Статья 9. общественное доверие и поддержка граждан

Оглавление

Комментарий к Ст. 32 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Комментируемая статья создает правовую основу для экстренного количественного наращивания полицейских сил, когда это необходимо, например, при возникновении стихийных бедствий, массовых беспорядков, совершении особо тяжких преступлений и т.д. В соответствии с данной статьей к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции.

По смыслу части 1 статьи 25 комментируемого Закона, содержащей дефиницию понятия сотрудника полиции, к числу сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, относятся все остальные лица, состоящие в кадрах МВД России, которым присвоены специальные звания внутренней службы или юстиции. К этой категории не относятся военнослужащие внутренних войск, поскольку они имеют не специальные, а воинские звания.

Таким образом, речь идет о сотрудниках следственных подразделений, имеющих специальные звания юстиции, и так называемых обеспечивающих служб — штабной, правовой, тыловой, финансовой, кадровой, медицинской и др. (как правило, они имеют специальные звания внутренней службы).

2. К выполнению задач полиции могут привлекаться и стажеры. Очевидно, что в данном случае речь идет о стажерах, состоящих на соответствующих должностях не в полиции, а только в подразделениях иных служб органов внутренних дел, поскольку выполнение обязанностей полиции для стажеров по полицейским должностям является их основной, повседневной деятельностью.

Следует признать ошибочной точку зрения о том, что нормы комментируемой статьи распространяются также на курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, проходящих практику в органах внутренних дел. Дело в том, что комментируемая статья регулирует порядок привлечения к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, сотрудников, не являющихся полицейскими. В силу части 3 статьи 38 комментируемого Закона курсанты, слушатели, адъюнкты и докторанты, руководящий и профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также адъюнкты и докторанты научно-исследовательских учреждений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел считаются проходящими службу в полиции.

Участие курсантов, слушателей, адъюнктов и докторантов в мероприятиях по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка и выполнение ими других обязанностей, возложенных на полицию, выступают элементами их профессиональной подготовки и предусматриваются соответствующими образовательными программами. К участию в таких мероприятиях и выполнению указанных обязанностей не допускаются курсанты, слушатели, не достигшие возраста 18 лет.

Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, определен Приказом МВД России от 15 августа 2011 г. N 942 <1>. В соответствии с данным актом решение о привлечении иных сотрудников органов внутренних дел и стажеров к выполнению задач полиции принимается в отношении каждого конкретного сотрудника (стажера) и оформляется правовым актом (приказом, распоряжением) руководителя соответствующего органа (подразделения).

———————————
<1> Зарегистрирован в Минюсте России 27 октября 2011 г., регистрационный N 22158 // Российская газета. 2011. 9 нояб.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

3. Распространение обязанностей и прав, гарантий правовой и социальной защиты, а также ответственности, предусмотренных для сотрудников полиции, на привлекаемых к выполнению полицейских задач лиц означает, что во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями они фактически приобретают правовой статус сотрудников полиции.

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ, А ТАКЖЕ СТАЖЕРОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ВОЗЛОЖЕННЫХ НА ПОЛИЦИЮ

(в ред. Приказа МВД РФ )

1. Настоящий Порядок определяет правила привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

2. Привлечение сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, осуществляется по решению руководителя подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа МВД России, образовательной, научной организации системы МВД России, а также иной организации и подразделения, созданной для выполнения обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, в состав которой входят подразделения полиции, имеющего право назначать на соответствующую должность. (в ред. Приказа МВД России от 20.08.2014 N 713)

3. Решение о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, принимается в отношении конкретного сотрудника или стажера и оформляется правовым актом (приказом, распоряжением) руководителя, принявшего решение.

4. В правовом акте о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, указываются основания привлечения сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, конкретные задачи, возлагаемые на них, сроки привлечения к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

5. Настоящий порядок не распространяется на сотрудников, временно замещающих должности в подразделениях полиции в соответствии с статьи 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» <*>.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

6. Сотрудники и стажеры, привлекаемые к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, руководствуются Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность полиции, и настоящим Порядком.

7. Сотрудники в рамках профессиональной служебной и физической подготовки изучают нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность полиции по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных посягательств, порядок применения в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами в этих целях мер принуждения, в том числе физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также формируют соответствующие умения и навыки. (в ред. Приказа МВД России от 20.08.2014 N 713)

8. Стажеры до привлечения к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, проходят индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника, в ходе которого изучают нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность полиции.

9. Перед выполнением обязанностей, возложенных на полицию, сотрудники проходят проверку знаний, умений и навыков в установленном порядке, а стажеры — проверку знания нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции.

Не прошедшие проверку сотрудники и стажеры к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, не допускаются.

10. При привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:

поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях;

привлекать стажера к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в случаях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав и свобод человека и гражданина;

Абзац 4. — Утратил силу. (в ред. Приказа МВД РФ )

Запрещается ношение и хранение стажерами огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением средств индивидуальной защиты.

Офицер МВД: «Давно пора. А лучше б раньше»

Разумеется, участники этого опроса (кроме мнений, взятых из открытого доступа) согласились отвечать исключительно на условиях анонимности. Разумеется, по десять раз после написания этого текста обращались с просьбой изменить ту или иную фразу, и даже слово. Посему – без фамилий.

Офицер МВД, отслуживший в ГАИ, а потом в ГИБДД почти четверть века:

– Я считаю, что поправки в закон «О полиции», о которых идёт речь, назрели давно. Во-первых, этот закон был принят почти десять лет назад – за это время многое изменилось. В-вторых, и это главное: такие поправки наконец-то позволят нам работать без ежеминутного опасения за себя, без постоянного выбора: быть убитым или быть осуждённым за применение оружия.

Я утверждаю: разговоры об и без того широких полномочиях сотрудников правоохранительных органов – явное преувеличение. Вспомните все известные теракты, что произошли в нашей стране в девяностых: если бы подозрительный автомобиль беспрепятственно досмотрели, например, на Каширке – могли предотвратить взрыв. Если бы представители ГИБДД спокойно и не боясь правовых последствий осмотрели колонну грузовиков, следующих в сторону Будённовска – трагедии можно было бы избежать. Так во многих случаях: сотрудник предпочтёт использовать предоставленные ему законом права осмотреть транспортное средство лишь в крайнем случае – пока что на то есть очень немного возможностей.

А сколько сотрудников погибло или было ранено вследствие того, что применение оружия возможно лишь в случае явной угрозы, как прописано сейчас? Что такое явная угроза? Это момент, когда сотрудник увидел движение, показавшееся ему опасным? Момент, когда сотруднику показалось, что у подозреваемого в руках оружие? И какое оружие – огнестрельное или холодное? Или явная угроза – это уже момент выстрела или броска ножа? Что, применять можно лишь после того, как тебя убили или ранили?

А сколько раз правонарушители оставались безнаказанными лишь потому, что мы не имели право вскрыть автомобиль без кучи разрешительных бумаг? А разве неизвестны случаи, когда, например, безалаберная мамаша могла оставить ребёнка в закрытом автомобиле и забегаться в супермаркете? Представьте, как много времени нужно младенцу, чтобы в летнюю жару в закрытом автомобиле случилось непоправимое? Пока полицейский будет согласовывать да ожидать разрешения…

Разумеется, сотрудник и сейчас, увидев такое, автомобиль вскроет. На свой страх и риск. Но мне известны случаи, когда впоследствии приходилось оплачивать ремонт автомобиля по заявлениям тех же мамаш…

Ещё раз: о чём, собственно, речь?

Предлагается снятие с полицейских обязанности называть гражданам свою должность, звание и фамилию. Кроме того, сотруднику разрешается применить огнестрельное оружие против гражданина, если тот не только приблизится к полицейскому или коснётся его оружия, но и совершит иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции.

Дальше. Планируют разрешить полицейским без каких-либо дополнительных санкций входить в квартиры, в дома и на земельные участки для задержания людей, «скрывающихся с места совершения преступления или застигнутых во время его совершения».

Полицейских наделят правом оцеплять или блокировать любые территории по решению руководителей территориальных отделов МВД. Там сотрудники получат беспрепятственную возможность осматривать граждан и транспортные средства, а отказавшихся могут не впустить или не выпустить из оцепления.

Полиция также получит право вскрывать автомобили и другие транспортные средства для задержания фигурантов уголовных дел или проведения осмотра. Вскрыть автомобиль человека, на которого указали потерпевшие или очевидцы. При этом полицейский не несёт ответственность за вред, нанесённый автомобилю.

Существенно: после принятия закон позволит полицейским «не подлежать преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции», если эти действия осуществлялись согласно нормативным правовым актам. Этим самым, изменённым и поправленным.

Изменения закона

Из явных изменений Закона стала реформа из милиции в полицию. В связи с этим, в 2011 году проведена внеочередная переаттестация всех сотрудников внутренних дел. Сотрудники МВД, отказавшиеся от прохождения переаттестации либо её не сдавшие, были уволены с государственной службы. Также были активные попытки препятствовать продвижению закона в частности относительно переименования милиции, однако закон всё же был принят в первоначальном смысле и уже более четырёх лет новых нареканий относительно переименования не вызывает.

В 2015 году в Государственную Думу был внесён законопроект, вызвавший широкий резонанс.

Законопроект с одной стороны очень сильно урезает права обычных граждан, а с другой — предлагает наделить сотрудников правоохранительных органов значительными полномочиями.

Первое изменение — предложение исключить норму относительно того, что полиция должна обеспечить доверие граждан и общества к себе и заменить её на другую, суть которой заключается в том, что полиция опирается на поддержку граждан, то есть ввести так называемую «презумпцию доверия». Данный пункт правозащитники не одобряют по той причине, что уровень доверия в нашей стране к органам полиции находится на низком уровне, а вследствие принятия нормы возможно даже определённое наказание за невыявление доверия, из-за чего могут пострадать многие сознательные граждане.

Стороны же, продвигающие данный проект, наоборот утверждают, что полиция является представителем государства, поэтому поддержка граждан должна быть заложена изначально.

Изменения коснулись и применения оружия полицией. Предлагается разрешить открывать огонь в несовершеннолетних, женщин, инвалидов (на сегодня это запрещено). Исключение предлагается оставить только женщинам с явными признаками беременности.

Законопроект предлагает больше не предоставлять защиту гражданам, если те обращаются к сотрудникам полиции без предъявления документов.

Ещё одно резонансное нововведение, которое планируется ввести — это изменения правил досмотра граждан, личных вещей либо транспорта. Если сейчас сотрудник полиции правомочен проводить данную процедуру только при наличии конкретных данных о наличии состава правонарушения, то в будущем предлагается проводить досмотр и обыск уже при подозрении в правонарушении.

Хоть проект ещё не был рассмотрен, в случае принятия каждому гражданину следует ознакомиться с изменениями, чтобы не оказаться в неудобной ситуации.

Поскольку полиция является государственным правоохранительным органом, вследствие чего мы часто пересекаемся с ним в повседневной жизни, знание закона «О полиции» может пригодиться каждому.

Бывший зек: «Этого следовало ожидать»

А вот Кирилл Федотов, бывший заключённый, а ныне – бизнесмен, требовать анонимности не стал. Просто потому, что, по его словам, «терять уже нечего»:

– Полицейское государство. Таким Россия была почти всегда, и таким будет впредь. Чего следует ожидать от перемен в законе «О полиции»? Головокружения от успехов, как писал Сталин. Они же начнут шмалять по малейшему поводу, завалят города трупами. Я уверен: даже сейчас полицейского беспредела в России столько, что ни в одной другой стране представить невозможно. Разве что где-нибудь в Африке. А дальше будет хуже.

Вот они нам поют: в Америке, в Европе, везде жёстко. Так в этих странах разрешена самозащита с применением оружия! И этого оружия среди населения столько, что можно армии вооружать. И даже при этом в тех же Штатах постоянные скандалы: там молодого негра пристрелили, там пацанов расстреляли…

Какие такие в России могут быть причины для расширения полномочий полиции? Я считаю: только страх власти перед своим народом. Да ещё втюхивают нам: это для вашего же блага! Аж противно. Как же надо ненавидеть и презирать народ своей страны, чтобы закручивать его определённые места в тиски и при этом утверждать: это для тебя же делается! А народ радоваться должен и благодарить.

Работа полиции и отношения с населением

В законе указаны права и должностные обязанности работников полиции, страховка, степень ответственности и предоставление гарантий собственной безопасности. Указано, что контролировать деятельность полиции может как государство, так и общество.

Основная часть работы полиции заключается в соблюдении гражданских прав населения. Применение ограничения гражданских прав и свободы гражданина, допустимо в случаях, которые предусмотрены законодательством.

Применения силы, спецсредств или огнестрельного оружия работниками полиции, допускается в строго регламентированных ситуациях. В этих случаях сотрудники должны объяснить причины подобных действий, а также разъяснить гражданину его права.

Полномочия работников полиции достаточно широки. Начиная от проверки документов на улице и заканчивая изъятием транспорта, но все они имеют под собой законные основания.

  Сотрудникам органов внутренних дел категорически запрещается причинять физический или моральный вред человеку, унижать его достоинство.  

В их обязанности входит пресечение действий, носящих насильственный характер в отношении личности. Работники полиции обязаны предоставить для ознакомления материалы дела и документы, подтверждающие необходимость ограничения свободы и гражданских прав задержанного. Исключением могут быть отдельные случаи, указанные в законе.

Полицейские, при необходимости обращения к населению, обязаны представиться, назвав свою фамилию, должность, звание и предъявить подтверждающие документы. В ситуациях, когда граждане обращаются к полицейскому, он также обязан представиться, выслушать и оказать посильную помощь, не выходя за рамки своих полномочий, или же разъяснить гражданам, в каких компетентных органах им смогут помочь.

Запрещается разглашение или передача иным лицам, полученных в процессе работы, сведений о личной жизни граждан, если не было их добровольного согласия, кроме случаев, которые предусмотрены законодательством.

Действия полиции, ограничивающие права граждан, организаций или должностных лиц, осуществляются в строгом порядке и при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством.

Не допускается подстрекательство, склонение или принуждение граждан к совершению преступных действий сотрудниками полиции.

Сотрудник полиции не может ссылаться на приказы руководства или другие причины, в целях оправдания бездействия или невыполнения своих должностных обязанностей. Законность выполнения работы и принятых решений со стороны работников полиции, контролируется органами исполнительной власти на Федеральном уровне.

Работники органов внутренних дел обязаны стоять на защите прав населения, в независимости от пола граждан, расы, вероисповедания, национальных особенностей, места рождения и положения в обществе, уважать национальные традиции и культурные особенности.

Работа полиции должна быть направлена на достижение и улучшение межнациональных отношений.

Действующие сотрудники полиции, не могут принимать участие или поддерживать деятельность политических, общественных и религиозных организаций. Их действия должны быть беспристрастными, чтобы не нанести вред авторитету правоохранительных органов.

Таксист: «Они там совсем обезумели?»

Алексей, таксист, тоже не из пугливых, но фамилию просил не называть. Возможные нововведения считает очередным затягиванием гаек и пророчит взрыв народного негодования:

– Я с людьми постоянно разговариваю. Сейчас, конечно, поменьше стало, карантин, эпидемия. Вот мне и интересно: почему этот закон проталкивают именно во время самоизоляции? Протестовать не выйдешь, своё мнение только в интернете – а кто там его из власть имущих прочитает? Так бы я, вот честное слово, уже с плакатом у ГУВД стоял. И все наши парни тоже. А сейчас нельзя, задержат. А после этого закона, наверное, и вовсе застрелят.

Самое противное в этом проекте то, что его проталкивают «втихаря». Ну, объявите широкое обсуждение, по телевидению, в том же интернете. Это же к революции привести может! Вот пристрелит какой-нибудь новый шериф паренька ни за что – ждите бунта. Они там что, от страха перед народом совсем обезумели?

Получается как всегда. Может быть, и желают господа чего хорошего для народа, да вот объяснить толком свои благие намерения не могут. Как результат – кого ни спроси, ожидает только худшего. Тут наблюдал недавно в магазине: кассирша долго отсутствовала, других нет, перед кассой очередь. Когда появилась, из очереди, ясно, послышались возмущённые голоса. Один мужик, видимо, самый раздражённый, вовсе потребовал заведующую. Кассирша в лучших совковых традициях раскричалась, вызвали полицию. Ребятки явились через минуту, и мужика едва не задержали «до выяснения». Спасибо, очередь защитила. Пока что в очередь не стреляли…

Статья 5 Закон РФ о Полиции. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. 1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Публичная деятельность полиции

Работа полиции является общедоступной, исключением могут быть случаи, которые предусмотрены действующим Законодательством РФ и нарушающие права граждан. К таким случаям относятся:

  • уголовное и административное судопроизводство;
  • оперативно-розыскные мероприятия;
  • защита государственных тайн.

Граждане России имеют право получить информацию, которая затрагивает их права или относится к работе полиции, в установленном действующим законодательством порядке. За исключением той информации, которую нельзя обнародовать.

Информирование происходит с помощью средств массовой информации, интернета и отчетов, предоставляемых в законодательные органы государственной власти. Порядок и периодичность предоставления отчетов, а также лицо, уполномоченное их предоставлять, определяются руководящим составом Федерального органа власти.

С целью просвещения общественности работниками пресс-службы полиции проводятся пресс-конференции, рассылаются материалы, содержащие справочную информацию и статистические данные, предоставляются сведения, касающиеся работы, средствам массовой информации. При поступлении заявки от редакции в установленном законодательством порядке полиция проводит аккредитации журналистов, которые занимаются освещением работы полиции.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Какие обязанности имеются у полицейских?

Если человек планирует поступить на службу в МВД, то им в обязательном порядке изучаются обязанности и права сотрудника полиции. Только в этом случае он сможет легко справляться с поставленными задачами, заключающимися в поддержании правопорядка на закрепленной территории. При выходе на службу обязательно изучается полицейским следующая информация:

  • оперативная обстановка в регионе;
  • особенности поста;
  • места нахождения всех нарядов полиции и разных ЧОП;
  • приметы разных преступников;
  • основные сведения о разных автомобилях или ином имуществе, объявленном в розыск;
  • места, где существует высокая вероятность совершения преступлений разными правонарушителями;
  • информация о лицах, котяре были освобождены из тюрьмы досрочно, если они проживают в районе, который патрулируется работником МВД;
  • расположение разных важных объектов.

Как только полицейский заступает на место патрулирования, он обязан передать соответствующую информацию дежурному.