Пожарная охрана: история, виды и задачи

Средства для решения задач:

поддержание боевой готовности личного состава;
поддержание работоспособности технических средств пожаротушения;
поддержание возможности оперативного реагирования на возгорания и сообщения о пожарах;
непосредственно ликвидация пожаров, выполнение спасательных мероприятий;
выполнение контроля над поддержанием противопожарной дисциплины на объекте;
выработка регламентов и рекомендация по поддержанию на объекте должного уровня безопасности;
обучение сотрудников обслуживаемого предприятия или жителей населенного пункта мерам предосторожности, порядку действий при возгорании, обращению с первичными средствами пожаротушения.

ЧПО проходят периодические проверки деятельности и боеготовности

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы стать пожарным командного состава после школы, нужно поступить в учебные заведения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

  • Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России;
  • Академия гражданской защиты МЧС России;
  • Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • Академия Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России.

До поступления школьникам можно попытаться взять направление на обучение. Для этого следует обратиться в управление кадров Главного управления МЧС вашего региона или в отделах кадров местных подразделений МЧС.

В высшие учебные заведения МЧС принимаются лица, достигшие 17 лет, окончившие школу, колледж или техникум и годные по состоянию здоровья

Пройти медицинскую комиссию – важно и сложно. Годен ли поступающий, определяют по медицинскому заключению и психофизиологическому обследованию военно-врачебной комиссией по месту жительства

Кроме того, абитуриенту предстоит пройти медицинское освидетельствование на базе поликлиники учебного заведения.

Поступление в вузы МЧС – процесс непростой: следует сдать результаты ЕГЭ по нескольким предметам и ряд экзаменов. Так, чтобы стать курсантом Академии государственной противопожарной службы МЧС, нужно предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, физике. Кроме того, предстоит сдать дополнительный экзамен – математику письменно. И это еще не всё. Абитуриенту нужно будет сдать практический экзамен по физической подготовке – бег на 100 м, кросс на 3 км и подтягивание. Чтобы получить максимальное количество баллов, нужно подтянуться 12 раз, пробежать стометровку за 13,6 секунд, а три километра – за 11,55 минуты.

Обучение в вузах МЧС не очень похоже на учебу в других учебных заведениях. Пожарно-тактический цикл, например, включает в себя физико-химические основы развития и прекращения горения, пожарную тактику. Цикл военной и физической подготовки – это физическая культура, безопасность жизнедеятельности, строевая подготовка. Электротехнику и электронику, термодинамику и теплопередачу, пожарную безопасность электроустановок, объектов и населенных пунктов изучают в цикле «Пожарная безопасность». Есть также циклы практического обучения, организации деятельности пожарных служб, пожарной техники.

Неотъемлемая часть вузов МЧС – это учебные пожарные и технические части, стадионы. На них проходит практическое обучение курсантов. В Воронежском институте Государственной противопожарной службы МЧС России, например, есть стрелковый тир, учебная башня, полоса психологической подготовки.

Занятия курсанты этого вуза проходят на тактическом поле, войсковом стрельбище, бассейнах и открытых водоемах. В летнее время учащиеся выезжают в военно-спортивный лагерь, расположенный на берегу реки Дон.

Физподготовке будущих пожарных уделяют особое внимание. Они выпускаются кандидатами и мастерами различных видов спорта, среди которых – особый пожарно-прикладной спорт

В него входят комплексы разнообразных приемов, используемых в практике тушения пожаров: подъем по штурмовой лестнице на учебную башню, пожарная эстафета, боевое развертывание и др.

Рядовой состав пожарных подразделений готовят в колледжах по направлению «Пожарная безопасность»:

  • Пожарно-спасательный колледж «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»;
  • Технический пожарно-спасательный колледж имени Героя Российской Федерации В.М. Максимчука;
  • Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж;
  • Волгоградский экономико-технический колледж и др.

Кроме того, получить эту профессию можно на курсах при пожарных частях.

Какими бывают подразделения пожарной охраны

К муниципальной пожарной охране относятся подразделения, организованные для борьбы с огнем в муниципальном образовании (его городских и сельских поселениях), а также — на конкретных объектах.

Главная задача — проводить в муниципальных поселениях профилактику пожаров, их тушение и осуществлять необходимые аварийно-спасательные работы. Участвовать в ликвидации огня на объектах, спасать людей и их имущество.

Есть и другие виды пожарной охраны. Ведомственные подразделения создаются при федеральных органах исполнительной власти или в конкретных организациях. Их структура и условия деятельности согласовываются с положениями ГПС.

К частной пожарной охране относятся подразделения, созданные в городах и прочих населенных пунктах и при отдельных организациях на основе самоокупаемости. Т. е. они работают согласно заключенным договорам. Их деятельность обязательно должна быть лицензирована в соответствии с законодательством РФ.

Виды пожарной охраны этим не исчерпываются. Еще один из них — добровольная. Под ней понимают совокупные силы общественных объединений, отдельных граждан и юридических лиц, действующих в борьбе с пожарами по собственной инициативе, то есть защищающих от огня добровольно. Существуют такие подразделения чаще всего в небольших населенных пунктах, где отсутствует пожарная часть.

Первые бригады

Согласно дошедшим до нас документам, до 1472 года все нормативные акты, касающиеся пожаротушения, сводились лишь к правилам обращения с огнем. Так, в той же «Русской правде» и далее в «Правде Ярославовичей», «Пространной правде», которые в то время считались основными законами, было указано лишь наказание за преднамеренный поджог. История развития пожарной охраны начинается во времена правления Василия II, который в 1434 году издал указ, регулирующий обращение с огнем в быту и ремеслах.

Первые попытки упорядочить борьбу с огнем принадлежат Ивану III. Именно он считается царем, с которым связано создание истории традиций пожарной охраны на Руси. Даты следуют одна за другой:

  • 1472 г. подписание правил режимного характера, которые регулировали использование печей, свечей и лучин;
  • 1493 г. во избежание крупных пожаров в Москве начинают рыть заградительные рвы и строится специальный разрыв от стен Кремля на 200 м, возводятся гидротехнические сооружения;
  • 1497 г. в Судебнике прописывается наказание в виде смертной казни за поджог;
  • 1504 г. была организована пожарно-сторожевая охрана.

При Иване III появились и первые подразделения. Создание бригад из числа военных стало вынужденной мерой после разрушительного московского пожара в 1504 году. На то время в столице проживало почти 40 тыс. человек, постройки были преимущественно деревянные, поэтому царь вынужден был приступить к реформированию службы. Сначала ввели правила для ремесленников, в которых был прописан запрет на плавильни и топки для кузнецов. Чтобы снизить риски пожаров, «промышленные» объекты было велено вывести за пределы жилых построек.

Пожарно-сторожевая охрана в то время представляла собой сформированные из числа военных бригады, которые дежурили на заставах. В помощь им с каждых 10 дворов выделялось по 1 горожанину. Заставы представляли собой запирающиеся на ночь решетки-рогатки, установленные по концам улиц. Суть работы заключалась в контроле закрепленных за бригадой улиц с целью предупреждения воровства и преднамеренных поджогов.

Основным методом борьбы с огнем был снос близлежащих построек. Горящие объекты накрывали войлочными или брезентовыми щитами и обильно поливали их водой. С этой целью в крупных городах развивали систему самотечных водопроводов, которая появилась на Руси еще в XI-XII веках. Технических средств подавления огня на то время не существовало: огнеборцы пользовались ведрами, топорами, ломами, бердышами, баграми, заступами, лестницами.

Новый виток в истории российской пожарной охраны связан с правлением Ивана IV (Грозного). В 1547 и 1582 годах он издает режимные правила для обращения с огнем в Москве, которые с 1583 года распространяются на все царство. Первым прогрессивным решением Ивана IV стало требование обустройства на крышах домов чанов с водой. Такой шаг считался предупредительным и помогал оперативно тушить пожар до массового возгорания. В 1550 году в Москве организуется служба пожарных стрельцов, которые в случае возгорания должны были оперативно подавать воду, копать рвы, создавать предупредительные разрывы путем сноса стоящих на пути пламени сооружений.

Начинания Ивана Грозного продолжил Борис Годунов. В 1603 году с целью «береженья от огня» в Москве создали 11 округов, возглавляемых боярами.

Это интересно: Экологический критерий

Система связи и ее элементы

Связующий компонент является специальным видом получения и передачи уведомлений о возникших бедствиях, пожарах, техногенных катастроф.

В основе ее лежит передача сообщений от граждан, и различных автоматических сигнальных средств, отвечающих за пожарную безопасность. Информация в короткие сроки поступает на основной центр, управляющий системой связи (ЦУС), а также на пункт связи территориальной пожарной части (ПСЧ).

Система связи представляет собой современный технически оснащенный организационный комплекс.

Включает следующие компоненты:

  • узел связи, который объединяет всё оборудование для эффективного обмена сообщениями с управляющими органами, противопожарными подразделениями и должностными лицами;
  • канал связи включает технические силы, которые обеспечивают обмен необходимой информацией. Это передатчик, устройства для приема сообщений и сама линия связи;
  • обслуживание за состоянием связующего оборудования. Этот компонент включает проведение проверок работоспособности всех средств, подготовка их к транспортировке, обеспечение хранения;
  • эксплуатационно-технические мероприятия согласно документации;
  • средства – это общая база, которая собирает, обрабатывает и распределяет поступившие сообщения. В них также хранится вся полученная информация в течение установленного срока;

Ресурсы направлены на соблюдение точности передаваемой информации. Все технические средства обладают определенным уровнем износа, т.е. временем наработки до списания.

Связь в пожарной системе осуществляет ряд функций:

  1. эффективно принимает и отправляет в необходимые инстанции уведомления о ситуациях чрезвычайного характера;
  2. производит по запросу отправку дополнительного оборудования для недопущения или устранения пожароопасной обстановки;
  3. проводит наблюдение за подразделениями, которые участвуют в ликвидации возгораний;
  4. осуществляет своевременный обмен оперативными данными между пожарными расчетами и вспомогательными подразделениями, с которым ведется сотрудничество в ситуации ликвидации пожара;
  5. оповещает государственные органы и вышестоящие инстанции обо всех изменениях в ходе противопожарной деятельности.

Система связи и ее элементы

Важнейшую роль в эффективной работе пожарной охраны играет связь. С ее помощью осуществляется своевременное извещение службы о месте и масштабах возгорания, что позволяет в дальнейшем быстро отреагировать и предпринять соответствующие меры по его устранению.

Система пожарной охраны представляет собой тесное взаимодействие нескольких служб. Так, информирование о пожаре одного звена ведет к быстрой и координированной работе других подразделений. Основными элементами системы связи являются стационарные и передвижные приемопередатчики, а также специальное оборудование, которое осуществляет контроль их работы.

Основная суть связующего компонента – это передача информации о возникшем пожаре гражданами и автоматизированными сигнальными устройствами в основной центр, который управляет общей системой связи, и территориальный пункт связи пожарной части.

К основным элементам системы связи относятся:

  • узел – система, осуществляющая передачу и обмен информацией между пожарными отделениями, должностными лицами и контролирующими органами;
  • канал – способ обмена сведениями, который включает в себя: линию связи, передатчик и аппарат для приема сообщений;
  • аппаратура – система, собирающая, обрабатывающая, распределяющая и хранящая все поступившие сообщения. Используется для записи всех вызовов. На их основании анализируются проведенные противопожарные мероприятия, и составляется отчет;
  • контроль работы оборудования – мероприятия по обслуживанию, обеспечению работоспособности, транспортировке и хранению технической составляющей.

Функции системы связи:

  1. Своевременное оповещение противопожарных подразделений о возникших чрезвычайных ситуациях, пожарах и других катастрофах.
  2. Направление необходимого количества бригад и техники для эффективного устранения возгорания.
  3. Отслеживание работы бригад, осуществляющих тушение пожара.
  4. Мониторинг безопасности работников подразделений благодаря актуальной информации.
  5. Возможность в случае необходимости связаться со вспомогательными подразделениями и остальными службами.
  6. Оповещение государственных органов, ведомственных структур, городских учреждений о пожароопасной обстановке.

Гарнизонная служба n Гарнизонная служба пожарной охраны

Гарнизонная служба

n Гарнизонная служба пожарной охраны организуется для централизованного и квалифицированного руководство пожарными подразделениями. Подразделения, а также учебные заведения пожарной охраны, расположенные в населенном пункте независимо от их ведомственной принадлежности, составляют гарнизон пожарной охраны.

Гарнизоны образуются на территории субъектов Российской Федерации (территориальные), городов и сельских районов (местные). Гарнизоны городов и сельских районов входят в состав соответствующих гарнизонов субъектов Российской Федерации.

Границы местного гарнизона определяются приказом начальника соответствующего территориального органа управления ГПС субъекта Российской Федерации (далее — УГПС или ОГПС).

n n Основными задачами гарнизонной службы являются: создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона для тушения пожаров; создание единой системы управления силами и средствами гарнизона; организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения; организация и проведение общегарнизонных мероприятий. |

Совет

Нештатные службы гарнизона n n Нештатные службы гарнизона являются нештатными органами управления.

гарнизоном, создаются и возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава ГПС на основании приказа начальника УГПС(ОГПС).

В состав нештатных служб включаются должностные лица и подразделения ГПС, выполняющие функции обеспечения гарнизонной службы. В территориальных и местных гарнизонах создаются следующие нештатные службы: -управления -газодымозащитная -техническая -связи

Должностные лица гарнизона -начальник гарнизона; n -оперативный дежурный; n — диспетчер гарнизона; n — начальник НГДЗС n — начальник НТС n — начальник НСС n

Оперативный дежурный гарнизона n Оперативным дежурным гарнизона (далее оперативный дежурный) является старшее должностное лицо дежурной смены СПТ, если иное не установлено начальником гарнизона.

При отсутствии в гарнизоне СПТ оперативным дежурным назначается в соответствии с утверждаемым начальником гарнизона графиком должностное лицо среднего или старшего начальствующего состава подразделений ГПС (за исключением начальников караулов).

Диспетчер гарнизона n Диспетчером гарнизона является старшее должностное лицо дежуркой смены ЦППС, а при отсутствии ЦППС — дежурный диспетчер (радиотелефонист) подразделения ГПС, осуществляющий прием вызовов по телефонным линиям связи с номером «01». Диспетчер гарнизона в оперативном отношении подчиняется оперативному дежурному, а по вопросам эксплуатации и технического обслуживания средств связи — начальнику НСС.

Обратите внимание

Начальник нештатной газодымозащитной службы. n Начальником НГДЗС назначается в соответствии с требованиями статьи 18 устава должностное лицо ГПС, имеющее допуск к работе в кислородных изолирующих противогазах или аппаратах на сжатом воздухе (далее — изолирующих противогазах).

Начальник нештатной технической службы n Начальником НТС назначается в соответствии с требованиями ст. 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее удостоверение на право управления автомобилем.

Начальник нештатной службы связи n Начальником НСС назначается в соответствии с требованиями ст. 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее допуск к работе со средствами связи. Существует принципиальная схема автоматизированной системы связи и оперативного управления гарнизона.

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ ДИСПЕТЧЕР ЦППС АССО УПО ОТДЕЛЕНИЕ ЭВМ ОТДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ОБЪЕКТ ОТДЕЛЕНИЕ СВЯЗИ ДЕЖУРНЫЕ СВЯЗИСТЫ ПСЧ

проводится с учетом складывающейся обстановки передислокация сил и средств подразделений гарнизона уточняется порядок взаимодействия со Структурными подразделениями МВД, ГУВД, воинскими подразделениями, службами жизнеобеспечения города (района, объекта), региональными центрами и территориальными штабами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Усиливается охрана зданий и территорий подразделений гарнизона; создается необходимый дополнительный резерв горючесмазочных материалов и огнетушащих веществ; организуется при необходимости постовая и дозорная служба.

Направления и принципы взаимодействия пож охраны по вопросам организации тушения пож другими службами Взаимодействие гарнизона пожарной охраны с водопроводной, коммунальной, энергетической, медицинской и другими городскими службами.

Начальники (руководство) и их обязанности

Начальником гарнизона является старший по должности начальник пожарной охраны. Он является старшим руководителем тушения пожара в гарнизоне и несет персональную ответственность за четкость организации гарнизонной службы.

Общее руководство территориальным гарнизоном пожарной охраны осуществляется начальником Главного управления.

Начальниками гарнизонов пожарной охраны являются:

  • территориального – старшее должностное лицо Главного управления, из числа начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее – ФПС), допущенное в установленном порядке к руководству тушением пожаров;
  • местного – начальник подразделения ФПС по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования или сотрудник ФПС, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожара; при отсутствии на территории муниципального образования ФПС – должностное лицо подразделения иных видов пожарной охраны, определяемое начальником Главного управления по согласованию с органом местного самоуправления и имеющее обязательный допуск для выезда на пожары в качестве руководителя тушения пожара.

Начальники территориального и местного гарнизонов пожарной охраны, являющиеся сотрудниками ФПС, назначаются приказом начальника Главного управления по согласованию с начальником соответствующего регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Начальник местного гарнизона пожарной охраны, не являющийся сотрудником ФПС, назначается приказом руководителя органа местного самоуправления и согласовывается с начальником соответствующего Главного управления.

Начальник гарнизона управляет силами и средствами пожарной охраны гарнизона через оперативного дежурного по гарнизону и старшего диспетчера (радиотелефониста) Центрального пункта пожарной связи (ЦППС).

Основные обязанности начальника гарнизона пожарной охраны:

  • организация и контроль гарнизонной службы;
  • определение должностных лиц гарнизона пожарной охраны и разработка их должностных обязанностей;
  • определение порядка руководства тушением пожаров;
  • определение порядка выезда оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны на пожары и проведение аварийно-спасательных работ, а также их компетенции;
  • организация в установленном порядке получения допусков на право руководства тушением пожаров оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны;
  • руководство нештатными службами гарнизона пожарной охраны;
  • организация пожарно-тактической подготовки в гарнизоне пожарной охраны;
  • обобщение передового опыта несения службы пожарной охраны;
  • организация и руководство работой опорных пунктов по тушению крупных пожаров (далее – ОПТКП);
  • организация нештатных оперативных штабов пожаротушения, определение порядка их привлечения к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
  • контроль за выполнением правил охраны труда при несении гарнизонной службы.

Резюмируем

Договоры с ЧПО заключаются на основании Гражданского кодекса России, и полностью регулируются им. Пользоваться услугами команд могут предприятия, частные лица, администрация населенных пунктов. К ЧПО относятся команды предприятий, которые формируются специально для борьбы с возгораниями. Частная пожарная охрана работает на территориях, входящих в их компетенцию. Выезд за пределы возможен только по согласованию с руководством. Если получен отказ, ЧПО не несет ответственности за возгорания и ущерб. Практика показывает, что частные команды пожарным очень эффективны. Их действия оперативны и адекватны объекту. Предприятия и организации, пользующиеся их услугами, вряд ли откажутся от услуг ЧПО.

Муниципальная пожарная охрана

Муниципальная пожарная охрана формируется в любой местности, где решит разместить такое учреждение орган местного самоуправления. Разрешается создание данной организации только в пределах четких границ одного муниципального образования. Сотрудники занимаются решением вопросов обеспечения безопасности. Основные виды пожарной охраны помогают сократить число вызовов, если работают регулярно.

В перечень элементов данной организации включены:

Главные цели, которые ставятся перед работниками муниципальной охраны:

  1. Организация и проведение сотрудниками работ по профилактике и предотвращению последствий пожара, а также осуществление прекращения огня.
  2. Аварийно-спасательные работы, в том числе и при выгорании массивов леса, если ситуация представляет угрозу для конкретного муниципального учреждения.
  3. Спасение людей и ценного имущества из огня.
  4. Принятие участия в тушении пожаров, которые охватывают другие муниципальные образования, если на отвечающем за этот процесс пункте наблюдается нехватка работников.

Подразделения ГС ГПС

Для объемной реализации всех задач гарнизонной службы сформированы различные виды подразделений внутри структуры пожарной охраны:

  • Оперативные. В состав этого отдела входят все оперативные сотрудники ГПС, включая командный состав. Отдел создается для обеспечения своевременного реагирования, минимизации времени подготовки, сбора и выезда. В этих целях проводятся регулярные учения и проверки. Руководит ей штатный начальник.
  • Газодымозащитная. Этот отдел специализируется на действиях при тушении возгораний на объектах, где в воздухе образуются соединения, опасные для дыхания. Сотрудники контролируют технические средства, включая дымососы и оборудование, формирующее защиты от дыма, средства, используемые для обучения сотрудников, тренировочные снаряды и устройства. Руководит структурой один из командиров ГПС.
  • Связь. Отдел занимается обеспечением эффективной связи: телефония, средства компьютерной коммуникации, радиосвязь и другие.
  • Техническая. В ведомстве этого отдела находятся вся совокупность техсредств, включая ГСМ и огнетушащие составы. Руководство осуществляет штатный командир от ГПС.
  • Профилактика. Сотрудники этого отдела занимаются проведением профилактики: предупреждение возгораний, выявляют нарушения порядка, обеспечивают эффективные факторы для ликвидации ЧС и оперативного устранения последствий.

Проверки гарнизонной и караульной службы выполняются начальниками подразделений пожарной охраны. Общую готовность проверяет руководитель всего формирования.

Неплановая проверка состояния пожарных

А что за городом?

Очень важны мероприятия по профилактике торфяных и лесных пожаров. Чтобы защитить леса и торфяные массивы, служба пожарной охраны делает прогнозы обстановки на каждый из весенне-летних и осенних периодов, систематически дополняет и уточняет их.

На их основе разрабатываются комплексы защитных мероприятий.

Прогнозы строят, исходя из данных по наличию и свойствам горючих материалов, метеоусловиям, характеру местности, присутствию водных источников и пр.

Главные факторы пожарной интенсивности — скорость ветра и влажность воздуха. На основе полученных данных ведутся противопожарные профилактические мероприятия в виде строительства водоемов и противопожарных барьеров, поддержания в порядке защитных полос, резерва средств связи и технических средств по защите от огня.

Основные положения пожарной защиты и профилактики

ППБ-01-03 (сокращенное обозначение правил пожарной безопасности в РФ) устанавливают те стандарты, которых требуется придерживаться, прогнозируя пожарную обстановку на объекте и обеспечивая его безопасность.

Главное из условий, которые должны соблюдаться для предотвращения возгорания — отсутствие контакта горючей среды и источника огня. Для этого следует тщательно анализировать наличие на объекте таких компонентов и принимать комплекс мер по предотвращению их взаимодействия.

Другое требование — наличие надежной системы защиты от огня

Это особенно важно там, где технологический процесс подразумевает постоянное присутствие как горючей среды, так и источников зажигания

Пожарно-техническим обследованием (ПТО), проводимым в рамках аудита безопасности объекта, устанавливаются источники зажигания и горючие материалы и предлагаются соответствующие мероприятия, направленные на устранение опасности.

По взаимодействию со службами жизнеобеспечения

Заместитель начальника гарнизона по взаимодействию со службами жизнеобеспечения назначается в целях руководства взаимодействия со службами жизнеобеспечения населения муниципального района (образования). Непосредственно подчиняется начальнику гарнизона.

В случае временного отсутствия заместителя начальника гарнизона по взаимодействию со службами жизнеобеспечения, его обязанности возлагаются на соответствующее старшее должностное лицо.

Обязанности

Заместитель начальника гарнизона по взаимодействию со службами жизнеобеспечения обязан:

  • знать оперативную обстановку на территории гарнизона;
  • организовывать взаимодействие со службами жизнеобеспечения населения муниципального района (образования), а именно скорой медицинской помощи, объектами жилищно-коммунального хозяйства, полиции и другими службами, действующими на функционирование городского (сельского) образования либо объекта путем обеспечения периодического обмена информацией по линиям телефонной или радиосвязи (предоставления сведений, сводок) о наличии сил и средств на дежурные сутки, а также информацией о всех плановых (аварийных) отключениях и аварийных работах на предстоящие сутки;
  • вести учёт совместно проводимых мероприятий по ликвидации ЧС;
  • разрабатывать оперативные и организационные документы;
  • разрабатывать и утверждать соглашения (совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения (подразделениями пожарной охраны и станций скорой медицинской помощи, территориальным органом внутренних дел, дежурно-диспетчерскими службами администрации, тепло, водо, газо, электроснабжающих организаций), устанавливающими порядок оповещения и выезда специалистов на ликвидацию ЧС и происшествий, характер и порядок работ, осуществляемых службой во время проведения АСР, порядок обмена информацией;
  • обеспечивать проведение совместных ПТУ и ПТЗ, КШУ со службами жизнеобеспечения по отработке порядка обмена информаций при угрозе или возникновении ЧС, а также порядка применения сил и средств, порядка привлечения техники и личного состава служб жизнеобеспечения к ликвидации ЧС;
  • контролировать работу диспетчеров пожарно-спасательного гарнизона в плане обмена информацией с дежурно-диспетчерскими подразделениями служб жизнеобеспечения;
  • знать гидрометеорологическую обстановку в районе на текущие и следующие сутки.

Права

Заместитель начальника гарнизона по взаимодействию со службами жизнеобеспечения имеет право:

  • проверять готовность подразделений гарнизона к тушению пожаров и проведению АСР, в части касающейся;
  • согласовывать в установленном порядке заявки на материально-техническое обеспечение;
  • разрабатывать сценарии и участвовать в проведении совместных учений и тренировок со службами жизнеобеспечения;
  • согласовывать и подписывать документы в пределах своей компетенции;
  • запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии взаимодействия со службами жизнеобеспечения в органах управления и подразделениях гарнизона, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам взаимодействия со службами жизнеобеспечения;
  • направлять руководителям органов управления и подразделений гарнизона предложения по организации и устранению недостатков во взаимодействии со службами жизнеобеспечения;
  • требовать от подчиненных должностных лиц исполнения приказов, распоряжений, нормативных документов по вопросам оперативно-служебной деятельности нештатных служб территориального и местных гарнизонов;
  • запрашивать и получать требуемую информацию о деятельности нештатных служб территориального и местных гарнизонов, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам их организации и функционирования;
  • вносить руководителям органов управления и подразделений ГПС предложения по совершенствованию оперативно-служебной деятельности нештатных служб территориального и местных гарнизонов;
  • вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений ГПС предложения о поощрении и наказании должностных лиц нештатных служб территориального и местных гарнизонов.

Основные термины и определения

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожарная опасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Пожарная безопасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Пожарное депо – объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.

Эвакуация – процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

Эвакуационный выход – выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.

Эвакуационный путь (путь эвакуации) – путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.