Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления

Оглавление

Основные термины закона

С целью доступности информации, закрепленной конкретным законодательным актом, всем гражданам, в нормативном правовом документе дается разъяснение употребленной терминологии:

  • муниципальный район – группа заселенных территорий (область), а также земли между ними, расположенные в близлежащей местности, в территориальных границах которых органы власти уполномочены решать проблемы локального характера (в отношении указанных территорий), а также выполнять государственные распоряжения, делегированные на законодательном уровне РФ;
  • городской округ – населенный пункт, не имеющий отношение к территории муниципального района, власть которого уполномочена осуществлять решение вопросов, возникающих на уровне муниципалитета (перечень полномочий закрепляется действующими нормативными правовыми актами России), а также исполнять полномочия, переданные федеральными органами власти;
  • городское поселение включает городскую или поселковую местность, на территории которой локальным управлением занимается непосредственно население (ОМС при избирательном методе);
  • должностное лицо органов местной власти – гражданин, занимающий должность на основании подписанного трудового соглашения или назначенный в результате выборов, наделенный полномочиями распорядительного и исполнительного характера, направленными на урегулирование вопросов локального значения, а также организацию деятельности органов местной власти;
  • член выборного ОМС – гражданин, занимающий должность в органах местной власти, организованных на местных выборах (кроме представительских органов муниципальных образований).

Структура местной власти

Власть в административно-территориальных единицах имеет иерархическую структуру, которая включает:

  • лицо, возглавляющее муниципалитет;
  • орган, организованный на основании избирательного принципа (представительный);
  • администрация населенного пункта (орган, наделенный исполнительными полномочиями, а также функциями распорядительного характера);
  • структура, уполномоченная осуществлять контроль над ОМС;
  • Иные должностные лица, а также структуры, закрепленные уставной документацией муниципалитета и наделенные индивидуальными полномочиями по решению проблем локального характера (местный уровень).

Действующее законодательство Российской Федерации обязует каждый муниципалитет в обязательном порядке включать в свою структуру первые три из выше представленных составляющих ОМС (представительный орган, глава администрации и непосредственно администрация). Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ФЗ №131.

Местная власть сельского поселения наделена правом закрепления в уставной документации возможности формирования органа с функциями исполнительного и распорядительного характера, во главе которого будет избран (назначен) председатель.

Все вопросы организации деятельности структурных единиц органов самоуправления, перечень полномочий, которыми они наделены, порядок и способ их реализации закрепляются и регламентируются на уровне закона, а также дублируются и в обязательном порядке дублируются в уставе муниципального образования.

Ответ

Нормы ч. 3 ст. 91 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ч. 4 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют только уполномоченные органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из норм ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что одним из основных признаков органов местного самоуправления является наличие у них собственных полномочий по решению вопросов местного значения. Положения Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривают возможность включения органов местного самоуправления в структуру иных органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. При этом органы местной администрации не могут иметь статус органов местного самоуправления, поскольку они являются лишь структурными подразделениями местной администрации и не обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В ст. 6 БК РФ казенное учреждение определяется как государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Учитывая, что органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, органы местной администрации как юридические лица также должны приобретать статус казенных учреждений, поскольку они, как и в случае с органами местного самоуправления, осуществляют исполнение муниципальных функций.

Казенному учреждению запрещается выступать учредителем (участником) каких-либо юридических лиц (ч. 4 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Данное требование применяется также в отношении органов местной администрации, как казенных учреждений.

Необходимо также учитывать, что органы местного самоуправления, а также органы местной администрации наделяются статусом юридического лица для осуществления собственной финансово-хозяйственной деятельности, участия в гражданском обороте от своего имени для удовлетворения исключительно собственных материально-технических, организационных и иных потребностей. Во всех остальных случаях органы местного самоуправления действуют как органы публичной власти для реализации публично-властных полномочий, участия в гражданском обороте от имени и в интересах муниципального образования, являющегося самостоятельным участником гражданских отношений (ст. 124 – 125 ГК РФ). В связи с этим, органы местного самоуправления осуществляют функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, как органы публичной власти, а не как юридические лица в качестве казенных учреждений.

Таким образом, органы местной администрации (как структурные подразделения местной администрации, так и как казенные учреждения) не могут быть наделены непосредственно функциями и полномочиями учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ от имени муниципального образования могут приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. В связи с этим руководитель отраслевого органа администрации муниципального района, являющейся должностным лицом местного самоуправления, от имени муниципального образования может приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, в случае, если такая возможность будет предусмотрена уставом соответствующего муниципального образования.

Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения

1. Обеспечение участия населения в решении
вопросов местного значения. Местное самоуправление призвано обеспечить
самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного
значения

Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть
создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного
самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся: а) наличие выборных
органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности
институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для
решения вопросов местного значения

Участие населения муниципального образования в
решении местных дел осуществляется через выборные и другие органы местного
самоуправления, а также непосредственно.

Формы местного самоуправления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Тем самым предусмотрены 2 основные группы форм осуществления населением местного самоуправления (далее МСУ).

Первая группа – форма непосредственной или прямой демократии. Вторая группа – формы представительной демократии – выборные и другие органы МСУ.

Ключевой формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления является референдум на местном уровне. Он организуется и проводится на всей территории муниципального образования. Его целью является решение наиболее важных вопросов местного значения в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Участие в местном референдуме регламентировано законодательством. Так, в местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах того муниципального образования, где проводится референдум. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами МСУ.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами МСУ, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти. – муниципальные выборы. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов представительного органа, главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Иной формой местного самоуправления считается проведение муниципальных выборов. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов представительного органа, главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. К такому типу голосования относят:

  1. голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;
  2. голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования. Другими словами сход граждан сход граждан.

В муниципальных образованиях с численностью избирателей не более 100 человек представительный орган не создается, а для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, который созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при участии более половины жителей, обладающих избирательным правом .

Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления

2. Управление муниципальной
собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления*.
Каждое
муниципальное образование имеет муниципальную собственность и местный бюджет.

* См.: Федеральный закон «О финансовых основах
местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464; 1999. № 28.
Ст. 3492.

Свое социальное предназначение местное
самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным
имуществом,  формируя и рационально используя местные финансы. Государство
признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать все эти
вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное
самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления
муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.

Права собственника в отношении имущества и
местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени
муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в
случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных
образований, – непосредственно население.

Органы местного самоуправления в соответствии с
законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или
постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а
также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с
муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях
условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов
муниципальной собственности.

Тема 4. Организационные основы местного самоуправления

4.3. Формы участия населения в местном самоуправлении

В
соответствии с Конституцией РФ народ имеет право на осуществление местного
самоуправления как через органы местного самоуправления, так и непосредственно,
т.е. в форме непосредственной и представительской демократии. Анализ положений
главы 5 Федерального закона № 131-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что формы
непосредственной демократии включают как формы участия населения в принятии
обязательных для исполнения решений (местный референдум, муниципальные выборы,
голосование, сход граждан), так и формы участия населения в осуществлении
местного самоуправления по собственной инициативе (правотворческая инициатива
граждан, публичные слушания, собрания, конференции, опрос граждан,
территориальное общественной самоуправление). Основные положения о формах и порядке
участия населения в осуществлении местного самоуправления закреплены в 131-ФЗ,
конкретизируются в уставе муниципального образования.

Особое
место среди форм участия населения в местном самоуправлении занимает
территориальное общественное самоуправление (далее – ТОС), позволяющее
включиться населению в процесс управления непосредственной территорией
проживания. Согласно п. 1 ст. 27 131-ФЗ ТОС – это «самоорганизация граждан
по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под
свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного
значения».

ТОС
позволяет гражданам осуществлять управление территорией, на которой они
непосредственно проживают. Т.о. эта форма участия населения в осуществлении
местного самоуправления является наиболее приближенной к населению. Она
сочетает и непосредственное участие граждан в осуществлении местного
самоуправления (прямое волеизъявление) и опосредованное (через работу выборных
органов ТОС). Основными отличительными особенностями ТОС являются: наличие
устава и регистрации в установленном порядке; наличие выборных органов ТОС,
осуществляющих управление территорией (подъезд, многоквартирный дом, группа
многоквартирных домов, микрорайон и т.д.); наличие финансовых ресурсов (имущество,
взносы и пожертвования юридических и физических лиц, средства муниципального
бюджета и др.). ТОС может осуществлять хозяйственную деятельность, направленную
на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на
соответствующей территории. Органами местного самоуправления муниципального
образования могут приниматься положения о территориальном общественном
самоуправлении, где определяются принципы ТОС, порядок учреждения и компетенция
ТОС и др.

Предыдущая

Охрана общественного порядка

5. Охрана общественного порядка. Статья
132 (ч. 1) Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления
осуществляют охрану общественного порядка.

Общественный порядок – основа нормальной жизни
муниципального образования, функционирования местной демократии, необходимое
условие реализации прав и свобод граждан.

Общественный
порядок характеризует состояние местной жизни муниципального образования,
уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их
объединений.  Большое значение для упрочения общественного порядка имеет
урегулирован-ность вопросов местной жизни.

Охрану общественного порядка в муниципальном
образовании должны обеспечивать муниципальные органы охраны общественного
порядка, которые согласно Закону «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» должны формироваться самими
муниципальными образованиями.

В настоящее время охрана общественного порядка
обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции общественной
безопасности, которая является составной частью милиции РФ и входит в структуру
Министерства внутренних дел РФ.

В обеспечении охраны общественного порядка на
территории муниципального образования принимают участие комиссии,
функционирующие при местной администрации: административные, наблюдательные и
др. Кроме того, возможно и участие населения в реализации данной функции путем
создания народных дружин, использования других форм общественной
самодеятельности граждан.

Формы местного самоуправления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется
гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Тем самым предусмотрены 2 основные группы форм осуществления населением местного самоуправления (далее МСУ).

Первая группа
– форма непосредственной или прямой демократии. Вторая группа
– формы представительной демократии – выборные и другие органы МСУ.

Ключевой формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления является референдум на местном уровне. Он организуется и проводится на всей территории муниципального образования. Его целью является решение наиболее важных вопросов местного значения в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Участие в местном референдуме регламентировано законодательством. Так, в местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах того муниципального образования, где проводится референдум. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами МСУ.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами МСУ, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти. – муниципальные выборы. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов представительного органа, главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Иной формой местного самоуправления считается проведение муниципальных выборов. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов представительного органа, главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. К такому типу голосования относят:

  1. голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;
  2. голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования. Другими словами сход граждан сход граждан.

В муниципальных образованиях с численностью избирателей не более 100 человек представительный орган не создается, а для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, который созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при участии более половины жителей, обладающих избирательным правом .

Понятие и виды организационных форм местного самоуправления

Организационные формы местного самоуправления — это формы реализации населением муниципального образования своего права на самоуправление. В соответствии сост. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Законодатель предусматривает две основные группы форм реализации народом своего суверенитета (права на власть): непосредственное народовластие и опосредованное народовластие. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» граждане осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан. Право на местное самоуправление осуществляется населением муниципального образования путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Отдельно выделяется территориальное общественное самоуправление как особая организационная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. Идут многочисленные споры о характере участия населения в этой форме местного самоуправления. Одни авторы доказывают, что территориальное общественное самоуправление — это проявление непосредственной власти народа, другие считают, что органы территориального общественного самоуправления создаются для опосредованного участия населения муниципального образования в решении вопросов местного значения.

Система местного самоуправления — это совокупность организационных форм осуществления местного самоуправления в рамках муниципального образования. Система местного самоуправления — это совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления, других организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления, посредством которых население муниципального образования реализует свое право на местное самоуправление. Право осуществления местного самоуправления — это право на власть, гарантированную и признаваемую Конституцией РФ, иными актами федерального законодательства, на решение вопросов местного значения на основе исторических, национальных и иных местных традиций, а также собственных прав и интересов.

Система организационных форм местного самоуправления подразумевает разграничение предметов ведения и полномочий между различными формами власти народа — формами непосредственной демократии (референдумом, выборами, собраниями, сходами граждан) и формами опосредованного участия граждан в решении вопросов местного значения. При этом все организационные формы местного самоуправления тесно взаимосвязаны и взаимозависимы; одни формы являются первичными, другие — производными. В рамках системы организационных форм местного самоуправления существуют отношения руководства, подотчетности, подконтрольности и ответственности.

Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством

6. Защита интересов и прав местного
самоуправления, гарантированных государством.
В Российской Федерации
признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ).
Государство обеспечивает соблюдение прав местного самоуправления, установленных
Конституцией РФ и федеральными законами. В Российской Федерации действует
система государственных гарантий местного самоуправления, включая право на
судебную защиту. Таким образом, защита прав местного самоуправления – это
важная сторона государственной деятельности.

Вместе с тем необходимо учитывать, что нередко
права и законные интересы местного самоуправления, как показывает практика
реализации муниципального законодательства, нарушаются и ущемляются, в том
числе и государственными органами. Органы местного самоуправления,
взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных
сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения
муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия
на судебную и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае
их игнорирования и нарушения. Все это дает основание выделить в качестве
функции местного самоуправления деятельность граждан и органов местного
самоуправления по защите интересов и прав муниципальных образований, их
населения.

показать содержание

Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права