Понятие трудового права

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Нормативные договоры как источники трудового права

Нормативные договоры или договоры нормативного содержания – второй вид источников трудового права. Такие договоры по уровню делятся на международные, национальные, региональные, территориальные и локальные, а по количеству участников – двусторонние, трехсторонние и многосторонние.

Рассмотрим международные договоры – источники трудового права.

К многосторонним договорам относятся:

  • Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций (далее – ООН) 10.12.1948 (в ст. 23 которой закреплено право на труд);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 (статьи 6 – 9 касаются трудовых прав);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 (ст. 8 – запрет принудительного труда);
  • Европейская конвенция о правах человека от 04.11.1950, ратифицированная Россией в 1998 г.;
  • Европейская социальная хартия от 03.05.1996, ратифицированная Россией в 2009 г. и т.д.

К многосторонним международным договорам относятся также конвенции

Международной организации труда (далее – МОТ). За 100 лет функционирования МОТ приняла около 200 международных конвенций о труде, из которых Россия, как правопреемница СССР, ратифицировала более 70. Среди конвенций МОТ, ратифицированных Россией, можно назвать:

  • Конвенцию МОТ № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» 1930 г.;
  • Конвенцию МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г.;
  • Конвенцию МОТ № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» 1958 г.;
  • Конвенцию МОТ № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» 1999 г. и ряд других.

Ратификация конвенции МОТ предполагает принятие федерального закона о ратификации соответствующей конвенции.

К двусторонним международным договорам – источникам трудового права относятся соглашения между правительствами двух государств, устанавливающих на принципах взаимности определенные преференции в сфере труда гражданам каждого из этих государств на территории другого из двух государств. Примером может служить Соглашение между Правительством РФ и

Правительством Республики Молдова от 27.05.1993 «О трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств».

Внутригосударственные договоры как источники трудового права:

  1. Генеральное соглашение – трехсторонний договор между правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей по регулированию социально-трудовых отношений, например, «Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2018 – 2020 годы»;
  2. отраслевые соглашения, заключаемые на федеральном уровне между отраслевым профсоюзом и объединением работодателей, например, Отраслевое соглашение по авиационной промышленности РФ на 2020 – 2022 годы от 14.02.2020, Отраслевое соглашение по машиностроительному комплексу РФ на 2020 – 2022 годы от 30.12.2019 и т.д.;
  3. соглашения в социально-трудовой сфере на уровне субъектов РФ, например, Соглашение между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным союзом организаций профсоюзов «ОблСовПроф», Региональным объединением работодателей «Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей» о взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2018 – 2020 годы от 09.01.2018 и т.д.;
  4. соглашения на уровне муниципального образования;
  5. коллективные договоры, заключаемые между трудовым коллективом и конкретным работодателем после проведения коллективных переговоров.

показать содержание

Основные аспекты ст. 11 ТК

В вводном абзаце говорится, что законодательство в трудовой сфере и другие профильные акты могут использоваться не только для упорядочивания непосредственно трудовых взаимоотношений, но и в области личного труда, если это возможно по ТК или соответствующим ФЗ.

В следующем абзаце законодатели сочли необходимым специально подчеркнуть, что все наниматели в отношениях с сотрудниками по поводу трудовой деятельности обязаны ориентироваться на трудовое законодательство. Также указывается, что если отношения по вопросам личного труда первоначально возникли на базе гражданско-правового договора (ГПХ), но далее перешли в область трудовых взаимоотношений, то к ним применяются именно нормы трудового законодательства.

Отдельно указывается, что – если только иное не оговорено в ТК и соответствующих ФЗ, – в РФ трудовое законодательство применяется не только по отношению к россиянам, но также к:

  • лицам без гражданства;
  • гражданам других стран;
  • организациям, которые созданы с участием этих двух категорий;
  • международным и иностранным структурам.

В следующем абзаце специально оговаривается, что регулирование отношений по вопросам труда с отдельными категориями персонала проводится на базе действующего ТК. В состав этих групп включены:

  • руководители;
  • трудящиеся по совместительству;
  • женщины;
  • молодёжь;
  • лица с семейными обязанностями;
  • иные категории сотрудников.

Отдельно указывается, что к служащим госструктур и муниципальных органов трудовое право применяется с теми особенностями, которые упомянуты в соответствующих ФЗ.

В заключительном абзаце перечисляются те лица, на которых не распространяется трудовое законодательство (исключения допускаются, если они выступают в роли нанимателей или их представителей). К ним относятся лица:

  • находящиеся на военной службе;
  • состоящие в советах директоров (наблюдательных советах) организаций;
  • трудящиеся с использованием договоров ГПХ;
  • иные категории, если это оговорено в соответствующих ФЗ.

Итак, рассмотренная статья даёт исчерпывающий порядок применения ТК и тех ФЗ, которые ориентируются на область трудовых взаимоотношений.

Цели, поставленные перед трудовым правом

Цели каждой отрасли права отображают как государственные, так и народные интересы. Целеполагание динамичной системы, каковой является сфера труда, может меняться вследствие внесения качественных изменений в ее содержание. В настоящий момент актуальны цели, заявленные на момент 7 ноября 2015 года (они регламентированы в самой первой статье ТК РФ).

  1. Гарантирование государством обеспечения гражданам страны свободного права трудиться.
  2. Действия, направленные на создание благоприятных и эффективных для обеих сторон условий труда.
  3. Охрана интересов и обеспечение выполнения полномочий сотрудников и работодателей как действующих сторон процесса труда.

Круг лиц, на которых не распространяется ТК

Существует ряд лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство (исключение составляют лица, которые в порядке, определенным Трудовым кодексом, в то же время являются работодателями или их законными представителями):

  • военнослужащие, которые находятся при несении воинской службы;
  • те, кто обладает членством в совете директоров компаний или их наблюдательных советах (исключения составляют особы, которые подписали с данной структурой трудовой контракт);
  • лица, которые работают на основании гражданско-правовых контрактов;
  • прочие особы, если это устанавливает федеральный закон субъекта России.

Данные категории граждан определены пунктом 6 статьи 11 Трудового кодекса. Однако это не значит, что по отношению к военным нельзя применить нормы ТП. Так, например, статья 127 ТК закрепляет право военнослужащего требовать, чтобы ему были предоставлены неиспользованные дни отдыха в случае увольнения с указанием в качестве даты увольнения последнего дня отпуска.

Действие ТК в пространстве

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве и времени закреплено определенными нормами ТК России.

Сфера действия норм трудового права в пространстве регулируется ст. 13 ТК России. Данная статья предусматривает такие правила действия в пространстве различных источников ТП:

  • действие законов федерального значения и прочих нормативно-правовых документов России, которые содержат нормы ТП, охватывает всю территорию страны. Исключение составляют документы, которыми предусмотрено иное.
  • Действие законодательных и прочих нормативных документов, которые содержат нормы ТП и приняты различными субъектами России, охватывает территорию конкретного субъекта России.
  • Действие нормативных актов, принятых структурами местного самоуправления, охватывает площадь соответствующего муниципалитета.
  • Действие нормативных документов локального характера, которые принимаются конкретными работодателями, распространяются на нанятых ими работников, при этом не имеет значения место, где они выполняют работы.

Трудовое право как система

Установление в правовом поле норм регулирования нюансов производственных отношений в процессе наемной работы и производства составляет правовую систему в трудовой сфере. В РФ принципы трудового права закреплены в Трудовом Кодексе, в который периодически вносятся изменения и дополнения. Поскольку эта ветвь права существует как целостное динамическое образование, ей присущи все характеристики системного объекта:

  • элементы;
  • структура (связи между элементами);
  • цель функционирования;
  • сами функции;
  • задачи, ставящиеся перед системой.

Поэтому, анализируя эту правовую отрасль, нужно рассмотреть все ее системные параметры.

СПРАВКА! Трудовое право выступает одним из самых молодых направлений правоохранительного поля. Как самостоятельная сфера оно выделилось на рубеже 19 и 20 столетий, что можно связать с интенсивным развитием в этот период наемного труда. Одним из «отцов-основателей» этой правовой отрасли был ученый Л.С.Таль. Сегодня есть тенденция к более мелкому «дроблению» трудовой сферы права, к выделению из нее самостоятельных областей, например, «право соцобеспечения», «право наемного труда для публичных служебных функций» и др.

Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Понятие принципов трудового права и их значение

Известно, что право выступает в виде конкретных предписаний (запретов, велений, дозволений и т.д.), регламентируя отдельные стороны поведения людей. Чтобы выяснить содержание и назначение предписаний, необходимо проанализировать конкретные нормы права, в которых они закрепляются, установить существенные связи норм права с другими факторами общественного развития и определить их основную направленность. Эти задачи выполняют правовые принципы, содержащие обобщенную характеристику системы права или ее отдельных частей.

Принципы не возникают просто так. Они являются отражением объективно существующих отношений между людьми, продуктом человеческого сознания. Вместе с тем правовые принципы следует отличать от правосознания, которое выражает оценочное суждение людей об общеобязательных правилах поведения. Правовые принципы содержат идеи, либо уже закрепленные в законодательстве, либо в виде отдельных общих положений (норм-принципов). Они закрепляются в Конституции, декларациях, законах или в скрытом виде отражены в содержании многих конкретных норм. В правовых принципах конкретно проявляются объективные закономерности общественной жизни, которые определяют общую направленность и характер правового регулирования, позволяя избегать субъективизма в правовой политике.

Исходя из этого, под правовым принципом принято понимать выраженные в законодательстве исходные начала, руководящие идеи, характеризующие основное содержание и внутреннее единство правового регулирования общественных отношений.

Правовые принципы следует отличать и от конкретных правовых норм. Устанавливая общее правило поведения на основе руководящей идеи, правовой принцип не содержит основных элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции). С его помощью нельзя урегулировать конкретное отношение между человеком и организацией. Однако правовой принцип дает возможность правильно понять сущность правовой нормы, которая эти отношения регулирует. Будучи элементами правовой политики, правовые принципы предопределяют содержание и сущность не только действующих, но и будущих правовых норм.

В необходимых случаях они восполняют пробелы в законодательном регулировании отдельных сторон общественных отношений, не урегулированных правом. Этим самым они помогают практическим органам в решении вопросов, еще не урегулированных конкретными нормами права, а также в правильном применении юридических норм. Этим определяется значение основных принципов.

По сфере действия правовые принципы классифицируются на четыре вида:

1) общеправовые, свойственные всем отраслям российского права, в том числе и трудовому (принцип законности, демократизма, защиты прав человека, равноправия, гуманности и др.);

2) межотраслевые принципы, основополагающие начала и положения о существенном в нескольких отраслях права (например, принцип свободы труда присущ не только трудовому, но и административному, и гражданскому праву в той части, где они связаны с трудом);

3) отраслевые, отражающие специфику норм данной отрасли права, их направленность. Принципы трудового права, являясь выражением существенного в данной отрасли права, связаны со всеми или с большинством составляющих ее правовых институтов (например, межотраслевой принцип свободы труда дополняется отраслевым принципом свободы трудового договора, который выступает правовой формой свободы труда, предоставляющей наибольшую степень самоопределения сторонам трудового договора (работнику и работодателю);

4) внутриотраслевые, отражающие суть группы норм определенного института данной отрасли права (например, принцип обеспечения занятости, принцип порядка рассмотрения трудовых споров либо социального партнерства и др.). Таким образом, природу норм трудового права выражают многочисленные принципы, относящиеся к различным ступеням правовой иерархии. Между названными группами принципов существуют неразрывная связь и взаимозависимость, обусловленные единством экономической, политической и социальной основы российского общества.

Они, обладая всеобщностью и обязательностью, имеют регулятивное значение, стабильны, целенаправленны, всегда выражают сущность не одной, а многих групп норм права.

Следовательно, принципы трудового права выражают закрепленные в законодательстве руководящие начала правовой политики в области организации и применения труда работников и общую направленность развития данной системы правовых норм.

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Метод трудового права

Метод трудового права – это совокупность приемов и способов воздействия трудового права на регулируемые им общественные отношения.

Метод отражает содержание правовых норм трудового законодательства и реализуется через них.

Метод трудового права является комплексным, для него характерно сочетание элементов диспозитивности и императивности, единства и дифференциации регулирования, централизованного и локального регулирования, возможность договорного регулирования отношений, равноправие сторон трудовых отношений при заключении трудового договора и его расторжении в сочетании с подчинением работника работодателю в процессе труда.

Рассмотрим в чем проявляются вышеперечисленные признаки метода трудового права.

Сочетание централизованного и локального, законодательного и договорного регулирования труда. Централизованное нормативное регулирование позволяет установить минимальный уровень гарантий трудовых прав работников (продолжительность рабочего времени, минимальная оплата труда), которые нельзя понизить путем договорного или локального регулирования. Централизованно установленный минимум гарантий трудовых прав, может быть изменен только в сторону повышения. Роль локального регулирования – предусмотреть все нюансы на уровне конкретного работодателя.

Другой особенностью метода трудового права является сочетание диспозитивного и императивного способов регулирования отношений.

Диспозитивность проявляется при заключении трудового договора, который дает возможность сторонам по своему усмотрению и желанию определить характер отношений. Однако, пределы такой самостоятельности ограничены нормами императивного характера. Диспозитивные и рекомендательные нормы дают возможность выбора одного из нескольких вариантов поведения, устанавливают основы, предоставляя сторонам трудового отношения право определить свое поведение с учетом особенностей труда.

Договорной метод правового регулирования демонстрирует равноправие сторон трудового договора, как при заключении, так и при расторжении договора, возможности включения дополнительных условий, улучшающих положение работника, предоставление дополнительных льгот и гарантий со стороны работодателя. Данный метод используется и при заключении коллективных договоров и социально-партнерских соглашений.

Юридическая свобода сторон трудовых отношений не означает экономического равенства, независимости работника от работодателя.

Равноправие сторон трудового договора при его заключении и расторжении сочетается с подчинением работника в процессе осуществления труда работодательской власти.

Единство правового регулирования заключается в существовании общих конституционных принципов и установлении на федеральном уровне общеправовых норм, распространяющихся на всех участников правоотношений в сфере труда и действующих на всей территории России. Вместе с тем, в дифференциации находят отражение особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Этот метод учитывает условия труда, климатические условия, физиологические и психологические особенности организма, специфику и характер труда.

Проявление дифференциации регулирования – специальные нормы, предназначенные для разных категорий работников, могут составлять отдельный нормативный правовой акт или включаться в законы, содержащие общие нормы.

Специальные нормы могут быть трех видов:

  • нормы-льготы (большая часть специальных норм: о сокращении рабочего дня, удлинении отпуска, повышении оплаты труда и т.д.);
  • нормы-изъятия (ограничивающие права по сравнению с общим регулированием: запрет забастовок для государственных служащих, запрет работы по совместительству, связанной с управлением транспортом, для водителей и т.д.);
  • нормы-приспособления (дополнительные условия прекращения трудового договора с работником-педагогам и т.д.).

Еще одной особенностью метода трудового права является участие работников через своих представителей (в первую очередь, профсоюзов) в установлении и применении норм трудового законодательства, в контроле за их выполнением, в защите трудовых прав. К примеру, ряд локальных нормативных актов работодатель принимает с обязательным учетом мнения представителей работников (ст. 372 ТК РФ).

Имеются и особые способы защиты прав, характерные только для отрасли трудового права. Так, в качестве органа, рассматривающего индивидуальный трудовой спор, ТК РФ предусматривает комиссию по трудовым спорам, а при коллективных трудовых спорах – примирительную комиссию, посредника и трудовой арбитраж.