Федеральный закон «об оружии» от 13.12.1996 n 150-фз (ред. от 08.12.2020)

Краткое содержание закона

Структурно нормативный документ состоит из 32 статей без дробления на главы. По содержанию закон можно разделить на несколько смысловых положений:

  1. Виды.

Законодательно установлены следующие его типы:

  • гражданское;
  • служебное;
  • боевое ручное стрелковое;
  • холодное;

Особенностям каждого вида посвящены ст. 2-5.

  1. Требования к оружию, а также его типы, которые ограничены в обороте.

Ст. 6-7 содержат в себе перечень оснований, по которым оружие не может быть допущено к свободной продаже и хранению. В частности, сюда относятся огнестрельные его виды с более чем 10 патронами в барабане, имеющими мощность более 91 Дж (для гражданского применения). Кроме этого, сюда следует отнести оружие, обладающее свойствами радиоактивного и нервно-паралитического поражения.

  1. Вопросы лицензирования.

В соответствии с законом для приобретения некоторых видов спецсредств необходима лицензия. В ст. 9-9.1 и ст. 26 урегулированы вопросы, связанные с получением и прекращением ее действия.

Так, лицензию выдают соответствующие отделы в структуре МВД. Лица, желающие ее оформить, подают заявление и ряд документов, в числе которых (для граждан):

  • паспорт;
  • фотография 3×4;
  • медицинская справка;
  • справки от психиатра и нарколога;
  • свидетельство о прохождении соответствующих курсов;
  • охотничий билет (при необходимости).
  1. Лица, имеющие право на владение оружием.

Ст. 10-15 определяют их перечень. Ими могут быть:

  • граждане РФ;
  • военизированные организации;
  • юр. лица (ведущие особую деятельность);
  • иностранцы.
  1. Регулирование юридически значимых действий.

Вопросы, посвященные его ввозу, хранению, приобретению, производству, дарению, продаже и наследованию регулируются ст. 16-27 рассматриваемого закона.

  1. Иное.

Статья 28 закона посвящена контролю оборота оружия, а 29-32 определяют порядок вступления в силу нормативного акта, внесения в него изменений и т. п.

Суть ФЗ «Об оружии»

Более 20 лет назад Государственной думой Российской Федерации был принят основной нормативный акт, который, по своей сути, предоставил гражданам страны реальное право на самооборону. Это федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ. Данный правовой акт действует и по настоящее время.

Рассматриваемый закон регулирует отношения в сфере оборота различных видов оружия, патронов и боеприпасов. Этим нормативным актом дается определение соответствующему термину, а также приводится подробная классификация оружия в зависимости от сфер его применения. Также подробно отрегулирована процедура получения лицензии и иные вопросы, связанные с его владением.

С поправкой на систему

По информации «Известий», Госдума до конца весенней сессии примет законопроект «О внесении изменений в закон «Об оружии» и закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», авторами которого стали депутаты нижней палаты Сергей Неверов, Александр Хинштейн, Василий Пискарев и первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак. Однако сам документ, как выяснили «Известия», вступит в силу с 1 марта 2022 года.

Правительство дало положительный отзыв на законопроект, но предложило отложить срок его вступления в силу. Это связано «с необходимостью принятия подзаконных нормативных правовых актов и создания условий для межведомственного электронного взаимодействия», — говорится в отзыве кабмина, который имеется в распоряжении «Известий».

Стадия принятия

Фото: ТАСС/Дмитрий Рогулин

— Срок будет установлен с 1 марта следующего года. Это позволит окончательно синхронизировать между собой информационные системы, запустить их на полную мощность, так как закон не предусматривает альтернативы. То есть после того, как он заработает, автоматически все медосвидетельствования могут оформляться только в электронном виде, — рассказал «Известиям» один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

По его словам, авторы рассчитывают, что Госдума, понимая актуальность и значимость новых норм, оперативно примет законопроект.

Документ, который Госдума одобрила в первом чтении 26 мая, предлагает ввести в законодательство термин «медицинские противопоказания к владению оружием», наделить правительство полномочиями по определению перечня этих противопоказаний, а также установить обязательное медицинское освидетельствование граждан, которое должно проводиться государственными организациями.

Согласно новым нормам, по итогам обследования россиянам выдадут электронные медзаключения, а данные о них будут занесены в государственную информационную систему, оператором которой станет Росгвардия. Срок действия этого документа составит год со дня его получения. Как уточняют авторы, процедура медосвидетельствования будет проводиться за счет граждан.

Стадия принятия

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Также кабмин предложил предусмотреть механизм возврата гражданину оружия и разрешительных документов в случае, если в результате внеочередного медосвидетельствования у него не будет выявлено противопоказаний. Проведение экспертизы должно проводиться исключительно медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения, она должно включать в себя также психологическое тестирование.

Как сообщили «Известиям» в Госдуме, замечания кабмина ко второму чтению законопроекта, которое пройдет в июне, будут учтены.

Какие были внесены изменения?

Статья 1 ФЗ 150 описывает, что включает в себя понятие «оборот оружия».

Статья 6 ФЗ 150 устанавливает все виды изделий, оборот которых в качестве гражданского и служебного оружия по закону запрещен на территории Российской Федерации. Помимо этого обозначены виды, запрещенные для:

  • хранения и использования вне спортивных объектов;
  • перевозки и ношения в границах населенных пунктов;
  • использования в целях самообороны.

Также законом запрещены

  • Перевозка изделий;
  • Изменение устройства изделия путем установки на гражданское и служебное оружие так называемых глушителей и прицелов ночного видения;
  • Передача патронов лицам, официально не владеющим соответствующим изделием;
  • Уничтожение и порча предметов вооружения, имеющих культурную ценность.

Статья 26 ФЗ 150 предписывает порядок аннулирования лицензий на приобретение, а также разрешений на хранение и ношение оружия. Основаниями для подобных изменений могут выступать добровольный отказ, смерть собственника, ликвидация юридического лица, соответствующее судебное решение, аннулирование охотничьего билета, а также возникновение других предусмотренных законом обстоятельств.

В 2017 году в ФЗ 150 были внесены многочисленные изменения, в той или иной степени коснувшиеся следующих девяти статей закона: 5, 16, 17, 19, 20 и 24. В том числе в последней редакции, вступившей в силу 01.10.2017, изменения отразились в статьях № 9, 13 и 23.

Рассмотрим их подробнее:

  • Статья 9 ФЗ 150. Согласно последним изменениям в законе, отныне ограничение действия лицензии сроком в 6 месяцев со дня выдачи распространяется только на приобретение оружия и патронов, в то время как лицензия на экспонирование и коллекционирование не имеет ограничения по времени;
  • Статья 13.1 ФЗ 150. В целях ведения экспертно-криминалистического учета и обновления информационной базы Всероссийской коллекции пуль, гильз и патронов со следами оружия, из гражданского оружия с нарезным стволом с определенной периодичностью должен проводиться контрольный отстрел. Согласно последним изменениям, внесенным в статью 13.1 п.2 закона, организациям, предприятиям и учреждениям отныне необходимо осуществлять контрольный отстрел при продлении лицензии на хранение и использование раз в 15 лет, а не 5, как было раньше. Гражданам Российской Федерации согласно изменениям в законе, также предписано осуществлять отстрел один раз в 15 лет (ст. 13.1. п.6). Пункт 8 утратил силу.
  • Статья 23 ФЗ 150 была переименована и изложена в новой редакции. Название статьи стало более обобщающим: «Государственная пошлина, взимаемая за юридически значимые действия в сфере оборота оружия». К таковым относятся: выдача лицензии на приобретение, разрешение на хранение и (или) ношение, ввоз и вывоз из Российской Федерации и т.д. Согласно внесенным изменениями, размеры и порядок выплаты государственной пошлины определяются законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.

Скачать действующую редакцию ФЗ 150

Принимая решение о приобретении оружия, какова бы ни была цель его покупки, — охота, спортивные тренировки, защита частной собственности, здоровья и жизни, — необходимо понимать, что шаг этот сопряжен с высокой степенью ответственности. Изучение закона об оружии в последней редакции, учитывающей все внесенные в закон изменения, позволит последовательно и грамотно оформить необходимые для получения лицензии, разрешения и др. документы, а после — владеть изделием, не нарушая положений закона.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Существенные изменения, вносимые в закон в период его действия

Длительное время изменения, вносимые в рассматриваемый федеральный закон, не имели существенный характер, как-либо значительно меняющий основные его положения.

Значимым дополнением являлось принятие федерального закона от 31. 05.2010 № 111-ФЗ, которым устанавливался порядок приобретения и хранения спортивного оружия. Основным же новшеством являлось то, что оно стало классифицироваться в соответствии с дульной мощностью. Спортивный инвентарь, имеющий энергию менее 7,5 Дж, не подлежит регистрации в ОВД, что значительно упростило жизнь гражданам, занимающимся профессиональным и любительским спортом.

В последующие годы в данный нормативный акт вносились изменения, напротив, существенно ограничивающие право граждан на его приобретение и владение.

Так, федеральным законом от 19.07.2018 года № 219-ФЗ и рядом иных нормативных актов было установлено, что граждане обязаны пройти ряд обучающих курсов, в том числе и по оказанию первой медицинской помощи. Также законодательно предусмотрено тестирование владельцев оружия на наркотические и психотропные вещества. Проверку следует проходить 1 раз в год.

Все вышеперечисленные меры направлены на создание у граждан более ответственного отношения к владению специальными средствами в целом, а также на недопущение попадания их в руки лиц, которые могут его применить в противоправных целях.

Юрист Лаврентьев Александр Валерьевич.

Общая информация

Основная цель существования этого акта раскрыта в его преамбуле: обеспечение защиты жизни и здоровья людей, охраны общественной безопасности.

Чтобы достигнуть этой цели, законодатель подробно рассмотрел следующие вопросы:

  1. Оборот оружия и патронов.
  2. Их производство.
  3. Последующая реализация.

Действие нормативного акта распространяется и на служебное, и на гражданское оружие. Из закона можно почерпнуть информацию об основных видах используемого оружия, их особенностей.

Изначально в ФЗ содержалось только требование о том, чтобы для покупки оружия у гражданина была лицензия. Однако впоследствии эта норма была дополнена, и теперь лицензирование требуется и для производства, разработки и последующего хранения таких вещей.

На заметку! Купить оружие вправе как граждане России, так и иностранцы. А вот для юридических лиц предусматриваются ограничения, обзавестись собственным оружием могут только несколько фирм.

В акте четко оговорено, кто именно может стать владельцем оружия. В частности, закон предъявляется требования к возрасту и состоянию здоровья человека.

Согласно правовому акту, воспользоваться приобретенным оружием можно только в двух случаях:

  1. При наличии крайней необходимости.
  2. Для обеспечения обороны.

Последние новости об изменениях

В этом году законодательство претерпело существенные изменения. Смысл внесенных поправок заключается в следующем: теперь владельцы огнестрельного оружия с длинным стволом, вправе самостоятельно снаряжать к нему патроны. Проведение такого мероприятия возможно исключительно при выполнении двух условий:

  1. Наличие у человека разрешения на ружье.
  2. Снаряжать патроны можно только для последующего личного использования.

Человек, который впервые покупает данный вид оружия, обязан пройти специальное обучение, в ходе которого ему расскажут, как правильно самостоятельно безопасно снарядить патроны.

Исключение из этого правила действует только в отношении людей, которые проходят службу в госучреждениях.

Если человек не имеет разрешения, то ему не пропадут порох и капсюли. В обязанность продавцов теперь входит производить учет всех продаваемых ими материалов.

Изменений коснулись и правила хранения оружия. Теперь все сопутствующие материалы и само оружие должны храниться в сейфах. Ранее такое требование касалось только самого оружия, теперь там же нужно хранить порох и иные материалы.

Не все согласны

Во всех фракциях Госдумы, за исключением КПРФ, законопроект считают необходимым поддержать.

— Он направлен на более четкую работу механизма контроля по приобретению, использованию и хранению оружия

Нам важно, чтобы организации, которые проводят медобследования, делали их качественно и эффективно, именно поэтому они должны быть государственными, — пояснил «Известиям» первый зампред фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошев

Зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов рассказал, что либерал-демократы поддерживают новые нормы и ранее предлагали ряд мер, которые позволили бы не допустить таких трагических инцидентов, подобных тем, что произошли в Казани и Керчи.

— Безусловно, если есть противопоказания, то нельзя выдавать разрешения на приобретение, хранение и использование оружия. Наша принципиальная позиция, что человек, который получает оружие, должен пройти беседу с психологом и специальные тесты, чтобы можно было определить, склонен ли он к неадекватному поведению,— подчеркнул депутат.

Стадия принятия

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

Зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов завил «Известим», что партия готова поддержать и более жесткие нормы. А вот КПРФ отнеслась к инициативе критически.

— Наша позиция не голосовать за этот законопроект, потому что тут прослеживается тенденция к ужесточению владения оружием, но это не решение проблемы. В первую очередь государству нужно уделять больше внимания воспитанию и духовному взрослению молодежи. А эта инициатива — просто тушение поверхностного пламени, — пояснил «Известиям» депутат Госдумы от КПРФ Александр Ющенко.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев, напротив, считает предложенные законодателями нормы вполне оправданными

Однако, по его мнению, важно, чтобы контроль за выдачей справок был и в госучреждениях, которые также могут быть склонны к злоупотреблениям

Статья 3. Гражданское оружие

К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Ограничение емкости магазина (барабана) не распространяется на спортивное оружие, требования к составным частям которого определяются правилами видов спорта и (или) положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, принятыми общероссийскими спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по одному или нескольким видам спорта, связанным с использованием спортивного оружия. При использовании гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения должна быть исключена возможность выстрела из него патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия. Дульная энергия при выстреле из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения — 91 Дж. Гражданское оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.

Гражданское оружие подразделяется на:

1) оружие самообороны:

огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия;

огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия;

газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

2) спортивное оружие:

огнестрельное с нарезным стволом;

огнестрельное гладкоствольное;

холодное клинковое;

метательное;

пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

3) охотничье оружие:

огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом;

огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;

огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;

пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;

холодное клинковое;

охотничье метательное стрелковое оружие, не имеющее механизмов фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (лук) и сила дуги которого составляет более 27 кгс либо имеющее механизм фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (арбалет) и сила дуги (дуг) которого составляет более 43 кгс (далее — охотничье метательное стрелковое оружие);

4) сигнальное оружие;

5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации;

6) оружие, используемое в культурных и образовательных целях:

оружие, имеющее культурную ценность;

старинное (антикварное) оружие;

копии старинного (антикварного) оружия;

реплики старинного (антикварного) оружия;

списанное оружие.