Минтруд: бороться с коррупцией обязана каждая компания

Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

4.1. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее — органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

6.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования.

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации«.

Характеристика антикоррупционного закона в Республике Казахстан

На текущем этапе формирования антикоррупционного законодательства РК к процессу создания действующей системы привлекаются специалисты самых различных отраслей юриспруденции. Это повлекло множество изменений в порядке поступления граждан на государственную службу, изменило правовое положение госслужащих, требования к ним. Наложило и ограничения в их работе и социальной жизни.

Главные изменения пришлись на долю закона РК «О государственной службе». Правки внесены в статус служащих на политическом поприще, например, в ст.18-1 установлены правила ротации. Теперь в налоговой службе не могут работать лица, привлекавшиеся ранее по делу о коррупционных правонарушениях (п.6-3 ст. 4). Руководителя государственного уровня, принявшего на работу лицо, ранее уволенное за коррупцию, самого могут уволить с занимаемой должности (п.7-2 ст.27).

Особое внимание уделили и мерам по борьбе со взяточничеством. Наглядный пример — Указ Президента КР №793 от 22.04.2009 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохрани­тельной деятельности в Республике Казахстан»

В нем выражена необходимость внедрения кардинальных новшеств в антикоррупционные законы. Кроме того, Президент потребовал усовершенствовать и унифицировать подзаконные акты, касающиеся правоохранительных служб.

Был написан и принят закон РК «О правоохранительной службе», регулирующий общественные отношения, связанные с поступлением на правоохранительную службу, ее прохождением и прекращением, определением правового статуса, материального обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных органов»

С особым ударением на важности антикоррупционной борьбы. Это отлично видно по содержанию главы №2

Пункт 6.ст.6 гласит, что на службу в правоохранительные органы не могут поступить:

  • лица, отказавшиеся принимать ограничения, предписанные в законодательстве с целью предотвращения действий, которые могут спровоцировать их на использование своего статуса и авторитета в корыстных целях;
  • лица, которые за три года до поступления на службу привлекались к ответственности по делу о коррупции;
  • лица, на которых за год и менее перед поступлением на службу суд налагал взыскание за предумышленные противозаконные деяния;
  • лица, совершившие коррупционные преступления;
  • лица, ранее уволенные с работы за коррупцию.

Принятием закона от 29.12.2010 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной службы и борьбы с коррупцией» были закреплены правки антикоррупционной направленности.

https://youtube.com/watch?v=8S9FGA34PDU

Перед антикоррупционными ФЗ России, как и перед подобными им подзаконными актами, принятыми в РК, ставится только одна цель — предупредить возможность дачи/получения взятки должностному/должностным лицом, что способствует прозрачности гражданско-правовых отношений и становлению государственности.

Что нам известно о коррумпированности и взяточничестве

Историки утверждают, что уже законы Хаммурапи, жившего почти четыре тысячелетия назад, предусматривали особую статью, согласно которой взяточников сурово наказывали. Одна из литературно-юридических памяток (клинопись), упоминает о коррупции в управленческом аппарате древнего Вавилона. Массовые всплески ничем неприкрытого мздоимства зафиксированы в документах времен вавилонского пленения евреев в 597-538 гг.

Бороться с этим явлением можно только системно, так как оно нарушает порядок управления государством и подрывает авторитет управленческой верхушки. Нужен не только план, но и определенные действия государственных органов. Гражданские инициативы тоже не должны оставаться в стороне, обеспечивая гарантированный государством принцип равенства перед судом и законом.

Антикоррупционное законодательство — важный шаг противодействия

В этом плане принятие ФЗ от 25.12.2008г, за №273 «О противодействии коррупции» можно расценивать как необходимый шаг на пути к стабилизации отношений между обществом и власть имущими. Появляется логичный вопрос: «Зачем нужен подобный закон, если в действующем законодательстве РФ уже прописаны разные виды ответственности за взяточничество, коммерческий подкуп и злоупотребление властью?».

Конечно, все это так, но карательные функции не единственное, что обеспечивается государством, обязательно нужно уделить внимание профилактике и предупреждению взяточничества. И именно с этой целью был разработан и внедрен целый комплекс мероприятий, дающих возможность предотвратить даже саму мысль о коррупционном поведении, а также позволяющий выявлять и пресекать факты подобных действий

Вне зависимости от периодов и эпох, причины возникновения коррупции всегда едины, а связь ее с государственным аппаратом — неразрывна. Социологи и политологи не берутся судить о реальных шансах полностью победить коррупцию, однако они настаивают, что особые меры, принимаемые в области экономики, юриспруденции и организации управления государством, приведут к минимизации такого явления, как привычка просить и брать взятки. Равенство перед законом является гарантом честности гражданина, живущего в правовом государстве.

Характеристика антикоррупционного закона в Российской Федерации

Зачем нужны законы о противодействии коррупционным схемам? Рассматривая ФЗ «О противодействии коррупции», нужно заметить, что он является не столько нормативно-правовым, сколько программным документом. Благодаря ему выделены основные направления деятельности государственных органов, отвечающих за успешность борьбы с коррупцией. Указы и постановления, изданные на основе данного закона, устанавливают сферу применения антикоррупционной политики, выделяя, в первую очередь, направление служебных отношений. Кроме того, все официальные ожидания и результаты фиксируются, предоставляясь гражданам РФ в открытом доступе.

Только с этой позиции следует давать оценку необходимости и важности закона. Естественно, после его принятия последовала вполне ожидаемая критика, затрагивающая вопросы сложности реализации предписанных действий

Выступая как нормативные акты программного толка, комментируемые постановления требуют незамедлительного принятия ряда развивающих их положения документов. По сути, это акт, систематизирующий разные правовые нормы с целью борьбы со взяточничеством:

  • это первый шаг на пути формирования самодостаточной законодательной отрасли по противодействию коррупционерам;
  • определен ряд противоправных деяний, отраженных в законе в качестве коррупционных;
  • выделены формулировки определяющих понятий и принципов;
  • созданы подкрепляющие нормативные акты, доработка которых приведет к уменьшению рисков.

Комментируемый ФЗ в юридической практике РФ является актом прямого регулятивного действия, вовлекая в процесс и социум. В чем, собственно, и состоит его ценность. В документе четко прописаны запреты, ограничения, нормы ответственности и обязанности граждан, вне зависимости от их статуса, должности и заслуг. Закон применяется как на общегосударственном, так и на муниципальном уровне, являясь системообразующим звеном правовой основы противодействия коррупции.