Лекция 35. преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Оглавление

Что о нас говорят наши клиенты?

ООО «ПКФ «Таврос» продолжительное время сотрудничает с адвокатами Юридической компании «Соничев, Казусь и партнеры» ( «СКП» ).

В ходе нашей деятельности, адвокаты ЮК «СКП» поддерживали нас, помогали нам выбрать варианты действий, в сложных и неоднозначных ситуациях.

Нашей компании регулярно представляются юридические консультации в сфере сопровождения проверок контролирующих о…

ООО «ПКФ «Таврос»
Генеральный директор Суруткин А.Ю.

ООО «УК «Мосцветторг» благодарит Юридическую Компанию «СКП» за грамотную и квалифицированную правовую помощь в сложнейших вопросах защиты бизнеса.

Юристы и адвокаты Юридической компании «СКП» защищают сотрудников и руководство ООО УК «Мосцветторг» в самых разных ситуациях, связанных с проверками полиции, налоговых органов, прокуратуры, а также в делах, связанных с иностранными юрисди…

ООО «УК «Мосцветторг»
Генеральный директор Гордеев А.Е.

ООО «Лидер НК» не пожалело, что обратилось к адвокатам Юридической компании «СКП», которые помогли нашей организации в сложный период.

После совершенного нападения на нашу организацию, адвокаты «СКП» смогли добиться возбуждения уголовного дела, собрали большой объем доказательств по делу, убедили правоохранительные органы переквалифицировать уголовное дело по более тяжкой статье, что…

ООО «Лидер НК»
Генеральный директор Дрындрожик Д.Э.

Выражаем признательность адвокатам Юридической компании «СКП» за качественно и своевременно оказанную правовую помощь, по вопросам, связанным с проверками правоохранительных органов, взаимодействия с органами государственной власти.
Адвокаты «СКП» проявляют мобильность, собранность и профессионализм, умение вникнуть в детали дела.
Проведение проверки не означает безусловное привлечение к ответс…

ООО «ТракХолдинг»
Генеральный директор Бондорин В.В.

Адвокаты «СКП» долгое время защищают владельцев и работников АО «СпецТехКомплектСервис», прошли с ней ряд проверок контролирующих органов.
Адвокаты «СКП» успешно защитили нашу компанию, минимизировали наши проблемы с проверяющими.
Рекомендуем «СКП» для предпринимателей, которым нужна помощь эффективных, ответственных и надежных юристов.

АО «СпецТехКомплектСервис»
Генеральный директор Невитов Е.А.

Наша компания познакомилась с юридической компанией «СКП» «благодаря» проверке полиции.

Адвокаты «СКП» помогли нам выстроить грамотную стратегию работы с полицейскими, полностью переключили общение с проверяющими на себя, дав нам возможность не отвлекаться на проверку и продолжить нормальную работу нашего бизнеса.

Адвокаты компании «СКП» продемонстрировали профессионализм, опы…

ООО «Поларис»
Генеральный директор Сабанеева И.А.

ООО «ЭнергоСпецКомплектСервис» благодарит Юридическую компанию «СКП» за продотворное сотрудничество.

Юристы «СКП» успешно представляли интересы нашей компании в государственных органах, оказывали услуги юридического сопровождения бизнеса.

За время работы «СКП» зарекомендовало себя как команда настоящих профессионалов, на которых всегда можно положиться.

ООО «ЭнергоСпецКомплектСервис»
Генеральный директор Звиняцковский И.В.

 Юристы компании «СКП» долгое время работают с ООО СК «ТрансМост» над целой серией сложнейших арбитражных процессов на сотни миллионов рублей.

Благодаря стараниям ЮК «СКП», юристы которой собрали огромную доказательную базу, сформировали правовую позицию по сложным вопросам, наша организация выиграла ряд судебных тяжб, продолжает бороться за свои законные права.

Юристы «С…

ООО СК «ТрансМост»
Генеральный директор Волков Б.А.

Уже несколько лет ООО «НПК «Макрооптика» является клиентами адвокатов Юридическая компания «СКП».

Вместе мы прошли несколько сложных проверок налоговых и правоохранительных органов, подчас в очень сложных условиях. Адвокаты ЮК «СКП» помогали нам принимать верные решения, от которых зависела судьба нашего бизнеса.

Нашей компании также оказываются услуги налогового комплекса в с…

Компания «МакроОптика»
Генеральный директор Семенов В.С.

Юридическая фирма «СКП» успешно представляет интересы нашей компании во взаимоотношениях с государственными органами.

По одному из дел были успешно оспорены в суде претензии налоговых органов, вследствие чего налоговые доначисления были сокращены в несколько раз.

Хотелось бы отметить проявленные сотрудниками ЮК «СКП» профессионализм и глубокие знания в отрасли налогового права…

ООО «Фирма «ГРАВИТОН»
Генеральный директор Курбацкий Л. В.

Правила квалификации

Основной вид объекта в составе преступления в двух видах противоправной деятельности, как при осуществлении злоупотребления, так и при проведении превышения служебных полномочий, абсолютно одинаковы — это интересы, касающиеся государства, гражданские права, а также действия против организаций.

Субъект в превышении полномочий — это гражданин, функциональное влияние которого вышло за определенные пределы его обязанностей.

В выборе субъекта при анализе злоупотребления трудовыми полномочиями, выделяют сотрудника определенной организации, использующего свое положение в трудовой сфере для заранее продуманной выгоды и собственных мотивов.

В осуществлении превышения трудовых полномочий выделяют определенную объективную сторону противоправных действий – это те факторы, которые противоречат основным обязанностям и приносят вред другим людям.

Этот вид преступления не нуждается в субъективной стороне, относящейся к преступлению, поскольку она не несет никакого значения.

При квалификации вины по статье 286 УК РФ нужно точно определить перечень полномочий, которые следует выполнять сотруднику. Они определены внутренними документами: приказами, инструкцией или же уставом предприятия.

В конечном итоге специалисты выясняют, какие виды трудовых функций были нарушены, и какую степень ущерба принесли противоправные действия со стороны гражданина, находящегося на рабочем месте.

Понятие объективной стороны полномочий — это ущерб, от которого страдают интересы как государства, так и граждан. В качестве субъективной стороны выделяют факт осознания гражданином действий, совершаемых на службе, а также их последствий.

При этом совершение намеренного отказа от совершения преступления.

Классификация вины лица, которое подозревается в злоупотреблении служебными полномочиями, производится на основе изучения конкретных обстоятельств по делу, личности лица, нарушившего служебные обязанности, а также степени ущерба, которое понесло государство, гражданине или же организации.

Примеры из жизни злоупотребления должностными полномочиями вы найдете на нашем сайте.

ППВС о злоупотреблении должностными полномочиями

Пленум Верховного Суда раскрывает и уточняет некоторые моменты этого преступления. Он разъясняет, что список полномочий должностного лица определяется на основе:

  • федерального и регионального законодательства;
  • правовых актов муниципальных органов;
  • трудовых соглашений;
  • должностных инструкций;
  • других аналогичных документов.

Служебные полномочия лица могут выражаться в:

  • издании нормативно-правовых актов;
  • принятии решений о совершении разрешительных, регистрационных и других подобных действий;
  • вынесении вердиктов о привлечении к ответственности, назначении взыскания;
  • заключении сделок, выдаче доверенностей, распоряжении имуществом и другими активами (в том числе целевыми);
  • реакции на нарушения, недостачи и др.;
  • представлении интересов клиента в различных госорганах, защите его прав и интересов, предоставлении заявок, извещений, отчетности;
  • оказании услуг или выполнении работ;
  • доступе к коммерческой или государственной тайне;
  • регулировании трудовых правоотношений в организации;
  • рассмотрении жалоб и ходатайств;
  • регулировании документооборота и информационных потоков.

Как отмечалось выше, для квалификации злоупотребления причиненный вред должен быть существенным для пострадавших. Согласно п. 9 ППВС СССР от 30.03.90 г. № 4, такой ущерб определяется исходя из степени его влияния на работу госорганов и других организаций, характера и размера, числа потерпевших. К серьезному вреду можно отнести приостановку деятельности всего юридического лица или его подразделений, потерю рабочих мест, сокрытие преступления, порчу репутации фирмы, нарушение конституционных прав физических лиц, намеренное снижение платежеспособности организации.

В ст. 285 УК РФ упоминаются 3 вида субъектов злоупотребления: должностное лицо, государственный служащий, глава местного органа власти. Под должностными лицами понимаются 3 категории служащих:

представители власти. В эту категорию входят сотрудники правоохранительных органов (полиция, Росгвардия и др.) и контролирующих инстанций (налоговики, таможенники и др.), а также лица, осуществляющие законодательную, исполнительную и судебную власть: депутаты, судьи, сотрудники администрации Президента и др.;

  • граждане, выполняющие организационно-распорядительные функции: руководители подразделений госучреждений, врачи, сотрудники аттестационных комиссий и др.;
  • лица, выполняющие административно-хозяйственные функции. Это материально ответственные сотрудники, уполномоченные управлять и распоряжаться имуществом, деньгами и другими активами работодателя.

Лиц на государственных должностях можно подразделить на 2 подкатегории: граждане, занимающие государственную должность (Президент, Председатель Правительства, сотрудники ЦИК и др.) и служащие субъектов РФ;

К главам органов местного самоуправления относятся руководители муниципальных образований (городов, поселений) и председатели представительных органов местного самоуправления.

Ст. 285 УК РФ не охватывает использование «авторитета» должности. К примеру, не будет считаться злоупотреблением требование денег от подрядчиков, некачественно выполнивших работу по договору, если они не являются подчиненными должностного лица.

Помощь

В рассматриваемой ситуации, можно сказать, что при отсутствии у виновного лица мотива, который характеризуется как корыстный или иной личной заинтересованности – содеянное оценивается как проступок, носящий дисциплинарное значение. Наказывать его будут не так строго, как это предусмотрено уголовным законодательством. Однако стоит иметь в виду, что в качестве обязательного условия выступает нарушение интересов и правомочий граждан. Данные права охраняются на законодательном уровне, нарушаются они в незначительной степени.

Учитывать требуется, что действующее в нашей стране законодательство имеет множество граней. По этой причине допускается неверная трактовка той или иной нормы. В частности, когда имеет место небольшое превышение полномочиями, которыми наделено лицо, при неверной трактовке становится полноценным составов злоупотребления.

Своевременное обращение к специалисту в сфере юриспруденции даёт человеку:

  • точно разобраться с теми нарушениями, которые имеют место быть в его случае;
  • степень исправительного воздействия, применяемая к нарушителю.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Объект преступления — отношения по обеспечению нормальной деятельности органов власти, государственной службы и органов местного самоуправления.

Объективная сторона преступления состоит в использовании должностным лицом своих служебных полномочий во вред интересам службы. Данные действия являются уголовно-наказуемыми при условии, если они повлекли существенные нарушения прав и законных интересов общества и государства.

Состав является материальным.

Объективная сторона характеризуется 3 признаками:

  1. совершение действий, указанных в диспозиции статьи;
  2. наступление вредных последствий;
  3. причинная связь между использованием служебных полномочий и наступлением указанных вредных последствий.

Исходя из смысла ч. 1 ст. 285, виновный действует в пределах предоставленных ему полномочий и пользуется предоставленными ему правами, однако действует он вопреки интересам службы.

Преступление может совершаться как путем действий, так и бездействия. Обязательным элементом объективной стороны состава является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо государственных или общественных интересов, охраняемых законом. Суд устанавливает, насколько серьезно нарушены права или законные интересы, исходя из обстоятельств дела. Существенные нарушения могут выражаться в причинении материального ущерба, а также нарушении, например, конституционных права и свобод, подрыве авторитета органов власти, государственных и других организаций и т. д.

Субъективная сторона выражается только умышленной формой вины в виде прямого и косвенного умысла. Виновный сознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что это приведет к существенному нарушению охраняемых законом прав и интересов, желает или сознательно допускает наступление общественно опасных последствий.

Обязательным элементом субъективной стороны является мотив: корысть или иная личная заинтересованность. Действуя по корыстным мотивам, лицо стремится получить имущественную выгоду без незаконного изъятия чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу. Иная личная заинтересованность понимается как стремление извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное различными побуждениями: карьеризмом, семейственностью, получением взаимной услуги и др.

Субъект преступления — должностное лицо. Часть 2 ст. 285 предусматривает квалифицированный состав — то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Таким образом, преступление представляет повышенную опасность, если субъектами его являются:

  1. лица, занимающие государственные должности РФ, то есть лица, должности которых установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 2 к ст. 285), например, председатели палат Федерального Собрания, депутаты Государственной Думы;
  2. лица, занимающие государственные должности, установленные конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы, депутаты представительных органов субъектов Федерации);
  3. главы органов местного самоуправления — должностные лица, возглавляющие деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Особо квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями будет причинение в результате их тяжких последствий. Такими последствиями могут быть дезорганизация аппарата управления, нанесение ущерба в особо крупном размере.

Превышение должностных полномочий


Адвокат Антонов А.П.

Понятие, признаки, отличие от злоупотребления должностными полномочиями

Данное преступление регулируется ст. 286 УК РФ. Данное преступление является особым видом злоупотребления должностного лица своим служебным положением. Отличие данного преступления от злоупотребления должностными полномочиями в том, что при злоупотреблении должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему полномочия, а в случае превышения должностных полномочий, лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Для установления признаков данного преступления, необходимо точно установить объем полномочий, предоставленных данному должностному лицу. Эти полномочия определяются положением, уставом, инструкцией или иным нормативным актом. Превышение должностных полномочий имеет место быть, если действия этого лица были связаны с осуществлением им своих должностных обязанностей. Действиями, выходящими за пределы полномочий должностного лица, будут считаться: 1) Действия, относящиеся к полномочиям другого лица, должностного лица другого ведомства или коллективного органа; 2) Действия, совершенные этим должностным лицом, но при наличии определенных обстоятельств; 3) Действия, которые никто и не при каких обстоятельств не может совершить ( к примеру: причинение насилия гражданину, пришедшему на приём к данному должностному лицу).

Субъект – только должностное лицо из числа государственных служащих.

Окончание преступления

Преступление будет считаться оконченным с момента наступления последствий, а именно: существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с действиями должностного лица, явно выходящими за пределы его полномочий.

Превышение должностных полномочий влечет ответственность при наличии умышленной вины, когда должностное лицо осознает, что совершенные им действия, явно выходят за пределы предоставленных ему полномочий. В данном случае мотив значения иметь не будет.

Квалификация

Ч.2 данной статьи содержит следующее квалифицирующее обстоятельство – превышение должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, или главой органа местного самоуправления.

Ч.3 предусматривает три особо квалифицирующих обстоятельства. Насилие, может выражаться в нанесении потерпевшему ударов, побоев, легкого и средней тяжести вреда здоровью, а так же в лишении его свободы. Если насилие выразилось в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью или умышленном убийстве, то такие действия выходят за рамки рассматриваемого состава и требуют квалификации по другим статьям по совокупности (ст.111 или ст.105 УК РФ). Другим особо отягчающим обстоятельством будет являться применение оружия или специальных средств. К специальным средствам будут относиться такие предметы, как: наручники, резиновые дубинки, слезоточивый газ, водомёт и иные. И третьим признаком будет являться причинение тяжких последствий

Такими последствиями могут являться: причинение смерти по неосторожности или причинение особо крупного материального ущерба и иной тяжкий вред

Ответственность

Ст. 286 УК РФ предусмотрены следующие виды уголовной ответственности за данное преступление: Ч.1 ст.286 УК РФ – штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет. Ч.2 ст.286 УК РФ – штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Ч.3 ст.286 УК РФ – лишение свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

Остались вопросы к адвокату по уголовному делу? Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните адвокату в Самаре по телефону +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Другой комментарий к Ст. 285.3 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, наряду с деяниями, предусмотренными ст. 292 и ч. 1 ст. 292.1 УК, является частным случаем злоупотребления должностными полномочиями.

2. Предметом преступления являются, во-первых, единые государственные реестры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, во-вторых, подлежащие в соответствии с этим законодательством обязательному хранению документы, на основании которых в соответствующие реестры вносятся записи и (или) изменения.

3. В настоящее время в Российской Федерации законодательно предусмотрено существование двенадцати единых государственных реестров. Любой из них представляет собой систематизированный свод сведений, представленных в электронном виде и на бумажных носителях формирование и ведение которого осуществляются соответствующим федеральным органом исполнительной власти в публичных и частно-публичных целях (контрольных, фискальных, правоустанавливающих). Предметом преступления выступают все эти реестры, за исключением Государственного кадастра недвижимости (см. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и комментарий к ст. 170 УК РФ). Это: а) единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), б) единый государственный реестр юридических лиц, в) единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, г) единый государственный реестр автомобильных дорог, д) единый государственный реестр прав на воздушные суда, е) единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, ж) единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, з) единый государственный реестр субъектов страхового дела, и) единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к) единый государственный реестр лотерей, л) единый государственный реестр сертификатов ключей подписей.

4. Круг и содержание подлежащих обязательному хранению документов, на основании которых в единые государственные реестры вносятся записи и изменения, определяется законами, предусматривающими создание и ведение соответствующего реестра, а также принятыми во их исполнение подзаконными нормативными правовыми актами. Документы могут исходить от органа, отвечающего за ведение единого реестра (например, свидетельство), и от третьих лиц (участники подлежащей регистрации сделки представляют текст соответствующего договора и ряд иных документов в регистрирующий орган).

5. Объективная сторона преступления выражается альтернативно в следующих действиях: а) внесение в реестр заведомо недостоверных сведений; б) уничтожение документов, на основании которых в реестр были внесены запись или изменение; в) подлог таких документов.

6. Преступление окончено в момент фактического искажения данных единого реестра либо уничтожения соответствующего документа.

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В отличие от общих норм о должностном злоупотреблении и служебном подлоге мотивы на квалификацию не влияют.

8. Субъект преступления специальный — должностное лицо (см. комментарий к ст. 285 УК РФ). Государственные служащие, не являющиеся должностными лицами, из корыстной или иной личной заинтересованности совершившие подлог официальных документов, являющихся составной частью соответствующего единого реестра, несут ответственность по ст. 292 УК РФ.

Характеристика

Злоупотребление должностными полномочиями ст. 285 УК РФ определяется законодателем как совершение лицом, занимающим определённую должность, действий с мотивом корыстного характера либо прочей заинтересованностью.

Результатом становится:

  • нарушаются правомочия граждан, учреждений и прочих лиц;
  • преступность затрагивает интересы указанных субъектов.

Последняя редакция кодекса буде предусматривать, что данная разновидность нарушения квалифицируется по статье 285 УК РФ как злоупотребление должностными полномочиями.

Объективная сторона

Злоупотреблять могут лица, которые занимают должности в:

  1. Учреждениях, основанных на началах самоуправления.
  2. Органах, действующих от имени государства.
  3. Ведомствах, обладающих муниципальным характером.
  4. Воинские подразделения. Они действуют в вооружённых силах страны.

На практике могут возникнуть ситуации, когда к служащим, ведущих деятельность на государственной основе, которые не относятся к группе должностных лиц, применяются положения рассматриваемой нормы. Новый закон указывает на то, что в качестве объекта посягательства выступают органы, действующие на государственных и муниципальных началах, учреждения муниципалитета, подразделения воинского характера. Необоснованным будет признание в качестве объекта кооперативов, товариществ и прочих организаций. Пленум предусматривает, что перечисленные учреждения не должны относиться к федеральным либо муниципальным формам собственности.

Отличия от превышения

Превышение должностных полномочий ст. 285 УК РФ не предусматривается, о нём пойдёт речь в статье 286 УК. Консультанты в сфере юриспруденции указывают на то, что превышение и злоупотребление относятся к посягательствам, совершаемым должностными лицами. Следует иметь в виду, что данные разновидности преступлений могут совершаться также представителями власти и служащими гражданских органов. Компетенция в данном случае разниться у субъектов.

Наказываться рассматриваемое посягательство будет согласно обстоятельствам совершения противоправного посягательства. Уголовное законодательство даёт возможность легко найти отличия превышений от злоупотреблений.

Состоят они в том, что:

  • в статье 285 УК речь идёт о злоупотреблениях, то есть когда должностное лицо использует свои полномочия, которыми он наделён;
  • совершается указанное правонарушение при наличии корыстной или прочей заинтересованности, носящей личный характер;
  • последствием становится нарушение правомочий либо интересов, закреплённых в законе;
  • если говорить относительно превышения – полномочия неправомерным образом используются виновным, так как не отнесены к его компетенции.

В указанный перечень также отнесены действия, которые включаются в полномочия другого человека. Регламентировать этот момент будет должностными инструкциями служащих. Администрация бюджетных и иных организаций устанавливает компетенцию всех сотрудников. Разъяснение также указывает на то, что последним признаком совершаемого превышения выступают действий, которые не вправе совершать кто-либо.

Неосновательным будет и совершение действия одним человеком, если в правоприменительных актах отражается их коллегиальный характер. Такой силой в республиках и прочих регионах обладают должностные документы лиц. Халатность и нецелевое расходование финансов, мошенничество регулируется иными положениями уголовного законодательства.

Разновидности

Формы и способы, посредством которых совершается злоупотребление полномочий, весьма разнообразны. В их число видов преступлений, регулируемых статьей 285 УК РФ, входит:

  • издание приказов либо распоряжений, которые противоречат законодательной базе;
  • расходование финансов, носящее необоснованный характер;
  • сокрытие недостачи, произошедшей в органе власти;
  • попустительство;
  • прочее.

Во всех перечисленных случаях виновный привлекается к ответственности только при наличии достаточных доказательств, что он руководствовался мотивами корысти или другой заинтересованности.

Превышение полномочий может быть выражено в двух видах. Основанием выделения разновидностей является установленный в законодательстве критерий. Связан он с делением на простые и квалифицированные составы. К признакам квалифицированности относят должности, занимаемые виновными. В части 2 статьи 286 УК РФ говорится о лицах, состоящих на государственных должностях федерального, регионального и местного значения. Часть 3 характеризуется применением силы, угрозой ее применения либо наступлением последствий, носящих тяжкий характер. Субъектами здесь выступают чиновники, указанные в частях 1 и 2 рассматриваемой статьи.

Второй комментарий к Ст. 286 УК РФ

1. В качестве дополнительного объекта выступают права и законные интересы граждан и организаций, а при обстоятельствах, предусмотренных в ч. 3 ст. 286 УК, и здоровье граждан.

2. Объективная сторона характеризуется совершением действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица, и наступлением общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Если при должностном злоупотреблении виновный незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему полномочия, то при превышении должностных полномочий он совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Поэтому при квалификации деяния по ст. 286 УК необходимо точно установить объем полномочий должностного лица, определенный законом, уставом, инструкцией, приказом или иным нормативным актом, и выяснить, какие конкретно нормативные положения были нарушены и в чем выразились нарушения.

4. Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении действий:

1) относящихся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по рангу; данного или другого ведомства);

2) которые могли бы быть совершены данным должностным лицом, но лишь при наличии особых условий, отсутствовавших в реальной ситуации (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц; задержание лица при отсутствии оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ);

3) составляющих исключительную компетенцию коллегиального органа, но совершенных должностным лицом единолично (например, единоличное составление вердикта о виновности подсудимого старшиной присяжных заседателей);

4) которые никем и ни при каких условиях не могут быть совершены, поскольку не входят в компетенцию никого из должностных лиц (например, производство начальником охраны государственного учреждения личного обыска его сотрудников) (п. 19 постановления от 16.10.2009).

5. Преступление следует считать оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

7. Субъект преступления — должностное лицо, не занимающее государственных должностей либо должности главы органа местного самоуправления.

8. Квалифицированный состав данного преступления (ч. 2) характеризуется его совершением лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или должность главы органа местного самоуправления (см. комментарий к ч. 2 ст. 285 УК).

9. Особо квалифицированный состав (ч. 3) предполагает совершение данного преступления:

а) с применением насилия или угрозы его применения; б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий.

Применение насилия означает физическое воздействие на потерпевшего путем причинения ему побоев, физической боли, легкого или средней тяжести вреда здоровью, лишения свободы и т.п.

Угроза применением насилия — это психическое воздействие, при котором должностное лицо запугивает потерпевшего реальным применением любого физического насилия, вплоть до угрозы убийством.

Применение оружия или специальных средств означает их фактическое использование для физического или психического воздействия на потерпевшего: для устрашения (например, выстрелы поверх голов), для причинения физической боли или вреда здоровью, для ограничения личной свободы потерпевшего и т.д.

Под оружием понимаются предметы и устройства, отнесенные к оружию в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» (подробнее характеристику оружия см. при анализе ст. 222 УК).

Под специальными средствами понимаются водометы, слезоточивые газы, наручники, резиновые палки, специальные транспортные и иные технические средства поддержания общественной безопасности, правопорядка и личной безопасности граждан, состоящие на вооружении полиции, внутренних войск, иных государственных и муниципальных органов (п. 20 постановления).

10. О причинении тяжких последствий см. комментарий к ч. 3 ст. 285 УК.

Что понимают под злоупотреблением должностными полномочиями?

Злоупотребление полномочиями относится к должностным преступлениям. Под названным правонарушением подразумевают использование гражданином своих полномочий, установленных должностной инструкцией, вопреки целям служебной деятельности. Обычно оно совершается с корыстным мотивом в целях удовлетворения личных интересов, что приводит к нарушению интересов физических лиц, фирм и общества.

Состав злоупотребления должностными полномочиями обладает следующими признаками:

  • служащий действует вопреки интересам службы, нанося вред властной структуре;
  • в результате совершения проступка нарушаются права и законные интересы как физических лиц, так и компаний, государственных структур и общества;
  • совершенное деяние является непосредственной причиной наступления негативных последствий.

Злоупотребление должностными полномочиями может проявляться в виде конкретного бездействия или действия. Например, использование государственного имущества для личных нужд, сокрытия преступного деяния.

Если вас обвиняют в злоупотреблении служебным статусом, воспользуйтесь помощью наших адвокатов. Мы специализируемся на защите клиентов от уголовных санкций за проступок, предусмотренный статьей 285 УК РФ.