5 видов спецсубъектов с соответствии со ст. 447 упк рф

Оглавление

Разные аспекты понимания спецсубъекта

На настоящий момент понимание спецсубъекта не считается в полной степени проработанным в уголовных законах.

Многие ученые расходятся во мнении и из-за этого будут выделены некоторое число теоретических основ по данному вопросу:

  1. Спецсубъект – гражданин с общими и специфическими признаками.
  2. Он считается личностью, которая имеет собственные особенные черты и описывается в диспозиции уголовного права.
  3. Данный гражданин представляется лицом с особенными характеристиками, из-за которых может пониматься, как субъект конкретного опасного действия.

При рассмотрении специального субъекта стоит учесть медицинский и юридический критерий. Он применяется в уголовном праве для того, чтобы разъяснить невменяемость совершенного действия.

Юридический критерий представляет собой оценку судом состояния человека. Медицинский критерий раскрывает главные причины подобного состояния. В качестве него может выступить заболевание, психическое расстройство, отставание в развитии. Однако не всегда данные признаки могут повлиять на уклонение от состава преступления. Судом признается факт невменяемости только в том случае, если он наступил в момент совершения преступления.

Законодательно формулируется специальная ответственность по отношению конкретных действий. Это обуславливается некоторым количеством признаков. В основном определенные злодеяния могут совершать только конкретные субъекты. Определенные действия достигают уровня тяжести для социума и вызывают применять строжайшее наказание только в том случае, когда они реализовываются человеком, который обладает критериями.

Таким образом, специальный субъект уголовного правонарушения представляется категорией, которая изучается и изменяется непрерывно из-за научного интереса, появляющегося у множества аналитиков.

Характерные черты спецсубъект аимеют вескую роль в период применения законов Уголовного кодекса РФ и иных нормативов. Именно в данных актах закрепляются понятия общего и специального субъекта противоправного действия.

К примеру, в 30 главе УК РФ закрепляются опасные действия для социума против госслужбы, властных органов и местного самоуправления. Субъектом такой преступности может быть только должностной работник. Кроме всего этого, в огромном числе ситуаций для того, чтобы установить определенное количество субъектов преступности, нужно применение положений нормативов не только уголовной и правовой направленности. Для понимания данной сферы можно проконсультироваться с адвокатом.

Значение субъекта преступления

Значение субъекта преступления заключается в следующем:

  • являясь элементом состава преступления, он входит воснование уголовной ответственности;
  • во многих случаях по признакам субъекта преступления осуществляется квалификация деяния, производится отграничение преступления от иных правонарушений и т. д.

Наряду с субъектом преступления в уголовном праве употребляется понятие «личность виновного» («личность преступника») (ст. 55, 60 УК РФ). Личность преступника — это личность человека, характеризующаяся относительно устойчивым искажением ценностно-нормативной системы и наличием индивидуальных психологических особенностей, выраженных в сознании и деятельности (преступлении). Данные о личности преступника имеют значение при назначении наказания, решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности и наказания.Субъект преступления изучается наукой уголовного права, а личность преступника — криминологией.

Формулировка ст. 19 УК РФ призвана положить конец спорам о возможности уголовной ответственности юридических лиц. Этот вопрос решен категорически в отрицательном смысле как в Уголовном, так и в Уголовно-исполнительном кодексах.

Невозможность применения уголовного наказания к юридическим лицам не означает их безответственности. Юридические лица несут имущественную ответственность за причиняемый вред, к ним могут быть применены определенные финансовые и административные санкции вплоть до ликвидации юридического лица (см. ст. 56, 61 ГК РФ). Однако эти санкции не являются наказанием, а их применение не требует установления вины юридического лица в смысле гл. 5 Уголовного кодекса. Возведение же правонарушений юридических лиц в ранг преступлений способно привести к безответственности физических лиц, виновных в конкретных преступлениях (хозяйственных, экологических и др.).

Спецсубъект

В УК РФ создалось понимание того, что специальный субъект преступления в уголовном праве представляет собой личность, которая располагает общими и специальными признаками тяжкого для социума поступка. Во всяком конкретном происшествии, такие субъекты наделены правовой ответственностью, а также получают наказание за осуществление противоправного поступка.

Признаки спецсубъекта отражаются в ст. 263, 275 УК РФ

Важно, что отсутствие характерных черт субъекта, которые предусматриваются определенной статьей, исключает уголовную ответственность по настоящей статье

В уголовном праве в качестве необходимого условия для использования санкций выступает возможность преступника осознавать свое поведение и руководить им.

Факультативные признаки спецсубъекта способны выражаться в нескольких значениях:

  1. Признаки состава по Конституции (статья 275 УК России).
  2. Признаки по классификации (часть 2, статья 150 УК России).
  3. Обстоятельства, которые смягчают или делают тяжелее санкции (пункт «м», статья 63 УК России).

Для того чтобы разобраться, что является данной категорией, необходимо посмотреть на нормативы. При их тщательном изучении видно, что конкретные правонарушения построены особым образом.

Нести ответственность за допущение преступных поступков может не каждый гражданин, а только тот, который располагает специализированными признаками.

Спецсубъект в уголовном праве стоит определить по следующим классификациям с определением статей:

  1. Гражданство человека (статья 275, 276 УК России).
  2. Демография (статья 131 УК России).
  3. Семейные и родственные отношения (статья 156, 157 УК России).
  4. Должность (статья 285, 290 УК России).
  5. Профессия (статья 124, 143 УК России).
  6. Отношение к службе в армии (статья 328, 331 УК России).

Стоит также сказать, что определение и виды спецсубъекта правонарушения – объединенные между собой подразделения. В правильном понимании данного научного тезиса скрываются принципы его систематизации специально на маленькие компоненты.

Понятие специального субъекта

В теории уголовного права нет единого мнения по поводу определения специального субъекта. Ю. В. Тарасова обобщает мнения специалистов по данному вопросу:

«Одни ученые специальным субъектом называют лицо, которому наряду с общими признаками субъекта присущи и дополнительные качества (B. C. Орлов, A. M. Лазарев, Г. Н. Борзенков). Другие говорят о специальном субъекте как о лице, которое обладает конкретными особенностями, указанными в диспозиции статьи (Н. С. Лейкина, Н. П. Грабовская, В. А. Владимиров, Г. А. Левицкий). Третьи понимают под специальным субъектом лиц, которые кроме необходимых признаков субъекта преступления (достижение определенного возраста, вменяемость) должны обладать еще особыми, обусловленными их деятельностью или характером возложенных на них обязанностей, признаками, в силу которых только они могут совершить данное преступление (Ш. С. Рашковская, Р. Орымбаев)».

С. А. Семёнов отмечает, что специфика преступления со специальным субъектом такова, что «вред общественному отношению (объекту преступления) наносится изнутри одним из субъектов правоотношения, являющимся одновременно и субъектом преступления».

Процессуальные моменты

Учреждения, лица, органы, приведенные в ч. 1 ст. 399 УПК РФ, должны быть уведомлены о времени, месте, дате заседания не менее чем за 2 недели до дня слушания.

На рассмотрение вопросов приглашается представитель исправительного учреждения либо уполномоченного органа, по представлению которого они разрешаются. Если вопрос связан с исполнение судебного решения в части заявленного в ходе судопроизводства гражданского иска, к заседанию могут быть привлечены гражданский ответчик и истец.

Если имеется ходатайство осужденного о его участии в слушании, суд, по ст. 399 УПК, обязан обеспечить его непосредственное присутствие или возможность высказать свое мнение с помощью видеоконференцсвязи. Вопрос о конкретной форме участия гражданина решает судья. Ходатайство об участии лица, отбывающего наказание, может заявляться одновременно с ходатайством о разрешении вопросов, связанных с выполнением судебных предписаний, указанных в приговоре, либо в течение 10 дней со дня получения уведомления о времени, дате, месте рассмотрения последнего.

Спецсубъект правонарушения

Согласно Уголовному Кодексу, спецсубъект в уголовном праве – это гражданин, который воздействует на объекты уголовного права и несет кару за соделанные злодеяния.

В составе преступного действия, субъект рассматривается не только в возрастной категории и адекватности поведения, но и признаками, которые отображают специфику покушения и обладают ответственностью за осуществление противоправного деяния.

Согласно УК РФ, понятие «криминальный субъект» связывается с дееспособностью. На психологическом уровне осознанность совершения поступков и управление своими действиями проявляется у человека не с самого рождения, а примерно с 16 лет.

К этому возрасту у него формируются критерии и опыт, возникает способность понимать характер своего поведения по отношению к обществу.

Каждое преступление рассматривается с точки зрения уголовно-правого закона. Они все наделены правовой ответственностью и получают наказание за осуществление проступка.

Признаки субъекта

Признаки специального субъекта отображены в ст. 263 и 275 Уголовного Кодекса РФ. Кроме общих признаков субъекта преступления, спецсубъекты по УПК РФ наделены дополнительными признаками для привлечения к уголовному наказанию за совершенное преступление.

Например, только судья может вынести приговор или за неоказание медицинской помощи нести ответственность может только медицинский работник. За совершение злодеяния наказание понесет специальный субъект.

Признаками считаются конкретные особенности нарушителя, которые выходят за рамки общих требований к субъектам иных преступных действий. Уголовно-правовое значение общих и специальных признаков спецсубъекта противоправного деяния неодинаково.

Если отсутствует хотя бы один из общих признаков, то вместе с тем отсутствует и состав преступления. Отсутствие этих признаков в одних случаях может полностью исключать уголовное наказание, в некоторых других изменится квалификация преступления.

В качестве необходимого условия в уголовном праве для назначения наказания выступает возможность лица осознавать и руководить своим поведением.

Признаки состава спецсубъекта могут выражаться в таких значениях:

  • по классификации (ч. 2, ст. 150 УК РФ);
  • по Конституции (ст. 275 УК РФ);
  • обстоятельства, смягчающие или утяжеляющие наказание (пункт «м», ст. 63 УК РФ).

При тщательном изучении нормативов можно понять, что конкретные нарушения построены особенным образом. За преступные поступки нести ответственность может не каждый субъект, а только то лицо, которое наделено специализированными признаками.

Кроме распространенных преступных действий, закон содержит составы преступлений, которые может совершить только узкий круг спецсубъектов. Например, некоторая категория военнослужащих может являться субъектом воинских преступлений.

Подчиненный может быть субъектом неисполнения приказа. Также не все военнослужащие могут быть субъектом преступлений против порядка, а только входящие в состав конкретного наряда.

Признаки спецсубъекта преступления в уголовном праве могут быть классифицированы таким образом:

  1. Государственное и правовое положение:
  • гражданин РФ (ст. 275);
  • лицо без гражданства и иностранный гражданин (ст. 276).

Родственные и семейные отношения: родители и дети (ст. 156, 157).
Особое положение гражданина по отношению к пострадавшему (ст. 125, 133).
Демографически фактор:

  • по возрасту – достигший совершеннолетия (ст. 150, 151);
  • по половому признаку – мужчина (ст. 131).

Отношение к военной обязанности:

  • военнообязанный и военнослужащий (ст. 331-352);
  • призывник (ст. 328).

Профессия:

  • врач;
  • медицинские работники (ст. 124, 128).

Должностное положение (ст. 137 – 139, 144, 145, 149, 285-286).
Должностное положение сотрудников, работающих в государственных структурах: судья, прокурор, дознаватель, следователь, (ст. 299–305, 310, 311).

Занимаемая должность:

  • командир воздушного судна (ст. 271);
  • капитан судна (ст. 270);
  • ответственный за тех. состояние ТС (ст. 266).

Другие обстоятельства: водитель (ст. 263).
Характер выполняемой работы:

  • работник метрополитена и железнодорожного, воздушного, водного транспорта, который связан эксплуатацией и ремонтом транспорта (ст. 263, 266);
  • лицо, которому была доверена государственная тайна на работе, службе или учебе (ст. 283, 284).

Характер обязанностей лиц по отношению к государству: переводчик, потерпевший, свидетель, эксперт (ст. 307, 308).
Особое положение гражданина, связанного с совершением преступного действия:

  • лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • применение к субъекту под арестом принудительных мер медицинского характера (ст. 313–314.1 УК РФ).

Анализ понятия спецсубъекта

Правоведы отмечают, что понятие специального субъекта проработано не до конца. Единое мнение сформировано только в отношении того, что специальный субъект – это личность, наделённая характерными особенностями наряду с общими признаками.

Важнейшей характеристикой любого субъекта преступления является его вменяемость

Следовательно, важно понимать различия между медицинскими и юридическими критериями невменяемости

Некоторые преступления, совершённые спецсубъектами, являются особо опасными для общества именно в силу наличия у их субъектов особых черт. В частности, получателем взятки может быть только сотрудник государственного органа. Его действия нарушают работу государственного органа, что является опасным для всей системы общественных ценностей.

Опасные действия для общества, совершённые должностным лицом, указаны в 30 статье УК РФ.

Волеизъявление потерпевшего

В 3 части ст. 21 УПК допускается игнорирование намерений жертвы преступления при реализации должностными лицами их полномочий по частно-публичному или публичному производству. Это предписание направлено на обеспечение защиты интересов субъектов, находящихся в зависимости от гражданина, причастного к деянию, а также неспособных по объективным причинам самостоятельно осуществлять принадлежащие им права. При этом полномочия должностных лиц реализуются указанным способом только в случаях, закрепленных 20 нормой (ч. 4). Ст. 21 УПК РФ содержит прямую ссылку на эту статью.

В 4 части предусмотрены случаи, когда причины и обстоятельства, закрепленные в законодательстве, реально препятствуют реализации лицом его прав. В таких случаях должностное лицо во исполнение законодательных положений обязано возбудить дело без заявления от потерпевшего.

Другой комментарий к статье 166 УПК РФ

1. Протокол следственного действия является процессуальным документом, служащим для фиксации хода и результатов производимого по уголовному делу следственного действия.

2. Протокол состоит из трех частей — вводной, описательной и завершающей. В вводной части протокола приводится его конкретное наименование, соответствующее выполняемому следственному действию, время и место составления протокола, данные об уголовном деле и лицах, осуществляющих действие и принимающих в нем участие, сведения о применяемых технических средствах и условиях их применения.

В описательной части протокола содержится детализированное изложение хода и результатов следственного действия.

В завершающей части протокола удостоверяется правильность его составления, наличие или отсутствие замечаний на протокол.

3. Ведение протоколов при производстве следственных действий является обязательным, даже если ожидаемые результаты в ходе следственного действия не получены. Невыполнение требования о составлении протокола в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания способно приводить к утрате или искажению полученных фактических данных и может расцениваться как нарушение закона, влекущее признание полученных доказательств недопустимыми (см. коммент. к ст. 75).

4. В комментируемой статье изложены общие правила составления протокола следственного действия. Они могут дополняться или конкретизироваться дополнительными правилами, устанавливаемыми законом для производства отдельных следственных действий. Об особенностях составления протоколов, отражающих специфику следственных действий, см. коммент. к ст. 180, 190.

5. Протоколы осмотра, освидетельствования, следственного эксперимента, выемки, обыска, предъявления для опознания, проверки показаний на месте и иных следственных действий, связанных с непосредственным восприятием следователем обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, являются доказательствами по делу (см. коммент. к ст. 83).

6. Фальсификация протоколов, являющихся доказательствами по уголовному делу, влечет уголовную ответственность согласно ст. 303 УК.

7. Участники следственного действия вправе делать замечания, подлежащие занесению в протокол, как в ходе производства, так и после окончания производства следственного действия.

8. Необходимость обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц в связи с участием потерпевшего и свидетеля в следственном действии определяется наличием данных об их преследовании с целью оказания на них психического воздействия посредством угрозы убийством, насилия, уничтожения принадлежащего им имущества, надругательства над родственниками и близкими. Принятие в отношении потерпевшего, его представителя, свидетеля мер безопасности может быть обусловлено также применением к ним физического воздействия, шантажа, попытками их подкупа и т.д. О понятии близких лиц, близких родственников и родственников см. п. 3, 4 и 37 ст. 5 УПК.

9. В случае вынесения следователем (при получении согласия прокурора) постановления с обоснованием решения не приводить в протоколе следственного действия данных о личности потерпевшего, его представителя или свидетеля псевдоним участника следственного действия определяется с учетом его мнения. Одновременно следователь лично и с помощью органов дознания обязан принять меры по предотвращению и нейтрализации негативного воздействия на участника следственного действия.

10. Разглашение сведений о мерах безопасности в отношении потерпевшего, его представителя, свидетеля, а равно в отношении их близких влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 311 УК.

11. Приложения к протоколу следственного действия должны быть удостоверены его участниками.

12. Нарушение правил процессуального оформления результатов следственного действия, в том числе их ненадлежащее удостоверение, влечет за собой признание протокола следственного действия утратившим доказательственное значение.

13. Об удостоверении факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия см. коммент. к ст. 167.

14. Протокол может быть изготовлен рукописным, машинописным или иным способом, обеспечивающим доступность восприятия его содержания.

15. Правила составления протокола следственного действия применяются также при составлении протоколов иных процессуальных действий следователя, таких, как разъяснение прав участникам уголовного процесса, объявление участникам процесса об окончании предварительного следствия и т.д.

Статья 166 УПК РФ. Протокол следственного действия

  1. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.
  2. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.
  3. В протоколе указываются:
    1) место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
    2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
    3) фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
  4. В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.
  5. В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.
  6. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.
  7. Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии.
  8. К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия, а также электронные носители информации, полученной или скопированной с других электронных носителей информации в ходе производства следственного действия.
  9. При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу. В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия руководителя следственного органа. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.
  10. Протокол должен также содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с настоящим Кодексом их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.

Текст статьи

1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:
1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия ;
3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
6) прокурора;
6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации ;
6.2) руководителя следственного органа ;
7) следователя;
8) адвоката ;
9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса ;
10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации .

2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.