Оглавление
Администратор
Код администратора (1 — 3 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления.
Администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.
Закрепление доходов бюджетов Российской Федерации за администраторами поступлений в бюджет осуществляется в следующем порядке. Назначение органов государственной власти Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и приложением 11 к настоящим Указаниям. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации закрепляют источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов за администраторами соответствующего уровня, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством Российской Федерации и приложением 11 к настоящим Указаниям. Органы местного самоуправления закрепляют источники доходов бюджетов муниципальных образований за администраторами соответствующего уровня, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения преемственности кодов администраторов поступлений в бюджет органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов используют коды бюджетной классификации в следующем порядке:
по доходам, администрируемым органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в части доходов федерального бюджета), органами управления государственных внебюджетных фондов, Центральным банком Российской Федерации, используются коды классификации доходов в соответствии с приложением 11 к настоящим Указаниям. Коды администраторов поступлений в федеральный бюджет — органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут совпадать с кодами администраторов поступлений в федеральный бюджет, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
по доходам, администрируемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, созданными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, используются коды бюджетной классификации с применением кодов администраторов, установленных, соответственно, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать коды администраторов, совпадающие с кодами администраторов поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать коды администраторов, совпадающие с кодами администраторов поступлений в местные бюджеты, установленными вышестоящими органами власти и управления.
Бюджетное устройство
Бюджетное устройство — это принципы, определяющие организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, состав и структуру бюджетов, формирование и использование бюджетных средств и т.д.
Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы.
Согласно ст. 25 БК РФ бюджетная система РФ основана на следующих принципах:
- Принцип единства — единство правовой базы денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведение бухгалтерского учета;
- Принцип разграничения доходов и расходов — означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
- Принцип самостоятельности бюджета: а) наличие собственных источников доходов всех уровней; самостоятельное; б) самостоятельное распределение расходов бюджетов; в) определение источников финансирования дефицита бюджетов; г) осуществление бюджетного процесса на каждом уровне и т.д.
- Принцип полноты отражения доходов и расходов — все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;
- Принцип сбалансированности бюджета — объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета, то есть дефицит должен быть минимальным;
- Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств — соответствие бюджетов должно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата;
- Принцип общего покрытия расходов — все расходы бюджета должны быть покрыты за счет доходов и поступлений;
- Принцип гласности — обязательное опубликование в печати, полнота информации в СМИ, открытие для общества, кроме секретных статей, утверждаемых в составе федерального бюджета;
- Принцип достоверности бюджета — надежность показателей прогноза социально-экономического развития территорий и реальность расчетов доходов и расходов;
- Принцип адресности и целевого характера — бюджетные средства выделяются конкретно получателю. Нарушение адресности и направлений является нарушением бюджетного законодательства РФ.
Обучение трейдингу в Академии Masterforex-V
Для понимания логики финансового рынка и получения стабильного заработка на нем необходимы теоретические и практические навыки. Академия Masterforex-V обеспечивает качественное обучение трейдингу.
Ознакомьтесь с рядом авторских работам в открытом доступе:
- ;
- Торговая стратегия Билла Вильямса или как за год увеличить торговый депозит в 20 раз?
- Masterforex-V: Точки безошибочного для трейдера открытия сделок по форексу;
- Чарльз Доу: теория теханализа и ноу-хау Masterforex-V;
- Беспроигрышные счета трейдеров Masterforex-V и их стратегии.
Кликните на ссылку снизу и начните свое обучение прямо сейчас!
Статья 41. Виды доходов бюджетов
1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан;
- иные неналоговые доходы.
4. К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.
Виды доходов
Текущие доходы бывают налоговыми и неналоговыми, как было сказано выше.
Налоговые
Налоговые доходы строятся при помощи установленной государственным аппаратом налоговой системы сбора. На основании недавней корректировки кодекса доходов от бюджетных средств, они строятся при помощи налоговых, неналоговых и безвозмездных начислений. Государственный бюджет РФ состоит на 84% из начислений от налогов, на 7% — от не налогов, а оставшиеся 9% составляют доход от фондов, основанных государственным аппаратом.
Доход представляет собой:
- налог на полученный доход;
- подоходный налог;
- налог на имущественную собственность;
- налог использование личного автомобиля;
- удержанные суммы из заработной платы;
- налог за использование природными резервами;
- налог за регистрацию имущества и т.д.
Налоговая система представляется основой финансирования политики страны. Величина налоговых отчислений устанавливается законодательством, а при уклонении от уплаты налогов существуют способы уголовного пресечения.
Налоговая система состоит из прямых и косвенных налогов. На рабочую деятельность любого предприятия или организации в стране назначаются прямые налоги. Сюда относятся подоходный налог, прибыльный налог и т.д. Косвенные налоги составляют практически 70% всего дохода государственного бюджета. Именно этот вид налогов влияет на образование цены на тот или иной товар или услугу, и его дальнейшее использование. Такими налогами являются налог на добавочную стоимость, различные транспортные сборы, государственные пошлины.
Неналоговые
Неналоговые доходы представляют собой платежи административного характера, имущественный доход от государственных строений, штрафы.
Иные доходы
К иным доходам относятся займы государства, которые реализуются при помощи использования акций, облигаций и других ценностей.
Также существуют еще федеральные, региональные и местные налоги, которые назначаются в субъектах страны.
Госбюджет по странам мира
№ | Государство | Национальная валюта (Тикер) | ЦБ | Доходы ($ млрд.) | Расходы ($ млрд.) | Дефицит или профицит (%, 2017 год) |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Австрия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 197,8 | 201,9 | -2,07 |
2 | Бельгия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 249,7 | 260 | -4,12 |
3 | Беларусь | Белорусский рубль (BYN) | НББ | 22,8 | 22,54 | +1,2 |
4 | Болгария | Болгарский лев (BGN) | БНБ | 19,53 | 20,31 | -3,99 |
5 | Великобритания | фунт стерлингов (GBP) | Банк Англии | 1077 | 1120 | -3,99 |
6 | Венгрия | Венгерский форинт () | НБ Венгрии | 63,63 | 66,96 | -5,23 |
7 | Германия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 1598 | 1573 | +1,57 |
8 | Греция | Евро (EUR) | ЕЦБ | 95,36 | 98,08 | -2,85 |
9 | Дания | Датская крона (DKK) | НБ Дании | 173,5 | 175,5 | -1,15 |
10 | Эстония | Евро (EUR) | ЕЦБ | 9,77 | 9,89 | -1,22 |
11 | Ирландия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 85,41 | 87,22 | -2,11 |
12 | Испания | Евро (EUR) | ЕЦБ | 492,4 | 535,9 | -8,83 |
13 | Италия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 884,5 | 927,8 | -4,89 |
14 | Исландия | Исландская крона (ISK) | ЦБ Исландии | 9,96 | 9,73 | +2,31 |
15 | Кипр | Евро (EUR) | ЕЦБ | 7,67 | 7,87 | -2,60 |
16 | Латвия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 10,13 | 10,43 | -2,96 |
17 | Литва | Евро (EUR) | ЕЦБ | 21,18 | 21,63 | -2,12 |
18 | Люксембург | Евро (EUR) | ЕЦБ | 27,6 | 27,38 | +0,8 |
19 | Мальта | Евро (EUR) | ЕЦБ | 4,29 | 4,35 | -1,39 |
20 | Молдова | Молдавский лей () | НБ Молдовы | 2,79 | 3,02 | -8,24 |
21 | Нидерланды | Евро (EUR) | ЕЦБ | 344,8 | 340,2 | +1,34 |
22 | Норвегия | Норвежская крона (NOK) | Норвежский банк | 214,3 | 198 | +7,61 |
23 | Португалия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 92,99 | 96,83 | -4,12 |
24 | Польша | Злотый (PLN) | НБ Польши | 90,8 | 102,2 | -12,55 |
25 | Румыния | Румынский лей () | НБ Румынии | 58,5 | 65,54 | -12,03 |
26 | Россия | Российский рубль (RUB) | Банк России | 253,9 | 287,5 | -13,23 |
27 | Словакия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 37,09 | 38,52 | -3,85 |
28 | Словения | Евро (EUR) | ЕЦБ | 20,2 | 20,97 | -3,46 |
29 | Украина | Гривна (UAH) | НБУ | 35,6 | 38,91 | -9,29 |
30 | Финляндия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 136,8 | 140,7 | -2,85 |
31 | Франция | Евро (EUR) | ЕЦБ | 1334 | 1412 | -5,84 |
32 | Черногория | Евро (EUR) | ЕЦБ | 1,62 | 1,95 | -20,37 |
33 | Чехия | Чешская крона (CZK) | НБ Чехии | 83,62 | 83,93 | -0,37 |
34 | Хорватия | Хорватская куна (HRK) | Хорватский НБ | 25,79 | 26,92 | -4,38 |
35 | Швеция | Шведская крона (SEK) | Банк Швеции | 274,8 | 269,9 | +1,79 |
36 | Швейцария | Швейцарский франк (CHF) | НБ Швейцарии | 223,5 | 222,1 | +1,08 |
Океания | ||||||
37 | Австралия | Австралийский доллар (AUD) | РБ Австралии | 461 | 484,9 | -5,18 |
38 | Новая Зеландия | Новозеландский доллар (NZD) | РБ НЗ | 73,2 | 71,9 | +1,78 |
Азия | ||||||
39 | Азербайджан | Азербайджанский манат () | ЦБ АР | 9,85 | 10,4 | -5,58 |
40 | Армения | Армянский драм (AMD) | ЦБ Армении | 2,53 | 2,91 | -15,01 |
41 | Вьетнам | Вьетнамский донг (VND) | ГБ Вьетнама | 54,59 | 69,37 | -27,07 |
42 | Гонконг | Гонконгский доллар (HKD) | КДУГ | 66,19 | 62,86 | +5,04 |
43 | Грузия | Лари () | НБ Грузии | 4,26 | 4,85 | -13,84 |
44 | Израиль | Шекель (ILS) | Банк Израиля | 92,82 | 102,1 | -9,99 |
45 | Индия | Индийская рупия (INR) | РБ Индии | 544,4 | 725,0 | -33,17 |
46 | Индонезия | Индонезийская рупия (IDR) | Банк Индонезии | 130,6 | 154,8 | -18,52 |
47 | Ирак | Иракский динар (IQD) | ЦБ Ирака | 63,97 | 76,35 | -19,35 |
48 | Иран | Иранский риал (IRR) | ЦБ Ирана | 77,22 | 86,26 | -11,70 |
49 | Казахстан | Тенге () | НБ РК | 34,13 | 37,89 | -11,01 |
50 | Киргизия | Сом (KGS) | НБ КР | 2,05 | 2,3 | -12,19 |
51 | Китай | Китайский юань (CNY) | НБ КНР | 3312 | 3787 | -14,34 |
52 | Кувейт | Кувейтский динар (KWD) | ЦБ Кувейта | 52,87 | 61,39 | -16,11 |
53 | Малайзия | Малайзийский ринггит (MYR) | БНМ | 51,23 | 60,26 | -17,62 |
54 | ОАЭ | Дирхам ОАЭ () | ЦБ ОАЭ | 83,44 | 112,4 | -34,70 |
55 | Пакистан | Пакистанская рупия (PKR) | ГБ Пакистана | 45,64 | 59,28 | -29,88 |
56 | Республика Корея | Южнокорейская вона (KRW) | Банк Кореи | 351,6 | 338 | +3,87 |
57 | Саудовская Аравия | Саудовский риял (SAR) | АДО СА | 260 | 294,9 | -13,42 |
58 | Сингапур | Сингапурский доллар (SGD) | ДКУС | 53,4 | 56,49 | -5,78 |
59 | Таджикистан | Сомони (TJS) | НБ Таджикистана | 2,21 | 2,31 | -4,52 |
60 | Таиланд | Тайский бат (THB) | Банк Таиланда | 82,00 | 107,00 | -30,48 |
61 | Туркмения | Новый туркменский манат (TMT) | ЦБ Туркмении | 4,43 | 4,7 | -6,09 |
62 | Турция | Турецкая лира (TRY) | ЦБ ТР | 173,9 | 190,4 | -9,48 |
63 | Узбекистан | Узбекский сум (UZS) | ЦБ РУ | 20,11 | 19,92 | +0,95 |
64 | Филиппины | Филиппинское песо (PHP) | ЦБ Филиппин | 44,74 | 53,55 | -19,69 |
65 | Шри-Ланка | Шри-ланкийская рупия (LKR) | ЦБ ШЛ | 12,64 | 16,66 | -31,80 |
66 | Япония | Японская йена (JPY) | Банк Японии | 1678 | 1888 | -12,51 |
Северная Америка | ||||||
67 | Доминиканская Республика | Доминиканское песо (DOP) | ЦБ ДР | 11,18 | 12,77 | -14,22 |
68 | Канада | Канадский доллар (CAD) | Банк Канады | 623,7 | 657,4 | -5,40 |
69 | Куба | Кубинское песо (CUP) | ЦБ Кубы | 52,36 | 60,57 | -15,67 |
70 | Мексика | Мексиканское песо (MXN) | Банк Мексики | 292,8 | 314,9 | -7,54 |
71 | Панама | Бальбоа (PAB) | НБ Панамы | 12,6 | 13,56 | -7,61 |
72 | США | Доллар США (USD) | ФРС | 6028 | 6807 | -12,92 |
Южная Америка | ||||||
73 | Аргентина | Аргентинское песо (ARS) | ЦБ АР | 123,3 | 161,1 | -30,65 |
74 | Бразилия | Бразильский реал (BRL) | ЦБ Бразилии | 618,8 | 779,5 | -25,96 |
75 | Чили | Чилийское песо (CLP) | ЦБ Чили | 56,73 | 64,89 | -14,38 |
Африка | ||||||
76 | Алжир | Алжирский динар (DZD) | Банк Алжира | 52,08 | 70,74 | -35,82 |
77 | Египет | Египетский фунт (EGP) | ЦБ Египта | 35,54 | 55,09 | -55,00 |
78 | Марокко | Марокканский дирхам (MAD) | Банк Марокко | 26,63 | 30,71 | -15,32 |
79 | Нигерия | Найра (NGN) | ЦБ Нигерии | 13,97 | 22,15 | -58,55 |
80 | Тунис | Тунисский динар (TND) | ЦБ Туниса | 9,39 | 11,61 | -23,64 |
81 | ЮАР | Рэнд (ZAR) | ЮАРБ | 92,38 | 103,3 | -11,82 |
Распределение средств бюджетов разных уровней
Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.
При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти
Расходование городского бюджета
Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).
Распоряжение городским бюджетом
Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.
Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.
Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.
Функции
Главные функции государственного бюджета представляют собой:
- контроль и ограничения действий основных органов правительства;
- осуществление управления денежных средств внутри государственного аппарата и укрепление финансовых связей центральной и региональных частей страны;
- определение экономико-политического направления деятельности государственного аппарата;
- предоставление проверенных данных о решениях правительственных органов остальным членам экономико-государственной сферы.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый источник государства, который представляет собой обязательную часть для эффективного существования и деятельности всего государства. При помощи денежных средств из бюджета правительство выплачивает компенсации по имеющимся обязательствам, финансирует разнообразные государственные программы и мероприятия, а также занимается созданием государственных резервов.
Государственный бюджет имеет огромное экономическое значение для страны. Он может выявить итоговый спрос, касающийся потребителей. Это характеризуется тем, что размер бюджета в основном зависит от доходов граждан страны. Денежные средства, использованные из казны, позволяют выполнять принятые на государственном уровне заказы и закупать больше необходимых товаров и материалов. Сумма финансовых средств, проходящих через систему государственного бюджета, влияет на важные для страны экономические данные, такие как:
- объем производимых продуктов;
- инвестиции, реализуемые на уровне государственного аппарата;
- число безработного населения;
- сумма денежного притока;
- курс валют;
- ставки, предоставляемые Национальным банком страны;
- величина государственного долгового обязательства на внешнем и внутреннем уровне;
- инфляционный показатель.
Данные финансово-экономические показатели имеют тесную связь друг с другом, поэтому при отрицательном развитии хотя бы одного из них, стремительно ухудшается состояние остальных.
К примеру, государственный бюджет уменьшается посредством сокращения предоставления денежных средств от определенной государственной системы. При таком раскладе проблема задержки зарплаты решаема только при сокращении некоторого числа сотрудников, что, впоследствии, приведет к повышению уровня безработного населения и увеличению денежных выплат, реализуемых социальными органами для безработных.
Иным примером может служить решение правительства сократить величину внутреннего долга государства, применяя не государственные деньги, а выпустив дополнительное количество денежных банкнот. Будет зафиксировано повышение уровня инфляции из-за того, что государственные деньги не были укреплены золотовалютным запасом государства.
Для улучшения работы бюджета страны высчитываются определенные величины:
- доходы государства;
- государственная документация относительно нерегулярных денежных поступлений;
- расходы на государственном уровне;
- дефицитные и профицитные показатели.
Комментарий к Ст. 56 Бюджетного кодекса РФ
Основная доля доходов региональных бюджетов приходится на налоговые поступления.
К налоговым доходам региональных бюджетов относятся:
1) собственные налоговые доходы субъектов Российской Федерации;
2) отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты.
Собственные налоговые доходы региона — это налоговые доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за бюджетом субъекта Российской Федерации.
Источниками собственных налоговых доходов являются региональные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ региональными признаются налоги и сборы:
— устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации;
— вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации;
— обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам и сборам отнесены:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
Данная статья Налогового кодекса РФ с перечнем региональных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона от 27 декабря 1991 года N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах»). В настоящее время продолжает действовать статья 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в соответствии с которой перечень региональных налогов и сборов составляют:
1) налог на имущество предприятий;
2) лесной доход;
3) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
4) налог с продаж;
5) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Пропорции распределения собственных налоговых доходов субъекта Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются:
а) законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год;
б) Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
Помимо собственных налоговых доходов, источниками формирования налоговых доходов региональных бюджетов являются отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты. Нормативы такого распределения определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так, например, в приложении 2 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 год» содержатся нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2002 год.
Доходы от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам, не относятся к налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Неналоговые доходы местных бюджетов
Что касается основных источников поступления, то местные доходы практически ничем не отличаются от региональных, за исключением двух последних пунктов – поступлений за загрязнение атмосферы и сверхлимитного использования лесного богатства страны, которые уплачиваются на счета областного масштаба.
Но, помимо этого, неналоговые доходы местных бюджетов также формируются за счет следующих финансовых потоков:
- при поступлении субсидий и дотационных отчислений из бюджетов других уровней воздействия;
- возвратные виды финансовой помощи, или, как их еще принято называть, субвенции, поступающие из региональной казны;
- финансовые поступления, которые относятся к внебюджетным фондам;
- любые добровольные и безвозмездные финансовые инвестиции, которые поступают от физических и юридических лиц.
О неналоговых доходах бюджета РФ
К неналоговым доходам относятся поступления от деятельности, приносящей прибыль:
- Сдача в аренду имущества, принадлежащего государству.
- Административные выплаты.
- Компенсации государству.
- Прибыль от реализации имущества, находящегося в госсобственности, кроме поступлений от продажи, регламентированных законодательством от приватизации.
Неналоговые доходы формируются также за счет поступлений от использования имущества, принадлежащего государству. Это могут быть дивиденды по ценным бумагам, поступления от размещения финансовых средств и прочих способов участия в капитале.
В эту же категорию включены различные штрафы и удержания. Неналоговые доходы формируются в том числе из отчислений с зарплаты осужденных к ограничению по службе (военной), исправительным работам, лиц, освобожденных от уголовной ответственности с привлечением к административной. В эту же категорию входят штрафы за правонарушения и преступления.
Зачем нужно знание бюджета
Данные государственного бюджета — на что тратит государство, за счет чего наполняет бюджет, есть ли дефицит и каков его размер — один из показателей, принимаемый аналитиками для оценки экономического состояния государства.
Эти сведения необходимы:
- политикам и чиновникам у власти, чтобы пояснять избирателям, на что они тратят казенные, т.е. принадлежащие всему народу, деньги;
- для Центрального банка, чтобы повышать или понижать ключевую ставку, которая влияет на размер кредитов для населения и бизнеса, а значит и ставку по сберегательным и депозитным счетам (подробнее см. таблицу );
- для валютного рынка (форекс и биржи) — ведь страна с высоким дефицитом бюджета начнет тратить ЗВР, а это может спровоцировать девальвацию национальной валюты к доллару США, евро, британскому фунту, иене, швейцарскому франку и другим мировым резервным валютам, стать причиной медвежьего тренда и высокой волатильности;
- для финансовых доноров (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и др.), которые могут предоставить кредит при соблюдении просителем встречных условий (подробнее: );
- для фондового рынка — не нужно ли пересмотреть котировки основных национальных ценных бумаг и деривативов;
- для инвесторов и акционеров — доходность их инвестиций в USD и EUR может измениться из-за девальвации национальных фиатных денег;
- инвестиционных фондов, частных инвестиций, всевозможных инвестиционных портфелей, фондов доверительного управления (ДУ), биржевых фондов (ETF), ПИФов, хедж фондов, поскольку возрастает риск оттока капитала (финансовых активов и квазиденег).
При значительном дефиците бюджета падает привлекательность и цены государственных и муниципальных бондов (чем ниже кредитный рейтинг, тем выше проценты, но и риски невыплаты), фондовых индексов, обыкновенных акций и «префов» ведущих отечественных компаний («голубых фишек»), депозитарных расписок, варрантов, векселей в листинге на местной фондовой бирже (подробнее см. таблицу );
Т.е. показатели госбюджета — один из ключевых макроэкономических показателей вместе с данными о ВВП, внешнем долге, инфляции, ЗВР, уровне безработицы и др. перспектив той или иной страны. Эти данные необходимы трейдерам и инвесторам для комплексного фундаментального анализа.