Федеральный закон «о противодействии терроризму» от 06.03.2006 n 35-фз (ред. от 26.05.2021)

Описание 114 ФЗ

Экстремистской организацией называются социальные или религиозные касты, а также любые другие сообщества, деятельность которых признана запрещенной на территории РФ.

Существует множество разновидностей насильственного экстремизма. При этом мотивы злоумышленников обычно связаны с конкретными идеологиями (например, пропаганда политических или религиозных убеждений). Согласно ФЗ №114, развитию экстремизма способствуют, в первую очередь, социальный или экономический кризисы, а также резкое ухудшение уровня жизни в стране. В подобных ситуациях, крайние методы воздействия со стороны правительства могут стать единственной возможностью предотвратить последствия насильственных действий, особенно, если в государстве начинается гражданская война. В этом случае, вынужденный экстремизм — оптимальное решение для спасения страны.

О прохождении военной службы в РФ читайте подробнее тут:

Федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности впервые был одобрен государственной думой 25 июля 2002 года, а позднее, 10 июля 2002 года, утвержден советом Федерации. В целях защиты прав и свободы гражданских лиц и для поддержания основ конституционного порядка формируются принципы противостояния экстремистской деятельности. Главной обязанностью правительства является мониторинг активности экстремизма на территории РФ, а именно:

  • признание проблемы, проведение профилактических бесед, нацеленных на охрану здоровья и гражданских прав населения, а также организаций;
  • гласность;
  • законность;
  • обеспечение безопасности граждан;
  • введение санкций на реализацию экстремистской деятельности;
  • сотрудничество государства с социальными, религиозными сообществами, другими законными организациями и гражданами РФ, в целях борьбы с экстремистской деятельностью.

Статья 10. Выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации

1. Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:

1) применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;

2) использования формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

2. Решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом Российской Федерации.

3. Решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, применяемых для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности (далее — формирования Вооруженных Сил Российской Федерации), принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации и порядок замены определяются Президентом Российской Федерации.

5. Утратила силу. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 153-ФЗ.

6. Решение об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации в случае:

1) выполнения ими поставленных задач по пресечению международной террористической деятельности;

2) нецелесообразности их дальнейшего пребывания за пределами территории Российской Федерации.

7. Президент Российской Федерации информирует Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации.

8. Формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направляемые за пределы территории Российской Федерации, комплектуются на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Указанные военнослужащие проходят предварительную специальную подготовку.

9. Обеспечение формирований Вооруженных Сил Российской Федерации материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Правительство Российской Федерации.

10. Для обеспечения деятельности формирований Вооруженных Сил Российской Федерации Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации принимает решение о направлении за пределы территории Российской Федерации на добровольной основе гражданского персонала. Правительство Российской Федерации определяет районы действий указанного персонала, стоящие перед ним задачи, срок его пребывания за пределами территории Российской Федерации, порядок замены, а также решает вопросы его обеспечения.

11. Решение об отзыве гражданского персонала, направляемого за пределы территории Российской Федерации в соответствии с частью 10 настоящей статьи, принимается Президентом Российской Федерации одновременно с решением об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации. Решение об отзыве указанного гражданского персонала принимается Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации также в случае, если дальнейшее пребывание этого персонала за пределами территории Российской Федерации становится нецелесообразным.

Международные конвенции, связанные с терроризмом и делами о борьбе с терроризмом

Терроризм стоит в международной повестке дня с 1934 года, когда Лига Наций , предшественница Организации Объединенных Наций , начала разработку конвенции о предотвращении терроризма и наказании за него. Хотя конвенция была принята в 1937 году, она так и не вступила в силу.

Сегодня действуют 15 международных конвенций о борьбе с терроризмом. Они были разработаны под эгидой Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, а также Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Более того, 8 сентября 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Глобальную контртеррористическую стратегию».

Соглашения открыты для всех государств

  • Конвенция 1963 года о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токийская конвенция)
  • Конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагская конвенция)
  • Конвенция 1971 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Конвенция о саботаже или Монреальская конвенция)
  • Конвенция 1973 года о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой (Конвенция о дипломатических агентах)
  • Международная конвенция 1979 года о борьбе с захватом заложников (Конвенция о заложниках)
  • Конвенция 1980 года о физической защите ядерного материала (Конвенция о ядерных материалах)
  • Протокол 1988 года о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (Протокол аэропортов)
  • Конвенция 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Морская конвенция)
  • Протокол 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Протокол стационарных платформ)
  • Конвенция 1991 г. о маркировке пластических взрывчатых веществ с целью обнаружения (Конвенция о пластических взрывчатых веществах)
  • Международная конвенция 1997 года о борьбе с бомбовым терроризмом (Конвенция о бомбовом терроризме)
  • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. ( Конвенция о финансировании терроризма )
  • Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. ( Конвенция о ядерном терроризме)
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации 2010 г. (Пекинская конвенция)
  • Дополнительный протокол 2010 г. к Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Пекинский протокол)

16-я международная конвенция, предлагаемая Всеобъемлющая конвенция о международном терроризме , в настоящее время находится на стадии переговоров.

Резолюции Совета Безопасности

  • Резолюция 731 Совета Безопасности ООН (21 Январь 1992 г.)
  • Резолюция 748 Совета Безопасности ООН (31 марта 1992 г.)
  • Резолюция Совета Безопасности ООН 883 (11 Ноябрь 1993 г.)
  • 28 сентября 2001 г. Резолюция 1373 Совета Безопасности ООН, принятая в соответствии с главой VII Устава ООН , делает ее юридически обязательной для государств-членов. Среди прочего, он способствовал обмену разведданными между государствами-членами и законодательным реформам. Он учредил Контртеррористический комитет Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (КТК) для контроля за соблюдением государством его положений. Более поздними резолюциями по тому же вопросу были резолюции , , 1535 СБ ООН (которые реструктурировали КТК), 1566 и 1624.

Европа

  • Европейская конвенция 1977 г. о пресечении терроризма (Страсбург, январь 1977 г.)
  • Протокол 2003 г. (Страсбург, май 2003 г.)
  • Конвенция Совета Европы 2005 г. о предупреждении терроризма

Содружество Независимых Государств

Договор о сотрудничестве между государствами-членами Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, июнь 1999 г.)

Африка

Конвенция Организации Африканского союза о предупреждении терроризма и борьбе с ним (Алжир, июль 1999 г.) и Протокол к этой Конвенции , Аддис-Абеба, июль 2004 г.)

Азия

  • Дополнительный протокол к конвенции, Исламабад, январь 2004 г. .
  • Конвенция АСЕАН о борьбе с терроризмом, Себу, Филиппины, 13 января 2007 г.

Южная Корея

Закон о запрещении финансирования терроризма (29 Февраль 2008 г.)

→ (rev) Закон о запрещении финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения (29 марта 2016 г.)

Закон о борьбе с терроризмом для защиты граждан и общественной безопасности (3 марта 2016 г.)

Суть 35 ФЗ

Федеральный закон № 35 устанавливает базовые принципы противодействия терроризму, организационные и правовые основы профилактики терроризма, а также борьбы с таковым с целью ликвидации последствий проявления подобного. Закон был принят 26 февраля 2006 года, а одобрен 1 марта того же года.

Содержание Федерального закона «О противодействии терроризму»:

  • Базовые принципы противодействия;
  • Основные понятия;
  • Правовой режим относительно противодействия терроризму;
  • Условия проведения операции по ликвидации террористических групп и организаций;
  • Компетенция оперативного штаба.

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 1 июня 2017 года.

Террор Северного Кавказа

В последние годы органы гос. власти предприняли значительные усилия для нормализации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе, реализовав меры противодействия терроризму. В декабре 2014 года директор ФСБ РФ А. Бортников отметил результат координации профилактических и силовых операций — террористических преступлений стало в три раза меньше сравнительно с этим же периодом 2013 года: 218 преступлений против 78.

Однако напряжённость обстановки в регионе всё ещё высока — активны и северокавказское бандподполье, и международный терроризм, несмотря на непосредственное участие в борьбе с ним всех правоохранительных органов, силовых структур и специальных служб. Проводятся мероприятия оперативные и боевые, выявляются, предупреждаются, пресекаются, раскрываются и расследуются террористические акты. Так, в течение 2014 года спецслужбам и правоохранительным органам удалось предотвратить 59 преступлений террористического характера и восемь готовившихся терактов. Тридцать человек, связанных с бандитским подпольем, удалось склонить к отказу от террора.

Организованного бандитского подполья в России больше нет

— Расскажите о конкретных результатах своей работы.

— Десяток лет назад России приходилось противостоять организованному преступному сообществу, поддерживаемому из-за рубежа, совершающему жестокие убийства и страшные теракты: взрывы в московском метро и аэропорту «Домодедово», подрыв «Невского экспресса», теракты в Назрани, Кизляре, Владикавказе, Грозном, Махачкале и многие другие.

В основном, конечно, мы сталкивались с активным проявлением террористической активности на Северном Кавказе — там террористы сформировали целую армию бандитского подполья, третирующую население. Тогда и было принято решение о создании НАК, а через некоторое время указом президента России была утверждена концепция противодействия терроризму.

За годы с момента образования НАК в стране развернута целостная система противодействия терроризму, направленная, прежде всего, на предупреждение угроз и недопущение распространения идеологии терроризма. Удалось создать уникальный механизм, в работу которого вовлечены все элементы государства и общества.

В последнее десятилетие уровень террористических угроз был существенно снижен. Система руководства преступными сообществами, которые мы еще недавно называли «бандитским подпольем», практически парализована. Сейчас мы и слова-то такие не употребляем, потому что такового в России просто не существует.

Мы, конечно, сталкиваемся с отдельными попытками преступной самоорганизации, в частности в форме так называемых законспирированных ячеек. Но большинство из них выявляются на ранней стадии, когда они только намереваются совершить преступление.

— Создание такой общегосударственной системы — это что-то эксклюзивное, или за образец брался зарубежный опыт?

— Ни в одной стране такой стройной системы нет. Для многих иностранных коллег мы являемся примером не только оптимальной структуры, но и комплексного подхода, позволяющего вовлечь в антитеррористическую деятельность все сферы государства и общества. Когда наши коллеги из-за рубежа проявляют интерес к работе НАК, мы всегда с удовольствием делимся опытом.

Но мы не склонны почивать на лаврах, тем более что обстановка на поле противодействия терроризму остается достаточно сложной. Необходимо держать в тонусе все структуры государства, стоящие на страже интересов граждан. Это наша работа, и мы не прекращаем ее ни на минуту, даже в трудные дни борьбы с пандемией.

— Пандемия коронавируса никак не сказалась на противодействии терроризму?

— Никоим образом. Мы постоянно контролируем обстановку и проводим все необходимые мероприятия. Примеров немало. Могу упомянуть проведенную 30 апреля органами ФСБ России контртеррористическую операцию в пригороде Екатеринбурга, в результате которой была нейтрализована группа бандитов, готовивших теракт.

Коронавирус — не повод терять бдительность. Никакая эпидемия не может помешать нам противостоять угрозам.

— Есть ли в мире силы, поддерживающие те или иные крупные террористические группировки?

— Я всегда скептически относился к теме неких «центров управления миром». Мне кажется, это способ примитивно объяснить сложные процессы в мире. Таких явно выраженных центров управления, которые управляли бы террористической деятельностью в глобальном масштабе, думаю, нет. Но время от времени возникающие очаги терроризма наводят на мысль, что многие кажущиеся спонтанными события — это следствие реализации интересов конкретных стран или групп государств.

Достаточно вспомнить, что происходило в Ираке и Ливии, которые в XXI веке стали гнездом террористических сил, способствующим созданию целых террористических агломераций.

Пресечение терроризма на воде

Внутренние воды, территориальное море и свой континентальный шельф и национальное морское судоходство (в том числе и подводное) ВС РФ тоже должны защищать, используя вышеперечисленные методы борьбы с терроризмом. Если морские или речные плавательные средства не отвечают на команды и сигналы по прекращению нарушения правил пользования водного пространства РФ и подводной среды либо следует отказ подчиниться, оружие военных кораблей и самолётов ВС РФ применяется для принуждения, чтобы остановить плавательное средство и устранить угрозу теракта даже путём его уничтожения. Предотвратить гибель людей или экологическую катастрофу необходимо, применяя любые меры борьбы с терроризмом.

ОБЖ

Федеральный закон

«О противодействии терроризму»

от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ (извлечения)

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Статья 1. Правовая основа противодействия терроризму

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  1. обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
  4. неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
  5. системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
  6. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
  7. приоритет мер предупреждения терроризма;
  8. единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
  9. сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
  10. конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
  11. недопустимость политических уступок террористам;
  12. минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
  13. соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Террор и международные отношения

Трансграничные формы терроризма — самая опасная форма преступности. Современные реалии превратили её в фактор дестабилизации развития международных отношений. Террористические посягательства на использование средств массового поражения (ядерного оружия) являются серьёзной угрозой для существования всего человечества. А мировое сообщество в силу завышенных амбиций отдельных его членов не может даже определиться в точной терминологии, касающейся этого явления, хотя в общем и сложилось некое совместное понимание основных составляющих данное явление.

Прежде всего, терроризм — это противозаконное насилие с применением оружия, стремление запугать общественность мира в самых широких слоях его населения, это невинные жертвы. Если террористический акт затрагивает интересы более одной страны, там, естественно, содержится и международный элемент. Политическую направленность международное сообщество не считает чертой международного терроризма, как это ни странно. Впрочем, в последние годы, когда он невероятно окреп по всему миру, Комитет Генеральной Ассамблеи ООН пытается снова начать работу над определением, касающимся международного терроризма.

Меры безопасности

Объекты, на которые могут быть нацелены террористические операции, в последнее время стали гораздо лучше оснащаться инженерными и техническими средствами защиты, также сотрудники охранных предприятий значительно повысили свой уровень подготовки. Тем не менее антитеррористическая защита мест, где массово пребывают люди, ещё явно недостаточна, поскольку отсутствовали единые требования к обеспечению этого на объектах.

В 2013 году, 22 октября, Федеральный закон об антитеррористической защищённости объектов вступил в силу. Теперь Правительство РФ согласно этому документу получает право установления обязательных в выполнении всеми физическими и юридическими лицами требований по антитеррористической защищённости объектов, территорий. Также требования касаются их категории, контроля относительно выполнения требований, формы паспорта безопасности. Исключаются из этих объектов только транспортная инфраструктура, транспортные средства и объекты ТЭК, где антитеррористическая защита выстраивается гораздо более жёстко.