Оглавление
Перечень необходимых документов
Чиновники проводят согласование линейных объектов на основании представленных им на рассмотрение документов.
Для инициации процедуры получения разрешения на строительство или реконструкцию объектов линейного типа необходимо подготовить заявление и направиться с ним в уполномоченную инстанцию. К нему должны быть приложены документы:
- свидетельство о праве владения землей, намеченной под застройку;
- градплан ЗУ, который необходимо заиметь не позже, чем за три года до дня передачи в контролирующую инстанцию заявления на получение разрешения на строительство; (когда дело касается линейного объекта, то помимо ГПЗУ, в уполномоченный орган должны передаваться и реквизиты ППТ и ПМТ);
- документация по проекту, включающая текстовые и графические материалы;
- положительное заключение госэкспертизы, проведенной в отношении проектной документации;
- разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;
- согласие всех собственников объекта капстроительства на использование данного объекта;
- свидетельство об аккредитации юридического лица, выдавшего заключение частной экспертизы проекта;
- документы, подтверждающие факт того, что строительные работы ведутся на объектах культурно-исторического наследия с учетом сохранения его объемно-планировочной структуры и исторически сложившейся конструктивной схемы.
Интересует согласование проекта планировки территории линейного объекта? Урегулированием данного вопроса нам заниматься не впервой. Мы также содействуем в подготовке и разработке ППТ ЛО, организуя и сопровождая:
- разработку презентационных материалов (градостроительной концепции);
- получение решения относительно разработанного ППТ;
- сбор исходных данных и информации для разработки ППТ;
- организацию разработки ППТ;
- утверждение ППТ (в т.ч. проведение Градсовета, МВК, публичных слушаний).
Как правило, власти выдают разрешение на строительство линейных объектов, если все документы собраны и правильно оформлены.
Разрешительная документация на возведение линейных объектов
Поскольку такие сооружения относятся к капитальным, необходимо получить соглашение на их сооружение. Для этого землевладелец должен собрать соответствующие бумаги, подтверждающие его полномочия и иллюстрирующие намерения. Некоторые (схема планировки) подготавливают профильные сотрудники (инженеры). Часть документов берется в администрации в зависимости от того, к какому типу относится заявленная земля. Если надел находится в муниципальной или государственной собственности, понадобится установить публичный сервитут для строительства.
Для регистрации требуется подготовка необходимой документации
Разрешение на застраивание государственных земель дается не во всех случаях. Если заявитель планирует возводить сооружения линейного типа в охраняемых зонах, лесопарковых площадках и городских скверах, он получит отказ. Однако до 2007 года частичная или выборочная рубка деревьев на такой местности допускалась при условии, что гражданин намерен создать на этом месте трубопроводы, дороги, линии связи и электрические сети. Действовало это правило до момента принятия Лесного кодекса. С 2018 года лесные массивы регионального и федерального значения предоставляются на правах аренды. После заключения договора допустимо строить сооружения на землях лесного фонда с целью их освоения, развития и разработки. Чтобы получить согласие от властей на застраивание любого типа земли конструкциями линейного типа потребуется предоставить:
- паспорт заявителя;
- градостроительный план надела;
- итоги инженерных изысканий (схема планировки участка, пояснительная записка, заключение экспертизы);
- соглашение об установленном сервитуте;
- проект предстоящего строительства.
Документация предоставляется в виде заверенной у нотариуса копии либо оригинала. Возможно также загрузить документы на официальный портал Минстроя в электронном варианте. Тогда их понадобится усилить цифровой подписью. При офлайн варианте бумаги вместе с ходатайством передаются в органы местного самоуправления по местонахождению земельного участка. На обработку сведений уходит до одной недели. После проверки предоставленных бумаг выдается разрешение на строительство либо отказ. В последнем случае допустимо обжаловать решение через суд. Иск будет удовлетворен, если выяснится, что заявителя является законным собственником надела, прошел процедуру согласования своего строения и обладает соответствующими документами. Их предстоит предоставить судье. За урегулирование спорной ситуации в судебном порядке взимается госпошлина.
При капитальной застройке местности возводятся не только здания, но и сопутствующая инфраструктура. Ее может самостоятельно провести собственник надела. Для этого понадобится подготовить подтверждающие его права бумаги и согласовать свою задумку в госорганах. При одобрении проекта землевладелец вправе приступить к возведению конструкций линейного типа. Это электрические сети, водопроводные трубы, канализационные системы и устройства связи. Проложить их возможно не только на приватизированном угодье, но и территории государства. Предоставление земельного участка происходит на основании соглашения аренды. Таким образом, любой гражданин вправе обустраивать местность и развивать неосвоенные наделы при соблюдении градостроительного регламента.
Основные характеристики линейных объектов
Линейные объекты определенного капитального строительства – это те объекты, длина которых существенно больше чем ширина. К ним относятся:
- коммуникативные и инженерные сети: линии электропередач, канализации;
- трубопроводы: все виды;
- дороги: автотрассы, железнодорожное полотно;
- подгруппа проходов: мосты, тоннели, метро.
Формирование расположения таких построек – это ломаная кривая линия, что в некоторых местах имеет пересечение со своими же линиями. Принцип формирования проекта к линейным объектам не слишком отличается от прочих строительных проектов. Единственные отличия состоят в получении необходимой информации, оформлении сопутствующих документов, утверждении этих документов в компетентных государственных структурах.
Строительные проекты с подобными особенностями относятся к линейным. Когда строительство обладает небольшой территориальной локацией, то могут возникнуть споры относительно его принадлежности к линейным сооружениям. Если на конкретном участке в процессе выполнения реконструкции устанавливается автобусная остановка, то при весомой аргументации она будет квалифицирована как благоустройство таких строений. Проведение коммуникаций к жилому либо общественному помещению при использовании небольших водопроводных участков также подпадают под это определение. Случаются спорные моменты относительно конкретного разграничения на линейные и нелинейные проекты. Часто встречается вариант их совмещения, например, в водопроводной системе, где непосредственно конструкция трубопровода является линейной, а подстанция по обслуживанию нелинейной.
Если возникают сомнения относительно принадлежности сооружения к какой-либо классификации, оптимальным станет обращение в градостроительный комитет. Он будет заниматься экспертизой сооружения. В большинстве случаев комитет идет навстречу тем, кто к ним приходит с подобными обращениями. Сотрудники охотно предоставляют консультации, поскольку это предотвращает проектную документацию от длительного и объемного процесса корректировки.
Газопровод – это движимое или недвижимое имущество
Также проблема может быть решена при проведении кадастровых работ. Необходимо отметить, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешение на строительство (ст.
51 ГК РФ), а после его завершения — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГК РФ). Следовательно, линейные объекты являются недвижимым имуществом (с точки зрения гражданского законодательства) и право собственности на них должно подтверждаться соответствующим свидетельством.
Также Минэкономразвития РФ в письме от 13.02.2009 № Д05-382 указало, что согласно ст. 130 ГК РФ существуют следующие критерии отнесения вещей в качестве объектов гражданских прав к недвижимому имуществу: прочная связь с землей, невозможность перемещения без несоразмерного ущерба, прямое указание закона. Кроме того, объекты недвижимости являются индивидуально-определенными вещами.
Указанные в данном письме объекты в обращении (канализация, водопровод, теплосеть и иные протяженные сооружения) возможно отнести к недвижимому имуществу только как индивидуально-определенные вещи при наличии требований, указанных в ст.
130 ГК РФ. При этом государственный регистратор принимает решение о госрегистрации перехода права собственности соответствующих объектов недвижимости на основании представленных на государственную регистрацию документов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ в каждом отдельном случае. Таким образом, линейные объекты являются недвижимым имуществом и право собственности на них должно подтверждаться соответствующим свидетельством.
При этом не каждый газопровод (кабель, иные сети) является линейным объектом, а следовательно, и объектом недвижимости. Рассмотрим пример. Если сети газопровода низкого и среднего давления входят в состав газовой котельной, которая, в свою очередь, является самостоятельным объектом недвижимости как котельная с сетями газопровода, то такие сети не являются отдельным объектом недвижимости (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.06.2014 по делу № А53-23882/2013, Центрального округа от 24.09.2012 № А68-10863/11).
Особенности кадастрового учёта и регистрации прав на линейные объекты
04.02.2019 14:41
Кропоткинский отдел
Градостроительным законодательством линейные объекты выделяются в качестве отдельного вида строительных объектов ввиду их специфики.
В соответствии с частью 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) линейные объекты — это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
На основании пункта 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами, не распространяется действие градостроительного регламента.
Согласно части 1.1 статьи 51 ГрК РФ в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Частью 2 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных частью 17 указанной статьи, согласно которой выдачи разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае строительства вспомогательных сооружений, строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно, а также в случаях, если в соответствии с ГрК РФ законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получения разрешения на строительство не требуется.
В Вологодской области перечень случаев, когда выдача разрешения на строительство не требуется, утвержден Постановлением Правительства Вологодской области от 16.04.2012 № 348.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального Закона «О государственной регистрации» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее — Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданное сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданное сооружение, для строительства которого в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана такого сооружения и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположено сооружение, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300.
Согласно пункту 43 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 в раздел «Характеристики объекта недвижимости» технического плана сооружения включаются сведения о кадастровом номере земельного участка (земельных участков), на котором (которых, под которым, которыми) расположен объект недвижимости.
В силу пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, а также размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Пунктом 8 статьи 90 ЗК РФ предусмотрено, что на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Вопросы собственности
Правовое оформление линейного объекта остается спорным и сложным с точки зрения законодательства — как земельного, так и градостроительного. Ряд таких объектов требует полного владения участком под ними (к примеру, дороги, некоторые трубопроводы с высоким давлением и т. д.), другие не исключают использование данного участка по целевому назначению. Так, к примеру, подземные кабели вполне могут находиться под чьим-то землевладением. В таком случае владелец этой собственности может иметь некоторые неудобства при пользовании или сталкиваться с ограничениями.
В случае если под планируемый линейный объект требуется земельный участок, находящийся в частной собственности, на этот участок устанавливается т.н. публичный сервитут (право пользования чужой земельной собственностью в ограниченных рамках). Если сервитут приводит к полной невозможности использования частной территории, то ее собственник вправе требовать компенсационных выплат. Причем они могут быть получены как через органы местного самоуправления, так и от лица организации либо лица, в пользу которого этот сервитут был сделан.
Что такое линейные объекты
Это протяженные элементы строительства, которые используются для организации территории. Они обеспечивают передвижение людей. В их функцию также входит обеспечение перемещения материалов либо ресурсов в интересах жителей или административного аппарата. Они располагаются на земельном наделе в форме прямых либо кривых линий и обладают обозначенными координатами. В виду своей протяженности находиться они могут в разных регионах. Тогда в каждом из городов возникает условная часть линейного сооружения. Это значит, что физически объект един, но географически относится к двум субъектам РФ. В техплане на подобные конструкции предстоит указывать сведения как на все сооружение в целом, так и на обе его региональные части по отдельности. Такие элементы строительства характеризуются рядом особенностей, по которым их можно определить:
- имеют инженерно-техническое назначение;
- проходят через несколько земельных наделов;
- прокладываются до внешнего рубежа границы наружной части дома;
- являются протяженными.
Линейные объекты имеют ряд особенностей
Их характерная особенность в том, что длина у них во всех случаях будет больше ширины. Это протяженные в пространстве конструкции с ограждающими и несущими частями. Строятся они по прямой или кривой линии. Они всегда тесно связаны с землей. Линейные сооружения могут располагаться под ней, на ней и над ней. Порядок их возведения и правовой статус регламентируются на законодательном уровне. Стандарты их строительства прописаны в ГК РФ.
Определение согласно Градостроительному кодексу
В нормативно-правовом акте такими конструкциями называются те, которые отличаются масштабностью. Они охватывают большую территорию и отличаются тесной связью с землей. Все они направлены на удовлетворение бытовых нужд населения и организацию производственных процессов. С помощью них обеспечивается корректная работа оборудования коммерческого и бытового назначения. В определение линейного объекта в Градостроительном кодексе входят все виды дорог, трубопроводы, линии связи и электропередач.
Подобные сооружения размещаются на земельных угодьях, поэтому причисляются к недвижимости. По законодательным нормам после возведения их следует зарегистрировать по стандартной для всех отстраиваемых зданий схеме. Объясняется это тем, что данные строения нельзя переместить без изменения их целевого назначения. По такому принципу их относят к недвижимому имуществу и подвергают госрегистрации.
В ряде случаев отведенные под строительство конструкций участки подвергают переоформлению из одной категории в другую. После этого формируются границы. Для их установления понадобится выяснить, что такое полоса отвода. Под ней понимается грань, в пределах которой будет выстроен объект. При установлении такой полосы учитываются габариты и расположение запланированного строения. Исходя из них, вычисляется масштаб предстоящего сооружения и сфера его деятельности. Так обеспечивается целевое использование наделов и контролируется тип возводимых на них сооружений. Данный регламент распространяется это на все конструкции инженерно-технической направленности.
Линейные объекты подлежат регистрации
Волоконно-оптический кабель — часть ВОЛС
На то, что ВОЛС вместе с иными объектами в совокупности может составлять линейно-кабельное сооружение связи, являющееся недвижимым имуществом, указано также в Постановлении АС ВВО от 28.12.2017 N Ф01-5834/2017 по делу N А11-9130/2016. Но в данном случае спор случился между арендодателем и арендатором, которые заключили договор аренды на передачу земельных участков для целей осуществления проектирования, строительства и размещения линейно-кабельного сооружения связи (волоконно-оптической линии связи протяженностью 4 855 м). Несмотря на имевшуюся договоренность, арендодатель потребовал перенести волоконно-оптический кабель связи, размещенный на предоставленных в аренду земельных участках, объяснив это тем, что прокладка кабеля была произведена незаконно — в отсутствие разрешительной документации (без получения разрешения на строительство и, соответственно, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).
Судьи указали, что согласно действующему законодательству получение обозначенных разрешений предусматривается при строительстве объектов недвижимого имущества. В свою очередь, линейно-кабельным сооружением является не сам кабель, а в целом сооружение, предназначенное для его размещения и прочно связанное с землей.
В данной ситуации на земельных участках истца проложен именно волоконно-оптический кабель. Доказательства размещения иных объектов, помимо линии волоконно-оптической связи, в совокупности составляющих линейно-кабельное сооружение связи, право на которое подлежало бы государственной регистрации, отсутствуют. Поэтому спорный участок ВОЛС, расположенный на участках арендодателя, с точки зрения гражданского оборота не может рассматриваться как самостоятельная вещь и объект капитального строительства, для прокладки которого должно быть получено разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом.
Аналогичным образом пока закончилось дело N А63-8615/2014 по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства к организации связи об устранении препятствий в осуществлении права собственности на земельные участки путем проведения демонтажа подземной линии волоконно-оптической связи (об этом — Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 N 16АП-2643/2015). На территории спорных земельных участков ответчик проложил именно волоконно-оптический кабель, строительство каких-либо иных объектов для размещения указанного кабеля не велось. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на спорных земельных участках помимо линии волоконно-оптической связи ответчик разместил иные объекты, в совокупности составляющие линейно-кабельное сооружение связи, право на которое подлежит государственной регистрации, соответственно, предоставление технической документации не требуется.
Проблемы землепользования
За пределами полосы отвода могут устанавливаться условия ограниченного землепользования. Иными словами, на участке никакого объекта не располагается, территория может использоваться хозяином по назначению, но с некоторыми запретами. К примеру, если возводимый линейный объект находится в зоне возможных оползней, то для их предотвращения не разрешается вырубать древесные насаждения на значительной территории вокруг него. Также запрещается препятствовать эксплуатирующим организациям и проходить к объекту для профилактического ремонта и ликвидации аварийных ситуаций.
Если строительство линейных объектов требует для проведения работ временно использовать частные земли, то по окончании строительства данные земли должны быть восстановлены и рекультивированы. На время работ эти территории передаются в аренду.
Сооружения вспомогательного использования
Согласно п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Вместе с тем ГрК РФ не содержит определение понятия «объект вспомогательного использования».
Критерии, которым должны отвечать сооружения вспомогательного использования приводились в разъяснениях Ростехнадзора:
- это сооружения пониженного уровня ответственности по ранее действовавшему ГОСТ 27751-88. К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения;
- наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. К таким сооружениям можно отнести мобильные сборно-разборные и контейнерные здания и склады, гаражи, блокпосты для охраны объектов и другие подобные сооружения (п. 6 «Разъяснений по применению положений Градостроительного кодекса РФ в части осуществления государственного строительного надзора и Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (утв. Ростехнадзором)).
К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства (п. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений«).
Таким образом, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение, или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Для возведения сооружения вспомогательного использования не требуется получать разрешение на строительство.
При этом, следует обратить внимание на то, что не требуется разрешения на строительство любых сооружений вспомогательного использования: как относящихся к движимому, так и к недвижимому имуществу. Гаражи, подсобные сооружения, хозяйственные постройки, производственные, бытовые и иные здания, расположенные на соответствующих земельных участках, обладающие признаками объекта недвижимости и являющиеся объектами вспомогательного использования по отношению к основному объекту — объекту ИЖС или садовому дому, должны создаваться по правилам, предусмотренным п
3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, то есть без получения разрешения на строительство и без направления уведомления, предусмотренного ст. 51.1 ГрК РФ. Аналогичные правила применяются при строительстве или реконструкции гаража… (Письмо Минэкономразвития России от 07.11.2018 N 32363-ВА/Д23и «О применении положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома»
Гаражи, подсобные сооружения, хозяйственные постройки, производственные, бытовые и иные здания, расположенные на соответствующих земельных участках, обладающие признаками объекта недвижимости и являющиеся объектами вспомогательного использования по отношению к основному объекту — объекту ИЖС или садовому дому, должны создаваться по правилам, предусмотренным п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, то есть без получения разрешения на строительство и без направления уведомления, предусмотренного ст. 51.1 ГрК РФ. Аналогичные правила применяются при строительстве или реконструкции гаража… (Письмо Минэкономразвития России от 07.11.2018 N 32363-ВА/Д23и «О применении положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома».