Оглавление
История амнистирования
Начиная с 1856 года в России было проведено 43 случая так называемого ",помилования", государством. Последний случай произошел в 2015 году в честь 70-летнего юбилей Победы в Великой Отечественной войне.
Каждый случай амнистирования был приурочен к какому-либо важному для государства событию —, коронации, юбилея события или праздника, победы в войне и так далее. Амнистия широко применяется не только в России, но и во всем мире
Однако, существует ряд стран, считающих ",помилование", ненужных действием прощения преступников. К таким странам относится Польша, Норвегия, Швеция, Испания, Германия и другие
Амнистия широко применяется не только в России, но и во всем мире. Однако, существует ряд стран, считающих ",помилование", ненужных действием прощения преступников. К таким странам относится Польша, Норвегия, Швеция, Испания, Германия и другие.
В одних странах амнистия происходит часто, а в других —, только в исключительных случаях. Например, в странах Латинской Америки чаще всего освобождают граждан, осужденных за политические преступления.
Госдума объявила амнистию, приуроченную к 70-летию Победы. 24 апреля 2015:
Чем регулируется?
Кем назначается амнистия? Решение об амнистии принимает Государственная Дума Федерального Собрания РФ, это относится к её компетенции.
Проведение амнистии регулируется двумя статьями —, статье 103-ей Конституции РФ и статье 84-ой Уголовного кодекса.
УК РФ подробно описывает проведение самой процедуры, а Конституция указывает, что решение о проведении амнистии возложено на Государственную Думу.
Акт об амнистии не является официальной мерой, поэтому может быть изменен в любое время соответствующими инстанциями.
Правовая природа меры также не определена, поэтому акт об амнистировании носит двойственный характер и принадлежит сразу и уголовному, и государственному праву.
Решение о том, подлежит ли тот или иной гражданин амнистированию, принадлежит следующим инстанциям:
- судебному органу,
- уполномоченному сотруднику прокуратуры,
- органам предварительного следствия.
Выбор инстанции зависит от вида совершенного преступления и стадии расследования.
Подробности
Значение решения Президента в деятельности Госдумы
На практике Госдума выражает свое недоверие правительства очень редко. Но, согласно процедуре постановления депутатов о недоверии правительству, не может быть поводом для того, чтобы распустить центральный исполнительный орган. Если Президент РФ не разделяет мнение большинства депутатов Госдумы, то он даёт им срок в три месяца, чтобы повторно выразить недоверие.
В дальнейшем всё зависит от главы государства. Если он до кону не согласен с решением Госдумы, то вправе распустить представительский аппарат. Если президент подтверждает решение Госдумы о недоверии правительству, то он должен сообщить о его отставке.
Другие полномочия Государственной Думы
Дополнительный список властных полномочий прописан в других статьях Конституции и других законах. Наиболее важным является право на принятие и утверждение федеральных законодательных актов и своего регламента.
Также регламент Госдумы определяет следующие моменты:
— утверждение планирования участия Федерального Собрания на международном уровне;
— разбор вопросов, касающихся политического значения;
— содействие и консультации с президентом по поводу назначений на должности дипломатов в международных организациях и других государствах;
— подача требований в Конституционный суд России и другое.
Совместные функции Совета Федерации и Государственной Думы позволяют считать их унитарным учреждением государственного управления, имеющее название «Федеральное Собрание РФ».
Депутат Государственной Думы
Отдельно рассматривать функции депутатов Госдумы не требуется. Они являются народными представителями, которые избираются путем народного всеобщего голосования. Состоит она из 450 депутатов, перед которыми стоит задача решения первоочередных вопросов политики государства.
Согласно Конституции, каждый депутат избирается на срок 5 лет. Лучшие из кандидатов определяются при тайном голосовании народа.
Компетенция
Согласно нормам, нижняя палата представляет интересы разных групп населения. Закон «О Государственной думе» определяет круг вопросов, относящихся к ее ведению. К ним относятся:
- Дача согласия Главе страны на назначение им Председателя Правительства. Утверждение кандидатуры осуществляется в соответствии с Регламентом.
- Решение вопроса о выражении недоверия правительству.
- Назначение на должности и освобождение от них Председателей Центробанка, Счетной палаты и 50% ее аудиторов, уполномоченного РФ по правам человека.
- Объявление амнистии.
- Выдвижение обвинений против Главы страны с целью отрешения его от должности.
Законодательная власть
Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).
Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.
Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.
Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:
1) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
2) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
3) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
4) Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
5) назначение выборов Президента Российской Федерации;
6) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
7) Назначение на должности:
а) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;
б) Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации.
8) Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность:
а) Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;
б) руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
9) Прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя, Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей и ряд других судей (см. статью целиком);
10) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.
Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:
1) Утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;
2) Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
4) Заслушивание ежегодных отчетов:
а) Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой
б) Центрального банка РФ.
5) Назначение на должность и освобождение от должности:
а) Председателя Центрального банка РФ
б) заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты
в) Уполномоченного по правам человека
7) Объявление амнистии;
8) Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Общие сведения
В ст. 96 Конституции установлен срок полномочий депутатов Думы. Он составляет 4 года. Такая продолжительность соответствует международной практике, по которой избрание общенациональных парламентов осуществляется на период в 4-5 лет. Такой срок работы позволяет уполномоченному органу реализовывать долгосрочные законопроекты. При этом общество, а также сами депутаты могут за этот период наглядно увидеть результаты деятельности. Вместе с этим четырехлетний срок обеспечивает регулярное обновление парламента, обязывает его членов периодически отчитываться перед избирателями. Все это способствует реализации демократической власти в стране.
Законодательные полномочия Государственной думы
Нижняя палата, прежде всего, выступает как представительный орган. В связи с этим в полномочия Государственной думы входит нормотворчество. Нижняя палата обладает возможностью оказывать существенное влияние на процесс утверждения ФЗ. При этом в нормах, регламентирующих его, установлен ряд условий, при которых реализуются полномочия Государственной думы. Так, проекты юридических актов, касающихся отмены либо введения налогов, освобождения от обязанности их уплачивать, выпуска госзаймов, и ряд других правовых документов, в которых предусматриваются расходы, покрываемые из федерального бюджета, могут вноситься на рассмотрение только при наличии правительственного заключения.
Законодательные полномочия
Законодательные полномочия подразумевают, что Государственная дума является нижней палатой российского парламента (Федерального собрания), которая начинает рассматривать любой поступивший в нее законопроект в трех чтениях.
Инициаторами законотворчества в РФ то есть теми субъектами права законодательной инициативы, согласно 104 статье Конституции РФ, которые вносят законопроекты в этот орган законодательной ветви власти, могут быть:
- Президент,
- сами депутаты Госдумы,
- члены Совета Федерации,
- федеральные министры,
- Правительство РФ,
- законодательные органы власти субъектов РФ,
- Конституционный суд, (про виды судов подробнее здесь)
- и Верховный суд.
После поступления законопроекта в Госдуму, он проходит 3 чтения. Принятые ею законопроекты поступают на рассмотрение в Совет Федерации. В случае, если последний не одобряет его, он возвращается на повторное рассмотрение в нижнюю палату Федерального собрания.
Президент перед подписанием нормативно-правового акта может сделать запрос в Конституционный суд РФ с просьбой проверить его на предмет соответствия Конституции РФ. Если законопроект противоречит ей, то он возвращается на повторное рассмотрение в Госдуму.
Важно понимать, что с момента начала заседаний Госдумы нового созыва, ее полномочия прежнего созыва прекращаются (согласно статье 99 Конституции РФ 2020). Из всего вышесказанного следует, что граждане РФ непосредственно сами не могут вносить в Госдуму законопроекты
Но они могут выбирать депутатов в этот орган законодательной власти
Из всего вышесказанного следует, что граждане РФ непосредственно сами не могут вносить в Госдуму законопроекты. Но они могут выбирать депутатов в этот орган законодательной власти.
Местное самоуправление
Статьей 77 Конституции РФ установлены требования к человеку, который претендует на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Это может быть:
- гражданин РФ;
- в возрасте старше 30 лет;
- постоянно проживающий в Российской Федерации;
- не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.
После занятия высшей должности в субъекте РФ гражданину запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России. Дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) могут быть установлены федеральным законодательством.
Аналогичные требования и ограничения предусмотрены новой редакцией статьи 78 Конституции РФ по отношению к руководителям федеральных государственных органов.
Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления.
Учреждение Государственной Думы
20 февраля 1906 г.
I. О составе и устройстве Государственной Думы
1. Государственная Дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховной Самодержавной
Власти по силе Основных Законов и в порядке, установленном в сем
Учреждении и в Учреждении Государственного Совета.
2. Государственная Дума образуется из Членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в
Положении о выборах в Думу.
3. Государственная Дума может быть, до истечения пятилетнего
срока полномочий ее Членов, распущена указом Императорского Величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время
ее созыва.
4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы
и сроки/их перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества.
5. Государственная Дума может, для предварительной разработки
подлежащих рассмотрению дел, образовывать из своей среды Отделы
и Комиссии.
6. Число Отделов и Комиссий, их состав, а также предметы их ведомства, устанавливаются Государственной Думой.
7. Для законного состава заседаний Государственной Думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава
Членов Думы.
V. О предметах ведения Государственной Думы
31. Ведению Государственной Думы подлежат:
а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения дополнения, приостановления действия и отмены;
б) Государственная Роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами Министерств и Главных Управлений, равно как денеж-
ные из казны ассигнования, Росписью не предусмотренные, — на основании установленных правил;
в) отчет Государственного Контроля по исполнению Государственной Росписи;
г) дела об отчуждении. части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего соизволения;
д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет; .
е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;
ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.
Примечание. Ведению Государственной Думы подлежат также
сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых
не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского
или городского обложения против размера, определенного Земскими
Собраниями и Городскими Думами…
32. Государственная Дума может возбуждать предположения об
отмене или изменении действующих и издании новых законов.., за
исключением Основных Государственных Законов.
33. Государственная Дума может обращаться к Министрам и
Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону
Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений,
действий, кои представляются незакономерными.
ПСЗ, Собрание третье, т. XXVI, отделение
первое, № 27424.
Сосканированно из кн.: Сборник документов и материалов по курсу «Политическая история XX века. Москва, 1991 г. с. 122 — 123
Далее читайте:
Россия в первые годы XX века
(хронологическая таблица).
Основные события 1906 года
(хронологическая таблица).
Манифест об учреждении
Государственной Думы, 6 августа 1905 г.
Депутаты Государственной Думы
в 1905-1917 гг. (биографический указатель)
Выдвижение обвинений против президента
Общая характеристика данной процедуры присутствует в Конституции. Нормативного регламентирования процесса выдвижения обвинений Главе страны нет в ФЗ. Порядок проведения процедуры оговаривается в Регламенте ГД. Реализация полномочия Государственной думы по отрешению от должности Главы страны допускается исключительно на основании обвинения его в госизмене либо совершении другого тяжкого деяния. Процесс начинается при наличии поддержки не менее 1/3 депутатов. При этом должно быть составлено заключение специальной комиссии. Она формируется Госдумой. Непосредственно само обвинение выдвигается 2/3 голосов от общего количества депутатов. Оно должно быть утверждено Верховным судом. КС РФ дает, в свою очередь, заключение о соблюдении предусмотренного порядка проведения процедуры отрешения президента от власти.
Президент
Статья 81 Конституции РФ устанавливает требования к лицу, занимающему должность Президента РФ. Это может быть:
- гражданин Российской Федерации;
- в возрасте не моложе 35 лет;
- постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет;
- не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.
Отдельно отмечено, что:
То есть жители Крыма смогут претендовать на должность главы государства на общих основаниях.
Президенту РФ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков. Но ограничение числа сроков пребывания на посту президента не распространяется на лицо, занимавшее должность Президента РФ до принятия поправок. Для такого лица сохраняется возможность занимать должность Президента РФ в течение еще двух сроков.
Статьей 83 Основного закона регламентировано право президента назначать на должности:
- председателя Правительства РФ;
- заместителей главы правительства;
- федеральных министров.
Их кандидатуры должны быть утверждены Государственной Думой по представлению Президента РФ. Аналогично у главы государства есть право освободить председателя Правительства РФ от должности или принять его отставку.
Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами:
- обороны,
- безопасности государства,
- внутренних дел,
- юстиции,
- иностранных дел,
- предотвращения ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий,
- общественной безопасности.
Для этого утверждение Госдумой не требуется. Генеральный прокурор РФ, его заместители назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ. Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность:
- председателя Конституционного Суда РФ и его заместителей;
- судей Конституционного Суда РФ;
- председателя Верховного Суда РФ и его заместителей;
- судей Верховного Суда РФ;
- председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты.
Он лично имеет право назначать председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. Президент РФ формирует Государственный Совет РФ, а также Совет Безопасности РФ. Последний формируется в целях:
- содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства;
- для поддержания гражданского мира и согласия в стране;
- для охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.
Президент возглавляет Совет Безопасности РФ, а его статус определяется федеральным законом.
Новая статья 92.1 Конституции РФ вводит гарантии для президента РФ, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или по состоянию здоровья. Такой гражданин обладает неприкосновенностью, которой может быть лишен только в порядке, определенном статьей 93 Конституции РФ. Другие гарантии бывшим президентам могут быть установлены федеральным законодательством.
Законодательная власть
Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).
Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.
Полномочия Совета Федерации:
- Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
- Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
- Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
- Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
- Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
- Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
- Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
- Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
- Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
- Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
Полномочия Государственной Думы:
- Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
- Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
- Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
- Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
- Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
- Объявление амнистии.
- Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.