Налоговый контроль: понятие, значение. формы и виды налогового контроля

Оглавление

Особенности проведения налоговых проверок

Самое главное, что нужно знать — какие ограничения закон накладывает на инспекторов. 

Налоговая проверка может охватывать только текущий год + 3 предыдущих. 

Инспекторы действуют в рамках своей компетенции, например, они не имеют права самостоятельно наказывать за неправильное оформление трудовых договоров. Для этого необходимо участие трудовой инспекции.

Инспекторы должны иметь на руках решение о проведении проверки и служебные удостоверения определённого образца

Документы важно рассмотреть, потому что порой мошенники притворяются инспекторами, находят нарушения и предлагают «договориться». 

По результатам инспекторы обязаны составить акт налоговой проверки и отправить вам один из экземпляров в течение 2 месяцев после окончания. Если этого не произошло, проверку можно оспорить

Если акт прислали, но вы с ним не согласны, можете записать свои возражения прямо в документе. 

В определённых случаях закон позволяет выиграть время и отложить начало выездной проверки. Например, по ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право присутствовать при проверке. Представлять интересы ИП может только он сам — соответственно, если предприниматель находится в командировке, он может прислать в налоговую официальное письмо об этом и попросить перенести срок. 

Перечень документов при выездной налоговой проверке

Инспекторам будут интересны все документы, которые касаются деятельности предпринимателя. Вот топ самых популярных:

  • налоговые декларации,
  • бухгалтерская отчетность ООО,
  • первичные документы,
  • банковские и кассовые документы, 
  • КУДиР, 
  • лицензии.

А Эльба поможет?

Эльба — онлайн-бухгалтерия для небольших ИП и ООО. С ней легко сдавать декларации и платить налоги вовремя, поэтому меньше шансов попасть в конфронтацию с налоговой. Также сервис позволяет обмениваться письмами с налоговой через интернет — следовательно, решать вопросы оперативнее. 

Бухгалтерам сервис пригодится, чтобы вести сразу много ИП и ООО. Даже если налоговая запросит документы или пообещать прийти с выездной проверкой, бухгалтер без труда сможет разобраться в ситуации и подготовиться, потому что все данные о бизнесе клиента будут храниться в одном месте. 

Статья актуальна на 02.02.2021

Система внутреннего контроля должна быть идеальна

Согласно пункту 7 ст.105.26 НК РФ для целей проведения налогового мониторинга система внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее — СВК) — это совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

СВК организаций, принявших решение о вступлении в режим налогового мониторинга, должна удовлетворять требованиям приказа ФНС России от 16.06.2017 No ММВ 7 15/509 @.

Согласно приказу СВК должна обеспечивать:

— упорядоченное ведение финансово хозяйственной деятельности организации;
— корректность, полноту и своевременность отражения результатов финансово хозяйственной деятельности и уплаты налогов и сборов;
— соблюдение законодательства РФ.

При этом предполагается, что СВК является единым, комплексным инструментом, который охватывает все структурные подразделения организации и влияет на все происходящие бизнес процессы, вместе с тем, представление информации об СВК компании различно в зависимости от потребителя информации.

Организации, которые могут перейти на налоговый мониторинг по своим финансовым показателям попадают под обязательный аудит, а значит, они, как минимум, обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 19 Федерального закона от No 402-ФЗ 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»). Соответственно, при проведении обязательного аудита аудиторы сопоставляют применяемую организацией СВК с предусмотренной Международным стандартом аудита 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» моделью. И не секрет, что не всегда СВК организации соответствует всем требованиям.

Перед переходом на налоговый мониторинг организации необходимо привести свою СВК и регламентирующие ее документы в идеальное состояние. И в этом могут помочь аудиторские компании.

Легонькова Ольга
Руководитель контроля качества аудита, проектов и методологии

К примеру, СВК можно адаптировать к требованиям налогового мониторинга самостоятельно, учитывая замечания и рекомендации аудиторов, указанные в аудиторском заключении.

Срок проведения камеральной проверки

По общему правилу срок проведения камеральной налоговой проверки — 3 месяца со дня подачи декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ). Исключение предусмотрено для деклараций по НДС, которые мы рассмотрим ниже.

Отметим, что по общему правилу (кроме проверки деклараций по НДС) ни продление, ни приостановление сроков проверки не допускается.

Момент начала исчисления срока определяется датой поступления налоговой декларации/ расчета в инспекцию (п. 2.2 Письма ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/12705, письмо Минфина России от 22.12.2017 N 03-02-07/1/85955).

Обратите внимание! При определении соблюдения налогоплательщика срока подачи декларации, установленного НК РФ, во внимание принимается не срок ее поступления в инспекцию, а дата отправки налогоплательщиком. Иными словами, если вы отправили декларацию по почте в последний день срока, она будет считаться поданной в срок

При этом срок камеральной проверки начнет течь с даты ее представления в инспекцию.

Если дата окончания придется на выходной (нерабочий) день, то днем окончания проверки будет ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

К сожалению, нарушение инспекцией предельных сроков проверки, не сможет стать основанием для отмены итогового решения по проверке (п. 14 ст. 101 НК РФ, Письмо ФНС России от 25.01.2021 №СД-4-2/778@, п. 3 Письма Минфина России от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400). Однако, если проверка длится слишком долго, т.е. превышает установленный НК РФ срок, у вас есть возможность подать жалобу на действия проверяющих в вышестоящий налоговый орган и потребовать прекратить проверку (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ).

В частности, это может быть актуально для ситуаций, когда в налоговой декларации заявлен НДС к возмещению и прошло больше трех месяцев со дня представления декларации (т.е. максимальный срок на проведение камеральной проверки даже с учетом права налогового органа на продление), однако инспекцией не принято решение о возмещении НДС или решение об отказе в возмещении НДС.

Другая ситуация: за пределами трехмесячного срока камеральной проверки, инспекция направляет организации требование о представлении документов / пояснений. В этом случае, вы также можете обжаловать такие действия инспекции в вышестоящий налоговый орган. Отметим, что при получении требования за пределами проверки, налогоплательщик также вправе не отвечать на него. Более того, документы, истребованные за пределами сроков проверки, не могут быть учтены при рассмотрении материалов проверки и вынесении решения (п. 4 ст. 101 НК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Также инспекция не сможет сослаться в решении по результатам проверки на отсутствие документов, которые были ей истребованы за пределами сроков. Получив требование за пределами срока проверки, в целях фиксации допущенного инспекцией нарушения целесообразно направить в инспекции мотивированный отказ от представления документов в связи с незаконностью направленного требования.

Внимание! В некоторых случаях инспекция может вынести решение о проведении мероприятий налогового контроля. Такое решение принимается, если при рассмотрении материалов проверки инспекции недостаточно доказательств для того, чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях налогоплательщика нарушений налогового законодательства (п. 6 ст. 101 НК РФ)

Отметим, что при проведении камеральных проверок дополнительные мероприятия налогового контроля назначаются очень редко, тем не менее важно помнить, что, если документы запрашиваются в рамках дополнительных мероприятий, налогоплательщик обязан их представить. К примеру, в деле №А55-7123/2018, рассмотренном Арбитражным судом Поволжского округа, налогоплательщик отказался представить документы по требованию инспекции (договор, счета-фактуры, товарные накладные, акты приемки-сдачи работ (услуг), акты сверки расчетов, доверенность), сославшись на истечение срока камеральной проверки

В то же время, суд встал на сторону налогового органа, установив, что документы были истребованы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, о чем было вынесено соответствующее решение.

Поэтому при получении требований, которые кажутся вам необоснованными, как можно скорее следует обратиться к налоговым юристам, чтобы не потерять деньги, оплачивая штраф, или время, представляя «необязательные бумажки».

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Методы налогового контроля

В настоящее время в налоговом кодексе закреплено ряд устоявшихся методов налогового контроля.

Методы налогового контроля представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. – Методы налогового контроля

Налоговый контроль имеет утвержденный регламент, согласно которому налоговики могут проверять хозяйственные операции, а организация имеет возможность избежать ошибок при начислении налогов. Органы налогового контроля до момента сдачи деклараций предоставляют разъяснения по вопросам изменений в налоговом законодательстве и налогообложении.

Следовательно, документарный метод налогового контроля в рамках данного регламента предполагает проведение формальных, учетных, юридических проверок, а также экономического анализа.

Фактический метод налогового контроля, напротив, оперирует иными категориями, в частности, учетом налогоплательщиков, показаниями свидетелей, опросами экспертов и т.п. данными.

Формы и методы налогового контроля

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг — еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Разумная коммерческая осмотрительность

Одно упоминание об осмотрительности вызывает у многих налогоплательщиков массу негативных эмоций. Почти каждый налогоплательщик хоть раз сталкивался с недобросовестными контрагентами, которые не уплатили налоги или не отразили сделки с ним в своей налоговой отчетности, или оказалось, что у контрагента формально отсутствовали ресурсы (сотрудники, техника и т.п.) для выполнения договора (он не оформлял официально свои отношения с субподрядчиками). Претензии о неправомерных расходах и вычетах в такой ситуации получал налогоплательщик, поскольку именно он не проявил должную осмотрительность.

Да, деловая цель сделок, хозяйственных операций и должная осмотрительность продолжают оставаться критериями оценки действий налогоплательщика с позиции добросовестности. Проблема в том, что четких требований, в чем именно должна выражаться «должная осмотрительность» у налоговых органов нет. Суды указывают, что следует учитывать разумные пределы при проявлении коммерческой осмотрительности и не превращать «недостаточное проявление должной осмотрительности» по оценке инспекторов в безусловное основание для отказа в налоговых вычетах и учете расходов по сделкам с контрагентами.

При оценке обоснованности налоговой выгоды необходимо проверять преследовал ли налогоплательщик цель уклонения от налогов, либо в отсутствие такой цели знал (должен был знать) о «налоговой порочности» контрагента (Определения ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-27597, от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064).

То есть, налоговый орган должен учитывать:

  1. Знал или должен был знать налогоплательщик о допущенных контрагентом нарушениях (в силу зависимости или аффилированности).

    Данное требование закреплено в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 и как бы инспекторы ни пытались забыть его, налогоплательщики и суды настойчиво напоминают о нем.

  2. Проявлена ли разумная осмотрительность, характерная для подобных сделок (имел ли контрагент собственные ресурсы для исполнения сделки или привлекал третьих лиц, отчетность, наличие опыта, лицензий, соответствие рыночным ценам и пр.). Т.е. учитывается именно здравая коммерческая осмотрительность, присущая бизнесу при заключении определенных сделок, а не требуется чрезмерные, а порой и невозможные «проверочные мероприятия» от налогоплательщика при заключении сделок.

Безусловно, концепция осмотрительности будет применяться при проверке сделок сквозь призму ст. 54.1 НК РФ, особенно при «тесте стороны договора», поэтому рекомендуем пользоваться полезными сайтами для проверки контрагентов:

  • данные об актуальности статуса юридического лица (зарегистрирован в ЕГРЮЛ, поданы документы на смену адреса, реорганизацию, ликвидацию, недостоверные данные);
  • сведения о недействующих компаниях (находящихся в той или иной стадии ликвидации);
  • сведения о банкротстве;
  • «массовые» адреса;
  • отчетность и долги по налогам;
  • блокировки по счетам компании;
  • наличие у компании исполнительного листа;
  • участие компании в арбитражных процессах;
  • сведения о дисквалифицированных руководителях и владельцах компаний;
  • «массовые» учредители и руководители;
  • действительность паспорта руководителя/владельца компании.

Что такое камеральная налоговая проверка (КНП)?

КНП — это контроль деклараций на правильность расчета налогов. Как только ФНС получает налоговую отчетность, то сразу начинает проверку. КНП проводят в зависимости от частоты сдачи налоговой отчетности:

  • ежеквартально по НДС и налогу на прибыль;
  • ежегодно по налогу на имущество, 3-НДФЛ (вместо налога на прибыль для ИП на общей системе налогообложения) и по налогу для компаний и ИП на упрощенной системе налогообложения, НДФЛ и страховым взносам.

Налоговая проверяет только тот отчетный период, за который подана декларация. КНП проводится непосредственно в налоговой инспекции без участия налогоплательщика.

ФНС может проводить общую или углубленную проверку. При общей проверке сотрудники ФНС загружают в программу АИС «Налог-3» данные полученных деклараций. Программа проводит анализ: пересчитывает суммы налогов, сопоставляет показатели отчетного периода (выручку, расходы) с предыдущим. Если никаких противоречий между показателями не обнаружено и налоги рассчитаны верно, то ФНС завершает проверку.

Если в декларации будут обнаружены расхождения с данными других отчетностей или банковских выписок, то ФНС начнет более глубокую проверку. Чтобы провести детальный анализ, налоговая может:

  • затребовать дополнительные документы;
  • допросить руководителя компании и других сотрудников, а также контрагентов;
  • назначить экспертизу документов, печатей, подписей;
  • выехать к налогоплательщику по месту ведения деятельности.

Если ФНС обнаружит ошибки, то направит налогоплательщику требование представить пояснения или уточнить налоговую декларацию, т.е. пересчитать налог.

Фото: Andrei_R/shutterstock.com

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529 “О проведении выездной и камеральной налоговых проверок одновременно”

1 апреля 2014

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу проведения в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки и сообщает следующее.

Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Пункт 1 статьи 89 Кодекса предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Камеральная налоговая проверка, по смыслу пункта 1 статьи 88 Кодекса, является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, камеральная и выездная налоговая проверка являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, поскольку выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.

В соответствии с пунктом 7 статьи 101, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 8 статьи 101 в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности, а также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Исходя из норм Кодекса, решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, проводившим налоговую проверку, которое не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном статьей 139.1 Кодекса.

Действительный государственныйсоветник РФ 3-го класса Д.В. Егоров

Виды налогового контроля

Налоговый кодекс не вобрал в себя классификацию или толкование отдельных видов налогового контроля. Виды налогового контроля в научной литературе представлены достаточно разнообразно, их классификация может быть представлена в зависимости от различных аспектов.

Виды налогового контроля

Признак

Виды

1.

Виды налогового контроля в зависимости от времени проведения

  • предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • последующий.

2.

Виды налогового контроля в зависимости от субъекта

  • налоговых органов;
  • таможенных органов;
  • органов внутренних дел;
  • следственных органов.

3.

Виды налогового контроля в зависимости от места проведения

  • выездной – в месте расположения налогоплательщика;
  • камеральный – по месту нахождения налогового органа.

Предварительный налоговый контроль проводится до решения каких-либо вопросов, связанных с налогоплательщиков или его налоговыми обязательствами. Таким образом, данный вид налогового контроля осуществляется государственными органами до окончания отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Примером может служить определение возможности предоставления налоговой отсрочки, в данном случае обязательным условием является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика.

Текущий налоговый контроль проводится непосредственно во время отчетного налогового периода. Данный вид налогового контроля отличается проведением в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. осуществляется в процессе ведения налогоплательщиком его основной деятельности. Данный вид контроля основывается на проверке данных бухгалтерского и налогового учета. Сюда относится проверка первичных документов, кассовых операций, инвентаризаций. Текущий налоговый контроль позволяет оперативно реагировать на изменения в нормативных актах, финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства, предотвращая финансовые потери на государственном, муниципальном и хозяйственном уровне.

Последующий налоговый контроль направлен на оценку своевременности и полноты исполнения налоговых обязательств налогоплательщика. Данный вид налогового контроля проводится после завершения отчетного периода путем проверки налоговых деклараций, анализа бухгалтерской отчетности и ревизии финансовой документации.

Субъекты налогового контроля осуществляют его в рамках своей основной деятельности. Налоговые органы – при осуществлении проверок соблюдения налогового законодательства, таможенные органы – при проверках соблюдения таможенных правил, следственные органы и органы внутренних дел – в рамках проведения следственных и оперативных действий, соответственно. Следовательно, виды налогового контроля по данному признаку отличаются, как субъектом контрольной деятельности, так и в организационно-содержательной части проверок.

Выездной и камеральный вид налогового контроля по своему содержанию соответствуют аналогичной форме контрольной деятельности налоговиков.

Вывод

Современный налоговый контроль в Российской Федерации предусматривает реализацию фундаментальной задачи пополнения бюджета государства на любом уровне своевременно и полном объеме. Налоговый контроль дисциплинирует налогоплательщиков, его наиболее эффективной формой являются камеральные и выездные проверки, наряду с введенным недавно мониторингом.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации
  2. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»
  3. Комарова Е.И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 С.12
  4. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение – М.: Юрайт, 2015
  5. Мосейкин В.В. Налоговый контроль в системе налогового администрирования РФ // Вестник Омского университета. Серия «Экономика».- 2014. – №1.- С.163-167.
  6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение – М.: Юрайт, 2015
  7. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: Юнити, 2015

Камеральная налоговая проверка — основания для проведения камеральной проверки

Говоря о такой процедуре, как налоговый контроль, подробно следует остановиться на его видах, определяемых с учетом места проведения надзорных мероприятий. НК РФ подробно регламентирует процедуру.

Первым видом контроля выступает согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка, которая представляет собой надзорные мероприятия по месту нахождения уполномоченного органа. Она основывается на декларациях и иных документах финансовой отчетности, представленных плательщиками.

Не позднее трех месяцев с получения документа, налоговый орган начинает проверочные мероприятия. Если декларация не была предоставлена, должностные лица имеют право осуществить контроль на основании только тех сведений, что у них имеются о деятельности организации. Период начала проверки отсчитывается с последнего дня, в который должна была быть представлена отчетность.

Если вам требуется юридическая помощь в прохождении камеральной проверки, то можете обратиться к нам. Юристы компании «Шмелева и Партнеры» имеют практический опыт в оказании услуг по прохождению проверок инспекциями.

Принятие решения по результату проведения камеральной налоговой проверки

По результату предоставления деклараций может возникнуть несколько возможных ситуаций. К ним относят следующее:

Выявление неточностей при исполнении налогового законодательства.

В этом случае руководитель уполномоченного органа может принять решение о продлении период проверки до трех месяцев. Могут быть запрошены дополнительные сведения, получены объяснения со стороны плательщика и так далее.

Ошибки в налоговой декларации.

Это могут быть противоречия в сведениях, недочеты и прочее. В этом случае плательщику также направляется требование о предоставлении пояснений и уточнений. На это дается пять дней.

Также возможна подача уточненной декларации, это происходит в случаях, когда плательщик сам выявляет ошибки и желает изменить представленные ФНС РФ сведения.

Все оговорки должны быть обоснованными, поскольку несоответствие имеющихся сведений и переданных может расцениваться, как нарушение законодательства в части исчисления платежей и их уплаты.

Выявление правонарушения.

Эта ситуация предусматривает наличие доказанного факта несоблюдения требований об исчислении и уплате налогов. По итогу такой проверки выносится акт (ст. 100 НК РФ), в котором обозначают сроки устранения нарушений, если такое возможно, а также мера ответственности.

Налоговые проверки

Материалы к курсу «Что руководитель должен знать о налоговом контроле»

Камеральные и выездные проверки

Других видов налоговых проверок – «встречных», «углубленных», «тематических» и пр. – не существует.

Цель камеральной и выездной налоговых проверок — контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

    Все о камеральных проверках

Проводится почти всегда, как только налогоплательщик подаёт налоговую декларацию, расчёт или иной документ, связанный с уплатой налогов и других обязательных платежей. Камеральными проверками охвачены 100% деклараций по НДС и практически все другие декларации. Вручную такой объем работы сделать не возможно, поэтому на службе ФНС состоят роботы, которые занимаются камеральными проверками. Камеральная проверка начинается автоматически на следующий день после его обращения в инспекцию.

Я бы назвал выездную проверку основным мероприятием налогового контроля. Выездная налоговая проверка – ВНП может охватывать период до 3 лет и проводится по всем видам налогов. Сроки от назначения ВНП до ее завершения (окончание судебных разбирательств, взыскание доначисленных налогов) могут составлять от 6 месяцев до нескольких лет. Отличия камеральной и выездной проверок

Кому назначат выездную проверку?
Место проведения В инспекции У налогоплательщика. В инспекции проводится только, если он не может предоставить помещение
Сроки проведения Три месяца, но НДС – два месяца Не более двух месяцев
Возможность продления сроков При выявлении признаков нарушений по уплате НДС – до 3 месяцев До 4 месяцев, в исключительных случаях – до 6 месяцев
Приостановление сроков Не допускается Возможно для получения дополнительной информации
Предмет проверки Достоверность сведений по представленному документу Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов
Проверяемый период Налоговый период, соответствующий представленному документу До трёх календарных лет, предшествующих назначению проверки
Объекты исследования Только документы. При необходимости инспектор может запросить пояснения и дополнительные подтверждающие документы Кроме исследования документов, проверяющие вправе допрашивать работников, проводить инвентаризацию, осматривать используемые территории и помещения
Возможность изъятия документов Не предусмотрена Допускается при угрозе уничтожения, сокрытия, изменения или замены
Информирование налогоплательщика о завершении проверки Не информируется
О выявленных нарушениях в течение 10 дней составляется акт, в течение 5 дней его вручают под расписку или отправляют налогоплательщику по почте
В последний день проведения налогоплательщику выдаётся справка о проведенной проверке
Повторная проверка Не допускается Может быть назначена вышестоящим налоговым органом

Как избежать доначислений при проведении налоговых проверок?

Поскольку камеральная проверка проводится по тем документам, которые Вы подаете в налоговую службу, то единственная гарантия безопасности – грамотная и качественная подготовка документов.

За что могут сделать доначисления при камеральной проверке?

Кроме тех случаев, когда допущены ошибки в декларациях, доначисления делаются за деятельность, целью которой является уклонение от уплаты налогов.

Подробнее здесь.

Избежать доначислений при выездной проверке можно одним единственным способом – не допустить выездную проверку.

Надо понимать, поскольку ВНП является для налоговиков сложнейшим мероприятием по затрачиваемым ресурсам, то целью выездной проверки становится не поиск нарушений налогового законодательства, а получение доказательств по нарушениям, найденным в ходе предпроверочного анализа.

Подробнее здесь

 

Продолжить обучение

  • Камеральные проверки
  • Назначение налоговых проверок
  • Последствия налоговых проверок