Налог на добычу полезных ископаемых (ндпи)

Оглавление

Особенности налогообложения отдельных полезных ископаемых

Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

Нефть

Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.

В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

Газ и конденсат

Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

Уголь

Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

Драгметаллы

Они учитываются согласно:

  • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
  • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

Как платить налог и отчитываться по нему

Плательщиками НДПИ являются те, кто признаны пользователями месторождений. Существуют различные виды использования:

  1. Добыча полезных ископаемых.
  2. Геологические изыскания. Они могут проводиться для разведки месторождений или для других целей, например, для исследования строения грунта при строительстве высотных месторождений.
  3. Разработка технологий добычи.
  4. Сбора коллекционных материалов минералогического или палеонтологического характера.
  5. Образование охраняемых объектов геологической направленности. Это могут быть, например, научные или учебные полигоны, геологические заповедники.

Недры могут быть предоставлены государством для использования несколькими из указанных способов одновременно. Налог платится только тогда, когда выполняется добыча полезных ископаемых. Это должно происходить на российской территории или других участках, находящихся в её юрисдикции.

В статье 336 указано, какая именно деятельность облагается налогами. Речь идёт о следующих видах:

  1. Добыча полезных ископаемых из земли.
  2. Добыча их из отвалов в тех случаях, когда на такую деятельность предусмотрена выдача лицензии.

В статье 337 Налогового Кодекса РФ указан список полезных ископаемых, за добычу которых необходимо платить налог. В него входят:

  • каменный уголь;
  • бурый уголь;
  • нефть;
  • газ;
  • сланцы;
  • антрациты;
  • торф;
  • руды металлов;
  • драгоценные природные камни;
  • радиоактивные вещества;
  • некоторые другие виды полезных ископаемых;

НДПИ не нужно платить в тех случаях, когда происходит добыча следующих природных богатств:

  1. Добыча общераспространённых разновидностей и получение подземной воды при условии, что эти ресурсы не входят в государственный баланс полезных ископаемых.
  2. Добыча геологических материалов коллекционного назначения.
  3. Если полезные ископаемые были добыты при обслуживании, восстановлении охраняемых геологических памятников.
  4. Если происходит добыча из собственных отвалов.
  5. Извлечение дренажных вод при добыче ископаемых или строительстве сооружений.
  6. При получении метана из угольных пластов.

Список общераспространённых полезных ископаемых отличается в различных регионах. Для Москвы он включает в себя следующее:

  1. Песок, за исключением нескольких его разновидностей (формовочного, абразивного, применяемого для производства фарфора и фаянса и некоторых других).
  2. Известняк (сюда не включаются разновидности, используемые в цементной, металлургической, химической промышленности или для подкормки птиц).
  3. Песчано-гравийные породы.
  4. Сапропель. Однако лечебная разновидность не освобождена от уплаты налогов при добыче.
  5. Супеси и суглинки за исключением тех, которые являются сырьём для цементной промышленности.
  6. Глины кроме тех, которые используются в фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности. Сюда также не включены формовочные, абразивные и стекольные разновидности.

Объектом налогообложения является объём добытого. Выплата налога производится по месту нахождения участка работ юридического лица или индивидуального предпринимателя. Самостоятельной регистрации не требуется, так как налоговая самостоятельно производит постановку на учёт.

  • Индивидуальный предприниматель — это физическое или юридическое лицо;
  • Физические и юридические лица — в чём их различия;

На территории РФ налоговая база определяется двумя способами:

  1. В Красноярском крае это объём добытых многокомпонентных руд.
  2. При добыче углеводородного сырья учитывается количество продукции в натуральных единицах измерения.
  3. В остальных случаях учитывается стоимость.

В последнем случае стоимость определяется на основании существующих цен. При этом выбираются типичные для данного региона без учёта предоставленных государством субсидий. Если добытое не было реализовано в том же налоговом периоде, когда произошла добыча, то для расчёта налоговой базы применяется расчётная стоимость.

Письмо Федеральной налоговой службы от 21 мая 2020 г. № СД-4-3/8392 “О налоге на добычу полезных ископаемых” (извлечение)

17 июня 2020

Федеральная налоговая служба рассмотрела проект акта тематической выездной налоговой проверки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ), проводимой Межрайонной ИФНС России в отношении ЗАО и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 334 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» участки недр предоставляются в пользование на основании лицензии на пользование недрами, в частности, для добычи полезных ископаемых.

Пунктом 1 статьи 337 Кодекса установлено, что в целях главы 26 «НДПИ» Кодекса указанные в пункте 1 статьи 336 Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Из пункта 7 статьи 339 Кодекса следует, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Согласно Разделу В «Добыча полезных ископаемых» подраздела 08 «Добыча прочих полезных ископаемых» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее — ОКВЭД), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, добыча строительного камня (код 08.11) включает:

— добычу, первичную обработку, распиловку камня для строительства;

— дробление и измельчение декоративного и строительного камня;

— добычу, дробление и измельчение известняка.

В письмах Минфина России от 14.08.2007 N 03-06-05-01/36 и от 10.11.2017 N 03-12-11/1/74333 указано, что, поскольку технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении определяется в техническом проекте разработки данного месторождения и включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, необходимо учитывать положения пункта 7 статьи 339 Кодекса, устанавливающие определение в налоговом периоде количества добытого полезного ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.

Данная позиция также поддержана в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2018 N 309-КГ18-5990 по делу А60-3386/2017 в отношении артели старателей «Урал-Норд».

Таким образом, по мнению ФНС России, при определении вида добытого полезного ископаемого (как крупногабаритного строительного камня, так и более мелкой фракции (щебня)) в целях исчисления НДПИ в каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание лицензию на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, данные государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандарты качества полезного ископаемого организации и иные документы налогоплательщика

Действительный государственныйсоветник Российской Федерации 2 класса Д.С. Сатин

Прямой метод расчета

Прямой метод применяйте, если количество добытого полезного ископаемого можно определить с помощью измерительных приборов (п. 2 ст. 339 НК РФ).

При этом в расчет налоговой базы (кроме налоговой базы по нефти) включите фактические потери полезных ископаемых:

Налоговая база (количество добытого полезного ископаемого) = Количество добытого полезного ископаемого, определенное с помощью измерительных приборов + Фактические потери, возникшие при добыче полезного ископаемого

Фактические потери при прямом методе рассчитываются по следующей формуле:

Фактические потери полезного ископаемого = Расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы Количество фактически добытого полезного ископаемого, определенное по завершении полного технологического цикла добычи

При расчете НДПИ фактические потери полезных ископаемых учтите в том месяце, в котором проводилось измерение этих потерь.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 339 и статьей 341 Налогового кодекса РФ.

В отношении добытой нефти налоговую базу и объем фактических потерь определяйте в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2014 г. № 451 (п. 10 ст. 339 НК РФ). Эти правила содержат порядок количественного учета нефти для расчета НДПИ при:

добыче нефти;

передаче ее третьим лицам для подготовки и транспортировки, переработки и потребления;

использовании нефти на технологические нужды;

определении остатков нефти на объектах сбора и подготовки;

установлении фактических потерь добытого полезного ископаемого.

Размер фактических потерь тоже нужно сравнить с нормативными потерями.

Если организация только начинает разрабатывать месторождение и норматив потерь еще не утвержден, воспользуйтесь нормативом, установленным техническим проектом. Если организация разрабатывает месторождение не первый год, но на момент уплаты налога за январь (не позднее 25 февраля) утвержденный норматив отсутствует, для расчета НДПИ применяйте прошлогодний норматив. В этом случае прежние нормативы можно применять до утверждения новых. Такой порядок предусмотрен абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

После того как появятся новые нормативы потерь, организация имеет право пересчитать НДПИ с начала года, на который эти нормативы установлены. Однако сделать это можно только в том случае, если нормативы были установлены с опозданием по не зависящим от организации причинам (например, Минэнерго России своевременно их не утвердило). Такой вывод следует из писем Минфина России от 25 июля 2013 г. № 03-06-05-01/29519, от 22 ноября 2013 г. № 03-06-06-01/50342, ФНС России от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 и подтверждается арбитражной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2013 г. № 12232/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2012 г. № А19-16360/2011).

Следует отметить, что ранее ФНС России настаивала на том, что пересчет НДПИ с учетом новых нормативов потерь является не правом, а обязанностью организации. Независимо от того, увеличились или уменьшились значения нормативов. Об этом говорилось в письме ФНС России от 21 августа 2013 г. № АС-4-3/15165. Однако после выхода определений ВАС РФ от 10 апреля 2014 г. № ВАС-898/14 и от 30 мая 2014 г. № ВАС-6969/14 налоговая служба отказалась от своей позиции. Письмом от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 прежние разъяснения были отозваны, а новый документ доведен до сведения налоговых инспекций.

Если фактические потери полезного ископаемого не превышают нормативные потери, то НДПИ по ним рассчитайте по ставке 0 процентов. Если фактические потери превышают нормативы, то в части превышения примените обычную ставку налога по данному виду полезного ископаемого. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что потери углеводородного сырья, произошедшие на неразрабатываемых месторождениях в результате аварийных выбросов, нормативными потерями не признаются, в качестве объекта обложения НДПИ не рассматриваются и в расчет налоговой базы не включаются. Об этом сказано в письме Минфина России от 21 апреля 2011 г. № 03-06-06-01/5.

Кроме того, при добыче угля в состав фактических потерь и в расчет налоговой базы не нужно включать общешахтные потери и потери у геологических нарушений. То есть потери в виде неизвлекаемых (недоступных) пластов угольных месторождений. Об этом сказано в постановлении Президиума ВАС РФ от 30 октября 2012 г. № 6909/12, а также в письмах Минфина России от 21 ноября 2013 г. № 03-06-05-01/50290 и ФНС России от 25 марта 2014 г. № ГД-4-3/5370.

Какие изменения ожидаются

НДПИ в 2019 включен в программу нового налогового режима. Правительство планирует вести для нефтяных компаний налог на прибыль (налог на добавленный доход), который вступает в силу с 1 января 2019 года. Сейчас к объектам налогообложения относится нефть и газ, за которые нефтяные компании платят НДПИ.

Перед тем, как рассчитать отчисления на нефть, учитывают, насколько изменились цены на нефть в мире, истощились ли запасы и объемы добычи.

Одобрение нового налогового режима уже осуществлено Правительством, но размер новой налоговой ставки еще не предусмотрен.

Изменения в НДПИ на нефть будут относиться к месторождениям, расположенным на территории Восточной и Западной Сибири, некоторых месторождения на западе Сибири, которые уже были истощены, а также тех месторождений, для которых выгодно снижение экспортных пошлин.

Министр энергетики утверждает, что этот налог коснется только новых проектов, которые находятся в разработке российских нефтяных компаний.

Министерство финансов убеждено, что если увеличить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль, это может негативно повлиять на темпы добычи ископаемых в традиционных районах.

Эра дешевого газа заканчивается

В 2014 году базовая ставка будет повышена до 471 руб., в 2015-м — до 552 руб. Сейчас она составляет 251 руб. Подобные меры направлены на достижение равнодоходности газа как на внутреннем, так и на внешнем рынках. «Это очень важный момент, и мы должны четко определить, когда мы выйдем на равнодоходность, — говорят в минэнерго. — Закрепление этой даты будет важным сигналом для инвесторов и Формула НДПИ должна быть проста в администрировании и должна учитывать особенности газовой отрасли, регулирования, ценовой политики и затраты на добычу и доставку газа, — пояснили в минэнерго. — Кроме того, она должна обеспечивать инвестиционные стимулы для разработки месторождений на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, направленные на долгосрочную перспективу. Мы пришли к выводу об обнулении ставки НДПИ для месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока на долгосрочную перспективу. Подобные инициативы будут побуждать инвестора к разработке месторождений, а также обеспечат высокий уровень финансовой стабильности».

Формула НДПИ должна быть проста в администрировании, учитывая особенности газовой отрасли, регулирования, ценовой политики и затраты на добычу и доставку газа, считают в Минэнерго

Однако у минфина другая точка зрения на будущее НДПИ. «Минэнерго учитывает разработку конкретных газовых залежей, по сути они предлагают делить всю добычу газа по залежам и применять разные уровни затрат к разным видам залежей, — говорит Алексей Сазанов. — Однако при разработке глубоких залежей, у которых доля жирных компонентов резко возрастает, выручка от них не учитывается. Для нас это непонятно. Мы понимаем, что необходимо стимулировать Восточную Сибирь, но, к сожалению, мы не видели ни одной экономической модели месторождений этого региона, поэтому пока нельзя говорить о том, какая будет ставка НДПИ. Нужно сначала проанализировать экономическую модель, а потом принимать решение. Скорее всего, и по выработанным месторождениям также потребуются понижающие коэффициенты. Но опять же мы ждем от коллег предоставленных экономических моделей, на основании которых и будет решено, конкретно какие понижающие ставки будут установлены».

Дискуссии между министерствами вызваны тем, что в традиционных регионах добыча газа заметно снижается, компании уходят в новые регионы, на более глубокие залежи, в которых стоимость добычи существенно выше, что во многих случаях делает разработку таких месторождений нерентабельной. Эксперты считают, что без принятия новой газовой политики государства в связи с изменяющейся ситуацией на рынке существует серьезная угроза снижения его добычи. «Эпоха дешевого сеноманского газа заканчивается, — говорит руководитель направления «Стратегия и развитие бизнеса» энергетического Антон Рубцов. — По данным минприроды, на его долю приходится около 18% от всех запасов газа. Остальное же далеко от реализации в ближайшей перспективе. Крупные запасы газа находятся в основном в сложных регионах. И это в основном запасы жирного газа. Однако его разработкой занимается, по сути, только одна компания, а другие этого делать не спешат. Запасов сухого газа, доля которого в добыче более 70%, существенно меньше».

По мнению экспертов, если цены на газ будут как минимум в два раза выше, чем сейчас, то разработка сложных проектов будет рентабельна даже при текущей ставке НДПИ. «Государству нужно определиться, в каком направлении будет двигаться газовая отрасль: пойдем ли мы по пути начисления разных ставок НДПИ в зависимости от типа месторождений или же будем двигаться к постепенному повышению цен на газ, — уверен Антон Рубцов. — Газовой отрасли нужны четкие правила игры».

Как облагаются налогами драгоценные металлы

НДПИ при добыче россыпного золота и других драгоценных металлов из рудных, техногенных и россыпных месторождений определяется в соответствии с законодательством РФ о драгоценных металлах.

Оценка стоимости добытых драгоценных ископаемых проводится в зависимости от того, какие у налогоплательщика в соответствующем периоде сложились цены на реализацию химически чистого металла без учета НДС, расходов по добыче и доставке до получателя. От этого зависит ставка НДПИ на серебро, золото и другие металлы.

Если в налоговом периоде не составили цены для реализации чистого драгоценного металла, независимо от того, есть ли полуконцентрат, содержащий драгоценные металлы, расчеты проводятся с учетом цен, которые были сложены в предыдущем или предшествующем ему налоговом периоде.

НДПИ в алмазодобывающей промышленности позволяет полностью пополнить бюджет регионов, в которых добываются эти ископаемые.

Что такое НДПИ

Что такое НДПИ простыми словами – это главная статья расходов нефтегазового бизнеса. За каждую тонну добытой продукции должны выплачивать государству определенную сумму. Все деньги отправляют в федеральный бюджет.

Отвечая на вопрос, НДПИ — какой налог федеральный или региональный, то можно сказать, что налог НДПИ – это прямой федеральный налог, который взимается с недропользователей. Он является основным инструментом налогообложения добывающих отраслей.

Общая характеристика налога на полезные ископаемые показывает, что с его помощью средства за использование природных богатств перераспределяют и направляют в пользу граждан и всей страны.

КОДЫ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ НА 2021 ГОД

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (НДПИ)

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В ВИДЕ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ

Нефть

182 1 07 01011 01 1000 110 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 07 01011 01 2100 110 Пени по платежу
182 1 07 01011 01 2200 110 Проценты по платежу
182 1 07 01011 01 3000 110 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья

182 1 07 01012 01 1000 110 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 07 01012 01 2100 110 Пени по платежу
182 1 07 01012 01 2200 110 Проценты по платежу
182 1 07 01012 01 3000 110 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья

182 1 07 01013 01 1000 110 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 07 01013 01 2100 110 Пени по платежу
182 1 07 01013 01 2200 110 Проценты по платежу
182 1 07 01013 01 3000 110 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

182 1 07 01020 01 1000 110 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 07 01020 01 2100 110 Пени по платежу
182 1 07 01020 01 2200 110 Проценты по платежу
182 1 07 01020 01 3000 110 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПРОЧИХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ УСТАНОВЛЕН РЕНТНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ, ОТЛИЧНЫЙ ОТ 1, ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В ВИДЕ ПРИРОДНЫХ АЛМАЗОВ)

182 1 07 01030 01 1000 110 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 07 01030 01 2100 110 Пени по платежу
182 1 07 01030 01 2200 110 Проценты по платежу
182 1 07 01030 01 3000 110 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ, В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ, ПРИ ДОБЫЧЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ИЗ НЕДР ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РФ

182 1 07 01040 01 1000 110 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 07 01040 01 2100 110 Пени по платежу
182 1 07 01040 01 2200 110 Проценты по платежу
182 1 07 01040 01 3000 110 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В ВИДЕ ПРИРОДНЫХ АЛМАЗОВ

182 1 07 01050 01 1000 110 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 07 01050 01 2100 110 Пени по платежу
182 1 07 01050 01 2200 110 Проценты по платежу
182 1 07 01050 01 3000 110 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В ВИДЕ УГЛЯ

182 1 07 01060 01 1000 110 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 07 01060 01 2100 110 Пени по платежу
182 1 07 01060 01 2200 110 Проценты по платежу
182 1 07 01060 01 3000 110 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПРОЧИХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ УСТАНОВЛЕН РЕНТНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ, ОТЛИЧНЫЙ ОТ 1

182 1 07 01080 01 1000 110 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 07 01080 01 2100 110 Пени по платежу
182 1 07 01080 01 2200 110 Проценты по платежу
182 1 07 01080 01 3000 110 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Что облагается и не облагается налогом

Туда входят:

  1. Ископаемые, добытые на конкретном участке земель, предоставленном лицу для пользования.
  2. Полезные ископаемые, добытые из отходов добывающей промышленности.
  3. ПИ, добытые на территории, находящейся под юрисдикцией РФ или взятой ею в аренду у других государств на основании международного договора.

Та же статья описывает те объекты, которые не могут относиться к ПИ, подлежащим налогообложению:

  1. Полезные ископаемые, признанные общераспространенными, подземные воды, которые не числятся на государственном балансе. Эти ресурсы вырабатываются и потребляются пользователем в личных целях.
  2. Минералы, палеонтологические образцы и другие геологические находки, которые можно определить как коллекционные.
  3. Находки, которые были добыты при образовании, использовании либо реконструкции объектов, имеющих культурную, санитарно-оздоровительную, эстетическую, научную или другую социально-общественную ценность.
  4. Полезные ископаемые, которые были добыты из отходов горнодобывающей промышленности, в случае если они были обложены налогом в общеустановленном порядке.
  5. Дренажные подземные воды.
  6. Газ метан угольных пластов.

Что включается в декларацию НДПИ

При сдаче используется специальный бланк. Его форма была утверждена в 2015 году. Документ состоит из нескольких разделов:

  1. Указание вида подземных ископаемых и его кода.
  2. Расчёт налоговой базы с указанием понесённых расходов.
  3. Указание суммы налога за отчётный месяц с описанием расчёта.

По каждому участку, на котором происходит добыча, данные указываются отдельно.

На начальной странице необходимо подробно указать реквизиты организации. В случае, когда в течение одного или нескольких месяцев добычи не происходило, подача декларации является обязательной. При этом в поданном документе в соответствующих графах ставят ноль. В этом случае сдают начальный лист с реквизитами организации и первый раздел.

Если среднесписочная численность за год не превышает 100 человек, то электронная форма подачи является обязательной. В остальных случаях плательщик может выбирать между ней и бумажным документом.