Оглавление
Как работает «Государственный лесной реестр»
АИС «Государственный лесной реестр» предназначена для сбора данных о лесном хозяйстве и предоставления госорганам точной информации в этой сфере для принятия управленческих решений. На основе «Реестра» Россельхоз создает единую автоматизированную информационную систему, к которой должны быть подключены все остальные системы информационного обеспечения лесного хозяйства.
В плане архитектуры «Реестр» работает на трех уровнях — федеральном, региональном и уровне лесничества. На каждом уровне доступны свои сведения и информация подчиненных уровней. Лесничие вносят в «Реестр» первичные данные, войдя под своим паролем, авторство данных фиксируется. Система автоматически контролирует правильность и полноту введенных сведений. Предполагается, что благодаря этой схеме «Реестр» помогает Рослесхозу вести мониторинг изменений, происходящих в лесах вследствие рубки, лесных пожаров, восстановительных работ и т. д. На более высоких уровнях система дает возможность формировать отчетность разных типов и выгружать данные.
Особенности расчета пользования по выборочным в спелых
Расчет отрабатывает выделы, отвечающие следующим условиям:
— ОЗУ = 0 («-» в интерфейсе);
— Хозяйственная категория — 5-7;
— Выдел спелый;
— В выделе расчитаны все производные показатели — группа и класс возраста, код возраста рубки, хозсекция, признак не эксплуатационного яруса.
Из расчета исключаются:
— породы, запрещенные к рубке (в справочнике пород в поле ИГП стоит галочка).
— ярусы, в поле ИГП (Панель данных — Повыдельная таксация) которых стоит галочка (проставляется автоматически через расчет производных показателей).
Для расчета по выборочным в спелых требуется заполнение справочника «Исходные данные для РГП ВР» (LogRgpVyb) и Справочник обеспеченности подростом (LogObespPodr).
Строки справочника LogRgpVyb обрабатываются последовательно полю Код.
Принцип обработки — программа находит строку справочника со значениями определяющих полей совпадающими с аналогичными в выделе и если находит — назначает для выдела параметры расчета из расчетных полей.
Определяющие поля:
— Категория защитности;
— Хозсекция;
— Хозкатегория;
— Крутизна;
Они могут содержать конкретные значения или их маски. Например, * — любое значение, 204* — все категории, начинающиеся с 204, (10~20) — диапазон (например, для крутизны), (204100;204200) — перечисление (например, для категорий защитных, пород…)…
Расчетные поля:
— Срок (период повторяемости);
— Группа полей с полнотми для выделов, необеспеченных подростом «Но 0.3» — «Но 1» — они устанавливают процент выборки в зависимости от полноты для выделов, где подроста недостаточно;
— Группа полей с полнотми для выделов, обеспеченных подростом «Об 0.3» — «Об 1» — они устанавливают процент выборки в зависимости от полноты для выделов, где подроста достаточно;
Обеспеченность подростом выдела определяется по справочнику обеспеченности подростом.
Значения расчетных полей берутся программой для расчета по конкретному выделу.
Площади и запасы выделов со сходными параметрами накапливаются в группы, по которым и считается лесосека.
Есть также возможность брать процент выборки из таксационной базы вместо справочника.
Для этого, кроме всего вышеуказанного, в таксации должны быть проставлены проценты выборки и мероприятия, у которых в справочнике мероприятий проставлен тип мероприятия 501.
УСТАНОВЛЕННЫЕ И ВЫПОЛНЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ЛЕСОВ на _______________ (дата)
Наименование субъекта Российской Федерации | |
Наименование категории земель, на которой расположено лесничество (лесопарк) | |
Наименование лесничества (лесопарка) |
Виды мероприятий | Ед.изм. <*> | Ед.изм. <**> | Годовой объем мероприятий | |
установленный лесным планом или лесохозяйственным регламентом | выполненный | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Охрана лесов | ||||
Меры противопожарного обустройства лесов: | ||||
строительство, реконструкция и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров | км | тыс. км | ||
строительство, реконструкция и эксплуатация посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов | шт. | тыс. шт. | ||
прокладка просек, противопожарных разрывов | км | тыс. км | ||
прочистка просек | км | тыс. км | ||
устройство противопожарных минерализованных полос | км | тыс. км | ||
прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление | км | тыс. км | ||
строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) | шт. | тыс. шт. | ||
строительство, реконструкция и эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря | шт. | тыс. шт. | ||
устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения | шт. | тыс. шт. | ||
эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения | ||||
проведение работ по гидромелиорации | км | тыс. км | ||
проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов | га | тыс. га | ||
благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со Лесного кодекса Российской Федерации | шт. | тыс. шт. | ||
установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности | шт. | тыс. шт. | ||
создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек | шт. | тыс. шт. | ||
установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах | шт. | тыс. шт. | ||
иные меры | га | тыс. га | ||
2. Защита лесов | ||||
Лесопатологические обследования, за исключением обследований с использованием авиационных средств | га | тыс. га | ||
Предупреждение распространения вредных организмов, всего | га | тыс. га | ||
в том числе: | ||||
профилактические мероприятия по защите лесов | га | тыс. га | ||
санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе рубки погибших и поврежденных лесных насаждений | га | тыс. га | ||
куб. м | тыс. куб. м | |||
другие мероприятия, определенные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти | га | тыс. га | ||
Ликвидация очагов вредных организмов, за исключением ликвидации с использованием авиационных средств, всего | га | тыс. га | ||
в том числе: | ||||
проведение обследований очагов вредных организмов | га | тыс. га | ||
уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов | га | тыс. га | ||
рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными | га | тыс. га | ||
куб. м | тыс. куб. м | |||
Авиационные работы по защите лесов, всего | ||||
в том числе: | ||||
осуществление лесопатологических обследований с использованием авиационных средств | га | тыс. га | ||
ликвидация очагов вредных организмов с использованием авиационных средств | га | тыс. га | ||
проведение иных работ по защите леса от вредных организмов с использованием авиационных средств | га | тыс. га |
<*> для сведений по лесничеству (лесопарку)
<**> для сведений по субъекту Российской Федерации
Руководитель | |||
(подпись) | (ФИО) | ||
Должностное лицо, ответственное за составление формы | |||
(должность) | (подпись) | (ФИО) | |
(номер контактного телефона с указанием кода) | (дата составления документа) |
Комментарий к Ст. 91 ЛК РФ
Комментируемой статьей установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий ведут государственный лесной реестр. Законодатель определяет, что государственный лесной реестр — это систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Прежнее лесное законодательство (ЛК РФ 1997 г.) не оперировало понятием государственного лесного реестра. Институтом лесного законодательства был государственный лесной кадастр. Государственный лесной кадастр был не единственным видом государственного кадастра в области учета природных ресурсов и объектов. Законодательством определены также земельный кадастр, кадастр особо охраняемых территорий, водный и др. «Значение кадастровых сведений очень значимо с юридической точки зрения, т.к. речь идет об уникальном, не повторяющемся во времени и на территории РФ юридическом факте присвоения определенному объекту соответствующего правового статуса. Данные сведения как соответствующий банк данных могут и должны быть использованы во всех сферах социальной жизни без нарушения правового статуса объекта, его целевого использования, ограничительных режимов. Следовательно, уполномоченные государственные органы по ведению кадастров являются теми учреждениями, которые могут ответить на вопрос правового статуса определенного природного объекта. Аналогичная ситуация складывается и в отношении сведений государственных реестров (регистров)» <1>.
———————————
<1> Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2005. С. 28.
Если сравнить систему единого государственного реестра земель, можно отметить, что реестр земель — понятие более узкое, входящее в земельный кадастр. Государственный земельный кадастр (ГЗК) — это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.
Документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные.
К основным документам ГЗК относится Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ). Кроме ЕГРЗ, к основным документам относятся кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
ЕГРЗ — документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Государственный кадастровый учет земельных участков — это описание и индивидуализация в ЕГРЗ земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Комментируемый Кодекс говорит лишь о проведении государственного кадастрового учета лесных участков в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре». Не совсем ясно, означает ли это, что реестры у двух этих природных объектов (леса и земли) будут разными и вестись параллельно, а кадастр единый — земельный? Или понятие лесного кадастра опускается в целях фактической замены термина лесного кадастра на термин лесного реестра, так по содержанию его напоминающий? Ответы на данные вопросы, надеемся, появятся в подзаконных актах, необходимость принятия которых оговорена самой статьей настоящего Кодекса.
Последовательность работы
В меню дерева объектов выбрать «Данные — Данные по лесничествам».
База данных по ГЛР и расчетным задачам — регионального уровня. Если работа с ней начата в первый раз ее нужно сначала создать..
Затем поставить курсор в дереве объектов на центральное или участковое лесничество. Формы ГЛР 1.4 и 1.8 получают сначала по участковым лесничествам, затем по центральному. Другие расчетные таблицы работают только на уровне центрального лесничества.
Далее включить режим редактирования в «меню Режим — Ввод и Правка».
Далее выбрать нужную форму, например, в «Меню Режим — Форма 1.4 ГЛР».
Появится пустая форма с кнопочным меню управления внизу. Выбрать «Меню данных — Операции — Расчитать по БД»:
Этой кнопкой, в пределах одного года актуализации, нужно пользоваться после каждого внесения изменений в повыдельную базу, справочники, расчета производных показателей или увязки площадей. Так как после таких операций форма не пересчитывается автоматически по таксационной базе. Это сделано специально, чтобы можно было зафиксировать состояние базы ГЛР и расчетов пользований по состоянию на дату актуализации (подачи данных в ГЛР).
Расчет будет произведен для активной формы ГЛР. Печатную форму по текущей форме можно получить через «Меню панели Данных — Отчеты», а также скопировать кнопкой меню в буфер обмена для переноса в Excel.
Созданную форму можно редактировать при включенной опции «Меню панели данных — Режимы — Правка» и нажатой кнопке «Редактировать» на кнопочном меню внизу Панели данных. Таким же образом можно заполнить форму вручную, если повыдельная база отсутствует.
Аналогичным образом работают все остальные задачи в этом разделе.
Перед использованием расчетных задач требуется заполнение логических справочников (служебное наименование содержит слово «Log», смотрите раздел помощи заполнения справочников) либо настроечных файлов Xml, Sql:
c:\Program Files (x86)\LesIS\TopoL_L2\Xml\frVariable.xml
c:\Program Files (x86)\LesIS\TopoL_L2\Xml\Gulf_Itogi_F2.xml
c:\Program Files (x86)\LesIS\TopoL_L2\Xml\Gulf_KatZasch.xml
c:\Program Files (x86)\LesIS\TopoL_L2\Xml\KatZem.xml
c:\Program Files (x86)\LesIS\TopoL_L2\Xml\TaxOps.xml
c:\Program Files (x86)\LesIS\TopoL_L2\Xml\VozGrp.xml
Алгоритмы расчета многих задач размещены в папке:
c:\Program Files (x86)\LesIS\TopoL_L2\Sql\
Менять содержимое в перечисленных файлах можно только консультируясь с разработчиками.
Самостоятельные изменения, не включенные в инсталлятор будут сбрасываться при переустановках или некоторых обновлениях программы.
2019: «Государственный лесной реестр» не выполняет своего предназначения
22 января 2019 года стало известно, что автоматизированная информационная система «Государственный лесной реестр» фактически не используется как единый программный продукт, утверждает Счетная палата по итогам двух проверок государственного управления лесами. В этой связи регионы в процессе составления лесных планов используют неактуальные данные о лесном фонде. Отсюда проистекают риски, что они неэффективно тратят предоставляемые им субвенции.
При этом на создание и сопровождение «Государственного лесного реестра» было потрачено 185 млн. руб. средств федерального бюджета, отмечает надзорный орган. Аудиторы палаты пришли к выводу, что единой системы учета лесного фонда, где была бы представлена достоверная информация о его количестве, качестве и стоимости, в России нет.
В Государственном реестре недвижимости (ЕГРН) также отсутствуют достаточно полные и объективные данные о лесных участках. В результате возникает опасность отчуждения земель лесного фонда в земли иных категорий. В ЕГРН и «Государственном лесном реестре» содержатся неодинаковые сведения о площади лесов России — разница составляет почти 300 млн гектаров. Это несовпадение вызвано в том числе тем, что в реестре недвижимости не указаны границы лесных участков.
На коллегии Счетной палаты замминистра природных ресурсов и экологии предложил решение проблемы учета лесных ресурсов. По его словам, полномочия лесоустройства следует передать с регионального на федеральный уровень.
Мы считаем, что именно собственник лесов — Российская Федерация — должен быть владельцем этой информации и гарантировать ее регулярное обновление. Поэтому мы совместно с регионами уже проработали и доложили Председателю Правительства предложения о передаче лесоустройства на федеральный уровень. Иван Валентик, замминистра природных ресурсов и экологии |
По итогам проверок правительство, Минприроды, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, администрация Краснодарского края, а также губернаторы Красноярского края и Томской области получили информационные письма. В Рослесхоз, ФБУ «Российский центр защиты леса», Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Минприроды Краснодарского края и Комитет лесного хозяйства Московской области были направлены представления. В Генеральную прокуратуру было отправлено обращение. Отчеты о результатах проверок получило Федеральное Собрание.
Проблема учета лесов
На коллегии Счетной палаты замминистра природных ресурсов и экологии Иван Валентик предложил решение проблемы учета лесных ресурсов. По его словам, полномочия лесоустройства следует передать с регионального на федеральный уровень.
«Мы считаем, что именно собственник лесов — Российская Федерация — должен быть владельцем этой информации и гарантировать ее регулярное обновление. Поэтому мы совместно с регионами уже проработали и доложили Председателю Правительства предложения о передаче лесоустройства на федеральный уровень», — приводит его слова Счетная палата на своем сайте.
По итогам проверок правительство, Минприроды, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, администрация Краснодарского края, а также губернаторы Красноярского края и Томской области получили информационные письма. В Рослесхоз, ФБУ «Российский центр защиты леса», Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Минприроды Краснодарского края и Комитет лесного хозяйства Московской области были направлены представления. В Генеральную прокуратуру было отправлено обращение. Отчеты о результатах проверок получило Федеральное Собрание.