Договор перевозки багажа

Оглавление

Особенности договора перевозки

  1. Перевозка грузов регулируется не только Гражданским кодексом, но и рядом специальных нормативно-правовых актов.
  2. По договору перевозки перевозчик обязуется принять груз у грузоотправителя, вовремя доставить его в оговоренный пункт назначения и выдать указанному грузополучателю.
  3. Заключение договорных отношений по перевозке груза подтверждается транспортной накладной.
  4. Во избежание споров сторонам рекомендуется составлять и единый документ под названием «договор перевозки».
  5. Перевозчик принимает на себя ответственность за сохранность груза после того как примет груз по транспортной накладной.
  6. Договором перевозки стороны могут предусмотреть запрет на  право перевозчика удерживать груз в целях обеспечения провозной платы.
  7. Исполнение обязанностей перевозчика по доставке груза подтверждается отметками грузополучателя в транспортной накладной. 

Договор транспортной экспедиции

В соответствии с п. 1 ст. 801 Гражданского Кодекса по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции является публичным договором, поскольку речь идет об экспедиционных услугах, оказываемых профессиональными коммерческими экспедиционными конторами, агентствами, другими предпринимательскими структурами, обязанными по характеру своей деятельности выполнять требования ст. 426 Гражданского Кодекса.

Договор транспортной экспедиции – вид договора, предназначение которого состоит в том, чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора — договора перевозки груза. Данный договор направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспорта.

Договор транспортной экспедиции может быть как консенсуальным, так и реальным. В случаях, когда экспедитор оказывает клиенту лишь услуги, носящие организационный характер, договор экспедиции является консенсуальным. Когда экспедитору предоставлено право заключать договор перевозки от своего имени и самостоятельно сдавать груз к перевозке, договор экспедиции является реальным. Как видно из содержания ст. 801 Гражданского Кодекса, договор транспортной экспедиции относится к возмездным и двусторонним договорам.

Сторонами в договоре транспортной экспедиции выступают экспедитор и клиент. Функции экспедитора выполняет специализированная экспедиционная контора, агентство, иная коммерческая организация, оказывающая подобные услуги. В настоящее время широкое распространение приобрело оказание экспедиционных услуг непосредственно перевозчиками, что не противоречит закону (п. 2 ст. 801 Гражданского Кодекса). В качестве клиента может быть любой субъект гражданского права, поскольку закон не предусматривает каких-либо ограничений на этот счет.

Предмет договора транспортной экспедиции составляет оказание экспедиционных услуг, которые подразделяются на юридические услуги и фактические услуги.

По договору транспортной экспедиции могут оказываться следующие юридические услуги:

  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • получение груза в пункте назначения и т.п.

Экспедиторами также оказываются следующие фактические услуги:

  • обеспечение отправки и получения груза;
  • проверка количества и состояния груза, предназначенного к перевозке;
  • производство погрузочно-разгрузочных работ;
  • хранение груза;
  • информирование грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе и т.п.

Если из договора не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, он вправе в соответствии со ст. 805 Гражданского Кодекса привлечь к их исполнению других лиц.

Основным правом экспедитора является право на получение вознаграждения за оказанные им услуги. Обязанности экспедитора определяются в договоре в соответствии со ст. 801 Гражданского Кодекса.

К числу прав клиента, возникающих до начала перевозки, относятся выбор вида транспорта, на котором будет перевозиться груз, и определение маршрута перевозки.

Обязанности клиента состоят в предоставлении экспедитору документов и другой информации о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иной информации, необходимой для исполнения экспедитором его обязанностей, и в уплате предусмотренного договором вознаграждения за оказанные экспедиционные услуги. Договором могут быть установлены и иные обязанности клиента.

Особенностью договора транспортной экспедиции как разновидности договора об оказании услуг является наличие у каждой из сторон права отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

Более конкретно отношения, возникающие из договора транспортной экспедиции, в настоящее время регулируются Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

показать содержание

Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Права пассажиров

Пассажир, приобретая билет на поездку, наделяется рядом прав, предусмотренным Уставом автомобильного транспорта, Уставом водного и морского транспорта и Воздушным кодексом РФ. Так, пассажир вправе:

  • провозить по своему билету без предоставления отдельного места детей в возрасте до 7 лет в городском или пригородном транспорте и в возрасте до 5 лет — в междугородном сообщении;
  • приобретать отдельные места для детей в возрасте до 12 лет за половину их стоимости;
  • перевозить багаж в багажном отделении за отдельную плату при условии, что багаж занимает не более 2 мест и не превышает по габаритам 180 см;
  • перевозить без оплаты одно место ручной клади, при условии, что габариты клади не превышают 120 см по ширине и высоте, а также одну пару зачехленных лыж, одни детские санки и одну детскую коляску

При продаже билета и приеме багажа перевозчик обязан сообщить пассажиру о нормах провоза багажа.

Договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа: понятие и характеристика

Понятие и виды договоров перевозки

Подробнее

За высадку безбилетного ребенка на улицу кондуктора лишат месячной зарплаты

Подробнее

Договор обычно заключается устно и подтверждается билетом и багажной квитанцией (п. 2 ст. 786). Но в ряде случаев обязателен письменный договор перевозки пассажиров и багажа. Об этом ниже. 

Форма билета утверждается транспортными уставами, кодексами и другими нормативными актами – в зависимости от вида транспорта. В частности:  

Вид транспорта

Нормативные акты, устанавливающие формы билета и маршрутной квитанции

Воздушный (самолет)

·       ст. 105 Воздушного кодекса РФ;

·       приказ Минтранса РФ «Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции… в гражданской авиации» от 29.01.2008 № 15;

·       приказ Минтранса РФ «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» от 08.11.2006 № 134.

Железнодорожный (поезд, электропоезд)

·       ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ;

·       приказ Минтранса РФ «Об утверждении форм перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, используемых при оказании услуг населению железнодорожным транспортом;

·       приказ Минтранса РФ «Об установлении электронных форм проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте» от 21.08.2012 № 322;

·       приказ Минтранса РФ «Об утверждении формы электронной багажной квитанции на железнодорожном транспорте» от 10.08.2017 № 295.

Автомобильный (автомобиль, маршрутное такси, автобус) и городской наземный электрический транспорт (трамвай, троллейбус)

·       ст. 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

·       Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586.

Внимание: невыдача билета или багажной квитанции, их неправильное составление или  утрата не являются основанием для признания договора перевозки незаключенным или недействительным. Стороны могут доказывать факт заключения договора любыми законными способами (п

5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.06.2018 № 26). 

Реальный или консенсуальный

Подробно о том, что такое реальный и консенсуальный договоры:

Реальный и консенсуальный договор — основные отличия

Подробнее

Договор перевозки пассажиров, в отличие от соглашения по доставке грузов, является консенсуальным.

Договор перевозки багажа считается реальным, т. к. признаётся  заключённым в момент непосредственной передачи багажа к транспортированию.

Стороны договора

В качестве сторон по договору перевозки пассажиров и багажа выступают перевозчик и пассажир. Пассажир в данном случае получает услугу, поэтому к отношениям, возникающим между сторонами, применяются положения не только гражданского и транспортного законодательства, но и закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1.

Предмет договора

Предмет договора — это оказание транспортной услуги по перевозке пассажира в конкретный назначенный пункт, а при сдаче пассажиром багажа — доставка указанных вещей в определённое место назначения с передачей указанному лицу (таким лицом может быть и сам пассажир, получающий свой багаж). Пассажир обязан оплатить предоставленные услуги (п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса РФ № 14-ФЗ).

Существенные условия договора

В большинстве случаев перевозка пассажиров и их багажа осуществляется транспортом общественного пользования, и соглашение о перевозке в таком случае носит публичный характер.

Приобретая билет, лицо таким образом присоединяется к указанному договору и соглашается со всеми его условиями (ст. 428 ГК РФ). Билет содержит все существенные условия договора, к которым, в зависимости от вида транспорта и выбранных параметров перевозки, можно отнести:

  • название, серию и номер билета;
  • название выдавшей билет организации;
  • вид транспорта, производящего перевозку;
  • цену билета;
  • дату и время отправления;
  • дату и время прибытия;
  • место в транспортном средстве;
  • время и дату продажи билета и т. д.

Дополнительные документы

  • Акт о морском протесте
  • Акт о приемке материалов
  • Акт о приемке материалов.

    Форма № м-7

  • Акт по

    обстоятельствам централизованного завоза (вывоза) груза автомобильным транспортом в морской

    порт

  • Акт сверки взаимных расчетов за транспортные перевозки
  • Ветеринарное

    свидетельство на мясные продукты при их отправке автомобильными дорогами, железнодорожными и

    водными путями сообщения

  • Ветеринарное свидетельство на сырые животные продукты при

    их отправке автомобильными дорогами, железнодорожными и водными путями

    сообщения

  • Годовой договор на перевозку грузов автомобильным

    транспортом

  • Заявка на перевозку грузов автомобильным транспортом (приложение к типовому

    годовому договору на перевозку грузов автомобильным транспортом)

  • Исковое заявление о

    взыскании ущерба, причиненного неправомерными действиями сотрудника милиции при

    задержании

  • Качественное удостоверение. Форма № 98
  • Образец.

    Товарно-транспортная накладная. Специализированная. Форма № 1т (торговля)

  • Образец.

    Товарный раздел на перевозку товаров в торговле. Форма № ттн

  • Образец.

    Учетная карточка выполнения установленных годовым договором объема централизованного завоза

    (вывоза) грузов и транспортно-экспедиционных операций и услуг

  • Образец. Акт

    контрольной проверки правильности погрузки продукции (товара)

  • Образец. Акт о простоях грузчиков и подъемно-транспортных средств (приложение к

    примерному договору на выполнение централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных

    станций и погрузочно-разгрузочных работ на этих перевозках)

  • Образец. Акт об

    обнаружении недостачи продукции (товара) при вскрытии вагона (контейнера, автофургона)

  • Образец. Акт об обнаружении несоответствия качества и комплектности продукции (товара)

    требованиям стандартов либо других документов, удостоверяющих качество при вскрытии вагона

    (контейнера, автофургона)

  • Образец. Годовой объем

    централизованного вывоза (завоза) грузов (приложение к примерному договору на выполнение

    централизованного вывоза (завоза) грузов со станций железных дорог и транспортно-экспедиционных услуг

    и операций)

  • Образец. Заявка на осуществление

    перевозки (приложение к договору на транспортное обслуживание)

  • Образец. Объем централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным

    транспортом автотранспортного предприятия с осуществлением транспортно-экспедиционного

    обслуживания заказчика

  • Образец. Объем централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом

    автотранспортного предприятия с осуществлением транспортно-экспедиционного обслуживания

    заказчика

  • Образец. Типовой договор (соглашение) на централизованный завоз

    (вывоз) грузов автомобильным транспортом в порты (на пристани) внутреннего водного транспорта

  • Отгрузочная

    спецификация

  • План

    перевозок грузов автомобильным транспортом (месячный)(приложение к типовому годовому договору на

    перевозку грузов автомобильным транспортом)

  • План перевозок грузов автомобильным транспортом (годовой) (приложение к

    типовому годовому договору на перевозку грузов автомобильным транспортом)

  • Протокол разногласий к договору

    перевозки

  • Протокол разногласий к договору перевозки
  • Сертификат

    веса

  • Список складов или пунктов приема и сдачи грузов (приложение к типовому годовому

    договору на централизованную перевозку грузов со станции железных дорог, портов (пристаней),

    аэропортов и на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорт

  • Типовой

    годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом

  • Типовой годовой договор

    на централизованную перевозку грузов со станции железных дорог, портов (пристаней), аэропортов и на

    станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты

  • Типовой договор на перевозку

    автотранспортными предприятиями или организациями зерна (сахарной свеклы), сдаваемого колхозами,

    совхозами и другими организациями государству

  • Типовой договор на централизованный завоз

    (вывоз) грузов автомобильным транспортом в морские порты

  • Товаросопроводительный

    документ

  • Упаковочный лист
  • Учетная карточка выполнения суточного объема

    ввоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в порты (на пристани) внутреннего водного

    транспорта

  • Учетная карточка выполнения суточного объема завоза (вывоза)

    грузов

Правовое регулирование перевозок

В правовом отношении перевозки регулирует Гражданский Кодекс, Воздушный кодекс, Кодекс внут­реннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.

Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:

  • перевоз­чик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароход­ство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение пере­возок;
  • грузоотправитель — физи­ческое или юридическое лицо;
  • грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.

Договор перевозки гру­зов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется та­рифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.

Статья 790. Провозная плата

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Что полезного записать в договор перевозки

Предмет договора

Перевозчик за плату перевозит груз заказчика — это предмет договора по ст. 785 ГК РФ. 

Подробности перевозки пишут здесь же, в предмете. Но можно согласовать время, транспорт, груз и маршрут в отдельном документе — заявке заказчика. Заявку делают письменно или устно — как принято в вашей организации.

Пример:

Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, адрес подачи транспорта под погрузку и разгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в устной или письменной заявке диспетчеру Перевозчика.

Транспортная накладная

При приёмке груза перевозчик заполняет транспортную накладную. Так нужно по ст. 8 Устава автомобильного транспорта.

Транспортную накладную делают в двух экземплярах, если отправитель и получатель одно лицо. Если груз посылают кому-то, экземпляра делают три: водителю, отправителю и получателю.

Кто грузит и разгружает

Погрузку и разгрузку делает тот, кому поручили договором. Запишите это условие.

Пример:

Перевозчик обязан своими силами организовать погрузку и выгрузку груза.

Транспортное средство

Машина перевозчика должна подходить для груза заказчика. К примеру, для тонны молока понадобится грузовик с рефрижератором. 

Отсюда правило — ориентироваться на груз заказчика из заявки.

Если транспорт не подходит, заказчик вправе отказаться. А перевозчик заплатит штраф. Так следует из ст. 791 ГК РФ.

Упаковка груза 

Отправитель пакует груз, чтобы он не повредился в пути и не испортил грузовик. Это требование из ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

За плохо упакованный и совсем без упаковки груз перевозчик не отвечает.

Если упаковка — дополнительная услуга перевозчика, это записывают в договор. Тогда перевозчик отвечает за целостность груза.

Пример:

Перевозчик оказывает Заказчику дополнительные к перевозке услуги по упаковке груза стоимостью 100 рублей за одну коробку.

Когда при погрузке видно, что мебель поломана или фрукты помяты, это записывают в накладную. Без такой записи считается, что груз приняли в полном порядке.

Срок доставки

Время приезда машины и срок перевозки пишут в заявке и транспортной накладной.

Без срока действует общее правило из ст. 14 Устава автомобильного транспорта:

  • 10 дней для перевозки по городу и в область,
  • 30 дней для доставки в другую страну.

Груз считается потерянным, если прошли сроки из закона или заявки. За потерю перевозчик платит заказчику компенсацию.

Цена и срок оплаты

Цену за перевозку и срок оплаты записывают в договор. Допуслуги наподобие упаковки и подъёма мебели на этаж считают отдельно.

Перевозчик обязан иметь прейскурант и показать его по просьбе заказчика. Это требование п. 8 Правил перевозки груза.

Объявленная ценность груза

По желанию сторон в накладную записывают объявленную ценность груза. Эту сумму перевозчик оплатит при утере груза. Цену перевозки можно установить в зависимости от объявленной ценности.

Объявленная ценность не должна быть выше реальной стоимости. Так сказано в п. 12 Правил перевозки.

Ответственность перевозчика

Перевозчик отвечает за сохранность груза и своевременность доставки. Отменить в договоре ответственность перевозчика нельзя. Такие пункты не сработают в суде — ст. 37 Устава автомобильного транспорта.

За сорванную перевозку перевозчик платит 20 % от оплаты, за опоздание — 5 %. Эти штрафы из ст. 34 Устава автомобильного транспорта. Но в договоре можно посчитать штраф по-другому.

Ответственность заказчика

Заказчик платит 20 % от оплаты, если передумал ехать и 5 %, если опоздал к погрузке. Штрафы из ст. 35 Устава автомобильного транспорта. В договоре можно написать другие.

Пример:

За простой ТС под погрузкой или разгрузкой по вине Заказчика, Заказчик платит Перевозчику 100 рублей за каждый час простоя.

Подсудность споров

Перевозчик и клиент могут оказаться в разных городах за тысячи километров. В этом случае принципиально где судиться, если что-то пойдёт не по плану.

По общему правилу судятся по месту жительства ответчика. 

Если стороны перевозки предприниматели, подсудность можно поменять. Обязательно запишите в договор, что иск подаётся в арбитражный суд своего региона. 

Статья актуальна на 28.01.2021

Порядок заключения договора перевозки

Заключение такого договора подтверж­дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или другого документа на груз, который предусмотрен соот­ветствующим транспортным кодексом или уставом.

Перевозочными документами считаются необходимые при перевозке грузов документы, оформленные в соответствии с установленными правилами. В случае воздушной перевозки соответствующий договор удостоверяется грузовой накладной. Ее форму устанавливает специально упол­номоченный орган в области гражданской авиации. Перевозка автомобильным и железнодорожным транспортом осуществляется на основании транспортной накладной, которая оформляется на весь маршрут следования груза. После приема груза для перевозки морским транспортом по требованию отправителя перевозчик должен выдать ему коносамент.

Основанием заключения договора перевозки являются предпосылки организационного характера. К таким предпосылкам относятся: заказы грузоотправителей; договоры об организации перевозок (навигационные, годовые и другие); админист­ративно-плановые акты, предусмотренные законом.

Что нужно проверить грузополучателю при получении груза?

Выше мы говорили только о правах и обязанностях грузоотправителя и перевозчика, но в договорных отношениях при перевозке грузов принимает участие и третье лицо – грузополучатель. Именно он подтверждает, что перевозчик выполнил свои обязанности по договору перевозки, т.е. доставил груз вовремя, в целости и сохранности. Грузополучатель принимает груз у перевозчика на основании транспортной накладной, путевого листа и сопроводительной ведомости (при контейнерных перевозках).

Если перевозчик не представит грузополучателю транспортную накладную, то груз принимать не рекомендуется, т.к. отсутствие транспортной накладной говорит о ненадлежащем оформлении договора перевозки. В этом случае привлечь к ответственности грузоотправителя (например, по договору поставки) или перевозчика будет затруднительно даже в судебном порядке.

Если же с документами все в порядке, то грузополучатель должен в присутствии перевозчика указать в транспортной накладной:

  • фактическое время и дата подачи транспорта под выгрузку;
  • наличие и сохранность пломб;
  • вес доставленного груза и количество грузовых мест;
  • состояние груза, упаковки, тары.

При возникновении разногласий между грузополучателем и перевозчиком при приемке груза, необходимо составить соответствующий акт, о чем сделать отметку в транспортной накладной. Для определения размера недостачи или степени повреждения груза могут быть привлечены независимые эксперты, о чем обязательно должен быть поставлен в известность перевозчик.

Методология учета

Выделим основные объекты бухгалтерского учета фрахтования ТС:

  • предоставление вместимости транспортного средства фрахтователю для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
  • получение доходов, связанных с оказанием данных услуг фрахтователю;
  • несение затрат на содержание, ремонт и техническое обслуживание ТС, включая расходы на приобретение ГСМ, уплату сборов за право проезда, транспортный налог.

Итак, транспортное средство находится в собственности фрахтовщика и не передается в собственность фрахтователя. Предоставляется лишь во временное пользование вместимость (ее часть) грузового и (или) пассажирского автотранспорта, причем происходит это фактически с оказанием услуг по управлению и технической эксплуатации, тем самым фрахтование с экономической точки зрения аналогично предоставлению ТС в аренду с экипажем. Если с этим согласиться, то нужно вспомнить, что большинство обязательств ложатся на арендодателя (фрахтовщика). Он же получает основные доходы от использования ТС. За фрахтование в течение непродолжительного периода времени фрахтователь не получит основных экономических выгод от использования автотранспорта. Для получения выгоды нужно как минимум эксплуатировать автомобиль годами, а это уже другие взаимоотношения — лизинговые. Поэтому в нашей ситуации актив отражается на балансе фрахтователя (арендодателя) в составе ОС согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Возникает вопрос: нужно ли отражать стоимость ТС в обычном порядке, то есть на счете 01 «Основные средства», или же для этого нужно использовать счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности»? Согласно Инструкции по применению Плана счетов на последнем названном счете обобщается информация о вложениях организации в часть имущества (материальные ценности), предоставляемую организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. В случае с фрахтованием предоставляется вместимость ТС, а не сам актив. Хотя это правовые нюансы, в сущности же, предоставляется автомобиль для перевозки грузов, пассажиров, багажа, детей. И опять же исходя из экономического содержания ТС не просто предоставляется во временное владение и пользование, а на нем еще оказываются транспортные услуги. Все это говорит в пользу того, что ТС в учете фрахтователя отражается как обычное ОС, а не как доходные вложения в материальные ценности.

Перейдем к отражению доходов и расходов, полученных и понесенных в результате предоставления ТС для перевозки по договору фрахтования. Нужно ли в учете и отчетности обособлять данные доходы и расходы от аналогичных показателей, связанных с традиционными перевозками пассажиров и грузов? С одной стороны, в этом может возникнуть необходимость, если транспортное предприятие является многопрофильным и работает в разных направлениях. С другой стороны, в Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте не выделены доходы, полученные от предоставления ТС по договору фрахтования. В качестве выручки поименованы доходы, полученные от перевозок пассажиров, грузов в легковых и (или) грузовых таксомоторах, предоставления легковых автомобилей для обслуживания предприятий и организаций, сдачи имущества в аренду и т.д. В силу такого разделения доходы, полученные от фрахтования ТС, логично считать выручкой, полученной от перевозок грузов, пассажиров и багажа. Соответственно, в таком же качестве их следует отражать в финансовой отчетности, а точнее, в отчете о финансовых результатах, в котором отражаются совокупная стоимость и себестоимость, формирующие валовую прибыль (см. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н)

При желании бухгалтер может детализировать доходы и расходы по направлениям деятельности, если сочтет, что это важно для оценки финансовых результатов работы транспортной компании

<3> Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Статья 791. Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза

1. Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

2. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

3. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

При каких случаях договор перевозки оформляется с помощью коносамента

Договор перевозки оформляется с помощью коносамента при внутренних и международных перевозках морским видом транспорта.

Коносамент, будучи по своей правовой природе ценной бумагой, имеет стандартную форму, установленную международной практикой. Порядок оформления и выдачи коносамента регулируется следующими документами:

  • ГК РФ;
  • Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ);
  • Международной конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся коносамента, от 25.08.1924;
  • Конвенцией ООН о морской перевозке грузов от 30.03.1978;
  • Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс). 

Коносамент содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, портах погрузки и выгрузки, перевозимом имуществе, времени и месте оформления документа и другие данные. 

ВАЖНО! При возникновении у перевозчика убытков вследствие некорректности указанных в коносаменте сведений отправитель груза обязан их возместить (п. 2 ст. 142 КТМ РФ). 

Выделяются следующие виды коносамента:

  • именной (на конкретного получателя);
  • ордерный (по приказу отправителя или получателя);
  • предъявительский (который в простой форме вручается отправителю).

Таким образом, заключение договора перевозки подтверждается перевозочными документами (транспортная накладная, коносамент). Помимо удостоверительной функции, данные документы также позволяют их владельцу распоряжаться транспортируемым грузом. 

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.