Подтверждение соответствия участника единым требованиям

Оглавление

Изменения с 2020 года

Т. е. продукция этих государств не считается на территории РФ иностранной.

Кроме того, отныне запрет не применяется в случаях, когда:

  • имеется разрешение на закупку товара иностранного происхождения, выданное при помощи государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в соответствии с требованиями Минпромторга РФ;
  • требуется взаимодействие используемых заказчиком товаров с совместимыми с ними товарами иностранного происхождения;
  • закупаются запчасти и расходные материалы для машин, которые использует заказчик, по имеющийся техдокументации;
  • закупается единица товара стоимостью не свыше 50000 руб. или если стоимость совокупности таких товаров составляет менее 1 млн. руб.;
  • закупки проводятся в интересах ФСБ, ФСО, СВР, МВД, Росгвардии, Управления делами Президента и Главного управления спецпрограмм Президента;
  • поставляются принятая на вооружение техника, военная и специальная техника, разработанные согласно конструкторской документации, снабжённой литерой не ниже «О»;
  • закупается продукция в рамках реализации программы приграничного сотрудничества.

Заказчикам же в 2020 г. для мониторинга реализации национального режима необходимо предоставлять информацию об итогах закупки на протяжении 10 рабочих дней вслед за заключением контракта или сведения о несостоявшихся торгах в ГИСП.

Защита отечественного рынка от ненадёжных в условиях санкций поставок иностранной продукции чётко регламентирована соответствующими законами и постановлениями правительства. В результате отечественный производитель получает преимущества, которые позволяют ему развивать своё производство и тем самым стимулировать укрепление национальной экономики РФ.

Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Прежде чем мы перейдем к сути вопроса, давайте поймем, кто такие представители СМП и СОНКО, и какие требования к ним установлены.

Требования к представителям малого бизнеса прописаны в ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:

  • В уставном капитале СМП доля РФ не должна превышать 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не относящимся к малому и среднему предпринимательству) в уставном капитале – не превышать 49%.
  • Среднее число рабочих кадров не должно быть больше 100 человек.
  • Выручка без НДС или балансовая стоимость активов — не более 800 млн. рублей. Такие критерии утверждены Постановлением Правительства РФ № 265 от 4 апреля 2016 г.

Требования к социальным НКО изложены в гл.II 7-ФЗ «О некоммерческих организациях. Согласно ст.31.1 7-ФЗ такие организации должны вести следующую деятельность:

  • предоставлять социальные услуги, помощь и защиту гражданам;
  • оказывать бесплатную или льготную юридическую поддержку гражданам и некоммерческим организациям и повышать правовую грамотность среди населения; отстаивать права и свободу человека и гражданина;
  • проводить медицинскую и социальную реабилитацию, социальную и трудовую реинтеграцию лиц, незаконно принимающих наркотические и психотропные препараты;
  • и т.д. (в нормативе перечислено 18 видов деятельности).

Перейдем непосредственно к преференциям для СМП и СОНКО по 44-ФЗ.

Объем закупок

Из совокупного годового объема закупок (СГОЗ), которые проводят заказчики, для СМП и СОНКО должно проводиться не менее 15% закупок, а начальная максимальная цена контракта (НМЦК) при этом должна быть не более 20 млн. руб. (ч.1 ст.30 44-ФЗ).

Важный момент! Участник, не являющийся представителем СМП или СОНКО, в таких торгах принимать участие не может.

В ст.7.30 КоАП РФ говорится об ответственности для заказчиков, которые нарушают порядок проведения процедур для этой категории участников. Несоблюдение норм законодательства грозит заказчикам штрафом – до 50 тыс. руб. (ч.11 ст.7.30 КоАП РФ).

СМП и СОНКО на субподряде

Согласно ч.5 ст.30 44-ФЗ поставщик, не являющийся представителем СМП или СОНКО, может участвовать в закупках, проводимых для этой категории участников:

  • если отдаст контракт на субподряд представителям СМП или СОНКО;
  • если возможность передачи контракта на субподряд заказчик указал в извещении.

Сокращенные сроки оплаты за выполненные обязательства

Если закупка ориентирована на СМП и СОНКО, то заказчик обязан прописать в контракте срок оплаты за исполненные обязательства – не более 15 рабочих дней с даты приемки (ч.8 ст.30 44-ФЗ). В закупках не для СМП и СОНКО сроки другие — 30 календарных дней.

Размер ОИК исчисляется из ценового предложения

Если в торгах победил представитель СМП или СОНКО, то сумма обеспечения исполнения контракта (ОИК), как простого, так и с учетом антидемпинговых мер, рассчитывается от суммы контракта, но не должна быть меньше размера аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). В остальных закупках размер ОИК зависит от НМЦ контракта, а не от ценового предложения выигравшего участника.

Когда ОИК не предоставляется?

Победитель торгов, являющийся представителем СМП или СОНКО, не вносит ОИК (включая и антидемпинговые меры), если предоставит сведения о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом НМЦК проводимой закупки, указанная в извещении и закупочной документации, должна быть не ниже суммы этих 3-х контрактов (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).

Как понять, нужно ли Вам предоставлять ОИК заказчику? Для этого можно воспользоваться удобным онлайн калькулятором, который ускорит процесс подсчетов.

Выполните следующие действия:

  1. Перейдите по ссылке;
  2. В соответствующих разделах укажите ИНН и реестровый номер закупки, которую вы выиграли;
  3. Нажмите кнопку «Проверить»;
  4. Дождитесь, когда придет информация по исполненным контрактам;
  5. Вставьте полученную информацию на ЭТП при подписании контракта или отправьте заказчику произвольное письмо с указанием исполненных контрактов.

Уменьшенные размеры штрафов

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30 августа 2017 г., если поставщик-представитель СМП или СОНКО некачественно выполнил работы по контракту, то ему грозит штраф от 1 до 5 тыс. руб. от цены контракта (этапа).

Для остальных закупок штрафы значительно суровее (см. п.3 ПП РФ № 1042):

  • 10% для контрактов до 3 млн. руб.;
  • 5% — 3-50 млн. руб.;
  • 1% — 50-100 млн. руб.;
  • и т.д.

Виды требований

Требования подразделяются на 3 типа:

  1. Единые. Это требования, которые заказчик обязан установить в закупке. Все они изложены в пункте 1 статьи 31 закона 44-ФЗ.
  2. Необязательные. Требования, которые заказчик вправе предусмотреть. Это часть 1.1 статьи 31 закона, в соответствии с которой заказчик может потребовать отсутствия поставщиков в РНП, отсутствия в реестре сведения об учредителях, директоре и членах коллегиального исполнительного органа.
  3. Дополнительные. Такие требования регулируются частью 2 статьи 31 закона и устанавливаются Правительством в отношении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, аналогичных закрытых конкурсных процедур или аукциона. Также носят обязательный характер для включения в документацию, если установлены.

Сегодня расскажем только о первой части — о единых требованиях.

Что всегда требуется от поставщиков

Под едиными подразумеваются такие требования, которым должны отвечать все участники закупок вне зависимости от ее объекта и прочих параметров. Вот их список:

  1. Участник должен соответствовать условиям, которые закон предъявляет при осуществлении определенных работ и услуг или при поставке определенных товаров. Подразумевается наличие допусков, лицензий и прочих разрешений.
  2. Участник должен быть полностью дееспособным. Это значит, что в его отношении не должна быть начата процедура ликвидации или банкротства, а его деятельность не должна быть приостановлена (КоАП дает право контролирующим органам приостанавливать деятельность организации при некоторых административных правонарушениях).
  3. Поставщик должен быть добросовестным исполнителем обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей. Размер его задолженности за последний год не должен быть более чем четверть балансовой стоимости активов по данным последней отчетности. Физические лица, которые входят в руководящий состав участника, не должны иметь непогашенной судимости за экономические преступления. Также им не должно быть назначено наказание в виде дисквалификации или запрета на ведение деятельности, связанной с поставкой объекта закупки.
  4. Если при исполнении госконтракта поставщик должен передать заказчику результаты интеллектуальной деятельности, то он должен обладать исключительными правами на них. Требование не распространяется на закупку создания произведений искусств и прокат национального фильма.
  5. Между заказчиком и потенциальным исполнителем не должно быть конфликта интересов. Это значит, что руководитель заказчика, сотрудники контрактной службы, члены закупочной комиссии либо контрактный управляющий не может быть в определенных отношениях с лицом, входящим в руководство участника, или с участником-ИП. Под отношениями в данном случае понимается брак и близкое родство — дети, родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, усыновители и усыновленные.
  6. Участник не должен быть компанией, зарегистрированной в офшоре.
  7. С 1 июля 2018 года требования к потенциальным поставщикам будут расширены. У них должны отсутствовать ограничения для участия в закупках. Такие ограничения могут быть введены, например, в закупках только для субъектов малого предпринимательства.

Что же касается требования об отсутствии в РНП, то оно включается заказчиком по своему усмотрению.

Преференции при национальном режиме в 44-ФЗ

Государство поддерживает российских поставщиков, которые участвуют в госзакупках. Правила и ограничения, создающие благоприятные условия для отечественной продукции, изложены в ст.14 44-ФЗ о национальном режиме. Речь идет не только о товарах, работах или услугах, произведенных на территории нашей страны, но и произведенных на территории стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Согласно 44-ФЗ национальный режим реализовывается в трех вариантах:

  1. Запреты;
  2. Ограничения;
  3. Условия допуска (преференции).

Запреты на участие в государственных закупках

Такие запреты применяются к определенным видам продукции, произведенной за рубежом. Перечни соответствующих товаров, работ и услуг установлены Правительством РФ:

  • ПП № 616 от 21.06.2012 г. о промышленных товарах;
  • ПП № 1236 от 16.11.2015 г. о программном обеспечении.

Если участник подает заявку, в которой в качестве предмета поставки указывает товары из названных перечней, его заявка не будет принята заказчиком.

Ограничения в закупках

Суть ограничения в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, содержащих иностранную продукцию, допускаются только в определенных случаях.

Перечни продукции, разрешенные к поставкам с ограничениями:

  • ПП № 102 от 05.02.2015 г. о медицинских изделиях;
  • ПП № 1289 от 30.11.2015 г. о некоторых лекарственных средствах;
  • ПП № 617 от 30.04.2020 г. о промышленных товарах;
  • ПП № 832 от 22.08.2016 г. об отдельных видах пищевых продуктов;
  • ПП № 878 от 10.07.2019 г. о радиоэлектронной продукции.

Участник может предложить товар из названных списков, если, например, в РФ или странах-участниках ЕАЭС нет его аналога (или такой производитель всего один), или если заказчику поступили заявки только с иностранной продукцией.

Предоставление преференций

Преференции по 44-ФЗ призваны поддержать российского производителя или страну-участника ЕАЭС. Преимущества предоставляются в отношении цены.

В Приказе Минфина РФ № 126 от 04.06.2018 г. говорится о преимуществах, которые предоставляются в отношении продукции, произведенной на территории стран-участников ЕАЭС. Преференции действуют, если закупка проводится в виде конкурса, запроса котировок, запроса предложений и аукциона.

Министерство финансов обязало участников предоставлять декларацию о стране происхождения предлагаемых товаров и возложило на них ответственность за предоставление ложной информации.

В Приказе Минфина № 126 содержатся Приложение 1 и Приложение 2, в которых приведены перечни товаров для предоставления преференций. Для конкурса, запроса котировок и запроса предложений заявки, содержащие продукцию из этих перечней,  рассматриваются и оцениваются с учетом 15-ти или 20-процентного понижающего коэффициента к цене, предложенной участником.

К списку из Приложения 1 применяется понижение на 15%, а для Приложения 2 — с 1 октября 2020 г. действует понижение на 20%.

При этом контракт с выигравшим участником заключается по предложенной поставщиком стоимости.

Если условия выполнения работ, которые предложили участники при проведении названных процедур, равны, и в закупке были предусмотрены преференции, то контракт заключается с тем участником, который имеет право на эти преференции.

В рамках проведения аукциона, если контракт выигрывает поставщик, чья продукция находится в Перечне товаров из Приказа № 126, произведенных на территории стран, не входящих в ЕАЭС, то сумма контракта будет снижена на 15% или 20% от предложенной им цены.

Когда преференции по не предоставляются?

В некоторых ситуациях названные преференции не предоставляются:

  1. Заказчик признал закупку несостоявшейся.
  2. Во всех заявках указаны товары, произведенные в странах ЕАЭС.
  3. Во всех заявках есть товары иностранного производства.

Участник, попадающий под получение преференций, имеет большие шансы на получение контракта.

Каких закупок касается квотирование

Перечень товаров с указанием минимального размера квоты на период 2021 – 2023 гг. содержится в приложении к ПП №2014. В этом перечне указаны коды ОКПД-2 товаров и соответствующая им минимальная доля закупок российских товаров на 3 года, начиная с 2021 в процентном отношении. Таким образом, если заказчик закупает товары с ОКПД-2 из Перечня по ПП №2014, он обязан закупить  российский товар стоимостью, не меньшей установленной  минимальной доли. Квота по ПП №2014 распространяется и на товары, поставляемые при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Для целей выполнения ПП №2014 заказчик может закупить продукцию, произведенную в России или странах ЕАЭС (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика). 

Установленную ПП №2014 минимальную долю закупок обязаны выполнять все заказчики, за исключением: органов внешней разведки, органов ФСБ, органов государственной охраны (ч.7 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). 

ПП №2014 применяется только в конкурентных закупках, в которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (п.1 ПП №2014). Следовательно,  минимальная доля закупок по ПП №2014 может не выполняться заказчиками в следующих случаях:

– когда в закупке установлены условия допуска (т.е. приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н). Если в одной закупке установлены ограничения допуска и условия допуска, то квоту нужно выполнять;

– когда в закупке установлен запрет на допуск иностранной продукции (т.е. ПП №616 от 30.04.2020г., ПП №1746 от 21.12.2019г. и ПП №1236 от 16.11.2015г.);

– когда осуществляется закупка у единственного поставщика. 

На сегодня ограничения допуска иностранной продукции установлены 5 правовыми актами и, соответственно, в случаях их применения заказчики обязаны закупать российский товар стоимостью не менее установленной квоты:

  1. ПП №878 от 10.07.2019г. (радиоэлектронная продукция);
  2. ПП №102 от 05.02.2015г. (медицинские изделия);   
  3. ПП №617 от 30.04.2020г. (промышленная продукция);
  4. ПП №832 от 22.08.2016г. (пищевые продукты);
  5. ПП №1289 от 30.11.2015г. (лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП).

Однако в Перечне по ПП №2014 сейчас нет товаров, подпадающих под действие двух последних постановлений (ПП №832 и ПП №1289), из чего можно сделать вывод, что пищевые продукты и лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП пока не подлежат квотированию. 

Если закупаемый товар находится в перечне по ПП №2014, но ограничение допуска не устанавливается, то квота не действует. Например, при закупке продукции радиоэлектронной промышленности, если закупаемого товара нет в Едином реестре российской  радиоэлектронной продукции или характеристики товара в реестре не подходят заказчику, ограничение допуска по ПП №878 не устанавливается. В таком случае при закупке данного товара не нужно выполнять минимальную долю закупок. 

Понятие национального режима

Понятие национального режима в подавляющем большинстве случаев применяется в экономической среде. Организации, осуществляющие свою профессиональную деятельность на территории иностранных государств, имеют отличные от отечественных компаний обязанности и ключевые признаки. Это обстоятельство напрямую связывается с необходимостью поддержания российского производства.

Рассматриваемый режим предоставляет возможность зарубежным компаниям работать в том же режиме, что и российские партнеры. Для юридических лиц имеется преимущество, которое заключается в возможности получения послаблений с налоговой точки зрения. Также не оплачиваются пошлины на импортную продукцию.

Что касается физических лиц, то они получают такие же, как и у россиян, имущественные права, а также возможность защищать свои интересы в российских судебных инстанциях. Стоит отметить, что в некоторых случаях речь может заходить о получении государственных программ социальной поддержки.

Практика показывает, что иногда применение национального режима неблагоприятно влияет на местной экономической среде – возможность покупки иностранного товара по той же цене, что и у российских аналогов, влечет за собой потребительский перекос в пользу первых.

Однако режим может иметь и другой эффект. Например, иностранный гражданин может являться претендентом только на соблюдение прав по федеральному законодательству РФ. Дополнительные преимущества в таком случае не предоставляются.

Какие документы подтверждают соответствие ст. 14 44-фз?

732 юриста сейчас на сайте Заказчик приобретает отделочные материалы.

Какие документы, подтверждают соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе 44-фз?

  1. Юрист, г. ПермьОбщаться в чате

Как вариант — оформить в ТПП Сертификат происхождения товара Сертификаты происхождения по форме «А» — выдаются в страны Европейского Союза, США, Канаду, Чехию, Словакию, Югославию и Турцию на товары, попадающие под действие тарифных преференций. Эта форма предусмотрена международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация, и вводит количественные ограничения (квоты) на экспорт определенных видов товаров.

Какой документ прикладывать к заявке для подтверждения соответствия требованиям ст. 14 44-ФЗ?

При распространении национального режима на товар заказчик в документах предварительно указывает ссылку на постановление правительства, согласно которому выполняется национальный режим. Необходимая для заявки документация зависит от типа товара.

  • Выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции;
  • Декларация в свободном формате о стране-производителе;
  • Акт экспертизы ТПП;
  • Сертификат происхождения СТ-1;
  • Копия специального инвестиционного контракта.

Формат и порядок документации может изменяться и зависит от типа продукции, что регламентируется правительственной документацией.

Как подтвердить соответствие требованиям

Существуют два способа подтверждения соответствия требованиям: декларация и представление документов.

Декларация может быть в виде отдельного документа или в составе заявки. Конкретной формы закон не предусматривает, поэтому составляется она произвольно. Обычно это документ, в котором поставщик указывает свое наименование, юридический адрес, ИНН, а также подтверждает, что соответствует на дату подачи заявки единым требованиям.

Иногда требуется подтвердить соответствие требованиям иным документом. Из следующей таблицы видно, в каких случаях может применяться декларация, а когда — определенные документы.

Таблица. Документы для подтверждения соответствия участника единым требованиям

Требования Основание для требования Документы, которые предоставляет участник НПА
Участник должен соответствовать требованиям законодательства к лицам, поставляющим товар, или оказывающим услуги, которые представляют собой объект закупки Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Лицензия Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ
Свидетельство о допуске, которое выдала саморегулируемая организация Статья 52 ГК РФ, приказ Минрегиона от 30.12.2009 № 624
Другие Письмо Минэкономразвития от 28.05.2015 № Д28и-1542
Постановление Правительства от 29.12.2015 № 1457, письмо Минэкономразвития и ФАС от 28.04.2016 № 12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16
Статья 49 ГК РФ
Отсутствие судебного решения о банкротстве участника, непроведение ликвидации участника Пункт 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др.
Деятельность участника закупки не должна быть приостановлена Пункт 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др.
Участник не должен иметь недоимки по налогам, сборам Пункт 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др. Письмо Минэкономразвития от 30.09.2015 № Д28и-2971
Участник не должен быть судим за преступления в сфере экономики, не должен быть дисквалифицирован Пункт 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др. Письмо Минэкономразвития от 28.01.2015 № Д28и-166
Участник должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (если заказчик приобретет по контракту права на такие результаты) Пункт 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др.
У участника и заказчика не должно быть конфликта интересов Пункт 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др. Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016
Участник закупки не является офшорной компанией Пункт 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Выписка из ЕГРЮЛ Письмо Минэкономразвития от 08.02.2016 № Д28и-224; обзор судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016

Как применять ПП №2014 при проведении закупок

  1. Особенности формирования технического задания. 

При описании объекта закупки, осуществляемой для выполнения минимальной доли закупок российских товаров, необходимо указывать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики российских товаров, в том числе включенные в КТРУ. 

  1. Особенности расчета и обоснования НМЦК 

При определении идентичных и однородных товаров заказчик вправе учитывать только товары из ЕАЭС (в том числе включенные в Реестр российской промышленной продукции, Реестр евразийской промышленной продукции, Единый реестр российской радиоэлектронной продукции), а  также включенные в КТРУ характеристики (при наличии) соответствующих товаров.

Применяя метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заказчик направляет запрос информации о цене субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (ГИСП). 

Министерство промышленности и торговли РФ в письме от 2 марта 2021 г. N15387/12 разъяснило, что «…в случае недостаточности сведений о субъектах деятельности в сфере промышленности, включенных в ГИСП, заказчик вправе дополнительно запросить для обоснования НМЦК недостающую ценовую информацию у иных участников рынка, осуществляющих производство товара, являющегося предметом закупки, либо использовать информацию о ценах товара, содержащихся в единой информационной системе в сфере закупок, по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими контрактами». 

Из вышеуказанных разъяснений Минпромторга следует, что, если заказчик по запросам,  ценовой информации, направленным производителям, включенным в ГИСП, не получил достаточной информации, для расчета НМЦК по ПП №2014 он имеет право: 

  1. запросить ценовую информацию у иных производителей, не включенных в ГИСП, и использовать ее для расчета НМЦК; 
  2. пользоваться ценовой информацией из реестра контрактов ЕИС по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки. 

На сайте ГИСП (https://gisp.gov.ru/nmck/) Минпромторг РФ предлагает заказчикам в случае отсутствия достаточного количества компаний для определения НМЦК (менее 3-х) или отсутствия сведений об организациях в ГИСП:

– зафиксировать, что нужная информация отсутствует или представлена не в полном объеме (сделать скриншот из ГИСП) в целях предоставления обоснования для отчета о невыполнении установленной минимальной доли;

– направить в Минпромторг России информацию об отсутствии необходимых сведений в ГИСП (Metod@minprom.gov.ru).

Полагаем, что заказчик в этом случае также имеет право разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС (п.3.7.2.Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013г. №567) и пользоваться при расчете НМЦК предоставленной ценовой информацией от любого лица, ответившего на запрос.    

Что нужно знать о нормативном акте

Федеральный Закон РФ №44 выступает в качестве прямого регулятора всех отношений, которые осуществляются на государственном уровне. Соответствующий законопроект был принят Государственной Думой России 22 марта 2013 года.

В нормативном акте уделяется внимание следующей актуальной информации:

  • общие положения акта;
  • сфера применения и принцип заключения контрактов;
  • правила планирования операций в рамках государственных закупок;
  • характеристики сторон, выступающих в качестве поставщиков;
  • аспекты мониторинга в рассматриваемой сфере;
  • последние изменения, присущие операциям аудита;
  • сведения о решении спорных ситуаций в досудебном порядке;
  • особенности исполнения контрактных обязательств.

Последние изменения

Последние изменения Закона Российской Федерации №44 направляются на регулирование вопросов, которые касаются планирования графика закупочного процесса. Именно поэтому у многих государственных учреждений возникли дополнительные вопросы.

Практика показывает, что в большинстве случаев та или иная инстанция на муниципальном уровне не обладает должным набором навыков в рамках подготовки отчетности и составления графиков.

На законодательном уровне было принято решение о введении так называемой контрактной службы. Дополнительно сформировалась новая официальная должность – специалист в сфере государственных закупок.

В 2019 году при необходимости каждое учреждение может сформировать специализированные подразделения, которые будут привлекать квалифицированных специалистов в сфере организации свободных торгов.

Еще одно изменение затронуло порядок составления документации по закупочным объемам. Данная ситуация осложняется тем, что не так давно Правительством Российской Федерации были введены ограничения на импорт товаров с территории некоторых иностранных государств. Теперь всем заказчикам перед составлением документов нужно изучать единый реестр услуг и товаров, на которые действуют ограничения.

Последняя редакция рассматриваемого нормативного акта также коснулась ценообразования в рамках составляемых соглашений. Перед началом аукциона всем заказчикам нужно установить первоначальную стоимость

Дополнительно важно составлять сметы по всем лотам на базе анализа среднего порога цен

После получения Федеральным Законом №44 юридической силы удалось значительно упростить процедурные моменты проведения торгов. Это было достигнуто благодаря введению электронной площадки.

Для минимизации рисков, связанных с нарушением определенных сроков проведения аукциона, были введены специализированные схемы, благодаря которым удается осуществить качественную координацию действий подрядчиков по каждому лоту.

Основные пункты

Закон Российской Федерации №44 содержит в себе следующие основные пункты:

  1. Общие положения.
  2. Порядок планирования.
  3. Осуществление закупочных процедур.
  4. Мониторинг и аудит.
  5. Контроль в сфере государственных закупок.
  6. Порядок обжалования действий или бездействия заказчиков.
  7. Особенности проведения отдельных закупочных мероприятий.
  8. Заключительные положения.

Принципы госзакупок

Законодательство гласит, что контрактная система в системе государственных закупок всегда базируется на принципе открытости и прозрачности сведений о данных процедурах.

Среди дополнительных основополагающих принципов следует выделить следующие:

  • обеспечение профессионализма со стороны заказчиков;
  • стимулирование инновационных тенденций;
  • единство контрактной составляющей в системе государственных закупок;
  • несение ответственности за результат совершаемых мероприятий;
  • обеспечение государственных и муниципальных нужд;
  • эффективность осуществления основных процедур.

Как происходит выбор поставщиков

Положения рассматриваемого нормативного акта в значительной степени расширяют перечень способов, которые могут помочь в определении поставщиков.

Согласно последним изменениям поставщиков можно определить в рамках:

  • закрытых конкурсов;
  • открытых конкурсов;
  • торгов с ограниченным количеством участников;
  • конкурсов, состоящих из двух участников;
  • торгов, осуществляемых через электронные площадки;
  • запросов по котировкам;
  • запросов с предложениями.

Благодаря этому на законодательном уровне была значительно расширена специфика государственных закупок по разнообразным лотам. Это, в свою очередь, стало причиной увеличения количества проводимых аукционов с участием множества субъектов.

Понятие

Национальный режим в госзакупках представляет собой свод правил, закреплённых на законодательном уровне посредством ст. 14 44-ФЗ и предназначенных для защиты внутреннего рынка РФ.

Они касаются:

  • продукции, имеющей иностранное происхождение;
  • работ, услуг, выполняемых или оказываемых иностранными гражданами в процессе закупочной деятельности;
  • равных условий с российскими товарами, работами, услугами, которые поставляются, исполняются или предоставляются на условиях, оговорённых в международных договорах РФ.

При этом преследуются следующие цели:

  • обеспечить безопасность страны и поддержать её обороноспособность;
  • защитить конституционный строй государства;
  • активизировать развитие внутреннего рынка;
  • поддержать национальную экономику;
  • создать выгодные условия для отечественных производителей.

Страна происхождения товара

Предлагаем начать погружение в тему с определения СПТ. Итак…

Страна происхождения товара — страна, где товар был произведен или подвергнут серьезной обработке или переработке в соответствии с критериями достаточной переработки.

Страна происхождения товара может быть подтверждена участником закупки следующими документами:

— Сертификатом о происхождении товара СТ-1. Настоящий документ подтверждает факт производства товара в стране-экспортере и выдается соответствующим уполномоченным органом. В нашей стране таким органом является Торгово-промышленная палата.

— Декларацией страны происхождения товара. Этот документ представляет собой заявление, сделанное производителем товара, продавцом или иным лицом, которое отправляет товар из страны происхождения.

Образец декларации страны происхождения товара для участия в закупках по 44-ФЗ можно скачать здесь.

Эти документы необходимо предоставить в составе заявки в том случае, когда Заказчиком при проведении закупки установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (ст.14 44-ФЗ и Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155).

Подробнее о Приказе №155 вы можете узнать из этого видео:

Помимо Приказа №155 есть еще и Постановления Правительства РФ, устанавливающие «национальный режим» в различных сферах:

  • от 14.07.2014 г. № 656 (товары машиностроения);
  • от 11.08.2014 г. № 791 (товары легкой промышленности);
  • от 16.11.2015 г. № 1236 (программное обеспечение);
  • от 14.01.2017 г. № 9 (ТРУ для нужд обороны страны и безопасности государства);
  • от 05.02.2015 г. № 102 (медицинские изделия);
  • от 30.11.2015 г. № 1289 (лекарственные препараты);
  • от 26.09.2016 г. № 968 (радиоэлектронная продукция);
  • от 22.08.2016 г. № 832 (отдельные виды пищевых продуктов).