Пожарные

Оглавление

Дежурные смены

Дежурные смены СПТ анализируют и осуществляют контроль деятельности подразделений соответствующих пожарно-спасательных гарнизонов (ПСГ) по следующим функциональным задачам (зонам ответственности):

  • 1 дежурная смена – газодымозащитная служба;
  • 2 дежурная смена – противопожарное водоснабжение;
  • 3 дежурная смена – рукавное хозяйство и охрана труда;
  • 4 дежурная смена – пожарная техника, пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование.

Для выполнения повседневной работы с оперативной документацией и подмены сотрудников СПТ может создаваться 5 (резервная) смена, порядок несения службы которой определяется Положением о СПТ.

Зоны ответственности дежурных смен СПТ могут дополняться с учетом специфики ПСГ и равномерного распределения обязанностей между сменами.

Порядок выезда дежурных смен СПТ ТПСГ для тушения пожаров и приведения АСР определяется приказом начальника Главного управления, СПТ МПСГ – приказом начальника ОФПС.

Работа дежурных смен СПТ организуется посуточно, в 4 смены, в соответствии с распорядком дня (разрабатывается как приложение к Положению о СПТ).

Порядок подмены штатных сотрудников СПТ, приема-сдачи дежурства, время заступления на дежурство сотрудников дежурных смен СПТ, привлечения личного состава СПТ, свободного от несения службы, к проведению различных мероприятий, устанавливается Положением об СПТ.

Время смены с дежурства сотрудников СПТ МПСГ устанавливается не ранее установленного времени сдачи дежурства всеми караулами (сменами) подразделений МПСГ.

 СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ 

Отряды федеральной противопожарной службы

В каждом субъекте страны организуются территориальные подразделения. Список таких образований выложен на сайте МЧС.

Как пример приведем перечень крымских бригад.

Номер Наименование Город
1 ПСО ФПС ГПСГУ МЧС РФ по Республике Крым (пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Крым) Симферополь
2 ПСО ФПС ГПСГУ МЧС РФ по Республике Крым Ялта
3 ПСО ФПС ГПСГУ МЧС РФ по Республике Крым Керчь
4 ПСО ФПС ГПСГУ МЧС РФ по Республике Крым Феодосия
5 ПСО ФПС ГПСГУ МЧС РФ по Республике Крым Евпатория
6 ПСО ФПС ГПСГУ МЧС РФ по Республике Крым Джанкой
7 ПСО ФПС ГПСГУ МЧС РФ по Республике Крым Красноперекопск

Полное название структурной единицы – Федеральное государственное казенное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Крым». В него входит несколько пожарных частей и служба пожаротушения.

Очередность присвоения званий в МЧС

Назначение званий в государственной противопожарной службе является очередным, кроме случаев, которые описывает закон (например, некоторые категории всероссийских заслуг). Текущее законодательство описывает сроки, необходимые для прохождения службы в том или ином звании. Эта процедура является обязательной — при достижении определенного срока звание считается повышенным. Ниже представляется список младшего начальствующего состава, по которому можно определить срок службы для повышения специального звания:

  • Рядовой — срок выслуги составляет один год;
  • Младший сержант — срок выслуги составляет один год;
  • Сержант ФПС МЧС Российской Федерации — срок выслуги два года;
  • Старший сержант — срок выслуги равен трем годам;
  • Старшина — точный срок не устанавливается;
  • Прапорщик ФПС МЧС России — срок службы составляет пять календарных лет;
  • Старший прапорщик — срок выслуги не устанавливается.

Обратите внимание, что высшие звания в противопожарной службе МЧС России назначаются исключительно Президентом страны. Остальные звания из категории среднего и младшего начальствующего состава, назначаются в действующем порядке по установленным нормам уполномоченными руководителями отделов по месту прохождения службы. В некоторых случаях это уполномочены сделать в управлении федерального органа службы пожарной безопасности региона

В некоторых случаях это уполномочены сделать в управлении федерального органа службы пожарной безопасности региона.

Очередность назначения специального звания в среднем и высшем начальствующем составе:

  • Младший лейтенант — срок выслуги один год;
  • Лейтенант службы — срок выслуги два года;
  • Старший лейтенант и служащий в звании капитан— по три года выслуги;
  • Майор — срок выслуги четыре года;
  • Подполковник — срок службы пять лет.

Для полковника и генеральского состава срок выслуги для очередного повышения не установлен и формируется на основании личных достижений и приказа вышестоящего начальства, включая главу Министерства Обороны и Президента страны.

Если гражданин впервые поступает на соответствующую службу в федеральный противопожарный орган, то он может получить звание, которое он замещает на службе. Однако действующее законодательство ограничивает его до уровня подполковника (эта норма действует на основании статьи 45 141-ФЗ (см.)).

Специальные звания в ФПС МЧС Российской Федерации присваиваются без срока окончания до момента повышения или увольнения из федеральной противопожарной службы. Если гражданин увольняется, то звание за ним фактически сохраняется с дополнительной приставкой «в отставке». Также закон устанавливает, что гражданин может быть разжалован в немедленном порядке за нарушение законодательства (включая присуждением судимости или вынесение строго дисциплинарного наказания).

Функции противопожарной службы

Переходя к освещению функций, возложенных на плечи государственной, противопожарной службе Российской Федерации следует сослаться на принятый в 1994 году закон федерального значения, регламентирующий все вопросы пожарной безопасности в нашей стране. Документ носит название «О пожарной безопасности» под прикреплённым номером 69 –ф3. Этот документ прямо указывает на перечень функций для выполнения структурой ГПС МЧС Российской Федерации. Среди них;

— составление и строгое выполнении организационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения пожаров;

— проведение спасательных мероприятий по отношению к населению проживающему на подконтрольной ответственности территории, а также и материального имущества в случае чрезвычайной ситуации;

— организационные мероприятия при непосредственном тушении пожаров с привлечением обученного людского ресурса и специализированной колёсной техники.

Остаётся только верить и надеяться, что в любой чрезвычайной ситуации противопожарная служба всегда придет нам на выручку, как это уже было бесчисленное количество раз в будние и праздничные дни!

Статью прислал: R600

0 46

Огневая полоса психологической подготовки

Опубликовано: 13 июля, 2017

Доступно о пожарной безопасности

Огневая полоса психологической подготовки

Опубликовано: 13 июля, 2017

Для грамотной подготовки пожарных, отработки определенных навыков и действий до автоматизма, постоянного контроля и была придумана огневая полоса психологической подготовки, широко известная как огневая полоса…

  • Распорядок дня пожарных. Распорядок дня в пожарной части
  • Добровольные пожарные. Добровольная пожарная охрана. ВДПО.
  • Предел огнестойкости строительных конструкций. Таблица пределов огнестойкости конструкций

Обязанности инспекторов Госпожнадзора

Инспекторы Государственного пожарного надзора обязаны:

  • разрабатывать мероприятия (в установленном порядке), связанные с оснащением подразделений разного уровня техническими средствами пожаротушения;
  • проводить мероприятия по улучшению эффективности исследований, связанных с разработкой новых технологий пожаротушения и техники;
  • внедрять новые технологии и технику, связанную не только с тушением очагов возгорания, но и с обнаружением огня;
  • участвовать в мероприятиях, касающихся организации противопожарных мер в населенных пунктах и объектах хозяйственной деятельности;
  • разрабатывать рекомендации по усилению требований ПБ;
  • помогать отдельным производственным объектам в обучении по ПБ сотрудников и работников;
  • проведение учета количества пожаров по стране, проводят их анализ, и на основе все этого разрабатываются меры, которые помогают не допускать их снова;
  • инспекторы пожарного надзора проводят расследования возникновения пожаров, а также грубых нарушения правил и требований ПБ.

Основная же обязанность инспекторов пожарного надзора – инспектировать объекты разного назначения на предмет выявления недостатков. Если таковые были обнаружены, то они составляют предписания на их устранение с указанием недостатков и сроками исправления. Если в предписанные сроки недостатки не были устранены, то руководители или собственники объектов подвергаются административным или уголовным наказаниям.

Чаще всего инспекторы накладывают штрафы. Причинами могут быть не только невыполнение предписаний, но и грубые нарушения требований противопожарной безопасности: неисправность средств пожаротушения, использование их и техники не по назначению (например, пожарные шланги используют для полива призаводской территории), несоответствие реального количества средств и техники с паспортной.

К уголовной ответственности руководители объектов привлекаются не часто. Обычно такое происходит на основе заключения комиссии после пожара. Если возгорание повлекло за собой человеческие жертвы, то это усугубляет положение.

Государственный пожарный надзор – независимый орган. Он не подчиняется никому кроме руководства МЧС. Ни политические партии, ни общественные организации или объединения, ни депутатский корпус не вправе влиять на его работу, а тем более, на проводимые им мероприятия по правилам ПБ.

Приказ № 575

Размещение звезд на погонах среднего, старшего, высшего начальствующего состава и прапорщиков — согласно таблице:

Специальное звание полиции, внутренней службы и юстиции Расстояние от нижнего края погона до центра первой звезды, мм Расстояние между центрами звезд вдоль погона, мм
генерал полиции Российской Федерации 45 15 от верхнего края звезды до нижнего края эмблемы МВД России
генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции 25 25
генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции 25 25
генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции 50
полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции 25 25
подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции 25
майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции 50
капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции 25 25
старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции 25 25
лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции 25
младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции 50
старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции 25 25
прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции 25 25

Размещение звезд на съемных муфтах погон среднего, старшего, высшего начальствующего состава и прапорщиков — согласно таблице:

Специальное звание полиции, внутренней службы и юстиции Расстояние от нижнего края муфты до центра первой звезды, мм Расстояние между центрами звезд вдоль муфты, мм
генерал полиции Российской Федерации 30 15 от верхнего края звезды до нижнего края эмблемы МВД России
генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции 20 25
генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции 20 25
генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции 45
полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции 20 25
подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции 20
майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции 45
капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции 20 25
старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции 20 25
лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции 20
младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции 45
старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции 20 25
прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции 20 25

Размещение пластинок (полосок) на погонах младшего начальствующего состава (кроме прапорщиков) согласно таблице:

Специальное звание полиции, внутренней службы, юстиции Расстояние от нижнего края погона до пластинки (полоски), мм
старшина располагается продольно по центру погона
старший сержант 40
сержант 40
младший сержант 40

Размещение пластинок (полосок) на съемных муфтах погон младшего начальствующего состава (кроме прапорщиков) согласно таблице:

Специальное звание полиции, внутренней службы, юстиции Расстояние от нижнего края муфты до пластинки (полоски), мм
старшина располагается продольно по центру погона
старший сержант 20
сержант 20
младший сержант 20

Размещение пластинок (полосок) на погонах и съемных муфтах погон курсантов образовательных организаций высшего образования — согласно таблице:

Специальное звание полиции, внутренней службы, юстиции Расстояние от нижнего края погона до пластинки (полоски), мм Расстояние от нижнего края муфты до пластинки (полоски), мм
старшина полоска располагается продольно по центру погона пластинка располагается продольно по центру муфты над буквой «К»
старший сержант 45 40
сержант 45 40
младший сержант 45 40

На погонах (съемных муфтах) сержанта и младшего сержанта расстояние между пластинками (полосками) — 2 мм.

Петличные эмблемы металлические золотистого цвета размещаются:

на погонах съемных — на продольной осевой линии погона, на расстоянии 5 мм от нижнего края форменной пуговицы до верхнего края щита петличной эмблемы (кроме погон высшего начальствующего состава, погон для пальто шерстяных и погон с неметаллическими звездами и пластинками (полосками));

Пожарная охрана

Под пожарной охраной понимается — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

1. государственная противопожарная служба;

2. муниципальная пожарная охрана;

3. ведомственная пожарная охрана;

4. частная пожарная охрана;

5. добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

1. организация и осуществление профилактики пожаров;

2. спасение людей и имущества при пожарах;

3. организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Что такое пожарная охрана

Это совокупность органов, служб, обеспечивающих предупреждение возгораний, ликвидацию последствий. Структура проводит аварийно-спасательные работы, реагирует на вызовы граждан.

История

Пожарная служба появилась давно. Она отличалась от сегодняшней. Основные принципы заложены царем Алексеем Михайловичем. Он издал «Наказ о Градском благочинии» от апреля 1649 года. В этот период зародилась пожарная охрана.

В документе говорилось, что караульный состав должен получать вознаграждение, объезжать город с целью профилактики, наказывать тех, кто нарушил закон. Создание службы стало оправданным, подобные подразделения начали появляться по всему Российскому Государству.

Назначение


Пожарная охрана защищает население, объекты от возгорания. Она занимается организацией профилактических мероприятий, чтобы минимизировать возможность появления огня.

Структура предназначена для тушения пожаров любых типов и сложности.

Функции

Основные задачи противопожарной службы:

  • ликвидация очагов возгорания;
  • ведение работ по спасению людей, имущества;
  • взаимодействие с подразделениями при тушении пожара.

Также в функции ПО входит налаживание бесперебойной связи с медицинскими службами, коммунальщиками.

Нормативно-правовая база

Основным законом, определяющим понятие ГПС, является 69-ФЗ (21.12.1994 г.).

Статья 5 этого документа дает определение государственной противопожарной службе, перечисляет структурные подразделения, входящие в нее, и описывает круг основных задач и функциональных обязанностей.

Работа федеральной противопожарной службы регламентируется Положением, утвержденным правительственным постановлением №385 (25.04.2005 г.).

В документе определяются органы управления, организации и подразделения, которые относятся к этой структуре, функции, задачи, права и обязанности рядового и руководящего состава, военнослужащих и гражданских лиц, входящих в кадровый резерв.

Разряд

Службы пожаротушения ФПС создаются при Главных управлениях МЧС России по субъекту Российской Федерации, где не предусмотрено создание центров управления силами, а также при отрядах федеральной противопожарной службы:

  • I разряда – для обслуживания 20 и более пожарных частей;
  • II разряда – для обслуживания от 10 до 20 пожарных частей;
  • III разряда – для обслуживания до 10 пожарных частей.

При определении разрядности службы пожаротушения учитываются все подразделения, имеющие на вооружении пожарную технику и входящие в пожарно-спасательный гарнизон, независимо от их ведомственной принадлежности.

Службы пожаротушения создаются в специальных управлениях (отделах) ФПС по охране ЗАТО и особо важных и режимных организаций:

  • I разряда для обслуживания 15 и более специальных пожарных частей;
  • II – для обслуживания от 5 до 15 частей;
  • III – для обслуживания до 5 пожарных частей.

В зависимости от разряда службы пожаротушения устанавливается соответствующее количество должностей согласно требованиям приказа МЧС России от 30.12.2005 № 1027 «О дополнительных мероприятиях по формированию ФПС ГПС» (приложения № 7 и № 23).

Основные термины и определения

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожарная опасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Пожарная безопасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Пожарное депо – объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.

Эвакуация – процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

Эвакуационный выход – выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.

Эвакуационный путь (путь эвакуации) – путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

ПС субъектов Российской Федерации

В отличие от Федеральной ПС служба пожарной безопасности края, области, республики организуется органом исполнительной власти субъекта РФ. В их компетенции создание положения, структуры, штатного расписания, устава. Однако, разговор о полной самостоятельности не идет, в своей работе субъекты РФ пользуются рекомендации МЧС России, единый подход связывается с индивидуальными особенностями.

Как правило, дислокация и численность подразделений по тушению огня принимается из расчета времени прибытия спасателей: для городов – 10 минут, для сельской местности — 20 минут. Их основные функции и задачи направлены на:

  • тушение огня;
  • спасение людей, имущества, ценностей, культурного наследия;
  • профилактические меры.

Противопожарная пропаганда

По договоренности с федеральными структурами выполняются и другие важные функции:

  1. анализ безопасности, прогнозирование возгораний;
  2. ведение статистического учета;
  3. участие в научной работе и создании новых нормативных актов (законов, положений, постановлений);
  4. обеспечение противопожарной грамотности;
  5. участие в региональных программах.

Кроме этого, ПС субъектов РФ сотрудничает с ведомственными, добровольными ПО.

Если ФПС существует за счет государственного обеспечения, то финансирование ПС краев, областей, республик происходит за счет:

  • бюджета субъекта РФ;
  • целевых средств, выделенных для проведения региональных программ;
  • денежных средств от оказания платных услуг;
  • пожертвований, взносов, не противоречащих законам России.

Пожарная охрана в России

Так называется комплекс организаций, которые занимаются профилактикой, ликвидацией возгораний, проведением спасательных мероприятий.

К этой структуре относятся центры разного ведомственного подчинения и любых форм собственности.

Государственная противопожарная служба

В 2005 году была разделена на две части.

  1. Федеральную, в нее входят:
    • руководство МЧС и его структуры;
    • органы управления Министерства в субъектах России;
    • Госпожнадзор;
    • научно-исследовательские институты по пожарной безопасности, исследованию, разработке технических и химических средств для тушения возгораний;
    • специальные объекты и воинские отряды.
  2. Территориальную, к которой относятся местные и договорные пожарные подразделения. Несмотря на такую классификацию, вторая группа подчинена первой и является частью гарнизонов, главным центром управления которыми остается МЧС России.

Муниципальная

Местные структуры управления создают отряды, финансируемые из собственных средств территориального образования. Одной из главных целей формирования подразделений является повышение пожарной безопасности этого муниципалитета.

Такие бригады входят в гарнизоны охраны и привлекаются на ЧС за пределами собственной зоны ответственности.


Задачи отряда:

  • профилактика возгораний, контроль ПБ на своей территории;
  • ликвидация огня, помощь людям, снижение имущественных убытков;
  • разработка, планирование эффективных мероприятий для ЧС;
  • выезд на другие территории для оказания помощи по тушению огня в соответствии с регламентами МЧС.

Ведомственная

Организация специальной пожарной охраны в различных учреждениях регламентирована статьей 12 закона №69-ФЗ.

В документе сказано, что создание такой структуры согласовывается с федеральным о́рганом.

Ведомственной ПО дается право:

  • при угрозе возгорания приостанавливать функционирование учреждения, запрещать проведение отдельных работ;
  • контролировать пожарную безопасность (ПБ) на воздушных судах и для всех видов водоемов (река, море);
  • брать на себя обеспечение ПБ в консульских, дипломатических, учреждениях в стране и за рубежом.

Частная

Федеральным законом №69 регламентируется и этот вид деятельности (ст.12.1). Документ допускает создание коммерческих подразделений ПО, численность и оснащение которой определяются собственником. Помощь в таком случае команда оказывает на основании заключенных договоров.

Нештатная

Эти службы организуются как подразделения гарнизонов пожарной охраны для выполнения определенных задач.

Как правило, в управлениях территориального подчинения обычно есть отделы:

  • газодымозащиты;
  • технические;
  • освещения, связи;
  • оперативные;
  • профилактические;
  • химические, радиационные.

В местных допускается отсутствие последнего пункта.

Возглавляют эти службы должностные лица МЧС.

Добровольная

Местные или объектовые подразделения, принимающие участие в мероприятиях по ликвидации возгораний, спасательных, профилактических, оснащенные первичными устройствами пожаротушения (помпы, огнетушители), называются пожарными дружинами.

Фактически это добровольное объединение людей, права и обязанности которых прописаны в законе №100-ФЗ (06.05.2011 г.).

Таким образом, на вопрос, пожарные это МЧС или нет, можно ответить, что не каждый является сотрудником министерства, но в случае возникновения чрезвычайной ситуации поступает в распоряжение и под управление МЧС.


К сведению. Не стоит называть пожарного пожарником. Последний термин появился в 1812 году после того, как Наполеон сжег Москву.

По деревням ходили попрошайки, которые просили помощи на восстановление жилья. И В. А. Гиляровский определял термин «пожарник» как погорелец.

Нормативно-правовое регулирование и управление

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности – установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.

Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности.

Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем принятия соответствующего технического регламента.

Выводы

По закону Российской Федерации в государстве пять структур, на которых лежит ответственность за безопасность. Они отличаются между собой. У них одна цель – защита людей от пожара. Для этого они выполняют все, что в их силах. Но в огне не перестают гибнуть граждане. Это часто происходит по собственной вине. Требуется соблюдать технику пожарной безопасности как на производстве, так и в домашних условиях.

Специальные подразделения для устранения очагов возгорания, как пожарно-спасательная часть, также направлена на устранение возникшей чрезвычайной ситуации.

Детальная информация видна на видео: