальным. За повторное несоблюдение правил охоты в течение одного года штраф увеличивается в 10 раз, а срок запрета на охоту — на 3 года. Для должностных лиц подобные санкции могут применить в двойном размере.

Уголовная ответственность

Согласно Уголовному Кодексу безвозмездно изымаются предметы, которые могли послужить для «террористической деятельности». Этим могут являться даже средства для финансирования террористов, агитационные материалы, плакаты, ценности. Также конфискации по уголовным статьям подлежат наркотические вещества и имущество, полученное в результате совершения преступлений.

Конфискация имущества применяется в качестве меры наказания по уголовным статьям, связанным с причинением жизни и здоровью человека, убийством, использованием рабского труда, подменой ребенка или фальсификацией документов, нарушением авторских прав и похищением человека.

Повторное нарушение по тем же статьям рассматривается судом в качестве отягчающего обстоятельства. Наказание назначается в большем размере, но может не учитываться судьей при назначении меры наказания. Особенно это касается ситуации, в которой адвокат сможет доказать неоднородность проступков или плохое финансовое состояние правонарушителя.

*Суммы штрафов актуальны на июнь 2018 года.

Комментарий к Ст. 3.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться только КоАП РФ и применяется в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

2. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения, легальное определение которой содержится в ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ, является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей, т.е. находящихся в свободном обращении.

3. Поскольку в комментируемой статье не оговорено иное, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения в равной степени применяется в отношении как физических, так и юридических лиц.

4. Часть 2 ст. 3.7 КоАП РФ содержит ограничения применения данного вида административного наказания как по кругу лиц, так и по перечню орудий совершения административного правонарушения. Суть этих ограничений состоит в том, что конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

5. Положения ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ подчеркивают, что применение конфискации орудия или предмета совершения административного правонарушения имеет место лишь в случаях законного владения ими лица. И конфискацией не является изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

— подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

— изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

6. По общему правилу, установленному ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется. Исключение из этого правила составляют случаи совершения лицом административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных гл. 16 КоАП РФ.

7. Данный вид административного наказания применяется исключительно судьей.

Исполнение постановления о конфискации орудий правонарушения

После вынесения постановления о конфискации орудий правонарушения, судья направляет его на исполнения в службу судебных приставов. Если речь идет о конфискации оружии и боеприпасов к нему, то будут привлекаться органы полиции.

В качестве исключения из общего правила, конфискация может применяться таможенными органами в отношении деяний, совершенных в области таможенного дела.

В этом случае вопросы конфискации решаются таможенными органами, а изъятые вещи поступают к уполномоченному органу Правительства России, для последующей реализации в доход государства.

В большинстве случаев конфискованные орудия правонарушения подлежат уничтожению, в порядке, который предусмотрен Правительством РФ.

Что включает в себя состав административного правонарушения

Как уже было сказано ранее, если состав административного правонарушения не содержит в себе совокупность признаков, то привлечь к ответственности виновного нельзя. Он должен включать в себя объект, субъект, объективную и субъективную сторону.

Чтобы понять, когда состав правонарушения присутствует, нужно разобрать каждый признак подробнее.

Объект

Объектом административного правонарушения признаются отношения, которые охраняются действующим законодательством РФ и законами субъектов. Если говорить простым языком, то объект – это вид деяния, совершенного правонарушителем. Например, если человек оскорбил другого гражданина, то объектом считается нарушение прав гражданина, его чести и достоинства.

Как правило, в ходе разбирательства выделяют родовой и непосредственный объект. Первым называют отношения, которые возникают в одной в одной из сферы. Например, в случае оскорбления лица, родовым объектом считаются права человека, а в случае превышения скорости движения на автотранспорте – ПДД.

Непосредственным объектом административного правонарушения являются конкретные отношения. К примеру, если гражданин оскорбил другого человека, то непосредственным объектом считается унижение чести и достоинства лица.

Объективная сторона

Объективной стороной называют само действие, которое совершило лицо. То есть, в отношении чего его будут привлекать к ответственности. Например, если водитель ехал с высокой скоростью, выше чем предусмотрено действующим законодательством, то объективной стороной считается именно превышение скорости.

Объективная сторона административного правонарушения характеризуется не только последствиями, но и причинно-следственными связями. Допустим, человек превысил ограниченную скорость движения. В таком случае, нужно выяснить, что подвигло правонарушителя к совершению данного деяния, а также к чему это привело или могло привести.

Субъект

Субъектом административного правонарушения признается лицо, нарушившее нормы действующего законодательства.

К ответственности можно привлечь, как человека, так и организацию. Если правонарушение совершило юридическое лицо, то санкции применяются не только по отношению к компании, но и к человеку, ответственному за правомерное выполнение данных операций.

К административной ответственности нельзя привлекать человека, если его возраст меньше 16-ти лет. Также, применять санкции нельзя по отношению к не вменяемым людям, признанными таковыми судом на основании медицинского заключения. Для этого проводится судебная экспертиза. В ходе нее группа специалистов обследуют пациента и выявляют степень его вменяемости, осознания им последствия совершенного деяния.

№ п.п. Вид субъекта административного правонарушения Описание
1 Общий Граждане РФ и иностранные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
2 Специальный Зависит от статуса правонарушителя, например должностное лицо, автовладелец, несовершеннолетний и пр.
3 Особый Правонарушитель, который обладает особым статусом, например военнослужащий, полицейский и другие лица, имеющие звания.

Если правонарушение совершил ребенок, которому еще не исполнилось 16 лет, то к ответственности могут привлечь его родителей, например, за ненадлежащий присмотр за детьми и попустительство к воспитанию.

Субъективная сторона

Субъективной стороной административного правонарушения признают совокупность признаков, которые определяют отношения правонарушителя к совершенному им деяния. В состав подобных критериев входит:

мотив к совершению деяния, то есть из-за чего лицо решилось на нарушение права;
осознание наступления правовых последствий;
осуществление противоправных действий по собственному желанию, воле;
наличие умысла или его отсутствие, то есть совершение правонарушения по неосторожности.

Повторное привлечение к административной ответственности

29.03.2019 14:36

Курганинский отдел

По общему правилу КоАП РФ привлечение к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, не допускается. Однако, необходимо разграничивать случаи, где есть два административных правонарушения и к административной ответственности привлекают дважды, а где есть только одно административное правонарушение и имеется повторная административная ответственность.

Можно говорить о таком явлении как повторное привлечение к административной ответственности в связи с наличием в Кодексе РФ об административных правонарушениях нескольких норм.

Повторное привлечение к административной ответственности регулируется частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ. Данной нормой предусмотрено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Это значит, что повторная административная ответственность по закону не возможна. Лицо считается подвергнутым административному наказанию в течении одного года с момента исполнения постановления (оплаты штрафа).

Привлечению к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, раскрывает пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Согласно данной норме, если в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, либо его только собираются возбудить и будет установлено, что уже имеются:

1. постановление о назначении административного наказания по тому же самому факту, или

2. постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по тому же самому факту, или

3. постановления о возбуждении уголовного дела по тому же самому факту, в таком случае производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено либо подлежит прекращению.

Существует достаточно большой объем судебной практики, которая помогает найти ответ на данный вопрос, когда есть привлечение к административной ответственности два раза за одно и то же административное правонарушение, а когда нет.

В течение какого срока с момента привлечения лица к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения возможно повторное привлечение его к административной ответственности, если лицо продолжает совершать данное правонарушение? Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.

Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Другой комментарий к статье 3.6 КоАП РФ

1. Данная мера выражается в принудительном изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения у любого лица, совершившего административное правонарушение, независимо от того, является ли оно собственником данного предмета или нет, с последующей реализацией и передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. То есть собственнику компенсируется часть стоимости.

2

Так как возмездному изъятию подлежит движимое имущество, при этом необходимо обратить внимание на имеющиеся исключения: при применении возмездного изъятия невозможно изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства в отношении лиц, для которых охота или рыболовство является основным законным источником к существованию. Данная мера административной ответственности применяется только при совершении административных правонарушений, предусмотренных ч

2 ст. 20.8 (нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами), ч. 3 ст. 20.8 (нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему), ч. 3 ст. 20.12 (нарушение правил использования оружия и патронов к нему) КоАП РФ.

3. Назначается возмездное изъятие только в судебном порядке — мировым судьей, так как согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, возможность ограничения данного права, в том числе и в форме бессудного (административного) лишения имущества, допускается только в том случае, если это предусмотрено федеральным законом (см. ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

4. Постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел (ст. 32.4 КоАП РФ).

Запрет на применение конфискации орудий правонарушения

В законодательстве предусмотрена гарантия для отдельных категорий граждан, ведущих особый образ жизни, или проживают в отдельных районах России, например, районах Крайнего Севера.

Не подлежит конфискации, например, огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, которые используются гражданином для осуществления охоты, рыболовства. Так как эти занятия гражданин осуществляет с целью обеспечения жизни и существования. Например, охота может быть для человека основным источником жизни, так как иных продуктов питания в его местности не предусмотрено.

Поэтому данные обстоятельства будут учтены судом и, применяться основные виды наказания в виде штрафа, без применения конфискации.

Комментарий 2

1. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе-дерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия» установил, что с 1 июля 2011 г. данная статья утрачивает силу.

До этой даты нормы данной статьи будут действовать в качестве дополнительных санкций, предусмотренных ст. ст. 20.8, 20.12 и исполняться в соответствии со ст. 32.4 настоящего Кодекса. Внесенные упомянутым выше Законом изменения в нормы этих статей также вступают в силу с 1 июля 2011 г.

2. Возмездное изъятие как вид административного наказания распространяется только на орудия совершения или предметы адми-нистративного правонарушения. Данное наказание представляет вид административного наказания имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения. По смыслу комментируемой статьи изъятию не подлежат предметы и орудия, не находящиеся в соб-ственности правонарушителя.

По содержанию возмездное изъятие орудий совершения или предмета административного правонарушения состоит из трех взаимо-связанных действий. Во-первых, принудительное изъятие предмета у нарушителя, во-вторых, реализация орудий и предметов, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятых орудий или предметов. Возмездный характер является отличительной чертой рассматриваемого вида административного наказания. По этому признаку оно отличается от дру-гого административного наказания — конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения (см. комментарий к статье 3.7).

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного вида административного наказания (см., например, ч. ч. 2, 3 ст. 20.8).

4. Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются настоящим Кодексом. Та-кими предметами и орудиями по смыслу комментируемой статьи могут быть только дозволенные орудия и предметы. Рассматриваемое административное наказание отличается от изъятия предметов как меры административного пресечения, которое применяется независимо от привлечения лица к административной ответственности, от принадлежности орудий и предметов нарушителю, а также в отношении указанных объектов, изъятых из гражданского оборота. Законодатель устанавливает ограничения в применении возмездного изъятия орудий или предметов административного правонарушения. Оно касается охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства. Возмездное изъятие указанных орудий и предметов не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

5. Применение возмездного изъятия указанных орудий и предметов приведено в соответствие с требованиями ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Возмездное изъятие может назначаться только судьей.

Понятие и особенности конфискации орудий правонарушения

Под конфискацией орудий правонарушений принято понимать действия уполномоченных на то органов и должностных лиц, по принудительному изъятию в доход государства на безвозмездной основе вещей, явившихся орудием совершения правонарушения.

Данный вид административного наказания применяется только судьей, которое выносит соответствующее постановление.

Однако, необходимо различать орудия совершения правонарушения и те предметы, которые использовались правонарушителем не принадлежащих ему. Например, использование вещей в качестве орудий правонарушения, которые принадлежат законному собственнику. В этом случае не происходит конфискации орудий в доход государства, а подлежит возврату его собственнику.

Аналогичным примером, является использование орудий правонарушения, которые относятся к категории изъятых из гражданского оборота, например, наркотические средства, психотропные вещества, радиационные и токсические предметы. В подобных ситуациях, указанные предметы подлежат изъятию и уничтожению.

Комментарий к статье 3.6 КоАП РФ

1. Данная мера выражается в принудительном изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения у любого лица, совершившего административное правонарушение, независимо от того, является ли оно собственником данного предмета или нет, с последующей реализацией и передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. То есть собственнику компенсируется часть стоимости.

2

Так как возмездному изъятию подлежит движимое имущество, при этом необходимо обратить внимание на имеющиеся исключения: при применении возмездного изъятия невозможно изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства в отношении лиц, для которых охота или рыболовство является основным законным источником к существованию. Данная мера административной ответственности применяется только при совершении административных правонарушений, предусмотренных ч

2 ст. 20.8 (нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами), ч. 3 ст. 20.8 (нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему), ч. 3 ст. 20.12 (нарушение правил использования оружия и патронов к нему) КоАП РФ.

3. Назначается возмездное изъятие только в судебном порядке — мировым судьей, так как согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, возможность ограничения данного права, в том числе и в форме бессудного (административного) лишения имущества, допускается только в том случае, если это предусмотрено федеральным законом (см. ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

4. Постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел (ст. 32.4 КоАП РФ).

Что такое конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения?

18027

Что такое конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения?

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

При этом согласно ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ конфискация является дополнительным наказанием и может быть назначена одновременно с основным наказанием.

Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

– подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

– изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

В соответствии со ст. 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.

При применении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения надлежит учитывать положения ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных Главой 16 КоАП РФ.

При этом необходимо учитывать, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.

Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо.

Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом. Например, п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предусматривает, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они производятся без лицензии маркировки, а также с нарушением других условий данного Закона.

назад
вперёд

Комментарий к ст. 32.4 КоАП

1. Возмездное изъятие вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, и конфискация указанной вещи являются разновидностями административных наказаний, назначаемых в судебном порядке (см. комментарии к статьям 3.6, 3.7, 23.1 КоАП РФ).

По общему правилу исполнение постановления о конфискации отнесено к ведению органов внутренних дел о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боеприпасов и судебных приставов-исполнителей согласно ФЗ N 119-ФЗ.

На основании статей 9, 51 — 54 ФЗ N 119-ФЗ судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство.

Арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях — одновременно с его вручением.

Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости — ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение. Кроме того, может применяться изъятие арестованного имущества или отдельных предметов, с передачей для дальнейшей реализации, по истечении пяти дней после наложения ареста.

Денежные средства в рублях и иностранной валюте, драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней и жемчуга, а также лом и отдельные части таких изделий, обнаруженные при описи имущества должника, на которое наложен арест, подлежат обязательному изъятию.

Оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам.

В случае возникновения спора для определения стоимости имущества может назначаться специалист.

Имущество должника передается на хранение под роспись в акте ареста имущества должнику или другим лицам, назначенным судебным приставом-исполнителем.

Реализация арестованного имущества, за исключением имущества, изъятого по закону из оборота, независимо от оснований ареста и видов имущества осуществляется путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Детализация отдельных положений осуществляется в рамках Постановления Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 (ред. от 24.03.2006) «О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства» (Российская газета. 2002. 24 апреля; СЗ РФ. 2006. 3 апреля).

Другой комментарий к статье 3.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия» установил, что с 1 июля 2011 г. данная статья утрачивает силу.

До этой даты нормы данной статьи будут действовать в качестве дополнительных санкций, предусмотренных ст. ст. 20.8, 20.12 и исполняться в соответствии со ст. 32.4 настоящего Кодекса. Внесенные упомянутым выше Законом изменения в нормы этих статей также вступают в силу с 1 июля 2011 г.

2. Возмездное изъятие как вид административного наказания распространяется только на орудия совершения или предметы административного правонарушения. Данное наказание представляет вид административного наказания имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения. По смыслу комментируемой статьи изъятию не подлежат предметы и орудия, не находящиеся в собственности правонарушителя.

По содержанию возмездное изъятие орудий совершения или предмета административного правонарушения состоит из трех взаимосвязанных действий. Во-первых, принудительное изъятие предмета у нарушителя, во-вторых, реализация орудий и предметов, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятых орудий или предметов. Возмездный характер является отличительной чертой рассматриваемого вида административного наказания. По этому признаку оно отличается от другого административного наказания — конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения (см. комментарий к ст. 3.7).

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного вида административного наказания (см., например, ч. ч. 2, 3 ст. 20.8).

4. Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются настоящим Кодексом. Такими предметами и орудиями по смыслу комментируемой статьи могут быть только дозволенные орудия и предметы. Рассматриваемое административное наказание отличается от изъятия предметов как меры административного пресечения, которое применяется независимо от привлечения лица к административной ответственности, от принадлежности орудий и предметов нарушителю, а также в отношении указанных объектов, изъятых из гражданского оборота. Законодатель устанавливает ограничения в применении возмездного изъятия орудий или предметов административного правонарушения. Оно касается охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства. Возмездное изъятие указанных орудий и предметов не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

5. Применение возмездного изъятия указанных орудий и предметов приведено в соответствие с требованиями ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Возмездное изъятие может назначаться только судьей.

6. Об исполнении постановления о назначении возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения см. комментарий к ст. 32.4 Кодекса.